Утвержден ФГОС ВО по направлению подготовки 41.03.06 Публичная политика и социальные науки (далее соответственно - программа бакалавриата, направление подготовки).
12.11.2015
Утвержден ФГОС ВО по направлению подготовки 41.03.06 Публичная политика и социальные науки (далее соответственно - программа бакалавриата, направление подготовки).
Файл с текстом стандарта размещен в разделе ФГОС ВО сайта www.fgosvo.ru
Ссылка на файл: http://fgosvo.ru/410306
Зарегистрировано в Минюсте России 09 ноября 2015 г. № 39611
Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 октября 2015 г. N 1174
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 41.03.06 Публичная политика и социальные науки (уровень бакалавриата)"
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 41.03.06 Публичная политика и социальные науки (уровень бакалавриата)"
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.06 Публичная политика и социальные науки (уровень бакалавриата).
Министр
|
Д.В. Ливанов
|
Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 ноября 2015 г.
Регистрационный N 39611
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования
Уровень высшего образования
Бакалавриат
Направление подготовки
41.03.06 Публичная политика и социальные науки
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 20 октября 2015 г. N 1174)
Уровень высшего образования
Бакалавриат
Направление подготовки
41.03.06 Публичная политика и социальные науки
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 20 октября 2015 г. N 1174)
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата по направлению подготовки 41.03.06 Публичная политика и социальные науки (далее соответственно - программа бакалавриата, направление подготовки).
В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:
ОК - общекультурные компетенции;
ОПК - общепрофессиональные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;
сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ.
Объем программы бакалавриата составляет 240 зачетных единиц (далее - з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы бакалавриата с использованием сетевой формы, реализации программы бакалавриата по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.
в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 4 года. Объем программы бакалавриата в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;
в очно-заочной или заочной формах обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Объем программы бакалавриата за один учебный год в очно-заочной форме обучения не может составлять более 75 з.е.;
при обучении по индивидуальному учебному плану, вне зависимости от формы обучения, составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения. Объем программы бакалавриата за один учебный год при обучении по индивидуальному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з.е.
Конкретный срок получения образования и объем программы бакалавриата, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной или заочной формах обучения, а также по индивидуальному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
управленческую и проектную деятельность в государственных, общественных и иных организациях;
освещение деятельности этих организаций в средствах массовой информации (далее - СМИ);
политическую деятельность;
применение методов социальных наук в прикладных и междисциплинарных исследованиях.
процессы формирования и реализации управленческих и политических решений, направленных на совершенствование государственных и социальных институтов и процессов взаимодействия между ними;
процессы целенаправленных изменений в государственных и общественных организациях;
коммуникационные процессы в социальной и политической сферах;
социокультурные факторы принятия и осуществления управленческих решений;
процессы подготовки и проведения публичных мероприятий; технологии организации управленческих процессов в органах государственной власти и местного самоуправления, общественных, профессиональных, творческих и коммерческих организациях;
технологии организации и регулирования эффективных коммуникаций органов государственной власти, местного самоуправления, общественных, профессиональных, творческих и коммерческих организаций с населением, клиентами, бизнес-партнёрами.
организационно-управленческая;
проектно-аналитическая;
научно-исследовательская;
социально-коммуникативная;
образовательно-педагогическая;
информационно-маркетинговая.
При разработке и реализации программы бакалавриата организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.
Программа бакалавриата формируется организацией в зависимости от видов учебной деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:
ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа академического бакалавриата);
ориентированной на практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа прикладного бакалавриата).
организационно-управленческая деятельность:
администрирование управленческих процессов в органах государственной власти и местного самоуправления, общественных, профессиональных, творческих и религиозных организациях, коммерческих организациях, СМИ;
реализация программ повышения эффективности управления и развития персонала в соответствие с целями и задачами организации;
управление потоками направленного информационного взаимодействия общественных и государственных организаций с населением;
проектно-аналитическая деятельность:
подготовка аналитических материалов для разработки научно-исследовательских и управленческих программ и проектов;
участие в проектировании научно-теоретических разработок, информационных и маркетинговых кампаний;
участие в проектировании стратегий социальных и организационных изменений;
участие в оценке эффективности организационных структур и проектировании их изменений;
подготовка проектной документации для реализации организационных и социальных проектов государственных, общественных и творческих организаций;
мониторинг эффективности и контроль этапов реализации проектов;
научно-исследовательская деятельность:
участие в работе семинаров, научно-теоретических и научно-практических конференций, подготовке публикаций, обзоров и аннотаций;
составление рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований;
составление разделов научно-аналитических отчетов, пояснительных записок;
социально-коммуникативная деятельность:
подготовка и участие в интерактивных и публичных мероприятиях; участие в мониторинге и анализе СМИ;
подготовка текстовых и аудиовизуальных информационных материалов интерактивных и публичных мероприятий;
образовательно-педагогическая деятельность:
учебно-методическая разработка и реализация образовательных программ (по профилю подготовки) в системе среднего общего и среднего профессионального образования;
методическая разработка и реализация современных форм воспитательной работы (по профилю подготовки) в системе среднего общего и среднего профессионального образования;
участие в подготовке и реализации дистанционных форм образовательных проектов;
подготовка и внедрение программ массового просвещения (по профилю подготовки) в СМИ;
информационно-маркетинговая деятельность:
организация и расширение социальных баз целевых аудиторий для реализации интересов органов государственной власти и местного самоуправления, общественных, профессиональных, творческих и коммерческих организаций;
подготовка и реализация эффективных технологий внешней и внутренней коммуникации органов государственной власти и местного самоуправления, общественных, профессиональных, творческих и коммерческих организаций;
внедрение коммуникативных технологий в индивидуальную и групповую работу с сотрудниками организации;
участие в реализации программ формирования общественного мнения в интересах органов государственной власти и местного самоуправления, общественных, профессиональных, творческих и коммерческих организаций.
готовностью к критическому осмыслению явлений политической, экономической и социальной жизни, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
пониманием специфики развития правовых и политических отношений, государственных и гражданских институтов современного общества (ОК-2);
способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-3);
готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-4);
способностью использовать нормативные документы в своей деятельности (ОК-5);
готовностью выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-6);
способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-7);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-8);
способностью овладевать основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, развивать навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-9);
владением двумя иностранными языками и одним из них - на уровне, обеспечивающем возможность обучения в иностранной образовательной организации и эффективность профессиональной деятельности (ОК-10);
способность использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-11).
владением базовыми и специальными знаниями и навыками теоретического и прикладного характера в области социальных наук (ОПК-1);
владением общенаучной терминологией, умением работать с оригинальными научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями (ОПК-2);
владением навыками осуществления эффективной коммуникации в профессиональной среде, способностью грамотно излагать мысли в устной и письменной речи (ОПК-3);
способностью к выдвижению самостоятельных гипотез, инновационных идей (ОПК-4);
способностью к высокой мотивации по выполнению профессиональной деятельности, стремлением к повышению своей квалификации (ОПК-5);
способностью к критическому анализу, обобщению и систематизации информации, к постановке целей профессиональной деятельности и выбору оптимальных путей и методов их достижения (ОПК-6);
способностью рационально организовать и планировать свою деятельность, применять полученные знания для формирования собственной жизненной стратегии (ОПК-7);
способностью применять знания в области социальных наук в научно-информационной, педагогической, информационно-справочной, организационно-управленческой и проектной деятельности (ОПК-8);
способностью давать характеристику и оценку актуальным событиям и процессам, выявляя их связь с политическим, экономическим, социальным и культурным контекстом, а также с историческим развитием государства и общества (ОПК-9);
способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-10).
организационно-управленческая деятельность:
способностью к участию в организации управленческих процессов в органах государственной власти и местного самоуправления, общественных, профессиональных, творческих и религиозных организациях, коммерческих организациях, СМИ (ПК-1);
навыками администрирования управленческих процессов в органах государственной власти и местного самоуправления, общественных, профессиональных, творческих и религиозных организациях, коммерческих организациях, СМИ (ПК-2);
способностью к целенаправленной реализации программ повышения эффективности управления и развития персонала в соответствие с целями и задачами организаций (ПК-3);
умением управлять потоками информационного взаимодействия общественных и государственных организаций с населением (ПК-4);
проектно-аналитическая деятельность:
способностью к отбору и анализу источников для подготовки документации для разработки научно-исследовательских и управленческих программ и проектов (ПК-5);
умением проводить экспертизу эффективности информационных и маркетинговых кампаний для проектирования научно-теоретических разработок в целях повышения их эффективности (ПК-6);
обладанием навыками стратегического анализа в проектировании социальных и организационных изменений (ПК-7);
способностью к оценке эффективности организационных структур и проектированию их изменений (ПК-8);
обладанием навыками подготовки документации для реализации организационных и социальных проектов государственных, общественных и творческих организаций (ПК-9);
способностью к мониторингу эффективности и контролю этапов реализации проектов (ПК-10).
научно-исследовательская деятельность:
способностью к публичным выступлениям на актуальные темы на семинарах, научно-теоретических и научно-практических конференциях (ПК-11);
обладанием навыками подготовки и редактирования публикаций, обзоров и аннотаций по профилю подготовки (ПК-12);
умением составлять реферативные и библиографические материалы по тематике проводимых исследований в социальной и политической сферах (ПК-13);
способностью к составлению научно-аналитических отчётов, пояснительных записок для обеспечения проектной, управленческой и информационно-маркетинговой деятельности (ПК-14).
социально-коммуникативная деятельность:
способностью к участию в интерактивных и публичных мероприятиях (ПК-15);
способностью к проведению мониторинга и анализа средств массовой информации (ПК-16);
способностью к подготовке текстовых и аудиовизуальных информационных материалов (ПК-17).
образовательно-педагогическая деятельность:
обладанием навыками разработки учебно-методического обеспечения для реализации образовательных программ (по профилю подготовки) в системе среднего общего и среднего профессионального образования (ПК-18);
способностью к подготовке и реализации дистанционных форм образовательных проектов (ПК-19);
обладанием навыками подготовки и внедрения программ массового просвещения (по профилю подготовки) в средствах массовой информации (ПК-20),
информационно-маркетинговая деятельность:
способностью к организации и расширению социальных баз целевых аудиторий для реализации интересов органов государственной власти и местного самоуправления, общественных, профессиональных, творческих и коммерческих организаций (ПК-21);
умением разрабатывать и реализовывать эффективные технологии внешней и внутренней коммуникации органов государственной власти и местного самоуправления, общественных, профессиональных, творческих и коммерческих организаций (ПК-22);
способностью к внедрению коммуникативных технологий в работу коллектива, в индивидуальную и групповую работу с персоналом (ПК-23);
способностью к активному участию в реализации программ формирования общественного мнения в интересах органов государственной власти и местного самоуправления, общественных, профессиональных, творческих и коммерческих организаций (ПК-24).
Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.
Блок 2 "Практики", который в полном объеме относится к вариативной части программы.
Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, утверждённом Министерством образования и науки Российской Федерации*.
Структура программы бакалавриата
Таблица
Структура программы бакалавриата
|
Объем программы бакалавриата
в з.е.
|
||
программа академического бакалавриата
|
программа прикладного бакалавриата
|
||
Блок 1
|
210 - 220
|
205 - 218
|
|
|
127 - 142
|
99 - 120
|
|
78 - 83
|
98 - 106
|
||
Блок 2
|
10 - 15
|
12 - 20
|
|
10 - 15
|
12 - 20
|
||
Блок 3
|
10 - 15
|
10 - 15
|
|
10 - 15
|
10 - 15
|
||
Объем программы бакалавриата
|
240
|
240
|
6.4. Дисциплины (модули) по философии, истории, иностранному языку, безопасности жизнедеятельности реализуются в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата. Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются организацией самостоятельно.
базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата в объеме не менее 72 академических часов (2 з.е.) в очной форме обучения;
элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в зачетные единицы не переводятся.
Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном организацией. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.
6.7. В Блок 2 "Практики" входят учебная и производственная, в том числе преддипломная, практики.
Типы учебной практики:
практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности.
Способы проведения учебной практики:
стационарная;
выездная.
Типы производственной практики:
практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности;
технологическая практика;
педагогическая практика;
научно-исследовательская работа.
Способы проведения производственной практики:
стационарная;
выездная.
Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.
При разработке программ бакалавриата организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата. Организация вправе предусмотреть в программе бакалавриата иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.
Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.
Выбор мест прохождения практик для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом состояния здоровья обучающихся и требованиями по доступности.
6.8. В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).
6.9. При разработке программы бакалавриата обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специальные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов объема вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)".
6.10. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)" должно составлять не более 50 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока.
Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:
доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата;
проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети "Интернет".
Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации**.
7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237) и профессиональным стандартам (при наличии).
Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей).
Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы бакалавриата, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием в зависимости от степени сложности. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.
В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.
7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы бакалавриата должно осуществляться в объёме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. N 638 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2013 г., регистрационный N 29967).
??????????????????????????????
* Перечень направлений подготовки высшего образования - бакалавриата, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 октября 2013 г., регистрационный N 30163), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2014 г. N 63 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 февраля 2014 г., регистрационный N 31448), от 20 августа 2014 г. N 1033 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 сентября 2014 г., регистрационный N 33947), от 13 октября 2014 г. N 1313 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 ноября 2014 г., регистрационный N 34691) и от 25 марта 2015 г. N 270 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2015 г., регистрационный N 36994).
** Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14 ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, ст. 4243; N 48, ст. 6645; 2015, N 1, ст. 84), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927, N 30, ст. 4217, ст. 4243).
Поделиться
Получайте материалы на почту
Присылаем письма не чаще раза в неделю, вы всегда можете отписаться.