На сайте ФГОС ВПО в разделе Письма опубликовано Письмо Директора Департамента Минобрнауки России Реморенко И.М. от 13 мая 2010 № 03-956 Разъяснения разработчикам основных образовательных программ для реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования

04.05.2011

 

МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Минобрнауки России)
Департамент государственной
политики в образовании
ул. Тверская, д. 11, г. Москва,
ГСП-3, 125993
Телефон: 629-18-79
Факс: 629-79-12
E-mail: d03@mon.gov.ru
13 мая 2010 № 03-956
Федеральные органы
исполнительной власти, имеющие
в своем ведении образовательные
учреждения высшего
профессионального образования
Органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации,
осуществляющие управление в
сфере образования
Образовательные учреждения
высшего профессионального
образования
О разработке вузами основных
образовательных программ
В связи с многочисленными запросами, поступающими от
образовательных учреждений высшего профессионального образования, о
разработке основных образовательных программ (далее - ООП) для
реализации федеральных государственных образовательных стандартов
высшего профессионального образования, Департамент совместно с
Координационным советом учебно-методических объединений высших
учебных заведений Российской Федерации и научно-методических советов
Минобрнауки России подготовил в помощь разработчикам ООП
соответствующие разъяснения (прилагаются).
Приложение: на 11 л.
Директор Департамента И.М. Реморенко
Чураева М.Л. 629
84 03
Разъяснения
разработчикам основных образовательных программ для реализации
федеральных государственных образовательных стандартов
высшего профессионального образования
1. Вопрос: Должен ли вуз, проектируя профильную подготовку
бакалавров в рамках вариативной части основной
образовательной программы (ООП), следовать перечню
профилей, установленному в соответствующей примерной
основной образовательной программе (ПООП)?
Ответ: При проектировании профильной подготовки бакалавров в
рамках вариативной части ООП вуз должен выбрать профиль (профили),
указанный (указанные) в примерной основной образовательной программе,
утвержденной руководителем базового вуза - разработчика соответствующего
ФГОС ВПО. Если ФГОС ВПО создан двумя и более разработчиками, то
остальные вузы могут ориентироваться на перечень профилей,
представленных в примерных основных образовательных программах вузов-
разработчиков.
Вуз может разработать ООП и без указания профиля подготовки.
2. Вопрос: Может ли вуз разработать и реализовать
инновационную образовательную программу или предложить
новый профиль подготовки бакалавров? Может ли университет,
получивший право работать по собственным образовательным
стандартам, не придерживаться перечня профилей подготовки
бакалавров, определенного в ПООП?
Ответ: Вуз может разработать и реализовать инновационную
образовательную программу или предложить новый профиль подготовки
бакалавров, наименование которого отсутствует в утвержденных примерных
основных образовательных программах. Для этого ему необходимо получить
статус федеральной инновационной площадки в порядке, определенном
Приказом Минобрнауки от 23 июня 2009 г. № 218 "Об утверждении Порядка
создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования».
При этом следует иметь в виду, что содержание нового профиля не
должно затрагивать предметные области других направлений подготовки.
Наименование нового профиля не должно совпадать с наименованиями
других направлений подготовки и специальностей.
Университет, получивший право самостоятельно разрабатывать
образовательные стандарты и требования к ним, самостоятельно определяет
профили подготовки бакалавров или реализует ООП без профилей.
2
3. Вопрос: Каков порядок введения новой специализации в
рамках специальности?
Ответ: Для того чтобы ввести новую специализацию, необходимо
внести изменения в соответствующий Федеральный государственный
образовательный стандарт. Порядок принятия ФГОС ВПО определен
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г.
№ 142.
4. Вопрос: Можно ли в рамках одного профиля подготовки
бакалавров в вузе разрабатывать несколько учебных планов?
Ответ: Можно, с учетом особенностей основной образовательной
программы подготовки бакалавров.
5. Вопрос: Сколько магистерских программ может реализовать
вуз в рамках одного направления подготовки?
Ответ: В рамках одного направления подготовки вуз может
реализовать любое количество основных образовательных программ
магистратуры (магистерских программ), при условии выполнения требований
ФГОС ВПО.
6. Вопрос: Имеет ли право вуз при разработке своей основной
образовательной программы изменять редакцию компетенций,
приведенных во ФГОС?
Ответ: Компетенций, приведенные во ФГОС, являются обязательными
для разработки вузом основных образовательных программ. Вуз имеет право
предусматривать дополнительные компетенции с учетом направленности
(профиля) своей основной образовательной программы.
7. Вопрос: Имеет ли право вуз при разработке своей основной
образовательной программы изменять требования к знаниям,
умениям и навыкам, приведенные во ФГОС (таблица 2
«Структура ООП»)?
Ответ: Требования ФГОС (в том числе к знаниям, умениям и навыкам)
являются обязательными для выполнения с учетом профилей реализуемых
вузом основных образовательных программ. При разработке своей основной
образовательной программы вуз может вводить дополнительные требования к
знаниям, умениям и навыкам.
3
8. Вопрос: Являются ли обязательным для вуза наименования
дисциплин, приведенных во ФГОС (таблица 2 «Структура
ООП»)?
Ответ: Наименования дисциплин «История», «Философия»,
«Иностранный язык», «Физическая культура», «Безопасность
жизнедеятельности» не могут быть изменены вузом при формировании
основных образовательных программ бакалавриата и подготовки
специалистов.
Лишь в случаях, когда наименование обязательной дисциплины
совпадает с наименованием направления подготовки, она может быть
представлена в виде нескольких дисциплин.
Наименование других дисциплин вуз имеет право корректировать при
условии выполнения требований к знаниям, умениям и навыкам, приведенным
во ФГОС (таблица 2).
Для направлений подготовки и специальностей, где требуется
аттестация специалистов для выполнения специальных видов работ (в сфере
обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной
энергетики, медицины, транспорта и т.п.) обязательный перечень дисциплин
базовой части профессионального цикла может быть установлен
соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
9. Вопрос: Обязателен ли для вуза перечень дисциплин,
приведенных в вариативной (профильной) части примерного
учебного плана?
Ответ: Вуз формирует свой перечень дисциплин вариативной
(профильной) части в пределах суммарной трудоемкости вариативной части,
определенной ФГОС и примерным учебным планом. Перечень дисциплин
вариативной (профильной) части, приведенный в примерном учебном плане,
носит рекомендательный характер при условии реализации вузом
компетенций, определенных примерной ООП.
Для направлений подготовки и специальностей, где требуется
аттестация специалистов для выполнения специальных видов работ (в сфере
обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной
энергетики, медицины, транспорта и т.п.), обязательный перечень дисциплин
вариативной части профессионального цикла может быть установлен по
согласованию с соответствующим федеральным органом исполнительной
власти, к компетенции которого относится данный вопрос.
10. Вопрос: Могут ли дисциплины базовой и вариативной
частей иметь одинаковое название?
4
Ответ: Нет. В случае необходимости наименование может быть
указано с индексом (например, математика 1, математика 2).
11. Вопрос: Может ли вуз при формирования учебного плана для
конкретного профиля подготовки бакалавров использовать
вариативную часть других циклов основной образовательной
программы, а не только профессионального цикла?
Ответ: При формирования учебного плана для конкретного профиля
подготовки бакалавров вуз вправе использовать вариативную часть циклов
Б.1, Б.2 и Б.З, сохраняя при этом содержание дисциплин соответственно
направленности циклов.
12. Вопрос: Должны ли дисциплины по выбору студента
включаться в каждый цикл основных образовательных
программ подготовки бакалавров и специалистов?
Ответ: В соответствии с п.7.5. ФГОС общий объем дисциплин по
выбору обучающихся должен составлять не менее одной трети вариативной
части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.З. Следовательно, дисциплины по
выбору обучающихся могут быть не в каждом цикле.
13. Вопрос: Каков порядок реализации факультативных (не
обязательных для освоения студентом) дисциплин?
Ответ: Согласно ФГОС, вуз может дополнительно к ООП реализовать
факультативные дисциплины, являющиеся необязательными для изучения (в
бакалавриате и при подготовке специалиста объемом до 10 зачетных единиц).
Дополнительно к ООП магистратуры могут быть реализованы факультативные
дисциплины в объеме, определяемом вузом самостоятельно.
Высшее учебное заведение может реализовывать факультативные
дисциплины за счет ежегодного резерва в 2-5 учебных недель, образующегося
за счет варьирования продолжительности каникул от 7 до 10 недель в год.
14. Вопрос: Предполагает ли разработка ООП на основе ФГОС
ВПО обязательное использование принципа асинхронного
(«нелинейного»)обучения?
5
Ответ: Для реализации компетентностного подхода предпочтительно
вводить элементы «асинхронного» обучения (формирование
индивидуальных образовательных траекторий обучающихся).
15. Вопрос: Должна ли ООП на базе ФГОС ВПО
разрабатываться с обязательным применением модульного
формата?
Ответ: Согласно Типовому положению об образовательном
учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном
заведении), утвержденному постановлением Правительством Российской
Федерации № 71 от 14 февраля 2008 г.: «Основная образовательная программа
включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов,
предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие
качество подготовки обучающихся...». На эту формулировку опирается и
ФГОС ВПО.
Эффективность реализации компетентностного подхода, разработки
совместных образовательных программ, академической мобильности
студентов и преподавателей значительно повышается при проектировании
ООП и реализации образовательного процесса в модульном формате.
Таким образом, вузу рекомендуется проектировать модульные ООП, но
это не является обязательным требованием ФГОС.
16. Вопрос: Должны ли вузы перейти к учету нагрузки
преподавателей в зачетных единицах?
Ответ: Вуз вправе самостоятельно решать вопрос о переходе на
систему учета нагрузки преподавателей в зачетных единицах при условии
разработки соответствующей внутривузовской нормативной базы.
Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической
работы за ставку заработной платы) для работников из числа профессорско-
преподавательского состава образовательных учреждений ВПО установлена
постановлением Правительства от 3 апреля 2003 г. № 191 «О
продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за
ставку заработной платы) педагогических работников» и составляет 36 часов в
неделю. Согласно Типовому положению об образовательном учреждении
высшего профессионального образования (высшем учебном заведении),
утвержденному постановлением Правительством Российской Федерации № 71
от 14 февраля 2008 г., учебная нагрузка для педагогических
6
работников устанавливается высшим учебным заведением самостоятельно в
зависимости от их квалификации и профиля кафедры в размере до 900 часов в
учебном году.
17. Вопрос: Может ли вуз при разработке своей основной
образовательной программы изменять установленную ФГОС
величину трудоемкости учебного года равную 60 зачетным
единицам?
Ответ: Нет, не может. Трудоемкость одного учебного года при
реализации основной образовательной программы должна быть равна 60
зачетным единицам. Однако по семестрам в рамках учебного года количество
зачетных единиц может быть распределено неравномерно.
18. Вопрос: Может ли вуз при разработке своей основной
образовательной программы отклоняться от установленного
ФГОС соответствия 1 зачетной единицы 36 академическим
часам?
Ответ: В связи с тем, что трудоемкость одного учебного года для
освоения основной образовательной программы задана однозначно - 60
зачетных единиц, а реальная продолжительность учебного года, выраженная в
учебных неделях, и установленное вузом значение еженедельной учебной
нагрузки студентов в академических часах могут различаться, при разработке
основных образовательных программ вуз может использовать соответствие
одной зачетной единицы академическим часам в интервале от 32 до 38
академических часов.
19. Вопрос: Может ли трудоемкость дисциплин (модулей) и
практик определяться дробным числом зачетных единиц?
Ответ: Трудоемкость дисциплин (модулей) и практик должна
определяться только целым числом зачетных единиц.
20. Вопрос: На физическую культуру в соответствии с ФГОС
отводится 2 зачетные единицы, соответствующие 400
академическим часам. Каким образом должны учитываться эти
зачетные единицы по годам обучения?
Ответ: Возможно два варианта в зависимости от количества
семестров, отведенных вузом на освоение студентом физической культуры.
7
Первый вариант: если физическая культура реализуется 4 семестра (в
течение 2 лет), то можно начислять по 1 з.ед. в год.
Второй вариант: если физическая культура реализуется 4, 5 или 6
семестров то можно начислять 2 зачетные единицы сразу по окончании всех
занятий по физической культуре (в течение 2-х или 3-х лет). При таком
подходе промежуточную аттестацию студента (включая академические
справки при переводе из вуза в вуз) следует осуществлять только с учетом
отработанных студентом академических часов.
21. Вопрос: Требования к количеству лекционных занятий
относятся к каждой дисциплине или к образовательной
программе в целом?
Ответ: Требование к количеству лекционных занятий относится не к
каждой дисциплине отдельно, а к аудиторным занятиям основной
образовательной программы в целом (за исключением разделов ООП:
физическая культура, практика, НИР, итоговая государственная аттестация).
22. Вопрос: Можно ли при разработке учебного плана вуза
предусматривать экзамен в качестве формы промежуточной
аттестации для дисциплин объемом в 3 и менее зачетных
единиц?
Ответ: Можно, при условии, что количество экзаменов за
календарный год не превышает 10.
Следует иметь в виду, что ФГОС ВПО не связывает выставление
оценки с обязательной процедурой экзамена. Согласно п. 7.4. ФГОС: «По
дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц,
должна выставляться оценка («отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно»). Оценка по дисциплине может быть получена не только
в результате экзамена, но и при использовании различных образовательных
технологий (например, балльно-рейтинговой).
23. Вопрос: Сохраняется ли при переходе на ФГОС ВПО норма
«один семестровый экзамен выражается одной зачетной
единицей (три дня подготовки и один день на экзамен)»,
определенная в письме Министерства образования Российской
Федерации от 28 ноября 2002 г. N 14-52-988ин/13?
Ответ: При переходе на ФГОС ВПО трудоемкость дисциплины
(модуля), выраженная в зачетных единицах, включает в себя все виды учебной
работы студента на освоение этой дисциплины (модуля) и все виды контроля
(текущий контроль и промежуточная аттестация). При
8
проектировании ООП в рамках общего количества зачетных единиц,
выделенного на данную дисциплину (модуль), вуз самостоятельно
распределяет время на аудиторную и самостоятельную работу студента, а
также на мероприятия текущего контроля и промежуточной аттестации (в
зависимости от применяемой образовательной технологии и принятой в вузе
системы контроля).
24. Вопрос: Как определить трудоемкость учебного года
программ бакалавриата, программ магистратуры, программ
подготовки специалиста в случае реализации основных
образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или
заочной формам обучения?
Ответ: Трудоемкость учебного года программ бакалавриата,
программ магистратуры, программ подготовки специалиста в случае
реализации основных образовательных программ по очно-заочной (вечерней)
или заочной формам обучения определяется федеральным государственным
образовательным стандартом по соответствующему направлению
(специальности) с учетом полной трудоемкости ООП и установленных
высшим учебным заведением сроков обучения. Например, при сроке освоения
ООП подготовки бакалавра в 5 лет трудоемкость образовательной программы
за учебный год составит 48 зачетных единиц.
25. Вопрос: Обязательно ли при разработке основных
образовательных программ вуза по очно-заочной (вечерней) и
заочной формам обучения предусматривать организацию
практик?
Ответ: Требования федерального государственного образовательного
стандарта должны выполняться вне зависимости от формы обучения.
Практика для студентов очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения
может быть организована по месту их работы.
26. Вопрос: Возможна ли реализация ускоренных
образовательных программ подготовки магистров и
специалистов?
Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 24 октября 2007
года № 232-ФЗ «получение высшего профессионального образования по
сокращенным программам подготовки специалиста и программам
магистратуры не допускается» (статья 1, п. 5 б).
Ускоренная программа не является сокращенной. Следовательно,
реализации ускоренных магистерских образовательных программ и
программам подготовки специалистов возможна.
9
Минобрнауки России планирует в 2010-2011 годах разработку
нормативного документа федерального уровня, регулирующего реализацию
основных образовательных программ высшего профессионального
образования в сокращенные сроки.
27. Вопрос: Что может изменить вуз при ежегодном обновлении
основной образовательной программы?
Ответ: Основная цель обновления ООП - гибкое реагирование на
потребности рынка труда, учет новых достижений науки и техники. При
обновлении основной образовательной программы необходимо
руководствоваться Типовым положением об образовательном учреждении
высшего профессионального образования (высшем учебном заведении),
утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14
февраля 2008 года № 71 (см. п. 39):
«...Высшее учебное заведение ежегодно обновляет основные
образовательные программы (в части состава дисциплин (модулей),
установленных высшим учебным заведением в учебном плане, и (или)
содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин
(модулей), программ учебной и производственной практики, методических
материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной
технологии) с учетом развития науки, техники, культуры, экономики,
технологий и социальной сферы...».
При переработке основных образовательных программ следует
учитывать мнения работодателей.
28. Вопрос: В какой степени содержание учебных дисциплин
(модулей) должно быть раскрыто в сети Интернет?
Ответ: Содержание учебных дисциплин (модулей) может быть
представлено в сети Интернет или полностью, или в аннотированном виде (по
усмотрению высшего учебного заведения) с учетом соблюдения норм
информационной безопасности.
29. Вопрос: Где можно найти примерные основные
образовательные программы высшего профессионального образования?
Ответ: Разработанные на основе ФГОС ВПО примерные основные
образовательные программы размещены на сайтах вузов-разработчиков
ФГОС. Ссылки на сайты можно найти на web - странице Федерального
института развития образования по ссылке: http://www.firo.ru/programmyprofobrazovaniva/
koordinacionnyi-plan-razrabotki-primernyx-osnovnyxobrazovatelnyx-
programm/
10
Определение используемых терминов
Область профессиональной деятельности - совокупность объектов
профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом,
производственном проявлении;
объект профессиональной деятельности - системы, предметы, явления,
процессы, на которые направлено воздействие;
вид профессиональной деятельности - методы, способы, приемы, характер
воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения,
преобразования;
основная образовательная программа вуза - совокупность учебно-
методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие
программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие
материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся,
а также программы учебной и производственной практик, календарный
учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию
соответствующей образовательной технологии; направление подготовки -
совокупность образовательных программ различного уровня в одной
профессиональной области;
специальность - комплекс приобретаемых путем специальной
теоретической и практической подготовки знаний, умений, навыков и
компетенций, необходимых для определенной деятельности в рамках
соответствующей области профессиональной деятельности; профиль,
специализация - направленность основной образовательной программы на
конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности;
модуль - совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных
дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по
отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения;
учебный цикл - совокупность дисциплин (модулей) основной
образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний, умений и
формирование компетенций в соответствующей сфере научной и (или)
профессиональной деятельности;
зачетная единица - мера трудоемкости образовательной программы;
результаты обучения - усвоенные знания, умения, навыки и освоенные
компетенции;
компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества
для успешной деятельности в определенной области; сокращенная
образовательная программа - образовательная программа высшего учебного
заведения, разработанная с учетом предшествующего уровня
профессионального (среднего профессионального или высшего) образования
обучающегося (сокращение срока освоения программы производится или за
счет переаттестации дисциплин (или их частей),
11
изученных в среднем профессиональном учебном заведении, или перезачете
дисциплин, изученных в высшем учебном заведении);
ускоренная образовательная программа - образовательная программа
высшего учебного заведения, разработанная для обучающихся, способных
освоить полную образовательную программу в более короткие сроки.

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ(Минобрнауки России)Департамент государственнойполитики в образованииул. Тверская, д. 11, г. Москва,ГСП-3, 125993Телефон: 629-18-79Факс: 629-79-12E-mail: d03@mon.gov.ru13 мая 2010 № 03-956Федеральные органыисполнительной власти, имеющиев своем ведении образовательныеучреждения высшегопрофессионального образованияОрганы исполнительной властисубъектов Российской Федерации,осуществляющие управление всфере образованияОбразовательные учреждениявысшего профессиональногообразованияО разработке вузами основныхобразовательных программВ связи с многочисленными запросами, поступающими отобразовательных учреждений высшего профессионального образования, оразработке основных образовательных программ (далее - ООП) дляреализации федеральных государственных образовательных стандартоввысшего профессионального образования, Департамент совместно сКоординационным советом учебно-методических объединений высшихучебных заведений Российской Федерации и научно-методических советовМинобрнауки России подготовил в помощь разработчикам ООПсоответствующие разъяснения (прилагаются).Приложение: на 11 л.Директор Департамента И.М. РеморенкоЧураева М.Л. 62984 03Разъясненияразработчикам основных образовательных программ для реализациифедеральных государственных образовательных стандартоввысшего профессионального образования1. Вопрос: Должен ли вуз, проектируя профильную подготовкубакалавров в рамках вариативной части основнойобразовательной программы (ООП), следовать перечнюпрофилей, установленному в соответствующей примернойосновной образовательной программе (ПООП)?Ответ: При проектировании профильной подготовки бакалавров врамках вариативной части ООП вуз должен выбрать профиль (профили),указанный (указанные) в примерной основной образовательной программе,утвержденной руководителем базового вуза - разработчика соответствующегоФГОС ВПО. Если ФГОС ВПО создан двумя и более разработчиками, тоостальные вузы могут ориентироваться на перечень профилей,представленных в примерных основных образовательных программах вузов-разработчиков.Вуз может разработать ООП и без указания профиля подготовки.2. Вопрос: Может ли вуз разработать и реализоватьинновационную образовательную программу или предложитьновый профиль подготовки бакалавров? Может ли университет,получивший право работать по собственным образовательнымстандартам, не придерживаться перечня профилей подготовкибакалавров, определенного в ПООП?Ответ: Вуз может разработать и реализовать инновационнуюобразовательную программу или предложить новый профиль подготовкибакалавров, наименование которого отсутствует в утвержденных примерныхосновных образовательных программах. Для этого ему необходимо получитьстатус федеральной инновационной площадки в порядке, определенномПриказом Минобрнауки от 23 июня 2009 г. № 218 "Об утверждении Порядкасоздания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования».При этом следует иметь в виду, что содержание нового профиля недолжно затрагивать предметные области других направлений подготовки.Наименование нового профиля не должно совпадать с наименованиямидругих направлений подготовки и специальностей.Университет, получивший право самостоятельно разрабатыватьобразовательные стандарты и требования к ним, самостоятельно определяетпрофили подготовки бакалавров или реализует ООП без профилей.23. Вопрос: Каков порядок введения новой специализации врамках специальности?Ответ: Для того чтобы ввести новую специализацию, необходимовнести изменения в соответствующий Федеральный государственныйобразовательный стандарт. Порядок принятия ФГОС ВПО определенпостановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г.№ 142.4. Вопрос: Можно ли в рамках одного профиля подготовкибакалавров в вузе разрабатывать несколько учебных планов?Ответ: Можно, с учетом особенностей основной образовательнойпрограммы подготовки бакалавров.5. Вопрос: Сколько магистерских программ может реализоватьвуз в рамках одного направления подготовки?Ответ: В рамках одного направления подготовки вуз можетреализовать любое количество основных образовательных программмагистратуры (магистерских программ), при условии выполнения требованийФГОС ВПО.6. Вопрос: Имеет ли право вуз при разработке своей основнойобразовательной программы изменять редакцию компетенций,приведенных во ФГОС?Ответ: Компетенций, приведенные во ФГОС, являются обязательнымидля разработки вузом основных образовательных программ. Вуз имеет правопредусматривать дополнительные компетенции с учетом направленности(профиля) своей основной образовательной программы.7. Вопрос: Имеет ли право вуз при разработке своей основнойобразовательной программы изменять требования к знаниям,умениям и навыкам, приведенные во ФГОС (таблица 2«Структура ООП»)?Ответ: Требования ФГОС (в том числе к знаниям, умениям и навыкам)являются обязательными для выполнения с учетом профилей реализуемыхвузом основных образовательных программ. При разработке своей основнойобразовательной программы вуз может вводить дополнительные требования кзнаниям, умениям и навыкам.38. Вопрос: Являются ли обязательным для вуза наименованиядисциплин, приведенных во ФГОС (таблица 2 «СтруктураООП»)?Ответ: Наименования дисциплин «История», «Философия»,«Иностранный язык», «Физическая культура», «Безопасностьжизнедеятельности» не могут быть изменены вузом при формированииосновных образовательных программ бакалавриата и подготовкиспециалистов.Лишь в случаях, когда наименование обязательной дисциплинысовпадает с наименованием направления подготовки, она может бытьпредставлена в виде нескольких дисциплин.Наименование других дисциплин вуз имеет право корректировать приусловии выполнения требований к знаниям, умениям и навыкам, приведеннымво ФГОС (таблица 2).Для направлений подготовки и специальностей, где требуетсяаттестация специалистов для выполнения специальных видов работ (в сфереобороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядернойэнергетики, медицины, транспорта и т.п.) обязательный перечень дисциплинбазовой части профессионального цикла может быть установленсоответствующим федеральным органом исполнительной власти.9. Вопрос: Обязателен ли для вуза перечень дисциплин,приведенных в вариативной (профильной) части примерногоучебного плана?Ответ: Вуз формирует свой перечень дисциплин вариативной(профильной) части в пределах суммарной трудоемкости вариативной части,определенной ФГОС и примерным учебным планом. Перечень дисциплинвариативной (профильной) части, приведенный в примерном учебном плане,носит рекомендательный характер при условии реализации вузомкомпетенций, определенных примерной ООП.Для направлений подготовки и специальностей, где требуетсяаттестация специалистов для выполнения специальных видов работ (в сфереобороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядернойэнергетики, медицины, транспорта и т.п.), обязательный перечень дисциплинвариативной части профессионального цикла может быть установлен посогласованию с соответствующим федеральным органом исполнительнойвласти, к компетенции которого относится данный вопрос.10. Вопрос: Могут ли дисциплины базовой и вариативнойчастей иметь одинаковое название?4Ответ: Нет. В случае необходимости наименование может бытьуказано с индексом (например, математика 1, математика 2).11. Вопрос: Может ли вуз при формирования учебного плана дляконкретного профиля подготовки бакалавров использоватьвариативную часть других циклов основной образовательнойпрограммы, а не только профессионального цикла?Ответ: При формирования учебного плана для конкретного профиляподготовки бакалавров вуз вправе использовать вариативную часть цикловБ.1, Б.2 и Б.З, сохраняя при этом содержание дисциплин соответственнонаправленности циклов.12. Вопрос: Должны ли дисциплины по выбору студентавключаться в каждый цикл основных образовательныхпрограмм подготовки бакалавров и специалистов?Ответ: В соответствии с п.7.5. ФГОС общий объем дисциплин повыбору обучающихся должен составлять не менее одной трети вариативнойчасти суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.З. Следовательно, дисциплины повыбору обучающихся могут быть не в каждом цикле.13. Вопрос: Каков порядок реализации факультативных (необязательных для освоения студентом) дисциплин?Ответ: Согласно ФГОС, вуз может дополнительно к ООП реализоватьфакультативные дисциплины, являющиеся необязательными для изучения (вбакалавриате и при подготовке специалиста объемом до 10 зачетных единиц).Дополнительно к ООП магистратуры могут быть реализованы факультативныедисциплины в объеме, определяемом вузом самостоятельно.Высшее учебное заведение может реализовывать факультативныедисциплины за счет ежегодного резерва в 2-5 учебных недель, образующегосяза счет варьирования продолжительности каникул от 7 до 10 недель в год.14. Вопрос: Предполагает ли разработка ООП на основе ФГОСВПО обязательное использование принципа асинхронного(«нелинейного»)обучения?5Ответ: Для реализации компетентностного подхода предпочтительновводить элементы «асинхронного» обучения (формированиеиндивидуальных образовательных траекторий обучающихся).15. Вопрос: Должна ли ООП на базе ФГОС ВПОразрабатываться с обязательным применением модульногоформата?Ответ: Согласно Типовому положению об образовательномучреждении высшего профессионального образования (высшем учебномзаведении), утвержденному постановлением Правительством РоссийскойФедерации № 71 от 14 февраля 2008 г.: «Основная образовательная программавключает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов,предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающиекачество подготовки обучающихся...». На эту формулировку опирается иФГОС ВПО.Эффективность реализации компетентностного подхода, разработкисовместных образовательных программ, академической мобильностистудентов и преподавателей значительно повышается при проектированииООП и реализации образовательного процесса в модульном формате.Таким образом, вузу рекомендуется проектировать модульные ООП, ноэто не является обязательным требованием ФГОС.16. Вопрос: Должны ли вузы перейти к учету нагрузкипреподавателей в зачетных единицах?Ответ: Вуз вправе самостоятельно решать вопрос о переходе насистему учета нагрузки преподавателей в зачетных единицах при условииразработки соответствующей внутривузовской нормативной базы.Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогическойработы за ставку заработной платы) для работников из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений ВПО установленапостановлением Правительства от 3 апреля 2003 г. № 191 «Опродолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы заставку заработной платы) педагогических работников» и составляет 36 часов внеделю. Согласно Типовому положению об образовательном учреждениивысшего профессионального образования (высшем учебном заведении),утвержденному постановлением Правительством Российской Федерации № 71от 14 февраля 2008 г., учебная нагрузка для педагогических6работников устанавливается высшим учебным заведением самостоятельно взависимости от их квалификации и профиля кафедры в размере до 900 часов вучебном году.17. Вопрос: Может ли вуз при разработке своей основнойобразовательной программы изменять установленную ФГОСвеличину трудоемкости учебного года равную 60 зачетнымединицам?Ответ: Нет, не может. Трудоемкость одного учебного года приреализации основной образовательной программы должна быть равна 60зачетным единицам. Однако по семестрам в рамках учебного года количествозачетных единиц может быть распределено неравномерно.18. Вопрос: Может ли вуз при разработке своей основнойобразовательной программы отклоняться от установленногоФГОС соответствия 1 зачетной единицы 36 академическимчасам?Ответ: В связи с тем, что трудоемкость одного учебного года дляосвоения основной образовательной программы задана однозначно - 60зачетных единиц, а реальная продолжительность учебного года, выраженная вучебных неделях, и установленное вузом значение еженедельной учебнойнагрузки студентов в академических часах могут различаться, при разработкеосновных образовательных программ вуз может использовать соответствиеодной зачетной единицы академическим часам в интервале от 32 до 38академических часов.19. Вопрос: Может ли трудоемкость дисциплин (модулей) ипрактик определяться дробным числом зачетных единиц?Ответ: Трудоемкость дисциплин (модулей) и практик должнаопределяться только целым числом зачетных единиц.20. Вопрос: На физическую культуру в соответствии с ФГОСотводится 2 зачетные единицы, соответствующие 400академическим часам. Каким образом должны учитываться этизачетные единицы по годам обучения?Ответ: Возможно два варианта в зависимости от количествасеместров, отведенных вузом на освоение студентом физической культуры.7Первый вариант: если физическая культура реализуется 4 семестра (втечение 2 лет), то можно начислять по 1 з.ед. в год.Второй вариант: если физическая культура реализуется 4, 5 или 6семестров то можно начислять 2 зачетные единицы сразу по окончании всехзанятий по физической культуре (в течение 2-х или 3-х лет). При такомподходе промежуточную аттестацию студента (включая академическиесправки при переводе из вуза в вуз) следует осуществлять только с учетомотработанных студентом академических часов.21. Вопрос: Требования к количеству лекционных занятийотносятся к каждой дисциплине или к образовательнойпрограмме в целом?Ответ: Требование к количеству лекционных занятий относится не ккаждой дисциплине отдельно, а к аудиторным занятиям основнойобразовательной программы в целом (за исключением разделов ООП:физическая культура, практика, НИР, итоговая государственная аттестация).22. Вопрос: Можно ли при разработке учебного плана вузапредусматривать экзамен в качестве формы промежуточнойаттестации для дисциплин объемом в 3 и менее зачетныхединиц?Ответ: Можно, при условии, что количество экзаменов закалендарный год не превышает 10.Следует иметь в виду, что ФГОС ВПО не связывает выставлениеоценки с обязательной процедурой экзамена. Согласно п. 7.4. ФГОС: «Подисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц,должна выставляться оценка («отлично», «хорошо»,«удовлетворительно»). Оценка по дисциплине может быть получена не тольков результате экзамена, но и при использовании различных образовательныхтехнологий (например, балльно-рейтинговой).23. Вопрос: Сохраняется ли при переходе на ФГОС ВПО норма«один семестровый экзамен выражается одной зачетнойединицей (три дня подготовки и один день на экзамен)»,определенная в письме Министерства образования РоссийскойФедерации от 28 ноября 2002 г. N 14-52-988ин/13?Ответ: При переходе на ФГОС ВПО трудоемкость дисциплины(модуля), выраженная в зачетных единицах, включает в себя все виды учебнойработы студента на освоение этой дисциплины (модуля) и все виды контроля(текущий контроль и промежуточная аттестация). При8проектировании ООП в рамках общего количества зачетных единиц,выделенного на данную дисциплину (модуль), вуз самостоятельнораспределяет время на аудиторную и самостоятельную работу студента, атакже на мероприятия текущего контроля и промежуточной аттестации (взависимости от применяемой образовательной технологии и принятой в вузесистемы контроля).24. Вопрос: Как определить трудоемкость учебного годапрограмм бакалавриата, программ магистратуры, программподготовки специалиста в случае реализации основныхобразовательных программ по очно-заочной (вечерней) илизаочной формам обучения?Ответ: Трудоемкость учебного года программ бакалавриата,программ магистратуры, программ подготовки специалиста в случаереализации основных образовательных программ по очно-заочной (вечерней)или заочной формам обучения определяется федеральным государственнымобразовательным стандартом по соответствующему направлению(специальности) с учетом полной трудоемкости ООП и установленныхвысшим учебным заведением сроков обучения. Например, при сроке освоенияООП подготовки бакалавра в 5 лет трудоемкость образовательной программыза учебный год составит 48 зачетных единиц.25. Вопрос: Обязательно ли при разработке основныхобразовательных программ вуза по очно-заочной (вечерней) изаочной формам обучения предусматривать организациюпрактик?Ответ: Требования федерального государственного образовательногостандарта должны выполняться вне зависимости от формы обучения.Практика для студентов очно-заочной (вечерней) и заочной формам обученияможет быть организована по месту их работы.26. Вопрос: Возможна ли реализация ускоренныхобразовательных программ подготовки магистров испециалистов?Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 24 октября 2007года № 232-ФЗ «получение высшего профессионального образования посокращенным программам подготовки специалиста и программаммагистратуры не допускается» (статья 1, п. 5 б).Ускоренная программа не является сокращенной. Следовательно,реализации ускоренных магистерских образовательных программ ипрограммам подготовки специалистов возможна.9Минобрнауки России планирует в 2010-2011 годах разработкунормативного документа федерального уровня, регулирующего реализациюосновных образовательных программ высшего профессиональногообразования в сокращенные сроки.27. Вопрос: Что может изменить вуз при ежегодном обновленииосновной образовательной программы?Ответ: Основная цель обновления ООП - гибкое реагирование напотребности рынка труда, учет новых достижений науки и техники. Приобновлении основной образовательной программы необходиморуководствоваться Типовым положением об образовательном учреждениивысшего профессионального образования (высшем учебном заведении),утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14февраля 2008 года № 71 (см. п. 39):«...Высшее учебное заведение ежегодно обновляет основныеобразовательные программы (в части состава дисциплин (модулей),установленных высшим учебным заведением в учебном плане, и (или)содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин(модулей), программ учебной и производственной практики, методическихматериалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательнойтехнологии) с учетом развития науки, техники, культуры, экономики,технологий и социальной сферы...».При переработке основных образовательных программ следуетучитывать мнения работодателей.28. Вопрос: В какой степени содержание учебных дисциплин(модулей) должно быть раскрыто в сети Интернет?Ответ: Содержание учебных дисциплин (модулей) может бытьпредставлено в сети Интернет или полностью, или в аннотированном виде (поусмотрению высшего учебного заведения) с учетом соблюдения норминформационной безопасности.29. Вопрос: Где можно найти примерные основныеобразовательные программы высшего профессионального образования?Ответ: Разработанные на основе ФГОС ВПО примерные основныеобразовательные программы размещены на сайтах вузов-разработчиковФГОС. Ссылки на сайты можно найти на web - странице Федеральногоинститута развития образования по ссылке: http://www.firo.ru/programmyprofobrazovaniva/koordinacionnyi-plan-razrabotki-primernyx-osnovnyxobrazovatelnyx-programm/10Определение используемых терминовОбласть профессиональной деятельности - совокупность объектовпрофессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом,производственном проявлении;объект профессиональной деятельности - системы, предметы, явления,процессы, на которые направлено воздействие;вид профессиональной деятельности - методы, способы, приемы, характервоздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения,преобразования;основная образовательная программа вуза - совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочиепрограммы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другиематериалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся,а также программы учебной и производственной практик, календарныйучебный график и методические материалы, обеспечивающие реализациюсоответствующей образовательной технологии; направление подготовки -совокупность образовательных программ различного уровня в однойпрофессиональной области;специальность - комплекс приобретаемых путем специальнойтеоретической и практической подготовки знаний, умений, навыков икомпетенций, необходимых для определенной деятельности в рамкахсоответствующей области профессиональной деятельности; профиль,специализация - направленность основной образовательной программы наконкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности;модуль - совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебныхдисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность поотношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения;учебный цикл - совокупность дисциплин (модулей) основнойобразовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний, умений иформирование компетенций в соответствующей сфере научной и (или)профессиональной деятельности;зачетная единица - мера трудоемкости образовательной программы;результаты обучения - усвоенные знания, умения, навыки и освоенныекомпетенции;компетенция - способность применять знания, умения и личностные качествадля успешной деятельности в определенной области; сокращеннаяобразовательная программа - образовательная программа высшего учебногозаведения, разработанная с учетом предшествующего уровняпрофессионального (среднего профессионального или высшего) образованияобучающегося (сокращение срока освоения программы производится или засчет переаттестации дисциплин (или их частей),11изученных в среднем профессиональном учебном заведении, или перезачетедисциплин, изученных в высшем учебном заведении);ускоренная образовательная программа - образовательная программавысшего учебного заведения, разработанная для обучающихся, способныхосвоить полную образовательную программу в более короткие сроки.

Поделиться

Получайте материалы на почту

Присылаем письма не чаще раза в неделю, вы всегда можете отписаться.