Утвержден ФГОС ВО подготовки кадров высшей квалификации по специальности 52.09.03 Сценическая речь (далее соответственно - программа ассистентуры-стажировки, специальность).
26.04.2016
Утвержден ФГОС ВО подготовки кадров высшей квалификации по специальности 52.09.03 Сценическая речь (далее соответственно - программа ассистентуры-стажировки, специальность).
Файл с текстом стандарта размещен в разделе ФГОС ВО сайта www.fgosvo.ru
Ссылка на файл: http://fgosvo.ru/520903.pdf
Зарегистрировано в Минюсте России № 41906 от 22.04.16 г
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2016 г. N 285
"Об утверждении федерального государственного ооразовательного стандарта высшего образования по специальности 52.09.03 Сценическая речь (уровень подготовки кадров высшей квалификации)"
"Об утверждении федерального государственного ооразовательного стандарта высшего образования по специальности 52.09.03 Сценическая речь (уровень подготовки кадров высшей квалификации)"
В соответствии с подпунктом 5.2.43 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898; N 43, ст. 5976; 2016, N 2, ст. 325; N 8, ст. 1121), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 52.09.03 Сценическая речь (уровень подготовки кадров высшей квалификации).
Министр
|
Д.В. Ливанов
|
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 апреля 2016 г.
Регистрационный N 41906
Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего образования
Уровень высшего образования
Подготовка кадров высшей квалификации
Специальность
52.09.03 Сценическая речь
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2016 г. N 285)
высшего образования
Уровень высшего образования
Подготовка кадров высшей квалификации
Специальность
52.09.03 Сценическая речь
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2016 г. N 285)
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ подготовки кадров высшей квалификации в ассистентуре-стажировке по специальности 52.09.03 Сценическая речь (далее соответственно - программа ассистентуры-стажировки, специальность).
В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:
ПК - профессиональные компетенции;
УК - универсальные компетенции;
ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;
сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ.
Объем программы ассистентуры-стажировки составляет 132 зачетные единицы (далее - з.е.), вне зависимости от применяемых образовательных технологий, реализации программы ассистентуры-стажировки с использованием сетевой формы, реализации программы ассистентуры-стажировки по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.
в очной форме, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 2 года. Объем программы ассистентуры-стажировки в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 66 з.е.;
при обучении по индивидуальному учебному плану срок устанавливается организацией самостоятельно, но не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения.
Приобучении по индивидуальному учебному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья организация вправе продлить срок не более чем на один год по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы обучения.
Объем программы ассистентуры-стажировки за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану не может составлять более 75 з.е.
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
искусство сценической речи (в зависимости от вида основной образовательной программы - в драматическом театре, в музыкальном театре, в театре кукол, на эстраде, в цирке);
речевую культуру, способность к овладению авторским словом, постановку речевого голоса;
работу над текстами различных стилей и жанров, включая их интерпретацию;
театрально-педагогический и учебно-воспитательный процессы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
театрально-просветительскую деятельность.
педагогическая деятельность;
творческая деятельность;
театрально-просветительская деятельность.
Программа ассистентуры-стажировки направлена на освоение всех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник.
педагогическая деятельность:
преподавание дисциплин в сфере всех видов театрального и сценического искусства в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
осуществление контрольных мероприятий, направленных на оценку результатов педагогического процесса, участие в методической работе организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
творческая деятельность:
публичное представление результатов своей творческо-исполнительской деятельности, демонстрирующей владение различными стилями, жанрами, художественными направлениями в области всех видов театрального и сценического искусства;
театрально-просветительская деятельность:
разработка и реализация просветительских проектов в целях популяризации всех видов театрального искусства, сценического, эстрадного и циркового искусства, в том числе, совместных творческих проектов с творческими работниками других образовательных организаций, а также организаций культуры.
готовностью к овладению знаниями и информацией в области литературы, исторических, смежных художественных, философских и психологических дисциплин для обогащения содержания своей педагогической и творческой деятельности (УК-1);
способностью к умению анализировать и интерпретировать факты, события, явления из сферы профессиональной деятельности в широком историческом и культурном контексте (УК-2);
способностью к анализу явлений и достижений в области культуры и искусства для формирования компетентных суждений по актуальным проблемам профессиональной творческой и педагогической деятельности (УК-3);
способностью к аргументации личной позиции в отношении современных процессов в области всех видов театрального и сценического искусства (УК-4);
способностью к свободному владению иностранным языком для целей профессионального общения (УК-5).
педагогическая деятельность:
способностью к преподаванию творческих дисциплин, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов в области искусства сценической речи (ПК-1);
способностью к анализу актуальных проблем и процессов в области театрального образования, к применению знаний психологии и педагогики, а также результатов научно-методических изысканий в области театральной педагогики в своей педагогической деятельности (ПК-2);
способностью к разработке и применению современных образовательных технологий, к выбору оптимальных целей и образовательных стратегий для создания творческой атмосферы образовательного процесса (ПК-3);
способностью к формированию профессионального мышления, повышению внутренней мотивации обучаемого, системы его этических и эстетических ценностей, направленных на гуманизацию общества (ПК-4);
готовностью к освоению основ общей и профессиональной педагогики, художественных произведений разных эпох, направлений, стилей и жанров (ПК-5);
творческая деятельность:
способностью к созданию индивидуальной художественной интерпретации театральных и сценических произведений (ПК-6);
способностью к воплощению учения К.С. Станиславского о словесном действии (ПК-7);
способностью к использованию знаний анатомии и физиологии речевого аппарата в своей профессиональной деятельности, к пониманию роли слуха в воспитании речевой выразительности (ПК-8);
способностью к постановке речевого голоса, включая использование разнообразных фонетических средств для создания требуемого сценического образа (ПК-9);
готовностью к работе над устранением дикционных дефектов (ПК-10);
способностью к овладению и применению орфоэпических норм в рамках творческой деятельности как единого начала, определяющего нормативность речи в качестве одного из признаков профессиональной культуры актера (ПК-11);
готовностью к овладению знаниями о методах работы, подготовки публичных выступлений, студийных записей (ПК-12);
готовностью к освоению входящих в репертуар театра произведений, относящихся к разным эпохам, стилям, жанрам и художественным направлениям (ПК-13);
театрально-просветительская деятельность:
готовностью к демонстрации результатов работы над постановкой сценической речи в спектаклях и иных мероприятиях, проводимых на различных сценических площадках (ПК-14);
готовностью к участию в культурной жизни общества, включая формирование художественно-творческой и образовательной деятельности (ПК-15);
готовностью к разработке и реализации собственных и совместных с представителями других организаций в сфере образования просветительских проектов в целях популяризации искусства в широких слоях общества, в том числе, и с использованием возможностей кино, радио, телевидения, сети "Интернет" (ПК-16).
Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.
Блок 2 "Практики", который в полном объеме относится к вариативной части программы.
Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации "Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе".
Структура программы ассистентуры-стажировки
Таблица
Структура программы ассистентуры-стажировки
|
Объем программы ассистентуры-стажировки в з.е.
|
|
Дисциплины (модули)
|
81
|
|
|
Базовая часть
|
61
|
20
|
||
Практики
|
45
|
|
Вариативная часть
|
45
|
|
Государственная итоговая аттестация
|
6
|
|
Базовая часть
|
6
|
|
Объем программы ассистентуры-стажировки
|
132
|
Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы ассистентуры-стажировки, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО.
После выбора обучающимся дисциплин (модулей) и практик вариативной части они становятся обязательными для освоения обучающимся.
6.5. В Блок 2 "Практики" входит производственная практика. Типы производственной практики:
педагогическая практика;
творческая практика.
Способы проведения производственной практики:
стационарная;
выездная.
Организация вправе предусмотреть в программе ассистентуры-стажировки иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.
Практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.
Выбор мест прохождения практик для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом состояния здоровья обучающихся и требований по доступности.
6.6. В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входит подготовка к процедуре защиты и процедура защиты выпускной квалификационной работы, состоящей из двух отдельно оцениваемых частей: представление творческо-исполнительской работы (проекта) и защита реферата.
6.7. При разработке программы ассистентуры-стажировки обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специальные условия лицам с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов от объема вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)".
6.8. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)" должно составлять не более 10 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока.
Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:
доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;
проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети "Интернет".
Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации*.
7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).
учебный театр (от 200 посадочных мест), с пультами и звукотехническим и светотехническим оборудованием;
аудитории со сценическими площадками;
библиотеку с читальным залом;
помещения, соответствующие виду подготовки ассистентов-стажеров, для работы со специализированными материалами;
учебные аудитории для групповых и индивидуальных занятий.
специальную аудиторию, оборудованную персональными компьютерами и соответствующим программным обеспечением.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.
В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.
7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы ассистентуры-стажировки должно осуществляться в объёме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и специальности с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки), утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 октября 2015 г. N 1272 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 ноября 2015 г., регистрационный N 39898).
_____________________________
* Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, ст. 4243, N 48, ст. 6645; 2015, N 1, ст. 84; N 27, ст. 3979; N 29, ст. 4389, ст. 4390), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48,ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927; N 30, ст. 4217, ст. 4243).
Поделиться
Получайте материалы на почту
Присылаем письма не чаще раза в неделю, вы всегда можете отписаться.