Утвержден ФГОС ВО по направлению подготовки 38.04.03 Управление персоналом (далее соответственно - программа магистратуры, направление подготовки).
14.05.2015
Утвержден ФГОС ВО по направлению подготовки 38.04.03 Управление персоналом (далее соответственно - программа магистратуры, направление подготовки).
Файл с текстом стандарта размещен в разделе ФГОС ВО сайта www.fgosvo.ru
Ссылка на файл: http://fgosvo.ru/380403
Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2015 г. N 367
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.03 Управление персоналом (уровень магистратуры)"
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.03 Управление персоналом (уровень магистратуры)"
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.03 Управление персоналом (уровень магистратуры).
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. N 2009 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080400 Управление персоналом (квалификация (степень) "магистр")" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 марта 2011 г., регистрационный N 20065);
пункт 74 изменений, которые вносятся в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки, подтверждаемого присвоением лицам квалификации (степени) "магистр", утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 1975 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июня 2011 г., регистрационный N 21200).
Министр
|
Д.В. Ливанов
|
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 апреля 2015 г.
Регистрационный N 37058
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования
Уровень высшего образования
Магистратура
Направление подготовки
38.04.03 Управление персоналом
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2015 г. N 367)
Уровень высшего образования
Магистратура
Направление подготовки
38.04.03 Управление персоналом
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2015 г. N 367)
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ магистратуры по направлению подготовки 38.04.03 Управление персоналом (далее соответственно - программа магистратуры, направление подготовки).
В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:
ОК - общекультурные компетенции;
ОПК - общепрофессиональные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;
сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ.
Объем программы магистратуры составляет 120 зачетных единиц (далее - з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы магистратуры с использованием сетевой формы, реализации программы магистратуры по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.
в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 2 года. Объем программы магистратуры в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;
в очно-заочной или заочной формах обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий увеличивается не менее чем на 3 месяца и не более чем на полгода по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения;
при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на полгода по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы обучения. Объем программы магистратуры за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з.е.
Конкретный срок получения образования и объем программы магистратуры, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной или заочной формах обучения, а также по индивидуальному учебному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
разработку философии, концепции кадровой политики и стратегии управления персоналом, кадровое планирование и маркетинг персонала;
найм, оценку, прием, аудит, контроллинг и учет персонала, социализацию, профориентацию, адаптацию и аттестацию персонала;
трудовые отношения;
управление трудовым потенциалом и интеллектуальным капиталом персонала и организации;
правление этическими нормами поведения, организационной культурой, конфликтами и стрессами, управление занятостью;
организацию, нормирование, регламентацию, безопасность, условия и дисциплину труда;
развитие персонала: обучение, в том числе повышение квалификации и профессиональная переподготовка, стажировку, управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением, управление кадровым резервом, мотивацию и стимулирование персонала, в том числе оплата труда;
социальное развитие персонала;
работу с высвобождающимся персоналом;
организационное проектирование, формирование и развитие системы управления персоналом, в том числе ее организационной структуры;
кадровое, нормативно-методическое, делопроизводственное, правовое и информационное обеспечение управления персоналом;
оценку и бюджетирование затрат на персонал, а также - экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом;
управленческий (в том числе кадровый) консалтинг.
службы управления персоналом организаций любой организационно-правовой формы в промышленности, торговле, на транспорте, в банковской, страховой, туристической и других сферах деятельности;
службы управления персоналом государственных и муниципальных органов управления;
службы занятости и социальной защиты населения регионов и городов, кадровые агентства;
организации, специализирующиеся на управленческом и кадровом консалтинге и аудите;
научно-исследовательские организации;
профессиональные организации.
организационно-управленческая и экономическая;
аналитическая и консультационная;
научно-исследовательская и педагогическая;
проектная;
социально-психологическая.
При разработке и реализации программы магистратуры организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится магистр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.
Программа магистратуры формируется организацией в зависимости от видов деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:
ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа академической магистратуры);
ориентированной на производственно-технологический, практикоориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа прикладной магистратуры).
организационно-управленческая и экономическая деятельность:
разработка стратегии управления персоналом организации и осуществление мероприятий, направленных на ее реализацию;
формирование системы управления персоналом;
разработка кадровой политики и инструментов ее реализации;
кадровое планирование и маркетинг персонала;
управление службой персонала (подразделениями, группами сотрудников, реализующими специализированные функции управления персоналом);
экономический анализ показателей по труду, бюджетирование затрат на персонал;
оценка экономической и социальной эффективности управления персоналом;
аналитическая и консультационная деятельность:
поиск, анализ и оценка информации для подготовки и принятия управленческих решений в системе управления персоналом;
анализ эффективности существующей системы управления персоналом, разработка и обоснование предложений по ее совершенствованию;
анализ и моделирование процессов управления персоналом;
анализ кадрового потенциала и интеллектуального капитала организации, отдельного работника;
использование в практической деятельности организаций информации, полученной по итогам маркетинга рынка труда и бенчмаркинга персонала;
финансовое планирование и прогнозирование затрат по элементам кадровой политики организации;
проведение аудита и контроллинга персонала организации и системы управления персоналом;
научно-исследовательская и педагогическая деятельность:
выявление и формулирование актуальных научных проблем управления персоналом;
разработка программ научных исследований и разработок в сфере управления персоналом, организация их выполнения;
разработка методов и инструментов проведения исследований в системе управления персоналом и анализ их результатов;
поиск, сбор, обработка, анализ и систематизация информации по темам проводимых исследований;
подготовка обзоров, отчетов и научных публикаций по актуальным проблемам управления персоналом;
разработка образовательных программ для обеспечения обучения персонала;
разработка учебно-методических материалов для обеспечения обучения персонала в соответствии со стратегией развития организации;
разработка и использование современных образовательных технологий в процессе обучение персонала;
организация и участие в образовательном процессе образовательных учреждений Российской Федерации;
организация и контроль наставничества;
организация, участие в обучении и контроль за внутрикорпоративным профессиональным развитием персонала;
педагогическая деятельность в корпоративных университетах, бизнес-школах;
проектная деятельность:
разработка и применение современных методов управления персоналом;
разработка и экономическое обоснование проектов совершенствования системы и технологий управления персоналом (в том числе в кризисных ситуациях);
внедрение и оценка социально-экономической эффективности проектов совершенствования системы и технологий управления персоналом;
социально-психологическая деятельность:
разработка и эффективное использование современных социальных технологий в работе с персоналом;
разработка и организация внедрения планов социального развития организации;
организация управления конфликтами и стрессами, личное участие в посреднической, социально-профилактической и консультационной деятельности по управлению конфликтами и стрессами;
организация предупреждения личной профессиональной деформации и профессионального выгорания.
организационно-управленческая и экономическая деятельность:
аналитическая и консультационная деятельность:
научно-исследовательская и педагогическая деятельность:
проектная деятельность:
социально-психологическая деятельность:
Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.
Блок 2 "Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)", который в полном объеме относится к вариативной части программы.
Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, утверждаемом Министерством образования и науки Российской Федерации*.
Таблица
Структура программы магистратуры
|
Объем программы магистратуры
в з.е.
|
|
Дисциплины (модули)
|
60
|
|
Базовая часть
|
21 - 33
|
|
27 - 39
|
||
Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)
|
51 - 54
|
|
51 - 54
|
||
Государственная итоговая аттестация
|
6 - 9
|
|
Базовая часть
|
6 - 9
|
|
Объем программы магистратуры
|
120
|
6.4. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы магистратуры, практики (в том числе НИР) определяют направленность (профиль) программы. Набор дисциплин (модулей) и практик (в том числе НИР), относящихся к вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)" и Блока 2 "Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)" программ академической или прикладной магистратуры, организация определяет самостоятельное объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. После выбора обучающимся направленности (профиля) программы набор соответствующих дисциплин (модулей), практик (в том числе НИР) становится обязательным для освоения обучающимся.
6.5. В Блок 2 "Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)" входят учебная и производственная, в том числе преддипломная практики.
Типы учебной практики:
практика по получению первичных профессиональных умений и навыков.
Типы производственной практики:
практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе педагогическая практика);
НИР.
Способы проведения учебной и производственной практик:
стационарная.
Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.
При разработке программ магистратуры организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры. Организация вправе предусмотреть в программе магистратуры иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.
Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.
6.6. В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к защите и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).
6.7. При разработке программы магистратуры обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специализированные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)".
6.8. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа, в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)" должно составлять не более 30 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию этого Блока.
Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:
доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;
проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети "Интернет".
Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации**.
7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).
80 процентов для программы академической магистратуры;
65 процентов для программы прикладной магистратуры.
20 процентов для программы академической магистратуры;
30 процентов для программы прикладной магистратуры.
7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программ магистратуры.
Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей).
Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы магистратуры, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени сложности. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.
В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.
7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы магистратуры должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. N 638 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2013 г., регистрационный N 29967).
______________________________
* Подпункт 5.2.1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776).
** Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14 ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, ст. 4243), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52 ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927; N 30, ст. 4217, ст. 4243).
*** Пункт 4 Правил осуществления мониторинга системы образования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4378).
Поделиться
Получайте материалы на почту
Присылаем письма не чаще раза в неделю, вы всегда можете отписаться.