На сайте ФГОС ВПО в разделе Компетентностный подход опубликован полезный материал СИСТЕМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАНННЫХ ООП ВПО, РЕАЛИЗУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС ВПО. Установочные организационно-методические материалы тематического семинарского цикла / Авт.-сост. Селезнева Н.А., Азарова Р.Н., Золотарева Н.М., Казанович В.Г.– М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. – 54 с.
На сайте ФГОС ВПО в разделе компетентностный подход опубликован полезный материал СИСТЕМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАНННЫХ ООП ВПО, РЕАЛИЗУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС ВПО. Установочные организационно-методические материалы тематического семинарского цикла / Авт.-сост. Селезнева Н.А., Азарова Р.Н., Золотарева Н.М., Казанович В.Г.– М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. – 54 с.
Н.А. Селезнева, Р.Н. Азарова
Н.М. Золотарева, В.Г. Казанович
Системное проектирование и обоснование
компетентностно-ориентированнных ООП ВПО, реализующих требования ФГОС ВПО
Установочные организационно-методические материалы
тематического семинарского цикла
МОСКВА — 2010
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное научное учреждениеИсследовательский центр | Президиум Координационного совета |
Учебно-методическое обеспечение
специализированной подготовки актива базовых вузов
учебно-методических объединений (УМО) в области проектирования
нового поколения основных образовательных программ (ООП),
реализующих федеральные государственные образовательные стандарты
высшего профессионального образования (ФГОС ВПО)
Н.А. Селезнева, Р.Н. Азарова
Н.М. Золотарева, В.Г. Казанович
Системное проектирование и обоснование
компетентностно-ориентированнных ООП ВПО, реализующих требования ФГОС ВПО
Установочные организационно-методические материалы
тематического семинарского цикла
МОСКВА — 2010
УДК 378
ББК 74.202
Системное проектирование и обоснование компетентностно-ориентированнных ООП ВПО, реализующих требования ФГОС ВПО. Установочные организационно-методические материалы тематического семинарского цикла / Авт.-сост. Селезнева Н.А., Азарова Р.Н., Золотарева Н.М., Казанович В.Г.– М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. – 54 с.
Редакционная коллегия серии:
Учебно-методическое обеспечение специализированной подготовки актива базовых вузов учебно-методических объединений (УМО) в области проектирования нового поколения основных образовательных программ (ООП), реализующих ФГОС ВПО:
главный редактор – Селезнева Н.А.
заместитель главного редактора – Максимов Н.И.
координатор программы – Золотарева Н.М.
члены редакционной коллегии – Азарова Р.Н., Борисова Н.В., Зимняя И.А.,
Казанович В.Г., Покладок Е.Б.
ответственный редактор серии – Ротенберг З.Л.
секретарь редакционной коллегии – Амбросимова Н.М.
В настоящей работе представлены организационно-методические материалы по проведению тематического семинарского цикла «Системное проектирование и обоснование компетентностно-ориентированных ООП ВПО, реализующих требования ФГОС ВПО».
Дается общая характеристика тематического семинарского цикла, описание проектно-исследовательской задачи и методика ее выполнения.
Материалы предназначены для организаторов и руководителей комплексных проектных работ, связанных с обоснованием и формированием компететностно-ориентированных ООП ВПО.
УДК 378
ББК 74.202
© Селезнева Н.А., Азарова Р.Н.,
Золотарева Н.М., Казанович В.Г., 2010
© Исследовательский центр
проблем качества подготовки специалистов, 2010
Содержание
- Общая характеристика тематического семинарского цикла (ТСЦ).......... 5
- Описание проектно-исследовательской задачи............................................... 6
2.1. Содержание проектно-исследовательской задачи, решаемой
слушателями ТСЦ №1 в 2010 г. .......................................................................... 6
2.2. Состав заданий ........................................................................................................ 6
2.3. Ожидаемый результат ............................................................................................ 7
2.4. Общественная академическая экспертиза результатов выполнения
проектно-исследовательской задачи............................................................... 7
- Методика выполнения проектно-исследовательской задачи................... 10
3.1. Рекомендации по выполнению аналитического задания №1 .................... 10
3.2. Рекомендации по выполнению проектного задания №2 ............................. 11
3.2.1. Особенности организации............................................................................ 11
3.2.2. План-график выполнения проектного задания.......................................... 12
3.3. Рекомендации по выполнению проектного задания №3 ............................. 13
3.4. Рекомендации по выполнению проектного задания №4 ............................. 13
- Методическое обеспечение ТСЦ......................................................................... 14
4.1. Имеющееся.............................................................................................................. 14
4.2. Находящееся в стадии подготовки................................................................... 15
- Программа проведения ТСЦ.................................................................................... 16
Приложения
Приложение 1. Состав программных документов вузовской ООП ВПО
(версия 2010 г.) ..................................................................................................... 19
Приложение 2. Макеты программных документов компетентностно-формирующей части ООП ВПО............................................................................................................... 21
Приложение 3. Экспертно-аналитический лист для самооценки
вузовской компетентностно-ориентированной ООП ............................... 44
Приложение 4. Перечень тематических семинарских циклов,
реализуемых в 2010 г........................................................................................... 51
Сведения об авторах-составителях.......................................................................... 52
- Общая характеристика тематического
семинарского цикла (ТСЦ)
Специфика и сложность разработки нового поколения примерной и вузовской ООП ВПО на основе компетентностного подхода, прежде всего, связаны с необходимостью сопряжения двух линий проектирования: традиционной – дисциплинарно-модульной, и новой – компетентностно-формирующей.
Необходимость такого сопряжения предполагает, с одной стороны, большую дифференциацию проектного коллектива на малые проектные группы по ключевым задачам проектирования ООП в 2010 г., с другой – усиление аналитико-координирующей роли в управлении этим процессом.
Особую актуальность приобретают функции менеджера проекта как системного методолога (аналитика), заключающиеся в обеспечении обоснованной системной реализации компетентностного подхода в вузовской ООП в целом.
Рекомендуемые категории ППС базового вуза УМО как слушателей ТСЦ: руководители учебно-научно-методических советов по направлениям подготовки.
Цель настоящего тематического семинарского цикла (ТСЦ) состоит в обеспечении готовности научных руководителей и менеджеров проектировочных работ к обеспечению обоснованной реализации компетентностного подхода во второй редакции проектов примерных и вузовских ООП ВПО.
Условием аттестации слушателей ТСЦ является выполнение активом базового вуза УМО проектно-исследовательского задания и представление материалов второй редакции проектов вузовской основной образовательной программы и примерной основной образовательной программы в академический экспертный совет на базе Координационного совета УМО и НМС высшей школы и Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» (далее Исследовательского центра).
По итогам аттестации слушателям специализированной подготовки выдается удостоверение государственного образца (72 ч.) с присвоением дополнительной специализированной квалификации в области проектирования нового поколения ООП «Эксперт-системный методолог в области проектирования ООП нового поколения», оформленной персональным сертификатом.
- Описание проектно-исследовательской задачи
2.1. Содержание проектно-исследовательской задачи, решаемой слушателями ТСЦ №1 в 2010 г.:
- Представить ООП как учебно-методический комплекс двухуровневой подготовки в версии состава программных документов 2010 г. (см. приложение 1).
- Разработать обоснование сквозной реализации компетентностного подхода в ООП ВПО.
2.2. Состав заданий
Решение проектно-исследовательской задачи предполагает выполнение трех типов задании:
– аналитического, предполагающего проведение самооценки и/или внешней академической общественной экспертизы проектного материала;
– проектного, предполагающего разработку и/или доработку программных документов ООП ВПО в версии состава 2010 г. (см. прил. 1);
– образовательного, предполагающего проведение обучающих семинаров в вузе для проектного коллектива.
Задание №1 (аналитическое). Проведение самооценки имеющейся версии проекта вузовской ООП. Разработка программы действий по доработке проекта ООП ВПО (см. прил. 2).
Задание №2 (проектное). Организация работы проектного коллектива по формированию проектов программных документов интегрирующего, междисциплинарного и сквозного характера, обеспечивающие целостность компетентностно-ориентированной ООП ВПО:
– паспортов обязательных профессиональных и общекультурных компетенций (макет приведен в прил. 3.1);
– программ формирования профессиональных компетенций (макет приведен в прил. 3.2) (минимальный формат – 2–3 программы для наиболее значимых компетенций; максимальный – для всех профессиональных компетенций);
– таблицы содержательно-логических связей учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, практик, НИР, входящих в ООП ВПО (макет приведен в прил. 3.4);
– компетентностно-ориентированной части учебного плана (макет приведен в прил. 3.3);
– сквозной программы промежуточных комплексных испытаний студентов в вузе на соответствие их подготовки поэтапным ожидаемым результатам образования компетентностно-ориентированной ООП ВПО (макет приведен в прил. 3.5);
– программы итоговых комплексных испытаний (итоговой государственной аттестации) студентов-выпускников вуза (макет приведен в прил. 3.6).
Задание №3 (проектное). Организация сборки всех доработанных (разработанных) в 2010 г. программных документов в единый учебно-методический комплекс – вторую редакцию проекта ООП ВПО.
Задание №4 (проектное). Подготовка обоснования сквозной реализации компетентностного подхода во второй редакции проекта ООП ВПО (см. прил. 4).
Задание №5 (образовательное). Проведение обучающих семинаров в вузе для проектного коллектива, обеспечивающих готовность к выполнению заданий №1-4.
2.3. Ожидаемый результат
- Вторая редакция ООП ВПО в версии состава программных документов 2010 г. (см. приложение 1), включающая все компоненты ООП (программные документы) интегрирующего, междисциплинарного и сквозного характера, обеспечивающие целостность компетентностно-ориентированной ООП ВПО.
- Обоснование сквозной реализации компетентностного подхода в ООП ВПО.
2.4. Общественная академическая экспертиза результатов выполнения проектно-исследовательской задачи
В ходе реализации тематического семинарского цикла отчетные проектные материалы могут пройти трехэтапную академическую общественную экспертизу:
Первый этап:
Состав проектных материалов, представляемых для прохождения I-го этапа академической общественной экспертизы (24 июня 2010 г.):
- анализ степени сквозной реализации компетентностного подхода в проекте ООП ВПО и программа её развития;
- два проекта паспортов компетенций (отдельно для профессиональной, отдельно для общекультурной).
- проект одной программы формирования профессиональной компетенции.
Второй этап:
Состав проектных материалов, представляемых для прохождения II-го этапа академической общественной экспертизы (15 сентября 2010 г.):
- проекты паспортов всех обязательных профессиональных компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО);
- проекты программ формирования профессиональных компетенций (минимальный формат – 2–3 программы для наиболее значимых компетенций; максимальный – для всех профессиональных компетенций).
Третий этап:
Состав проектных материалов, представляемых для прохождения III-го этапа академической общественной экспертизы (1 ноября 2010 г.):
- Вторая редакция ООП ВПО в версии состава программных документов 2010 г. (см. приложение 1), включающая все компоненты проекта ООП интегрирующего, междисциплинарного и сквозного характера, обеспечивающие целостность компетентностно-ориентированной ООП ВПО:
– паспорта компетенций (как минимум, всех обязательных профессиональных компетенций, максимум – полный комплекс паспортов профессиональных и общекультурных компетенций);
– программы формирования профессиональных компетенций (как минимум, 2–3 программы для наиболее значимых компетенций; максимум – для всех профессиональных компетенций);
– таблица содержательно-логических связей учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, практик, НИР, входящих в ООП ВПО;
– компетентностно-ориентированная часть учебного плана;
– сквозная программа промежуточных комплексных испытаний студентов в вузе на соответствие их подготовки поэтапным ожидаемым результатам образования компетентностно-ориентированной ООП ВПО;
– программы итоговых комплексных испытаний (итоговой государственной аттестации) студентов-выпускников вуза.
- Обоснование сквозной реализации компетентностного подхода в ООП ВПО.
На основании результатов III-го этапа академической общественной экспертизы проводятся:
- итоговая аттестация слушателей с выдачей удостоверения государственного образца (72 ч.), с присвоением дополнительной специализированной квалификации в области проектирования нового поколения ООП «Эксперт-системный методолог в области проектирования ООП нового поколения», оформленной персональным сертификатом;
- сертификация проекта второй редакции ООП ВПО.
- Методика выполнения проектно-
исследовательской задачи
При выполнении проектно-исследовательской задачи рекомендуется использовать макеты программных документов, представленные в Методических рекомендациях по проектированию нового поколения ООП ВПО (редакция 2010 г.).
Проектно-исследовательские задачи всех тематических семинарских циклов (ТСЦ), реализуемых Координационным советом УМО и НМС высшей школы и Исследовательским центром в 2010 г., взаимосвязаны.
Специфика настоящей проектно-исследовательской задачи состоит в том, что она предполагает интеграцию результатов проектно-исследовательских задач всех ТСЦ, реализуемых в 2010 г.
3.1. Рекомендации по выполнению
аналитического задания №1
Ключевой вопрос настоящей самооценки: «Какова степень реализации компетентностного подхода в имеющемся проекте ООП ВПО?». Рекомендуется с данной позиции осмыслить как ООП в целом, так и её отдельные программные документы.
При «перенастройке» ООП наиболее проблемной областью является сопряжение дисциплинарно-модульной и компетентностно-формирующей линий.
В связи с этим ключевыми линиями анализа выступают оценка того, что с точки зрения нацеленности на формирование компетенций заложено на дисциплинарном уровне? как обеспечивается целостность образовательного процесса при формировании отдельных компетенций от первого курса до выпускного?
На основе результатов самооценки рекомендуется разработать программу действий по доработке проекта ООП ВПО, отражающую три направления деятельности:
1) доработка имеющихся программных документов;
2) разработка новых (отсутствующих) программных документов;
3) обучение проектного коллектива, обеспечивающее готовность к решению проектных задач 2010 г.
При проведении самооценки имеющейся версии проекта вузовской ООП ВПО рекомендуется использовать предложенный экспертно-аналитический лист, представленный в приложении 2, а также результаты общественной академической экспертизы первой редакции ООП ВПО по итогам 2009 г.
Срок выполнения аналитического Задания №1 – 9 июня 2010 г.
3.2 Рекомендации по выполнению проектного задания №2
3.2.1. Особенности организации
Специфика задания №2 состоит в том, что для его выполнения необходимо сгруппировать в малые рабочие группы преподавателей, участвующих в подготовке по выбранному направлению подготовки (профилю) от первого курса до выпуска.
Рекомендуется начать с разработки проекта компетентностно-формирующей части учебного плана, для чего необходимо сформировать экспертную группу из 5–7 человек, в состав которой входят представители всех учебных циклов. Для каждой компетенции рекомендуется экспертным путем выбрать не менее 3–5 дисциплин, однозначно вносящих вклад в ее формирование. Преподаватели, ведущие данные дисциплины по выбранному направлению подготовки могут быть на первом этапе рекомендованы для включения в состав малых рабочих групп по разработке паспортов компетенций.
Таким образом, преподаватели, разрабатывая проект рабочей программы дисциплины параллельно в рамках малой рабочей группы, будут работать над созданием паспорта компетенции и программы ее формирования, а также над подготовкой рекомендаций по возможным формам поэтапной и итоговой аттестации (и самооценки) уровня сформированности компетенции. Такой подход создает предпосылки для сопряжения дисциплинарной и компетентностно-формирующей линий проектирования ООП.
В ходе разработки преподавателями рабочих программ учебных дисциплин следует обеспечить содержательно-логические связи с другими дисциплинами (предыдущими и последующими) в виде указаний, так как использование этой информации позволит в дальнейшем заполнить проект Таблицы содержательно-логических связей учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, практик, НИР, входящих в ООП ВПО.
Задача слушателя ТСЦ №1 организовать эту работу, обеспечить текущий и итоговый анализ результатов проектных работ, обеспечить выборку информации и ее сборку в соответствующие формы (прил. 3).
3.2.2. План-график выполнения проектного задания
№ п/п | Контрольные точки | Планируемые работы |
1 | 2 | 3 |
1 | до 9 июня
| – сформировать малые рабочие группы по разработке паспортов профессиональных и общекультурных компетенций (далее ПК и ОК); – сформировать рабочие группы по разработке проектов программ формирования ПК (они могут совпадать с группами по разработке паспортов ПК); – подготовить списки малых рабочих групп (название компетенции, состав группы /ФИО, должность, контактная информация/) |
2 | до 23 июня
| – разработать и сдать на экспертизу два проекта паспортов компетенций (паспорт одной ОК и одной ПК); – разработать и сдать на экспертизу проект одной программы формирования профессиональной компетенции |
3 | до 15 сентября
| – разработать и сдать на экспертизу проекты паспортов всех обязательных профессиональных компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО); – разработать и сдать на экспертизу проекты программ формирования профессиональных компетенций (минимальный формат – 2–3 программы для наиболее значимых компетенций; максимальный – для всех профессиональных компетенций) |
4 | до 1 ноября | – разработать и включить в состав второй редакции проекта ООП ВПО документы интегрирующего, междисциплинарного и сквозного характера, обеспечивающие целостность компетентностно-ориентированной ООП ВПО: - паспорта компетенций (как минимум, всех обязательных профессиональных компетенций, максимум – полный комплекс паспортов профессиональных и общекультурных компетенций); - программы формирования профессиональных компетенций (как минимум, 2–3 программы для наиболее значимых компетенций; максимум – для всех профессиональных компетенций); - таблица содержательно-логических связей учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, практик, НИР, входящих в ООП ВПО; - компетентностно-ориентированная часть учебного плана; - сквозная программа промежуточных комплексных испытаний студентов в вузе на соответствие их подготовки поэтапным ожидаемым результатам образования компетентностно-ориентированной ООП ВПО; - программы итоговых комплексных испытаний (итоговой государственной аттестации) студентов-выпускников вуза |
3.3. Рекомендации по выполнению проектного задания №3
Слушателем организуется сборка программных документов и их элементов как специально разработанных (доработанных), так и подготовленных в рамках выполнения проектно-исследовательских заданий тематических семинарских циклов №2-8 (см. прил. 4) в единый учебно-методический комплекс – вторую редакцию проекта ООП ВПО в соответствии с версией состава 2010 г. (см. прил. 1).
Вторая редакция ООП передается в академический экспертный совет на базе Координационного совета УМО и НМС высшей школы и Исследовательского центра для прохождения академической общественной экспертизы.
Срок выполнения проектного Задания №3 – 1 ноября 2010 г.
3.4. Рекомендации по выполнению проектного задания №4
В обосновании второй редакции проекта ООП ВПО рекомендуется отразить ее основные характеристики, подтверждающие сквозную реализацию компетентностного подхода.
При подготовке обоснования ООП рекомендуется использовать обоснования ее отдельных программных документов, подготовленные слушателями прочих ТСЦ.
Примерные структура и содержание обоснования сквозной реализации компетентностного подхода в ООП ВПО будут подготовлены и переданы слушателям ТСЦ №1 дополнительно.
Срок выполнения проектного Задания №4 – 1 ноября 2010 г.
- Методическое обеспечение ТСЦ
4.1. Имеющееся
- Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов / Науч. ред. д-ра техн. наук, профессора Н.А. Селезневой. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2010.
- Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход (книга-приложение 1) / Под. науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 539 с. (Учебно-методическим объединениям была предоставлена возможность приобретения данной книги)
- Болонский процесс: Европейские и национальные структуры квалификаций (книга-приложение 2) / Под. науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. (Учебно-методическим объединениям была предоставлена возможность приобретения данной книги)
- Уолш А., Вебб М. Пособие по написанию результатов обучения Кингстонского университета, 2002 // В кн.: Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход (книга-приложение 1) / Под. науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – С.441-448.
- Пособие по написанию результатов обучения Хэртфордширского университета (извлечения) // В кн.: Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход (книга-приложение 1) / Под. науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – С.449-451. (Учебно-методическим объединениям была предоставлена возможность приобретения данной книги)
- Кеннеди Д., Хайленд Э., Райан Н. Написание и применение результатов обучения: практическое руководство. Реализация Болонского процесса в вашем вузе. Использование результатов обучения и компетенций // В кн.: Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход (книга-приложение 1) / Под. науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – С.476-502. (Учебно-методическим объединениям была предоставлена возможность приобретения данной книги)
- Формирование компетентностно-ориентированной основной образовательной программы по направлению «Педагогическое образование» – опыт Псковского Государственного Педагогического Университета / Материалы XIX Всероссийская научно-методическая конференция «Проектирование образовательных программ высшего профессионального образования на компетентностной основе». – Уфа - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009.
4.2. Находящееся в стадии подготовки
- Структура и содержание обоснования сквозной реализации компетентностного подхода во второй редакции проекта ООП ВПО / Авт.-сост.: Селезнева Н.А., Золотарева Н.М. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010.
- Разработка паспортов компетенция: Сборник лучшей практики / Авт.-сост.: Азарова Р.Н., Золотарева Н.М. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010.
- Разработка программ формирования компетенций: Сборник лучшей практики / Авт.-сост.: Азарова Р.Н., Золотарева Н.М. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010.
- Столбова И. Д., Симонов Ю.Н. Управление структурой и содержанием основной образовательной программы при компетентностном подходе: Учебно-методическое пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. – 80 с.
- Гринкруг Л.С, Фишман Б.Е. , Василенко В.С. Проектирование компетентностной модели выпускника. Часть1. Рефлексивный анализ опыта. Научно-методическое пособие. – Биробиджан – Москва, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. – 78 с.
- Программа проведения ТСЦ
19 мая
Первый установочный семинар
9 июня
Второй учебно-проектировочный семинар: Разработка паспортов компетенций
23 июня
Третий учебно-проектировочный семинар: Разработка программ формирования компетенций.
Первая общественно-академическая экспертиза паспортов компетенций
15 сентября
Четвертый учебно-проектировочный семинар (тематика будет уточнена в соответствии с потребностями слушателей ТСЦ)
Результаты первой общественно-академической экспертизы паспортов компетенций.
Вторая общественно-академическая экспертиза паспортов компетенций
20 октября
Пятый учебно-проектировочный семинар (тематика будет уточнена в соответствии с потребностями слушателей ТСЦ)
Общественно-академическая экспертиза второй редакции ООП ВПО.
24 ноября
Итоговый аттестационный семинар
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
СОСТАВ ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТОВ ВУЗОВСКОЙ ООП ВПО
(версия 2010 г.)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА ООП ВПО
3. КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА КАК СОВОКУПНЫЙ ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАНИЯ
4. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ООП ВПО
4.1.Программные документы интегрирующего, междисциплинарного и сквозного характера, обеспечивающие целостность компетентностно-ориентированной ООП ВПО
4.1.1. Паспорта всех обязательных общекультурных и профессиональных компетенций при освоении ООП ВПО.
4.1.2. Программы формирования у студентов вуза всех обязательных общекультурных и профессиональных компетенций при освоении ООП ВПО.
4.1.3. Состав, основное содержание и содержательно-логические связи учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, практик, НИР, входящих в ООП ВПО.
4.1.4. Компетентностно-ориентированный учебный план.
4.1.5. Календарный учебный график.
4.1.6. Сквозная программа промежуточных (поэтапных / по курсам обучения) комплексных испытаний (аттестаций) студентов в вузе на соответствие их подготовки поэтапным ожидаемым результатам образования компетентностно-ориентированной ООП ВПО.
4.1.7. Программа итоговых комплексных испытаний (итоговой государственной аттестации) студентов-выпускников вуза.
4.1.8. Сквозная программа наддисциплинарного учебного курса «Содержание и организация учебной деятельности студентов при освоении компетентностно-ориентированной ООП ВПО в соответствии с требованиями ФГОС ВПО».
4.2. Дисциплинарно-модульные программные документы компетентностно-ориентированной ООП ВПО.
4.2.1. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
4.2.2. Программы учебной и производственной практик.
4.2.3. Программа научно-исследовательской работы.
5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ООП ВПО
5.1. Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса при реализации ООП ВПО.
5.2. Кадровой обеспечение реализации ООП ВПО.
5.3. Основные материально-технические условия для реализации образовательного процесса в вузе в соответствии с ООП ВПО.
6. ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ВУЗА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ (СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ) КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ.
7. НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ООП (БАКАЛАВРИАТА / МАГИСТРАТУРЫ) ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ.
7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
7.2. Итоговая государственная аттестация студентов-выпускников вуза.
8. ДРУГИЕ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
9. РЕГЛАМЕНТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ОБНОВЛЕНИЯ ООП ВПО В ЦЕЛОМ И СОСТАВЛЯЮЩИХ ЕЕ ДОКУМЕНТОВ
10. ОБОСНОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ООП ВПО
Приложение 2
Макеты программных документов
компетентностно-формирующей части ООП ВПО
Приложение 2.1
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
(наименование вуза)
«УТВЕРЖДАЮ»
Ректор
(декан, директор института)
«……» _______________
ПАСПОРТ
обязательной _________________________________________
(общекультурной или профессиональной)
компетенции: «________________________________________»
(название компетенции и ее код)
при освоении ООП ВПО, реализующей ФГОС ВПО
Направление подготовки___________________________________________
______________________________________________________________________
Профиль подготовки______________________________________________
______________________________________________________________________
Квалификация (степень) выпускника_______________________________
______________________________________________________________________
(бакалавр, магистр, дипломированный специалист)
Нормативный срок обучения _______________________________________
г.__________ – 200____ г.
- 1. Определение, содержание и основные сущностные характеристики компетенции
Под «компетенцией» _______________________________________
(код, название)
понимается __________________________________________________________
___________________________________________________________
- 2. Место и значимость данной компетенции в совокупном ожидаемом результате образования выпускника вуза по завершении освоения компетентностно-ориентированной ООП ВПО по направлению подготовки
(включая оценку значимости данной компетенции по результатам социологического исследования при выявлении актуального состава компетенции выпускника с участием работодателей, ППС и выпускников вуза прошлых лет; взаимосвязи данной компетенции с другими значимыми компетенциями выпускника вуза).
- 3. Принятая структура компетенции
[Актуальная структура компетенции определяется:
1) опираясь на общее определение «компетенции», принятое в ФГОС ВПО;
2) с учетом структуры понятия «компетенция», принятом в общеевропейском проекте «TUNING»;
3) используя результаты отечественных (включая собственные) и зарубежных научных исследований по проблемам компетентностного подхода (подхода, ориентированного на результаты) в высшем образовании.]
- 4. Планируемые уровни сформированности компетенции у студентов-выпускников вуза
| Уровни | Содержательное описание уровня | Основные |
1 | Пороговый уровень |
|
|
2 | Повышенные уровни (относительно порогового уровня) |
|
|
- 5. Общая трудоемкость формирования компетенции у «среднего» студента вуза (в часах) на «пороговом» уровне.
1) прогнозируемая оценка ______________________________________ часов;
2) оценка, полученная на основании конкретных научных исследований в вузе часов (если таковые ведутся).
Документ составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки _________________________________
______________________________________________________________________ .
Автор(ы) _________________________________________________________
Рецензент(ы) ______________________________________________________
Документ одобрен на заседании ______________________________________
(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)
от ___________ года, протокол № ________.
Приложение 2.2
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
(наименование вуза)
«УТВЕРЖДАЮ»
Ректор
(декан, директор института)
«……» _______________
ПРОГРАММА
формирования у студентов вуза
обязательной _________________________________________
(общекультурной или профессиональной)
компетенции: «________________________________________»
(название компетенции и ее код)
при освоении ООП ВПО, реализующей ФГОС ВПО
Направление подготовки___________________________________________
______________________________________________________________________
Профиль подготовки______________________________________________
______________________________________________________________________
Квалификация (степень) выпускника_______________________________
______________________________________________________________________
(бакалавр, магистр, дипломированный специалист)
Нормативный срок обучения _______________________________________
г.__________ – 200____ г.
- 1. Цель (и) программы формирования данной компетенции у студентов вуза при освоении ООП ВПО
- 2. Необходимое содержание образования для обеспечения формирования у студентов вуза данной компетенции
2.1. Базовая структура знания (БСЗ), необходимая студенту для освоения данной компетенции
№№ | Компоненты | Названия учебных дисциплин, курсов, модулей, практик (или их разделы), планируемых для включения в учебный план ООП ВПО |
1 | 2 | 3 |
1 |
|
|
2 |
|
|
… | … | … |
2.2. Учебные дисциплины, модули, практики (или их разделы), на предметном содержании которых необходимо (или возможно) формировать данную компетенцию
- 3. Основные пути, методы и технологии формирования данной компетенции у студентов вуза при освоении ООП ВПО
- 4. Календарный график и возможные траектории формирования данной компетенции у студентов вуза при освоении ООП ВПО
№№ коды | Участвующие в формировании данной компетенции циклы, разделы ООП, учебные дисциплины, модули, практики | Курсы / семинары обучения | |||||||
1 курс | 2 курс | 3 курс | 4 курс | ||||||
1 семестр | 2 семестр | 3 семестр | 4 семестр | 5 семестр | 6 семестр | 7 семестр | 8 семестр | ||
1 | 2 | 3 | |||||||
Б1 | ГУМАНИТАРНЫЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Базовая часть |
|
|
|
|
|
|
|
|
| P … P … |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вариативная часть |
|
|
|
|
|
|
|
|
| P … P … |
|
|
|
|
|
|
|
|
Б2 | МАТЕМАТИЧЕСКИЙ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ ЦИКЛ |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Базовая часть |
|
|
|
|
|
|
|
|
| P … P … |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вариативная часть |
|
|
|
|
|
|
|
|
| P … P … |
|
|
|
|
|
|
|
|
Б3 | ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Базовая часть |
|
|
|
|
|
|
|
|
| P … P … |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вариативная часть |
|
|
|
|
|
|
|
|
| P … P … |
|
|
|
|
|
|
|
|
Б.0 | НАДДИСЦИПЛИНАРНЫЕ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ / МОДУЛИ |
|
|
|
|
|
|
|
|
| P … P … |
|
|
|
|
|
|
|
|
[Формулируются возможные и наиболее предпочтительные траектории формирования данной компетенции в рамках конкретной ООП ВПО]
- 5. Формы текущего контроля успеваемости, промежуточных и итоговых аттестаций сформированности данной компетенции и необходимые оценочные средства
[Приводятся основные типы оценочных заданий, с помощью которых студент сможет продемонстрировать достигнутый уровень сформированности данной компетенции]
- 6. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы формирования у студентов вуза данной компетенции при освоении ООП ВПО
а) основная литература (прежде всего, учебно-методическое обеспечение учебной работы студента);
б) дополнительная литература;
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы.
- 7. Основные условия, необходимые для успешного формирования у студентов данной компетенции при освоении ООП ВПО
Документ составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки ______________________________
______________________________________________________________________ .
Автор(ы) _________________________________________________________
Рецензент(ы) ______________________________________________________
Документ одобрен на заседании ______________________________________
(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)
от ___________ года, протокол № ________.
Приложение 2.3
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
(наименование вуза)
«Утверждаю»
Ректор
(декан, директор института)
«……» _________________
СОСТАВ, ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
И СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ
учебных дисциплин, модулей, практик, входящих в ООП ВПО
Направление подготовки___________________________________________
______________________________________________________________________
Профиль подготовки______________________________________________
______________________________________________________________________
Квалификация (степень) выпускника_______________________________
______________________________________________________________________
(бакалавр, магистр, дипломированный специалист)
Нормативный срок обучения _______________________________________
г.__________ – 200____ г.
Коды | Название циклов, | Краткое содержание | Содержательно-логические связи | Коды формируемых компетенций | |
Коды учебных дисциплин. модулей, практик (и их разделы) | |||||
на которые опирается содержание данной учебной дисциплины / модуля / практики | для которых содержание данной учебной дисциплины / модуля / практики выступает опорой | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Б 1. | ГУМАНИТАРНЫЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ |
|
|
|
|
Б 1.1. | Базовая часть |
|
|
|
|
Б 1.1/1 | История | P |
|
|
|
Б 1.1/2 | Философия | P |
|
|
|
Б 1.1/3 | Иностранный язык | P … | … |
|
|
| … | … | … |
|
|
Б 1.2. | Вариативная часть |
|
|
|
|
| (в том числе дисциплины по выбору студентов) |
|
|
|
|
Б 1.2/1 | P | P |
|
|
|
Б 1.2/2 | P … … | P … … |
|
|
|
| Дисциплины по выбору студентов |
|
|
|
|
Б 1.2/в1 | P … | P … | P … | P … | … |
Б 1.2/в2 | P | P … |
|
|
|
… | … | … |
|
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Б 2. | МАТЕМАТИЧЕСКИЙ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ ЦИКЛ |
|
|
|
|
Б 2.1. | Базовая часть |
|
|
|
|
Б 2.1/1 Б 2.1/2 … | P … P … … | P … P … … |
|
|
|
Б 2.2. | Вариативная часть |
|
|
|
|
| (в том числе дисциплины по выбору студентов) | P |
|
|
|
Б 2.2/1 | P | P … |
|
|
|
Б 2.2/2 … | P … … | P … … |
|
|
|
Б 2.2/в1 | P … | P … |
|
|
|
Б 2.2/в2 … | P … … | P … … |
|
|
|
Б 3. | ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ |
|
|
|
|
Б 3.1. | Базовая (общепрофессиональная) часть |
|
|
|
|
Б 3.1/1 | P | P … |
|
|
|
Б 3.1/2 … | P … … | P … … |
|
|
|
Б 3.2. | Вариативная часть |
|
|
|
|
| (в том числе дисциплины по выбору студентов) | P |
|
|
|
Б 3.2/в1 | P … | P … |
|
|
|
Б 3.2/в2 … | P … … | P … … |
|
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Б 4. | ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА |
|
|
|
|
Б 5. | УЧЕБНАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА |
|
|
|
|
Б 5.1. | Учебная практика | P |
|
|
|
Б 5.2. | НИР | P |
|
|
|
Б 5.3. | Производственная практика | P |
|
|
|
Б 0. | НАДДИСЦИПЛИНАРНЫЕ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ / МОДУЛИ |
|
|
|
|
Б 0.1 | P | P … |
|
|
|
Б 0.2 … | P … … | P … … |
|
|
|
Документ составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки _____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ .
Автор(ы) ________________________________________________________________________________
Рецензент(ы) ____________________________________________________________________________
Документ одобрен на заседании ____________________________________________________________
(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)
от ___________ года, протокол № ________.
Приложение 2.4
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
(наименование вуза)
«Утверждаю»
Ректор
(декан, директор института)
«……» ________________
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Направление подготовки_________________________________________________________________
Профиль подготовки_____________________________________________________________________
Квалификация (степень) выпускника_____________________________________________________
(бакалавр, магистр, дипломированный специалист)
Нормативный срок обучения _____________________________________________________________
Форма обучения _________________________________________________________________________
(очная, заочная, вечерняя и др.)
г.__________ – 200____ г.
I. КОМПЕТЕНТНОСТНО-ФОРМИРУЮЩАЯ ЧАСТЬ
( места, выделенные в таблице курсивом, приведены для примера)
Курсы / семестры обучения Коды дисциплин, модулей,
Компетенции выпускников | Распределение по курсам / семестрам обучения, дисциплинам, модулям, практикам | Виды учебной работы и образовательных технологий | Формы промежуточной аттестации 1) ПА – 1* 2) ПА – 2** | ||||||||||||||||||||||||||
1 курс | 2 курс | 3 курс | 4 курс | ||||||||||||||||||||||||||
1 семестр | 2 семестр | 3 семестр | 4 семестр | 5 семестр | 6 семестр | 7 семестр | 8 семестр | ||||||||||||||||||||||
дисциплины, модули, практики | |||||||||||||||||||||||||||||
1 | … | N1 | 1 | … | N2 | 1 | … | N3 | 1 | … | N4 | 1 | … | N5 | 1 | … | N6 | 1 | … | N7 | 1 | … | N8 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||||||||||||||||||||||
ОК | ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОК-1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОК-2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
… | … |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОК-n |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПК | ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПК-1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПК-2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
… | … |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПК-n |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
* промежуточная аттестация по завершении дисциплины, модуля, практики
** промежуточная аттестация по завершении курса обучения
Примечание: Для устойчивого (и восходящего по уровню) формирования у студентов каждой из обязательных компетенций на протяжении всего периода обучения студентов в вузе по ООП ВПО рекомендуется равномерно (во времени) распределять нагрузку по формированию компетенции между учебными дисциплинами, модулями, практиками, НИР и т.п. с учетом особенностей содержания последних и общих ресурсных ограничений.
II. ДИСЦИПЛИНАРНО-МОДУЛЬНАЯ ЧАСТЬ
(все места, выделенные в таблице курсивом, приведены для примера)
№№ п/п | Наименование циклов, разделов ООП, | Трудоемкость | Распределение по семестрам | Виды учебной работы | Формы промежуточной аттестации (ПА) по завершении обучения по дисциплине, модулю, практике (ПА – 1) | ||||||||
Общая, | В часах общая / | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Б.1 | Гуманитарный, социальный и экономический цикл | 55 | 1650 / 825 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Базовая часть ПРИМЕР: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | История | 3 | 90 / 45 |
|
| + | + |
|
|
|
| Л., С. | Зач. / Экз. |
2 | Философия | 4 | 120 / 60 |
|
|
|
| + | + |
|
| Л., С. | Зач. / Экз. |
3 | Иностранный язык | 15 | 450 / 225 | + | + | + | + |
|
|
|
| Л., С. ПЗ | Зач. / Экз. |
4 | Экономика | 4 | 120 / 60 |
|
|
|
| + | + |
|
| Л., С. | Зач. |
5 | Социология | 4 | 120 / 60 |
|
| + | + |
|
|
|
| Л., С. | Зач. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ПРИМЕР: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | Психология | 3 | 90 / 45 |
|
|
|
| + | + |
|
| Л., С. | Зач. |
2 | Право | 3 | 90 / 45 |
|
| + | + |
|
|
|
| Л., С. | Зач. |
3 | Менеджмент | 4 | 120 / 60 |
|
|
|
| + | + |
|
| Л., С. | Зач. |
4 | Дисциплины по выбору (указываются наименования дисциплин) | 15 | 450 / 225 | + | + | + | + |
|
|
|
| Л., С. | Зач. |
Б.2 | Математический и естественнонаучный цикл | 40 | 1200 / 600 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Базовая часть ПРИМЕР: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | Математика | 8 | 240 /120 | + | + |
|
|
|
|
|
| Л., С. ПЗ | Зач. / Экз. |
2 | Информатика | 7 | 210 / 105 |
|
| + | + |
|
|
|
| Л., С. ПЗ | Зач. / Экз. |
3 | Безопасность жизнедеятельности | 3 | 90 / 45 |
|
|
|
|
| + |
|
| Л. С. | Зач. |
4 | Основы естествознания | 7 | 210 / 105 | + | + |
|
|
|
|
|
| Л., С. | Зач. / Экз. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента | 15 | 450 / 225 | + | + | + | + | + | + |
|
|
|
|
1 |
|
|
| + | + | + | + | + | + |
|
|
|
|
2 |
|
|
| + | + | + | + | + | + |
|
|
|
|
Б.3 | Профессиональный цикл | 108 | 3240 / 1620 |
|
| + | + | + | + | + | + |
|
|
| Базовая (общепрофессиональная) часть | 54 | 1620 / 810 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
| + | + | + | + | + | + |
| Зач. / Экз. |
2 |
|
|
|
|
| + | + | + | + | + | + |
| Зач. / Экз. |
3 |
|
|
|
|
| + | + | + | + | + | + |
| Зач. / Экз. |
| Вариативная (профильная) часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента | 54 | 1620 / 810 |
|
| + | + | + | + | + | + |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Б.4 | Физическая культура | 2 | 400 / 360 | + | + | + | + |
|
|
|
| С, ПЗ | Зач. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Б.5 | Учебная и производственная практики ПРИМЕР: | 25 | 750 / 375 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | Учебные практики или научно-исследовательская работа | 15 | 450 / 225 |
| + |
| + |
|
|
|
|
|
|
2 | Производственная практика
| 10 | 300 / 150 |
|
|
|
|
| + | + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Б.6 | Итоговая государственная аттестация | 10 | 300 / 150 |
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
| Общая трудоемкость основной образовательной программы | 240 | 8400 / 4200 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Условные обозначения: Л – лекции, С – семинары, ПЗ – практические занятия.
Примечания:
1) Настоящий учебный план составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования и с учетом рекомендаций примерной основной образовательной программы (ПрООП ВПО) по направлению подготовки _____________________ .
2) Курсовые работы (проекты), текущая и промежуточная аттестации (зачеты и экзамены) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине (модулю) и выполняются в пределах трудоемкости, отводимой на ее изучение.
3) В соответствии с Типовым положением о вузе к видам учебной работы отнесены:
лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабораторные работы, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, научно-исследовательская работа, практики, курсовое проектирование (курсовая работа).
Высшее учебное заведение может устанавливать другие виды учебных занятий.
Документ составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки _____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ .
Автор(ы) ________________________________________________________________________________
Рецензент(ы) ____________________________________________________________________________
Документ одобрен на заседании ____________________________________________________________
(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)
от ___________ года, протокол № ________.
Приложение 2.5
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
(наименование вуза)
«Утверждаю»
Ректор
(декан, директор института)
«……» ________________
СКВОЗНАЯ ПРОГРАММА
промежуточных (поэтапных) комплексных испытаний (аттестаций) студентов в вузе
на соответствие их подготовки ожидаемых результатам образования
компетентностно-ориентированной ООП ВПО
Направление подготовки_________________________________________________________________
Профиль подготовки_____________________________________________________________________
Квалификация (степень) выпускника_____________________________________________________
(бакалавр, магистр, дипломированный специалист)
Нормативный срок обучения _____________________________________________________________
Форма обучения _________________________________________________________________________
(очная, заочная, вечерняя и др.)
г.__________ – 200____ г.
- 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ (ПОЭТАПНЫХ) КОМПЛЕКСНЫХ ИСПЫТАНИЙ (АТТЕСТАЦИЙ) СТУДЕНТОВ
- 2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ (ПОЭТАПНЫХ) ИСПЫТАНИЙ (АТТЕСТАЦИЙ) СТУДЕНТОВ
1) [Раскрывается через содержание поэтапных (по курсам обучения) совокупностей ожидаемых результатов образования студентов в компетентностном формате и типов оценочных заданий для выявления уровней сформированности у студентов таких результатов образования].
2.1.–2.4 . ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ ИСПЫТАНИЙ (АТТЕСТАЦИЙ) СТУДЕНТОВ ПО ЗАВЕРШЕНИИ ________ КУРСА ОБУЧЕНИЯ ПО ООП
(1, 2, 3, 4)
Коды | Совокупность ожидаемых результатов образования 2, 3, 4 | Содержание оценочных заданий для выявления сформированности компетенций 1, 2, 3, 4 | ||
«Допороговый» уровень | «Пороговый» уровень | Повышенный (продвинутый) уровень | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ОК | ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ |
|
|
|
ОК – 1 | P | P | P |
|
… |
|
|
|
|
ОК – … | P | P | P |
|
|
|
|
|
|
ПК | ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ |
|
|
|
ПК – 1 | P | P | P |
|
… |
|
|
|
|
ПК – … | P | P | P |
|
|
|
|
|
|
Примечания:
2) В графе 2 совокупность компетенций, формируемых у студентов по завершении 1-го, 2-го, 3-го или 4-го курсов обучения по ООП ВПО, заполняется на основании компетентностно-формирующей части учебного плана (см. Приложение 4).
3) Под «пороговым» уровнем сформированности компетенции как ожидаемого результата образования понимается уровень освоение компетенции студентами-выпускниками вуза по ООП ВПО, который планируется достичь по отношению ко всем обучающимся к моменту завершения ими обучения по ООП ВПО в целом.
4) Под «допороговым» уровнем сформированности компетенции понимается такой уровень, который по одному, всем или нескольким существенным признакам уступает «пороговому» уровню и является промежуточным.
5) Под «повышенным/продвинутым» уровнем сформированности компетенции понимается такой уровень, который по одному, всем или нескольким существенным признакам превосходит «пороговый» уровень.
6) По каждой из компетенций (графа 2) графы 3, 4 и 5 заполняются на основании паспорта и программы формирования компетенции (см. Приложение 2) и учебного плана (см. Приложение 4).
7) При проектировании содержания оценочных заданий разных уровней рекомендуется использовать таксономию Б. Блума или другие таксономии.
8) На основании спроектированного содержания оценочных заданий по каждому курсу обучения формируются фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации студентов по ООП ВПО.
- 3. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ «ВХОДНЫХ» ИСПЫТАНИЙ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ПЕРЕД НАЧАЛОМ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ООП ВПО
Коды | Совокупность ожидаемых результатов обучения | Содержание оценочных заданий для выявления сформированности у студентов 1-го курсаобщекультурных компетенций (ОК) | ||
«Допороговый» уровень сформированности общекультурной компетенции | «Пороговый» уровень сформированности общекультурной компетенции | «Повышенный (продвинутый)» уровень сформированности общекультурной компетенции или профессиональной ориентации | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ОК | ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ |
|
|
|
ОК – 1 | P | P | P |
|
… |
|
|
|
|
ОК – … | P | P | P |
|
|
|
|
|
|
ПК | ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ |
|
|
|
ПК – 1 | P | P | P |
|
… |
|
|
|
|
ПК – … | P | P | P |
|
|
|
|
|
|
Примечания:
1) В графе 2 совокупность ожидаемых компетенций студентов по ООП заполняется либо по таблице в разделе 2 (см. Приложение 6) для 1 курса обучения, либо по полному составу компетенций выпускника вуза (см. Приложение 1).
2) При проектировании содержания оценочных заданий разных уровней рекомендуется использовать широко применяемые таксономии, например, таксономию Б. Блума и др.
3) После проведения комплексных «входных» испытаний студентов 1 курса перед началом освоения ООП с использованием разработанных типов оценочных заданий может потребоваться уточнение содержания и основных признаков «порогового» и «продвинутого» уровней сформированости компетенций.
4) На основании разработанного содержания оценочных заданий формируется фонд оценочных средств для проведения «входной» аттестации.
4. ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ (ПОЭТАПНЫХ) КОМПЛЕКСНЫХ ИСПЫТАНИЙ (АТТЕСТАЦИИ) СТУДЕНТОВ ПО ООП
(Например, публичная презентация-защита индивидуального доклада-отчета студентом перед аттестационной комиссией и коллективом своей студенческой учебной группы / потока на основании портфолио студента и индивидуального мониторинга качества результатов образования).
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ (ПОЭТАПНЫХ) КОМПЛЕКСНЫХ ИСПЫТАНИЙ (АТТЕСТАЦИЙ) СТУДЕНТОВ ПО ООП ВПО
а) основная литература;
б) дополнительная литература;
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы.
Документ составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки _________________
Автор(ы) ________________________________________________________________________________
Рецензент(ы) ____________________________________________________________________________
Документ одобрен на заседании ____________________________________________________________
(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)
от ___________ года, протокол № ________.
Приложение 2.6
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
(наименование вуза)
«Утверждаю»
Ректор
(декан, директор института)
«……» __________________
ПРОГРАММА
итоговых комплексных испытаний (итоговой государственной аттестации)
студентов-выпускников вуза на соответствие их подготовки ожидаемым результатам образования
компетентностно-ориентированной ООП ВПО
Направление подготовки_________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Профиль подготовки_____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Квалификация (степень) выпускника_____________________________________________________
(бакалавр, магистр, дипломированный специалист)
г.__________ – 200____ г.
- 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИТОГОВЫХ КОМПЛЕКСНЫХ ИСПЫТАНИЙ (ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ) СТУДЕНТОВ-ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА
- 2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВЫХ КОМПЛЕКСНЫХ ИСПЫТАНИЙ (ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ) СТУДЕНТОВ-ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА
[Содержание итоговых комплексных испытаний базируется на компетенциях выпускника вуза как совокупного ожидаемого результата образования по ООП ВПО.
Установленная совокупность итоговых комплексных испытаний должна позволять оценить соответствие подготовки студентов-выпускников вуза совокупному ожидаемому результату образования по ООП ВПО.]
2.1. Содержание выпускной квалификационной работы (ВКР) студента-выпускника вуза и его соотнесение с совокупным ожидаемым результатом образования в компетентностном формате по ООП ВПО в целом
Коды | Компетенции выпускника вуза как совокупный ожидаемый результат по завершении обучения | Совокупность заданий, составляющих содержание выпускной квалификационной работы студента-выпускника вуза по ООП ВПО | |||
Задание 1 | Задание 2 | … | Задание NЗКР | ||
1 | 2 | 3 | |||
ОК | ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ |
|
|
|
|
ОК – 1 | P | P | P |
|
|
… |
|
|
|
|
|
ОК – … | P | P | P |
|
|
|
|
|
|
|
|
ПК | ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ |
|
|
|
|
ПК – 1 | P | P | P |
|
|
… |
|
|
|
|
|
ПК – … | P | P | P |
|
|
|
|
|
|
|
|
2.2. Содержание итогового государственного экзамена (ИГЭ) и его соотнесение с совокупным ожидаемым результатом образования в компетентностном формате по ООП ВПО в целом
Коды | Компетенции выпускника вуза как совокупный ожидаемый результат по завершении обучения | Совокупность оценочных заданий, составляющих содержание итогового государственного экзамена | |||
Задание 1 | Задание 2 | … | Задание NИГЭ | ||
1 | 2 | 3 | |||
| Общекультурные компетенции (ОК) |
|
|
|
|
ОК – 1 | P | P | P |
|
|
… |
|
|
|
|
|
ОК – n | P | P | P |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Профессиональные компетенции (ПК) |
|
|
|
|
ПК – 1 | P | P | P |
|
|
… |
|
|
|
|
|
ПК – n | P | P | P |
|
|
|
|
|
|
|
|
2.3. Содержание других видов итоговых комплексных испытаний (в рамках итоговой государственной аттестации), установленных Ученым советом вуза для выпускников ООП ВПО по направлению подготовки
______________________________________________________________________________________________
(если таковые установлены)
3. ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВЫХ КОМПЛЕКСНЫХ ИСПЫТАНИЙ (ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ) СТУДЕНТОВ-ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА НА СООТВЕТСТВИЕ ИХ ПОДГОТОВКИ ОЖИДАЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЗОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ООП
[Например, итоговый государственный экзамен проводится в форме публичной презентации-защиты индивидуального доклада-отчета студента-выпускника перед государственной аттестационной комиссией (ГАК) о соответствии его подготовки совокупному ожидаемому результату образования компетентностно-ориентированной ООП ВПО в целом на основании портфолио студента и индивидуального мониторинга качества результатов образования].
4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИТОГОВЫХ КОМПЛЕКСНЫХ ИСПЫТАНИЙ (ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ) СТУДЕНТОВ-ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА
а) основная литература;
б) дополнительная литература;
в) программное обеспечение и интернет-ресурсы.
Документ составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки _________________
____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ .
Автор(ы) ________________________________________________________________________________
Рецензент(ы) ____________________________________________________________________________
Документ одобрен на заседании ____________________________________________________________
(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)
от ___________ года, протокол № ________.
Приложение 3
ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЛИСТ ДЛЯ САМООЦЕНКИ ВУЗОВСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ООП
Высшее учебное заведение_____________________________________________
Направление подготовки:______________________________________________
Уровень (бакалавр/магистр):___________________________________________
Профиль (для бакалавра)/ наименование программы (для магистратуры)
____________________________________________________________________
1. Оцените степень разработанности имеющегося в вузе проекта ООП с точки зрения его соответствия полному составу документов ( в версии 2010 года):
№ п/п | Компоненты ООП | Параметры оценки компонентного состава ООП | |||
Имеется в полном объеме | Имеется не в полном объеме | Отсутствует | Примечание (указать в чем требуется доработка) | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Общие положения |
|
|
|
|
2. | Характеристика профессиональной деятельности выпускника вуза как совокупный ожидаемый результат образования |
|
|
|
|
3. | Компетентностная модель выпускника как совокупный ожидаемый результат образования |
|
|
|
|
4. | ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ООП ВПО | ||||
| 4.1. Программные документы интегрирующего, междисциплинарного и сквозного характера, обеспечивающие целостность компетентностно-ориентированной ООП ВПО | ||||
5. | Паспорта всех обязательных общекультурных и профессиональных компетенций при освоении ООП ВПО |
|
|
|
|
6. | Программы формирования у студентов вуза всех обязательных общекультурных и профессиональных компетенций при освоении ООП ВПО |
|
|
|
|
7. | Состав, основное содержание и содержательно-логические связи учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, практик, НИР, входящих в ООП ВПО |
|
|
|
|
8. | Компетентностно-ориентированный учебный план |
|
|
|
|
9. | Календарный учебный график |
|
|
|
|
Окончание
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
10. | Сквозная программа промежуточных (поэтапных / по курсам обучения) комплексных испытаний (аттестаций) студентов в вузе на соответствие их подготовки поэтапным ожидаемым результатам образования компетентностно-ориентированной ООП ВПО |
|
|
|
|
11. | Программа итоговых комплексных испытаний (итоговой государственной аттестации) студентов-выпускников вуза |
|
|
|
|
12. | Сквозная программа наддисциплинарного учебного курса «Содержание и организация учебной деятельности студентов при освоении компетентностно-ориентированной ООП ВПО в соответствии с требованиями ФГОС ВПО» |
|
|
|
|
2. Оцените степень разработанности каждого программного документа (компонента ООП) с точки зрения реализации компетентностного подхода:
№ п/п | Наименование | Шкала оценки | Примечание (указать в чем требуется доработка) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
1. | Общие положения | ||||||
1.1 | Миссия ( видение) |
|
|
|
|
| |
1.2 | Общее видение развития ООП |
|
|
|
|
| |
2. | Характеристика профессиональной деятельности выпускника вуза как совокупный ожидаемый результат образования |
|
|
|
|
| |
3. | Компетентностная модель выпускника как совокупный ожидаемый результат образования | ||||||
3.1 | Обоснование состава и уровней сформированности компетенций выпускников на основе результатов специально проведенного исследования |
|
|
|
|
| |
4.2 | Формулировки компетенций (простая, понятная для пользователей ООП форма в однозначной трактовке) |
|
|
|
|
| |
5.3 | Заданные признаки обязательных (пороговых) и продвинутых уровней сформированности компетенций (в терминах, позволяющих оценить факт их достижения) |
|
|
|
|
| |
4. | ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ООП ВПО | ||||||
4.1. | Программные документы интегрирующего, междисциплинарного и сквозного характера, обеспечивающие целостность компетентностно-ориентированной ООП ВПО | ||||||
5. | Паспорта всех обязательных общекультурных и профессиональных компетенций при освоении ООП ВПО |
|
|
|
|
| |
6. | Программы формирования у студентов вуза всех обязательных общекультурных и профессиональных компетенций при освоении ООП ВПО. |
|
|
|
|
| |
Продолжение
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
7. | Состав, основное содержание и содержательно-логические связи учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, практик, НИР, входящих в ООП ВПО. |
|
|
|
|
| |
8. | Компетентностно-ориентированный учебный план | ||||||
8.1 | Компетентностно-формирующая часть учебного плана |
|
|
|
|
| |
8.2 | Дисциплинарно-модульная часть учебного плана |
|
|
|
|
| |
8.3 | Соответствие трудоемкости теоретической подготовки требованиям ФГОС |
|
|
|
|
| |
8.4 | Соответствие трудоемкости практической подготовки требованиям ФГОС |
|
|
|
|
| |
8.5 | Соответствие трудоемкости итоговой аттестации выпускников требованиям ФГОС |
|
|
|
|
| |
8.5 | Соответствие суммарной трудоемкости базовой и вариативной частей, курсов по выбору требованиям ФГОС |
|
|
|
|
| |
3.6 | Насколько дисциплины базовой части учебного плана отражают требования ФГОС к знаниям, умениям, навыкам |
|
|
|
|
| |
8.7 | Насколько дисциплины вариативных частей позволяют овладеть компетенциями |
|
|
|
|
| |
8.8 | Соответствие трудоемкости каждой дисциплины ее вкладу в формирование компетенций выпускника |
|
|
|
|
| |
8.9 | Логичность распределения дисциплин по семестрам |
|
|
|
|
| |
8.10 | Соответствие продолжительности учебной недели и ее аудиторной составляющей требованиям ФГОС |
|
|
|
|
| |
8.11 | Использование возможности овладения студентами дополнительной образовательной программой по профилю направления |
|
|
|
|
| |
9. | Наличие календарного графика учебного процесса |
|
|
|
|
| |
10. | Сквозная программа промежуточных (поэтапных / по курсам обучения) комплексных испытаний (аттестаций) студентов в вузе на соответствие их подготовки поэтапным ожидаемым результатам образования компетентностно-ориентированной ООП ВПО |
|
|
|
|
| |
11. | Сквозная программа промежуточных (поэтапных / по курсам обучения) комплексных испытаний (аттестаций) студентов в вузе на соответствие их подготовки поэтапным ожидаемым результатам образования компетентностно-ориентированной ООП ВПО. |
|
|
|
|
| |
12. | Программа итоговых комплексных испытаний (итоговой государственной аттестации) студентов-выпускников вуза. |
|
|
|
|
| |
13. | Сквозная программа наддисциплинарного учебного курса «Содержание и организация учебной деятельности студентов при освоении компетентностно-ориентированной ООП ВПО в соответствии с требованиями ФГОС ВПО» |
|
|
|
|
| |
Продолжение
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
5. | Компетентностно-ориентированные рабочие программы дисциплин | ||||||
5.1 | Связь конечных результатов обучения по дисциплине и компетенций, вклад в формирование которых они вносят |
|
|
|
|
| |
5.2 | Образовательные технологии для формирования основных результатов образования и компетенций |
|
|
|
|
| |
5.3 | Методические материалы (рекомендации) ППС вуза по организации образовательного процесса |
|
|
|
|
| |
5.4 | Методические материалы (рекомендации) для студентов по основным технологиям учебной деятельности |
|
|
|
|
| |
5.5 | Виды промежуточных испытаний студентов по завершении отдельных этапов/курсов обучения, учебных циклов, дисциплин, модулей, практик, курсового проектирования, УИРс и др. |
|
|
|
|
| |
5.6 | Фонды оценочных средств, используемые при промежуточных испытаниях (по каждому виду промежуточных испытаний) |
|
|
|
|
| |
5.7 | Макеты рабочих учебных программ и программ-практик |
|
|
|
|
| |
| Соотнесение целей программ с целями ООП и задачами деятельности выпускника |
|
|
|
|
| |
5.8 | Соответствие компетенций, указанных в программе, которыми должен овладеть выпускник при изучении дисциплины или прохождении практики, компетентностной модели |
|
|
|
|
| |
5.9 | Соответствуют ли учебному плану указанные в программе:
|
|
|
|
|
| |
5.10 | Доля инновационных технологий учебных занятий в % |
|
|
|
|
| |
5.11 | Организация самостоятельной работы: а) указаны ли в программе темы самостоятельного изучения б) обеспеченность самостоятельной работы списками литературы в) наличие видов контроля усвоения тем для самостоятельного изучения |
|
|
|
|
| |
5.12 | Обеспеченность учебной программы основной литературой |
|
|
|
|
| |
6. | Компетентностно-ориентированные программы учебных и производственных практик | ||||||
6.1 | Наличие цели и задач учебной практики, соотнесенные с общими целями ООП ВПО |
|
|
|
|
| |
6.2 | Наличие циклов (разделов) ООП, предметов, курсов, дисциплин, на освоении которых базируется практика |
|
|
|
|
| |
6.3 | Наличие форм проведения практики |
|
|
|
|
| |
Продолжение
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
6.4 | Компетенции обучающихся, формируемые в результате прохождения практики |
|
|
|
|
| |
6.5 | Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике |
|
|
|
|
| |
6.6 | Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике |
|
|
|
|
| |
6.7 | Формы промежуточной аттестации (по итогам практики) |
|
|
|
|
| |
6.8 | Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики |
|
|
|
|
| |
7. | Паспорта общекультурных и профессиональных компетенций | ||||||
7.1 | Паспорт на каждую из обязательных компетенций выпускника. включенных в утвержденный ФГОС ВПО по данному направлению подготовки |
|
|
|
|
| |
8. | Программа формирования у студентов вуза всех обязательных общекультурных и профессиональных компетенций при освоении ООП ВПО |
|
|
|
|
| |
9. | Состав, основное содержание и содержательно-логические связи учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, практик, НИР, входящих в ООП ВПО |
|
|
|
|
| |
9.1 | Наличие программных документов интегрирующего, междисциплинарного и сквозного характера, обеспечивающих целостность компетентностно-ориентированной ООП ВПО; |
|
|
|
|
| |
9.2 | Наличие дисциплинарно-модульные программных документов компетентностно-ориентированной ООП ВПО |
|
|
|
|
| |
10. | Программа итоговых комплексных испытаний (итоговой государственной аттестации) студентов-выпускников вуза |
|
|
|
|
| |
11. | Сквозная программа наддисциплинарного учебного курса «Содержание и организация учебной деятельности студентов при освоении компетентностно-ориентированной ООП ВПО в соответствии с требованиями ФГОС ВПО» |
|
|
|
|
| |
12. | Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации | ||||||
12.1 | Фонды монодисциплинарных контрольных заданий |
|
|
|
|
| |
12.2 | Фонды полидисциплинарных комплексных контрольных заданий |
|
|
|
|
| |
12.3 | Примеры полидисциплинарных комплексных контрольных заданий |
|
|
|
|
| |
12.4 | Фонды междисциплинарных комплексных контрольных заданий |
|
|
|
|
| |
12.5 | Примеры междисциплинарных комплексных контрольных заданий (по задачам профессиональной деятельности) |
|
|
|
|
| |
12.6 | Типовые задания по оценке уровней сформированности профессиональных компетенций |
|
|
|
|
| |
Продолжение
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
12.7. | Примеры контрольных заданий по оценке уровней сформированности профессиональных компетенций |
|
|
|
|
| |
12.8 | Типовые задания по оценке уровней сформированности общекультурных компетенций |
|
|
|
|
| |
12.9 | Примеры контрольных заданий по оценке уровней сформированности общекультурных компетенций |
|
|
|
|
| |
12.10 | Потфолио итоговое |
|
|
|
|
| |
12.11 | Кейс измерители |
|
|
|
|
| |
12.12 |
|
|
|
|
|
| |
12.13 |
|
|
|
|
|
| |
12.14 | Компетентностные тесты |
|
|
|
|
| |
12.15 | Тесты для оценки практической деятельности студентов |
|
|
|
|
| |
12.16 | Анкеты |
|
|
|
|
| |
12.17 | Интервью |
|
|
|
|
| |
12.18 | Собеседование |
|
|
|
|
| |
12.19 | Психологические тесты |
|
|
|
|
| |
13. | Наличие инновационных образовательных технологий |
|
|
|
|
| |
14. | Характеристика образовательной социокультурной среды вуза | ||||||
14.1 | Организационно-управленческая Наличие концепции и программы воспитательной деятельности Наличие целевых программ формирования общекультурных компетенций Должность проректора по инновационной деятельности |
|
|
|
|
| |
14.2 | Нормативно-правовая Устав вуза Правила внутреннего распорядка вуза |
|
|
|
|
| |
14.3 | Материально-техническая Дом культуры (актовый зал) Студии Репетиционные помещения Центр оценки общекультурных компетенций |
|
|
|
|
| |
14.4 | Методическая Рекомендации студентам по формированию общекультурных компетенций Материалы по оценке общекультурных компетенций студентов Издание материалов и рекомендаций студентам по формированию общекультурных компетенций |
|
|
|
|
| |
14.5 | Учебно-воспитательная Наличие кабинетов для самостоятельной работы Обеспеченность образовательного процесса материалами по формированию общекультурных компетенций |
|
|
|
|
| |
14.6 | Социально-психологическая Наличие в вузе социально-психологической службы |
|
|
|
|
| |
Окончание
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
| Проведение социологических исследований по формированию общекультурных компетенций 6.3. Наличие комнат отдыха для студентов и преподавателей |
|
|
|
|
| |
14.7 | Санитарно-гигиеническая Соблюдение санитарно-гигиенических норм и нормативов Эстетичность оформления, чистота и комфортность образовательной среды вуза |
|
|
|
|
| |
14.8 | Информационная Наличие видео- и аудиоматериалов по формированию общекультурных компетенций Наличие раздаточного материала по ознакомлению с характеристиками общекультурных компетенций |
|
|
|
|
| |
14.9 | Внеучебная работа Организация НИР студентов по формированию общекультурных компетенций Организация спортивных мероприятий по формированию здорового образа жизни студентов |
|
|
|
|
| |
ВЫВОД: Какие основные направления деятельности Вы планируете осуществить в 2010 году для улучшения качества вузовской компетентностно-ориентированной ООП?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 4
Перечень тематических семинарских циклов,
реализуемых в 2010 г.
Тематический цикл семинаров № 1: «Системное проектирование и экспериментальное введение компетентностно-ориентированных ООП ВПО, реализующих ФГОС ВПО»
Руководители ТСЦ
д-р техн. наук, профессор Н.А. Селезнева, д-р пед. наук, доцент Р.Н. Азарова
канд. пед. наук, доцент Н.М. Золотарева, канд. пед. наук, доцент В.Г. Казанович
Тематический цикл семинаров № 2: «Проектирование и экспериментальное внедрение
компетентностно-ориентированных учебных программ дисциплин, практик, модулей в составе ООП ВПО нового поколения»
Руководитель ТСЦ
канд. пед. наук, профессор Н.В. Борисова
Тематический цикл семинаров № 3: «Проектирование и экспериментальное внедрение
программ формирования актуальных социальных компетентностей в составе ООП ВПО нового поколения»
Руководитель ТСЦ
акад. РАО, д-р психол. наук, профессор И.А. Зимняя
Тематический цикл семинаров № 4: «Научно-методическое обеспечение участия студентов в реализации компетентностно-ориентированных ООП ВПО в соответствии с требованиями ФГОС ВПО»
Руководитель ТСЦ
д-р пед. наук, профессор Т.В. Челышева
Тематический цикл семинаров № 5: «Оценка качества подготовки обучающихся в рамках требований ФГОС ВПО: создание фондов оценочных средств и технологий для аттестации студентов и выпускников вузов при реализации компетентностно-ориентированных ООП ВПО нового поколения»
Руководители ТСЦ
д-р пед. наук, профессор В.И. Звонников, д-р пед. наук, профессор М.Б. Челышкова
Тематический цикл семинаров № 6: «Научно-методическое обеспечение проектирования и экспериментальной реализации многоуровневых программ освоения исследовательской деятельности студентами (в составе нового поколения ООП ВПО)»
Руководитель ТСЦ
акад. РАО, д-р психол. наук, профессор И.А. Зимняя
Тематический цикл семинаров № 7: «Обоснование конкурентной способности проектируемых компетентностно-ориентированных ООП ВПО по направлениям подготовки
через их сравнительные исследования с аналогами программ ведущих зарубежных вузов и академических ассоциаций»
Руководители ТСЦ
канд. экон. наук Е.Б. Покладок, канд. экон. наук, доцент А.В. Фролов
канд. филолог. наук, доцент О.А. Бурукина
Тематический цикл семинаров № 8: «Общественная академическая аккредитация ООП ВПО нового поколения в взаимодействии с системой государственной аккредитации деятельности вузов»
Руководители ТСЦ
канд. техн. наук, доцент Л.С. Самощенко, канд. техн. наук, доцент Г.П. Савельева
Сведения об авторах-составителях
СЕЛЕЗНЕВА – директор Исследовательского центра проблем качества
Надежда Алексеевна подготовки специалистов НИТУ «МИСиС», доктор технических наук, профессор
АЗАРОВА – заведующая кафедрой региональных систем управления
Раиса Николаевна качеством высшего образования Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов НИТУ «МИСиС», доктор педагогических наук, доцент
ЗОЛОТАРЕВА – заместитель заведующего кафедрой управления качест-
Наталья Михайловна вом высшего образования Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов НИТУ «МИСиС», кандидат педагогических наук, доцент
КАЗАНОВИЧ – ученый секретарь Исследовательского центра проблем
Виктор Григорьевич качества подготовки специалистов НИТУ «МИСиС», кандидат педагогических наук, доцент
Учебное издание
Селезнева Н.А., Азарова Р.Н., Золотарева Н.М., Казанович В.Г.
СИСТЕМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАНННЫХ ООП ВПО,
РЕАЛИЗУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС ВПО
Установочные организационно-методические материалы
тематического семинарского цикла
Компьютерная верстка С.Н. Яковлевой
Ответственные за выпуск: В.Г. Казанович,
Г.М. Дмитриенко,
Н.М. Амбросимова,
Т.А. Подкопаева
Подписано в печать 17.05.2010
Бумага «Снегурочка». Формат 60х84/16. Гарнитура Times New Roman.
Усл. печ. л. 3,02. Тираж 300 экз. Заказ № 987.
Издательство: Исследовательский центр проблем качества
подготовки специалистов,
105318, Москва, Измайловское шоссе, 4.
тел. (499) 369-42-83, 369-42-84, fax: (499) 369-58-13
E-mail: rc@rc.edu.ru
__________________________________________________________________________
Поделиться
Получайте материалы на почту
Присылаем письма не чаще раза в неделю, вы всегда можете отписаться.