Научно-методический совет Минобрнауки России по Физике публикует отчет о своей деятельности
ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА ПО ФИЗИКЕ
ЗА 2009 - 2010 гг.
Деятельность Научно-методического совета (НМС) по физике после заседания Президиума в феврале 2009 года протекала в сложных условиях ускоренного реформирования российской системы высшего и среднего общего и профессионального образования, целью которого, в первую очередь, следует считать интеграцию России в общеевропейское образовательное пространство. В последние два года эта деятельность вступила в фазу конкретной технической реализации Россией механизмов создания единой европейской системы высшего профессионального образования (ВПО). В настоящее время фактически действует нормативная база двухуровневой системы ВПО, в том числе разработаны новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС 3-го поколения), основанные на компетентностном подходе к квалификационным характеристикам выпускников, на кредитно-модульной системе организации учебного процесса и т.д. Следует отметить, что переход на ФГОС-3 сопровождается уменьшением трудоемкости естественнонаучных дисциплин, в том числе математики и физики, особенно на начальном этапе обучения в вузах. Фактически ликвидирована дисциплина «Концепции современного естествознания», составляющая основу естественнонаучного компонента подготовки бакалавров в гуманитарных и социально-экономических областях. В связи с этим в педагогическом сообществе, по-прежнему, сохраняется мнение о высокой вероятности потери Россией ведущих позиций в области фундаментального образования.
Негативные процессы происходят и в средней школе. В обсуждаемом сейчас Федеральном государственном образовательном стандарте для старшей школы предлагается изучать только четыре обязательных предмета (Россия в мире, ОБЖ, физкультура и индивидуальный проект). Остальные предметы, в том числе математика, физика, история, русский язык и другие школьники могут выбирать по своему усмотрению. Результат уже известен. С 2009 года единый государственный экзамен (ЕГЭ) стал обязательным для поступления в вуз. Но физику как предмет, по которому сдается ЕГЭ, выбрали очень немногие выпускники средней школы, да и те показали весьма низкий балл. Очевидным является сейчас резкое снижение уровня подготовки школьников по физике, которое требует существенного пересмотра программы и методики преподавания вузовской физики. Эти и многие другие вопросы требуют безотлагательной реакции Научно-методического совета по физике, который пока еще сохраняет кредит доверия в научно-педагогическом сообществе.
Деятельность НМС по физике в отчетный период была сосредоточена на:
1) разработке структуры, содержания и примерных программ дисциплины «Физика», являющейся федеральным компонентом цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ВПО),
2) разработке и экспертизе типового учебно-лабораторного и демонстрационного оборудования по физике,
3) создании учебно-методической базы довузовской подготовки по физике,
4) формировании перспективных планов издания и переработки действующих учебников и учебных пособий по физике, подготовке заключений на учебные издания, представленные к присвоению грифа,
5) разработке рекомендаций по структуре и содержанию тестов по физике в рамках единого государственного экзамена (ЕГЭ) и Федерального Интернет-тестирования базовых знаний, которое проводится Росаккредагентством.
6) проведении оценки планов и результатов научно-методических разработок по вопросам организации учебного процесса и т.д.
Для организации этой работы в составе НМС по физике существуют четыре секции («Физическое образование в классических университетах», «Физическое образование в технических вузах», «Физическое образование в педагогических вузах», «Физическое образование в медицинских и сельскохозяйственных вузах») и пять постоянно действующих комиссий («Довузовская подготовка в области физического образования», «Учебный физический эксперимент», «Информационные технологии в системе физического образования», «Учебная литература и редакционно-издательская деятельность в сфере физического образования», «Переподготовка и повышение квалификации преподавателей физики»). В состав Президиума, секций и комиссий НМС по физике входят около 150 авторитетных ученых ведущих вузов страны, представляющих все регионы России. Председателем НМС по физике является академик РАН Ж.И.Алферов.
Основными показателями деятельности НМС по физике в 2009-2010 гг. являются следующие.
- НМС по физике активно участвовал в организации и проведении масштабных научно-методических конференций, таких как «Физика в системе современного физического образования» (2009, Санкт-Петербург), «Современный физический практикум» (2010, Минск), играющих важную интегрирующую роль в сохранении и развитии уровня фундаментального физического образования в России. Существенную координирующую роль играл НМС по физике при подготовке научно-методических конференций, совещаний, школ-семинаров, организуемых секциями Совета. Примерами могут служить ежегодные конференции по проблемам преподавания физики, проводимых Ассоциацией технических вузов России (Москва, МАИ), конференции по проблемам физического образования студентов педагогических направлений и специальностей (Санкт-Петербург, РГПУ).
- Совместно с НМС по математике и НМС по информатике НМС по физике активно участвовал в организации международных конференций «Наука в вузах: математика, физика, информатика. Проблемы высшего и среднего профессионального образования» «Математика, информатика, физика, их приложения и роль в образовании», (Москва, РУДН, 2009), «Образование, наука и экономика в вузах. Интеграция в международное образовательное пространство» (2010, Плоцк, Польша). Кроме того, секции НМС по физике постоянно проводили организационную и научно-методическую работу на местах, инициируя университетские, городские, республиканские конференции, выезды в сельские районы с лекциями о современных проблемах физики, участвуя в организации олимпиад и т.п. Большинство таких конференций сопровождалось изданием тезисов докладов, трудов и материалов. Следует также отметить важную роль журнала «Физическое образование в вузах» в публикации материалов этих конференций.
- Активно велась работа по формированию перспективных планов издания и переработки существующих учебников и учебных пособий по физике. Члены Президиума НМС по физике входят в редакционно-издательские советы, общественные редколлегии таких известных издательств как ФИЗМАТЛИТ, «ЛАНЬ», «ВЫСШАЯ ШКОЛА» и другие. В настоящее время издательством «ЛАНЬ» при непосредственном участии НМС по физике продолжается публикация учебников и учебных пособий серии «Классическая учебная литература по физике». В 2009 году эта серия получила награду Правительства Санкт-Петербурга, став победителем в номинации «Лучшие товары в Санкт-Петербурге».
- Большую конкретную работу НМС по физике проводит по рецензированию учебных изданий, представленных к присвоению грифа Минобразования и науки России. За последние два года 15 учебных изданий рекомендовано к присвоению грифа Министерства образования и науки России и грифа НМС по физике.
- НМС по физике сотрудничает с Федеральным институтом педагогических измерений по вопросу совершенствования структуры и содержания тестов по физике в рамках единого государственного экзамена (ЕГЭ). Формируя объективную позицию по этому вопросу, НМС по физике стремится к тому, чтобы усилить положительные стороны этой формы итоговой аттестации. Конкретным результатом этой работы стало утверждение кодификатора элементов содержания по физике для составления контрольных измерительных материалов ЕГЭ, экспертиза качества этих контрольных материалов.
- НМС по физике активно включился в анализ деятельности Федерального экзамена в сфере профессионального образования (ФЭПО), который проводится Росаккредагентством (г. Йошкар-Ола) в форме Интернет-тестирования базовых знаний.
- Одним из острых вопросов, находящихся в поле зрения НМС по физике, является содержание и трудоемкость дисциплины «Физика» как федерального компонента цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин. В связи с этим можно отметить конкретную роль членов Президиума НМС по физике в разработке Требований к ФГОС-3 и Примерной программы по физике для разных направлений подготовки бакалавриата.
- Активно работает Комиссия по физическому эксперименту. Разработаны «Требования к оснащению физического практикума», проведен анализ состояния лабораторного практикума и демонстрационного оборудования в вузах. При участии этой комиссии, а также российских и зарубежных (в первую очередь, PHYWE) фирм-производителей учебного оборудования на всех крупных научно-методических конференциях были организованы выставки современного оборудования для лабораторных физических практикумов и лекционных демонстраций по физике. Результатом этого является заметное повышение внимания со стороны профессоров, преподавателей высшей и средней школы к экспериментальному компоненту физического образования и повышение технического и методического уровня физических кабинетов и лабораторий физического практикума.
- Финансовое обеспечение деятельности Совета осуществлялось за счет средств Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, а также средств, полученных по договорам о рецензировании учебных изданий, которые аккумулировались на специальном счете в СПбГПУ. Расходы на функционирование НМС по физике складывались в основном из затрат на рецензирование, на командировки, приобретение канцелярских принадлежностей и проведение заседаний Президиума НМС по физике.
За отчетный период в деятельности НМС по физике за отчетный период имел место ряд недостатков.
1. НМС по физике, по-прежнему, недостаточно активно принимал участие в планировании и выполнении научно-методических работ по линии Министерства образования и науки России, хотя некоторые члены Совета эту работу выполняли по инициативе своих вузов и УМО. То же самое можно сказать и об участии НМС по физике в экспертных советах Минобразования и науки России в области физического образования.
2. Мало внимания уделялось популяризации физических знаний среди населения, противодействию проникновения в общество антинаучных представлений и предрассудков.
3. Требует усиления издательская деятельность НМС по физике (бюллетени, научно-методические сборники и т.п.), отражающая различные направления работы Совета и формирующая его позицию по актуальным вопросам реформы образовательной системы России, в частности, по интеграции России в европейское образовательное пространство.
4. Недостаточной следует признать взаимодействие НМС по физике с Координационным советом по ЕН-циклу Минобрнауки России и УМО по различным направлениям подготовки бакалавров и дипломированных специалистов.
Какие задачи и направления деятельности НМС по физике следует признать особенно актуальными в настоящее время?
- Реализация концепции «бакалавр-специалист» и «магистр-специалист» приведет к сокращению фундаментального компонента ВПО. Основанием для такого мнения является уменьшение более чем на треть трудоемкости (в том числе объема аудиторных занятий) дисциплин общего математического и естественнонаучного цикла. В связи с этим очень важно продолжить работу по формированию нормативных документов, определяющих минимальную трудоемкость и содержание дисциплины «Физика» в требованиях к ФГОС-3. При этом следует учитывать современную систему уровневых индикаторов (базовый – промежуточный – продвинутый – специализированный) и типовых характеристик курсов (основной – поддерживающий – факультативный). Наряду с этим следует активизировать поиск и совершенствование образовательных технологий и методов оценки качества результатов учебного процесса, в том числе с учетом требований к компетентностным качествам обучаемого на выходе образовательного процесса.
- Важным направлением деятельности Совета следует считать изучение и распространение передового российского и зарубежного опыта преподавания физики в высшей и средней школе.
- Требуется усилить непосредственное участие НМС по физике в разработке планов НИР по проблемам методики преподавания физики и другим проблемам образования по линии Министерства образования и науки России, а также организовать выполнение таких НИР под эгидой НМС по физике.
- Следует активизировать экспертизу научных, научно-методических разработок учебной литературы, образцов и комплектов лабораторного и демонстрационного оборудования, в том числе в связи с присвоением грифов НМС по физике и грифов Министерства образования и науки РФ.
- Требует усиления организационная работа НМС по физике. Следует активнее участвовать в организации и проведении научно-методических конференций и семинаров различного уровня. По-прежнему актуальным является организация совещаний заведующих кафедрами физики вузов России, осуществление научно-методической координации деятельности региональных и городских методических объединений преподавателей физики.
Поделиться
Получайте материалы на почту
Присылаем письма не чаще раза в неделю, вы всегда можете отписаться.