Минобрнауки России предлагает для обсуждения Проект Приказа Минобрнауки России "Об утверждении методики определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки" (по состоянию на 19.08.2015) (подготовлен Минобрнауки России)
11.09.2015
Минобрнауки России предлагает для обсуждения Проект Приказа Минобрнауки России "Об утверждении методики определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки" (по состоянию на 19.08.2015) (подготовлен Минобрнауки России)
Ссылка на файл с документом на портале www.fgosvo.ru
http://fgosvo.ru/uploadfiles/proekty%20doc/pnnorz.pdf
Аннотация к документу
Проектом предлагается утвердить Методику, устанавливающую правила определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки.
В частности, планируется ввести формулы, по которым будут определяться объемы соответствующих затрат.
Утратившим силу признается Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 N 638, регулирующий аналогичные правоотношения.
Проект
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от "__" ________ г. N ___
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ЗАТРАТ
НА ОКАЗАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ И НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ
Во исполнение пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 467 "О мерах по осуществлению перехода к нормативно-подушевому финансированию имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего профессионального образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2924) приказываю:
1. Утвердить прилагаемую методику определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки.
2. Положения методики применяются к правоотношениям, возникающим при составлении проекта федерального закона о федеральном бюджете, начиная с федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
3. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. N 638 "Об утверждении методики определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки" (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 сентября 2013 г., N 29967).
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Повалко А.Б.
Министр
Д.В.ЛИВАНОВ
Приложение
Утверждена
приказом Министерства
образования и науки
Российской Федерации
от ______ г. N ___
МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ЗАТРАТ НА ОКАЗАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
УСЛУГ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ
И НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ
I. Общие положения
1. Настоящая Методика устанавливает правила определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки (далее - нормативные затраты) и разработана с целью методического обеспечения перехода к нормативно-подушевому финансированию основных профессиональных образовательных программ высшего образования федеральными органами государственной власти (государственными органами), федеральными государственными учреждениями, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителей федеральных государственных автономных и бюджетных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (далее соответственно - учредители, образовательные организации), в отношении контингента, принятого на обучение по итогам проведения Министерством образования и науки Российской Федерации конкурса по распределению контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее - конкурс), проводимого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2015 г. N 285 "Об утверждении Правил установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 14, ст. 2128).
Положения настоящей Методики учитываются учредителями при определении нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования и программ послевузовского профессионального образования по уровням профессионального образования, оказываемых государственными образовательными организациями в качестве основных видов деятельности, включенных в базовый (отраслевой) перечень государственных и муниципальных услуг и работ по виду деятельности "Образование и наука" <1> (далее - государственные услуги):
--------------------------------
<1> Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 16 июня 2014 г. N 49н "Об утверждении Перечня видов деятельности, по которым федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, формируются базовые (отраслевые) перечни государственных и муниципальных услуг и работ" (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации от 10 июля 2014 г. N 33056).
реализация программ бакалавриата;
реализация программ магистратуры;
реализация программ специалитета;
реализация программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);
реализация программ ординатуры;
реализация программ ассистентуры - стажировки <1>;
--------------------------------
<1> Подпункт "б" пункта 2 части 3 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).
реализация программ интернатуры <1>;
--------------------------------
<1> В соответствии с частью 4 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).
реализация программ докторантуры <1>.
--------------------------------
<1> В отношении лиц, принятых в докторантуру до 1 января 2014 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2014 г. N 267 "Об утверждении Положения о докторантуре" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 15, ст. 1759).
2. Для целей настоящей Методики используются следующие понятия:
базовые нормативные затраты - минимальные значения нормативных затрат на оказание единицы государственной услуги по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки по уровням профессионального образования по очной форме обучения;
стоимостная группа специальностей и направлений подготовки - группа, объединяющая специальности и направления подготовки (или) укрупненные группы специальностей и направлений подготовки, по которым устанавливаются одинаковые базовые нормативные затраты;
составляющие базовых нормативных затрат - направления расходов, входящие в состав базовых нормативных затрат на оказание государственных услуг;
корректирующие коэффициенты - коэффициенты, применяемые к отдельным составляющим базовых нормативных затрат в целях определении нормативных затрат на оказание государственных услуг, отражающие территориальные и отраслевые особенности реализации государственных услуг;
ведущий вуз - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> Часть 10 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 23, ст. 2930, 2933; N 30, ст. 4263).
3. Одновременно с объявлением конкурса Министерством образования и науки Российской Федерации формируются с учетом специфики реализации образовательных программ, требований к условиям их реализации, закрепленных федеральными государственными образовательными стандартами, разработанными в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 "Об утверждении правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377), приоритетов государственной политики <1>, а также с учетом объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели:
--------------------------------
<1> В том числе с учетом требований абзаца девятого подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2336).
3.1. Перечень и состав стоимостных групп в отношении контингента, принимаемого на обучение на первый курс, начиная с 2015 года;
3.2. Итоговые значения и величина составляющих базовых нормативных затрат в отношении контингента, принимаемого на обучение на первый курс, начиная с 2015 года;
3.3. Корректирующие коэффициенты и порядок их применения в отношении контингента, принимаемого на обучение на первый курс с 2015 года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
4. Министерство образования и науки Российской Федерации не позднее 1 июля текущего финансового года утверждает корректирующие коэффициенты и порядок их применения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, в том числе:
4.1. Территориальные корректирующие коэффициенты:
4.1.1. Корректирующие коэффициенты, учитывающие целевой уровень заработной платы в регионе <1>;
--------------------------------
<1> С учетом положений абзаца шестого подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2334).
4.1.2. Корректирующие коэффициенты, учитывающие государственное регулирование цен (тарифов) на коммунальные услуги;
4.1.3. Корректирующие коэффициенты, учитывающие состав имущественного комплекса.
4.2. Отраслевые корректирующие коэффициенты:
4.2.1. Корректирующий коэффициент, отражающий право ведущего вуза самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования;
4.2.2. Корректирующий коэффициент, отражающий использование ведущим вузом права самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования;
4.2.3. Корректирующий коэффициент, отражающий законодательно закрепленные особенности реализации государственных программ в образовательных организациях, являющихся уникальными научно-образовательными комплексами <1>;
--------------------------------
<1> Часть 1 статьи 1 Федерального закона от 10 ноября 2009 г. N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 46, ст. 5418; 2013, N 27, ст. 3477).
4.2.4. Корректирующие коэффициенты, отражающие оценку качества реализации государственной услуги и учитывающие:
- средний балл единого государственного экзамена для специальностей или направлений подготовки и долю студентов - победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, и численности студентов - победителей и призеров олимпиад школьников, принятых на обучение в текущем году по программам бакалавриата и специалитета, в общей численности принятых на обучение по программам бакалавриата и специалитета;
- научный потенциал образовательной организации, выраженный в объеме доходов от научных исследований и разработок, в расчете на одного НПР, включая работающих на условиях штатного совместительства, без работающих по договорам гражданско-правового характера, за год, предшествующий дате определения значений корректирующих коэффициентов, и количестве публикаций в изданиях, индексируемых в реферативно-библиографических базах научного цитирования WebofScience и Scopus, в расчете на 100 НПР за год, предшествующий дате определения значений корректирующих коэффициентов;
4.2.5. Корректирующий коэффициент, отражающий особенности реализации государственной услуги в отношении студентов инвалидов и детей инвалидов;
4.2.6. Корректирующий коэффициент, отражающий специфику организации образовательного процесса в специализированных учреждениях по работе со студентами-инвалидами;
4.2.7. Корректирующие коэффициенты, отражающие формы обучения (очно-заочная, заочная), формы реализации образовательных программ (сетевая), используемые технологии обучения <1> (дистанционные образовательные технологии, электронное обучение);
--------------------------------
<1> Применяются при указании соответствующих характеристик образовательных программ в государственном задании.
4.2.8. Корректирующие коэффициенты, отражающие специфику реализации образовательных программ <1>.
--------------------------------
<1> В том числе с учетом требований абзаца девятого подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2336).
5. Не позднее одного месяца со дня официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Министерством образования и науки Российской Федерации при необходимости уточняются значения базовых нормативных затрат и корректирующих коэффициентов, указанных в пунктах 3.2 и 3.3, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
II. Формирование базовых нормативных затрат
6. Базовые нормативные затраты включают в себя затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги, и затраты на общехозяйственные нужды.
7. В составе затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, учитываются следующие составляющие затрат:
7.1. Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда профессорско-преподавательского состава <1> и других работников образовательной организации, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги <2>,включая страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
--------------------------------
<1> Для филиалов федеральных государственных образовательных организаций высшего образования затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда профессорско-преподавательского состава рассчитываются с учетом их фактического местонахождения и требований абзаца шестого подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2334).
<2> В случаях, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.
7.2. Затраты на приобретение материальных запасов и основных средств стоимостью до трех тысяч рублей включительно за единицу, потребляемых (используемых) в процессе оказания соответствующей государственной услуги.
7.3. Затраты на приобретение учебной литературы, периодических изданий, издательских и полиграфических услуг, электронных изданий, непосредственно связанных с оказанием соответствующей государственной услуги.
7.4. Затраты на приобретение транспортных услуг, в том числе на проезд профессорско-преподавательского состава до места прохождения повышения квалификации и обратно, на проезд до места прохождения практики и обратно для обучающихся, проходящих практику, и сопровождающих их работников образовательной организации.
7.5. Затраты на организацию учебной и производственной практики, в том числе затраты на проживание и оплату суточных для обучающихся, проходящих практику, и их сопровождающих работников образовательной организации, за исключением затрат на приобретение транспортных услуг, указанных в пункте 7.4.
7.6. Затраты на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, в том числе связанные с наймом жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные) профессорско-преподавательского состава на время повышения квалификации, за исключением затрат на приобретение транспортных услуг, указанных в пункте 7.4.
8. В составе затрат на общехозяйственные нужды учитываются следующие составляющие затрат:
8.1. Затраты на коммунальные услуги, в том числе затраты на холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение и котельно-печное топливо.
8.2. Затраты на содержание объектов недвижимого и особо ценного движимого имущества <1>, в том числе затраты на проведение текущего ремонта и мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований, противопожарной безопасности, охранной сигнализации.
--------------------------------
<1> С учетом натуральных нормативов (при наличии).
8.3. Затраты на приобретение услуг связи, в том числе затраты на местную, междугороднюю и международную телефонную связь, интернет.
Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников образовательной организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги (административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного персонала и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции), включая страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
8.4. Затраты на организацию культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы со студентами.
КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с источником.
8.6. Затраты на приобретение основных средств стоимостью до трех тысяч рублей включительно за единицу.
9. В затраты, указанные в пунктах 8.1, 8.2, 8.6, включаются затраты в отношении имущества учреждения, используемого для выполнения государственного задания и общехозяйственных нужд, в том числе на основании договора аренды (финансовой аренды) или договора безвозмездного пользования на оказание государственной услуги.
10. Базовые нормативные затраты определяются по стоимостным группам специальностей и направлений подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки.
11. Значения составляющих базовых нормативных затрат рассчитываются на основании требований федеральных государственных образовательных стандартов, норм материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для оказания государственной услуги, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками и регламентами оказания государственных услуг в установленной сфере, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При их отсутствии значения составляющих базовых нормативных затрат рассчитываются экспертным методом с учетом объема средств федерального бюджета, предусмотренного на указанные цели сводной бюджетной росписью федерального бюджета и бюджетной росписью главных распорядителей средств федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период.
12. Перечень стоимостных групп специальностей и направлений подготовки формируется с учетом предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036) особенностей организации и осуществления образовательной деятельности, а также в зависимости от приоритетов государственной политики в сфере высшего образования, установленных актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
III. Определение нормативных затрат на оказание
государственных услуг по специальностям и направлениям
подготовки и (или) укрупненным группам, специальностей
и направлений подготовки
13. Нормативные затраты на оказание единицы i-той государственной услуги в очередном финансовом году в отношении контингента, принимаемого на обучение, начиная с 2015 года по z-той специальности или направлению подготовки или укрупненной группе специальностей и направлений подготовки s-стоимостной группы по y-той форме обучения, определяются по формуле:
КонсультантПлюс: примечание.
Текст абзаца дан в соответствии с источником.
![]()
где:
- объем затрат j-той составляющей нормативных затрат на оказание i-той государственной услуги в очередном финансовом году по z-той специальности, или направлению подготовки или укрупненной группе специальностей и направлений подготовки s-той стоимостной группы в отношении контингента, принимаемого на обучение, начиная с 2015 года.
14. Нормативные затраты на оказание i-той государственной услуги, рассчитанные на очередной финансовый год в отношении контингента, принимаемого на обучение, начиная с 2015 года по z-той специальности или направлению подготовки или укрупненной группе специальностей и направлений подготовки s-той стоимостной группы, включают в себя составляющие нормативных затрат, указанные в пункте 8 настоящей Методики.
15. Объем затрат j-той составляющей нормативных затрат в образовательной организации на оказание единицы i-той государственной услуги в очередном финансовом году по z-той специальности или направлению подготовки или укрупненной группе специальностей и направлений подготовки s-стоимостной группы в отношении контингента, принимаемого на обучение, начиная с 2015 года, определяется по формуле:
КонсультантПлюс: примечание.
Текст абзаца дан в соответствии с источником.
![]()
где:
- размер j-той составляющей базовых нормативных затрат на оказание i-той государственной услуги для специальностей и направлений подготовки s-той стоимостной группы, установленных в отношении контингента, принимаемого на обучение, начиная с 2015 года;
произведение значений территориальных корректирующих коэффициентов для j-той составляющей базовых нормативных затрат по l-ному территориальному корректирующему коэффициенту;
- произведение значений отраслевых корректирующих коэффициентов для j-той составляющей базовых нормативных затрат по h-ному отраслевому корректирующему коэффициенту.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ПРИКАЗА МИНОБРНАУКИ РОССИИ "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ЗАТРАТ НА ОКАЗАНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ
И НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ"
Проект приказа подготовлен с целью исполнения пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 467 "О мерах по осуществлению перехода к нормативно-подушевому финансированию имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего профессионального образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2924) и во исполнение пункта 7 поручения Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. N ОГ-П8-4007 Плана мероприятий по обеспечению поэтапного перехода от действующих соотношений численности преподавателей и студентов, установленных нормативными правовыми актами для отдельных образовательных организаций высшего образования, к соотношениям численности преподавателей и студентов образовательных организаций высшего образования, определенным по специальностям и направлениям подготовки "Внесение изменений в методику определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденную приказом Минобрнауки России от 2 августа 2013 г. N 638".
|
||
Проект Приказа Минобрнауки России
"Об утверждении методики определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки" (по состоянию на 19.08.2015) (подготовлен Минобрнауки России) |
||
|
Аннотация к документу
Проектом предлагается утвердить Методику, устанавливающую правила определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки.
В частности, планируется ввести формулы, по которым будут определяться объемы соответствующих затрат.
Утратившим силу признается Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 N 638, регулирующий аналогичные правоотношения.
Проект
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от "__" ________ г. N ___
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ЗАТРАТ
НА ОКАЗАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ И НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ
Во исполнение пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 467 "О мерах по осуществлению перехода к нормативно-подушевому финансированию имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего профессионального образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2924) приказываю:
1. Утвердить прилагаемую методику определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки.
2. Положения методики применяются к правоотношениям, возникающим при составлении проекта федерального закона о федеральном бюджете, начиная с федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
3. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. N 638 "Об утверждении методики определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки" (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 сентября 2013 г., N 29967).
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Повалко А.Б.
Министр
Д.В.ЛИВАНОВ
Приложение
Утверждена
приказом Министерства
образования и науки
Российской Федерации
от ______ г. N ___
МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ЗАТРАТ НА ОКАЗАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
УСЛУГ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ
И НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ
I. Общие положения
1. Настоящая Методика устанавливает правила определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки (далее - нормативные затраты) и разработана с целью методического обеспечения перехода к нормативно-подушевому финансированию основных профессиональных образовательных программ высшего образования федеральными органами государственной власти (государственными органами), федеральными государственными учреждениями, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителей федеральных государственных автономных и бюджетных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (далее соответственно - учредители, образовательные организации), в отношении контингента, принятого на обучение по итогам проведения Министерством образования и науки Российской Федерации конкурса по распределению контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее - конкурс), проводимого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2015 г. N 285 "Об утверждении Правил установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 14, ст. 2128).
Положения настоящей Методики учитываются учредителями при определении нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования и программ послевузовского профессионального образования по уровням профессионального образования, оказываемых государственными образовательными организациями в качестве основных видов деятельности, включенных в базовый (отраслевой) перечень государственных и муниципальных услуг и работ по виду деятельности "Образование и наука" <1> (далее - государственные услуги):
--------------------------------
<1> Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 16 июня 2014 г. N 49н "Об утверждении Перечня видов деятельности, по которым федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, формируются базовые (отраслевые) перечни государственных и муниципальных услуг и работ" (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации от 10 июля 2014 г. N 33056).
реализация программ бакалавриата;
реализация программ магистратуры;
реализация программ специалитета;
реализация программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);
реализация программ ординатуры;
реализация программ ассистентуры - стажировки <1>;
--------------------------------
<1> Подпункт "б" пункта 2 части 3 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).
реализация программ интернатуры <1>;
--------------------------------
<1> В соответствии с частью 4 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).
реализация программ докторантуры <1>.
--------------------------------
<1> В отношении лиц, принятых в докторантуру до 1 января 2014 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2014 г. N 267 "Об утверждении Положения о докторантуре" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 15, ст. 1759).
2. Для целей настоящей Методики используются следующие понятия:
базовые нормативные затраты - минимальные значения нормативных затрат на оказание единицы государственной услуги по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки по уровням профессионального образования по очной форме обучения;
стоимостная группа специальностей и направлений подготовки - группа, объединяющая специальности и направления подготовки (или) укрупненные группы специальностей и направлений подготовки, по которым устанавливаются одинаковые базовые нормативные затраты;
составляющие базовых нормативных затрат - направления расходов, входящие в состав базовых нормативных затрат на оказание государственных услуг;
корректирующие коэффициенты - коэффициенты, применяемые к отдельным составляющим базовых нормативных затрат в целях определении нормативных затрат на оказание государственных услуг, отражающие территориальные и отраслевые особенности реализации государственных услуг;
ведущий вуз - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> Часть 10 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 23, ст. 2930, 2933; N 30, ст. 4263).
3. Одновременно с объявлением конкурса Министерством образования и науки Российской Федерации формируются с учетом специфики реализации образовательных программ, требований к условиям их реализации, закрепленных федеральными государственными образовательными стандартами, разработанными в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 "Об утверждении правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377), приоритетов государственной политики <1>, а также с учетом объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели:
--------------------------------
<1> В том числе с учетом требований абзаца девятого подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2336).
3.1. Перечень и состав стоимостных групп в отношении контингента, принимаемого на обучение на первый курс, начиная с 2015 года;
3.2. Итоговые значения и величина составляющих базовых нормативных затрат в отношении контингента, принимаемого на обучение на первый курс, начиная с 2015 года;
3.3. Корректирующие коэффициенты и порядок их применения в отношении контингента, принимаемого на обучение на первый курс с 2015 года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
4. Министерство образования и науки Российской Федерации не позднее 1 июля текущего финансового года утверждает корректирующие коэффициенты и порядок их применения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, в том числе:
4.1. Территориальные корректирующие коэффициенты:
4.1.1. Корректирующие коэффициенты, учитывающие целевой уровень заработной платы в регионе <1>;
--------------------------------
<1> С учетом положений абзаца шестого подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2334).
4.1.2. Корректирующие коэффициенты, учитывающие государственное регулирование цен (тарифов) на коммунальные услуги;
4.1.3. Корректирующие коэффициенты, учитывающие состав имущественного комплекса.
4.2. Отраслевые корректирующие коэффициенты:
4.2.1. Корректирующий коэффициент, отражающий право ведущего вуза самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования;
4.2.2. Корректирующий коэффициент, отражающий использование ведущим вузом права самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования;
4.2.3. Корректирующий коэффициент, отражающий законодательно закрепленные особенности реализации государственных программ в образовательных организациях, являющихся уникальными научно-образовательными комплексами <1>;
--------------------------------
<1> Часть 1 статьи 1 Федерального закона от 10 ноября 2009 г. N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 46, ст. 5418; 2013, N 27, ст. 3477).
4.2.4. Корректирующие коэффициенты, отражающие оценку качества реализации государственной услуги и учитывающие:
- средний балл единого государственного экзамена для специальностей или направлений подготовки и долю студентов - победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, и численности студентов - победителей и призеров олимпиад школьников, принятых на обучение в текущем году по программам бакалавриата и специалитета, в общей численности принятых на обучение по программам бакалавриата и специалитета;
- научный потенциал образовательной организации, выраженный в объеме доходов от научных исследований и разработок, в расчете на одного НПР, включая работающих на условиях штатного совместительства, без работающих по договорам гражданско-правового характера, за год, предшествующий дате определения значений корректирующих коэффициентов, и количестве публикаций в изданиях, индексируемых в реферативно-библиографических базах научного цитирования WebofScience и Scopus, в расчете на 100 НПР за год, предшествующий дате определения значений корректирующих коэффициентов;
4.2.5. Корректирующий коэффициент, отражающий особенности реализации государственной услуги в отношении студентов инвалидов и детей инвалидов;
4.2.6. Корректирующий коэффициент, отражающий специфику организации образовательного процесса в специализированных учреждениях по работе со студентами-инвалидами;
4.2.7. Корректирующие коэффициенты, отражающие формы обучения (очно-заочная, заочная), формы реализации образовательных программ (сетевая), используемые технологии обучения <1> (дистанционные образовательные технологии, электронное обучение);
--------------------------------
<1> Применяются при указании соответствующих характеристик образовательных программ в государственном задании.
4.2.8. Корректирующие коэффициенты, отражающие специфику реализации образовательных программ <1>.
--------------------------------
<1> В том числе с учетом требований абзаца девятого подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2336).
5. Не позднее одного месяца со дня официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Министерством образования и науки Российской Федерации при необходимости уточняются значения базовых нормативных затрат и корректирующих коэффициентов, указанных в пунктах 3.2 и 3.3, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
II. Формирование базовых нормативных затрат
6. Базовые нормативные затраты включают в себя затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги, и затраты на общехозяйственные нужды.
7. В составе затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, учитываются следующие составляющие затрат:
7.1. Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда профессорско-преподавательского состава <1> и других работников образовательной организации, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги <2>,включая страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
--------------------------------
<1> Для филиалов федеральных государственных образовательных организаций высшего образования затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда профессорско-преподавательского состава рассчитываются с учетом их фактического местонахождения и требований абзаца шестого подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2334).
<2> В случаях, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.
7.2. Затраты на приобретение материальных запасов и основных средств стоимостью до трех тысяч рублей включительно за единицу, потребляемых (используемых) в процессе оказания соответствующей государственной услуги.
7.3. Затраты на приобретение учебной литературы, периодических изданий, издательских и полиграфических услуг, электронных изданий, непосредственно связанных с оказанием соответствующей государственной услуги.
7.4. Затраты на приобретение транспортных услуг, в том числе на проезд профессорско-преподавательского состава до места прохождения повышения квалификации и обратно, на проезд до места прохождения практики и обратно для обучающихся, проходящих практику, и сопровождающих их работников образовательной организации.
7.5. Затраты на организацию учебной и производственной практики, в том числе затраты на проживание и оплату суточных для обучающихся, проходящих практику, и их сопровождающих работников образовательной организации, за исключением затрат на приобретение транспортных услуг, указанных в пункте 7.4.
7.6. Затраты на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, в том числе связанные с наймом жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные) профессорско-преподавательского состава на время повышения квалификации, за исключением затрат на приобретение транспортных услуг, указанных в пункте 7.4.
8. В составе затрат на общехозяйственные нужды учитываются следующие составляющие затрат:
8.1. Затраты на коммунальные услуги, в том числе затраты на холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение и котельно-печное топливо.
8.2. Затраты на содержание объектов недвижимого и особо ценного движимого имущества <1>, в том числе затраты на проведение текущего ремонта и мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований, противопожарной безопасности, охранной сигнализации.
--------------------------------
<1> С учетом натуральных нормативов (при наличии).
8.3. Затраты на приобретение услуг связи, в том числе затраты на местную, междугороднюю и международную телефонную связь, интернет.
Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников образовательной организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги (административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного персонала и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции), включая страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
8.4. Затраты на организацию культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы со студентами.
КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с источником.
8.6. Затраты на приобретение основных средств стоимостью до трех тысяч рублей включительно за единицу.
9. В затраты, указанные в пунктах 8.1, 8.2, 8.6, включаются затраты в отношении имущества учреждения, используемого для выполнения государственного задания и общехозяйственных нужд, в том числе на основании договора аренды (финансовой аренды) или договора безвозмездного пользования на оказание государственной услуги.
10. Базовые нормативные затраты определяются по стоимостным группам специальностей и направлений подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки.
11. Значения составляющих базовых нормативных затрат рассчитываются на основании требований федеральных государственных образовательных стандартов, норм материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для оказания государственной услуги, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками и регламентами оказания государственных услуг в установленной сфере, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При их отсутствии значения составляющих базовых нормативных затрат рассчитываются экспертным методом с учетом объема средств федерального бюджета, предусмотренного на указанные цели сводной бюджетной росписью федерального бюджета и бюджетной росписью главных распорядителей средств федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период.
12. Перечень стоимостных групп специальностей и направлений подготовки формируется с учетом предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036) особенностей организации и осуществления образовательной деятельности, а также в зависимости от приоритетов государственной политики в сфере высшего образования, установленных актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
III. Определение нормативных затрат на оказание
государственных услуг по специальностям и направлениям
подготовки и (или) укрупненным группам, специальностей
и направлений подготовки
13. Нормативные затраты на оказание единицы i-той государственной услуги в очередном финансовом году в отношении контингента, принимаемого на обучение, начиная с 2015 года по z-той специальности или направлению подготовки или укрупненной группе специальностей и направлений подготовки s-стоимостной группы по y-той форме обучения, определяются по формуле:
КонсультантПлюс: примечание.
Текст абзаца дан в соответствии с источником.

где:
- объем затрат j-той составляющей нормативных затрат на оказание i-той государственной услуги в очередном финансовом году по z-той специальности, или направлению подготовки или укрупненной группе специальностей и направлений подготовки s-той стоимостной группы в отношении контингента, принимаемого на обучение, начиная с 2015 года.
14. Нормативные затраты на оказание i-той государственной услуги, рассчитанные на очередной финансовый год в отношении контингента, принимаемого на обучение, начиная с 2015 года по z-той специальности или направлению подготовки или укрупненной группе специальностей и направлений подготовки s-той стоимостной группы, включают в себя составляющие нормативных затрат, указанные в пункте 8 настоящей Методики.
15. Объем затрат j-той составляющей нормативных затрат в образовательной организации на оказание единицы i-той государственной услуги в очередном финансовом году по z-той специальности или направлению подготовки или укрупненной группе специальностей и направлений подготовки s-стоимостной группы в отношении контингента, принимаемого на обучение, начиная с 2015 года, определяется по формуле:
КонсультантПлюс: примечание.
Текст абзаца дан в соответствии с источником.

где:
- размер j-той составляющей базовых нормативных затрат на оказание i-той государственной услуги для специальностей и направлений подготовки s-той стоимостной группы, установленных в отношении контингента, принимаемого на обучение, начиная с 2015 года;
произведение значений территориальных корректирующих коэффициентов для j-той составляющей базовых нормативных затрат по l-ному территориальному корректирующему коэффициенту;
- произведение значений отраслевых корректирующих коэффициентов для j-той составляющей базовых нормативных затрат по h-ному отраслевому корректирующему коэффициенту.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ПРИКАЗА МИНОБРНАУКИ РОССИИ "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ЗАТРАТ НА ОКАЗАНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ
И НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ"
Проект приказа подготовлен с целью исполнения пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 467 "О мерах по осуществлению перехода к нормативно-подушевому финансированию имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего профессионального образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2924) и во исполнение пункта 7 поручения Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. N ОГ-П8-4007 Плана мероприятий по обеспечению поэтапного перехода от действующих соотношений численности преподавателей и студентов, установленных нормативными правовыми актами для отдельных образовательных организаций высшего образования, к соотношениям численности преподавателей и студентов образовательных организаций высшего образования, определенным по специальностям и направлениям подготовки "Внесение изменений в методику определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденную приказом Минобрнауки России от 2 августа 2013 г. N 638".
Поделиться
Получайте материалы на почту
Присылаем письма не чаще раза в неделю, вы всегда можете отписаться.