Утвержден ФГОС ВО подготовки кадров высшей квалификации по специальности 53.09.03 Искусство композиции (далее соответственно - программа ассистентуры-стажировки, специальность).
03.09.2015
Утвержден ФГОС ВО подготовки кадров высшей квалификации по специальности 53.09.03 Искусство композиции (далее соответственно - программа ассистентуры-стажировки, специальность).
Файл с текстом стандарта размещен в разделе ФГОС ВО сайта www.fgosvo.ru
Ссылка на файл: http://fgosvo.ru/530903.pdf
Зарегистрировано в Минюсте России 01 сентября 2015 г. N 38750
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 августа 2015 г. N 846
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 53.09.03 Искусство композиции (уровень подготовки кадров высшей квалификации)"
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 53.09.03 Искусство композиции (уровень подготовки кадров высшей квалификации)"
В соответствии с подпунктом 5.2.43 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26; ст. 3898), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 53.09.03 Искусство композиции (уровень подготовки кадров высшей квалификации).
Исполняющая обязанности Министра
|
Н.В. Третьяк
|
Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 сентября 2015 г.
Регистрационный N 38750
Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего образования
Уровень высшего образования
Подготовка кадров высшей квалификации
Специальность
53.09.03 "Искусство композиции"
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 августа 2015 г. N 846)
высшего образования
Уровень высшего образования
Подготовка кадров высшей квалификации
Специальность
53.09.03 "Искусство композиции"
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 августа 2015 г. N 846)
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ подготовки кадров высшей квалификации в ассистентуре-стажировке по специальности 53.09.03 Искусство композиции (далее соответственно - программа ассистентуры-стажировки, специальность).
В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:
ПК - профессиональные компетенции;
УК - универсальные компетенции;
ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;
сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ.
Объем программы ассистентуры-стажировки составляет 132 зачетные единицы (далее - з.е.), вне зависимости от применяемых образовательных технологий, реализации программы ассистентуры-стажировки с использованием сетевой формы, реализации программы ассистентуры-стажировки по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.
в очной форме, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 2 года. Объем программы ассистентуры-стажировки в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 66 з.е.;
при обучении по индивидуальному учебному плану срок устанавливается организацией самостоятельно, но не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья организация вправе продлить срок не более чем на один год по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы обучения. Объем программы ассистентуры-стажировки за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану не может составлять более 75 з.е.
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
профессиональную деятельность по созданию и обработке музыкальных произведений в различных формах, стилях и жанрах (сочинение музыки);
музыкально-педагогический и учебно-воспитательный процессы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
музыкально-просветительскую деятельность.
художественно-творческая деятельность;
педагогическая деятельность;
музыкально-просветительская деятельность.
Программа ассистентуры-стажировки направлена на освоение всех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник.
художественно-творческая деятельность:
создание музыкальных произведений (сочинение);
создание аранжировок и переложений музыкальных произведений;
иллюстрирование собственных произведений (на музыкальном инструменте или с использованием музыкально-компьютерных технологий);
педагогическая деятельность:
преподавание дисциплин в области композиции в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
выполнение ассистентской работы в специальном классе руководителя;
осуществление контрольных мероприятий, направленных на оценку результатов педагогического процесса, участие в методической работе организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
музыкально-просветительская деятельность:
разработка и реализация просветительских проектов в целях популяризации музыкального искусства, в том числе совместных творческих проектов с музыкантами-исполнителями других организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и учреждений культуры.
способностью овладевать информацией в области исторических и философских знаний для обогащения содержания своей педагогической и художественно-творческой деятельности (УК-1);
способностью видеть и интерпретировать факты, события, явления сферы профессиональной деятельности в широком историческом и культурном контексте (УК-2);
способностью анализировать исходные данные в области культуры и искусства для формирования суждений по актуальным проблемам профессиональной деятельности музыканта (педагогической и художественно-творческой) (УК-3);
способностью аргументированно отстаивать личную позицию в отношении современных процессов в области музыкального искусства и культуры (УК-4);
способностью пользоваться иностранным языком как средством профессионального общения (УК-5).
художественно-творческая деятельность;
способностью создавать музыкальные произведения в различных стилях, жанрах и формах на основе собственной манеры письма:
в инструментальной музыке - от миниатюры для инструмента соло, включая народные инструменты, до крупномасштабной симфонии, поэмы, концерта;
в вокальной музыке - от романса, песни до развернутого цикла (в сопровождении фортепиано, камерного ансамбля, оркестра), концерта для голоса с оркестром;
в хоровой музыке - от хора без сопровождения до кантаты для солистов, хора и симфонического (народного, духового) оркестра, оратории;
в жанре музыкально-сценических произведений (опера, балет, оперетта, мюзикл, произведения синтетических жанров);
в музыке к кино- и телефильмам;
в области электроакустической музыки (мультимедиа-композиции, Таре Music (музыка для пленки), интерактивные композиции) (ПК-1);
способностью владеть навыками сочинения с использованием современных технических средств (синтезаторов, секвенсоров и иной аппаратуры) (ПК-2);
способностью владеть записью собственных сочинений (нотацией) (ПК-3);
способностью работать самостоятельно, критически оценивая результаты собственной деятельности (ПК-4);
способностью представлять результаты своей деятельности в доступной форме, понятной для опытной и неопытной аудитории, демонстрируя уверенность, свободу и легкость обращения с материалом, способствующие беспрепятственному донесению художественной информации до сознания слушателей (ПК-5);
способностью создавать аранжировки и переложения для различных составов ансамблей и оркестров (ПК-6);
способностью создавать свою концепцию музыкального произведения, выстраивать его форму и музыкальную драматургию (ПК-7);
способностью находить нестандартные художественные решения, импровизировать в процессе звуковой реализации музыкального произведения, исполнительском процессе (ПК-8);
педагогическая деятельность:
способностью преподавать творческие дисциплины на уровне, соответствующем требованиям ФГОС ВО в области искусства композиции (ПК-9);
способностью анализировать актуальные проблемы и процессы в области музыкального образования, применять методы психолого-педагогических наук и результаты исследований в области музыкальной педагогики в своей педагогической деятельности (ПК-10);
способностью разрабатывать и применять современные образовательные технологии, выбирать оптимальную цель и стратегию обучения, создавать творческую атмосферу образовательного процесса (ПК-11);
способностью формировать профессиональное мышление, внутреннюю мотивацию обучаемого, систему ценностей, направленных на гуманизацию общества (ПК-12);
способностью владеть методикой и навыками преподавания композиции и специальных музыкально-теоретических дисциплин (ПК-13);
способностью планировать педагогическую деятельность, ставить цели и задачи воспитания и обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся (ПК-14);
способностью демонстрировать высокую степень интеллекта и способность увлечь учеников процессом сочинения музыки (ПК-15);
способностью критически оценивать собственную педагогическую деятельность (ПК-16);
музыкально-просветительская деятельность:
готовностью показывать результаты своей художественно-творческой работы на различных сценических площадках (ПК-17);
готовностью участвовать в культурной жизни общества, создавая художественно-творческую и образовательную среду (ПК-18);
способность разрабатывать и реализовывать собственные и совместные с музыкантами-исполнителями других организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и учреждений культуры просветительские проекты в целях популяризации искусства в широких слоях общества, в том числе и с использованием возможностей радио, телевидения и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") (ПК-19).
Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.
Блок 2 "Практики", который в полном объеме относится к вариативной части программы.
Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации "Композитор. Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе".
Структура программы ассистентуры-стажировки
Таблица
Структура программы ассистентуры-стажировки
|
Объем программы ассистентуры-стажировки
в з.е.
|
|
Дисциплины (модули)
|
87
|
|
|
77
|
|
10
|
||
Блок 2
|
39
|
|
39
|
||
Блок 3
|
6
|
|
6
|
||
Объем программы ассистентуры-стажировки
|
132
|
Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы ассистентуры-стажировки, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО.
После выбора обучающимся дисциплин (модулей) и практик вариативной части они становятся обязательными для освоения обучающимся.
6.5. В Блок 2 "Практики" входит производственная практика.
Типы производственной практики:
педагогическая практика;
творческая практика.
Способы проведения производственной практики:
стационарная;
выездная.
Организация вправе предусмотреть в программе ассистентуры-стажировки иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.
Практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.
6.6. В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входит подготовка к процедуре защиты и процедура защиты выпускной квалификационной работы, состоящей из двух отдельно оцениваемых частей: представление творческо-исполнительской работы (проекта) и защита реферата.
6.7. При разработке программы ассистентуры-стажировки обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специальные условия для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов от объема вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)".
6.8. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)" должно составлять не более 10 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока.
Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:
доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;
проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети "Интернет".
Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации*.
7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).
концертный зал (от 300 посадочных мест, с органом, достаточный для выступления оркестров симфонического и народных инструментов), с концертными роялями, пультами и звуко-техническим оборудованием;
малый концертный зал (от 50 посадочных мест), с концертными роялями, пультами и звукотехническим оборудованием);
библиотеку, читальный зал, лингафонный кабинет, помещения для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека, просмотровый видеозал);
студию видео- и звукозаписи для освоения аппаратуры, персональных компьютеров и программного обеспечения в области художественно-творческой деятельности;
учебные аудитории для групповых и индивидуальных занятий;
помещения, в которых обеспечены условия для содержания и профилактического обслуживания учебного оборудования, в том числе для ремонта музыкальных инструментов.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.
В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.
7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы ассистентуры-стажировки должно осуществляться в объёме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и специальности с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных, программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. N 638 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2013 г., регистрационный N 29967).
??????????????????????????????
* Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14 ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, N 19, Ст. 2302; N 30, ст. 4223, ст. 4243; N 48, ст. 6645; 2015, N 1, ст. 84), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52 ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927; N 30, ст. 4217, ст. 4243).
Поделиться
Получайте материалы на почту
Присылаем письма не чаще раза в неделю, вы всегда можете отписаться.