Учебно-методическое объединение вузов РФ по образованию в области производственного менеджмента провело заседание Совета в рамках XXIV Всероссийского семинара-совещания заведующих экономическими и управленческими кафедрами вузов Российской Федерации «Технологии формирования результатов обучения бакалавров и магистров в области производственного менеджмента в условиях интеграции образования, науки, производства»
ОТЧЕТ
о работе XXIV Всероссийского семинара-совещания
заведующих экономическими и управленческими кафедрами
вузов Российской Федерации
«Технологии формирования результатов обучения бакалавров и
магистров в области производственного менеджмента в
условиях интеграции образования, науки, производства»
В работе Всероссийского совещания-семинара приняло участие 112 представителей из 87 вузов, из 69 регионов Российской Федерации, в т.ч. один представитель из Белоруссии.
В первый день работы Всероссийского семинара-совещания (1 ноября 2012 года) были проведены Пленарное заседание и заседания отраслевых учебно-методических советов.
На Пленарном заседании были заслушаны 9 докладов, которые вызвали активное обсуждение и дискуссии. Тематика докладов на Пленарном заседании была посвящена следующим вопросам:
1) проблемы развития образования в условиях инновационной
экономики;
2) о повышении уровня профессиональной подготовки
преподавателей ВУЗа;
3) о разработке стратегии подготовки кадров для производства;
4) проблемы участия отечественных ВУЗов в международных
рейтингах.
Открыл Всероссийский семинар-совещание председатель Совета УМО по образованию в области производственного менеджмента, засл. деят. науки РФ, д.э.н., профессор И.А. Максимцев с докладом на тему «Развитие образования в условиях инновационной экономики».
В работе Пленарного заседания также приняли участие и выступили с докладами:
- об уровне профессиональной подготовки преподавателей ВУЗа, и.о. ректора Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета Е.В. Жгулев;
-о стратегии подготовки кадров для производства председатель Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) Санкт-Петербурга А.А. Турчак;
- участие отечественных ВУЗов в международных рейтингах с
целью повышения качества образования региональный директор по
Центральной Европе и Центральной Азии международной
рейтинговой кампании Quacguareli Symonds (QS) З.О. Зайцева;
- инновационные образовательные технологии как основа качества учебного процесса, зам. председателя Совета УМО по образованию в области производственного менеджмента Г.А. Краюхин;
- образовательная и учебно-методическая деятельность в оболочке электронных библиотечных систем, генеральный директор издательства «ИНФРА-М» В.М. Прудников;
- организационно-экономическая подготовка обучающихся по инженерным дисциплинам, зав. кафедрой экономики и менеджмента в машиностроении Санкт-Петербургского государственного политехнического университета В.В. Кобзев;
деятельность издательства «КноРус» при реализации образовательных стандартов третьего поколения, заместитель руководителя издательства «КноРус».
Во второй половине дня (1 ноября) состоялись заседания отраслевых учебно-методических советов по следующим вопросам:
1. Разработка документов, регламентирующих содержание и
организацию образовательного процесса ВУЗа при реализации ООП
ВПО.
2. Анализ действующих нормативных документов,
устанавливающих требования к разработке ООП ВПО.
3. Особенности организации самостоятельной работы
бакалавров и магистров.
4. Анализ и проектирование материалов по организации процесса оценивания уровня сформированности компетенции студентов.
5. Оценка качества подготовки обучающихся в рамках требований ФГОС ВПО.
6. Формирование основных образовательных программ послевузовского образования.
7. Об уровне профессиональной подготовки преподавателей ВУЗа.
При обсуждении вышеперечисленных вопросов использовались учебно-методические материалы для подготовки бакалавров и магистров согласно ФГОС ВПО 3-го поколения, а именно:
1. Материалы по разработке компетентностно-ориентированных ООП
ВУЗа . (CD-диск)
2. Методические рекомендации по проведению профессионально-
общественной аккредитации (печ.).
3. Методические рекомендации по установке соответствия базовых дисциплин и компетенций ООП ВПО (печ.).
4. Методические рекомендации к разработке матрицы содержательно-логических связей учебных дисциплин, модулей, практик, входящих ООП ВПО (печ.).
5. Методические рекомендации к разработке паспорта и программы компетенций (печ.).
6. Методические рекомендации по организации внутривузовской системы тестирования (печ.).
7. Методические рекомендации по разработке диагностических оценочных материалов качества освоения ООП ВПО ВУЗа (печ.).
8. Требования к разработке ООП ВПО (печ.).
9. Методические рекомендации к разработке календарного учебного графика реализации ООП ВПО (печ.).
10. Методические рекомендации к разработке матрицы удельных весов дисциплин, формирующих компетенции ООП ВПО (печ.).
11. Планнер развития компетенций выпускника (CD- диск).
12. Сборник трудов заочной методической конференции «Развитие образовательных технологий в формате ФГОС ВПО» (печ.).
По результатам обсуждения на отраслевых учебно-методических советах были подготовлены решения, которые доложены их председателями на заключительном Пленарном заседании 2 ноября 2012 года.
Во второй день работы Всероссийского семинара-совещания (2 ноября 2012 года) были проведены 5 круглых столов, ведущими, которых были как представители ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», так и представители ЗАО «Решение: учебное видео», издательского дома «ИНФРА-М», электронного издательства «КноРус».
Тематика круглых столов, включала следующие вопросы:
1) интерактивные технологии в самостоятельной работе студентов;
2) электронная библиотека: перспективы формирования и развития;
3)методическое обеспечение тестирования обучающихся;
4)методические рекомендации по разработке документов ООП в ВУЗе;
5) технологии проведения занятий в интерактивном режиме для повышения качества подготовки бакалавров и магистров.
Во второй половине дня, 2 ноября, состоялось заключительное Пленарное заседание, на котором были:
1) вручены свидетельства о членстве в УМО по образованию в области производственного менеджмента на основании заключенных договоров;
2) заслушаны и одобрены отчеты председателей отраслевых УМС о работе и представление рекомендаций к проекту решения;
3) принято решение Всероссийского совещания-семинара;
4) доложено о результатах работы Учебно-методического
объединения по образованию в области производственного
менеджмента.
Также 2 ноября 2011 года состоялось заседание Президиума Совета УМО по образованию в области производственного менеджмента.
В повестке дня Президиума Совета УМО по образованию в области производственного менеджмента были рассмотрены следующие вопросы:
1) о плане работы Президиума Совета УМО по образованию в области производственного менеджмента на 2013 год;
2) утверждение положений конкурсов об УМО по образованию в области производственного менеджмента;
3) о планах работы отраслевых учебно-методических советов;
4) о присвоении грифа УМО учебникам и учебным пособиям.
Было рассмотрено 23 учебных издания, в т.ч. 4 учебников и 19
учебных пособий на предмет присвоения грифа. Все учебники и учебные пособия прошли этап внешнего и внутреннего рецензирования, а также обсуждения в отраслевых учебно-методических советах.
Г.А. Краюхин |
Зам. Председателя Совета УМО по образованию в области производственного менеджмента засл.деят. науки РФ, д.э.н., профессор
|
Ученый секретарь Президиума Совета УМО по образованию в области Производственного менеджмента, к.э.н., доцент |
Н.А. Логинова
РЕШЕНИЕ
Всероссийского совещания-семинара заведующих экономическими и
управленческими кафедрами вузов Российской Федерации «Технологии
формирования результатов обучения бакалавров и магистров в области
производственного менеджмента в условиях интеграции образования, науки,
производства»
Советом Учебно-методического объединения по образованию в области производственного менеджмента на базе Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета 1-2 ноября 2012 года проведено XXIV Всероссийское совещание-семинар заведующих экономическими и управленческими кафедрами по вопросам:
- Разработка документов, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса ВУЗа при реализации ООП ВПО.
- Анализ действующих нормативных документов, устанавливающих требования к разработке ООП ВПО.
- Особенности организации самостоятельной работы бакалавров и магистров.
4. Анализ и проектирование материалов по организации процесса оценивания уровня
сформированности компетенции студентов.
- Оценка качества подготовки обучающихся в рамках требований ФГОС ВПО.
- Формирование основных образовательных программ послевузовского образования.
- Об уровне профессиональной подготовки преподавателей ВУЗа.
В работе совещания приняли участие представителя из 87 вузов, из 69 регионов Российской Федерации, обеспечивающих подготовку по направлению 080200 «Менеджмент» (профиль «Производственный менеджмент (по отраслям)»).
В работе совещания приняли участие и выступили с докладами по следующим вопросам:
- развитие образования в условиях инновационной экономики, ректор Санкт-
Петербургского государственного экономического университета И.А. Максимцев;
- об уровне профессиональной подготовки преподавателей ВУЗа, , и.о. ректора Санкт-
Петербургского государственного инженерно-экономического университета Е.В. Жгулев;
-о стратегии подготовки кадров для производства председатель Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) Санкт-Петербурга А.А. Турчак;
- участие отечественных ВУЗов в международных рейтингах с целью повышения
качества образования региональный директор по Центральной Европе и Центральной Азии
международной рейтинговой кампании Quacguareli Symonds (QS) З.О. Зайцева;
- инновационные образовательные технологии как основа качества учебного процесса,
зам. председателя Совета УМО по образованию в области производственного менеджмента
Г.А. Краюхин;
- образовательная и учебно-методическая деятельность в оболочке электронных
библиотечных систем, генеральный директор издательства «ИНФРА-М» В.М. Прудников;
организационно-экономическая подготовка обучающихся по инженерным дисциплинам, зав. кафедрой экономики и менеджмента в машиностроении Санкт-Петербургского государственного политехнического университета В.В. Кобзев;
- деятельность издательства «КноРус» при реализации образовательных стандартов
третьего поколения, заместитель руководителя издательства «КноРус».
Совещание отмечает, что Учебно-методическое объединение по образованию в области производственного менеджмента совместно с отраслевыми учебно-методическими советами, представителями ведущих вузов страны и работодателями при участии Министерства экономического развития Российской Федерации провели большую аналитическую и организационную работу по развитию комплекса нормативно-методических документов, определяющих состав и содержание учебно-методических комплексов и документов, формирующих ООП, соответствующую ФГОС ВПО третьего поколения.
Подготовлены, изданы и переданы участникам совещания-семинара учебно-методические материалы для подготовки бакалавров и магистров согласно ФГОС ВПО 3-го
поколения, а именно:
- Материалы по разработке компетентностно-ориентированных ООП ВУЗа . (CD-диск)
- Методические рекомендации по проведению профессионально-общественной аккредитации (печ.).
- Методические рекомендации по установке соответствия базовых дисциплин и компетенций ООП ВПО (печ.).
- Методические рекомендации к разработке матрицы содержательно-логических связей учебных дисциплин, модулей, практик, входящих ООП ВПО (печ.).
- Методические рекомендации к разработке паспорта и программы компетенций (печ.).
- Методические рекомендации по организации внутривузовской системы тестирования (печ.).
2
- Методические рекомендации по разработке диагностических оценочных материалов качества освоения ООП ВПО ВУЗа (печ.).
- Требования к разработке ООП ВПО (печ.).
- Методические рекомендации к разработке календарного учебного графика реализации ООП ВПО (печ.).
- Методические рекомендации к разработке матрицы удельных весов дисциплин, формирующих компетенции ООП ВПО (печ.).
- Планнер развития компетенций выпускника (CD- диск).
- Сборник трудов заочной методической конференции «Развитие образовательных технологий в формате ФГОС ВПО» (печ.).
Участники совещания рассмотрели представленные материалы и определили задачи по использованию этих материалов при организации работы по реализации уровневой системы ВПО в вузах.
Обсудив представленные доклады и заслушав выступления участников совещания на Пленарном заседании и совещаниях отраслевых учебно-методических советов, совещание постановляет:
- Продолжить участие в реформировании системы образования в Российской Федерации, а именно: в создании системы управления качеством ВПО на основе совершенствования системы непрерывного образования, создании актуальных информационных аналитических и учебно-методических ресурсов, разработки и продвижению передовых образовательных технологий, разработки практико-ориентированных программ и программ дополнительного образования.
- Просить Министерство образования и науки РФ утвердить федеральный государственный образовательный стандарт подготовки по специальности «Экономика и инжиниринг промышленных предприятий (по отраслям и комплексам)» (квалификация (степень) «инженер-экономист»)
- Принять во внимание и руководствоваться в практической деятельности рекомендациями и методическими материалами, регламентирующими содержание и организацию образовательного процесса вуза по реализации ООП ВПО, разработанными рабочими органами Президиума УМО.
- Объединить усилия вузов-членов УМО по формированию оценочных средств с целью проектирования и последующей оценки поведенческих компетенций.
- Шире использовать на выпускающих кафедрах методические семинары, посвященные проблемам формирования подходов к оцениванию сформированности компетенций и соответствующих им фондов оценочных измерительных материалов.
- Создать постоянно действующий семинар в режиме дистанционного обучения (телеконференция) с целью апробации новых активных технологий обучения и повышения квалификации преподавателей по вопросам методического обеспечения учебного процесса при подготовке бакалавров и магистров по направлению Менеджмент (профиль «Производственный менеджмент»), привлекая ведущие вузы страны.
- При организации самостоятельной работы студентов руководствоваться методическими указаниями к ее организации и проведению на основе баз библиотек вузов, РНБ, электронных ресурсов Интернета с использованием систем дистанционного обучения.
- Рекомендовать оптимизировать количество компетенций, использованных в оценке результатов освоения конкретных дисциплин с целью повышения их качества.
- Шире внедрять модульно-рейтинговую систему оценки качества обучения и уровня подготовки студентов.
- Развивать и использовать интерактивные технологии и формы обучения преподавания, направленные на саморазвитие студентов.
- С целью повышения степени практической разработки и внедрения ООП вуза обеспечить участие работодателей в образовательном процессе.
- Рекомендовать учебно-методическим комиссиям вузов увеличить объем учебной нагрузки по экономической и организационно-управленческой подготовке студентов инженерных направлений (специальностей) и осуществлять ее мониторинг.
Зам. Председателя Совета УМО,
засл. деят. науки РФ, д.э.н., профессор Г.А. Краюхин
Поделиться
Получайте материалы на почту
Присылаем письма не чаще раза в неделю, вы всегда можете отписаться.