Учебно-методическое объединение вузов РФ по образованию в области производственного менеджмента провело заседание Совета в рамках XXIV Всероссийского семинара-совещания заведующих экономическими и управленческими кафедрами вузов Российской Федерации «Технологии формирования результатов обучения бакалавров и магистров в области производственного менеджмента в условиях интеграции образования, науки, производства»

14.11.2012

 

 

 

ОТЧЕТ

о работе XXIV Всероссийского семинара-совещания

заведующих экономическими и управленческими кафедрами

вузов Российской Федерации

«Технологии формирования результатов обучения бакалавров и

магистров в области производственного менеджмента в

условиях интеграции образования, науки, производства»

В работе Всероссийского совещания-семинара приняло участие 112 представителей из 87 вузов, из 69 регионов Российской Федерации, в т.ч. один представитель из Белоруссии.

В первый день работы Всероссийского семинара-совещания (1 ноября 2012 года) были проведены Пленарное заседание и заседания отраслевых учебно-методических советов.

На Пленарном заседании были заслушаны 9 докладов, которые вызвали активное обсуждение и дискуссии. Тематика докладов на Пленарном заседании была посвящена следующим вопросам:

1)      проблемы развития образования в условиях инновационной

экономики;

2)      о повышении уровня профессиональной подготовки

преподавателей ВУЗа;

3)      о разработке стратегии подготовки кадров для производства;

4)      проблемы участия отечественных ВУЗов в международных

рейтингах.

Открыл Всероссийский семинар-совещание председатель Совета УМО по образованию в области производственного менеджмента, засл. деят. науки РФ, д.э.н., профессор И.А. Максимцев с докладом на тему «Развитие образования в условиях инновационной экономики».

В работе Пленарного заседания также приняли участие и выступили с докладами:

- об уровне профессиональной подготовки преподавателей ВУЗа, и.о. ректора Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета Е.В. Жгулев;

-о стратегии подготовки кадров для производства председатель Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) Санкт-Петербурга А.А. Турчак;

 

-       участие отечественных ВУЗов в международных рейтингах с

целью повышения качества образования региональный директор по

Центральной Европе и Центральной Азии международной

рейтинговой кампании Quacguareli Symonds (QS) З.О. Зайцева;

-       инновационные образовательные технологии как основа качества учебного процесса, зам. председателя Совета УМО по образованию в области производственного менеджмента Г.А. Краюхин;

-       образовательная и учебно-методическая деятельность в оболочке электронных библиотечных систем, генеральный директор издательства «ИНФРА-М» В.М. Прудников;

-       организационно-экономическая подготовка обучающихся по инженерным дисциплинам, зав. кафедрой экономики и менеджмента в машиностроении      Санкт-Петербургского         государственного политехнического университета В.В. Кобзев;

деятельность издательства «КноРус» при реализации образовательных стандартов третьего поколения, заместитель руководителя издательства «КноРус».

Во второй половине дня (1 ноября) состоялись заседания отраслевых учебно-методических советов по следующим вопросам:

1.      Разработка документов, регламентирующих содержание и

организацию образовательного процесса ВУЗа при реализации ООП

ВПО.

2.      Анализ действующих нормативных документов,

устанавливающих требования к разработке ООП ВПО.

3.      Особенности организации самостоятельной работы

бакалавров и магистров.

4.      Анализ и проектирование материалов по организации процесса оценивания уровня сформированности компетенции студентов.

5.      Оценка качества подготовки обучающихся в рамках требований ФГОС ВПО.

6.      Формирование основных образовательных программ послевузовского образования.

7.      Об уровне профессиональной подготовки преподавателей ВУЗа.

При обсуждении вышеперечисленных вопросов использовались учебно-методические материалы для подготовки бакалавров и магистров согласно ФГОС ВПО 3-го поколения, а именно:

1.      Материалы по разработке компетентностно-ориентированных ООП

ВУЗа . (CD-диск)

2.      Методические   рекомендации   по   проведению   профессионально-

общественной аккредитации (печ.).

 

3.      Методические рекомендации по установке соответствия базовых дисциплин и компетенций ООП ВПО (печ.).

4.      Методические рекомендации к разработке матрицы содержательно-логических связей учебных дисциплин, модулей, практик, входящих ООП ВПО (печ.).

5.      Методические рекомендации к разработке паспорта и программы компетенций (печ.).

6.      Методические рекомендации по организации внутривузовской системы тестирования (печ.).

7.      Методические рекомендации по разработке диагностических оценочных материалов качества освоения ООП ВПО ВУЗа (печ.).

8.      Требования к разработке ООП ВПО (печ.).

9.      Методические рекомендации к разработке календарного учебного графика реализации ООП ВПО (печ.).

 

10.    Методические рекомендации к разработке матрицы удельных весов дисциплин, формирующих компетенции ООП ВПО (печ.).

11.    Планнер развития компетенций выпускника (CD- диск).

12.    Сборник трудов заочной методической конференции «Развитие образовательных технологий в формате ФГОС ВПО» (печ.).

По результатам обсуждения на отраслевых учебно-методических советах были подготовлены решения, которые доложены их председателями на заключительном Пленарном заседании 2 ноября 2012 года.

Во второй день работы Всероссийского семинара-совещания (2 ноября 2012 года) были проведены 5 круглых столов, ведущими, которых были как представители ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», так и представители ЗАО «Решение: учебное видео», издательского дома «ИНФРА-М», электронного издательства «КноРус».

Тематика круглых столов, включала следующие вопросы:

1)      интерактивные технологии в самостоятельной работе студентов;

2)      электронная библиотека: перспективы формирования и развития;

3)методическое обеспечение тестирования обучающихся;

4)методические рекомендации по разработке документов ООП в ВУЗе;

5) технологии проведения занятий в интерактивном режиме для повышения качества подготовки бакалавров и магистров.

Во второй половине дня, 2 ноября, состоялось заключительное Пленарное заседание, на котором были:

 

1)      вручены свидетельства о членстве в УМО по образованию в области производственного менеджмента на основании заключенных договоров;

2)      заслушаны и одобрены отчеты председателей отраслевых УМС о работе и представление рекомендаций к проекту решения;

3)      принято решение Всероссийского совещания-семинара;

4)      доложено о результатах работы Учебно-методического

объединения по образованию в области производственного

менеджмента.

Также 2 ноября 2011 года состоялось заседание Президиума Совета УМО по образованию в области производственного менеджмента.

В повестке дня Президиума Совета УМО по образованию в области производственного менеджмента были рассмотрены следующие вопросы:

1)      о плане работы Президиума Совета УМО по образованию в области производственного менеджмента на 2013 год;

2)      утверждение положений конкурсов об УМО по образованию в области производственного менеджмента;

3)      о планах работы отраслевых учебно-методических советов;

4)      о присвоении грифа УМО учебникам и учебным пособиям.

Было рассмотрено   23 учебных издания, в т.ч. 4 учебников и 19

учебных пособий на предмет присвоения грифа. Все учебники и учебные пособия прошли этап внешнего и внутреннего рецензирования, а также обсуждения в отраслевых учебно-методических советах.

Г.А. Краюхин

Зам. Председателя Совета УМО по образованию в области производственного менеджмента засл.деят. науки РФ, д.э.н., профессор

 

 

 

Ученый секретарь Президиума Совета УМО по образованию в области Производственного менеджмента, к.э.н., доцент


Н.А. Логинова

 

РЕШЕНИЕ

Всероссийского совещания-семинара заведующих экономическими и

управленческими кафедрами вузов Российской Федерации «Технологии

формирования результатов обучения бакалавров и магистров в области

производственного менеджмента в условиях интеграции образования, науки,

производства»

Советом Учебно-методического объединения по образованию в области производственного менеджмента на базе Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета 1-2 ноября 2012 года проведено XXIV Всероссийское совещание-семинар заведующих экономическими и управленческими кафедрами по вопросам:

  1. Разработка документов, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса ВУЗа при реализации ООП ВПО.
  2. Анализ действующих нормативных документов, устанавливающих требования к разработке ООП ВПО.
    1. Особенности организации самостоятельной работы бакалавров и магистров.

4.    Анализ и проектирование материалов по организации процесса оценивания уровня
сформированности компетенции студентов.

  1. Оценка качества подготовки обучающихся в рамках требований ФГОС ВПО.
  2. Формирование основных образовательных программ послевузовского образования.
  3. Об уровне профессиональной подготовки преподавателей ВУЗа.

В работе совещания приняли участие представителя из 87 вузов, из 69 регионов Российской Федерации, обеспечивающих подготовку по направлению 080200 «Менеджмент» (профиль «Производственный менеджмент (по отраслям)»).

В работе совещания приняли участие и выступили с докладами по следующим вопросам:

-    развитие образования в условиях инновационной экономики, ректор Санкт-
Петербургского государственного экономического университета И.А. Максимцев;

-  об уровне профессиональной подготовки преподавателей ВУЗа, , и.о. ректора Санкт-
Петербургского государственного инженерно-экономического университета Е.В. Жгулев;

-о стратегии подготовки кадров для производства председатель Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) Санкт-Петербурга А.А. Турчак;

-   участие отечественных ВУЗов в международных рейтингах с целью повышения
качества образования региональный директор по Центральной Европе и Центральной Азии
международной рейтинговой кампании Quacguareli Symonds (QS) З.О. Зайцева;

-  инновационные образовательные технологии как основа качества учебного процесса,
зам. председателя Совета УМО по образованию в области производственного менеджмента
Г.А. Краюхин;

-   образовательная и учебно-методическая деятельность в оболочке электронных
библиотечных систем, генеральный директор издательства «ИНФРА-М» В.М. Прудников;

организационно-экономическая подготовка обучающихся по инженерным дисциплинам, зав. кафедрой экономики и менеджмента в машиностроении Санкт-Петербургского государственного политехнического университета В.В. Кобзев;

-  деятельность издательства «КноРус» при реализации образовательных стандартов
третьего поколения, заместитель руководителя издательства «КноРус».

Совещание отмечает, что Учебно-методическое объединение по образованию в области производственного менеджмента совместно с отраслевыми учебно-методическими советами, представителями ведущих вузов страны и работодателями при участии Министерства экономического развития Российской Федерации провели большую аналитическую и организационную работу по развитию комплекса нормативно-методических документов, определяющих состав и содержание учебно-методических комплексов и документов, формирующих ООП, соответствующую ФГОС ВПО третьего поколения.

Подготовлены, изданы и переданы участникам совещания-семинара учебно-методические материалы для подготовки бакалавров и магистров согласно ФГОС ВПО 3-го

поколения, а именно:

  1. Материалы по разработке компетентностно-ориентированных ООП ВУЗа . (CD-диск)
  2. Методические рекомендации по проведению профессионально-общественной аккредитации (печ.).
  3. Методические рекомендации по установке соответствия базовых дисциплин и компетенций ООП ВПО (печ.).
  4. Методические  рекомендации  к разработке  матрицы  содержательно-логических связей  учебных дисциплин, модулей, практик, входящих ООП ВПО (печ.).
  5. Методические рекомендации к разработке паспорта и программы компетенций (печ.).
  6. Методические рекомендации по организации внутривузовской системы тестирования (печ.).

 

2

  1. Методические рекомендации по разработке диагностических оценочных материалов качества освоения ООП ВПО ВУЗа (печ.).
  2. Требования к разработке ООП ВПО (печ.).
  3. Методические рекомендации к разработке календарного учебного графика реализации ООП ВПО (печ.).
  4. Методические рекомендации к разработке матрицы удельных весов дисциплин, формирующих компетенции ООП ВПО (печ.).
  5. Планнер развития компетенций выпускника (CD- диск).
  6. Сборник трудов заочной методической конференции «Развитие образовательных технологий в формате ФГОС ВПО» (печ.).

Участники совещания рассмотрели представленные материалы и определили задачи по использованию этих материалов при организации работы по реализации уровневой системы ВПО в вузах.

Обсудив представленные доклады и заслушав выступления участников совещания на Пленарном заседании и совещаниях отраслевых учебно-методических советов, совещание постановляет:

  1. Продолжить участие в реформировании системы образования в Российской Федерации, а именно: в создании системы управления качеством ВПО на основе совершенствования системы непрерывного образования, создании актуальных информационных аналитических и учебно-методических ресурсов, разработки и продвижению передовых образовательных технологий, разработки практико-ориентированных программ и программ дополнительного образования.
  2. Просить Министерство образования и науки РФ утвердить федеральный государственный образовательный стандарт подготовки по специальности «Экономика и инжиниринг промышленных предприятий (по отраслям и комплексам)» (квалификация (степень) «инженер-экономист»)
  3. Принять во внимание и руководствоваться в практической деятельности рекомендациями и методическими материалами, регламентирующими содержание и организацию образовательного процесса вуза по реализации ООП ВПО, разработанными рабочими органами Президиума УМО.
  4. Объединить усилия вузов-членов УМО по формированию оценочных средств с целью проектирования и последующей оценки поведенческих компетенций.
  5. Шире использовать на выпускающих кафедрах методические семинары, посвященные проблемам формирования подходов к оцениванию сформированности компетенций и соответствующих им фондов оценочных измерительных материалов.
  6. Создать постоянно действующий семинар в режиме дистанционного обучения (телеконференция) с целью апробации новых активных технологий обучения и повышения квалификации преподавателей по вопросам методического обеспечения учебного процесса при подготовке бакалавров и магистров по направлению Менеджмент (профиль «Производственный менеджмент»), привлекая ведущие вузы страны.
  7. При организации самостоятельной работы студентов руководствоваться методическими указаниями к ее организации и проведению на основе баз библиотек вузов, РНБ, электронных ресурсов Интернета с использованием систем дистанционного обучения.
  8. Рекомендовать оптимизировать количество компетенций, использованных в оценке результатов освоения конкретных дисциплин с целью повышения их качества.
  9. Шире внедрять модульно-рейтинговую систему оценки качества обучения и уровня подготовки студентов.

 

  1. Развивать и использовать интерактивные технологии и формы обучения преподавания, направленные на саморазвитие студентов.
  2. С целью повышения степени практической разработки и внедрения ООП вуза обеспечить участие работодателей в образовательном процессе.
  3. Рекомендовать учебно-методическим комиссиям вузов увеличить объем учебной нагрузки по экономической и организационно-управленческой подготовке студентов инженерных направлений (специальностей) и осуществлять ее мониторинг.

Зам. Председателя Совета УМО,             

засл. деят. науки РФ, д.э.н., профессор            Г.А. Краюхин

Поделиться

Получайте материалы на почту

Присылаем письма не чаще раза в неделю, вы всегда можете отписаться.