На сайте в разделе проекты документов размещен согласованный с экспертами и утвержденный Координационным Советом УМО и НМС высшей школы документ О Реестре профилей (специализаций) основных образовательных программ высшего профессионального образования
На сайте www.fgosvpo.ru в разделе Проекты документов размещен согласованный с экспертами и утвержденный Координационным Советом УМО и НМС высшей школы документ
О Реестре профилей (специализаций) основных образовательных программ высшего профессионального образования
Ссылка на файл с документом
http://fgosvpo.ru/uploadfiles/pd/20120531090026.pdf
Разработано в соответствии Утверждено Президиумом
с решением коллегии координационного совета
Минобразования России УМО и НМС высшей школы
от 25 января 2011 г. Российской Федерации
3 марта 2012 г.
О Реестре профилей (специализаций) основных образовательных программ высшего профессионального образования
1. Общие положения
1.1. Профили (специализации) основных образовательных программ (ООП) являются частью направления подготовки (специальности) высшего профессионального образования, в рамках которого (которой) они реализуются, и предполагают получение обучающимся более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в соответствующей области деятельности.
1.2. Профиль (специализация) отражает направленность основной образовательной программы (далее – ООП) высшего учебного заведения на конкретный вид, объект и (или) задачи профессиональной деятельности, определенные федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (далее – ФГОС ВПО) или самостоятельно установленным высшим учебным заведением образовательным стандартом.
1.3. Профили (специализации) по наименованию и содержательному наполнению должны развивать наименование и содержание соответствующего направления (специальности). Наименование профиля (специализации), как правило, не должно совпадать с наименованием других направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования.
1.4. Если профили (специализации) ООП установлены во ФГОС ВПО по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), высшие учебные заведения должны выбирать профили (специализации) из указанных во ФГОС.
1.5. Вузы, получившие право реализации ООП на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов (ОС), при разработке ООП по направлениям подготовки (специальностям), для которых профили (специализации) определены во ФГОС ВПО, имеют право самостоятельно устанавливать профили (специализации) ООП бакалавриата (подготовки специалистов).
1.6. Высшее учебное заведение самостоятельно устанавливает профиль (специализацию) ООП подготовки бакалавра /специалиста или выбирает его из списка профилей (специализаций), рекомендованных примерной основной образовательной программой по соответствующему направлению подготовки (специальности), если профили (специализации) ООП по этому направлению подготовки (специальности) не определены во ФГОС ВПО.
1.7. Если по направлению подготовки (специальности) имеются две и более примерные основные образовательные программы, вузы могут ориентироваться на перечень профилей (специализаций), представленных в данных примерных ООП. Вузы могут разработать основные образовательные программы и без указания профиля подготовки, (специализации) - программы широкого профиля.
1.8. Профили/специализация ООП указываются в приложении к диплому о высшем профессиональном образовании.
2. Классификация профилей (специализаций), порядок их открытия и регистрации.
2.1. Профили (специализации) ООП разделяются на основные и инициативные.
2.2. Основными являются профили (специализации), рекомендованные соответствующими учебно-методическими объединениями, а также иными разработчиками федеральных государственных образовательных стандартов и внесенные во ФГОС ВПО или в примерные основные образовательные программы по соответствующему направлению подготовки (специальности). Методическое обеспечение основных профилей (специализаций) осуществляет учебно-методическое объединение или соответствующие разработчики федеральных государственных образовательных стандартов.
Высшие учебные заведения, открывшие подготовку по основным профилям (специализациям), направляют в соответствующее учебно-методическое объединение информацию о начале подготовки по основным образовательным программам с указанием профиля подготовки (специализации).
2.3. Инициативными являются профили (специализации), открытые высшими учебными заведениями самостоятельно. В этом случае высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает методическое обеспечение реализации основной образовательной программы по новому профилю (специализации), размещает ее описание на своем сайте.
Высшие учебные заведения направляют в соответствующее учебно-методическое объединение информацию о разработанных ими в инициативном порядке профилях (специализациях) (наименование направления подготовки (специальности), наименование профиля (специализации) с указанием года начала реализации основной образовательной программы и адрес сайта, где расположено описание).
2.4. Инициативный профиль может быть переведен в разряд основных на основании решения соответствующего учебно-методического объединения при условии, что не менее чем в трех аккредитованных высших учебных заведениях состоялось не менее двух выпусков бакалавров (специалистов), имеются положительные заключения работодателей, а также ходатайство соответствующего федерального органа исполнительной власти, имеющего в своем подчинении высшие учебные заведения, и примерная основная образовательная программа учебно-методическим объединением разработана.
2.5. Перечень основных и инициативных профилей (специализаций) может изменяться и дополняться.
С предложениями об открытии новых профилей (специализаций) могут выступать высшие учебные заведения, учебно-методические объединения и другие разработчики ФГОС ВПО, органы исполнительной власти, сообщества работодателей.
При открытии новых профилей (специализаций) (как основных, так и инициативных) должны быть учтены современные тенденции развития науки, техники, технологии и социальной сферы, потребности рынка труда.
2.6. Внесение изменений в перечень профилей (специализаций), закрепленный в соответствующих ФГОС ВПО, осуществляется через процедуру внесения изменений во ФГОС ВПО.
2.7. Учебно-методические объединения осуществляют регистрацию перечней профилей (специализаций) ООП ВПО, учет вузов, ведущих подготовку по основным и инициативным профилям (специализациям), проводят анализ методической обеспеченности профильной подготовки (специализаций), мониторинг качества подготовки.
3. Структура Реестра профилей (специализаций) ООП ВПО.
3.1. Реестр профилей (специализаций) ООП ВПО (далее – Реестр) ведется по каждому направлению (специальности) в рамках укрупненной группы.
3.2. Реестр включает перечень основных и инициативных профилей (специализаций), реализуемых высшими учебными заведениями.
3.3. Реестр должен содержать информацию о том, какое учебно-методическое объединение или иной разработчик ФГОС ВПО обеспечивает методическое сопровождение профиля (специализации).
4. Порядок формирования Реестра профилей (специализаций)
4.1. Ведение Реестра профилей (специализаций) ООП, реализуемых высшими учебными заведениями, организует Департамент профессионального образования Минобрнауки России.
4.2. Ведение Реестра профилей (специализаций) ООП, реализуемых высшими учебными заведениями, осуществляет Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов, который размещает Реестр в Интернете.
4.3. Учебно-методические объединения направляют в Координационный совет УМО и НМС перечень основных и инициативных профилей (специализаций) ООП по закрепленным за УМО направлениям (специальностям) подготовки; вносят изменения в перечень профилей (специализаций); информируют об изменении статуса профилей.
4.4. Информация о новых профилях (специализациях), а также об изменении статуса профилей направляется учебно-методическими объединениями ежегодно до 15 января в Координационный совет УМО и НМС по электронной почте по адресу: fgosvpo@mail.ru
Приложение 1
РЕЕСТР
профилей (специализаций) основных образовательных программ высшего профессионального образования
Укрупненная группа направлений подготовки/ специальностей_____________
_______________________________________________________________________
(код и наименование укрупненной группы)
Направление подготовки |
Профили | Приме-чание *) | |
Код | Наименование | ||
Базовые | |||
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
Инициативные | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
*) Указывается наименование УМО или высшего учебного заведения, разработавших примерную (для УМО) или вузовскую основную образовательную программу по данному профилю (специализации).
Поделиться
Получайте материалы на почту
Присылаем письма не чаще раза в неделю, вы всегда можете отписаться.