Утвержден ФГОС ВО по направлению подготовки 29.04.03 Технология полиграфического и упаковочного производства (далее соответственно - программа магистратуры, направление подготовки).

14.05.2015

Утвержден ФГОС ВО по направлению подготовки 29.04.03 Технология полиграфического и упаковочного производства (далее соответственно - программа магистратуры, направление подготовки).

Файл с текстом стандарта размещен в разделе ФГОС ВО сайта www.fgosvo.ru

Ссылка на файл: http://fgosvo.ru/290403

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2015 г. N 311
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 29.04.03 Технология полиграфического и упаковочного производства (уровень магистратуры)"
 
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 29.04.03 Технология полиграфического и упаковочного производства (уровень магистратуры).
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 января 2010 г. N 55 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 261700 Технология полиграфического и упаковочного производства (квалификация (степень) "магистр")" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2010 г., регистрационный N 16371);
пункт 69 изменений, которые вносятся в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки, подтверждаемого присвоением лицам квалификации (степени) "магистр", утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 мая 2011 г. N 1657 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июня 2011 г., регистрационный N 20902);
пункт 161 изменений, которые вносятся в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки, подтверждаемого присвоением лицам квалификации (степени) "магистр", утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 1975 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июня 2011 г., регистрационный N 21200).
 
Министр
Д.В. Ливанов
 
Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 мая 2015 г.
Регистрационный N 37128
 
 
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования
Уровень высшего образования
Магистратура
Направление подготовки
29.04.03 Технология полиграфического и упаковочного производства
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2015 г. N 311)
 
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ магистратуры по направлению подготовки 29.04.03 Технология полиграфического и упаковочного производства (далее соответственно - программа магистратуры, направление подготовки).
 
 
В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:
ОК - общекультурные компетенции;
ОПК - общепрофессиональные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;
сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ.
 
 
Объем программы магистратуры составляет 120 зачетных единиц (далее - з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы магистратуры с использованием сетевой формы, реализации программы магистратуры по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.
в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 2 года. Объем программы магистратуры в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.
при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на полгода по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы обучения. Объем программы магистратуры за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з.е.
Конкретный срок получения образования и объем программы магистратуры, реализуемый за один учебный год, по индивидуальному учебному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
 
 
в сфере практической деятельности: информационные, печатные и другие технологии, в том числе кросс-медийные, и организацию труда, используемые в производстве книг, газет, журналов, упаковки и других товаров промышленного и народного потребления, требующих применения полиграфических технологий;
в сфере научно-педагогической деятельности: организацию и проведение научно-исследовательских работ в целях разработки новых материалов, технологий, программных средств, информационно-управляющих систем для производства полиграфической и упаковочной продукции; организацию и осуществление учебно-педагогической деятельности.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, являются технологические и информационные процессы, производственные системы, оборудование, материалы, программные средства, специализированные базы данных и цифровые активы, инновационные технологии, научные исследования и разработки, подготовка профессиональных кадров, разработка и использование методов управления производством, ресурсами и персоналом при выпуске печатной, упаковочной, рекламной, а также промышленной продукции и товаров народного потребления и оказание услуг с применением полиграфических технологий.
научно-исследовательская;
учебно-педагогическая;
проектная;
производственно-технологическая;
организационно-управленческая.
При разработке и реализации программы магистратуры организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится магистр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.
Программа магистратуры формируется организацией в зависимости от видов деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:
ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа академической магистратуры);
ориентированной на производственно-технологический, практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа прикладной магистратуры).
научно-исследовательская деятельность:
выявление научно-технических проблем, постановка задач исследования; разработка программ научных исследований в области полиграфического и упаковочного производства и сферы графических услуг;
анализ, систематизация и использование научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по направлению профессиональной деятельности;
подготовка научно-технических отчетов и публикаций по результатам выполненных исследований и разработок;
проведение патентных исследований;
осуществление патентного анализа для подготовки материалов для государственной регистрации и защиты объектов интеллектуальной собственности;
научно-консультативная и экспертная деятельность:
внедрение результатов исследований и разработок в производство;
учебно-педагогическая деятельность:
выполнение педагогической работы по курсам и дисциплинам в области техники и технологии полиграфического и упаковочного производства в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
разработка лабораторных и исследовательских комплексов;
методическая поддержка учебного процесса; проведение воспитательной работы с обучающимися;
проектная деятельность:
руководство разработкой проектов изделий, технологических процессов и производств и обеспечение их технико-экономической эффективности;
изучение и внедрение отечественного и зарубежного опыта создания инновационных продуктов и технологий производства, развитие рационализаторства и изобретательства;
разработка технических условий, стандартов и технических описаний изделий и технологий их изготовления;
оценка инновационных потенциалов проектов и эффективности их коммерциализации;
разработка систем управления качеством; проектирование технологических потоков;
планирование и контроль работ по проекту;
производственно-технологическая деятельность:
обеспечение эффективного функционирования полиграфического и упаковочного производств и организаций сферы печатных услуг;
управление технологическими процессами; принятие решений по выбору оборудования, приборов, материалов и программных средств;
внедрение и использование новых материалов и технологических процессов в производство для выпуска продукции в соответствии с требованиями рынка и тенденциями развития отрасли;
внедрение и развитие автоматизированных систем поддержки и управления производством;
обеспечение предписанных инструкциями эксплуатации оборудования и устройств, создание безопасных условий труда;
организация технической подготовки производства;
организационно-управленческая деятельность:
разработка стратегий развития производства, планирование, нормирование, мониторинг и прогнозирование производственной деятельности;
организация и управление работой производственного коллектива;
организация деятельности маркетинговых и сбытовых структур для развития бизнеса, повышения его устойчивости и конкурентоспособности на рынке полиграфической и упаковочной продукции;
обеспечение функционирования системы управления качеством на предприятиях, организациях и других структурах отрасли;
управление технологическими потоками на участках, в цехах и предприятиях отрасли;
управление персоналом, повышение квалификации и тренинг сотрудников;
обеспечение соблюдения норм охраны труда, экологической безопасности производства и трудовой дисциплины.
 
 
способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3).
готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);
готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2);
способностью использовать современные достижения науки и инновационные разработки в практической деятельности (ОПК-3);
способностью анализировать и систематизировать отечественную и зарубежную научно-техническую информацию (ОПК-4);
способностью использовать знания фундаментальных наук при проведении исследований и создании новых направлений в своей работе (ОПК-5);
способностью решать на основе фундаментальных знаний проблемы, возникающие в ходе профессиональной деятельности (ОПК-6);
способностью осуществлять поиск идей, способов и средств, направленных на развитие и совершенствование полиграфических и упаковочных производств, технологий сферы графических услуг (ОПК-7);
способностью внедрять информационные технологии, автоматизированные средства проектирования изделий в производство (ОПК-8).
научно-исследовательская деятельность:
способностью ставить задачи, выбирать методы, проводить исследования, интерпретировать и представлять их результаты в виде научно-технических отчетов, научных докладов и публикаций (ПК-1);
способностью решать задачи по практическому использованию результатов научных исследований и участвовать в их внедрении в производство (ПК-2);
способностью проводить патентные исследования и оформлять права на интеллектуальную собственность (ПК-3);
способностью осуществлять научно-консультативную и экспертную деятельность (ПК-4);
учебно-педагогическая деятельность:
способностью выполнять педагогическую работу в организациях различного уровня по дисциплинам, соответствующим профилю направления (ПК-5);
способностью использовать современные достижения в области методики преподавания, науки и передовой технологии в педагогической деятельности (ПК-6);
способностью методически правильно строить преподавание профессиональных дисциплин (ПК-7);
способностью разрабатывать учебно-методическую документацию и литературу (ПК-8);
производственно-технологическая деятельность:
способностью обеспечивать функционирование технологического оборудования полиграфического и упаковочного производств (ПК-9);
способностью реализовывать систему контроля технологической дисциплины на производстве (ПК-10);
способностью решать инженерно-технические и экономические задачи, возникающие на производстве (ПК-11);
готовностью добиваться конкурентоспособности и качества выпускаемой продукции и услуг, выявлять причины брака и вырабатывать меры по его устранению (ПК-12);
способностью обеспечивать разработку и внедрение норм и правил охраны труда, техники безопасности и предотвращения экологических нарушений (ПК-13);
способностью организовывать технологическую подготовку производства и управление технологическими потоками (ПК-14);
способностью выявлять основные тенденции развития технологических процессов и находить способы их совершенствования (ПК-15);
готовностью быть способным к профессиональной эксплуатации новейших образцов оборудования и приборов (в соответствии с целями магистерской программы) (ПК-16);
организационно-управленческая деятельность:
способностью управлять работой производственного коллектива (ПК-17);
владением приемами и методами работы с персоналом, методами оценки качества и результативности труда работников (ПК-18);
способностью планировать производственную деятельность (ПК-19);
способностью использовать методы экономического анализа при организации и проведении производственной деятельности предприятия (ПК-20);
способностью разрабатывать и реализовывать планы и программы инновационной деятельности (ПК-21);
способностью рассчитывать и оценивать эффективность и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-22);
проектная деятельность:
способностью формулировать технические задания на разработку проектов, разрабатывать новые проекты изделий и технологий для производства книг, газет, журналов, рекламной, упаковочной и другой продукции (ПК-23);
способностью участвовать в разработке технологических регламентов и стандартов новых изделий и технологий (ПК-24);
способностью применять методы анализа, разработки и поиска оптимальных проектных решений (ПК-25);
готовностью участвовать во внедрении инновационных технологий в практику (ПК-26).
 
 
Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.
Блок 2 "Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)", который в полном объеме относится к вариативной части программы.
Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, утверждаемом Министерством образования и науки Российской Федерации*.
 
 
Таблица
 
Структура программы магистратуры
Объем программы магистратуры
в з.е.
Дисциплины (модули)
78 - 81
Базовая часть
21 - 27
54 - 57
Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)
30 - 36
30 - 36
Государственная итоговая аттестация
6 - 9
Объем программы магистратуры
120
 
6.3. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы магистратуры, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы магистратуры, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).
6.4. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы магистратуры, практики (в том числе НИР) определяют направленность (профиль) программы. Набор дисциплин (модулей) и практик (в том числе НИР), относящихся к вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)" и Блока 2 "Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)" программ академической или прикладной магистратуры, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. После выбора обучающимся направленности (профиля) программы набор соответствующих дисциплин (модулей), практик (в том числе НИР) становится обязательным для освоения обучающимся.
6.5. В Блок 2 "Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)" входят учебная и производственная, в том числе преддипломная практики.
Типы учебной практики:
практика по получению первичных профессиональных умений и навыков.
Типы производственной практики:
практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе технологическая практика, педагогическая практика);
НИР;
производственная работа;
научно-производственная работа.
Способы проведения учебной и производственной практик:
стационарная;
выездная.
Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.
При разработке программ магистратуры организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры. Организация вправе предусмотреть в программе магистратуры иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.
Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.
6.6. В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к защите и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).
6.8. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа, в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)" должно составлять не более 30 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию этого Блока.
 
 
7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее.
Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:
доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;
проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети "Интернет". Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации**.
7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).
70 процентов для программы академической магистратуры;
55 процентов для программы прикладной магистратуры.
10 процентов для программы академической магистратуры;
20 процентов для программы прикладной магистратуры.
7.2.5. Общее руководство научным содержанием программы магистратуры определенной направленности (профиля) должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником организации, имеющим ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации), осуществляющим самостоятельные научно-исследовательские (творческие) проекты (участвующим в осуществлении таких проектов) по направлению подготовки, имеющим ежегодные публикации по результатам указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, а также осуществляющим ежегодную апробацию результатов указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности на национальных и международных конференциях.
7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.
Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей).
Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы магистратуры, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени сложности. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.
В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.
7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы магистратуры должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. N 638 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2013 г., регистрационный N 29967).
 
______________________________
* Подпункт 5.2.1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776).
** Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14 ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, ст. 4243), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927; N 30, ст. 4217, ст. 4243).

 

*** Пункт 4 Правил осуществления мониторинга системы образования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4378).

Поделиться

Получайте материалы на почту

Присылаем письма не чаще раза в неделю, вы всегда можете отписаться.