Срочно для обсуждения! Уважаемые коллеги! Минобрнауки России представляет на заключительный этап обсуждения проект своего документа Приказ Минобрнауки : ПОРЯДОК организации и осуществления образовательной деятельности по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры Дата окончания приема предложений и замечаний: 26.06.2013 Адрес для представления замечаний и предложений: info@mon.gov.ru
Срочно для обсуждения!!
Уважаемые коллеги!
Минобрнауки России представляет на заключительный этап обсуждения проект своего документа Приказ Минобрнауки
:
ПОРЯДОК
организации и осуществления образовательной деятельности
по программам бакалавриата, программам специалитета,
программам магистратуры
http://www.fgosvpo.ru/uploadfiles/proekt%20doc/v02.pdf
Дата окончания приема предложений и замечаний: 26.06.2013
Адрес для представления замечаний и предложений: info@mon.gov.ru
Приложение
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от «____»__________2013 г. №____
ПОРЯДОК
организации и осуществления образовательной деятельности
по программам бакалавриата, программам специалитета,
программам магистратуры
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет требования к организации и осуществлению образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (далее вместе – образовательные программы).
2. Программы бакалавриата и программы специалитета реализуются образовательными организациями высшего образования, программы магистратуры – образовательными организациями высшего образования и научными организациями (далее вместе – организации), имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности, выданную уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и образовательными стандартами, утвержденными образовательными организациями высшего образования самостоятельно (далее – образовательные стандарты, утвержденные организациями), в целях создания студентам (курсантам) (далее – обучающиеся) условий для достижения планируемых результатов освоения образовательных программ.
3. Педагогические, научные работники, представители работодателей участвуют в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных профессиональных образовательных программ, координации действий организаций в обеспечении качества и развития содержания высшего образования по образовательным программам посредством создания учебно-методических объединений в системе высшего образования по областям знаний, укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, совокупностям родственных укрупненных групп.
Координация деятельности учебно-методических объединений в системе высшего образования осуществляется Координационным советом учебно-методических объединений в системе высшего образования, в состав которого входят представители указанных объединений.
4. Высшее образование по образовательным программам может быть получено в организациях в очной, очно-заочной и заочной формах обучения, а также вне организаций в форме самообразования. Формы получения образования и формы обучения устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами и образовательными стандартами, утвержденными организациями (далее вместе – образовательные стандарты).
5. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами реализуются:
программы бакалавриата с присвоением выпускникам квалификаций «академический бакалавр» и (или) «прикладной бакалавр»;
программы специалитета с присвоением выпускникам квалификаций, определяемых федеральными государственными образовательными стандартами;
программы магистратуры с присвоением выпускникам квалификации «магистр».
Квалификации, присваиваемые выпускникам по завершении освоения образовательных программ, реализуемых в соответствии с образовательными стандартами, утвержденными организациями, устанавливаются указанными образовательными стандартами.
6. Образовательные программы реализуются в соответствии с перечнями направлений подготовки и специальностей, утверждаемыми Министерством образования и науки Российской Федерации:
программы бакалавриата и программы магистратуры – по направлениям подготовки;
программы специалитета – по специальностям.
7. Образовательная программа имеет направленность (профиль), характеризующую ее ориентацию на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющую ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам ее освоения[1]. Направленность (профиль) образовательной программы соответствует направлению подготовки (специальности) либо конкретизирует ориентацию образовательной программы на области знания и (или) виды деятельности в рамках направления подготовки (специальности).
Направленность (профиль) программы бакалавриата устанавливается организацией в рамках направления подготовки либо в соответствии с направлением подготовки.
Направленность (профиль) программы специалитета устанавливается следующим образом:
в случае если образовательным стандартом определен перечень специализаций, организация выбирает специализацию из указанного перечня;
в случае отсутствия специализаций, установленных образовательным стандартом, направленность (профиль) программы специалитета соответствует специальности либо определяется специализацией, устанавливаемой организацией в рамках специальности.
Направленность (профиль) программы магистратуры устанавливается организацией в рамках направления подготовки.
Организация может реализовывать по направлению подготовки (специальности) одну программу бакалавриата (программу специалитета, программу магистратуры) или несколько программ бакалавриата (программ специалитета, программ магистратуры), имеющих различную направленность (профиль).
8. При осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам организация обеспечивает реализацию дисциплин (модулей), проведение практик, проведение контроля качества освоения образовательных программ посредством текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся.
III. Общие требования к структуре образовательных программ
9. В структуре образовательной программы выделяются:
базовая часть, являющаяся обязательной и направленная на формирование у обучающихся компетенций, установленных образовательным стандартом (включает в себя дисциплины (модули) и практики, установленные образовательным стандартом (при наличии таких дисциплин (модулей) и практик), а также дисциплины (модули) и практики, установленные организацией);
вариативная часть, формируемая участниками образовательных отношений и направленная на формирование у обучающихся компетенций, установленных организацией дополнительно к компетенциям, установленным образовательным стандартом, а также на расширение и (или) углубление компетенций, установленных образовательным стандартом (включает в себя дисциплины (модули) и практики, установленные организацией).
10. При реализации инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация обеспечивает включение в вариативную часть образовательной программы специализированных адаптационных дисциплин (модулей).
11. Организация обеспечивает обучающимся возможность освоения в рамках вариативной части образовательной программы в порядке, установленном локальным нормативным актом организации, элективных (избираемых в обязательном порядке) дисциплин (модулей) и практик, а также факультативных (необязательных для изучения при освоении программы) дисциплин (модулей). Объем факультативных дисциплин (модулей) не включается в объем образовательных программ, установленный пунктом 30 настоящего Порядка.
12. Особенности формирования вариативной части образовательных программ, реализуемых федеральными образовательными организациями высшего образования, находящимися в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее соответственно – организации, находящиеся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона; федеральные государственные органы), устанавливаются федеральными государственными органами[2].
13. Программы бакалавриата и программы специалитета при очной форме обучения включают в себя учебные занятия по физической культуре (физической подготовке). Порядок проведения и объем указанных занятий при очно-заочной и заочной формах обучения, при сочетании различных форм обучения, при реализации образовательной программы с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также при освоении образовательной программы инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья устанавливается организацией.
14. Обязательными для освоения обучающимся являются дисциплины (модули) и практики базовой части образовательной программы, а также дисциплины (модули) и практики вариативной части образовательной программы в соответствии с направленностью (профилем) образовательной программы, в том числе избранные обучающимся элективные дисциплины (модули) и практики.
III. Общие требования к разработке образовательных программ
15. Образовательная программа представляет собой комплекс основных
характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты),
организационно-педагогических условий, форм текущего контроля
успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой (государственной итоговой) аттестации.
16. В образовательной программе определяются:
планируемые результаты освоения образовательной программы – компетенции обучающихся, установленные образовательным стандартом, и компетенции обучающихся, установленные организацией дополнительно к компетенциям, установленным образовательным стандартом, с учетом направленности (профиля) образовательной программы);
планируемые результаты обучения по каждому модулю (дисциплине) и практике – знания, умения, навыки, уровень сформированности компетенций.
Достижение планируемых результатов обучения по всем дисциплинам (модулям) и практикам должно обеспечивать достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.
17. Образовательная программа представляется в виде следующих компонентов:
общая характеристика образовательной программы;
учебный план;
календарный учебный график;
рабочие программы дисциплин (модулей) и практик;
фонд оценочных средств для итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся, программы экзаменов (государственных экзаменов) итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся (в случае включения указанных экзаменов в состав указанной аттестации).
Организация может включить в состав образовательной программы также иные компоненты.
18. В общей характеристике образовательной программы указываются:
квалификация, присваиваемая выпускникам;
вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовятся выпускники;
направленность (профиль) образовательной программы;
планируемые результаты освоения образовательной программы;
сведения о профессорско-преподавательском составе, необходимом для реализации образовательной программы.
Организация может включить в состав общей характеристики образовательной программы также иные сведения.
19. В учебном плане указывается перечень дисциплин (модулей), практик, аттестационных испытаний итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся (далее вместе – виды учебной деятельности) с указанием их объема в зачетных единицах, последовательности и распределения по периодам обучения с выделением трудоемкости контактной работы обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) в академических или астрономических часах. Для каждой дисциплины (модуля) и практики указывается форма промежуточной аттестации обучающихся.
20. В календарном учебном графике указываются периоды осуществления видов учебной деятельности.
21. Рабочая программа дисциплины (модуля) включает в себя:
наименование дисциплины (модуля);
описание планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы;
описание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы;
объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся;
описание содержания дисциплины (модуля), структурированного по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий;
перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю);
критерии и описание процедур оценки результатов обучения по дисциплине (модулю) (для каждого результата обучения) при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю);
перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля);
перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины (модуля);
методические рекомендации преподавателям по дисциплине (модулю);
методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля);
перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем;
описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю).
22. Рабочая программа практики включает в себя:
указание вида практики и формы (форм) ее проведения;
описание планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы;
описание места практики в структуре образовательной программы:
объём практики в зачетных единицах и ее продолжительность в неделях либо в академических или астрономических часах;
описание содержания практики;
указание форм отчётности по практике;
критерии и описание процедур оценки результатов обучения при прохождении практики (для каждого результата обучения) при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по практике;
перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», необходимых для проведения практики;
перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем;
описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики.
23. Образовательная программа (ее компоненты) разрабатывается и утверждается организацией до начала реализации образовательной программы и подлежит обновлению и переутверждению с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы. Образовательная программа подлежит хранению согласно номенклатуре дел организации.
Порядок формирования, утверждения и обновления образовательных программ определяется локальным нормативным актом организации.
24. Информация об образовательной программе размещается на официальном сайте организации в сети «Интернет», а в случае применения электронного обучения – также в электронной информационно-образовательной среде организации.
IV. Общие требования к реализации образовательных программ
25. Выбор методов обучения, средств обучения, образовательных технологий и учебно-методического обеспечения реализации образовательной программы осуществляется организацией самостоятельно, исходя из необходимости достижения обучающимися запланированных результатов освоения образовательной программы, а также с учетом индивидуальных возможностей обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
26. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение[3].
27. При реализации образовательных программ может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий[4].
28. При реализации образовательных программ может применяться сетевая форма, которая обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций[5].
29. Реализация образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
Условия реализации образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, должны соответствовать следующим требованиям:
наличие у организации оформленной в установленном порядке лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, соответствующей степени секретности;
наличие у лиц, участвующих в реализации образовательного процесса в части освоения учебного материала, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, оформленного в установленном порядке допуска к государственной тайне по соответствующей форме;
осуществление образовательного процесса в части освоения учебного материала, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, в помещениях, удовлетворяющих требованиям нормативных правовых документов по режиму секретности, противодействию техническим разведкам и технической защите информации;
использование при реализации образовательного процесса в части освоения учебного материала, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, средств вычислительной техники и программного обеспечения, удовлетворяющих требованиям нормативных правовых документов по режиму секретности, противодействию иностранным техническим разведкам и технической защите информации.
30. Образовательные программы по вопросам защиты информации, составляющей государственную тайну, разрабатываются на основе методических рекомендаций и примерных (типовых) образовательных программ, рекомендованных Межведомственной комиссией по защите государственной тайны[6], согласовываются и утверждаются в порядке, определенном Межведомственной комиссией по защите государственной тайны.
IV. Требования к объему образовательных
программ и срокам получения образования
31. Объем образовательной программы (ее составной части) определяется как трудоемкость учебной нагрузки обучающегося при освоении образовательной программы (ее составной части), то есть время, которое предусмотрено учебным планом и календарным учебным графиком для выполнения обучающимся соответствующих видов учебной деятельности, включая контроль качества освоения образовательной программы. Для измерения объема образовательной программы и ее составных частей используется зачетная единица, представляющая собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося по всем видам учебной деятельности.
Величина зачетной единицы для образовательных программ, разработанных в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, эквивалентна 36 академическим часам (при продолжительности академического часа 45 минут) или 27 астрономическим часам.
При реализации образовательных программ, разработанных в соответствии с образовательными стандартами, утвержденными организацией, организация устанавливает величину зачетной единицы не менее 25 и не более 30 астрономических часов. Установленная организацией величина зачетной единицы является единой в рамках образовательной программы.
32. Объем образовательных программ составляет:
программ бакалавриата – не менее 180 и не более 300 зачетных единиц;
программ специалитета – не менее 240 и не более 360 зачетных единиц;
программ магистратуры – не менее 90 и не более 120 зачетных единиц.
В указанный объем образовательной программы не включаются учебные занятия по физической культуре (физической подготовке) (для указанных занятий не устанавливаются зачетные единицы).
33. Объем образовательной программы не зависит от формы получения образования, формы обучения, сочетания форм обучения, применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, использования сетевой формы реализации образовательной программы, обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения.
34. Объем образовательной программы, реализуемый за один учебный год (далее – годовой объем программы), при очной форме обучения составляет 60 зачетных единиц.
35. Годовой объем программы при очно-заочной и заочной формах обучения, при сочетании различных форм обучения, при реализации образовательной программы с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, при использовании сетевой формы реализации образовательной программы, а также при обучении по индивидуальному учебному плану составляет не более 75 зачетных единиц.
Годовой объем программы бакалавриата, программы специалитета для обучающегося, имеющего диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, годовой объем программы магистратуры для обучающегося, имеющего диплом специалиста или диплом магистра, определяется организацией в размере не более 90 зачетных единиц.
36. Годовой объем программы в случаях, указанных в пункте 33 настоящего Порядка, может быть установлен организацией в различных размерах для каждого учебного года.
37. Объем образовательной программы (ее составной части) выражается целым числом зачетных единиц.
38. Срок получения образования по образовательным программам (далее – срок получения образования) по очной форме обучения составляет:
по программе бакалавриата – от 3 до 5 лет;
по программе специалитета – от 4 до 6 лет;
по программе магистратуры – от 1,5 до 2 лет.
39. Объемы образовательных программ и сроки получения образования по образовательным программам по очной форме обучения по направлениям подготовки и специальностям устанавливаются образовательными стандартами.
Федеральным государственным образовательным стандартом может быть предусмотрена возможность уменьшения объема образовательной программы и (или) срока получения образования при реализации образовательной программы организациями, находящимися в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона.
40. Срок получения образования по очно-заочной и заочной формам обучения, а также при сочетании различных форм обучения может быть увеличен по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения:
по программам бакалавриата, программам специалитета – не более чем на 1 год;
по программам магистратуры – не более чем на 6 месяцев.
41. Срок получения образования при сочетании различных форм обучения устанавливается организацией в размере не менее срока получения образования по очной форме обучения и не более срока получения образования по заочной форме обучения.
42. Срок получения образования при использовании сетевой формы реализации образовательной программы, срок получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен организацией по сравнению со сроком получения образования по соответствующей форме обучения (сроком получения образования при сочетании различных форм обучения):
для программы бакалавриата, программы специалитета – не более чем на 1 год;
для программы магистратуры – не более чем на 6 месяцев.
43. Срок получения образования по очной форме обучения, установленный образовательным стандартом, и пределы увеличения срока получения образования, установленные пунктами 38-40 пунктами 38 и 39 Порядка, применяются вне зависимости от используемых организацией образовательных технологий.
44. Срок получения образования при ускоренном обучении по образовательным программам определяется организацией в соответствии с годовыми объемами программ, установленными в соответствии с требованиями пункта 33 настоящего Порядка.
45. Объем (годовой объем) образовательных программ и сроки получения образования по образовательным программам, устанавливаемые образовательными стандартами, должны соответствовать требованиям настоящего Порядка.
V. Общие требования к организации образовательного
процесса по образовательным программам
46. Срок получения образования по образовательной программе разделяется на учебные годы (курсы).
Учебный год по очной и очно-заочной формам обучения начинается 1 сентября. Организация может перенести срок начала учебного года по очной и очно-заочной формам обучения не более чем на 2 месяца. По заочной форме обучения, а также при сочетании форм обучения срок начала учебного года устанавливается организацией.
47. В учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее 7 недель. Срок получения образования по образовательной программе включает в себя каникулы, предоставляемые после прохождения итоговой (государственной итоговой) аттестации.
Особенности установления каникул обучающимся организаций, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона, устанавливаются федеральными государственными органами[7].
48. Образовательный процесс по образовательным программам организуется по периодам обучения – учебным годам (курсам), и (или) выделяемым в рамках курсов семестрам (2 семестра в рамках курса) или триместрам (3 триместра в рамках курса), и (или) выделяемым в рамках срока получения образования по образовательной программе периодам освоения модулей.
Выделение семестров, триместров, периодов освоения модулей осуществляется по решению организации.
49. Организация до начала обучения по образовательной программе формирует расписание учебных занятий в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком.
50. Срок получения образования по образовательной программе продлевается распорядительным актом организации на период академического отпуска обучающегося, на период отпуска по беременности и родам, а также на период болезни обучающегося во время проведения итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся.
Особенности продления срока получения образования по образовательным программам в организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона, устанавливаются федеральными государственными органами[8].
51. При сетевой форме реализации образовательных программ организация в установленном ею порядке осуществляет зачет результатов освоения обучающимися дисциплин (модулей) и практик в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, участвующих в реализации образовательных программ.
52. Для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, способности и (или) уровень развития, позволяющие освоить образовательную программу в более короткий срок по сравнению со сроком получения образования, установленным организацией в соответствии с настоящим Порядком и образовательным стандартом, по решению организации осуществляется ускоренное обучение по индивидуальному учебному плану в порядке, установленном локальным нормативным актом организации.
Решение об ускоренном обучении обучающегося принимается организацией на основании его личного заявления.
53. Сокращение срока получения образования при ускоренном обучении осуществляется посредством:
зачета результатов освоения дисциплин (модулей) и (или) практик, освоенных обучающимся при получении предшествующего среднего профессионального или высшего образования (далее – зачет);
повышения интенсивности освоения образовательной программы.
54. Зачет может быть осуществлен в форме переаттестации или перезачета полностью или частично отдельных дисциплин (модулей) и (или) отдельных практик в порядке, установленном локальным нормативным актом организации:
по программе бакалавриата, по программе специалитета – обучающемуся, имеющему диплом о среднем профессиональном образовании, диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра;
по программе магистратуры – обучающемуся, имеющему диплом специалиста или диплом магистра.
Решение о зачете принимается на основании представленного обучающимся диплома о среднем профессиональном образовании, диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра. Зачтенная трудоемкость дисциплин (модулей) и практик исключается из индивидуального учебного плана обучающегося и не учитывается при определении годового объема программы.
55. Повышение интенсивности освоения образовательной программы может быть осуществлено для лиц, имеющих соответствующие способности и (или) уровень развития, с учетом требований, установленных пунктом 33 настоящего Порядка. Решение о повышении интенсивности освоения образовательной программы принимается на основании результатов прохождения обучающимся первой промежуточной аттестации.
56. В случае если обучающийся зачислен в организацию на обучение по образовательной программе по очной, или очно-заочной, или заочной форме обучения, перевод обучающегося на обучение с сочетанием форм обучения осуществляется с его письменного согласия.
57. В случае если при использовании сетевой формы реализации образовательной программы срок получения образования увеличивается по сравнению со сроком получения образования, установленным для формы обучения, на обучение по которой зачислен обучающийся, использование сетевой формы реализации образовательной программы осуществляется с письменного согласия обучающегося.
58. Увеличение срока получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья по сравнению со сроком получения образования по соответствующей форме обучения осуществляется на основании письменного заявления обучающегося.
59. В части, не урегулированной настоящим Порядком и (или) иными нормативными правовыми актами, организация образовательного процесса по образовательным программам при сочетании форм обучения, при использовании сетевой формы реализации образовательных программ, при обучении по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренном обучении осуществляется в порядке, определяемом локальными нормативными актами организации.
V. Требования к формам учебных занятий
и формам работы обучающихся
60. По образовательным программам могут проводиться учебные занятия следующих видов:
лекции и иные учебные занятия, предусматривающие преимущественную передачу учебной информации преподавателем обучающимся (далее – занятия лекционного типа);
семинары, практические занятия, лабораторные работы, контрольные работы, коллоквиумы (далее вместе – занятия семинарского типа);
курсовое проектирование (выполнение курсовых работ) по одной или нескольким дисциплинам (модулям);
практики;
групповые консультации;
индивидуальные консультации и иные учебные занятия, предусматривающие индивидуальную работу преподавателя с обучающимся (в том числе руководство преддипломной практикой);
аттестационные испытания промежуточной аттестации обучающихся и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся.
Организация может проводить учебные занятия иных видов.
61. Для проведения занятий семинарского типа формируются учебные группы численностью не более 25 человек из числа обучающихся по одному направлению подготовки или специальности. Занятия семинарского типа проводятся для одной учебной группы. При необходимости возможно объединение в одну учебную группу обучающихся по различным направлениям подготовки или специальностям.
Для проведения занятий лекционного типа учебные группы по одному направлению подготовки или специальности могут объединяться в учебные потоки. При необходимости возможно объединение в один учебный поток учебных групп по различным направлениям подготовки или специальностям.
62. Учебные занятия по образовательным программам проводятся в форме контактной работы обучающихся с преподавателем, а также в форме самостоятельной работы обучающихся.
Контактная работа обучающихся с преподавателем включает в себя занятия лекционного типа, занятия семинарского типа, групповые консультации, индивидуальную работу преподавателя с обучающимся, аттестационные испытания промежуточной аттестации обучающихся и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся.
Контактная работа обучающихся с преподавателем может быть как аудиторной, так и внеаудиторной.
63. Организация предусматривает применение инновационных форм учебных занятий, развивающих у обучающихся навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (в том числе проведение интерактивных лекций, групповых дискуссий, ролевых игр, тренингов, анализ деловых ситуаций и имитационных моделей), преподавание дисциплин (модулей) в форме авторских курсов, составленных на основе результатов научных исследований, проводимых организацией, в том числе с учетом региональных особенностей профессиональной деятельности выпускников и потребностей работодателей.
64. Образовательным стандартом устанавливаются максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении дисциплин (модулей), а также максимальный объем занятий лекционного типа при освоении дисциплин (модулей). В указанные объемы не включаются учебные занятия по физической культуре (физической подготовке). При обучении по индивидуальному учебному плану максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю и максимальный объем занятий лекционного типа при освоении дисциплин (модулей) устанавливаются организацией вне зависимости от максимальных объемов, установленных образовательным стандартом.
VI. Требования к контролю качества
освоения образовательных программ
65. Контроль качества освоения образовательных программ включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую (государственную итоговую) аттестацию обучающихся.
66. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся проводятся в целях установления соответствия достижений обучающихся поэтапным требованиям образовательной программы.
Текущий контроль успеваемости предусматривает оценивание хода освоения дисциплин (модулей) и прохождения практик, промежуточная аттестация обучающихся – оценивание результатов освоения дисциплин (модулей), в том числе результатов курсового проектирования, прохождения практик посредством испытаний в форме экзаменов, зачетов и в иных формах, устанавливаемых организацией (далее – испытания).
67. Результаты экзаменов оцениваются по пятибалльной системе оценивания с выставлением оценок «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», либо по иной системе оценивания, установленной локальным нормативным актом организации, зачеты – с выставлением оценок «зачтено» и «не зачтено» либо по указанным выше системам оценивания.
68. В состав промежуточной аттестации обучающихся в течение учебного года включается не более 10 экзаменов и не более 12 зачетов (не включая испытания по физической культуре (физической подготовке).
При обучении по индивидуальному учебному плану в состав промежуточной аттестации обучающихся в течение учебного года включается не более 20 экзаменов и не более 25 зачетов.
Не допускается проведение двух и более экзаменов в течение одного дня.
69. Для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся организация формирует фонды *** сколько их? *** оценочных средств, включающие в себя типовые контрольные задания, позволяющие оценить знания, умения, навыки и уровень сформированности компетенций. *** а ГИА?
Фонды оценочных средств формируются организацией с учетом необходимости обеспечения оценивания достижения обучающимися планируемых результатов обучения по дисциплинам (модулям) и практикам и планируемых результатов освоения образовательных программ и степени готовности обучающихся к профессиональной деятельности в соответствии с образовательными стандартами и реализуемыми образовательными программами, в том числе оценивания способности обучающихся к творческой деятельности, к решению задач поискового характера при отсутствии общепринятых алгоритмов профессионального поведения.
70. Фонд оценочных средств включает в себя комплекты вариантов контрольных заданий для проведения каждого мероприятия текущего контроля успеваемости и испытания промежуточной аттестации обучающихся (далее вместе – оценочное мероприятие). Комплект вариантов контрольных заданий для проведения оценочного мероприятия должен содержать не менее 25 вариантов контрольных заданий.
71. Организация устанавливает период проведения оценочного мероприятия в соответствии с уровнем сложности контрольных заданий.
72. При проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся организация обеспечивает применение таких методов и форм контроля, как деловая или ролевая игра, кейс-задача, коллоквиум, круглый стол, дискуссия, компьютерное тестирование.
При проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся организация организует взаимооценивание и рецензирование обучающимися рефератов, курсовых проектов, дипломных проектов и иных работ (далее вместе – работы), оппонирование работ обучающимися, оценивание работ экспертными группами, в состав которых включаются преподаватели, обучающиеся и представители работодателей.
73. Обучающемуся, имеющему академическую задолженность, либо не прошедшему промежуточной аттестации по уважительной причине, распорядительным актом организации устанавливается срок прохождения соответствующего испытания (соответствующих испытаний). Обучающийся, имеющий академическую задолженность, вправе пройти соответствующее испытание не более двух раз в сроки, определяемые организацией в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.
74. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность по состоянию на конец учебного года (курса), переводятся на следующий курс условно распорядительным актом организации. Указанным распорядительным актом устанавливаются сроки прохождения промежуточной аттестации.
75. Формы, система оценивания, порядок и периодичность проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, включая порядок установления сроков прохождения соответствующих испытаний обучающимся, не прошедшим промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющим академическую задолженность, устанавливаются локальными нормативными актами организации с учетом требований настоящего Порядка.
По каждой формируемой компетенции формы и процедуры промежуточной аттестации должны соответствовать требованиям к уровню сформированности компетенции на данном этапе освоения образовательной программы.
76. Итоговая (государственная итоговая) аттестация реализуется путем прохождения обучающимися аттестационных (государственных аттестационных) испытаний в форме экзамена (государственного экзамена) и (или) защиты выпускной квалификационной работы.
Государственная итоговая аттестация проводится в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации.
77. Лица, освоившие образовательные программы в форме самообразования (если образовательным стандартом допускается получение образования по соответствующим образовательным программам в форме самообразования), а также лица, освоившие образовательные программы, не имеющие государственной аккредитации, могут быть зачислены в организацию, реализующую имеющие государственную аккредитацию соответствующие образовательные программы, в качестве экстернов для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.
После зачисления экстерна ему утверждается индивидуальный учебный план, предусматривающий прохождение промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации.
Условия и порядок зачисления экстернов в организацию (включая порядок установления сроков, на которые зачисляются экстерны, и сроков прохождения ими промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации) устанавливаются локальным нормативным актом организации.
Прохождение экстерном промежуточной и государственной итоговой аттестации осуществляется в соответствии с положениями настоящего Порядка и Порядка проведения государственной итоговой аттестации по программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утверждаемого Министерством образования и науки Российской Федерации.
VII. Отчисление и восстановление на обучение
по образовательным программам
78. В случае если обучающийся не ликвидировал в установленные сроки академической задолженности, а также в иных случаях, предусмотренных локальными нормативными актами организации по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, обучающийся отчисляется из организации.
79. Лицо, отчисленное из организации, по его заявлению может быть восстановлено на обучение по образовательной программе в ту организацию, из которой оно было отчислено, в порядке и в сроки, установленные локальным нормативным актом организации, при наличии в организации свободных мест на соответствующем курсе.
80. Отчисление обучающегося и восстановление на обучение по образовательной программе осуществляется распорядительным актом организации.
81. Если лицо, указанное в пункте 73 настоящего Порядка, до отчисления обучалось по образовательной программе за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджет (далее – бюджетные ассигнования), и на момент подачи заявления о восстановлении в организации имеются свободные места на соответствующем курсе, финансируемые за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета (далее – свободные бюджетные места), указанному лицу предоставляется возможность восстановления на обучение за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета.
Если количество заявлений о восстановлении, поданных лицами, обучавшимися до отчисления за счет бюджетных ассигнований, превышает количество свободных бюджетных мест, организация проводит конкурсный отбор лиц, наиболее подготовленных для продолжения образования.
82. Порядок отчисления обучающихся по образовательным программам в организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона, и восстановления на обучение в указанные организации устанавливается федеральными государственными органами[9].
83. В части, не урегулированной настоящим Порядком и (или) иными нормативными правовыми актами, отчисление обучающихся и восстановление на обучение по образовательным программам осуществляется в порядке и на условиях, определяемых локальными нормативными актами организации.
VIII. Требования к обеспечению реализации
образовательных программ
84. Используемая для реализации образовательных программ площадь помещений должна составлять не менее 11 кв.м. на одного обучающегося (приведенного контингента) с учетом применяемых образовательных технологий.
85. Доля штатных преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по образовательным программам (в приведенных к целочисленным значениям ставок), от общего числа преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по соответствующим по образовательным программам, должна составлять:
при реализации программ бакалавриата, программ специалитета – не менее 70 %;
при реализации программ магистратуры – не менее 30 %.
При расчете указанной доли число штатных преподавателей и общее число преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по соответствующим по образовательным программам, приводится к целочисленным значениям ставок.
86. Среднегодовой объем финансирования *** из какого источника? *** научных исследований в организации, реализующей программы магистратуры, должен составлять не менее 50 тыс. рублей на одного преподавателя *** какого? ***. Финансирование научных исследований не включается в объем нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для реализации программ магистратуры.
ПРЕДЛАГАЕТСЯ: В организации, реализующей программы магистратуры, годовой объем финансирования научных исследований за счет бюджетных ассигнований должен составлять не менее 50 тысяч рублей на одного штатного преподавателя.
87. В организации, реализующей программы магистратуры, количество цитирований за календарный год в «Web of Science», Российском индексе научного цитирования, «Scopus» должно составлять не менее 20 единиц на 100 штатных преподавателей, привлекаемых к реализации образовательного процесса обеспечивающих образовательный процесс по соответствующим по образовательным программам.
[1] Пункт 25 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря
[2] Пункт 4 части 10 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря
[3] Пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря
[4] Пункт 3 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря
[5] Пункт 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря
[6] Пункты 1 и 4 Положения о Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 6 октября
[7] Пункт 4 части 10 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря
[8] Пункт 4 части 10 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря
[9] Пункт 4 части 10 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря
Поделиться
Получайте материалы на почту
Присылаем письма не чаще раза в неделю, вы всегда можете отписаться.