На сайте ФГОС ВПО в разделе Письма опубликовано Письмо Директора Департамента Минобрнауки России Реморенко И.М. от 13 мая 2010 № 03-956 Разъяснения разработчикам основных образовательных программ для реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования
МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ(Минобрнауки России)Департамент государственнойполитики в образованииул. Тверская, д. 11, г. Москва,ГСП-3, 125993Телефон: 629-18-79Факс: 629-79-12E-mail: d03@mon.gov.ru13 мая 2010 № 03-956Федеральные органыисполнительной власти, имеющиев своем ведении образовательныеучреждения высшегопрофессионального образованияОрганы исполнительной властисубъектов Российской Федерации,осуществляющие управление всфере образованияОбразовательные учреждениявысшего профессиональногообразованияО разработке вузами основныхобразовательных программВ связи с многочисленными запросами, поступающими отобразовательных учреждений высшего профессионального образования, оразработке основных образовательных программ (далее - ООП) дляреализации федеральных государственных образовательных стандартоввысшего профессионального образования, Департамент совместно сКоординационным советом учебно-методических объединений высшихучебных заведений Российской Федерации и научно-методических советовМинобрнауки России подготовил в помощь разработчикам ООПсоответствующие разъяснения (прилагаются).Приложение: на 11 л.Директор Департамента И.М. РеморенкоЧураева М.Л. 62984 03Разъясненияразработчикам основных образовательных программ для реализациифедеральных государственных образовательных стандартоввысшего профессионального образования1. Вопрос: Должен ли вуз, проектируя профильную подготовкубакалавров в рамках вариативной части основнойобразовательной программы (ООП), следовать перечнюпрофилей, установленному в соответствующей примернойосновной образовательной программе (ПООП)?Ответ: При проектировании профильной подготовки бакалавров врамках вариативной части ООП вуз должен выбрать профиль (профили),указанный (указанные) в примерной основной образовательной программе,утвержденной руководителем базового вуза - разработчика соответствующегоФГОС ВПО. Если ФГОС ВПО создан двумя и более разработчиками, тоостальные вузы могут ориентироваться на перечень профилей,представленных в примерных основных образовательных программах вузов-разработчиков.Вуз может разработать ООП и без указания профиля подготовки.2. Вопрос: Может ли вуз разработать и реализоватьинновационную образовательную программу или предложитьновый профиль подготовки бакалавров? Может ли университет,получивший право работать по собственным образовательнымстандартам, не придерживаться перечня профилей подготовкибакалавров, определенного в ПООП?Ответ: Вуз может разработать и реализовать инновационнуюобразовательную программу или предложить новый профиль подготовкибакалавров, наименование которого отсутствует в утвержденных примерныхосновных образовательных программах. Для этого ему необходимо получитьстатус федеральной инновационной площадки в порядке, определенномПриказом Минобрнауки от 23 июня 2009 г. № 218 "Об утверждении Порядкасоздания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования».При этом следует иметь в виду, что содержание нового профиля недолжно затрагивать предметные области других направлений подготовки.Наименование нового профиля не должно совпадать с наименованиямидругих направлений подготовки и специальностей.Университет, получивший право самостоятельно разрабатыватьобразовательные стандарты и требования к ним, самостоятельно определяетпрофили подготовки бакалавров или реализует ООП без профилей.23. Вопрос: Каков порядок введения новой специализации врамках специальности?Ответ: Для того чтобы ввести новую специализацию, необходимовнести изменения в соответствующий Федеральный государственныйобразовательный стандарт. Порядок принятия ФГОС ВПО определенпостановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г.№ 142.4. Вопрос: Можно ли в рамках одного профиля подготовкибакалавров в вузе разрабатывать несколько учебных планов?Ответ: Можно, с учетом особенностей основной образовательнойпрограммы подготовки бакалавров.5. Вопрос: Сколько магистерских программ может реализоватьвуз в рамках одного направления подготовки?Ответ: В рамках одного направления подготовки вуз можетреализовать любое количество основных образовательных программмагистратуры (магистерских программ), при условии выполнения требованийФГОС ВПО.6. Вопрос: Имеет ли право вуз при разработке своей основнойобразовательной программы изменять редакцию компетенций,приведенных во ФГОС?Ответ: Компетенций, приведенные во ФГОС, являются обязательнымидля разработки вузом основных образовательных программ. Вуз имеет правопредусматривать дополнительные компетенции с учетом направленности(профиля) своей основной образовательной программы.7. Вопрос: Имеет ли право вуз при разработке своей основнойобразовательной программы изменять требования к знаниям,умениям и навыкам, приведенные во ФГОС (таблица 2«Структура ООП»)?Ответ: Требования ФГОС (в том числе к знаниям, умениям и навыкам)являются обязательными для выполнения с учетом профилей реализуемыхвузом основных образовательных программ. При разработке своей основнойобразовательной программы вуз может вводить дополнительные требования кзнаниям, умениям и навыкам.38. Вопрос: Являются ли обязательным для вуза наименованиядисциплин, приведенных во ФГОС (таблица 2 «СтруктураООП»)?Ответ: Наименования дисциплин «История», «Философия»,«Иностранный язык», «Физическая культура», «Безопасностьжизнедеятельности» не могут быть изменены вузом при формированииосновных образовательных программ бакалавриата и подготовкиспециалистов.Лишь в случаях, когда наименование обязательной дисциплинысовпадает с наименованием направления подготовки, она может бытьпредставлена в виде нескольких дисциплин.Наименование других дисциплин вуз имеет право корректировать приусловии выполнения требований к знаниям, умениям и навыкам, приведеннымво ФГОС (таблица 2).Для направлений подготовки и специальностей, где требуетсяаттестация специалистов для выполнения специальных видов работ (в сфереобороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядернойэнергетики, медицины, транспорта и т.п.) обязательный перечень дисциплинбазовой части профессионального цикла может быть установленсоответствующим федеральным органом исполнительной власти.9. Вопрос: Обязателен ли для вуза перечень дисциплин,приведенных в вариативной (профильной) части примерногоучебного плана?Ответ: Вуз формирует свой перечень дисциплин вариативной(профильной) части в пределах суммарной трудоемкости вариативной части,определенной ФГОС и примерным учебным планом. Перечень дисциплинвариативной (профильной) части, приведенный в примерном учебном плане,носит рекомендательный характер при условии реализации вузомкомпетенций, определенных примерной ООП.Для направлений подготовки и специальностей, где требуетсяаттестация специалистов для выполнения специальных видов работ (в сфереобороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядернойэнергетики, медицины, транспорта и т.п.), обязательный перечень дисциплинвариативной части профессионального цикла может быть установлен посогласованию с соответствующим федеральным органом исполнительнойвласти, к компетенции которого относится данный вопрос.10. Вопрос: Могут ли дисциплины базовой и вариативнойчастей иметь одинаковое название?4Ответ: Нет. В случае необходимости наименование может бытьуказано с индексом (например, математика 1, математика 2).11. Вопрос: Может ли вуз при формирования учебного плана дляконкретного профиля подготовки бакалавров использоватьвариативную часть других циклов основной образовательнойпрограммы, а не только профессионального цикла?Ответ: При формирования учебного плана для конкретного профиляподготовки бакалавров вуз вправе использовать вариативную часть цикловБ.1, Б.2 и Б.З, сохраняя при этом содержание дисциплин соответственнонаправленности циклов.12. Вопрос: Должны ли дисциплины по выбору студентавключаться в каждый цикл основных образовательныхпрограмм подготовки бакалавров и специалистов?Ответ: В соответствии с п.7.5. ФГОС общий объем дисциплин повыбору обучающихся должен составлять не менее одной трети вариативнойчасти суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.З. Следовательно, дисциплины повыбору обучающихся могут быть не в каждом цикле.13. Вопрос: Каков порядок реализации факультативных (необязательных для освоения студентом) дисциплин?Ответ: Согласно ФГОС, вуз может дополнительно к ООП реализоватьфакультативные дисциплины, являющиеся необязательными для изучения (вбакалавриате и при подготовке специалиста объемом до 10 зачетных единиц).Дополнительно к ООП магистратуры могут быть реализованы факультативныедисциплины в объеме, определяемом вузом самостоятельно.Высшее учебное заведение может реализовывать факультативныедисциплины за счет ежегодного резерва в 2-5 учебных недель, образующегосяза счет варьирования продолжительности каникул от 7 до 10 недель в год.14. Вопрос: Предполагает ли разработка ООП на основе ФГОСВПО обязательное использование принципа асинхронного(«нелинейного»)обучения?5Ответ: Для реализации компетентностного подхода предпочтительновводить элементы «асинхронного» обучения (формированиеиндивидуальных образовательных траекторий обучающихся).15. Вопрос: Должна ли ООП на базе ФГОС ВПОразрабатываться с обязательным применением модульногоформата?Ответ: Согласно Типовому положению об образовательномучреждении высшего профессионального образования (высшем учебномзаведении), утвержденному постановлением Правительством РоссийскойФедерации № 71 от 14 февраля 2008 г.: «Основная образовательная программавключает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов,предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающиекачество подготовки обучающихся...». На эту формулировку опирается иФГОС ВПО.Эффективность реализации компетентностного подхода, разработкисовместных образовательных программ, академической мобильностистудентов и преподавателей значительно повышается при проектированииООП и реализации образовательного процесса в модульном формате.Таким образом, вузу рекомендуется проектировать модульные ООП, ноэто не является обязательным требованием ФГОС.16. Вопрос: Должны ли вузы перейти к учету нагрузкипреподавателей в зачетных единицах?Ответ: Вуз вправе самостоятельно решать вопрос о переходе насистему учета нагрузки преподавателей в зачетных единицах при условииразработки соответствующей внутривузовской нормативной базы.Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогическойработы за ставку заработной платы) для работников из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений ВПО установленапостановлением Правительства от 3 апреля 2003 г. № 191 «Опродолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы заставку заработной платы) педагогических работников» и составляет 36 часов внеделю. Согласно Типовому положению об образовательном учреждениивысшего профессионального образования (высшем учебном заведении),утвержденному постановлением Правительством Российской Федерации № 71от 14 февраля 2008 г., учебная нагрузка для педагогических6работников устанавливается высшим учебным заведением самостоятельно взависимости от их квалификации и профиля кафедры в размере до 900 часов вучебном году.17. Вопрос: Может ли вуз при разработке своей основнойобразовательной программы изменять установленную ФГОСвеличину трудоемкости учебного года равную 60 зачетнымединицам?Ответ: Нет, не может. Трудоемкость одного учебного года приреализации основной образовательной программы должна быть равна 60зачетным единицам. Однако по семестрам в рамках учебного года количествозачетных единиц может быть распределено неравномерно.18. Вопрос: Может ли вуз при разработке своей основнойобразовательной программы отклоняться от установленногоФГОС соответствия 1 зачетной единицы 36 академическимчасам?Ответ: В связи с тем, что трудоемкость одного учебного года дляосвоения основной образовательной программы задана однозначно - 60зачетных единиц, а реальная продолжительность учебного года, выраженная вучебных неделях, и установленное вузом значение еженедельной учебнойнагрузки студентов в академических часах могут различаться, при разработкеосновных образовательных программ вуз может использовать соответствиеодной зачетной единицы академическим часам в интервале от 32 до 38академических часов.19. Вопрос: Может ли трудоемкость дисциплин (модулей) ипрактик определяться дробным числом зачетных единиц?Ответ: Трудоемкость дисциплин (модулей) и практик должнаопределяться только целым числом зачетных единиц.20. Вопрос: На физическую культуру в соответствии с ФГОСотводится 2 зачетные единицы, соответствующие 400академическим часам. Каким образом должны учитываться этизачетные единицы по годам обучения?Ответ: Возможно два варианта в зависимости от количествасеместров, отведенных вузом на освоение студентом физической культуры.7Первый вариант: если физическая культура реализуется 4 семестра (втечение 2 лет), то можно начислять по 1 з.ед. в год.Второй вариант: если физическая культура реализуется 4, 5 или 6семестров то можно начислять 2 зачетные единицы сразу по окончании всехзанятий по физической культуре (в течение 2-х или 3-х лет). При такомподходе промежуточную аттестацию студента (включая академическиесправки при переводе из вуза в вуз) следует осуществлять только с учетомотработанных студентом академических часов.21. Вопрос: Требования к количеству лекционных занятийотносятся к каждой дисциплине или к образовательнойпрограмме в целом?Ответ: Требование к количеству лекционных занятий относится не ккаждой дисциплине отдельно, а к аудиторным занятиям основнойобразовательной программы в целом (за исключением разделов ООП:физическая культура, практика, НИР, итоговая государственная аттестация).22. Вопрос: Можно ли при разработке учебного плана вузапредусматривать экзамен в качестве формы промежуточнойаттестации для дисциплин объемом в 3 и менее зачетныхединиц?Ответ: Можно, при условии, что количество экзаменов закалендарный год не превышает 10.Следует иметь в виду, что ФГОС ВПО не связывает выставлениеоценки с обязательной процедурой экзамена. Согласно п. 7.4. ФГОС: «Подисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц,должна выставляться оценка («отлично», «хорошо»,«удовлетворительно»). Оценка по дисциплине может быть получена не тольков результате экзамена, но и при использовании различных образовательныхтехнологий (например, балльно-рейтинговой).23. Вопрос: Сохраняется ли при переходе на ФГОС ВПО норма«один семестровый экзамен выражается одной зачетнойединицей (три дня подготовки и один день на экзамен)»,определенная в письме Министерства образования РоссийскойФедерации от 28 ноября 2002 г. N 14-52-988ин/13?Ответ: При переходе на ФГОС ВПО трудоемкость дисциплины(модуля), выраженная в зачетных единицах, включает в себя все виды учебнойработы студента на освоение этой дисциплины (модуля) и все виды контроля(текущий контроль и промежуточная аттестация). При8проектировании ООП в рамках общего количества зачетных единиц,выделенного на данную дисциплину (модуль), вуз самостоятельнораспределяет время на аудиторную и самостоятельную работу студента, атакже на мероприятия текущего контроля и промежуточной аттестации (взависимости от применяемой образовательной технологии и принятой в вузесистемы контроля).24. Вопрос: Как определить трудоемкость учебного годапрограмм бакалавриата, программ магистратуры, программподготовки специалиста в случае реализации основныхобразовательных программ по очно-заочной (вечерней) илизаочной формам обучения?Ответ: Трудоемкость учебного года программ бакалавриата,программ магистратуры, программ подготовки специалиста в случаереализации основных образовательных программ по очно-заочной (вечерней)или заочной формам обучения определяется федеральным государственнымобразовательным стандартом по соответствующему направлению(специальности) с учетом полной трудоемкости ООП и установленныхвысшим учебным заведением сроков обучения. Например, при сроке освоенияООП подготовки бакалавра в 5 лет трудоемкость образовательной программыза учебный год составит 48 зачетных единиц.25. Вопрос: Обязательно ли при разработке основныхобразовательных программ вуза по очно-заочной (вечерней) изаочной формам обучения предусматривать организациюпрактик?Ответ: Требования федерального государственного образовательногостандарта должны выполняться вне зависимости от формы обучения.Практика для студентов очно-заочной (вечерней) и заочной формам обученияможет быть организована по месту их работы.26. Вопрос: Возможна ли реализация ускоренныхобразовательных программ подготовки магистров испециалистов?Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 24 октября 2007года № 232-ФЗ «получение высшего профессионального образования посокращенным программам подготовки специалиста и программаммагистратуры не допускается» (статья 1, п. 5 б).Ускоренная программа не является сокращенной. Следовательно,реализации ускоренных магистерских образовательных программ ипрограммам подготовки специалистов возможна.9Минобрнауки России планирует в 2010-2011 годах разработкунормативного документа федерального уровня, регулирующего реализациюосновных образовательных программ высшего профессиональногообразования в сокращенные сроки.27. Вопрос: Что может изменить вуз при ежегодном обновленииосновной образовательной программы?Ответ: Основная цель обновления ООП - гибкое реагирование напотребности рынка труда, учет новых достижений науки и техники. Приобновлении основной образовательной программы необходиморуководствоваться Типовым положением об образовательном учреждениивысшего профессионального образования (высшем учебном заведении),утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14февраля 2008 года № 71 (см. п. 39):«...Высшее учебное заведение ежегодно обновляет основныеобразовательные программы (в части состава дисциплин (модулей),установленных высшим учебным заведением в учебном плане, и (или)содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин(модулей), программ учебной и производственной практики, методическихматериалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательнойтехнологии) с учетом развития науки, техники, культуры, экономики,технологий и социальной сферы...».При переработке основных образовательных программ следуетучитывать мнения работодателей.28. Вопрос: В какой степени содержание учебных дисциплин(модулей) должно быть раскрыто в сети Интернет?Ответ: Содержание учебных дисциплин (модулей) может бытьпредставлено в сети Интернет или полностью, или в аннотированном виде (поусмотрению высшего учебного заведения) с учетом соблюдения норминформационной безопасности.29. Вопрос: Где можно найти примерные основныеобразовательные программы высшего профессионального образования?Ответ: Разработанные на основе ФГОС ВПО примерные основныеобразовательные программы размещены на сайтах вузов-разработчиковФГОС. Ссылки на сайты можно найти на web - странице Федеральногоинститута развития образования по ссылке: http://www.firo.ru/programmyprofobrazovaniva/koordinacionnyi-plan-razrabotki-primernyx-osnovnyxobrazovatelnyx-programm/10Определение используемых терминовОбласть профессиональной деятельности - совокупность объектовпрофессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом,производственном проявлении;объект профессиональной деятельности - системы, предметы, явления,процессы, на которые направлено воздействие;вид профессиональной деятельности - методы, способы, приемы, характервоздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения,преобразования;основная образовательная программа вуза - совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочиепрограммы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другиематериалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся,а также программы учебной и производственной практик, календарныйучебный график и методические материалы, обеспечивающие реализациюсоответствующей образовательной технологии; направление подготовки -совокупность образовательных программ различного уровня в однойпрофессиональной области;специальность - комплекс приобретаемых путем специальнойтеоретической и практической подготовки знаний, умений, навыков икомпетенций, необходимых для определенной деятельности в рамкахсоответствующей области профессиональной деятельности; профиль,специализация - направленность основной образовательной программы наконкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности;модуль - совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебныхдисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность поотношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения;учебный цикл - совокупность дисциплин (модулей) основнойобразовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний, умений иформирование компетенций в соответствующей сфере научной и (или)профессиональной деятельности;зачетная единица - мера трудоемкости образовательной программы;результаты обучения - усвоенные знания, умения, навыки и освоенныекомпетенции;компетенция - способность применять знания, умения и личностные качествадля успешной деятельности в определенной области; сокращеннаяобразовательная программа - образовательная программа высшего учебногозаведения, разработанная с учетом предшествующего уровняпрофессионального (среднего профессионального или высшего) образованияобучающегося (сокращение срока освоения программы производится или засчет переаттестации дисциплин (или их частей),11изученных в среднем профессиональном учебном заведении, или перезачетедисциплин, изученных в высшем учебном заведении);ускоренная образовательная программа - образовательная программавысшего учебного заведения, разработанная для обучающихся, способныхосвоить полную образовательную программу в более короткие сроки.
Поделиться
Получайте материалы на почту
Присылаем письма не чаще раза в неделю, вы всегда можете отписаться.