Минобрнауки России опубликовало Доклад «О результатах Мониторинга качества подготовки кадров в Российской Федерации»

15.01.2017
Минобрнауки России опубликовало Доклад «О результатах Мониторинга качества подготовки кадров в Российской Федерации».
 
Текст документа можно скачать в подразделе ДРУГИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ДОКУМЕНТЫ раздела МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ по ссылке:
 
 
Министерство образования и науки Российской Федерации
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЕЖЕГОДНЫЙ ДОКЛАД
о результатах Мониторинга качества подготовки кадров
в Российской Федерации
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Москва
2016
 
 
 
 

 

 
Тематический раздел II.1. Сведения о реализации в системе СПО указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации
от 4 декабря 2014 г., Комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р). 5
 

 
 
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. Минобрнауки России совместно с автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив
по продвижению новых проектов» в 2015 году создана система мониторинга качества подготовки кадров.  Основными критериями качества такой подготовки являются трудоустройство выпускников среднего профессионального образования (далее – СПО)  и результаты участия региональных и отраслевых команд в национальных чемпионатах профессионального мастерства, в том числе в национальном чемпионате «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)».
Комплексом мер, направленных на совершенствование системы СПО, на 2015-2020 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р, предусмотрено проведение ежегодного мониторинга качества подготовки кадров (далее – Мониторинг), в том числе
по 50 наиболее перспективным и востребованным  профессиям и специальностям.
Проведение Мониторинга регламентируется приказом Минобрнауки России от 17 июня 2016 г. № 723 «О проведении в 2016 году мониторинга качества подготовки кадров в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования».
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 14 ноября 2016 г. № 1413 образована Межведомственная комиссия по проведению Мониторинга
в организациях, реализующих программы СПО, которая является координирующим органом, обеспечивающим согласованные действия органов государственной власти Российской Федерации и заинтересованных организаций при проведении Мониторинга и оценке качества подготовки кадров в образовательных организациях по результатам Мониторинга.
Информационной базой при проведении Мониторинга в 2016 году являются данные федерального статистического наблюдения за 2015 год, сведения, поступившие от образовательных организаций, данные Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального реестра документов об образовании государственного образца, данные информационной системы соревнований «Competition Information System» (eSim), применяемой при проведении соревнований по стандартам «Ворлдскиллс» и др.
Система критериев и показателей Мониторинга включает в себя показатели мониторинга системы образования, осуществляемого в соответствии со статьей
97 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» федеральными государственными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, в отношении организаций, входящих в систему образования, вне зависимости от вида, уровня
и направленности образовательных программ и организационно-правовых форм.
Данные, собираемые в рамках Мониторинга, дополняют и конкретизируют перечень обязательной информации, подлежащей мониторингу в отношении системы СПО, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662.
Подробные данные о результатах Мониторинга опубликованы на сайте miccedu.ru/monitoring/
 
 
 
 
 
Тематический раздел II.1. Сведения о реализации в системе СПО указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 г., Комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р)
 
Данные Мониторинга дают возможность оценить стартовые позиции, которые занимает система СПО Российской Федерации в свете целевых индикаторов и показателей, установленных Комплексом мер, направленных на совершенствование системы СПО, на 2015 - 2020 годы. Ниже представлены базовые значения показателей, зафиксированные по итогам мониторинга.
Таблица 1. Целевой показатель 1
Значение показателя
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Базовое значение
факт
 
 
 
 
 
Доля профессиональных образовательных организаций, в которых осуществляется подготовка кадров по 50 наиболее перспективным и востребованным на рынке труда профессиям и специальностям, требующим среднего профессионального образования, %
-
55
10
20
30
50
50
 
Значение целевого показателя 1, зафиксированного по итогам мониторинга качества подготовки кадров (в 2015 году – 55%), значительно превышает установленное значение на 2016 год.  
При этом следует учесть, что в 2017 году вступают в силу новые федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (далее –  ФГОС СПО) по профессиям и специальностям в соответствии со списком 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих СПО, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 ноября 2015 г. № 831.
В указанных ФГОС СПО, в том числе учтены требования профессиональных стандартов, международных стандартов, передовых технологий; указаны требования к результатам освоения образовательной программы, к педагогическим работникам, к материально-технической базе (формируются в примерной основной образовательной программе); к основной литературе (формируются в примерной основной образовательной программе); введен в рамках государственной итоговой аттестации обязательный демонстрационный экзамен; указаны минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы (умения, знания, практический опыт).
Кроме того ФГОС СПО  устанавливается, что часть профессионального цикла образовательной программы, выделяемого на проведение практик, определяется образовательной организацией в объеме не менее 25 процентов
от профессионального цикла образовательной программы.
Ужесточение требований к организации образовательного процесса должно привести к сокращению числа образовательных организаций, реализующих образовательные программы по новым ФГОС СПО, В этой связи прогнозируется снижение фактического значения целевого показателя 1 в очередном году. 
Таблица 2. Целевой показатель 2
 
Значение показателя
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Базовое значение
факт
 
 
 
 
 
Доля руководителей и педагогических работников профессиональных образовательных организаций, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам по вопросам подготовки кадров по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям, в общем числе руководителей и педагогических работников профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям, %
-
2,39
10
20
30
50
70
 В 2015 году в системе СПО работало 158,5 тысяч работников, в том числе 132,5 тысяч преподавателей и 26,1 тысяча мастеров производственного обучения. По данным, представленным образовательными организациями в ходе Мониторинга, 2,39 %  работников прошли дополнительное профессиональное образование по вопросам подготовки кадров по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям.
Таблица 3. Целевой показатель 3
Значение показателя
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Базовое значение
факт
 
 
 
 
 
Доля субъектов Российской Федерации, чьи команды участвуют в национальных чемпионатах профессионального мастерства, в том числе национальном чемпионате «Ворлдскиллс Россия», в общем количестве субъектов Российской Федерации
50
51,8
10
20
30
50
70
 
В 2015 году в Национальном чемпионате профессионального мастерства
по стандартам «Ворлдскиллс» в г. Казани приняли участие 519 конкурсантов, которые представляли 44 субъекта Российской Федерации. Соревнования проходили 56 компетенциям (42 основных и 14 презентационных компетенций).
 
Таблица 4. Целевой показатель 4
Значение показателя
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Базовое значение
факт
 
 
 
 
 
Доля студентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям, участвующих в региональных чемпионатах профессионального мастерства «Ворлдскиллс Россия», региональных этапах всероссийских олимпиад профессионального мастерства и отраслевых чемпионатах, в общем числе студентов профессиональных образовательных организаций, %
10
2,4
15
20
25
30
50
 
По данным Мониторинга в 2015 году доля студентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям, в общем приведенном контингенте составляла 28,2%.  Численность студентов, участвующих в региональных чемпионатах профессионального мастерства «Ворлдскиллс Россия», региональных этапах всероссийских олимпиад профессионального мастерства и отраслевых чемпионатах составляет  около 17,0 тысяч человек (2,4% от общей численности обучающихся по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям по очной форме обучения).
Таблица 5. Целевой показатель 5
Значение показателя
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Базовое значение
факт
 
 
 
 
 
Доля выпускников профессиональных образовательных организаций, завершивших обучение по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям, получивших сертификат в независимых центрах оценки и сертификации квалификаций или получивших «медаль профессионализма» в соответствии со стандартами «Ворлдскиллс», %
0
0
2
5
15
30
40
 
В 2015 году «медаль профессионализма» в соответствии со стандартами «Ворлдскиллс» в Российской Федерации имели 6 человек.
 
 

 
Тематический раздел II.2. Деятельность профессиональных образовательных организаций и их филиалов, в том числе осуществляющих подготовку
по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям
в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями
 
 В Мониторинге приняла участие 4 571 образовательная организация, в том числе:
3 750 профессиональных образовательных организаций, из них 516 филиалов;
821 образовательная организация высшего образования, из них 470 филиалов.
Общая характеристика системы СПО приведена на рисунке 1.
Контингент обучающихся составляет 2 730 916 чел., в том числе
по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих – 544 940 чел. (20,0% от общей численности обучающихся), по программам подготовки специалистов среднего звена – 2 185 976 чел. (80,0% от общего численности обучающихся). Прием студентов составляет 909 042 чел., выпуск – 628 417 чел.
 
Рисунок 1. Общая характеристика системы СПО
 
Количество профессиональных образовательных организаций (без учета филиалов), сгруппированных в зависимости от контингента студентов очной формы обучения, приведено на рисунке 2.
Рисунок 2. Количество профессиональных образовательных организаций в разрезе контингента очной формы обучения
 
Сеть профессиональных образовательных организаций включает более 30% малокомплектных (менее 300 студентов) колледжей. 
Абсолютное большинство (более 90%) профессиональных образовательных организаций реализуют не более 12 основных профессиональных образовательных программ. На долю многопрофильных колледжей, предлагающих студентам
не менее 15 образовательных программ, относящихся к разным укрупненным группам специальностей, приходится небольшой сегмент 5,14% в структуре СПО. Количество профессиональных образовательных организаций (без учета филиалов), сгруппированных в зависимости от количества реализуемых программ, приведено на рисунке 3.
Подпись: Количество образовательных организаций
 организаций
Количество реализуемых программ
Рисунок 3. Количество профессиональных образовательных организаций (без учета филиалов), сгруппированных в зависимости от количества реализуемых программ
 
По данным Мониторинга в Российской Федерации осуществляется подготовка по 215 профессиям и 233 специальностям СПО. Перечень профессий и специальностей, имеющих наибольший прием, представлен в таблице 6.
 
Таблица 6
Перечень профессий и специальностей, имеющих наибольший прием в Российской Федерации
Код и наименование профессии/
специальности СПО
Количество образовательных организаций, реализующих профессию/
специальность
Прием обучающихся, чел.
Средний балл аттестата, принятых на обучение
Количество заявлений поступающих, поданных на
1 бюджетное место, ед.
всего
в том числе
бюджет
ПВЗ
Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
19.01.17 - Повар, кондитер
1123
36253
34831
1422
3,58
1,23
23.01.03 - Автомеханик
856
24066
23436
630
3,52
1,25
15.01.05 - Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
843
19084
18961
123
3,43
1,15
35.01.13 - Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
452
11003
10988
15
3,41
1,05
43.01.02 - Парикмахер
346
8320
8035
285
3,61
1,27
13.01.10 - Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
373
7295
7230
65
3,46
1,24
38.01.02 - Продавец, контролер-кассир
449
7066
7002
64
3,53
1,1
08.01.08 - Мастер отделочных строительных работ
344
6320
6239
81
3,38
1,14
09.01.03 - Мастер по обработке цифровой информации
310
6002
5972
30
3,62
1,14
08.01.07 - Мастер общестроительных работ
265
5582
5549
33
3,41
1,12
Программы подготовки специалистов среднего звена
38.02.01 - Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
1519
45356
20888
24468
3,94
3,45
40.02.01 - Право и организация социального обеспечения
771
44341
6072
38269
3,89
10,41
34.02.01 - Сестринское дело
414
43751
28470
15281
3,95
2,93
23.02.03 - Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
877
32822
26028
6794
3,67
2,02
08.02.01 - Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
407
22874
16564
6310
3,79
2,41
44.02.01 - Дошкольное образование
346
21582
13791
7791
3,94
2,65
19.02.10 - Технология продукции общественного питания
628
21131
15754
5377
3,8
1,89
44.02.02 - Преподавание в начальных классах
294
16762
12438
4324
4,17
2,5
09.02.03 - Программирование в компьютерных системах
469
15025
10106
4919
3,92
2,77
31.02.01 - Лечебное дело
307
13369
9871
3498
4,06
3,14
 
Количество профессиональных образовательных организаций (без учета филиалов), сгруппированных в зависимости от количества реализуемых программ, приведено на рисунке 4.
 
Рисунок 4. Количество профессиональных образовательных организаций (без учета филиалов), сгруппированных в зависимости от количества реализуемых программ
Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение СПО
По данным 2015 года охват молодежи в возрасте 15-17 лет, обучающейся
по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, составляет 4,7% от общей численности населения данных возрастных когорт. Вариативность охвата указанными программами весьма велика – от 1% в Москве до 8%
в Архангельской области.
Охват молодежи 15-19 лет программами подготовки специалистов среднего звена в 2015 году составил 32,4% от всего населения данных возрастов. Вариативность внутри субъектов Российской Федерации также достаточно высока – от 12,6% в Республике Ингушетия до 45,5% в Свердловской области.
Показатель обеспечения государственных гарантий реализации прав
на получение СПО (далее – показатель доступности СПО) определяется как численность приема на программы СПО за счет бюджетных ассигнований в расчете на 100 человек, окончивших обучение по программам основного общего и среднего общего образования.
Рекомендуемое минимальное значение показателя доступности СПО, установленное Минобрнауки России, составляет 50 человек[1]. Значение данного показателя в Российской Федерации составляет 43 человека. Дифференциация федеральных округов Российской Федерации по показателю доступности СПО представлена на рисунке 5.
Рисунок 5. Дифференциация федеральных округов Российской Федерации
по показателю доступности СПО
 
Субъекты Российской Федерации по показателю доступности близки
к значениям, рекомендуемым Минобрнауки России. Низкая доступность СПО наблюдается в субъектах Северо-Кавказского федерального округа (30 %).
Средний размер академической стипендии обучающихся в организациях, реализующих программы СПО, составляет 703 рубля. 23,9% студентов таких организаций получают государственную социальную стипендию. Академическую стипендию свыше 1000 рублей получают обучающиеся в Республиках Саха (Якутия), Коми, Хакасия, Крым, Сахалинской, Магаданской и Амурской областях, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах.
Доля студентов, проживающих в общежитиях, в общей численности студентов, нуждающихся в общежитиях (обеспеченность общежитиями) в среднем по Российской Федерации составляет 87,36%.
Контингент студентов очной формы обучения частных образовательных организаций составляет 111,2 тыс. человек, в том числе 7,3 тыс. нуждающихся студентов, из которых 6,7 тыс. человек (91,8%) обеспечены местами в общежитиях.
 
Высокий уровень обеспеченности обучающихся местами в общежитиях наблюдается в Северо-Западном и Уральском федеральных округах – 95,8% и 93,9% соответственно.
В 45 субъектах Российской Федерации уровень обеспеченности нуждающихся в общежитии студентов превышает 90%, в том числе в 4 субъектах Российской Федерации полностью обеспечена потребность студентов местами в общежитии: Еврейской автономной области, Ненецком автономном округе, Республиках Калмыкия и Карелия.
В настоящее время в 5 субъектах Российской Федерации (Владимирская область, Республика Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Пермский край и г. Санкт-Петербург) существует практика выплаты денежной компенсации студентам, не обеспеченным местами в общежитиях, за наем жилых помещений в течение учебного года.
Удельный вес студентов программ подготовки специалистов среднего звена
с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации в 2015 году составляет 0,26%. Наибольшая доля студентов с ограниченными возможностями здоровья обучается в Южном (0,43%) и Уральском федеральном округах (0,34%).
Наряду с этим среди будущих специалистов среднего звена доля студентов
с инвалидностью составила 0,68 %. Больше всего студентов программ подготовки специалистов среднего звена с инвалидностью обучается в Центральном (0,85%), Северо-Западном (0,81%) и Северо-Кавказском (0,89%) федеральных округах.
Среди обучающихся по программам квалифицированных рабочих, служащих удельный вес численности студентов с ограниченными возможностями здоровья составляет 4,02%. Наибольшая доля таких студентов обучается в Приволжском (4,16%), Уральском (5,24%), Сибирском (6,44%), Дальневосточном (5,33%) федеральных округах.
Количество студентов с инвалидностью в 2015 году достигает 1,46%. Наибольшая доля студентов с инвалидностью обучалась в Приволжском (1,7%) и Дальневосточном (1,62%) федеральных округах.
Обеспечение системы СПО педагогическими кадрами
По данным Мониторинга общая численность штатных преподавателей и мастеров производственного обучения составляет 158 547 чел., в том числе
132 467 преподавателей и 26 080 мастеров производственного обучения.
Распределение штатных преподавателей и мастеров производственного обучения по возрастным категориям представлено на рисунке 6.
Рисунок 6. Распределение штатных преподавателей и мастеров производственного обучения по возрастным категориям
Доля преподавателей и мастеров производственного обучения возрастной категории моложе 40 лет составляет 33,5%.
Количество профессиональных образовательных организаций (без учета филиалов), сгруппированных в зависимости от числа штатных преподавателей, приведено на рисунке 7.
 
 
 
Рисунок 7. Количество профессиональных образовательных организаций (без учета филиалов), сгруппированных в зависимости от числа штатных преподавателей
 
Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы установлен  показатель «Численность студентов, обучающихся по образовательным программам СПО, в расчете на 1 работника, замещающего должности преподавателей и (или) мастеров производственного обучения» (далее – численность студентов на 1 педагогического работника) на период до 2020 года.
В 2015 году нормативное значение данного показателя –  11,5 человек.
В среднем по России на одного работника, замещающего должности преподавателей и (или) мастеров производственного обучения приходится
12,94 студентов, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих (наибольшее количество студентов на одного педагога
в Новгородской области – 31,2, наименьшее в Московской области – 1,58).
Что касается программ подготовки специалистов среднего звена, то на одного преподавателя, обучающего по программам подготовки специалистов среднего звена, в среднем, приходится 12,35 студентов (больше всего студентов на одного преподавателя приходится в Самарской области (15,49), меньше всего в Республике Тыва (7,45)).
 
Практико-ориентированное обучение
Удельный вес студентов, обучающихся по программам СПО на основе договоров о целевом обучении, в общей численности студентов, обучающихся
в регионе по программам СПО, составляет 8,5%. Договоры о целевом обучении заключены студентами 1466 образовательной организации (31,9% от общего количества образовательных организаций).
Удельный вес реализуемых профессий и специальностей СПО с внедрением элементов дуального обучения от общего числа реализуемых профессий и специальностей СПО равен 72,94%.  Используют технологии дуального обучения 946 образовательных организаций, что составляет 20,6% от их общего количества.
В 931 образовательной организации (20,3% от общего количества образовательных организаций) учебный процесс организован на кафедрах и в иных структурных подразделениях организаций реального сектора экономики и социальной сферы, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы. Удельный вес студентов, обучающихся по программам СПО на кафедрах и в иных структурных подразделениях организаций реального сектора экономики и социальной сферы, осуществляющих деятельность
по профилю соответствующей образовательной программы, в общей численности студентов, обучающихся по программам СПО, составляет 10,37%.
Минобрнауки России совместно с АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» осуществляется реализация системного проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования».
В 2015 году участниками проекта являлись 13 субъектов Российской Федерации (Калужская, Ярославская, Ульяновская, Свердловская, Нижегородская, Волгоградская, Белгородская, Тамбовская, Самарская и Московская области, Пермский и Красноярский края, а также Республика Татарстан.),
105 образовательных организаций и 1005 предприятий. В пилотных регионах
по дуальной модели обучаются около 21 тыс. студентов, общее число наставников, закрепленных на предприятиях за студентами, составляет порядка 5,6 тыс. человек.
В таблице 7 представлены показатели субъектов Российской Федерации, участвующих в данном проекте.
Таблица 7
 Показатели практико-ориентированного обучения в субъектах Российской Федерации
Субъект Российской Федерации
Удельный вес численности студентов, обучающихся по программам СПО на основе договоров о целевом обучении, в общей численности студентов, обучающихся по программам СПО
Удельный вес студентов, обучающихся по программам СПО на кафедрах и в иных структурных подразделениях организаций реального сектора экономики и социальной сферы, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в общей численности студентов, обучающихся по программам СПО
Удельный вес организаций, реализующих программы СПО с внедрением элементов дуального обучения от общего числа организаций
Белгородская область
1,2
16,4
85,7
Волгоградская область
7,5
16,0
18,9
Калужская область
15,5
5,4
17,1
Красноярский край
9,3
10,0
15,4
Московская область
6,7
6,0
23,2
Нижегородская область
9,1
8,6
63,0
Пермский край
12,8
5,8
16,2
Республика Татарстан
21,2
16,2
16,9
Самарская область
2,0
4,4
50,0
Свердловская область
7,3
19,0
7,1
Тамбовская область
18,3
20,7
51,3
Ульяновская область
10,5
5,1
10,8
Ярославская область
3,2
8,2
11,1
 
Реализация программ по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям
По результатам мониторинга в 2015 году реализуются 51 профессия и специальность СПО из перечня наиболее востребованных и перспективных профессий и специальностей, что составляет 98,1% от общего списка  (все профессии и специальности, кроме 15.02.09 Аддитивные технологии). В общем количестве реализуемых профессий и специальностей доля наиболее востребованных и перспективных профессий и специальностей  составляет 11,4%.
 
Таблица 9
Сведения о реализации наиболее востребованных и перспективных профессиях и специальностях
Доля приведенного контингента по ТОП-50 в общем приведенном контингенте, %
Доля приведенного контингента (бюджет) по ТОП-50 в общем приведенном контингенте (бюджет), %
Доля профессий/ специальностей ТОП-50 в числе реализуемых профессий/
специальностей,
%
Количество образовательных организаций, реализующих ТОП-50, ед.
Доля профессий/ специальностей ТОП-50 в общем числе профессий/ специальностей ТОП-50, %
ПОО
вуз
филиал ПОО
филиал вуза
28,2
32,4
11,4
2383
214
256
266
98,1
 
На рисунке 8 представлено распределение приведенного контингента обучающихся по программам СПО по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям.
Рисунок 8. Распределение приведенного контингента обучающихся по программам СПО по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям
Наиболее высокие конкурс при поступлении и средний балл аттестата абитуриентов, поступающих на программы СПО, входящие в перечень наиболее востребованных и перспективных профессий и специальностей, зафиксированы
по специальностям в сфере IT-технологий («Информационная безопасность», «Программирование в компьютерных системах», «Прикладная информатика
(по отраслям)», «Компьютерные сети»).  Что касается образовательных программ, относящихся к  машиностроению (станочник, фрезеровщик, токарь), по ним обучаются, в основном, студенты со средним баллом аттестата 3,4.
Материально-техническая база образовательных организаций
Консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации на систему СПО в 2015 году составил 189,0 млрд. рублей. Расходы на развитие материально-технической базы профессиональных образовательных организаций, включая ремонтные работы и подготовку учебных помещений для установки современного учебного оборудования составляют не более 5%. Свыше 95% расходов обеспечивают текущее функционирование системы СПО (заработная плата, коммунальные
и хозяйственные расходы, выплаты стипендий и т.д.).
Состояние материально-технической и производственной баз является острой проблемой для значительного количества профессиональных образовательных организаций. Удельный вес числа образовательных организаций, здания которых требуют капитального ремонта, в общем числе профессиональных образовательных организаций составляет около 11%, в аварийном состоянии 0,94%.
Обновление материально-технической базы профессиональных образовательных организаций в разрезе источников финансирования за последние 3 года составило
за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации – 47% (от всех средств, выделенных на развитие материально-технической базы), внебюджетных средств профессиональных образовательных организаций – 30%, средств работодателей (включая безвозмездную передачу оборудования на баланс профессиональных образовательных организаций) – 13%, средств федерального бюджета – 4%, аренды или безвозмездного пользования оборудованием – 6%.
Согласно данным Мониторинга, полная учетная стоимость машин
и оборудования профессиональных образовательных организаций Российской Федерации, составляет 63,99 млрд. рублей, из них 18,97 млрд. рублей – стоимость машин и оборудования не старше 5 лет (29,64% от общей полной учетной стоимость машин и оборудования).
Среди субъектов Российской Федерации максимальные значения полной учетной стоимости машин и оборудования имеют г. Москва (9,87 млрд. рублей),
г. Санкт-Петербург (3,45 млрд. рублей), Республика Татарстан (2,37 млрд. рублей), Московская область (2,21 млрд. рублей), Свердловская область (2,10 млрд. рублей) и Краснодарский край (2,03 млрд. рублей).
Лидерами по полной учетной стоимости машин и оборудования в расчете
на одного студента очной формы обучения, являются г. Москва (112,28 тыс. рублей), Сахалинская область (82,89 тыс. рублей), Ханты-Мансийский автономный
округ-Югра (71,82 тыс. рублей), Еврейская автономная область (61,76 тыс. рублей)
и г. Санкт-Петербург (60,77 тыс. рублей).
 Мониторинг показал, что 1337 образовательных организаций, т.е. 29,1% от общего количества образовательных организаций, в течение последних 5 лет не обновляли учебно-лабораторное и учебно-производственное оборудование.
В 1003 образовательных организациях материально-техническая база
за рассматриваемый период обновлена более чем на 50%.
Доля внебюджетных расходов, направленных на приобретение машин и оборудования, в общем объеме внебюджетных расходов образовательной организации составила 2,3%. В течение 2015 года направили внебюджетные средства на развитие материально-технической базы 2127 образовательных организаций, т.е. 46,3% от общего количества образовательных организаций.
Доля бюджетных расходов, направленных на приобретение машин и оборудования, в общем объеме бюджетных расходов образовательной организации составила 1,5%. Максимальное значение данного показателя в разрезе образовательных организаций составило 59,71%. В целом, вложение бюджетных средств в развитие базы сделали 2168 образовательных организаций.
В 2015 году 1652 образовательных организаций не направляли на развитие базы как бюджетные, так и внебюджетные средства.
Доля государственных профессиональных образовательных организаций, подключенных к Интернету со скоростью не менее 2 Мбит/сек в среднем по России составляет 75,53%. Среди частных профессиональных образовательных организаций такое подключение обеспечивает 75,17%. В ряде субъектов Российской Федерации 100% государственных образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, обеспечивают скорость доступа в Интернет менее 2 Мбит/сек, данными субъектами являются: Владимирская область, Ненецкий автономный округ, Карачаево-Черкесская Республика, Амурская область, г. Севастополь. Наименьшее количество таких организаций находятся в Чукотском автономном округе (0%), Еврейской автономной области (44,44%), Магаданской области (27,27%), Приморском крае (42,22%), Камчатском крае (16,67%), республика Саха (Якутия) (41,3%).


 
Тематический раздел II.3. Деятельность профессиональных образовательных организаций с учетом их специфик[2]
 
В соответствии с реализацией унифицированного подхода к оценке качества подготовки кадров в образовательных организациях различных типов (структуры подготовки, организационно правовой формы и т.д.) применяется принцип оценки внутри выделенных референтных групп, определяемых отраслевой направленностью деятельности организаций.
В соответствии с указанным принципом выделяются следующие группы образовательных организаций, имеющих отраслевую специфику деятельности: транспорт; здравоохранение и медицина; сельское хозяйство; сценическое и музыкальное искусство; изобразительное и прикладное искусство; физическая культура и спорт.
Образовательные группы, не отнесенные ни к одной из вышеперечисленных групп, выделяются в группу не имеющих специфики отраслевой направленности деятельности.
Отнесение образовательной организации к группе имеющих отраслевую направленность деятельности определяется структурой подготовки студентов
по программам СПО по профессиям и специальностям, а именно: преобладанием
в структуре подготовки (с учетом контингента студентов) профессий и специальностей, определяющих отраслевую направленность.
Критерием отнесения профессиональных образовательных организаций
к группе, имеющих специфику отраслевой направленности, является наличие доли приема студентов (приведенного контингента)  на программы СПО по выделенной группе профессий и специальностей не менее 60% в общем приеме.
Структура подготовки по признаку специфики отраслевой направленности представлена в таблице 10.
 
 
Таблица 10
Структура подготовки по признаку специфики отраслевой направленности
Специфика отраслевой направленности
Количество образовательных организаций, ед.
Контингент студентов, чел.
ПОО
вуз
филиал ПОО
филиал вуза
ПОО
вуз
филиал ПОО
филиал вуза
Здравоохранение и медицина
235
29
97
3
181 247
14 502
33 971
1 065
Сельское хозяйство
116
6
34
5
47 322
4 821
5 291
2 560
Физическая культура и спорт
49
6
0
2
11 968
2 743
0
874
Транспорт
60
15
3
79
36 112
17 920
610
76 380
Сценическое и музыкальное искусство
189
28
7
5
51 071
6 685
920
1 310
Изобразительное и прикладное искусство
45
7
5
12
10 762
927
397
1 505
 
Также проведен мониторинг качества подготовки кадров образовательных организаций, реализующих программы подготовки по УГС 44.00.00 «Образование и педагогика». Структура подготовки в таких учреждениях представлена в таблице 11.
 
Таблица 11
Образовательные организации, реализующие программы подготовки по УГС 44.00.00 «Образование и педагогика»
Количество образовательных организаций, ед.
Контингент студентов, чел.
ПОО
вуз
филиал ПОО
филиал вуза
ПОО
вуз
филиал ПОО
филиал вуза
368
39
25
28
318315
44144
4833
18055
 
По данным Мониторинга в Российской Федерации средний балл аттестата абитуриентов, поступивших в 2015 году на программы СПО, равнялся 3,77. При этом средний балл абитуриентов, поступавших на  профессии и специальности сельскохозяйственного профиля не превышал 3,2, аналогичный показатель
для направлений медицины, культуры и искусства значительно превышал 4,5.
Эти отличия предъявляют дополнительные требования к формированию образовательной среды, к образовательным методикам и технологиям, к подбору и повышению квалификации преподавателей отраслевых образовательных организаций.
Тематический раздел II.4. Деятельность образовательных организаций высшего образования, реализующих программы среднего профессионального образования
 
Согласно данным Мониторинга, количество студентов, приступивших
к обучению по программам СПО в организации высшего образования, в 2015 году составило 237 259,6 человек (таб.12). В филиалах вузов, в целом по России, данное количество достигло 197 197,8 человек.
Таблица 12
Характеристика образовательных организаций высшего образования,
реализующих программы СПО
Субъект Российской Федерации
Приведенный контингент вузов (чел.)
Приведенный контингент филиалов вузов
(чел.)
Алтайский край
1062,6
1229,8
Амурская область
491,65
3002,9
Архангельская область
979
2940,9
Астраханская область
3805,2
3170,3
Белгородская область
4970,1
2382
Брянская область
822,9
4072,45
Владимирская область
1293,6
1025,8
Волгоградская область
2608,4
3434,7
Вологодская область
757,05
1235,7
Воронежская область
3640,7
3770,1
г. Москва
29842,95
831,5
г. Санкт-Петербург
15950,05
2679,7
г. Севастополь
864
0
Еврейская автономная область
660,7
0
Забайкальский край
0
3262,15
Ивановская область
760,6
866,75
Иркутская область
7446,85
2700,6
Кабардино-Балкарская Республика
3512,7
1072,1
Калининградская область
4958,6
1988,8
Калужская область
0
1875,3
Камчатский край
174
0
Карачаево-Черкесская Республика
1184
51
Кемеровская область
1126,6
1711,8
Кировская область
550,4
1212,6
Костромская область
432
193
Краснодарский край
8403,4
8501
Красноярский край
4278,6
4563,9
Курганская область
0
2212,3
Курская область
2162,2
2208,9
Ленинградская область
1623
1761,6
Липецкая область
707
1642,1
Магаданская область
0
87,9
Московская область
8447,7
11768,7
Мурманская область
1789,2
678,1
Нижегородская область
2978,3
5177
Новгородская область
1577,75
2146,8
Новосибирская область
5795,9
2776,25
Омская область
4808,15
3157,9
Оренбургская область
573,5
7380,6
Орловская область
2373,65
1439,95
Пензенская область
1915,2
2614,1
Пермский край
308,5
3477,5
Приморский край
5497,5
5607,25
Псковская область
1446,3
1121,6
Республика Адыгея
3820,65
358,8
Республика Алтай
482,3
0
Республика Башкортостан
3825,2
4571,3
Республика Бурятия
1813,3
1803,5
Республика Дагестан
3607,3
2806,4
Республика Калмыкия
713
827,3
Республика Карелия
52
1323
Республика Коми
2801,6
634,3
Республика Крым
2151,1
3280,7
Республика Марий Эл
1032,6
546,7
Республика Мордовия
938
1478
Республика Саха (Якутия)
897,7
1613,6
Республика Северная Осетия-Алания
1334,65
1119,1
Республика Татарстан
9325,6
8654,6
Республика Тыва
538,3
0
Республика Хакасия
2727,5
305
Ростовская область
6266,45
7581,7
Рязанская область
1081,2
1790,4
Самарская область
5745,45
2168,4
Саратовская область
5982,8
9989
Сахалинская область
2204,75
1180,25
Свердловская область
5204,35
2499,15
Смоленская область
87
1293,4
Ставропольский край
1900,5
3950,7
Тамбовская область
2517
1572,1
Тверская область
0
543,7
Томская область
954,8
1091,3
Тульская область
1268
1155,6
Тюменская область
7037,6
2121,7
Удмуртская Республика
1309,3
1411,2
Ульяновская область
2932,8
842,5
Хабаровский край
1438,85
1012
Ханты-Мансийский автономный округ
439
5102
Челябинская область
8980
4637,1
Чеченская Республика
1487
0
Чувашская Республика
370
1865,2
Ямало-Ненецкий автономный округ
0
944
Ярославская область
1411,4
2090,7
Общий итог
237259,6
197197,8
 
В пятерку лидеров среди субъектов Российской Федерации с наибольшим количеством студентов СПО, обучающихся в вузах входят: города Москва
(29 842,95 тыс. чел.) и Санкт-Петербург (15 950,05 тыс. чел.), Республика Татарстан (9 325,6 тыс. чел.), Челябинская (8980 тыс. чел.) и Московская (8 447,7 тыс. чел.) области.
Среди субъектов Российской Федерации с наибольшим количеством обучающихся по программам СПО в филиалах организаций высшего образования находятся: Московская   (11 768,7 тыс. чел.), Саратовская   (9 989 тыс. чел.), Ростовская (7 581,7 тыс. чел.) области, Республика Татарстан (8 654,6 тыс. чел.), Краснодарский край (8 501 тыс. чел.).
В Забайкальском крае, Калужской, Курганской, Магаданской, Тверской областях и Ямало-Ненецком автономном округе в организациях высшего образования не осуществлялся прием абитуриентов на программы СПО.
В организациях высшего образования обучается 15,9% студентов системы СПО. Сильной стороной обучения по программам СПО в вузах является возможность использовать в образовательном процессе дополнительные возможности, которыми располагает инфраструктура вузов (общежития, библиотечные фонды, педагогические кадры высокой квалификации).
Средний балл аттестата, абитуриентов, поступающих на обучение
по программам СПО в вузы, составляет 3,93 балла (средний балл аттестата при поступлении в профессиональные образовательные организации – 3, 74).
 

 
Тематический раздел II.5. Деятельность профессиональных образовательных организаций, расположенных в сельской местности
 
Подготовку по программам СПО в сельской местности реализует
658  образовательных организаций. Контингент обучающихся составляет  
226 668 человек.
Средний контингент очной формы обучения профессиональной образовательной организации, расположенной в сельской местности, составляет около 320 человек. Организаций с контингентом ниже среднего – 240 человек (63%).
Количество профессиональных образовательных организаций (без учета филиалов), сгруппированных в зависимости от контингента студентов очной формы обучения, приведено на рисунке 9.
 
 Рисунок 9. Количество профессиональных образовательных организаций
(без учета филиалов)
 
В профессиональных образовательных организациях Российской Федерации ведется подготовка по 235 образовательным программам подготовки специалистов среднего звена и 295 образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
Количество профессиональных образовательных организаций (без учета филиалов), сгруппированных в зависимости от количества реализуемых программ, приведено на рисунке 10.
Рисунок 10. Количество профессиональных образовательных организаций (без учета филиалов), сгруппированных в зависимости от количества реализуемых программ
 
Сельские колледжи реализуют более узкий спектр образовательных программ, чем средняя профессиональная образовательная организация в Российской Федерации (среднее значение - 6 программ). Прием на не более чем 7 программ – это наиболее распространенная практика сельских профессиональных образовательных организаций (более 73%).
В целом, данные Мониторинга свидетельствуют о том, что профессиональные образовательные организации, расположенные в сельской местности, имеют сходные институциональные характеристики (по количеству реализуемых образовательных программ, численности студентов и преподавателей)
с профессиональными образовательными организациями, расположенными
в городских поселениях.
Спецификой деятельности профессиональных образовательных организаций, расположенных в сельской местности, является использование в образовательном процессе земель сельскохозяйственного назначения, дорогостоящей сельскохозяйственной техники, домашнего скота.
Тематический раздел II.6. Международная деятельность в системе СПО, объемы международной образовательной миграции
 
В целом по всем субъектам Российской Федерации количество иностранных студентов, обучавшихся по программам СПО, в 2015 году составило 27 323 человек.
Наибольшие объемы образовательной миграции наблюдаются в городах Москва (6 074 чел.) и Санкт-Петербург (1 785 чел.), Омской (1 774 чел.), Московской (1 674 чел.) областях,  Краснодарском крае (1 023 чел.).
Среди субъектов Российской Федерации с наименьшим количеством иностранных студентов, проходивших подготовку по программам СПО, можно выделить Чукотский (1 чел.), Ненецкий (4 чел.) автономные округа, Еврейскую автономную область (2 чел.), Карачаево-Черкесскую (2 чел.), Чеченскую (3 чел.) Республики.  В Республике Ингушетия иностранные студенты не обучаются.
Результаты Мониторинга свидетельствуют о том, что система СПО
не является привлекательной для граждан СНГ и дальнего зарубежья. Доля иностранных студентов в системе СПО не превышает 1%.
В то же время по данным Федеральной миграционной службы, Российская Федерация продолжает активно использовать трудовых мигрантов. В 2015 году
1,5 миллиона иностранцев работали в России по патентам. Низкие показатели образовательной миграции говорят о том, что система СПО не выполняет функции повышения квалификационного и образовательного уровня для рабочей силы, въезжающей на территорию страны.
 

 
Тематический раздел II.7. Качество подготовки кадров по результатам проведения национальных чемпионатов профессионального мастерства WorldSkills Russia, олимпиад и конкурсов профессионального мастерства, а также трудоустройства выпускников системы среднего профессионального образования
 
Развитие движения «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)»
В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации
от 3 декабря 2015 г. Минобрнауки России обеспечивает организационную поддержку системы национальных чемпионатов рабочих профессий «Молодые профессионалы».
В Национальном чемпионате профессионального мастерства по стандартам «Ворлдскиллс» в г. Казани с 19 по 23 мая 2015 г., приняли участие 44 субъекта Российской Федерации, соревновались 519 конкурсантов, из них 13 конкурсантов
из Марокко, Израиля и Финляндии, 30 конкурсантов из стран СНГ (Беларусь, Казахстан), 613 экспертов осуществляли оценку, из них 55 – главных экспертов,
19 – международных экспертов из 9 стран: Марокко, Израиля, Финляндии, Японии, Южной Кореи, ЮАР, Германии, Ирландии, Швейцарии и 22 эксперта из стран СНГ (Беларусь, Казахстан). Соревнования проходили 56 компетенциям (42 основных
и 14 презентационных компетенций).
Максимальное количество компетенций национального чемпионата
в 2015 году представили: Республика Татарстан (53 компетенции), Свердловская
(49 компетенций) и Московская области (32 компетенции).
В 2015 году на чемпионате мире WorldSkills Competition 2015 сборная России получила 6 медалей за профессионализм (Medallion for Excellence) в компетенциях: Мехатроника, Электромонтажные работы, Парикмахерское искусство, Поварское дело, Ресторанный сервис, Сетевое и системное администрирование.

 
Всероссийские  олимпиады и  конкурсы профессионального мастерства
для студентов, обучающихся по образовательным программам СПО
 
 В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 56 «Об утверждении Перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в 2015 году» в целях повышения качества СПО и выявления талантливой молодежи в системе профессионального образования Минобрнауки России совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, образовательными организациями и их социальными партнерами проведены Всероссийские олимпиады профессионального мастерства по 29 профильным направлениям, в том числе 9 Всероссийских олимпиад среди обучающихся по профессиям СПО и 20 олимпиад среди обучающихся по специальностям СПО по наиболее востребованным и приоритетным направлениям развития экономики Российской Федерации.
Общее количество участников заключительного этапа Всероссийской олимпиады составило 851 человек из 68 субъектов Российской Федерации
и 9 федеральных округов (по профессиям СПО – 286 человек, по специальностям СПО – 565 человек).
С учетом региональных этапов олимпиадным движением было охвачено
около 2,0 тыс. студентов СПО из 76 субъектов Российской Федерации
и 9 федеральных округов.
По итогам Всероссийской олимпиады присуждены премии для поддержки талантливой молодежи в 2015 году - 29 победителям и 58 призёрам Всероссийских олимпиад профессионального мастерства обучающихся по профессиям и специальностям СПО.
С учетом региональных этапов олимпиадным движением было охвачено свыше 1,7 тыс. участников из всех федеральных округов.
Результаты мониторинга трудоустройства выпускников
В 2015 году между Минобрнауки России, Пенсионным фондом Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки заключено соглашение об информационном взаимодействии ведомств в целях получения сведений о трудоустройстве выпускников: доле трудоустройства, среднем уровне заработной платы, количестве индивидуальных предпринимателей и географическом распределении трудоустроенных выпускников.
Для проведения мониторинга трудоустройства выпускников по программам среднего профессионального образования (далее – СПО) в 2016 году подписано дополнительное соглашение об информационном взаимодействии между Министерством образования и науки Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации и Федеральной служба по надзору в сфере образования и науки.
Мониторинг трудоустройства выпускников проводится на основе данных о выданных документах об образовании, внесенных в Федеральный реестр документов об образовании и (или) квалификации[3] (далее – ФИС ФРДО).
На момент анализа данных (10 октября 2016 года) данные о выпускниках 2013 года были представлены 2 898 образовательными организациями (из них – 150 филиалов), о выпускниках 2014 года – 3 058 образовательными организациями
(из них – 171 филиал).
Всего были представлены к обработке данные по более чем 1,0 млн. выпускников  2013 и 2014 годов по программам СПО (таблица).
 
Таблица
Показатель
Выпуск,
2013 год
Выпуск,
2014 год
Численность выпускников, данные о которых загружены в ФИС ФРДО, человек, из них:
491 397
 
508 722
Численность выпускников, продолживших обучение по данным ФИС ГИА и Приема, человек/процент
58 056/11,8
 
91 129/17,9
Численность выпускников, данные о которых отправлены в ПФР, человек, из них
433 341
 
417 593
численность выпускников с некорректными данными о дате рождения, человек
1 478
 
1 612
численность выпускников с незаполненными данными о ФИО, человек
1 879
1 638
Число выпускников, данные о которых допущены к обработке, человек
429 984
 
414 343
Средний возраст выпускников, лет
22,81
22,84
 
Методика, используемая при анализе данных предполагает, что из результатов анализа исключаются данные по выпускникам, продолжившим обучение и выпускникам, по которым предоставлены некорректные данные
(не указана дата рождения, ФИО). Таким образом, для расчета доли трудоустройства используются только выпускники, вышедшие на рынок труда в поисках работы.
В Мониторинге учитывались результаты трудоустройства выпускников за срок не менее 30 месяцев после выпуска.
Полученные результаты по трудоустройству выпускников СПО 2013 года показывают, что ежегодный темп прироста доли трудоустройства не менее 5%,
и к концу 2015 года составляет около 65%. В таблице 2 представлены результаты трудоустройства выпускников в текущий год выпуска, через год и через 2 года после выпуска (только для выпуска 2013 года).
Таблица
Результаты по трудоустройству выпускников СПО 2013 года
в течение 2013 – 2015 годов
 
Год анализа трудоустройства
2013
2014
2015
Факт работы, человек
235 302
254 653
276 340
Доля трудоустройства, %
55%
60%
65%
Средняя сумма выплат в месяц, тыс. руб.
16,5
19,5
21,1
 
Темп прироста доли трудоустройства выпускников СПО 2014 года составил 6% (таблица).
 
 
Таблица
Результаты по трудоустройству выпускников СПО 2014 года
в течение 2014 – 2015 годов
Год анализа трудоустройства
2014
2015
Факт работы, чел.
212 195
236 487
Доля трудоустройства, %
51%
57%
Средняя сумма выплат в месяц, тыс. руб.
18,4
20,6
 
Доля трудоустройства и количество выпускников, вышедших на рынок труда, в разрезе федеральных округов представлены в таблице.
Таблица
Результаты в разрезе федеральных округов 2013 года в 2015 году
Округ
Количество выпускников, данные о которых допущены к обработке, человек
Доля трудоустройства
Средняя заработная плата в месяц,
тыс. руб.
г. Москва
233 226
74%
45,814
г. Санкт-Петербург
74 517
79%
38,436
Дальневосточный
45 166
78%
37,210
Приволжский
240 446
81%
26,600
Северо-Западный
41 013
81%
30,907
Северо-Кавказский
59 116
57%
22,785
Сибирский
138 497
79%
29,532
Уральский
88 773
83%
35,352
Центральный
165 691
80%
27,516
Южный
102 285
76%
25,490
 
Наиболее высокие показатели доли трудоустройства и уровня средней заработной платы выпускников наблюдается по укрупненной группе специальностей 25.00.00 Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники. Традиционно (по аналогии с высшим образованием) медицинские специальности занимают первые места по доле трудоустройства выпускников, а технические специальности – по заработной плате (рисунок 1).
Рисунок. ТОП-10 наиболее востребованных специальностей
 
Среди регионов с выпуском более 1000 человек лидерами по показателям трудоустройства и уровня средней заработной платы  являются Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (77,1% и 37,2 тыс. рублей) и Ульяновская область (76,5% и 32,9 тыс. рублей) (рисунок).
 
Рисунок. ТОП-10 регионов с выпуском более 1000 человек
 
Данные, полученные в ходе проведения Мониторинга трудоустройства выпускников, использованы Минобрнауки России в Мониторинге
в образовательных организациях, реализующих программы СПО.
Мониторинг качества подготовки кадров проводится во исполнение комплекса мер, направленных на совершенствование системы СПО,
на 2015-2020 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р).
Информация о мониторинге трудоустройства выпускников, уровне их заработных плат, востребованных направлениях подготовки доступна абитуриентам и их родителям, работодателям и органам власти на портале http://graduate.edu.ru.

 
Тематический раздел II.8. Деятельность профессиональных образовательных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти
 
Согласно результатам Мониторинга в подведомственных федеральным органам исполнительной власти образовательных организациях в 2015 году
по программам СПО обучалось 370 190,35 человек приведенного контингента.
Такие организации расположены во всех субъектах Российской Федерации
за исключением Чукотского  и Ненецкого автономных округов, Республики Ингушетия и Магаданской области.
Федеральный орган исполнительной власти
Число образовательных организаций, подведомственных ФОИВ, реализующих программы СПО
из них вузов
Контингент студентов СПО
всего
по очной форме обучения
Верховный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации
12
12
5940
5940
Министерство здравоохранения Российской Федерации
32
29
16184
15013
Министерство иностранных дел Российской Федерации
1
0
1013
897
Министерство культуры Российской Федерации
35
25
6930
6701
Министерство образования и науки Российской Федерации
342
341
217732
188325
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
50
50
28700
21888
Министерство спорта Российской Федерации
17
7
4784
4363
Министерство юстиции Российской Федерации
5
5
3009
2089
Правительство Российской Федерации
26
26
19446
15637
Федеральная служба по труду и занятости
11
0
2295
2053
Федеральное агентство воздушного транспорта
14
14
9532
8670
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
57
57
77013
56236
Федеральное агентство морского и речного транспорта
25
25
20061
15978
Федеральное агентство по государственным резервам
1
0
1072
619
Федеральное агентство по рыболовству
16
16
13869
10395
Федеральное агентство связи
10
10
8321
5906
Федеральное медико-биологическое агентство
3
0
1383
1212
 
Среди субъектов с наибольшим количеством обучающихся
в профессиональных образовательных организациях, находящихся в ведении федеральных органов управления находится: г. Москва (252 763,65 чел.), Краснодарский край (210 108,7 чел.), Свердловская область (181 702,3 чел.), Республика Башкортостан (179 926,85 чел.), а также г. Санкт-Петербург
(164 148,15 чел.).  В число субъектов с наименьшим количеством студентов федеральных профессиональных образовательных организаций входят: Чукотский автономный округ (1 256,4 чел.), Ненецкий автономный округ (2 302,2 чел.), Магаданская область (5 183,3 чел.), Еврейская автономная область (5 323,55 чел.)  и г. Севастополь (8 583,4 чел.).
Вариативность числа студентов, проходящих подготовку в профессиональных организациях, подведомственных различным федеральным органам власти, достаточно велика (от 252 763,65 чел. в г. Москва до 1 256,4 чел. в Чукотском автономном округе).

III. Заключение
 
Данные, полученные в ходе проведения Мониторинга, будут использоваться при оценке качества подготовки кадров в организациях, реализующих программы СПО. Выводы о состоянии системы СПО позволяют оценить ход реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
на 2013-2020 годы, Комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы.
Основными направлениями использования результатов Мониторинга являются:
1. Выявление, описание и распространение лучших практик СПО, определение факторов, влияющих на качество и эффективность профессионального образования (например, выявление регионов и образовательных организаций, которые при равной ресурсной базе обеспечивают более высокие образовательные результаты).
2. Выявление проблемных зон, определение профессиональных образовательных организаций, которые не обеспечивают необходимый уровень качества образования и профессиональной подготовки в целях проектирования шага развития для отстающих образовательных организаций.
3. Обоснование решений о выделении ресурсов в целом для системы профессионального образования (напр., в целях обновления образовательных стандартов, программ, реформирования учебных планов, подготовки и повышения квалификации педагогических кадров), а также о поддержке отдельных групп регионов (образовательных организаций) в целях ликвидации образовательного неравенства (колледжи в сельской местности, колледжи в регионах с неблагоприятными социально-экономическими условиями и т.д.).
4. Решения об оптимизации региональных и отраслевых сетей профессиональных образовательных организаций.
5. Решения о назначении (повышении квалификации) руководителей профессиональных образовательных организаций.


[1] Методические рекомендации по развитию сети образовательных организаций и обеспеченности населения услугами таких организации, включающие требования по размещению организаций сферы образования, в том числе в сельской местности, исходя из норм действующего законодательства Российской Федерации, с учетом возрастного состава и плотности населения, транспортной инфраструктуры и других факторов, влияющих на доступность и обеспеченность населения услугами сферы образования (утверждены Минобрнауки России 4 мая 2016 г. № АК-15/02вн)
[2] выделенных групп профессий и специальностей СПО для образовательных организаций и их филиалов, утвержденных Минобрнауки России 20 июня 2016 г. № АК-29/06вн).

Поделиться

Получайте материалы на почту

Присылаем письма не чаще раза в неделю, вы всегда можете отписаться.