Новости

13.09.2017

Минобрнауки России в письме заместителя министра образования и науки Л.М. Огородовой от 31 августа 2017 г. № ЛО-1754/05 направляет информацию о проведении отбора образовательных организаций высшего образования по созданию университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов.

Минобрнауки России в письме заместителя министра образования и науки Л.М. Огородовой от 31 августа 2017 г. № ЛО-1754/05 направляет информацию о проведении отбора образовательных организаций высшего образования по созданию университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов.
 
Текст документа можно скачать в подразделе ПИСЬМА раздела МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ по ссылке:
 
 
Письмо Министерства образования и науки РФ от 31 августа 2017 г. N ЛО-1754/05
 
В рамках реализации приоритетного проекта "Вузы как центры пространства создания инноваций" по основному направлению стратегического развития "Образование", паспорт которого утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол N 9 от 25 октября 2016 г.), Минобрнауки России проводит отбор образовательных организаций высшего образования по созданию университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов (далее - отбор).
Участником отбора может стать любая образовательная организация высшего образования (далее - образовательная организация), соответствующая критериям, указанным в Модели и параметрах мониторинга университетского центра инновационного, технологического и социального развития регионов, утвержденных заместителем Министра образования и науки Российской Федерации Огородовой Л.М. (далее - Модель) (прилагается).
Для участия в отборе образовательная организация, на базе которой планируется создание университетского центра, должна подать заявку, оформленную в соответствии с требованиями, представленными в Модели.
Заявка на участие в отборе направляется в адрес Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России с сопроводительным письмом, подписанным руководителем образовательной организации, в срок до 1 октября 2017 г. Итоги отбора будут подведены в декабре 2017 года.
Телефоны для консультаций: (499) 681-03-87 (доб. 4052), (495) 629-16-76
Приложение на 12 л. в 1 экз.
 
 
Л.М. Огородова
 
 
Модель и параметры мониторинга университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов
(Приоритетный проект "Вузы как центры пространства создания инноваций")
 
В рамках реализации Приоритетного проекта "Вузы как центры пространства создания инноваций" (далее - приоритетный проект) необходимо создать университетские центры инновационного, технологического и социального развития регионов (далее - университетские центры).
Целью создания университетских центров является включение университетов в решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Ключевыми направлениями деятельности университетских центров является содействие в формировании привлекательной социальной среды, нового качества жизни в регионах, использование и участие в разработке, и обеспечении доступа к современным технологиям, создании и развитии в регионах отраслей экономики знаний и экономики впечатлений, создании предпосылок и условий для обновления структуры экономики региона.
Университетским центром должна являться образовательная организация высшего образования (далее - университет), соответствующая определенным требованиям и выполняющая указанные задачи.
Задачи университетских центров.
Перед университетскими центрами, вне зависимости от их направленности (инновационной, технологической или социальной), ставятся следующие задачи:
обеспечить капитализацию образовательных, научных и технологических результатов в отраслях региона;
создать условия для реализации проектно-ориентированных образовательных программ инженерного, медицинского, социально-экономического, педагогического профилей и отдельных программ естественнонаучного и гуманитарного профилей, предполагающих командное выполнение проектов полного жизненного цикла;
обеспечить гармонизацию тематик приоритетных разработок на базе университета со Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации;
участие в обеспечении условий для системного взаимодействия с научными организациями, в том числе с академическими институтами Российской академии наук и предприятиями, посредством создания базовых кафедр, реализации совместных образовательных программ и научных проектов, стимулирующих повышение эффективности научных исследований и технологических разработок и привлекающих в университеты талантливых молодых ученых;
участие в обеспечении условий для реализации непрерывного образования, повышения информационной, финансовой и правовой грамотности граждан, развития профессиональной компетентности преподавателей.
Кроме того, для университетских центров различной направленности выделяются отдельные задачи.
- для университетских центров инновационного развития регионов:
Развивать инновационные экосистемы, обеспечивающие кратное увеличение доходов университетов от коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (оказание наукоемких и "культуроемких" услуг, выпуск инновационной продукции, реализацию объектов интеллектуальной собственности, управление долями в хозяйственных обществах и хозяйственных партнерствах);
обеспечить вовлечение студентов, аспирантов и научно-педагогических работников в инновационную и предпринимательскую деятельность.
- для университетских центров технологического развития регионов:
сформировать отраслевые центры инжиниринга, обеспечивающие технологическую и бизнес-инфраструктуру для содействия компаниям в реализации проектов по направлениям Национальной технологической инициативы на глобальных рынках и продвижению инновационных научно- исследовательских разработок;
обеспечить реализацию проектно-ориентированных программ магистратуры и магистратуры по технологическому предпринимательству и/или управлению технологическими проектами с вовлечением предприятий реального сектора экономики;
обеспечить развитие студенческого технологического предпринимательства, создание и функционирование стартап-акселераторов и программ поддержки инновационного предпринимательства с участием институтов развития.
- для университетских центров социального развития регионов:
обеспечить реализацию проектно-ориентированных программ магистратуры и магистратуры по социальному предпринимательству и/или управлению социальными проектами с вовлечением организаций реального сектора экономики, включая СО НКО;
обеспечить развитие студенческого социального предпринимательства, создание и функционирование стартап-акселераторов и программ поддержки социального предпринимательства с участием институтов развития, в том числе в целях создания студентами, аспирантами, и выпускниками СО НКО.
 
 
4. Университеты, желающие участвовать в проекте создания университетских центров, разрабатывают и представляют в Минобрнауки России программные документы по трансформации университета в университетский центр. Программные документы должны быть интегрированы в общую программу развития университета, увязаны со стратегией развития региона и содержать "дорожную карту" мероприятий по трансформации университета и достижению целевых значений показателей результативности и анкету с указанием текущих значений показателей результативности.
 
 
Оценка соответствия университетов базовым требованиям проводится Минобрнауки России на основании статистических данных, представленных университетами в формах статистического наблюдения ВПО-1, ВПО-2 и в форме "1-Мониторинг" за год, предшествующий подаче заявки.
 
 
Наименование показателя
Единица измерения
Группы регионов
1*
2**
3***
Средний балл ЕГЭ абитуриентов, поступивших на очную форму обучения
балл
66
63
60
Объем НИОКР в расчете на одного НПР
тыс. рублей
115
110
87
Доля доходов из средств от приносящей доход деятельности в доходах по всем видам финансового обеспечения университета
процент
40
35
28
Доля студентов очной формы обучения по программам магистратуры и аспирантуры в общем контингенте очной формы обучения
процент
10
10
10
Доля слушателей программ дополнительного профессионального образования в общей численности студентов очной формы
процент
40
40
40
 
______________________________
 
 
 
 
3. Передача университету в безвозмездное пользование, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации (или муниципальной собственности) объектов инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационно-технологические центры инжиниринговые центры, центры сертификации, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования научным оборудованием, центры инновационного консалтинга и т.д.), при их наличии.
В целях координации деятельности по реализации мероприятий ключевых проектов, направленных на развитие региона, в субъектах Российской Федерации созданы региональные проектные офисы.
Справочно:
Региональный проектный офис - координационно-контрольный орган в сфере управления проектной деятельностью, организующий планирование, реализацию и контроль проектной деятельности, обладающий полномочиями в части организации межведомственного взаимодействия и общей координации реализации проектов (программ проектов) и портфеля проектов, направленных на развитие региона. Основными целями деятельности регионального проектного офиса является подготовка предложений по нормативно-правовому регулированию в сфере управления проектной деятельностью, обеспечение организационно-методического сопровождения проектной деятельности, координация и контроль управления проектной деятельностью, направленной на реализацию ключевых проектов.
ГАРАНТ:
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
 
 
N
Наименование показателя результативности
Единица измерения
Значение
текущее
1 год*
2 год
3 год
 
Основные показатели
 
П1
Доля численности студентов (приведенного контингента), обучающихся по проектно-ориентированным образовательным программам инженерного, социально-экономического, педагогического естественнонаучного и гуманитарного профилей, предполагающим командное выполнение проектов полного жизненного цикла, в общей численности студентов (приведенный контингент)
процент
П2
Доля средств, поступивших за отчетный период от выполнения за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов работ и услуг, связанных с научными, научно-техническими, творческими разработками и услугами, в общем объеме средств, поступивших за отчетный период от выполнения работ, услуг, связанных с научными, научно-техническими, творческими разработками и услугами
тыс. руб.
П3
Количество студентов, аспирантов, научных сотрудников и преподавателей университета, выигравших конкурсы, получившие гранты или иные формы поддержки от российских институтов развития;
человек
П4
Количество сетевых образовательных программ реализуемых совместно с ведущими вузами, опорными университетами, академическими институтами Российской академии наук, государственными научными институтами
единиц
П5
Доля выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится университет, в общей численности выпускников, обучавшихся по основным образовательным программам высшего образования
процент
П6
Численность слушателей, прошедших обучение по программам дополнительного образования университета (продолжительностью не менее 12 часов), в том числе сотрудников СО НКО и социального предпринимательства
человек
П7
Совокупное число пользователей социальных сервисов, созданных за отчетный период на базе университета (юридические клиники, волонтерские движения, просветительские семинары и т.д.)
человек
 
Вариативные показатели (для университетских центров инновационного развития региона)
 
П8.1
Количество используемых университетом объектов инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационно-технологические центры инжиниринговые центры, центры сертификации, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования научным оборудованием, центры инновационного консалтинга и т.д.), в том числе, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности
единиц
П9.1
Объем доходов университета от управления результатами интеллектуальной деятельности (продажа патентов и лицензий), доходы от участия в капитале инновационных компаний, доходы от заказных НИОКР, доходы от предоставляемых услуг, учрежденных инжиниринговых центров и других высокотехнологичных и интеллектуальных сервисов
тыс. руб.
 
Вариативные показатели (для университетских центров технологического развития региона)
 
П8.2
Доля образовательных программ, в которые включены модули по технологическому предпринимательству, в общем количестве реализуемых образовательных программ
процент
П9.2
Количество технологических проектов, ежегодно реализуемых университетом за счет средств предприятий, организаций региональной экономики, регионального и муниципального бюджетов университетом
единиц
 
Вариативные показатели (для университетских центров социального развития региона)
 
П8.3
Доля образовательных программ, в которые включены модули по социальному предпринимательству, в общем количестве реализуемых образовательных программ
процент
П9.3
Количество социально ориентированных некоммерческих организаций, субъектов малого и среднего бизнеса, созданных студентами, аспирантами, и выпускниками университета
единиц
 
 - текущие значения показателей результативности представляются университетом в анкете, приложенной к заявке университета, и отражают деятельность университета за предыдущий календарный год;
, ,  - целевые значения показателей результативности на 1, 2 и 3 год реализации проекта, соответственно.
Если текущее значение показателя равно "0", для расчета целевых значений показателя принимается значение равное 50% от среднего текущего значения данного показателя во всех заявках, поданных университетами в текущем году.
Если единица измерения показателя "процент" и рассчитанное целевое значение показателя более 100%, целевое значение показателя принимается за 100%.
Если при расчете целевых значений показателей, выраженных в единицах измерения "единица" и "человек", получаются дробные значения, они округляются до целого значения. Дробные значения показателей, выраженных в единицах измерения "тыс. руб." и "процент", округляются до десятичного знака.
После третьего года реализации проекта (постпроектный период), значения показателей результативности должны быть не ниже значений, установленных для третьего года реализации проекта.
"Дорожная карта" должна быть детализирована по годам, начиная с текущего года, и включать:
- описание планируемых мероприятий;
- описание результата реализации мероприятий;
- срок реализации мероприятий;
- объем и источники финансирования реализации мероприятий;
- перечень показателей, на которые влияют мероприятия.
Программные документы и "дорожная карта" должны быть согласованы с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
По окончании третьего года реализации проекта, университетский центр переходит в постпроектный период.
Направленность университетского центра определяется в зависимости от выполненного университетом блока "Вариативные показатели ..."*.
Соответствие указанным условиям должно соблюдаться университетом до завершения реализации проекта.
 
______________________________