Утвержден ФГОС ВО по направлению подготовки 54.03.03 Искусство костюма и текстиля (далее соответственно - программа бакалавриата, направление подготовки).
17.06.2016
Утвержден ФГОС ВО по направлению подготовки 54.03.03 Искусство костюма и текстиля (далее соответственно - программа бакалавриата, направление подготовки).
Файл с текстом стандарта размещен в разделе ФГОС ВО сайта www.fgosvo.ru
Ссылка на файл: http://fgosvo.ru/540303
Зарегистрировано в Минюсте России 14 июня 2016 г. № 42520
Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 мая 2016 г. N 624
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 54.03.03 Искусство костюма и текстиля (уровень бакалавриата)"
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 54.03.03 Искусство костюма и текстиля (уровень бакалавриата)"
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898; N 43, ст. 5976, 2016, N 2, ст. 325; N 8, ст. 1121), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.03 Искусство костюма и текстиля (уровень бакалавриата).
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 января 2010 г. N 56 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 072700 Искусство костюма и текстиля (квалификация (степень) "бакалавр")" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 февраля 2010 г., регистрационный N 16357);
пункт 65 изменений, которые вносятся в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки, подтверждаемого присвоением лицам квалификации (степени) "бакалавр", утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 1975 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июня 2011 г., регистрационный N 21200).
Министр
|
Д.В. Ливанов
|
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 июня 2016 г.
Регистрационный N 42520
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования
по направлению подготовки
54.03.03 "Искусство костюма и текстиля"
(уровень бакалавриата)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 25 мая 2016 г. N 624)
по направлению подготовки
54.03.03 "Искусство костюма и текстиля"
(уровень бакалавриата)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 25 мая 2016 г. N 624)
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата по направлению подготовки 54.03.03 Искусство костюма и текстиля (далее соответственно - программа бакалавриата, направление подготовки).
В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:
ОК - общекультурные компетенции;
ОПК - общепрофессиональные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;
сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ.
Объем программы бакалавриата составляет 240 зачетных единиц (далее - з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы бакалавриата с использованием сетевой формы, реализации программы бакалавриата по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения.
в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 4 года. Объем программы бакалавриата в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;
в очно-заочной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Объем программы бакалавриата за один учебный год в очно-заочной форме обучения не может составлять более 75 з.е.;
при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения. Объем программы бакалавриата за один учебный год при обучении по индивидуальному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з.е.
Конкретный срок получения образования и объем программы бакалавриата, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной форме обучения, а также по индивидуальному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
совокупность средств, приемов, способов и методов создания новых стилевых решений коллекций моделей одежды, обуви, ювелирных, текстильных изделий и произведений рекламы изделий текстильной и легкой промышленности;
художественное проектирование и изготовление швейных изделий, изделий декоративно-прикладного искусства и произведений рекламы текстильной и легкой промышленности.
изделия, предметы, графические произведения (в области текстиля, трикотажа, обуви, головных уборов, ювелирных изделий, произведений рекламы) в их творческо-практическом аспекте;
процессы моделирования и конструирования, эскизы, технические рисунки, чертежи конструкций швейных изделий, коллекции моделей одежды, предприятия малого и среднего бизнеса, произведения декоративно-прикладного искусства и графической рекламы.
научно-исследовательская;
проектная;
организационно-управленческая;
производственно-технологическая;
творческая и исполнительская.
При разработке и реализации программы бакалавриата организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов - организации.
Программа бакалавриата формируется организацией в зависимости от видов учебной деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:
ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа академического бакалавриата);
ориентированной на практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа прикладного бакалавриата).
научно-исследовательская деятельность:
анализ показателей качества объектов деятельности (костюм, текстиль, обувь, головные уборы, ювелирные изделия и реклама изделий текстильной и легкой промышленности) с использованием стандартных методов и средств исследований;
разработка планов, программ и методик проведения исследований реальных и идеальных объектов в составе творческого коллектива;
представление результатов исследования в области костюма и текстиля в форме отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений;
проектная деятельность:
разработка художественных проектов изделий с учетом конструктивно-технологических, эстетических, стилистических, экономических параметров;
эффективное использование традиционных и новых методов художественного проектирования;
изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике профессиональной деятельности;
использование информационных технологий при разработке новых изделий текстильной и легкой промышленности;
организационно-управленческая деятельность:
организация работы малых коллективов исполнителей;
принятие конкретного художественно-технического решения при разработке изделий текстильной и легкой промышленности и предприятий малого бизнеса;
анализ технологического процесса как объекта авторского надзора;
оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение качества продукции;
разработка нового ассортимента изделий в области текстиля, трикотажа, обуви, головных уборов, ювелирных изделий, произведений рекламы в составе авторского коллектива и составление необходимого комплекта технической документации;
использование нормативных документов по качеству, стандартизации и сертификации изделий текстильной и легкой промышленности;
производственно-технологическая деятельность:
обоснования принятия конкретных художественно-технических решений при разработке изделий текстильной и легкой промышленности, предприятий малого бизнеса;
изготовление предметов одежды, ювелирных изделий, обуви, головных уборов на предприятиях текстильной и легкой промышленности, традиционных художественных производствах, организация малого бизнеса;
творческая и исполнительская деятельность:
проектирование изделий декоративно-прикладного искусства, индивидуального и интерьерного назначения и воплощение их в материале.
владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-4);
использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-5);
способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-6);
владением одним из иностранных языков на уровне бытового общения, пониманием основной терминологии сферы своей профессиональной деятельности (ОК-7);
владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов укрепления здоровья, знанием основ здорового образа жизни (ОК-8).
способностью применять методы теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности (ОПК-1);
способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОПК-2);
умением использовать нормативные правовые акты в области своей профессиональной деятельности (ОПК-3);
владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией, способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОПК-4);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОПК-5);
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, наличием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК-6);
владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОПК-7).
научно-исследовательская деятельность:
готовностью спланировать необходимый научный эксперимент, получить опытную модель и исследовать ее (ПК-1);
готовностью представить результаты научного исследования в форме отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-2);
проектная деятельность:
способностью использовать базовые знания по профессии в художественном проектировании (ПК-3);
способностью формулировать цели и задачи художественного проекта, к выявлению приоритетов в решении задач с учетом эстетических, этических и иных аспектов деятельности (ПК-4);
способностью к разработке художественных проектов изделий с учетом стилистических, конструктивно-технологических, экономических параметров (ПК-5);
способностью к творческому самовыражению при создании оригинальных и уникальных изделий (ПК-6);
способностью использовать современные и информационные технологии в сфере художественного проектирования изделий текстильной и легкой промышленности (ПК-7);
готовностью изучать научно-техническую информацию отечественного и зарубежного опытов по тематике профессиональной деятельности (ПК-8);
организационно-управленческая деятельность:
готовностью к организации работы малых коллективов (ПК-9);
готовностью использовать элементы экономического анализа при организации и проведении практической деятельности на предприятии (ПК-10);
готовностью обосновывать принятие конкретного художественно-технического решения при разработке изделий (ПК-11);
способностью анализировать современные проблемы научно-технического развития отрасли (ПК-12);
способностью анализировать технологический процесс как объект авторского надзора (ПК-13);
способностью разрабатывать новый ассортимент изделий различного назначения, осуществлять контроль над их выработкой в производственных условиях в соответствии с авторскими образцами, составлять необходимый комплект технической документации (ПК-14);
производственно-технологическая деятельность:
способностью создавать художественно-технические проекты швейных изделий и изделий декоративно-прикладного искусства индивидуального и интерьерного назначения (ПК-15);
готовностью к изучению технической информации (ПК-16);
способностью варьирования формы изделий искусства костюма и текстиля в соответствии с новыми технологическими решениями (ПК-17);
готовностью использовать компьютерные технологии при реализации творческого замысла (ПК-18);
готовностью контролировать изготовление изделий на предмет соответствия художественно-техническим требованиям проекта (ПК-19);
способностью выполнять чертежи базовых конструкций изделий (ПК-20);
способностью выбирать рациональные способы технологических режимов в производстве изделий (ПК-21);
творческая и исполнительская деятельность:
готовностью выполнять эскизы и проекты с использованием различных графических средств и приемов и реализовывать их на практике (ПК-22).
Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части;
Блок 2 "Практики", который в полном объеме относится к вариативной части программы;
Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне направлений подготовки высшего образования, утвержденном Министерством образования и науки Российской Федерации*.
Таблица
Структура программы бакалавриата
|
Объем программы бакалавриата
в з. е.
|
||
программа академического бакалавриата
|
программа прикладного бакалавриата
|
||
Дисциплины (модули)
|
201 - 207
|
186 - 195
|
|
|
102 - 114
|
87 - 99
|
|
93 - 99
|
96 - 99
|
||
Практики
|
24 - 33
|
36 - 48
|
|
Вариативная часть
|
24 - 33
|
36 - 48
|
|
Государственная итоговая аттестация
|
6 - 9
|
6 - 9
|
|
Базовая часть
|
6 - 9
|
6 - 9
|
|
Объем программы бакалавриата
|
240
|
240
|
6.4. Дисциплины (модули) по философии, истории, иностранному языку, безопасности жизнедеятельности реализуются в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата. Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются организацией самостоятельно.
базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата в объеме не менее 72 академических часов (2 з.е.) в очной форме обучения;
элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в зачетные единицы не переводятся.
Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном организацией. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.
6.7. В Блок 2 "Практики" входят учебная и производственная, в том числе преддипломная практики.
Типы учебной практики:
практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности;
исполнительская практика.
Способы проведения учебной практики:
стационарная;
выездная.
Типы производственной практики:
научно-исследовательская работа;
технологическая практика.
Способы проведения производственной практики:
стационарная;
выездная.
Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.
При разработке программ бакалавриата организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата. Организация вправе предусмотреть в программе бакалавриата иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.
Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.
Выбор мест прохождения практик для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом состояния здоровья обучающихся и требований по доступности.
6.8. В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).
6.10. При разработке программы бакалавриата обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специальные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)".
6.11. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)" должно составлять не более 50 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока.
Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:
доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата;
проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение его работ, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети "Интернет".
Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации**.
7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237) и профессиональным стандартам (при наличии).
Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей).
Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы бакалавриата, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени его сложности. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.
В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.
7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы бакалавриата должно осуществляться в объёме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки), утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 октября 2015 г. N 1272 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 ноября 2015 г., регистрационный N 39898).
______________________________
* Перечень направлений подготовки высшего образования - бакалавриата, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 октября 2013 г., регистрационный N 30163), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2014 г. N 63 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 февраля 2014 г., регистрационный N 31448), от 20 августа 2014 г. N 1033 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 сентября 2014 г., регистрационный N 33947), от 13 октября 2014 г. N 1313 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 ноября 2014 г., регистрационный N 34691), от 25 марта 2015 г. N 270 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2015 г., регистрационный N 36994) и от 1 октября 2015 г. N 1080 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 октября 2015 г., регистрационный N 39355).
** Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, ст. 4243, N 48, ст. 6645; 2015, N 1, ст. 84; N 27, ст. 3979; N 29, ст. 4389, ст. 4390), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927; N 30, ст. 4217, ст. 4243).
Поделиться
Получайте материалы на почту
Присылаем письма не чаще раза в неделю, вы всегда можете отписаться.