Минобрнауки России в письме директора Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Н.М. Золотаревой от 29 декабря 2016 г. № 06-1719 направляет методические рекомендации по актуализации и апробации моделей подготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования.
06.01.2017
Минобрнауки России в письме директора Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Н.М. Золотаревой от 29 декабря 2016 г. № 06-1719 направляет методические рекомендации по актуализации и апробации моделей подготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования.
Текст документа можно скачать в подразделе ПИСЬМА раздела МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ по ссылке:
Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2016 г. N 06-1710
"О лицензировании новых программ СПО"
"О лицензировании новых программ СПО"
Во исполнение подпункта 8 пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации (N Пр-2821 от 5 декабря 2014 г.) по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 г., а также пункта 3 комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. N 349-р, Минобрнауки России утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования, в том числе по наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным специальностям (далее - ФГОС СПО) (перечень прилагается), которые опубликованы на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) в разделе "Официальное опубликование правовых актов - Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации - Минобрнауки России".
Одновременно сообщаем, что приказом Минобрнауки России от 25 ноября 2016 г. N 1477 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации, касающиеся профессий и специальностей среднего профессионального образования", в том числе внесены указанные специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) в Перечень специальностей среднего профессионального образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. N 1199.
В указанных ФГОС СПО учтены, в том числе требования профессиональных стандартов, международных стандартов, передовых технологий; указаны требования к результатам освоения образовательной программы, к педагогическим работникам, к материально-технической базе (формируются в примерной основной образовательной программе); к основной литературе (формируются в примерной основной образовательной программе); введен в рамках государственной итоговой аттестации обязательный демонстрационный экзамен; указаны минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы (умения, знания, практический опыт).
Материалы, необходимые для разработки основных профессиональных образовательных программ, в том числе требования к материально-технической базе и литературе, размещены на сайте www.miccedu.ru в разделе КЦП СПО, а также в личных кабинетах вузов.
В феврале 2017 года планируется объявление конкурса по распределению контрольных цифр приема по образовательным программам СПО (далее - КЦП СПО) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2018/19 учебный год (далее - конкурс).
При формировании объемов КЦП СПО, выносимых на конкурс, приоритет отдается выделению КЦП по новым специальностям СПО, входящим в список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий и специальностей.
Для участия в конкурсе по указанным специальностям СПО образовательным организациям высшего образования необходимо пройти процедуру лицензирования в Рособрнадзоре в срок до 1 марта 2017 года.
Обращаем Ваше внимание, что прием документов на процедуру лицензирования осуществляется в январе 2017 года по адресу: г. Москва, ул. Шаболовка, 33 по предварительной записи.
Запись на подачу документов на проведение процедуры лицензирования образовательной деятельности по новым специальностям ТОП-50 осуществляется по телефону +7 (499) 638-25-15 (в рабочие дни с 09:00 до 18:00 мск).
Департамент просит в срок до 9 января 2017 г. сообщить по адресу Detkin_AN@miccedu.ru планируемую дату направления документов в Рособрнадзор (в январе 2017 года) для прохождения процедуры лицензирования новых специальностей СПО.
Приложение: в электронном виде.
Директор департамента
|
Н.М. Золотарева
|
7. Приказ Минобрнауки России от 9 декабря 2016 г. N 1577 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 12.02.09 Производство и эксплуатация оптических и оптико-электронных приборов и систем".
14. Приказ Минобрнауки России от 9 декабря 2016 г. N 1554 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 18.02.12 Технология аналитического контроля химических соединений".
16. Приказ Минобрнауки России от 9 декабря 2016 г. N 1568 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей".
21. Приказ Минобрнауки России от 9 декабря 2016 г. N 1557 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)".
22. Приказ Минобрнауки России от 9 декабря 2016 г. N 1556 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 29.02.09 Печатное дело".
24. Приказ Минобрнауки России от 9 декабря 2016 г. N 1569 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 Повар, кондитер".
26. Приказ Минобрнауки России от 9 декабря 2016 г. N 1558 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.13 Технология парикмахерского искусства".
28. Приказ Минобрнауки России от 9 декабря 2016 г. N 1565 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело".
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ и науки
российской федерации
(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)
Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
_________
Тверская ул., д. 11, Москва, 125993.
Тел. (495) 629-92-60 Факс (495) 629-29-42
E-mail: d06@mon.gov.ru
________________ № _________________
|
Органы государственной
власти субъектов Российской Федерации в сфере образования
Руководителям образовательных организаций высшего образования
Руководителями организаций дополнительного профессионального образования
|
|||
О направлении методических рекомендаций
|
|
|||
|
|
|
Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России во исполнение пункта 6 комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р, подготовлены и направляются для использования в работе методические рекомендации по актуализации
и апробации моделей подготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования.
и апробации моделей подготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования.
Рекомендуем органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования организовать работу по актуализации и апробации региональной модели подготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования с участием организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного профессионального образования.
Консультационная поддержка по вопросам актуализации и апробации моделей подготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования предоставляется ФГАУ «Федеральный институт развития образования», контактный телефон 8 (499) 152-69-71.
Приложение: на 6 л. в 1 экз.
Директор департамента Н.М. Золотарева
Р.В. Назаров
(495) 629-43-22
Методические рекомендации по актуализации и апробации моделей подготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования
1. Введение
Методические рекомендации подготовлены в целях реализации мероприятий по внедрению профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»[1]в части актуализации
и апробации моделей подготовки и дополнительного профессионального образования
(далее – ДПО) педагогических кадров для системы среднего профессионального образования (далее – СПО).
и апробации моделей подготовки и дополнительного профессионального образования
(далее – ДПО) педагогических кадров для системы среднего профессионального образования (далее – СПО).
Методические рекомендации предназначены для органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного профессионального образования, осуществляющих подготовку и дополнительное профессиональное образование педагогических кадров для системы СПО.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 государственным учреждениям, к которым относится большинство организаций, реализующих программы СПО, предстоит разработать и реализовать в 2017 – 2020 гг. планы мероприятий по внедрению профессиональных стандартов, включая меры по приведению квалификации педагогических работников в соответствие с требованиями профессиональных стандартов. В целях методической поддержки разработки и реализации указанных планов разработаны Рекомендации по применению профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» в управлении педагогическими кадрами организации[2].
2. Принципы актуализации региональных моделей подготовки и ДПО педагогических кадров для системы среднего профессионального образования
Региональная модель подготовки и ДПО педагогических кадров для системы СПО представляет собой совокупность:
целевых показателей подготовки и ДПО, обеспечивающих удовлетворение актуальных и перспективных потребностей в педагогических кадрах территориальной системы СПО;
образовательных программ;
организаций, их реализующих, в т.ч. с использованием сетевой формы;
условий реализации образовательных программ.
При актуализации региональной модели необходимо учитывать:
возможность различных траекторий входа в профессию;
актуальные и перспективные потребности в педагогических кадрах территориальной системы СПО;
особенности региональной сети организаций, обеспечивающих подготовку и ДПО педагогических кадров СПО, и возможности ее развития.
2.1. Возможность различных «траекторий входа в профессию»
Возможные варианты получения профессиональных квалификаций педагогических работников системы СПО приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Возможные варианты получения профессиональных квалификаций педагогических работников системы СПО
Профессиональная квалификация
|
Образовательная программа
|
Особенности реализации образовательной программы
|
Мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др. с указанием области профессиональной деятельности)
|
СПО (ППССЗ)[3], специальность «Профессиональное обучение (по отраслям)», квалификация мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др.)
|
В процессе обучения обязательно приобретение опыта работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися
|
ВО – бакалавриат, направление подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)»
|
||
ДПО в области профессионального обучения (профессиональная переподготовка или повышение квалификации в зависимости от имеющейся квалификации, в т.ч. опыта работы) на базе «профильного»[4] СПО (ППССЗ) или ВО или соответствующей профессиональной переподготовки и (при необходимости) профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих и(или) программы переподготовки рабочих, служащих, и(или) программы повышения квалификации рабочих, служащих
|
Наличие или приобретение в процессе обучения опыта работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися
|
|
Преподаватель общеобразовательных предметов (с указанием направленности (профиля) предметов)
|
ВО – направление подготовки «Педагогическое образование», направленность (профиль) которого, соответствует преподаваемому учебному предмету
|
Освоение в процессе обучения компетенций, необходимых для преподавания предметов среднего общего образования в пределах образовательной программы СПО
|
ДПО – повышение квалификации для преподавания предметов среднего общего образования в пределах образовательной программы СПО на базе «профильного» ВО
|
ДПП может быть освоена после трудоустройства
|
|
Преподаватель общепрофессиональных дисциплин (с указанием направленности (профиля) дисциплин)
|
ВО – бакалавриат, направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» или «Педагогическое образование», направленность (профиль) которого соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине
|
В процессе обучения обязательно приобретение опыта работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися и(или) соответствующего преподаваемой учебному курсу, дисциплине
|
ДПО в области (среднего) профессионального образования (профессиональная переподготовка или повышение квалификации в зависимости от имеющейся квалификации, в т.ч. опыта работы) на базе «профильного» СПО (ППССЗ) или ВО или соответствующей профессиональной переподготовки
|
Наличие или приобретение в процессе обучения опыта работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися и(или) соответствующего преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)
|
|
Преподаватель профессиональных модулей и(или) междисциплинарных курсов (с указанием их направленности (профиля)
|
ДПО в области (среднего) профессионального образования (профессиональная переподготовка или повышение квалификации в зависимости от имеющейся квалификации, в т.ч. опыта работы) на базе «профильного» СПО ППССЗ или ВО или соответствующей профессиональной переподготовки
|
|
Методист профессиональной образовательной организации
|
ДПО в области методической деятельности в профессиональном образовании (профессиональном обучении, СПО, ДПО) на базе ВО
|
При освоении дополнительной профессиональной программы на базе ВО – бакалавриата – наличие опыта работы преподавателем или мастером производственного обучения не менее двух лет
|
ВО – магистратура в области методической деятельности в образовании (профессиональном обучении, СПО, ДПО)
|
||
Методист (научно-методическое обеспечение профессионального обучения, СПО и ДПО для квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена)
|
«профильное» ВО – специалитет или магистратура
|
После обучения работа методистом, преподавателем или мастером производственного обучения не менее двух лет
|
ДПО на базе ВО – «профильная» профессиональная переподготовка
|
||
ВО – магистратура в области методической деятельности в образовании (профессиональном обучении, СПО, ДПО) на базе «профильного» ВО
|
Работа методистом, преподавателем или мастером производственного обучения не менее двух лет, как правило, до обучения
|
|
ДПО в области методической деятельности в образовании (профессиональном обучении, СПО, ДПО) на базе «профильного» ВО - специалитета или магистратуры
|
В таблице приведен перечень образовательных программ, обеспечивающих освоение профессиональных квалификаций педагогических работников системы СПО в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Региональная модель подготовки и ДПО педагогических работников системы СПО может включать как все перечисленные образовательные программы, так и их выборку. Далее в пп.2.2-2.3 описаны основания для формирования такой выборки.
2.2. Необходимость обеспечения актуальных и перспективных потребностей
в педагогических кадрах территориальной системы СПО
в педагогических кадрах территориальной системы СПО
Целевые показатели подготовки и ДПО педагогических кадров для системы СПО включают в себя количественные и качественные характеристики.
Количественные характеристики определяются на основе мониторинга кадрового обеспечения территориальной системы СПО с учетом;
актуальных и перспективных планов набора обучающихся по профессиям и специальностям СПО и структуры соответствующих образовательных программ;
численности и показателей движения педагогических кадров различной квалификации (трудоустройства и закрепления выпускников, подготовленных к педагогической деятельности в СПО, выхода педагогических работников на пенсию и т.п.);
исключения «внутреннего совместительства», в объемах отрицательно влияющих на качество педагогической деятельности;
соотношения педагогических работников образовательных организаций и лиц, привлекаемых к реализации образовательных программ СПО на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися.
Качественные характеристики представляют собой требования к квалификации педагогических работников системы СПО, результатам их подготовки. При их определении необходимо учитывать как региональные особенности, так и актуальные требования, зафиксированные в профессиональном стандарте и федеральных государственных образовательных стандартах СПО, а также перспективы развития профессиональной педагогической деятельности в СПО. Прежде всего, речь идет о следующих тенденциях:
«сращивание» деятельности, а следовательно, и подготовки преподавателя и мастера производственного обучения;
переход от индивидуальной к командной педагогической деятельности в СПО, управлению образовательными программами;
переход от поточно-групповой организации обучения к обучению по индивидуальным учебным планам, разрабатываемым с учетом потребности в специалистах той или иной квалификации, образовательных потребностей и имеющегося у обучающихся образования и опыта профессиональной деятельности;
рост требований к методической и психолого-педагогической подготовке преподавателей и мастеров производственного обучения и одновременно к подготовке в области преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) и(или) вида профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися: способности проектировать образовательные программы «от результата», строить учебный (учебно-производственный) процесс, мотивирующий профессиональное развитие, обеспечивающий синхронизацию теории и практики, подготовку студентов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и современных производственных технологий;
актуализации потребностей в научно-методическом и методическом обеспечении профессионального обучения, СПО и ДПО для квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в связи с разворачиванием инновационных процессов:
появлением новых перспективных профессий и специальностей СПО;
решением задач разработки и обновления федеральных государственных образовательных стандартов с учетом требований профессиональных стандартов, обеспечения их внедрения на федеральном, региональном и институциональном уровне;
развитием практики дуального обучения, итоговой аттестации в формате демонстрационного экзамена и т.д.
При формировании системы образовательных программ, обеспечивающих актуальные и перспективные потребности территориальной системы СПО в педагогических кадрах, необходимо учитывать возможность освоения в пределах одной образовательной программы нескольких профессиональных квалификаций. Например, в рамках магистерской программы по направлению подготовки «Педагогическое образование» при обучении на базе «профильного» высшего образования могут осваиваться три профессиональные квалификации:
методист (научно-методическое обеспечение профессионального обучения, СПО и ДПО);
методист профессиональной образовательной организации;
преподаватель общепрофессиональных дисциплин, или преподаватель профессиональных модулей (междисциплинарных курсов), или мастер производственного обучения.
Это повышает профессиональную мобильность выпускников, работает как на интересы личности, так и на интересы региональной системы СПО. Определять сочетание квалификаций необходимо с учетом потребностей региональной системы СПО в педагогах той или иной профессиональной квалификации, длительности программы и «близости» осваиваемых квалификаций.
2.3. Особенности региональной сети организаций, обеспечивающих подготовку и ДПО педагогических кадров для системы СПО, и возможности ее развития
При формировании региональной модели подготовки и ДПО педагогических кадров
для системы СПО целесообразно проанализировать и использовать не только ресурсы организаций, традиционно осуществляющих реализацию программ основного и дополнительного профессионального образования педагогической направленности:
для системы СПО целесообразно проанализировать и использовать не только ресурсы организаций, традиционно осуществляющих реализацию программ основного и дополнительного профессионального образования педагогической направленности:
ведущих профессиональных образовательных организаций, в том числе межрегиональных центров компетенций, учебных (многофункциональных) центров профессиональных квалификаций;
корпоративных образовательных структур, созданных работодателями;
университетов и «отраслевых вузов»;
организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися.
Использование сетевой формы реализации образовательных программ позволяет повысить качество и эффективность подготовки педагогов СПО.
3. Общесистемные условия реализации региональных моделей подготовки и ДПО педагогических кадров для системы СПО
Качество и эффективность реализации региональных моделей подготовки и ДПО педагогических кадров для системы СПО определяется комплексом условий, наиболее значимыми среди которых являются следующие:
наличие системы мониторинга и планирования актуальной и перспективных потребностей в педагогических кадров для системы СПО;
информационное обеспечение и создание условий для повышения мотивации освоения
и совершенствования педагогических квалификаций, необходимых для реализации образовательных программ СПО;
и совершенствования педагогических квалификаций, необходимых для реализации образовательных программ СПО;
расширение целевого приема и обучения по основным профессиональным образовательным программам и развитие персонифицированного финансирования ДПО педагогических работников системы СПО;
использование сетевой формы реализации образовательных программ;
переход от поточно-групповой организации обучения к обучению по индивидуальным учебным планам за счет использования вариативной части образовательных программ,
их модульного построения и формирования групп переменного состава;
их модульного построения и формирования групп переменного состава;
развитие системы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, обеспечивающих подготовку педагогов СПО;
обеспечение реализации образовательных программ квалифицированными педагогическими кадрами, готовыми и мотивированными к работе в команде (подбор и отбор педагогов, развитие системы стимулирования, организация повышения квалификации).
4. Планирование апробации региональной модели подготовки и ДПО педагогических кадров для системы СПО
Для апробации региональной модели подготовки и ДПО педагогических кадров
для системы СПО так же, как и для ее разработки (актуализации), целесообразно создать координационную группу, в состав которой войдут руководители органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования и иных заинтересованных организаций.
для системы СПО так же, как и для ее разработки (актуализации), целесообразно создать координационную группу, в состав которой войдут руководители органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования и иных заинтересованных организаций.
Важной составляющей планирования является определение задач апробации
и формирование системы мониторинга ее проведения.
и формирование системы мониторинга ее проведения.
В план рекомендуется включить мероприятия по отбору пилотных организаций
для проведения апробации, сопровождению их деятельности, экспертизе и обсуждению промежуточных и итоговых результатов, а также созданию и обеспечению функционирования
в сети Интернет информационного ресурса, поддерживающего проведение апробации.
для проведения апробации, сопровождению их деятельности, экспертизе и обсуждению промежуточных и итоговых результатов, а также созданию и обеспечению функционирования
в сети Интернет информационного ресурса, поддерживающего проведение апробации.
[1] Приказ Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».
[2] См.: Рекомендации по применению профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» в управлении педагогическими кадрами организации. - http://www.firo.ru/?page_id=7513
[3] В таблице используются следующие сокращения: ППССЗ – программа подготовки специалистов среднего звена, ВО – высшее образование, ДПП – дополнительная профессиональная программа
[4] Здесь и далее «профильного», т.е. непедагогического образования, направленность (профиль) которого соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися, или преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)
Поделиться
Получайте материалы на почту
Присылаем письма не чаще раза в неделю, вы всегда можете отписаться.