Утвержден ФГОС ВО подготовки кадров высшей квалификации по специальности 54.09.02 Мастерство декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (по видам) (далее соответственно - программа ассистентуры-стажировки, специальность).
16.09.2015
Утвержден ФГОС ВО подготовки кадров высшей квалификации по специальности 54.09.02 Мастерство декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (по видам) (далее соответственно - программа ассистентуры-стажировки, специальность).
Файл с текстом стандарта размещен в разделе ФГОС ВО сайта www.fgosvo.ru
Ссылка на файл: http://fgosvo.ru/540902.pdf
Зарегистрировано в Минюсте России 11 сентября 2015 г. N 38870
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 августа 2015 г. N 842
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 54.09.02 Мастерство декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (по видам) (уровень подготовки кадров высшей квалификации)"
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 54.09.02 Мастерство декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (по видам) (уровень подготовки кадров высшей квалификации)"
В соответствии с подпунктом 5.2.43 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 54.09.02 Мастерство декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (по видам) (уровень подготовки кадров высшей квалификации).
Исполняющая обязанности Министра
|
Н.В. Третьяк
|
Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 сентября 2015 г.
Регистрационный N 38870
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования
Уровень высшего образования
Подготовка кадров высшей квалификации
Специальность 54.09.02 Мастерство декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (по видам)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 августа 2015 г. N 842)
Уровень высшего образования
Подготовка кадров высшей квалификации
Специальность 54.09.02 Мастерство декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (по видам)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 августа 2015 г. N 842)
I. Область применения
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ подготовки кадров высшей квалификации в ассистентуре-стажировке по специальности 54.09.02 Мастерство декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (по видам) (далее соответственно - программа ассистентуры-стажировки, специальность).
В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:
ПК - профессиональные компетенции;
УК - универсальные компетенций;
ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;
сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ.
Объем программы ассистентуры-стажировки составляет 132 зачетные единицы (далее - з.е.) вне зависимости от применяемых образовательных технологий, реализации программы ассистентуры-стажировки с использованием сетевой формы, реализации программы ассистентуры-стажировки по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.
в очной форме, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 2 года. Объем программы ассистентуры-стажировки в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 66 з.е.;
при обучении по индивидуальному учебному плану срок устанавливается организацией самостоятельно, но не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья организация вправе продлить срок не более чем на один год по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы обучения. Объем программы ассистентуры-стажировки за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану не может составлять более 75 з.е.
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
3.7. Реализация программ ассистентуры-стажировки, разработанных в соответствии с ФГОС ВО по специальности 54.09.02 Мастерство декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (по видам), осуществляется по следующим видам: художественный металл, художественная керамика, художественное стекло, народные промыслы.
выполнение авторских работ и творческих проектов;
художественно-проектный и учебно-воспитательный процессы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
научно-исследовательскую и просветительскую деятельность.
педагогическая деятельность;
художественно-проектная деятельность;
научно-исследовательская и просветительская деятельность.
Программа ассистентуры-стажировки направлена на освоение всех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник.
педагогическая деятельность:
преподавание художественных дисциплин в сфере декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
выполнение ассистентской работы в специальном классе руководителя;
осуществление контрольных мероприятий, направленных на оценку результатов педагогического процесса, участие в методической работе организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
художественно-проектная деятельность:
разработка проектов отдельных изделий, предметов и комплектов, создание авторских произведений и предметов декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, владение различными стилями, жанрами, художественными направлениями в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;
научно-исследовательская и просветительская деятельность:
разработка и реализация научных, выставочных, издательских и иных просветительских проектов в целях популяризации декоративно-прикладного искусства, в том числе, совместных творческих проектов с художниками, дизайнерами и архитекторами, а также представителями других организаций, осуществляющих образовательную деятельность и учреждений культуры.
готовностью овладевать информацией в области исторических и философских знаний, включая область проектной и художественной культуры для обогащения содержания своей педагогической и проектно-творческой деятельности (УК-1);
способностью уметь видеть и интерпретировать факты, события, явления сферы профессиональной деятельности, отбирать, оценивать произведения декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в широком историческом и культурном контексте (УК-2);
способностью анализировать исходные данные в области культуры и искусства для формирования суждений по актуальным проблемам профессиональной деятельности художника декоративно-прикладного искусства (педагогической, художественно-проектной), следить за развитием материальной культуры в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (УК-3);
способностью аргументировано отстаивать личную позицию в отношении современных процессов в области художественного творчества, проектной деятельности, искусства и культуры (УК-4);
способностью пользоваться иностранным языком как средством профессионального общения и ознакомления с мировыми достижениями в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (УК-5).
педагогическая деятельность:
способностью преподавать творческие дисциплины на уровне, соответствующем требованиям ФГОС ВО в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (ПК-1);
готовностью анализировать актуальные проблемы и процессы в области художественного образования, применять методы психолого-педагогических наук и результаты исследований в области художественной педагогики в своей педагогической деятельности (ПК-2);
способностью разрабатывать и применять современные образовательные технологии, выбирать оптимальную цель и стратегию обучения, создавать творческую атмосферу образовательного процесса (ПК-3);
способностью формировать профессиональное мышление, внутреннюю мотивацию обучаемого, систему ценностей, направленных на гуманизацию общества (ПК-4);
готовностью осваивать передовые достижения в области педагогики, связанные с разнообразными методами, эпохами, стилями, жанрами, художественными направлениями (ПК-5);
художественно-проектная деятельность:
готовностью разрабатывать авторские проекты изделий, проекты художественных и декоративных комплектов, коллекций и производственных серий (ПК-6);
способностью осуществлять проектные идеи и художественные замыслы (ПК-7);
способностью обладать знаниями закономерностей и методов проектно-творческой деятельности, применять современные производственные, технологические и инженерно-конструкторские решения, владеть авторскими технологиями художественного творчества (ПК-8);
способностью быть мобильным в освоении художественного опыта в декоративно-прикладном искусстве разнообразного по эпохам, стилям, жанрам и художественным направлениям (ПК-9);
научно-исследовательская и просветительская деятельность:
владением методикой проведения научных исследований, оформления результатов этой деятельности в форме докладов, сообщений, лекций, публикаций (ПК-10);
готовностью участвовать в культурной жизни общества, создавая художественно-творческую и образовательную среду (ПК-11);
готовностью разрабатывать и реализовывать собственные и совместные со специалистами других областей искусства, архитектуры, дизайна, других организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и учреждений культуры презентационные, выставочные, просветительские проекты в целях популяризации декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в широких слоях общества, в том числе и с использованием возможностей радио, телевидения, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") с целью воспитания у публики грамотного и заинтересованного отношения к искусству и культуре (ПК-12).
Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.
Блок 2 "Практики", который в полном объеме относится к вариативной части программы.
Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации "Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе. Художник декоративно-прикладного искусства".
Структура программы ассистентуры-стажировки
Таблица
Структура программы ассистентуры-стажировки
|
Объем программы ассистентуры-стажировки в з.е.
|
|
Блок 1
|
87
|
|
|
Базовая часть
|
77
|
10
|
||
Блок 2
|
39
|
|
Вариативная часть
|
39
|
|
Блок 3
|
6
|
|
Базовая часть
|
6
|
|
Объем программы ассистентуры-стажировки
|
132
|
Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы ассистентуры-стажировки, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО.
После выбора обучающимся дисциплин (модулей) и практик вариативной части они становятся обязательными для освоения обучающимся.
6.5. В Блок 2 "Практики" входит производственная практика.
Типы производственной практики:
педагогическая практика;
творческая практика.
Способы проведения производственной практики:
стационарная;
выездная.
Организация вправе предусмотреть в программе ассистентуры-стажировки иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.
Практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.
6.6. В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входит подготовка к процедуре защиты и процедура защиты выпускной квалификационной работы, состоящей из двух отдельно оцениваемых частей: представление творческо-исполнительской работы (проекта) по видам, указанным в пункте 3.7 настоящего ФГОС ВО, и защита реферата.
6.7. При разработке программы ассистентуры-стажировки обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специальные условия для лиц с ограниченными возможностями здоровья в объеме не менее 30 процентов от объема вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)".
6.8. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)" должно составлять не более 10 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока.
Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:
доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;
проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети "Интернет".
Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации*.
7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).
аудитории, оборудованные для проведения лекционных занятий и презентаций результатов художественно-проектной и педагогической деятельности;
аудитории для проведения практических занятий по проектированию, моделированию и макетированию;
оборудование для освоения цифровых технологий в различных областях декоративно-прикладного искусства;
специальные творческие мастерские-лаборатории, связанные с конкретными видами и технологиями художественной обработки материалов;
библиотеку, методический фонд, читальный зал, лингафонный кабинет;
помещения, соответствующие виду подготовки ассистентов-стажеров, в том числе специальные аудитории, оборудованные персональными компьютерами и соответствующим программным обеспечением;
учебные аудитории для групповых и индивидуальных занятий.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.
В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.
7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы ассистентуры-стажировки должно осуществляться в объёме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и специальности с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. N 638 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2013 г., регистрационный N 29967).
??????????????????????????????
* Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14 ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, ст. 4243; N 48, ст. 6645; 2015, N 1, ст. 84), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52 ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927; N 30, ст. 4217, ст. 4243).
Поделиться
Получайте материалы на почту
Присылаем письма не чаще раза в неделю, вы всегда можете отписаться.