Утвержден ФГОС ВО по направлению подготовки 28.04.02 Наноинженерия (далее соответственно - программа магистратуры, направление подготовки).
14.05.2015
Утвержден ФГОС ВО по направлению подготовки 28.04.02 Наноинженерия (далее соответственно - программа магистратуры, направление подготовки).
Файл с текстом стандарта размещен в разделе ФГОС ВО сайта www.fgosvo.ru
Ссылка на файл: http://fgosvo.ru/280402
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2015 г. N 307
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 28.04.02 Наноинженерия (уровень магистратуры)"
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 28.04.02 Наноинженерия (уровень магистратуры)"
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 28.04.02 Наноинженерия (уровень магистратуры).
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. N 126 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 152200 Наноинженерия (квалификация (степень) "магистр")" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2011 г., регистрационный N 20338);
пункт 20 изменений, которые вносятся в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки, подтверждаемого присвоением лицам квалификации (степени) "магистр", утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 мая 2011 г. N 1657 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июня 2011 г., регистрационный N 20902);
пункт 108 изменений, которые вносятся в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки, подтверждаемого присвоением лицам квалификации (степени) "магистр", утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 1975 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июня 2011 г., регистрационный N 21200).
Министр
|
Д.В. Ливанов
|
Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 мая 2015 г.
Регистрационный N 37129
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования
Уровень высшего образования
Магистратура
Направление подготовки
28.04.02 Наноинженерия
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2015 г. N 307)
Уровень высшего образования
Магистратура
Направление подготовки
28.04.02 Наноинженерия
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2015 г. N 307)
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ магистратуры по направлению подготовки 28.04.02 Наноинженерия (далее соответственно - программа магистратуры, направление подготовки).
В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:
ОК - общекультурные компетенции;
ОПК - общепрофессиональные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;
сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ.
Объем программы магистратуры составляет 120 зачетных единиц (далее - з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы магистратуры с использованием сетевой формы, реализации программы магистратуры по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.
в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 2 года. Объем программы магистратуры в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;
в очно-заочной или заочной формах обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий увеличивается не менее чем на 3 месяца и не более чем на полгода по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения;
при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на полгода по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы обучения. Объем программы магистратуры за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з.е.
Конкретный срок получения образования и объем программы магистратуры, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной или заочной формах обучения, а также по индивидуальному учебному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
приборы, системы и их элементы, создаваемые на базе и с использованием наноматериалов, процессов нанотехнологии и методов нанодиагностики для навигации, энергетики, медицины, научных исследований, диагностики технологических систем, экологического контроля природных ресурсов и других областей техники;
детали, узлы и агрегаты машин и механизмов, создаваемых на базе и с использованием наноматериалов, процессов нанотехнологии и методов нанодиагностики для общего, энергетического, транспортного, специального машиностроения, а также других отраслей техники;
технологическое и контрольно-диагностическое оборудование для процессов нанотехнологий.
научно-исследовательская и инновационная;
научно-педагогическая;
проектно-конструкторская и проектно-технологическая;
производственно-технологическая;
эксплуатационно-сервисное обслуживание;
организационно-управленческая;
консультационно-экспертная.
При разработке и реализации программы магистратуры организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится магистр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.
Программа магистратуры формируется организацией в зависимости от видов деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:
ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа академической магистратуры);
ориентированной на производственно-технологический, практикоориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа прикладной магистратуры).
научно-исследовательская и инновационная деятельность:
анализ состояния и динамики развития инженерной нанотехнологии;
планирование, постановка и проведение теоретических и экспериментальных исследований в области инженерных нанотехнологий в целях изыскания принципов и путей совершенствования объектов профессиональной деятельности, обоснования их технических характеристик, определения условий применения и эксплуатации;
участие в работах по комплексному решению инновационных проблем - от идеи, фундаментальных и прикладных исследований к созданию промышленных изделий и организации серийного производства;
научно-педагогическая деятельность:
выполнение преподавательской работы на кафедрах образовательных организаций высшего образования на уровне ассистента;
организация и проведение научно-исследовательских работ с обучающимися по программам бакалавриата, участие в разработке учебно-методического обеспечения материала для обучающихся по дисциплинам предметной области данного направления, участие в разработке новых образовательных технологий;
проведение научно-просветительской деятельности;
проектно-конструкторская и проектно-технологическая деятельность:
формулирование целей проекта, критериев и способов достижения целей, построение структуры их взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач при проектировании, производстве изделий на базе наноматериалов, микронаномодулей (узлов), процессов нанотехнологий и методов нанодиагностики;
схемное и конструкторское проектирование новых, совершенствование существующих изделий различного функционального назначения, создаваемых на основе применения наноматериалов, микро-наномодулей (узлов), нанотехнологий и нанодиагностики;
разработка технологических циклов производства изделий различного функционального назначения, создаваемых на основе наноматериалов, микро-наномодулей (узлов), процессов нанотехнологий, методов нанодиагностики;
производственно-технологическая деятельность:
освоение новых технологических процессов производства опытных и серийных образцов изделий на основе комплексного использования наноматериалов, микро-наномодулей (узлов), нанотехнологии;
участие в составе коллектива исполнителей в организации и управлении технологическим циклом производства опытных и серийных изделий;
контроль за параметрами нанотехнологических процессов и качеством производства изделий;
проведение сертификационных испытаний изделий и нанотехнологического оборудования;
эксплуатационно-сервисное обслуживание:
эксплуатация и техническое обслуживание нанотехнологических систем;
организационно-управленческая деятельность:
разработка технических заданий и проведение технико-экономического обоснования;
организация деятельности коллективов, основанная на научных принципах управления и направленная на формирование творческого характера работы коллективов, работающих в области инженерных нанотехнологий;
обучение производственного и обслуживающего персонала;
консультационно-экспертная деятельность:
консультирование работников подразделений, а также сотрудников промышленных и научно-производственных фирм по современным достижениям инженерных нанотехнологий;
проведение научно-технических экспертиз в области инженерных нанотехнологий; сертификационные мероприятия.
способностью к абстрактному мышлению, обобщению, анализу, систематизации и прогнозированию (ОК-1);
способностью действовать в нестандартных ситуациях, нести ответственность за принятые решения (ОК-2);
способностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);
способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-4);
готовностью использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-5);
способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6);
способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями магистерской программы) (ОК-7);
способностью к самостоятельной адаптации, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК-8);
способностью к активной социальной мобильности (ОК-9).
способностью формулировать цели и задачи исследования, выявлять приоритеты решения задач, выбирать и создавать критерии оценки (ОПК-1);
способностью применять современные методы исследования, оценивать и представлять результаты выполненной работы (ОПК-2);
способностью использовать иностранный язык в профессиональной сфере (ОПК-3);
способностью глубоко осмысливать и формулировать решения проблем инженерных нанотехнологий путем интеграции фундаментальных физико-химических основ нанотехнологий и нанодиагностики, механики, оптики, электроники, микропроцессорной техники, проектирования и технологии приборов (машин, систем), специализированных знаний в сфере профессиональной деятельности (в соответствии с программой магистратуры) (ОПК-4);
способностью свободно владеть и использовать в профессиональной сфере современные информационные технологии, способностью использовать современные компьютерные сети, программные продукты и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") для решения задач профессиональной деятельности, в том числе находящиеся за пределами профильной подготовки (ОПК-5);
способностью активно использовать знания современных проблем инженерных нанотехнологий в своей научно-исследовательской, педагогической и производственно-организационной деятельности (ОПК-6);
владением полным комплексом правовых и нормативных актов в сфере безопасности, относящихся к виду и объекту профессиональной деятельности (ОПК-7).
научно-исследовательская и инновационная деятельность:
способностью проводить анализ состояния и направления развития инженерной нанотехнологии (ПК-1);
готовностью осуществлять планирование, постановку и проведение теоретических и экспериментальных исследований в области инженерных нанотехнологий в целях изыскания принципов и путей совершенствования объектов профессиональной деятельности, обоснования их технических характеристик, определения условий применения и эксплуатации (ПК-2);
готовностью к участию в организации и координации работы по комплексному решению инновационных проблем - от идеи, фундаментальных и прикладных исследований к созданию промышленных изделий и организации серийного производства (ПК-3);
научно-педагогическая деятельность:
способностью к выполнению преподавательской работы на кафедрах образовательных организаций высшего образования на уровне ассистента, организация и проведение научно-исследовательских работ с обучающимися по программам бакалавриата, участие в разработке учебно-методического обеспечения материала для обучающихся по дисциплинам предметной области данного направления, участие в разработке новых образовательных технологий (ПК-4);
владением методами пропаганды научных знаний (ПК-5);
проектно-конструкторская и проектно-технологическая деятельность:
способностью формулировать цели проекта, критерии и способы достижения целей, построение структуры их взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач при проектировании, производстве изделий на базе наноматериалов, микро-наномодулей (узлов), процессов нанотехнологии и методов нанодиагностики (ПК-6);
готовностью проводить схемное и конструкторское проектирование новых, совершенствование существующих изделий различного функционального назначения на основе комплексного применения наноматериалов, микро-наномодулей (узлов), процессов нанотехнологии и методов нанодиагностики (ПК-7);
способностью разрабатывать технологические циклы производства изделий различного функционального назначения, определяемых применением наноматериалов, микро-наномодулей (узлов), процессов нанотехнологий, методов нанодиагностики (ПК-8);
производственно-технологическая деятельность:
способностью к освоению новых технологических процессов производства опытных и серийных образцов изделий на основе комплексного использования наноматериалов, микро-наномодулей (узлов), процессов нанотехнологий (ПК-9);
готовностью к участию в составе коллектива исполнителей в организации и управлении технологическим циклом производства опытных и серийных изделий на основе использования процессов нанотехнологий (ПК-10);
способностью осуществлять контроль за параметрами нанотехнологических процессов и качеством производства изделий (ПК-11);
готовностью проводить сертификационные испытания изделий и нанотехнологического оборудования (ПК-12);
эксплуатационно-сервисное обслуживание:
способностью осуществлять эксплуатацию и техническое обслуживание нанотехнологического оборудования и оснастки (ПК-13);
организационно-управленческая деятельность:
способностью осуществлять разработку технических заданий и проведение технико-экономического обоснования (ПК-14);
способностью организовывать деятельность коллективов, направленную на формирование творческого характера работы коллективов, работающих в области инженерных нанотехнологий (ПК-15);
готовностью к участию в организации технического контроля при исследовании, проектировании, производстве и эксплуатации изделий на базе наноматериалов, микро-наномодулей (узлов) (ПК-16);
способностью проводить обучение производственного и обслуживающего персонала (ПК-17);
консультационно-экспертная деятельность:
способностью консультировать работников подразделений, а также сотрудников промышленных и научно-производственных фирм по современным достижениям инженерных нанотехнологий; проведение научно-технических экспертиз в области инженерных нанотехнологий, сертификационные мероприятия (ПК-18).
Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.
Блок 2 "Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)", который в полном объеме относится к вариативной части программы.
Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, утверждаемом Министерством образования и науки Российской Федерации*.
Структура программы магистратуры
Таблица
Структура программы магистратуры
|
Объем программы магистратуры
в з.е.
|
|
Блок 1
|
Дисциплины (модули)
|
60 - 70
|
Базовая часть
|
14 - 24
|
|
Вариативная часть
|
46
|
|
Блок 2
|
Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)
|
41 - 54
|
Вариативная часть
|
41 - 54
|
|
Блок 3
|
Государственная итоговая аттестация
|
6 - 9
|
Объем программы магистратуры
|
120
|
Тип учебной практики:
практика по получению первичных профессиональных умений и навыков.
Способы проведения учебной практики:
стационарная.
Типы производственной практики:
практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе технологическая практика, педагогическая практика).
конструкторская;
НИР.
Способы проведения производственной практики:
стационарная;
выездная.
Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.
При разработке программ магистратуры организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры. Организация вправе предусмотреть в программе магистратуры иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.
Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.
6.7. Программы магистратуры, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, разрабатываются и реализуются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами в области защиты государственной тайны.
Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:
доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;
проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети "Интернет".
Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации**.
7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).
80 процентов для программы академической магистратуры;
65 процентов для программы прикладной магистратуры.
10 процентов для программы академической магистратуры;
20 процентов для программы прикладной магистратуры.
7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программ магистратуры.
Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей).
Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы магистратуры, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени сложности. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.
В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.
7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы магистратуры должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. N 638 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2013 г., регистрационный N 29967).
______________________________
* Подпункт 5.2.1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776).
** Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14 ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, ст. 4243), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52 ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927; N 30, ст. 4217, ст. 4243).
*** Пункт 4 Правил осуществления мониторинга системы образования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4378).
Поделиться
Получайте материалы на почту
Присылаем письма не чаще раза в неделю, вы всегда можете отписаться.