На сайте размещены примерные основные образовательные программы (ПООП) подготовки бакалавров по направлению 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Профиль География (4 года обучения) Московский педагогический государственный университет Учебно-методическое объединение по образованию в области подготовки педагогических кадров
На сайте размещены примерные основные образовательные программы (ПООП) подготовки бакалавров по направлению 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Профиль География (4 года обучения)
Московский педагогический государственный университет Учебно-методическое объединение по образованию в области подготовки педагогических кадров
Файл c текстом ПООП см. раздел ПООП
Учебно-методическое объединение по образованию в области подготовки педагогических кадров
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Московский педагогический государственный университет»
«Утверждено»
Председатель УМО
по образованию в области подготовки педагогических кадров,
ректор МПГУ, академик
________________ В.Л. Матросов
«____» _________ 2010 г.
Примерная
основная образовательная программа
высшего профессионального образования
Направление подготовки
050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 337
Профиль «География»
ФГОС ВПО утвержден приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2009г. № 788
Квалификация (степень) выпускника – бакалавр
Нормативный срок освоения программы – 4 года
Форма обучения – очная
Требования к результатам освоения основной образовательной программы
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);
способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);
готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10);
готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);
готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);
способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными (ОПК):
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);
способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);
в области педагогической деятельности:
способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);
способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);
готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);
готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);
в области культурно-просветительской деятельности:
способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8);
способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);
способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);
способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11);
способен к решению задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).
Выпускник должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):
- способен определять географические объекты, явления и процессы на глобальном, региональном и локальном уровнях (СК-1);
- способен выявлять взаимосвязи природных, экономических и социальных компонентов в географических комплексах разного ранга (СК-2);
- владеет методами естественнонаучных и социально-экономических исследований (СК-3);
- способен ориентироваться в научных теориях и концепциях современной географии (СК-4);
- готов использовать результаты географических исследований для прогнозирования развития природных и социально-экономических процессов (СК-5).
Список разработчиков ПрООП
Московский педагогический государственный университет | Проректор по учебно-методической работе | Л.А. Трубина |
| Начальник Учебно-методического управления | Е.Б. Егорова |
| Декан географического факультета | Е.В. Филатова |
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по направлению 050100 Педагогическое образование
профиль «География»
Квалификация (степень) – бакалавр
Нормативный срок обучения – 4 года
№ п/п | Наименование дисциплин (в том числе практик) | Трудоемкость | Примерное распределение по семестрам
| |||||||||||
Зачетные единицы | Академические часы | 1-й семестр | 2-й семестр | 3-й семестр | 4-й семестр | 5-й семестр | 6-й семестр | 7-й семестр | 8-й семестр | Форма промежут. Аттестации (ФПА) | ||||
Количество недель
| ||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл | 28 | 1008 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
1.1 | Базовая часть | 18 | 648 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
1.1.1 | История | 3 | 108 | x |
|
|
|
|
|
|
| ФПА с оценкой | ||
1.1.2 | Философия | 4 | 144 |
| x |
|
|
|
|
|
| ФПА с оценкой | ||
1.1.3 | Иностранный язык | 6 | 216 | x | x | x |
|
|
|
|
| ФПА с оценкой | ||
1.1.4 | Педагогическая риторика | 3 | 108 |
|
| x |
|
|
|
|
| ФПА без оценки | ||
1.1.5 | Экономика образования | 2 | 72 |
|
|
|
|
|
|
| x | ФПА без оценки | ||
1.2 | Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента | 10 | 360 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
1.2.1 | Образовательное право | 2 | 72 |
|
|
| х |
|
|
|
| ФПА без оценки | ||
1.2.2 | Политология | 2 | 72 |
|
|
|
|
|
| х |
| ФПА без оценки | ||
1.2.3 | Профессиональная этика | 2 | 72 |
|
|
|
| х |
|
|
| ФПА без оценки | ||
1.2.4 | Дисциплины (модули) по выбору студента | 4 | 144 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Б.2 Математический и естественнонаучный цикл | 12 | 432 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
2.1 | Базовая часть | 6 | 216 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
2.1.1 | Информационные технологии в образовании | 2 | 72 |
|
| x |
|
|
|
|
| ФПА без оценки | ||
2.1.2 | Естественнонаучная картина мира | 2 | 72 |
|
|
|
| х |
|
|
| ФПА без оценки | ||
2.1.3 | Основы математической обработки информации | 2 | 72 | x |
|
|
|
|
|
|
| ФПА без оценки | ||
2.2 | Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента | 6 | 216 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
2.2.1 | Основы экологической культуры | 2 | 72 |
|
| х |
|
|
|
|
| ФПА без оценки | ||
2.2.2 | Дисциплины (модули) по выбору студента | 4 | 144 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Б.3 | Профессиональный цикл | 165 | 5940 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
3.1 | Базовая часть | 36 | 1296 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
3.1.1 | Педагогика | 10 | 360 |
| x | x | x |
|
|
|
| ФПА с оценкой | ||
3.1.2 | Психология | 10 | 360 | x | x | x |
|
|
|
|
| ФПА с оценкой | ||
3.1.3 | Методика обучения географии | 10 | 360 |
|
|
|
| х | x | x |
| ФПА с оценкой | ||
3.1.4 | Безопасность жизнедеятельности | 2 | 72 | х |
|
|
|
|
|
|
| ФПА без оценки | ||
3.1.5 | Возрастная анатомия, физиология и гигиена | 2 | 72 |
| х |
|
|
|
|
|
| ФПА без оценки | ||
3.1.6 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 2 | 72 |
|
| х |
|
|
|
|
| ФПА без оценки | ||
3.2. | Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента | 129 | 4644 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
3.2.1 | Физические явления в географической оболочке | 2 | 72 | х |
|
|
|
|
|
|
| ФПА без оценки | ||
3.2.2 | Химические процессы в географической оболочке | 2 | 72 |
| х |
|
|
|
|
|
| ФПА без оценки | ||
3.2.3 | Геология | 8 | 288 | x | x |
|
|
|
|
|
| ФПА с оценкой | ||
3.2.4 | География почв с основами почвоведения | 4 | 144 |
|
| x |
|
|
|
|
| ФПА с оценкой | ||
3.2.5 | Биогеография | 2 | 72 |
|
|
| х |
|
|
|
| ФПА без оценки | ||
3.2.6 | История географии | 2 | 72 | х |
| х |
|
|
|
|
| ФПА без оценки | ||
3.2.7 | Картография с основами топографии | 4 | 144 | х |
|
|
|
|
|
|
| ФПА с оценкой | ||
3.2.8 | Общее землеведение | 10 | 360 | х | х | х |
|
|
|
|
| ФПА с оценкой | ||
3.2.9 | Физическая география материков и океанов | 8 | 288 |
|
|
| х | х |
|
|
| ФПА с оценкой | ||
3.2.10 | Физическая география России | 10 | 360 |
|
|
|
| х | х |
|
| ФПА с оценкой | ||
3.2.11 | Основы экономики и технологии отраслей хозяйства | 2 | 72 |
|
| х |
|
|
|
|
| ФПА без оценки | ||
3.2.12 | Общая экономическая и социальная география | 8 | 288 |
|
|
| х | х |
|
|
| ФПА с оценкой | ||
3.2.13 | Экономическая и социальная география России | 10 | 360 |
|
|
|
| х | х | х |
| ФПА с оценкой | ||
3.2.14 | Экономическая и социальная география зарубежных стран | 9 | 324 |
|
|
|
|
| х | х | х | ФПА с оценкой | ||
3.2.15 | География Московского региона | 2 | 72 |
|
|
|
|
|
|
| х | ФПА без оценки | ||
3.2.16 | Основы экологии и геоэкологии | 2 | 72 |
|
|
| х |
|
|
|
| ФПА без оценки | ||
3.2.17 | Индикация состояния окружающей среды | 4 | 144 |
|
|
| х | х |
|
|
| ФПА с оценкой | ||
3.2.18 | Дисциплины (модули) по выбору студента | 40 | 1440 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Б.4 Физическая культура | 2 | 400 | х | х | х | х |
|
|
|
| ФПА без оценки | |||
Б.5 Учебная и производственная практики | 27 | 972 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
5.1 Учебная | 12 | 432 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
5.2 Производственная (педагогическая) | 15 | 540 |
|
|
|
|
|
|
|
| ФПА с оценкой | |||
Б.6 Итоговая государственная аттестация | 6 | 216 |
|
|
|
|
|
|
|
| Защита ВКР, ГЭ | |||
Всего:
| 240
| 8640 (+328)* |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
* Трудоемкость дисциплины « Физическая культура»
ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА
(вариативная часть)
АННОТАЦИИ
«Методика обучения географии»
1.Цель дисциплины: формирование готовности к применению современных методик и технологий ведения образовательной деятельности по предмету «География» в учреждениях общего среднего образования.
2.Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Методика обучения географии» относится к базовой части профессионального цикла (Б.3.1.3).
Для освоения дисциплины «Методика обучения география» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Педагогика», «Психология», «Информационные технологии в образовании», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Педагогическая риторика», а также дисциплин вариативной части профессионального цикла.
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин по выбору студентов, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие следующих компетенций:
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК-1);
- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);
- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);
-готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);
- способен к решению задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- цели школьного географического образования, его содержание и структуру,
- систему формируемых географических знаний и умений, их взаимосвязь, соотношение и развитие в школьном предмете;
- современные педагогические технологии организации познавательной деятельности учащихся, их функции, методические особенности применения и систему средств обучения в школьной географии.
уметь:
- планировать учебный процесс по географии, формы организации учебной деятельности на уроке и во внеучебное время;
- анализировать методический аппарат школьных учебников и рационально использовать их в образовательном процессе;
- организовать работу школьников на местности, систематические наблюдения и экскурсии;
- планировать и осуществлять внеклассную работу по предмету.
владеть:
- навыками структурирования учебной информации;
- навыками проектирования учебного процесса;
- навыками отбора средств и методов обучения, форм организации учебной деятельности.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц.
5. Разработчики:
МПГУ, зав.кафедрой методики преподавания географии, профессор И.В. Душина
МПГУ, доцент кафедры методики преподавания географии Е.А. Беловолова
«Физические явления в географической оболочке»
1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области физических явлений, протекающих в окружающей среде.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Физические явления в географической оболочке» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.1)
Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «География», «Химия», «Биология», «Физика» на предыдущем уровне образования.
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, дисциплин по выбору студентов, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:
- способен определять географические объекты, явления и процессы на глобальном, региональном и локальном уровнях и устанавливать их пространственно-временные параметры (СК – 1)
- способен выявлять взаимосвязи природных, экономических и социальных компонентов в географических комплексах разного ранга (СК – 2)
- готов использовать результаты географических исследований при прогнозировании последствий природных и социально-экономических процессов (СК – 3)
- владеет экологической культурой и способен пропагандировать основные принципы защиты окружающей среды (СК – 4)
- готов применять методы естественнонаучных и социально-экономических исследований при анализе географической картины мира (СК – 6)
- способен использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе географических проблем (СК – 7)
- способен соотносить собственные мировоззренческие подходы с общими закономерностями развития природы и человеческого общества (СК – 8)
- готов к синтезу знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетенции как основы профессиональной деятельности (СК – 9)
В результате изучения студент должен:
знать:
- теоретические основы физических процессов, протекающих в географической оболочке;
- современные методы исследования физических явлений;
- современные представления о строении вещества и физических взаимодействиях на разных уровнях организации материи;
- примеры проявлений различных физических процессов в географической оболочке.
уметь:
- диагностировать и объяснять физические причины природных явлений;
- применять методы геофизических исследований для целей наук о земле;
- использовать приборы и оборудование при диагностики физических процессов в природе;
- использовать современные информационные технологии для сбора и анализа физических процессов и явлений.
владеть:
- навыками проведения геофизических исследований;
- навыками анализа и представления физических данных в географии;
- навыками работы с геофизическими приборами и оборудованием.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
5. Разработчики:
МПГУ, доцент кафедры геологии и геохимии ландшафта Е.В.Филатова
МПГУ, ст. преподаватель кафедры геологии и геохимии ландшафта Е.А. Фураев
«Химические процессы в географической оболочке»
1. Цель дисциплины: - формирование систематизированных знаний в области химического состава, химических процессов и явлений, протекающих в окружающей среде.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.2)
Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «География», «Химия», «Биология», «Физика» на предыдущем уровне образования.
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, дисциплин по выбору студентов, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:
- способен определять географические объекты, явления и процессы на глобальном, региональном и локальном уровнях и устанавливать их пространственно-временные параметры (СК – 1)
- способен выявлять взаимосвязи природных, экономических и социальных компонентов в географических комплексах разного ранга (СК – 2)
- готов использовать результаты географических исследований при прогнозировании последствий природных и социально-экономических процессов (СК – 3)
- владеет экологической культурой и способен пропагандировать основные принципы защиты окружающей среды (СК – 4)
- готов применять методы естественнонаучных и социально-экономических исследований при анализе географической картины мира (СК – 6)
- способен использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе географических проблем (СК – 7)
- способен соотносить собственные мировоззренческие подходы с общими закономерностями развития природы и человеческого общества (СК – 8)
- готов к синтезу знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетенции как основы профессиональной деятельности (СК – 9)
В результате изучения студент должен:
знать:
- теоретические основы химических процессов в географической оболочке;
- вещественный и элементный состав основных геосфер и их компонентов;
- современные методы исследования химических свойств различных компонентов составных частей географической оболочки;
- современные источники и причины изменения химического состава географической оболочки на разных уровнях ее организации.
уметь:
- применять теоретические знания об элементном и вещественном химическом составе географической оболочки и ее компонентов для объяснения географических процессов и явлений;
- использовать приборы и оборудование для исследований химического состава компонентов географической оболочки;
- использовать современные информационные технологии для сбора и анализа информации о химическом составе географической оболочки.
владеть:
- навыками организации и проведения исследований химического состава различных компонентов географической оболочки на разных уровнях ее организации;
- навыками анализа и представления данных химического состава компонентов географической оболочки;
- навыками работы с оборудованием и реактивами, используемыми для целей химического состава географической оболочки.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
5. Разработчики:
МПГУ, доцент кафедры геологии и геохимии ландшафта Е.В.Филатова
МПГУ, ст. преподаватель кафедры геологии и геохимии ландшафта Е.А. Фураев
«Геология»
1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области геологии
с учетом содержательной специфики предмета «География» в общеобразовательной школе.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Геология» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.3).
Для освоения дисциплины «Геология» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «География», «Химия», «Физика» и «Биология» на предыдущем уровне образования.
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, дисциплин по выбору студентов, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:
- способен определять географические объекты, явления и процессы на глобальном, региональном и локальном уровнях (СК-1);
- способен выявлять взаимосвязи природных, экономических и социальных компонентов в географических комплексах разного ранга (СК-2);
- владеет методами естественнонаучных и социально-экономических исследований (СК-3);
- способен ориентироваться в научных теориях и концепциях современной географии (СК-4);
- готов использовать результаты географических исследований для прогнозирования развития природных и социально-экономических процессов (СК-5).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- основные геологические понятия и определения;
- основные классы минералов и типы горных пород;
- распространенные руководящие формы ископаемых организмов;
- экзогенные и эндогенные процессы, их причины и результаты;
- внутреннее строение Земли и характеристики геосфер;
- типы земной коры, особенности их строения и формирования;
- важнейшие руды и их образование;
- периодизацию истории Земли и важнейшие геологические и палеогеографические события для каждого этапа;
- геологическое и тектоническое строение материков, России и своего региона.
уметь:
- применять экспериментальные методы изучения геологических объектов (минералов, горных пород, руководящих форм ископаемых организмов и др.);
- анализировать геологические разрезы, геологические и тектонические карты;
- выбирать объекты для полевых геологических исследований и организовывать работу на них.
владеть:
- научными терминами при описании геологических явлений и процессов;
- основами фациального и минералого-литологического анализа;
- навыками построения и анализа геологических разрезов, профилей и других графических материалов;
- различными способами представления геологической информации;
- навыками полевых и камеральных исследований.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц.
5. Разработчики:
МПГУ, доцент кафедры геологии и геохимии ландшафта Е.В. Филатова
МПГУ, ст. преп.кафедры геологии и геохимии ландшафта Е.А. Фураев
«География почв с основами почвоведения»
1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области географии почв и почвоведения с учетом содержательной специфики предмета «География» в общеобразовательной школе.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «География почв с основами почвоведения» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.4).
Для освоения дисциплины «География почв с основами почвоведения» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «География», «Химия» и «Биология» на предыдущем уровне образования, а также в ходе освоения студентами дисциплин «Геология» и «Общее землеведение».
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, дисциплин по выбору студентов, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:
- способен определять географические объекты, явления и процессы на глобальном, региональном и локальном уровнях (СК-1);
- способен выявлять взаимосвязи природных, экономических и социальных компонентов в географических комплексах разного ранга (СК-2);
- владеет методами естественнонаучных и социально-экономических исследований (СК-3);
- способен ориентироваться в научных теориях и концепциях современной географии (СК-4);
- готов использовать результаты географических исследований для прогнозирования развития природных и социально-экономических процессов (СК-5).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- физические, химические и физико-химические свойства почв;
- основные законы географии почв;
- основные типы почв, их свойства и особенности географического распространения.
уметь:
- применять экспериментальные и аналитические методы изучения почв на практике;
- анализировать почвенные карты;
- выбирать объекты для полевых почвенных исследований и организовывать работу на них;
владеть:
- научными терминами при описании явлений и процессов образования, строения и распространения почв;
- навыками построения и чтения почвенных разрезов, профилей и карт;
- способами представления информации о почве;
- навыками полевых и камеральных исследований почв.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.
5. Разработчики:
МПГУ, доцент кафедры геологии и геохимии ландшафта Е.В. Филатова
МПГУ, ст. преп.кафедры геологии и геохимии ландшафта Е.А. Фураев
«Биогеография»
1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области биогеографии с учетом содержательной специфики предмета «География» в общеобразовательной школе.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Биогеография» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.5).
Для освоения дисциплины «Биогеография» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «География» и «Биология» на предыдущем уровне образования, а также в ходе освоения студентами дисциплины «Общее землеведение».
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, дисциплин по выбору студентов, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:
- способен определять географические объекты, явления и процессы на глобальном, региональном и локальном уровнях (СК-1);
- способен выявлять взаимосвязи природных, экономических и социальных компонентов в географических комплексах разного ранга (СК-2);
- владеет методами естественнонаучных и социально-экономических исследований (СК-3);
- способен ориентироваться в научных теориях и концепциях современной географии (СК-4);
- готов использовать результаты географических исследований для прогнозирования развития природных и социально-экономических процессов (СК-5).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- базовую систему научных знаний в области биогеографии;
- историю формирования и развития биофилоты Земли и ее региональных вариантов;
- основные характеристики и отличительные черты различных биогеографических регионов, в том числе зональных биомов;
уметь:
- использовать прикладные аспекты биогеографии;
- организовывать и проводить исследовательскую и эколого-природоохранную работу;
- определять в естественной природе биогеоценозы, ландшафты любого таксономического уровня;
владеть:
- современными методами биогеографических исследований и биогеографическим научным языком.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы:
5. Разработчики:
МПГУ, профессор кафедры зоологии и экологии В.Г. Бабенко
«История географии»
1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области истории географии.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «История географии» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.6).
Для освоения дисциплины «История географии» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «География», «История» и «Обществознание» на предыдущем уровне образования, а также в ходе освоения студентами дисциплины «Общее землеведение».
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, дисциплин по выбору студентов, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:
- способен определять географические объекты, явления и процессы на глобальном, региональном и локальном уровнях (СК-1);
- способен выявлять взаимосвязи природных, экономических и социальных компонентов в географических комплексах разного ранга (СК-2);
- владеет методами естественнонаучных и социально-экономических исследований (СК-3);
- способен ориентироваться в научных теориях и концепциях современной географии (СК-4);
- готов использовать результаты географических исследований для прогнозирования развития природных и социально-экономических процессов (СК-5).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- этапы возникновения и становления географии;
- основные направления развития географической науки в новое время;
- особенности современной географии в США, Западной Европе, России, Китае;
- систему географических наук.
уметь:
- объяснять особенности развития географии с позиций исторического мировоззрения эпох;
- ориентироваться в мире современных географических знаний;
- определять уровень достоверности географической информации.
владеть:
- географической номенклатурой;
- навыками ведения дискуссий, связанных с состоянием геоэкосоциосистемы и прогнозом ее развития;
- навыками применения полученной информации для формирования географического и экологического мировоззрения.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
5. Разработчики:
МПГУ, профессор кафедры физической географии и геоэкологии Э.М. Раковская
«Картография с основами топографии»
1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области картографии и топографии с учетом содержательной специфики предмета «География» в общеобразовательной школе.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Картография с основами топографии» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.7).
Для освоения дисциплины «Картография с основами топографии» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «География» и «Математика» на предыдущем уровне образования, а также в ходе освоения студентами дисциплины «Основы математической обработки информации».
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, дисциплин по выбору студентов, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:
- способен определять географические объекты, явления и процессы на глобальном, региональном и локальном уровнях (СК-1);
- способен выявлять взаимосвязи природных, экономических и социальных компонентов в географических комплексах разного ранга (СК-2);
- владеет методами естественнонаучных и социально-экономических исследований (СК-3);
- способен ориентироваться в научных теориях и концепциях современной географии (СК-4);
- готов использовать результаты географических исследований для прогнозирования развития природных и социально-экономических процессов (СК-5).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- основы геодезии, топографии и картографии;
- виды, содержание и основные способы использования географических карт, аэро- и космических снимков;
- законы построения, математическую основу и основные способы создания карт;
- новейшие методы получения топографической и картографической информации (дистанционные методы, спутниковая навигация и др.).
уметь:
- различать топографические, общегеографические и тематические карты;
- получать количественную информацию с различных карт;
- графически отображать на картах и схемах количественную и качественную информацию.
владеть:
- навыками измерения земной поверхности;
- методами топографической съемки местности;
- навыками определения по карте пространственных взаимосвязей между объектами картографирования;
- способами дешифрирования и анализа аэрофото- и космических снимков земной поверхности.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы:
5. Разработчики:
МПГУ, доцент кафедры физической географии и геоэкологии В.О. Стулышапка
«Общее землеведение»
1.Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний базового курса географического образования в области физической географии и геоэкологии с учетом содержательной специфики предмета «География» в общеобразовательной школе.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Общее землеведение» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.8).
Для освоения дисциплины «Общее землеведение» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «География», «Математика» и «Биология» на предыдущем уровне образования, а также в ходе освоения студентами дисциплин «Геология» и «Картография с основами топографии».
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, дисциплин по выбору студентов, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:
- способен определять географические объекты, явления и процессы на глобальном, региональном и локальном уровнях (СК-1);
- способен выявлять взаимосвязи природных, экономических и социальных компонентов в географических комплексах разного ранга (СК-2);
- владеет методами естественнонаучных и социально-экономических исследований (СК-3);
- способен ориентироваться в научных теориях и концепциях современной географии (СК-4);
- готов использовать результаты географических исследований для прогнозирования развития природных и социально-экономических процессов (СК-5).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- состояние и перспективы развития географических наук, их роль в современном научном знании о природе;
- основные природные явления, события и процессы, происходящие в различных сферах географической оболочки;
- основные физико-географические законы и границы их действия.
уметь:
- выявлять взаимосвязи между компонентами географической оболочки и происходящими с ними процессами;
- определять в природе изученные ранее явления и процессы (идентифицировать погоду, формы рельефа, воды суши, ландшафты различного таксономического уровня);
- использовать теоретические знания для анализа незнакомых физико-географических ситуаций;
- составлять элементарные прогнозы развития компонентов географической оболочки;
- оценивать геоэкологическое состояние местности любого ранга;
- аргументировать научную позицию.
владеть:
- географическим научным языком и терминологией;
- современными методами физико-географических исследований;
- навыками обработки географической информации.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц.
5. Разработчики:
МПГУ, доцент кафедры физической географии и геоэкологии Т.М. Савцова
«Физическая география материков и океанов»
1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области физической географии материков и океанов с учетом содержательной специфики предмета «География» в общеобразовательной школе.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Физическая география материков и океанов» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.9).
Для освоения дисциплины «Физическая география материков и океанов» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «География» и «Биология» на предыдущем уровне образования, а также в ходе освоения студентами дисциплин «Геология», «Общее землеведение», «Картография с основами топографии», «География почв с основами почвоведения», «Биогеография», «История географии».
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, дисциплин по выбору студентов, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:
- способен определять географические объекты, явления и процессы на глобальном, региональном и локальном уровнях (СК-1);
- способен выявлять взаимосвязи природных, экономических и социальных компонентов в географических комплексах разного ранга (СК-2);
- владеет методами естественнонаучных и социально-экономических исследований (СК-3);
- способен ориентироваться в научных теориях и концепциях современной географии (СК-4);
- готов использовать результаты географических исследований для прогнозирования развития природных и социально-экономических процессов (СК-5).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- закономерности и факторы пространственной дифференциации географической оболочки;
- особенности взаимодействия человека и природы в пределах каждого региона;
- региональные аспекты основных экологических проблем;
уметь:
- отбирать и анализировать информацию о крупных природных регионах Земли;
- анализировать отраслевые карты для выявления особенностей природных регионов;
- выявлять взаимосвязи между компонентами природы для изучаемого региона;
- объяснять закономерности, определяющие единство и различия природы регионов (океанов, материков, субконтинентов, физико-географических стран);
- владеть методикой составления и изложения комплексных характеристик изучаемых природных объектов;
- оценивать влияние специфических черт природы регионов на жизнь и деятельность людей;
владеть:
- навыками работы с общегеографическими и отраслевыми картами различного масштаба;
- навыками составления и анализа таблиц, диаграмм, графиков, климатограмм, комплексных профилей.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц.
5. Разработчики:
МПГУ, кафедра физической географии и геоэкологии, доцент Т.Ю. Притула
«Физическая география России»
1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области физической географии России и ее регионов с учетом содержательной специфики предмета «География» в общеобразовательной школе.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Физическая география России» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.10).
Для освоения дисциплины «Физическая география России» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «География» и «Биология» на предыдущем уровне образования, а также в ходе освоения студентами дисциплин «Геология», «Общее землеведение», «Картография с основами топографии», «Физическая география материков и океанов», «Основы экологии и геоэкологии».
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, дисциплин по выбору студентов, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:
- способен определять географические объекты, явления и процессы на глобальном, региональном и локальном уровнях (СК-1);
- способен выявлять взаимосвязи природных, экономических и социальных компонентов в географических комплексах разного ранга (СК-2);
- владеет методами естественнонаучных и социально-экономических исследований (СК-3);
- способен ориентироваться в научных теориях и концепциях современной географии (СК-4);
- готов использовать результаты географических исследований для прогнозирования развития природных и социально-экономических процессов (СК-5).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- основные черты компонентов природы и их пространственное изменение в пределах России;
- особенности природных зон России;
- специфику природы физико-географической стран России;
- антропогенные изменения компонентов природы, природных зон и физико-географических стран;
- экологические проблемы отдельных регионов.
уметь:
- характеризовать и объяснять закономерности размещения компонентов природы по территории страны;
- описывать морфологические особенности отдельных объектов природы и устанавливать процессы их формирования;
- читать и сопоставлять тематические карты;
- устанавливать взаимосвязи между различными компонентами природы;
- выявлять черты сходства и различия для ПТК разного ранга и объяснять их причины;
- давать геоэкологическую оценку отдельного региона.
владеть:
- навыками работы с литературными и картографическими источниками для получения новой информации;
- навыками комплексного анализа природы отдельного региона;
- методами экологического мониторинга для оценки экологического состояния региона и предсказаний возможных последствий.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц.
5. Разработчики:
МПГУ, профессор кафедры физической географии и геоэкологии Э.М. Раковская
«Основы экономики и технологии отраслей хозяйства»
1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области основ экономики и технологии отраслей хозяйства с учетом содержательной специфики предмета «География» в общеобразовательной школе.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Основы экономики и технологии отраслей хозяйства» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.11).
Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «География», «История», «Обществознание» на предыдущем уровне образования, а также в ходе освоения студентами дисциплин «Геология», «Общее землеведение», «Картография с основами топографии», «История географии», «Физическая география материков и океанов».
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, дисциплин по выбору студентов, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:
- способен ориентироваться в научных теориях и концепциях современного естество- и обществознания (СК – 1);
- способен соотносить собственные мировоззренческие подходы с общими закономерностями развития природы и человеческого общества (СК – 2);
- способен использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе экономических и технологических проблем развития важнейших отраслей хозяйства (СК – 3);
- способен свободно ориентироваться с экономических и технологических особенностях различных производственных процессов важнейших отраслей хозяйства (СК – 4);
- способен выявлять степень влияния различных факторов на размещении предприятий важнейших отраслей хозяйства (СК – 5);
- готов осуществлять прогнозирование основных направлений совершенствования технологических процессов важнейших отраслей хозяйства (СК – 6);
- готов пропагандировать снижение отрицательного воздействия различных производственных процессов на окружающую природную среду (СК – 7).
В результате изучения студент должен:
знать:
– естественно- и общественно-научные основы дисциплины;
– технологические и экономические особенности основных производственных процессов важнейших отраслей хозяйства;
– основные направления совершенствования технологии важнейших отраслей хозяйства;
– влияние различных факторов на размещение предприятий важнейших отраслей хозяйства;
– особенности воздействия на окружающую природную среду производственных процессов важнейших отраслей хозяйства.
уметь:
– пользоваться показателями удельных расходов основного и вспомогательного сырья, топлива и энергии в различных производственных процессах;
– выделять экономические особенности основных производственных процессов (производительность, интенсивность, трудоёмкость, капиталоёмкость и т. д.);
– прогнозировать направления совершенствования технологии важнейших отраслей хозяйства;
– устанавливать взаимосвязь между технологическими и экономическими особенностями производственных процессов важнейших отраслей хозяйства и особенностями территориального размещения их производственных мощностей.
владеть:
– навыками работы с литературой, статистическими данными, ресурсами Интернет для получения необходимых сведений;
– приемами научного описания технологических и экономических особенностей различных производственных процессов важнейших отраслей хозяйства;
– навыками научно обоснованного объяснения закономерностей территориального размещения предприятий различной производственной специализации.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы.
5. Разработчик:
МПГУ, доцент кафедры экономической и социальной географии Е. В. Баранчиков
«Общая экономическая и социальная география»
1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области политической географии, экономики природопользования, географии населения, отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства с учетом содержательной специфики предмета «География» в общеобразовательной школе.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Общая экономическая и социальная география» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.12).
Для освоения дисциплины «Общая экономическая и социальная география» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «География», «История», «Обществознание» на предыдущем уровне образования, а также в ходе освоения студентами дисциплин «Геология», «Общее землеведение», «Картография с основами топографии», «История географии», «Физическая география материков и океанов».
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, дисциплин по выбору студентов, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:
- способен определять географические объекты, явления и процессы на глобальном, региональном и локальном уровнях (СК-1);
- способен выявлять взаимосвязи природных, экономических и социальных компонентов в географических комплексах разного ранга (СК-2);
- владеет методами естественнонаучных и социально-экономических исследований (СК-3);
- способен ориентироваться в научных теориях и концепциях современной географии (СК-4);
- готов использовать результаты географических исследований для прогнозирования развития природных и социально-экономических процессов (СК-5).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
– теоретические основы экономической, социальной и политической географии;
– историко-географические аспекты мирового развития, в том числе отдельных регионов мира;
– современную политическую карту мира и важнейшие международные организации;
– закономерности размещения мировых природных ресурсов и проблемы ресурсообеспеченности;
– особенности географии населения мира;
– характерные черты современной структуры мирового хозяйства;
– особенности территориальной структуры различных отраслей мирового хозяйства.
уметь:
– пользоваться географическими картами, статистическими данными, геоинформационными системами, учебной и научной литературой;
– сопоставлять демографические, социально-экономические и другие показатели;
– определять уровень ресурсообеспеченности и качества жизни (мира в целом, регионов и стран);
– осуществлять группировку различных социально-экономических явлений и процессов;
– определять основные тенденции развития мирового хозяйства.
владеть:
– методами научного описания экономико-географических процессов и явлений;
– научного описания экономико-географических процессов и явлений, чтения географических карт и статистических данных;
– навыками выполнения расчетно-графических работ (заполнение таблиц, построение графиков, схем и т. п.);
– навыками построения контурных карт;
– способами презентации экономико-географической информации.
4. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 8 зачётных единиц.
5. Разработчики:
МПГУ, зав.кафедрой экономической и социальной географии, профессор В.П. Максаковский
МПГУ, доцент кафедры экономической и социальной географии Н.Н. Роготень
«Экономическая и социальная география России»
1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области экономической и социальной географии России и ее регионов с учетом содержательной специфики предмета «География» в общеобразовательной школе.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Экономическая и социальная география России» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.13).
Для освоения дисциплины «Экономическая и социальная география России» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «География», «История», «Обществознание» на предыдущем уровне образования, а также в ходе освоения студентами дисциплин «Геология», «Общее землеведение», «Картография с основами топографии», «История географии», «Физическая география России», «Общая экономическая и социальная география».
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, дисциплин по выбору студентов, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:
- способен определять географические объекты, явления и процессы на глобальном, региональном и локальном уровнях (СК-1);
- способен выявлять взаимосвязи природных, экономических и социальных компонентов в географических комплексах разного ранга (СК-2);
- владеет методами естественнонаучных и социально-экономических исследований (СК-3);
- способен ориентироваться в научных теориях и концепциях современной географии (СК-4);
- готов использовать результаты географических исследований для прогнозирования развития природных и социально-экономических процессов (СК-5).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
– особенности географического положения России (геополитического, геоэкономического, экономико-географического, военно-стратегического и др.);
– принципы территориального деления России;
– особенности природно-ресурсного потенциала и населения регионов России;
– специфические черты важнейших межотраслевых комплексов России;
– факторы размещения различных отраслей хозяйства России;
– географические особенности развития различных отраслей хозяйства России;
– особенности отраслевой и территориальной структуры регионов России.
уметь:
– пользоваться картами, статистическими данными и геоинформационными системами;
– определять уровень ресурсообеспеченности регионов России;
– сопоставлять основные демографические, экономические и социальные показатели;
– рассчитывать коэффициенты специализации регионов России;
– определять тенденции развития регионов России;
– выделять дробные единицы экономического районирования внутри регионов России.
владеть:
– методами научного описания экономико-географических процессов и явлений;
– навыками чтения географических карт и статистических данных;
– навыками выполнения расчетно-графических работ (заполнение таблиц, построение графиков, схем и т. п.);
– навыками построения контурных карт;
– способами презентации экономико-географической информации.
4. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 10 зачётных единиц.
5. Разработчики:
МПГУ, доцент кафедры экономической и социальной географии Е.В. Баранчиков
«Экономическая и социальная география зарубежных стран»
- 1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области экономической и социальной географии регионов мира и зарубежных стран с учетом содержательной специфики предмета «География» в общеобразовательной школе.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Экономическая и социальная география» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.14).
Для освоения дисциплины студенты используют знания и умения, сформированные в процессе изучения предметов «Геология», «Общее землеведение», «Картография с основами топографии», «История географии», «Физическая география России», «Общая экономическая и социальная география», «Экономическая и социальная география России».
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин по выбору студентов, подготовки к итоговой государственной аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:
- способен определять географические объекты, явления и процессы на глобальном, региональном и локальном уровнях (СК-1);
- способен выявлять взаимосвязи природных, экономических и социальных компонентов в географических комплексах разного ранга (СК-2);
- владеет методами естественнонаучных и социально-экономических исследований (СК-3);
- способен ориентироваться в научных теориях и концепциях современной географии (СК-4);
- готов использовать результаты географических исследований для прогнозирования развития природных и социально-экономических процессов (СК-5).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
– основные этапы формирования современного политического облика планеты;
– принципы выделения макрорегионов мира;
– особенности природно-ресурсного потенциала и населения различных регионов мира;
– географические особенности развития различных отраслей мирового хозяйства;
– особенности отраслевой и территориальной структуры зарубежных стран.
уметь:
– пользоваться географическими картами, статистическими данными и геоинформационными системами;
– оценивать природно-ресурсный потенциал регионов и стран современного мира;
– сопоставлять между собой основные демографические и социальные показатели;
– выделять специфические черты важнейших межотраслевых комплексов;
– понимать факторы размещения различных отраслей хозяйства, роль в международном разделении труда ведущих экономически развитых и развивающихся стран мира;
– анализировать и сопоставлять особенности экономической и социальной географии различных стран мира.
владеть:
- методами научного описания экономико-географических процессов и явлений;
- навыками чтения географических карт и статистических данных;
- навыками выполнения расчетно-графических работ (заполнение таблиц, построение графиков, схем и т. п.);
- навыками построения контурных карт;
- способами презентации экономико-географической информации.
4. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 9 зачётных единиц.
5. Разработчики:
МПГУ, зав.кафедрой экономической и социальной географии, профессор В.П. Максаковский
МПГУ, доцент кафедры экономической и социальной географии Д.В.Заяц
«География Московского региона»
1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области географии Московского региона.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «География Московского региона» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.15).
Для освоения дисциплины студенты используют знания и умения, сформированные в процессе изучения предметов «Геология», «Картография с основами топографии», «Физическая география России», «Экономическая и социальная география России», «Основы экологии и геоэкологии».
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин по выбору студентов, подготовки к итоговой государственной аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:
- способен определять географические объекты, явления и процессы на глобальном, региональном и локальном уровнях (СК-1);
- способен выявлять взаимосвязи природных, экономических и социальных компонентов в географических комплексах разного ранга (СК-2);
- владеет методами естественнонаучных и социально-экономических исследований (СК-3);
- способен ориентироваться в научных теориях и концепциях современной географии (СК-4);
- готов использовать результаты географических исследований для прогнозирования развития природных и социально-экономических процессов (СК-5).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
– различные точки зрения на определение границ Московского региона;
– особенности природно- и экономико-географического положения Московского региона;
– историю формирования и развития Московского региона;
– особенности природы Московского региона и основные проблемы природопользования;
– специфические черты населения Московского региона;
– особенности отраслевой и территориальной структуры Московского региона
уметь:
– пользоваться картами, статистическими данными и геоинформационными системами;
– устанавливать взаимосвязь между особенностями природы, населения, отраслевой и территориальной структуры хозяйства различных частей Московского региона;
– определять основные тенденции развития Московского региона.
владеть:
– методами научного описания экономико-географических процессов и явлений;
– навыками чтения географических карт и статистических данных;
– навыками выполнения расчетно-графических работ (заполнение таблиц, построение графиков, схем и т. п.);
– навыками построения контурных карт;
– способами презентации экономико-географической информации.
4. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы.
5. Разработчики:
МПГУ, доцент кафедры физической географии и геоэкологии В.А. Кошевой
МПГУ, доцент кафедры экономической и социальной географии Е.В. Баранчиков
«Основы экологии и геоэкологии»
1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области экологии и геоэкологии с учетом содержательной специфики предмета «География» в общеобразовательной школе.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Основы экологии и геоэкологии» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.16).
Для освоения дисциплины «Основы экологии и геоэкологии» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «География», «Химия», «Биология», «Физика» на предыдущем уровне образования, а также в ходе освоения студентами дисциплин «Геология», «Общее землеведение», «География почв с основами почвоведения», «Биогеография».
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, дисциплин по выбору студентов, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:
- способен определять географические объекты, явления и процессы на глобальном, региональном и локальном уровнях (СК-1);
- способен выявлять взаимосвязи природных, экономических и социальных компонентов в географических комплексах разного ранга (СК-2);
- владеет методами естественнонаучных и социально-экономических исследований (СК-3);
- способен ориентироваться в научных теориях и концепциях современной географии (СК-4);
- готов использовать результаты географических исследований для прогнозирования развития природных и социально-экономических процессов (СК-5).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- основы природопользования и охраны природы;
- глобальные экологические и эколого-политические проблемы России и мира;
- географические и социально-экономические аспекты экологических проблем.
уметь:
- составлять элементарные геоэкологические прогнозы развития компонентов географической оболочки, геосферы, ландшафта или природного объекта;
- оценивать геоэкологическое состояние региона;
- составлять рекомендации по исправлению предкризисных и кризисных экологических ситуаций.
владеть:
- навыками измерений основных физико-географических и геоэкологических характеристик при производстве натурных измерений на местности;
- современными методами геоэкологических исследований, включая использование информационных технологий;
- различными способами представления геоэкологической информации и результатов исследований.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
5. Разработчики:
МПГУ, доцент кафедры физической географии и геоэкологии В.А. Кошевой
«Индикация состояния окружающей среды»
- 1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области индикации состояния окружающей среды.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Индикация состояния окружающей среды» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.17).
Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «География», «Химия», «Биология», «Физика» на предыдущем уровне образования, а также в ходе освоения студентами дисциплин «Геология», «Общее землеведение», «География почв с основами почвоведения», «Биогеографии», «Основы экологии и геоэкологии».
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, дисциплин по выбору студентов, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:
- способен определять географические объекты, явления и процессы на глобальном, региональном и локальном уровнях (СК-1);
- способен выявлять взаимосвязи природных, экономических и социальных компонентов в географических комплексах разного ранга (СК-2);
- владеет методами естественнонаучных и социально-экономических исследований (СК-3);
- способен ориентироваться в научных теориях и концепциях современной географии (СК-4);
- готов использовать результаты географических исследований для прогнозирования развития природных и социально-экономических процессов (СК-5).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- теоретические основы индикации состояния окружающей среды;
- современные методы эколого-геохимической и биологической индикации;
- современные источники и причины загрязнения окружающей среды и изменения окружающей среды на различных уровнях организации географической оболочки.
уметь:
- применять методы индикации окружающей среды на практике;
- использовать приборы и оборудование при индикационных исследованиях;
- использовать современные информационные технологии для сбора и анализа экологической информации.
владеть:
- навыками организации и проведения индикационных исследований;
- навыками анализа и представления экологических данных;
- навыками работы с приборами и оборудованием.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.
5. Разработчики:
МПГУ, доцент кафедры геологии и геохимии ландшафта Е.В. Филатова
МПГУ, ст.преп. кафедры геологии и геохимии ландшафта Е.А. Фураев
Поделиться
Получайте материалы на почту
Присылаем письма не чаще раза в неделю, вы всегда можете отписаться.