Утвержден ФГОС ВО по направлению подготовки 27.04.07 Наукоемкие технологии и экономика инноваций (далее соответственно - программа магистратуры, направление подготовки).
14.05.2015
Утвержден ФГОС ВО по направлению подготовки 27.04.07 Наукоемкие технологии и экономика инноваций (далее соответственно - программа магистратуры, направление подготовки).
Файл с текстом стандарта размещен в разделе ФГОС ВО сайта www.fgosvo.ru
Ссылка на файл: http://fgosvo.ru/270407
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2015 г. N 306
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 27.04.07 Наукоемкие технологии и экономика инноваций (уровень магистратуры)"
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 27.04.07 Наукоемкие технологии и экономика инноваций (уровень магистратуры)"
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 27.04.07 Наукоемкие технологии и экономика инноваций (уровень магистратуры).
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 декабря 2010 г. N 1873 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 222300 Наукоемкие технологии и экономика инноваций (квалификация (степень) "магистр")" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 января 2011 г., регистрационный N 19584);
пункт 140 изменений, которые вносятся в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки, подтверждаемого присвоением лицам квалификации (степени) "магистр", утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 1975 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июня 2011 г., регистрационный N 21200).
Министр
|
Д.В. Ливанов
|
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 апреля 2015 г.
Регистрационный N 37056
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования
Уровень высшего образования
Магистратура
Направление подготовки
27.04.07 Наукоемкие технологии и экономика инноваций
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2015 г. N 306)
Уровень высшего образования
Магистратура
Направление подготовки
27.04.07 Наукоемкие технологии и экономика инноваций
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2015 г. N 306)
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ магистратуры по направлению подготовки 27.04.07 Наукоемкие технологии и экономика инноваций (далее соответственно - программа магистратуры, направление подготовки).
В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:
ОК - общекультурные компетенции;
ОПК - общепрофессиональные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;
сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ.
Объем программы магистратуры составляет 120 зачетных единиц (далее - з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы магистратуры с использованием сетевой формы, реализации программы магистратуры по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.
в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 2 года. Объем программы магистратуры в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;
в очно-заочной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий увеличивается не менее чем на 3 месяца и не более чем на полгода по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения;
при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на полгода по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы обучения. Объем программы магистратуры за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з.е.
Конкретный срок получения образования и объем программы магистратуры, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной форме обучения, а также по индивидуальному учебному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
осуществление конкретных высокотехнологических инновационных проектов, включая исследования технологий и рынков, разработку научных идей, изобретательство, опытно-конструкторские разработки, защиту интеллектуальной собственности, деятельность по трансферу и коммерциализации новых высоких, в том числе, информационных технологий, новой продукции, созданной на базе новых технологий, а также новых услуг, поддерживаемых новыми технологиями, финансово-управленческую деятельность в сфере высоких технологий;
осуществление конкретных инфраструктурных инновационных проектов, нацеленных на формирование целостной многоуровневой национальной инфраструктуры поддержки и стимулирования наукоемких инноваций и всех ее функциональных элементов, включая экономические, правовые, финансовые, информационные, организационные и управленческие механизмы и инструменты сопровождения разработки высоких технологий и их коммерциализации;
обеспечение деятельности национальной инновационной инфраструктуры на всех ее уровнях и во всех функциональных подсистемах;
исследовательскую, аналитическую, проектную, организационную и управленческую деятельность в области инноваций в наукоёмкой сфере и технологий наукоемких инноваций, использующую подходы, модели и методы математики, физики, экономики и других естественных и социально-экономических наук в соответствии с избранной предметной областью инноваций.
новая наукоёмкая продукция и услуги, объекты техники и технологии, перспективные для внедрения в сфере производства, распределения и потребления по направлениям науки и техники и по профилям предметной деятельности;
процессы жизненного цикла наукоёмких и инфраструктурных инноваций, включая исследования и разработки, изобретательскую деятельность, процессы инженерного цикла и бизнес цикла инноваций, в том числе посевные и венчурные инвестиции;
сфера наукоёмких и инфраструктурных инноваций как социально-экономический феномен;
математические, физические, социально-экономические модели, методы и средства фундаментальных и прикладных исследований и разработок в сфере наукоёмких и инфраструктурных инноваций по профилям предметной деятельности.
научно-исследовательская и аналитическая;
изобретательская, конструкторская и производственно-технологическая;
проектно-управленческая;
финансово-инвестиционная;
предпринимательская.
При разработке и реализации программы магистратуры организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится магистр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.
Программа магистратуры формируется организацией в зависимости от видов деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:
ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа академической магистратуры);
ориентированной на производственно-технологический, практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа прикладной магистратуры).
научно-исследовательская и аналитическая деятельность:
проведение теоретических и прикладных исследований;
проведение наблюдений и измерений, выполнение экспериментов, обработка полученных данных;
разработка методик, подготовка научных, технических и аналитических отчётов;
изобретательская, конструкторская и производственно-технологическая деятельность:
изобретения в области высоких технологий и наукоемкой продукции;
проектирование, разработка и освоение новых технологий, новых объектов техники, новой продукции и услуг;
выполнение работ по стандартизации технологий, объектов новой техники, новой наукоёмкой продукции;
реинжиниринг технологий и бизнес процессов;
проектно-управленческая деятельность:
разработка и реализация проектов инновационной направленности; организация работы проектных коллективов, занимающихся разработкой и освоением новых технологий, объектов новой техники, новой наукоёмкой продукции и услуг;
проектирование и создание организационных структур для сопровождения наукоемких и инфраструктурных инноваций;
проведение экспертиз инновационных проектов;
управление исследованиями и разработками в крупных компаниях;
защита интеллектуальной собственности;
финансово-инвестиционная деятельность:
управление финансами малой технологической компании, финансовый анализ и контроль;
бизнес-планирование в инновационной технологической компании;
осуществление посевных и венчурных инвестиций в наукоемкий бизнес;
предпринимательская деятельность:
генерация инновационных предложений в области высоких технологий, разработка и осуществление наукоемких инноваций;
привлечение посевных и венчурных инвестиций в наукоемкий бизнес;
организация и управление деятельностью малой технологической компании.
способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3).
готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);
готовностью использовать для решения коммуникативных задач современные информационные технологии и инструментальные средства (ОПК-2);
готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-3);
готовностью применять современную методологию научного анализа, методы моделирования, теоретического и экспериментального исследования при решении профессиональных задач (ОПК-4);
готовностью ставить новые задачи, обнаруживать новые связи в предметах обсуждения, интегрировать имеющиеся знания в исследованиях и разработках, обосновывать целесообразность их проведения (ОПК-5);
готовностью самостоятельно осваивать новые дисциплины и методы исследований и разработок, готовностью к профессиональной мобильности (ОПК-6).
научно-исследовательская и аналитическая деятельность:
готовностью сформулировать цели и задачи прикладного исследования, выбрать метод исследования, привлечь необходимые ресурсы, организовывать выполнение работ, довести прикладное исследование до конечного результата (ПК-1);
готовностью понять естественнонаучную и социально-экономическую природу изучаемых явлений и процессов, готовностью абстрагироваться и выделить сущностные черты явлений и процессов с целью анализа и построения адекватной количественной или качественной модели (ПК-2);
готовностью планировать и осуществлять наблюдения и измерения, владение методами систематизации и анализа научно-технической, технологической, социально-экономической информации, способностью интерпретировать данные и выделять из них существенные результаты (ПК-3);
готовностью к составлению научных, технических и аналитических отчётов, публикаций и презентаций, в том числе с использованием современных информационных технологий, пониманием важности документирования результатов прикладной исследовательской и аналитической деятельности (ПК-4);
изобретательская, конструкторская и производственно-технологическая деятельность:
готовностью к решению изобретательских задач, владением основами изобретательской деятельности (ПК-5);
готовностью к проведению опытно-конструкторских работ по разработке новых технологий, новых объектов техники, новой наукоёмкой продукции и услуг, знанием процессов инженерного цикла индустриальных инноваций (ПК-6);
готовностью следовать техническим и технологическим стандартам и регламентам при проведении опытно-конструкторских работ и осуществлении производственно-технологической деятельности, готовностью к разработке новых стандартов и регламентов и их внедрению (ПК-7);
готовностью к проведению реинжиниринга технологий и бизнес процессов на базе современных достижений науки и техники (ПК-8);
проектно-управленческая деятельность:
готовностью управлять наукоемкими инновациями на основе проектной парадигмы (ПК-9);
готовностью организовывать и управлять междисциплинарной проектной командой, обеспечивать необходимое разделение ролей и обязанностей, организовывать внутрикомандную кооперацию в ходе осуществления сложных междисциплинарных проектов (ПК-10);
готовностью выбрать, обосновать, спроектировать и реализовать организационно-правовую форму сопровождения конкретного инновационного проекта, способностью к использованию в деятельности организации современных прикладных стандартов и инструментов в области управления проектами, систем управления качеством, оценки инвестиций и бизнеса, моделирования бизнес-процессов, реинжиниринга (ПК-11);
готовностью осуществлять экспертизу наукоёмких инновационных проектов с учётом социальных и экологических последствий инновационной деятельности (ПК-12);
готовностью управлять исследованиями и разработками в крупных компаниях с учетом организационных аспектов осуществления инноваций в крупных компаниях (ПК-13);
готовностью правильно выбрать форму защиты интеллектуальной собственности конкретного новшества, умением и готовностью осуществить патентный поиск и проверку патентной чистоты, подготовить патентную заявку (ПК-14);
финансово-инвестиционная деятельность:
готовностью осуществлять управление финансами малой технологической компании, умением выполнять анализ финансовой отчетности высокотехнологических компаний (ПК-15);
готовностью разрабатывать бизнес-план конкретного инновационного проекта, включая разработку продукта, технологии, анализ рынка, развитие бизнеса, подготовку к публичности (ПК-16);
готовностью проводить оценку эффективности и финансовой реализуемости инновационных проектов с целью принятия решений об осуществлении посевных или венчурных инвестиций (ПК-17);
предпринимательская деятельность:
готовностью сгенерировать инновационное предложение под заданную проблему или под заданную технологическую идею, готовностью разрабатывать инновационный проект для реализации инновационного предложения, привлечь необходимые финансовые, материальные и человеческие ресурсы и организовывать его эффективное исполнение (ПК-18);
готовностью привлечь для нового бизнеса посевные и венчурные финансовые ресурсы бизнес-ангелов, посевные и венчурные фонды (ПК-19);
готовностью реализовывать в виде юридического лица организационно-правовую форму сопровождения конкретного инновационного проекта и обеспечивать его реализацию с целью вывода на рынок новой высокой технологии, нового продукта, новых услуг (ПК-20).
Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.
Блок 2 "Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)", который в полном объеме относится к вариативной части программы.
Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, утверждаемом Министерством образования и науки Российской Федерации*.
Таблица
Структура программы магистратуры
|
Объем программы магистратуры
в з.е.
|
|
Дисциплины (модули)
|
51 - 60
|
|
Базовая часть
|
15 - 18
|
|
33 - 45
|
||
Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)
|
51 - 63
|
|
51 - 63
|
||
Государственная итоговая аттестация
|
6 - 9
|
|
Объем программы магистратуры
|
120
|
6.4. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы магистратуры, практики (в том числе НИР) определяют направленность (профиль) программы. Набор дисциплин (модулей) и практик (в том числе НИР), относящихся к вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)" и Блока 2 "Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)" программ академической или прикладной магистратуры, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. После выбора обучающимся направленности (профиля) программы набор соответствующих дисциплин (модулей), практик (в том числе НИР) становится обязательным для освоения обучающимся.
6.5. В Блок 2 "Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)" входят учебная и производственная, в том числе преддипломная практики.
Типы учебной практики:
практика по получению первичных профессиональных умений и навыков.
Типы производственной практики:
практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности;
НИР.
Способы проведения учебной и производственной практик:
стационарная;
выездная.
Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.
При разработке программ магистратуры организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры. Организация вправе предусмотреть в программе магистратуры иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.
Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.
6.6. В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к защите и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).
6.7. При разработке программы магистратуры обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специализированные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)".
6.8. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа, в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)" должно составлять не более 75 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию этого Блока.
Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:
доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;
проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети "Интернет".
Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации**.
7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).
70 процентов для программы академической магистратуры;
50 процентов для программы прикладной магистратуры.
30 процентов для программы академической магистратуры;
50 процентов для программы прикладной магистратуры.
7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программ магистратуры.
Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей).
Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы магистратуры, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени сложности. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.
В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.
7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы магистратуры должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. N 638 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2013 г., регистрационный N 29967).
______________________________
* Подпункт 5.2.1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776).
** Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, ст. 4243), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927; N 30, ст. 4217, ст. 4243).
*** Пункт 4 Правил осуществления мониторинга системы образования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4378).
Поделиться
Получайте материалы на почту
Присылаем письма не чаще раза в неделю, вы всегда можете отписаться.