На сайте размещены примерные основные образовательные программы (ПООП) подготовки бакалавров по направлению 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Профиль Биология (4 года обучения) Московский педагогический государственный университет Учебно-методическое объединение по образованию в области подготовки педагогических кадров
На сайте размещены примерные основные образовательные программы (ПООП) подготовки бакалавров по направлению 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Профиль Биология (4 года обучения)
Московский педагогический государственный университет Учебно-методическое объединение по образованию в области подготовки педагогических кадров
Файл c текстом ПООП см. раздел ПООП
Учебно-методическое объединение по образованию в области подготовки педагогических кадров
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Московский педагогический государственный университет»
«Утверждено»
Председатель УМО
по образованию в области подготовки педагогических кадров,
ректор МПГУ, академик
________________ В.Л. Матросов
«____» _________ 2010 г.
Примерная
основная образовательная программа
высшего профессионального образования
Направление подготовки
050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 337
Профиль «Биология»
ФГОС ВПО утвержден приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2009г. № 788
Квалификация (степень) выпускника – бакалавр
Нормативный срок освоения программы – 4 года
Форма обучения – очная
Требования к результатам освоения основной образовательной программы
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);
способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);
готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10);
готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);
готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);
способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными (ОПК):
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);
способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);
в области педагогической деятельности:
способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);
способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);
готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);
готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);
в области культурно-просветительской деятельности:
способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8);
способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);
способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);
способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11);
способен к решению задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).
Выпускник должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):
- владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1);
- владеет знаниями об особенностях морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, животных, грибов и микроорганизмов, понимает их роль в природе и хозяйственной деятельности человека (СК-2);
- способен объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов растений, животных и человека (СК-3);
- способен ориентироваться в вопросах биохимического единства органического мира, молекулярных основах наследственности, изменчивости и методах генетического анализа (СК-4);
- владеет знаниями о закономерностях развития органического мира (СК-5);
- способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (СК -6);
- способен применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности (СК -7);
- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК – 8).
Список разработчиков ПрООП
Московский педагогический государственный университет | Проректор по учебно-методической работе | Л.А. Трубина |
| Начальник Учебно-методического управления | Е.Б. Егорова |
| Декан биолого-химического факультета | С.К. Пятунина |
|
|
|
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по направлению 050100 Педагогическое образование
профиль «Биология»
Квалификация (степень) - бакалавр
Нормативный срок обучения – 4 года
№ п/п | Наименование дисциплин (в том числе практик) | Трудоемкость | Примерное распределение по семестрам
| ||||||||||||
Зачетные единицы | Академические часы | 1-й семестр | 2-й семестр | 3-й семестр | 4-й семестр | 5-й семестр | 6-й семестр | 7-й семестр | 8-й семестр | Форма промежут. Аттестации (ФПА) | |||||
Количество недель
| |||||||||||||||
18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 |
| |||||||
Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл | 28 | 1008 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
1.1 | Базовая часть | 18 | 648 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
1.1.1 | История | 3 | 108 | х |
|
|
|
|
|
|
| ФПА с оценкой | |||
1.1.2 | Философия | 4 | 144 |
| х |
|
|
|
|
|
| ФПА с оценкой | |||
1.1.3 | Иностранный язык | 6 | 216 | х | х | х |
|
|
|
|
| ФПА с оценкой | |||
1.1.4 | Педагогическая риторика | 3 | 108 |
|
| х |
|
|
|
|
| ФПА без оценки | |||
1.1.5 | Экономика | 2 | 72 |
|
|
|
|
|
|
| х | ФПА без оценки | |||
1.2. | Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента | 10 | 360 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
1.2.1 | Образовательное право | 2 | 72 |
| х |
|
|
|
|
|
| ФПА без оценки | |||
1.2.2 | Политология | 2 | 72 | х |
|
|
|
|
|
|
| ФПА без оценки | |||
1.2.3 | Профессиональная этика | 2 | 72 |
|
| х |
|
|
|
|
| ФПА без оценки | |||
1.2.4. | Дисциплины (модули) по выбору студента | 4 | 144 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
Б.2 Математический и естественнонаучный цикл | 12 | 432 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
2.1 | Базовая часть | 6 | 216 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
2.1.1 | Информационные технологии в образовании | 2 | 72 |
|
| х |
|
|
|
|
| ФПА без оценки | |||
2.1.2 | Основы математической обработки информации | 2 | 72 | х |
|
|
|
|
|
|
| ФПА без оценки | |||
2.1.3 | Общая химия | 2 | 72 | х |
|
|
|
|
|
|
| ФПА без оценки | |||
2.2 | Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента | 6 | 216 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
2.2.1 | Основы экологии | 2 | 72 |
|
|
| х |
|
|
|
| ФПА без оценки | |||
2.2.2. | Дисциплины (модули) по выбору студента | 4 | 144 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
Б.3 Профессиональный цикл | 165 | 5940 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
3.1 | Базовая часть | 36 | 1296 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
3.1.1 | Педагогика | 10 | 360 |
| х | х | х |
|
|
|
| ФПА с оценкой | |||
3.1.2 | Психология | 10 | 360 | х | х | х |
|
|
|
|
| ФПА с оценкой | |||
3.1.3 | Методика обучения биологии | 10 | 360 |
|
|
|
| х | х | х |
| ФПА с оценкой | |||
3.1.4 | Возрастная анатомия, физиология и гигиена | 2 | 72 | х |
|
|
|
|
|
|
| ФПА без оценки | |||
3.1.5 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 2 | 72 |
| х |
|
|
|
|
|
| ФПА без оценки | |||
3.1.6 | Безопасность жизнедеятельности | 2 | 72 |
|
| х |
|
|
|
|
| ФПА без оценки | |||
3.2. | Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента | 129 | 4644 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
3.2.1 | Ботаника | 12 | 432 | х | х | х | х |
|
|
|
| ФПА с оценкой | |||
3.2.2 | Зоология | 12 | 432 | х | х | х | х |
|
|
|
| ФПА с оценкой | |||
3.2.3 | Микробиология | 3 | 108 |
|
|
|
| х |
|
|
| ФПА без оценки | |||
3.2.4 | Физиология растений | 5 | 180 |
|
|
|
| х | х |
|
| ФПА с оценкой | |||
3.2.5 | Анатомия человека | 4 | 144 |
|
| х |
|
|
|
|
| ФПА с оценкой | |||
3.2.6 | Физиология человека и животных | 6 | 216 |
|
|
|
| х | х |
|
| ФПА с оценкой | |||
3.2.7 | Гистология | 3 | 108 | х |
|
|
|
|
|
|
| ФПА без оценки | |||
3.2.8 | Цитология | 3 | 108 | х |
|
|
|
|
|
|
| ФПА без оценки | |||
3.2.9 | Биологическая химия | 4 | 144 |
|
|
| х |
|
|
|
| ФПА с оценкой | |||
3.2.10 | Молекулярная биология | 3 | 108 |
|
|
|
|
| х |
|
| ФПА без оценки | |||
3.2.11 | Генетика | 4 | 144 |
|
|
|
|
|
| х |
| ФПА с оценкой | |||
3.2.12 | Теория эволюции | 4 | 144 |
|
|
|
|
|
|
| х | ФПА с оценкой | |||
3.2.13 | Общая экология | 3 | 108 |
|
|
|
| х |
|
|
| ФПА без оценки | |||
3.2.14 | Социальная экология | 2 | 72 |
|
|
|
|
| х |
|
| ФПА без оценки | |||
3.2.15 | Введение в биотехнологию | 3 | 108 |
|
|
|
| х |
|
|
| ФПА без оценки | |||
3.2.16 | Охрана природы и рациональное природопользование | 3 | 108 |
|
|
|
|
| х |
|
| ФПА без оценки | |||
3.2.17 | Биологические основы сельского хозяйства | 4 | 144 |
|
|
| х |
|
|
|
| ФПА с оценкой | |||
3.2.18 | Почвоведение с основами агрохимии | 3 | 108 |
|
|
| х |
|
|
|
| ФПА без оценки | |||
3.2.19 | Биогеография | 3 | 108 |
|
|
|
|
| х |
|
| ФПА без оценки | |||
3.2.20 | Органическая химия | 3 | 108 |
|
| х |
|
|
|
|
| ФПА без оценки | |||
3.2.21 | Основы физики биологических систем | 2 | 72 |
| х |
|
|
|
|
|
| ФПА без оценки | |||
3.2.22 | Дисциплины (модули) по выбору студента | 40 | 1440 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
Б.4 Физическая культура | 2 | 400 | х | х | х | х |
|
|
|
| ФПА без оценки | ||||
Б.5 Учебная и производственная практики | 27 | 972 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
Учебная | 12 | 504 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
Производственная (педагогическая) | 15 | 468 |
|
|
|
|
|
|
|
| ФПА с оценкой | ||||
Б.6 Итоговая государственная аттестация | 6 | 216 |
|
|
|
|
|
|
|
| Защита ВКР, ГЭ | ||||
Всего:
| 240
| 8640 (+328)* |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
*- Трудоемкость дисциплины «Физическая культура»
ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА
(вариативная часть)
АННОТАЦИИ
«Общая химия»
1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области общей химии.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла (Б.2.1.3).
Для освоения дисциплины «Общая химия» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Химия», «Физика» на предыдущем уровне образования.
Дисциплина «Общая химия» является основой для изучения дисциплин: «Органическая химия», «Биологическая химия», «Молекулярная биология», «Общая экология».
3.Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие следующих компетенций:
- способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- важнейшие химические законы и закономерности в окружающем мире, их связь с биологическими процессами;
- номенклатуру химических веществ; свойства химических элементов и их соединений;
- основные современные физико-химические методы исследования химических веществ и их превращений,
уметь:
- применять научные знания в области общей химии в учебной и профессиональной деятельности;
владеть:
- навыкам работы с лабораторным оборудованием и химическими веществами, включающими основные элементы техники безопасности.
- 4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
- 5. Разработчики:
МПГУ, зав.кафедрой общей и аналитической химии, профессор В.В. Батраков
МПГУ, доцент кафедры общей и аналитической химии Н.И. Гоголевская
«Методика обучения биологии»
1. Цель дисциплины: формирование готовности к применению современных методик и технологий ведения образовательной деятельности по предмету «Биология» в учреждениях общего среднего образования.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Методика обучения биологии» относится к базовой части профессионального цикла (Б.3.1.3).
Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин «Педагогика», «Психология», «Информационные технологии в образовании», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Педагогическая риторика», а также дисциплин вариативной части профессионального цикла.
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин по выбору студентов, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.
3.Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие следующих компетенций:
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК-1);
- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);
- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);
- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);
- способен к решению задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
-содержание и принципы построения школьных программ и учебников по биологии;
-формы организации учебно-воспитательного процесса;
уметь:
- определять учебно-воспитательные задачи изучаемого материала;
- анализировать результаты учебно-воспитательной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;
-применять научное содержание учебных материалов с учетом возраста учащихся;
владеть:
- способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);
- способами проектной и инновационной деятельности в образовании;
- различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;
- способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц.
5. Разработчики:
МПГУ, зав. кафедрой методики преподавания биологии, профессор А.И.Никишов
МПГУ, доцент кафедры методики преподавания биологии Р.А.Петросова
«Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области возрастной анатомии, физиологии и гигиены с учетом готовности к ведению образовательной деятельности в учреждениях общего среднего образования.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» относится базовой части профессионального цикла (Б.3.1.4).
Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Биология», «Химия» на предыдущем уровне образования.
Изучение дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» является основой для освоения ряда дисциплин вариативной части профессионального цикла, а также «Методики обучения биологии», «Основ медицинских знаний и здорового образа жизни».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующей компетенции:
-способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- общие закономерности и возрастные особенности функционирования основных систем организма ребенка;
- возрастную периодизацию и закономерности роста и развития детского организма;
- влияние наследственности и среды на развитие ребенка;
- критерии определения биологического возраста;
- строение, функциональное значение, возрастные особенности сенсорных, моторных и висцеральных систем;
- психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения и речи.
уметь:
- использовать полученные теоретические и практические навыки для организации образовательного процесса;
- строить образовательный процесс с использованием современных здоровьесберегающих технологий;
владеть:
- методами определения основных внешних показателей деятельности физиологических систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, зрительной и др.) и их возрастные особенности;
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
5. Разработчики:
МПГУ, доцент кафедры анатомии и физиологии человека и животных А.Г. Бочкарева
«Ботаника»
1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области ботаники
с учетом содержательной специфики предмета «Биология» в общеобразовательной школе.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Ботаника» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.1).
Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предмета «Биология» на предыдущем уровне образования. Дисциплина «Ботаника» является основой для изучения таких областей знаний как эволюционный процесс, экология.
3.Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:
- владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1);
- владеет знаниями об особенностях морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, животных, грибов и микроорганизмов, понимает их роль в природе и хозяйственной деятельности человека (СК-2);
- владеет знаниями о закономерностях развития органического мира (СК-5);
- способен применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности (СК -7);
- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК – 8).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- основные характеристики жизнедеятельности, внешнего и внутреннего строения растений, их онтогенетические и сезонные изменения, способы размножения и расселения, зависимость от условий обитания;
- научные представления о разнообразии растительного мира и других группах организмов, относимых к области ботаники (бактерии, грибы, лишайники), об особенностях их строения, экологии и эволюции;
- научные представления о растительном покрове как сложной интегрированной системе флоры и растительности, современные представления о динамических процессах под влиянием антропогенных воздействий;
- методы исследования в современной ботанике.
уметь:
- определять, делать морфологические описания, зарисовывать и коллекционировать растения и их части;
- делать геоботанические описания растительных сообществ;
- проводить наблюдения в природе и в лаборатории
владеть:
- методикой определения растений;
- методикой морфологического описания растений.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 12 зачетных единиц.
5. Разработчики:
МПГУ, зав.кафедрой ботаники, профессор В.П. Викторов
МПГУ, и.о. декана, доцент кафедры ботаники С.К. Пятунина
МПГУ, доцент кафедры ботаники Н.М. Ключникова
«Зоология»
1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области зоологии с учетом содержательной специфики предмета «Биология» в общеобразовательной школе.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Зоология» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.2.2).
Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предмета «Биология» на предыдущем уровне образования. Дисциплина «Зоология» является основой для изучения дисциплин «Анатомия человека», «Физиология человека и животных», а также таких областей знаний как теория эволюции, экология, биогеография.
3. Требования к результатам освоение дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:
- владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1);
- владеет знаниями об особенностях морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, животных, грибов и микроорганизмов, понимает их роль в природе и хозяйственной деятельности человека (СК-2);
- владеет знаниями о закономерностях развития органического мира (СК-5);
- способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (СК -6);
- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК – 8).
В результате изучения студент должен:
знать:
- основные характеристики жизнедеятельности, внешнего и внутреннего строения животных, их онтогенетические и сезонные изменения, способы размножения и расселения, зависимость от условий обитания;
- научные представления о разнообразии и систематики животного мира, об особенностях их строения, экологии;
- научные представления и методы исследования в современной зоологии;
- научные представления о животных как системных биологических объектах на трех уровнях организации: организменном, популяционно-видовом и биоценотическом;
- основные закономерности индивидуального и исторического развития животных;
уметь:
- определять, делать морфологические описания и зарисовывать животных;
- проводить наблюдения в природе и в лаборатории;
владеть:
- методикой определения животных;
- навыками натуралистической работы и природоохранной деятельности;
- основами научного мировоззрения, диалектического и материалистического мышления.
4. Общая трудоемкость дисциплины: 12 зачетных единиц
5. Разработчики:
МПГУ, профессор кафедры зоологии и экологии К.В. Макаров
МПГУ, профессор кафедры зоологии и экологии В.М. Константинов
МПГУ, профессор кафедры зоологии и экологии И.Х. Шарова
МПГУ, доцент кафедры зоологии и экологии С.П.Шаталова
«Микробиология»
1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области микробиологии.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.3).
Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Биология», «Химия» на предыдущем уровне образования, а также в ходе освоения студентами дисциплин «Цитология», «Биохимия», «Органическая и неорганическая химия», «Экология».
Дисциплина «Микробиология» является основой для изучения дисциплин «Теория эволюции», «Введение в биотехнологию».
3.Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:
- владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1);
- владеет знаниями об особенностях морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, животных, грибов и микроорганизмов, понимает их роль в природе и хозяйственной деятельности человека (СК-2);
- способен объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов растений, животных и человека (СК-3);
- способен ориентироваться в вопросах биохимического единства органического мира, молекулярных основах наследственности, изменчивости и методах генетического анализа (СК-4);
- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК – 8).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- основные разделы современной микробиологии;
- историю и роль микробиологии в комплексе биологических наук;
- особенности морфологии, физиологии и воспроизведения; географическое распространение и экологию представителей основных таксонов микроорганизмов, их систематику, сходство и основные различия прокариот и эукариот, принципы классификации, номенклатуру;
- роль микроорганизмов в эволюционном процессе;
- важнейшие свойства микроорганизмов и вирусов, их глобальная роль в природе и различных сферах человеческой деятельности;
- основные микробиологические методы и сферы их применения;
уметь:
- уметь готовить питательные среды, получить накопленные и чистые культуры микроорганизмов;
владеть:
- методами микроскопирования, изготовления и окраски микробиологических препаратов; стерилизации.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
5. Разработчики:
МПГУ, доцент кафедры ботаники Н.Г. Куранова
«Физиология растений»
1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области физиологии растений с учетом содержательной специфики предмета «Биология» в общеобразовательной школе.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Физиология растений» входит в базовую часть профессионального цикла (Б.3.2.4).
Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в ходе освоения студентами дисциплин «Ботаника», «Цитология», «Гистология», «Биологические основы сельского хозяйства».
Дисциплина «Микробиология» является основой для изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла «Теория эволюции», «Введение в биотехнологию».
3.Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:
- владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1);
- владеет знаниями об особенностях морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, животных, грибов и микроорганизмов, понимает их роль в природе и хозяйственной деятельности человека (СК-2);
- способен объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов растений, животных и человека (СК-3);
- способен ориентироваться в вопросах биохимического единства органического мира, молекулярных основах наследственности, изменчивости и методах генетического анализа (СК-4);
- владеет знаниями о закономерностях развития органического мира (СК-5);
- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК – 8).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- основные процессы растительного организма: фотосинтез, дыхание, водный режим и др.
-механизмы адаптации растений к меняющимся условиям среды;
уметь:
- применять на практике теоретические знания по физиологии растений;
- ставить простейшие опыты в школе;
владеть:
- практическими навыками экспериментальной работы для организации факультативов и занятий кружка по биологии.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 5зачетных единиц.
5. Разработчики:
МПГУ, доцент кафедры ботаники Плотникова И.В.
МПГУ, доцент кафедры ботаники Живухина Е.А.
МПГУ, доцент кафедры ботаники Михалевская О.Б.
«Анатомия человека»
1.Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области анатомии человека с учетом содержательной специфики предмета «Биология» в общеобразовательной школе.
2.Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина “Анатомия человека” относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.5).
Для освоения дисциплины “Анатомия человека» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов “Биология” на предыдущем уровне образования, а также в ходе освоения студентами дисциплин “Цитология”, ”Гистология”, «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».
Дисциплина ”Анатомия человека” является основой для изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла.
3.Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:
- владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1);
- владеет знаниями о структурной и функциональной организации органов и систем организма человека, их возрастных, половых и индивидуальных особенностях, факторах анатомической изменчивости (СК-2);
- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК-8);
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- базовые термины и понятия в области анатомии человека;
- структурно-функциональную организацию органов и систем тела человека, включая их микроскопическую и ультрамикроскопическую организацию, с учётом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;
- факторы и принципы анатомической изменчивости и вариации анатомических структур в процессе антропогенеза.
уметь:
- применять научные знания в области анатомии человека в учебной и профессиональной деятельности;
- осуществлять преподавание анатомии человека как учебного предмета в соответствии с требованиями государственного стандарта.
владеть:
- современными методами анатомических исследований;
- методами микроскопирования, а также навыками работы на гистологических и анатомических препаратах.
4. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 зачётные единицы.
5. Разработчики:
МПГУ, доцент кафедры анатомии и физиологии человека и животных З.Г. Брыксина.
«Физиология человека и животных»
1.Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области физиологии человека и животных с учетом содержательной специфики предмета «Биология» в общеобразовательной школе.
2.Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Физиология человека и животных» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.6).
Для освоения дисциплины «Физиология человека и животных» студенты используют знания и умения, сформированные в процессе изучения дисциплин «Анатомия человека», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Зоология».
Дисциплина «Физиология человека и животных» является основой для изучения таких дисциплин «Биохимия», «Молекулярная биология», «Генетика», «Теория эволюции».
3.Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:
- владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1);
- владеет знаниями об особенностях морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, животных, грибов и микроорганизмов, понимает их роль в природе и хозяйственной деятельности человека (СК-2);
- способен объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов растений, животных и человека (СК-3);
- способен ориентироваться в вопросах биохимического единства органического мира, молекулярных основах наследственности, изменчивости и методах генетического анализа (СК-4);
- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК-8).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- процессы жизнедеятельности и механизмы их регулирования в клетках, тканях, органах и системах, а также целостном организме человека и животных;
- современные закономерности физиологии, основанные на изучении триединства структуры, химизма и функций организма человека и животных;
- основные физиологические особенности жизнедеятельности организма на разных этапах онтогенеза в условиях покоя и при взаимодействии с окружающей средой; механизмы адаптации к условиям среды;
уметь:
- осуществлять самостоятельную и экспериментальную деятельности на практических занятиях, - разбираться в современной физиологической аппаратуре;
владеть:
- навыками постановки хронического и острого опыта на различных животных (лягушках, крысах, мышах).
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц
5. Разработчики:
МПГУ, зав.кафедрой анатомии и физиологии человека и животных, профессор Любовцев В.Б.
МПГУ, доцент кафедры анатомии и физиологии человека и животных Р.Н. Микаелян
«Гистология»
1.Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области гистологии.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Гистология» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.7).
Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Биология», «Химия» на предыдущем уровне образования, а также дисциплины «Цитология».
Дисциплина «Гистология» является основой для изучения таких дисциплин «Физиология человека и животных», «Экология человека».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:
- владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1);
- владеет знаниями об особенностях морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, животных, грибов и микроорганизмов, понимает их роль в природе и хозяйственной деятельности человека (СК-2);
- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК – 8).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- общие закономерности и особенности протекания эмбрионального периода индивидуального развития организмов животных и человека;
- морфо-функциональную организацию тканей,
- особенности развития и регенерации тканей животных и человека.
уметь:
- ориентироваться на препаратах по эмбриологии и гистологии;
- самостоятельно определять и описывать стадии развития;
- определять функциональное состояние клеток и тканей;
- объяснять физиологические механизмы работы различных тканей животных и человека;
- выбирать оптимальные методы исследования в соответствии с поставленными задачами;
- оборудовать биологический кабинет и класс-лабораторию, оснастить их наглядными пособиями, препаратами, учебными коллекциями, раздаточным материалом;
- изготавливать простейшие учебные микро- и макропрепараты для лабораторно-практических занятий со школьниками.
владеть:
- методами исследования препаратов зародышей;
- методами микроскопирования (световой микроскопии), изготовления и окраски гистологических препаратов.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
5. Разработчики:
МПГУ, доцент кафедры анатомии и физиологии человека и животных А.А.Никитина
«Цитология»
- 1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области клеточной биологии.
- 2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Цитология» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.8).
Для освоения дисциплины «Цитология» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Биология», «Химия» на предыдущем уровне образования, а также дисциплины «Гистология».
Дисциплина «Цитология» является основой для изучения дисциплин «Ботаника», «Зоология», «Генетика» и других дисциплин вариативной части профессионального цикла.
3.Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:
- владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1);
- способен объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов растений, животных и человека (СК-3)
способен ориентироваться в вопросах биохимического единства органического мира, молекулярных основах наследственности, изменчивости и методах генетического анализа (СК-4);
- владеет знаниями о закономерностях развития органического мира (СК-5);
-способен к самостоятельному проведению научных исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК – 8)
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- учение о клетке как об элементарной единице живого;
- основные методы изучения клеток;
-типы клеточного деления;
-химическую организацию клеток;
уметь:
- анализировать препараты на уровне светового микроскопа и электронно-микроскопические фотографии клеток и их структур;
владеть:
- навыками приготовления временных препаратов для светового микроскопа.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
5. Разработчики:
МПГУ, доцент кафедры основ сельского хозяйства Н.С.Стволинская
«Биологическая химия»
1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области биологической химии.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Биологическая химия» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.9).
Для освоения дисциплины «Биологическая химия» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Химия», «Физика», «Биология» на предыдущем уровне образования, а также в ходе освоения дисциплин «Общая химия», «Органическая химия».
Дисциплина «Биологическая химия» является основой для изучения дисциплин «Биологическая химия», «Введение в биотехнологию», «Молекулярная биология».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:
- владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1);
- способен объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов растений, животных и человека (СК-3);
- способен ориентироваться в вопросах биохимического единства органического мира, молекулярных основах наследственности, изменчивости и методах генетического анализа (СК-4);
- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК – 8).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- основные разделы современной биологической химии; место биохимии в ряду других естественных дисциплин, ее значение в жизни современного общества; роль биохимии в научно техническом прогрессе;
- главные классы биоорганических соединений; их строение, физические и химические свойства;
- основные методы исследования структуры биоорганических соединений; исследование структуры и функций биологически важных соединений методами органической химии; методы их выделения из природных источников; методы химического синтеза;
- фундаментальные представления о химических основах жизнедеятельности организмов;
уметь:
- применять научные знания в области биологической химии в учебной и профессиональной деятельности;
- осуществлять поиск и анализ научной информации по актуальным вопросам современного естествознания;
владеть:
- практическими навыками для проведения экспериментальных научно-исследовательских работ с биологическими объектами.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.
5. Разработчики:
МПГУ, зав. кафедрой органической и биологической химии, профессор Н.М. Кутузова;
профессор кафедры органической и биологической химии С.М. Клунова
«Молекулярная биология»
1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области молекулярной биологии.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Молекулярная биология» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.10).
Для освоения дисциплины «Молекулярная биология» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе освоения дисциплин «Общая химия», «Органическая химия», «Биологическая химия».
Дисциплина «Молекулярная биология» является основой для изучения дисциплины «Генетика».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:
- владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1);
- способен объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов растений, животных и человека (СК-3);
- способен ориентироваться в вопросах биохимического единства органического мира, молекулярных основах наследственности, изменчивости и методах генетического анализа (СК-4);
- владеет знаниями о закономерностях развития органического мира (СК-5);
- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК – 8).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- - современные проблемы молекулярной биологии; состояние и перспективы ее развития;
- способы создания и совершенствования методов молекулярной биологии, возможности использования с позиций современной науки;
- уметь:
- применять научные знания в области биологической технологии в учебной и профессиональной деятельности;
- осуществлять поиск и анализ научной информации по актуальным вопросам современного естествознания;
- владеть:
- - простейшими молекулярными методами исследования и постановкой эксперимента.
-
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
5. Разработчики:
МПГУ, профессор кафедры органической и биологической химии Г.А. Севастьянова
«Генетика»
- 1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний о закономерностях наследственности и изменчивости на базе современных достижений различных разделов генетики.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Генетика» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.11).
Для освоения дисциплины «Генетика» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла.
Дисциплина «Генетика» является основой для изучения дисциплины «Теория эволюции».
3.Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:
- владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1);
- способен объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов растений, животных и человека (СК-3)
способен ориентироваться в вопросах биохимического единства органического мира, молекулярных основах наследственности, изменчивости и методах генетического анализа (СК-4);
- владеет знаниями о закономерностях развития органического мира (СК-5);
- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК – 8).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- закономерности проявления наследственности и изменчивости на разных уровнях организации живого;
- причины изменчивости и ее роль в сохранении биоразнообразия;
- генетическую структуру популяций;
- генетические основы эволюционного процесса;
- закономерности в эволюции кариотипов;
- происхождение и эволюцию генома человека;
уметь:
- решать генетические задачи, связанные с закономерностями наследственности, изменчивости и законами генетики популяций;
- проводить сравнительный анализ данных по генетическим основам эволюционного процесса;
- популярно и научно правильно объяснять закономерности наследственности и изменчивости;
владеть:
- методами экспериментальной деятельности.
- методами поиска необходимой достоверной информации в библиотеках, в музеях;
- методами подбора материалов из Интернета
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.
5. Разработчики:
МПГУ, доцент кафедры основ сельского хозяйства Т.В Мазяркина
«Теория эволюции»
1. Цель дисциплины - формирование систематизированных знаний в области теории эволюции.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Теория эволюции» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.12).
Для освоения дисциплины «Теория эволюции» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла.
Дисциплина «Теория эволюции» является основой для изучения дисциплины по выбору студентов и завершает биологическое образование, интегрируя полученные ранее биологические знания в целостную картину развития органического мира.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:
- владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1);
- способен ориентироваться в вопросах биохимического единства органического мира, молекулярных основах наследственности, изменчивости и методах генетического анализа (СК-4);
- владеет знаниями о закономерностях развития органического мира (СК-5);
- способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (СК -6);
4. В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- фундаментальные законы эволюции;
- этапы развития органического мира;
- дискуссионные вопросы и новейшие достижения теории эволюции;
- молекулярные основы наследственности и изменчивости, генетические методы анализа и селекции;
- биологические и социальные основы поведения человека;
уметь:
- доказательно обсуждать теоретические и практические проблемы теории эволюции;
- ориентироваться в вопросах биохимического единства органического мира,
- использовать теоретические знания для практического решения профессиональных задач;
владеть:
- основными понятиями в области теории эволюции,
- системными представлениями об организации живой природы;
- методами популяризации знаний.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.
5. Разработчики:
МПГУ, профессор кафедры зоологии и экологии Н.А. Кузнецова
МПГУ, профессор кафедры зоологии и экологии К.В.Макаров
МПГУ, доцент кафедры зоологии и экологии С.П. Шаталова
«Общая экология»
1.Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области общей экологии.
2.Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Общая экологии» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.13).
Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «География», «Химия», «Биология», «Физика» на предыдущем уровне образования, а также в ходе освоения дисциплин «Ботаника», «Зоология».
Дисциплина «Общая экология» является основой для изучения таких дисциплин «Социальная экология», «Теория эволюции», «Охрана природы и рациональное природопользование».
3.Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:
- владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1);
- владеет знаниями об особенностях морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, животных, грибов и микроорганизмов, понимает их роль в природе и хозяйственной деятельности человека (СК-2);
- способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (СК -6);
- способен применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности (СК -7);
- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК – 8).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- основные экологические законы, определяющие существование и взаимодействие биологических систем разных уровней (организмов, популяций, биоценозов и экосистем);
- теоретические основы для практического решения экологических проблем современности,
- представления о функционировании многоуровневых систем в экологии.
уметь:
- прогнозировать возможные реакции биосистем на антропогенные воздействия;
владеть:
- навыками организации проектной деятельности в области экологии;
- основными приемами системного экологического мышления.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
5. Разработчики:
МПГУ, зав.кафедрой зоологии и экологии, профессор И.А.Жигарев
«Социальная экология»
1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области экологических основ социальной жизни и демографических процессов человечества, современного состояния окружающей природной среды, природных ресурсов, форм и методов их охраны и рационального использования в целях устойчивого развития общества.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Социальная экология» входит в вариативную часть профессионального цикла (Б.3.2.14).
Для освоения дисциплины «Социальная экология» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин «Ботаника», «Зоология»., «Общая экология».
Дисциплина «Социальная экология» является основой для изучения таких дисциплин «Теория эволюции», «Охрана природы и рациональное природопользование».
3.Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:
- владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1);
- способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (СК -6);
- способен применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности (СК -7);
- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК – 8).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- современные концепции социальной и прикладной экологии;
- суть и значение биосоциальности в жизнедеятельности человека;
- экологические основы социальной жизни человека и их влияние на демографические процессы;
- современное состояние природных ресурсов и пути их использования;
уметь:
- активно включаться в поиск новых информационных ресурсов, раскрывающих современное содержание социальной и прикладной экологии;
- использовать современные информационные коммуникативные ресурсы, включая интернет;
владеть:
- методами и приемами эффективного использования современных средств обучения, компьютерных программ, мультимедийных проекторов, интерент-ресурсов.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
5. Разработчики:
МПГУ, зав.кафедрой зоологии и экологии, профессор И.А.Жигарев
МПГУ, профессор кафедры зоологии и экологии В.М. Галушин
«Введение в биотехнологию»
1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области биотехнологии, изучение фундаментальных принципов и современных молекулярных методов создания и совершенствования биообъектов и промышленных биотехнологий для осуществления процесса обучения биологии в учреждениях системы общего образования.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Введение в биотехнологию» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.15).
Для освоения дисциплины «Введение в биотехнологию» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин «Общая химия», «Биологическая химия», «Органическая химия».
Дисциплина «Введение в биотехнологию» является основой для изучения таких дисциплин «Теория эволюции», «Охрана природы и рациональное природопользование».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:
- владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1);
- способен объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов растений, животных и человека (СК-3);
- способен ориентироваться в вопросах биохимического единства органического мира, молекулярных основах наследственности, изменчивости и методах генетического анализа (СК-4);
- владеет знаниями о закономерностях развития органического мира (СК-5);
- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК – 8).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- -способы современные проблемы биотехнологии; состояние и перспективы ее развития создания и совершенствования объектов биотехнологии методами клеточной и генетической инженерии, возможности интенсификации промышленного биотехнологического производства с позиций современной науки;
- основные новейшие биотехнологии при решении важнейших социально-экономических проблем в области экологии, ресурсов, питания, здравоохранения;
- уметь:
- применять научные знания в области биологической технологии в учебной и профессиональной деятельности;
- осуществлять поиск и анализ научной информации по актуальным вопросам современного естествознания;
- владеть:
- - простейшими биотехнологиями.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
5. Разработчики:
МПГУ, профессор кафедры органической и биологической химии Т.А. Егорова,
МПГУ, профессор кафедры органической и биологической химии С.М. Клунова
«Охрана природы и рациональное природопользование»
1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области охраны природы и рационального природопользования
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Охрана природы и рациональное природопользование» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.16).
Для освоения дисциплины «Охрана природы и рациональное природопользование» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин «Общая экология», «Ботаника», «Зоология».
Дисциплина «Охрана природы и рациональное природопользование» читается параллельно с дисциплиной «Социальная экология».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:
- владеет знаниями об особенностях морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, животных, грибов и микроорганизмов, понимает их роль в природе и хозяйственной деятельности человека (СК-2);
- способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (СК -6);
- способен применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности (СК -7);
3. В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- современные концепции охраны природы и рационального природопользования;
- формы и методы рационального природопользования;
- современное состояние природных ресурсов и пути их использования;
- глобальные закономерности использования природных ресурсов Земли;
- специфика рационального природопользования на территории России.
уметь:
- активно включать учащихся в поиск новых информационных ресурсов, раскрывающих современное содержание охраны природы;
- использовать современные информационно-коммуникативные ресурсы, включая Интернет, в ходе преподавания соответствующих дисциплин в школе и вузе;
владеть:
- инновационными методами преподавания прикладной экологии, основ природопользования и смежных дисциплин;
- методами и приемами эффективного использования современных средств обучения: компьютерных программ, мультимедийных проекторов, интернет-ресурсов.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
5. Разработчики:
МПГУ,профессор кафедры зоологии и экологии В.М.Константинов
МПГУ, профессор кафедры зоологии и экологии В.М.Галушин
«Биологические основы сельского хозяйства»
- 1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области биологических основ сельского хозяйства с учетом специфики преподавания предмета «Биология» в общеобразовательной школе.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Биологические основы сельского хозяйства» входит в вариативную часть профессионального цикла (Б.3.2.17).
Для освоения дисциплины «Биологические основы сельского хозяйства» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин «Общая экология», «Ботаника», «Зоология», «Физиология растений», «Физиология человека и животных».
Дисциплина «Биологические основы сельского хозяйства» является основой для изучения таких дисциплин «Биотехнология», «Охрана природы и рациональное природопользование», «Генетика», «Теория эволюции».
3.Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:
- владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1);
- способен объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов растений, животных и человека (СК-3);
- способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (СК -6);
- способен применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности (СК -7);
- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК – 8).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
-теоретические основы выращивания культурных растений и животноводства;
уметь:
- проводить лабораторные опыты в соответствии с существующими методиками по агрохимическому анализу почв, растений и удобрений;
- применять современные методы выращивания культурных растений;
владеть:
- практическими навыками в области сельскохозяйственного производства.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.
5. Разработчики:
МПГУ, доцент кафедры основ сельского хозяйства К.А.Миронычев
«Почвоведение с основами агрохимии»
1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области почвоведения и основ агрохимии.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Почвоведение с основами агрохимии» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.18).
Для освоения дисциплины «Почвоведение с основами агрохимии» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин «Ботаника», «Общая химия».
Дисциплина «Почвоведение с основами агрохимии» является основой для изучения таких дисциплин «Охрана природы и рациональное природопользование», «Биологические основы сельского хозяйства».
3.Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:
- владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1);
- способен объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов растений, животных и человека (СК-3)
- способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (СК -6);
- способен применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности (СК -7);
- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК – 8).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
-теоретические основы почвоведения и агрохимии
- причины образования разных типов почв;
уметь:
- проводить лабораторные опыты в соответствии с существующими методиками по агрохимическому анализу почв, растений и удобрений;
- определять разные типы и состав почвы;
владеть:
- навыками работы с приборами, лабораторной посудой, реактивами
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
5. Разработчики:
МПГУ, доцент кафедры основ сельского хозяйства М.А.Диброва
«Биогеография»
1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области биогеографии.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Биогеография» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.19).
Для освоения дисциплины «Биогеография» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Биология» и «География» на предыдущем уровне образования, а также в ходе освоения дисциплин «Ботаника», «Зоология». Дисциплина «Биогеография» является основой для изучения таких дисциплин «Теория эволюции», «»Общая экология».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:
- владеет знаниями об особенностях морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, животных, грибов и микроорганизмов, понимает их роль в природе и хозяйственной деятельности человека (СК-2);
- владеет знаниями о закономерностях развития органического мира (СК-5);
- способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (СК -6);
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- базовые термины и понятия в области биогеографии;
- особенности флоры и фауны разных географических регионов, флористическое и фаунистическое районирование Земли;
- особенности растительного покрова основных биомов России и сопредельных стран; изменения биомов в результате антропогенного воздействия; характеристики ключевых ботанических территорий России;
- особенности животного населения основных биомов России; изменения биомов в результате антропогенного воздействия;
- разнообразие и закономерности распределения организмов, их группировок и сообществ по земному шару;
уметь:
- использовать прикладные аспекты биогеографии;
владеть:
- современными методами биогеографических исследований и биогеографическим научным языком.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы:
5. Разработчики:
МПГУ, профессор кафедра зоологии и экологии В.Г. Бабенко
«Органическая химия»
1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области органической химии.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Органическая химия» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.20).
Для освоения дисциплины «Органическая химия»студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предмета «Химия» на предыдущем уровне образования, а также в ходе освоения дисциплины «Общая химия».
Дисциплина «Органическая химия» является основой для изучения таких дисциплин «Биологическая химия», «Биотехнология», «Молекулярная биология».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:
- способен объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов растений, животных и человека (СК-3);
- способен ориентироваться в вопросах биохимического единства органического мира, молекулярных основах наследственности, изменчивости и методах генетического анализа (СК-4);
- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК – 8).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- основные разделы современной органической химии;
- фундаментальные принципы строения основных классов органических соединений;
уметь:
- применять научные знания в области органической химии в учебной и профессиональной деятельности;
- осуществлять поиск и анализ научной информации по актуальным вопросам современного естествознания;
владеть:
- практическими навыки проведения экспериментальных работ с биологическими объектами.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
5. Разработчики:
МПГУ, доцент кафедры органической и биологической химии В.А.Горленко
МПГУ. доцент кафедры органической и биологической химии В.Г. Иванов
«Основы физики биологических систем»
1.Цель дисциплины: формирование основ физических знаний, относящихся к биологическим системам.
2.Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Основы физики биологических систем» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.21).
Для освоения дисциплины «Основы физики биологических систем» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Физика», «Общая биология» на предыдущем уровне образования.
Дисциплина «Основы физики биологических систем» является основой для изучения таких дисциплин «Общая экология», «Охрана природы и рациональное природопользование», «Введение в биотехнологию».
3.Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:
- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК – 8).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- основные физические законы, определяющие существование и взаимодействие биологических систем разных уровней;
- теоретические основы для практического решения биологических проблем современности.
уметь:
- прогнозировать возможные реакции биосистем и экосистем на антропогенные воздействия;
владеть:
- навыками организации проектной деятельности в области биологии;
- современными физическими методами исследований биосистем и экосистем.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
5. Разработчики:
МПГУ, профессор кафедры физики для естественных факультетов Л.В.Королева
МПГУ доцент кафедры физики для естественных факультетов Е.Б.Петрова
Поделиться
Получайте материалы на почту
Присылаем письма не чаще раза в неделю, вы всегда можете отписаться.