Департамент государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России обратился в своем письме № 05-910 от 16.07.2013 с просьбой Об ускорении разработки ФГОС ВО аспирантуры
Департамент государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России обратился в своем письме № 05-910 от 16.07.2013 с просьбой Об ускорении разработки ФГОС ВО аспирантуры
Скачать (посмотреть) письмо здесь
В приложении к письму представляются:
Приложение:
1) Проект перечня направлений подготовки аспирантуры суказанием возможных разработчиков ФГОС - на 6 л.
2) Макет ФГОС аспирантуры - на 10 л.
3) Рекомендуемый перечень универсальных и общепрофессиональных компетенций для ФГОС аспирантуры - на 2 л.
4) письмо РАН № 2-10106-6714/505 от 24 июня 2013 г. - 2 л.
Департамент государственной политики в сфере высшего образования просит Вас ускорить разработку федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) аспирантуры в соответствии с пунктом постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля
Приложение: 1) Проект перечня направлений подготовки аспирантуры суказанием возможных разработчиков ФГОС - на
2) Макет ФГОС аспирантуры - на
3) Рекомендуемый перечень универсальных и общепрофессиональных компетенций для ФГОС аспирантуры - на
4) письмо РАН № 2-10106-6714/505 от 24 июня
Приложение № 4
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации
от «__»______2013 г. №________
ПЕРЕЧЕНЬ
направлений подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)
Коды укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки. Коды направлений подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) |
Наименования укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки. Наименования направлений подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) |
Образовательные организации, ответственные за разработку ФГОС[i] |
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
010000 |
МАТЕМАТИКА И МЕХАНИКА |
|
01.06.01 |
Математика и механика |
МГУ имени М.В.Ломоносова, СПбГУ |
020000 |
КОМПЬЮТЕРНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ НАУКИ |
|
02.06.01
|
Компьютерные и информационные науки |
МГУ имени М.В.Ломоносова, СПбГУ |
030000 |
ФИЗИЧЕСКИЕ НАУКИ И АСТРОНОМИЯ |
|
03.06.01 |
Физические науки и астрономия |
МГУ имени М.В.Ломоносова, СПбГУ |
040000 |
ХИМИЧЕСКИЕ НАУКИ |
|
03.06.01
|
Химические науки |
МГУ имени М.В.Ломоносова, СПбГУ |
050000 |
НАУКИ О ЗЕМЛЕ |
|
05.06.01 |
Науки о земле |
МГУ имени М.В.Ломоносова, СПбГУ |
060000 |
БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ |
|
06.06.01 06.07.01 |
Биологические науки
|
МГУ имени М.В.Ломоносова, СПбГУ |
ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО, ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
070000 |
АРХИТЕКТУРА, ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВА |
|
07.06.01
|
Архитектура |
МГСУ |
080000 |
Техника и технологии строительства |
|
08.06.01
|
Техника и технологии строительства |
МГСУ |
090000 |
Информатика и вычислительная техника |
|
09.06.01
|
Информатика и вычислительная техника |
МГТУ им.Н.Э.Баумана |
100000 |
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ |
|
10.07.01 |
Информационная безопасность |
ФСБ России |
110000 |
Электроника, радиотехника и системы связи |
|
11.06.01
|
Электроника, радиотехника и системы связи |
МЭИ, МИФИ |
120000 |
Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии |
|
12.06.01 |
Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии |
МЭИ, МИФИ |
130000 |
Электро - и теплотехника |
|
13.06.01 |
Электро - и теплотехника |
МЭИ, МИФИ |
140000 |
ЯДЕРНАЯ, ТЕПЛОВАЯ И ВОЗОБНОВЛЯЕМАЯ ЭНЕРГЕТИКА |
|
14.06.01
|
Ядерная, тепловая и возобновляемая энергетика |
МЭИ, МИФИ |
150000 |
МАШИНОСТРОЕНИЕ |
|
15.06.01 |
Машиностроение |
МГТУ им.Н.Э.Баумана, СТАНКИН |
160000 |
ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИИ |
|
16.06.01
|
Физико-технические науки и технологии |
МГТУ им.Н.Э.Баумана |
170000 |
ОРУЖИЕ И СИСТЕМЫ ВООРУЖЕНИЙ |
|
17.07.01 |
Оружие и системы вооружений |
МГТУ им.Н.Э.Баумана |
180000 |
ХИМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ |
|
18.06.01
|
Химическая технология |
РХТУ Менделеева |
190000 |
ПРОМЫШЛЕННЫЕ БИОТЕХНОЛОГИИ И ЭКОЛОГИЯ |
|
19.06.01
|
Промышленные биотехнологии и экология |
|
200000 |
ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ |
|
20.06.01
|
Техносферная безопасность |
МЧС России |
210000 |
ПРИКЛАДНАЯ ГЕОЛОГИЯ, ГОРНОЕ ДЕЛО, НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО И ГЕОДЕЗИЯ |
|
21.06.01 |
Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия |
РГУНГ им. Губкина, МГГУ |
220000 |
ТЕХНОЛОГИИ МАТЕРИАЛОВ |
|
22.06.01 |
Технологии материалов |
МГТУ им.Н.Э.Баумана |
230000 |
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА |
|
23.07.01 |
Техника и технологии наземного транспорта |
|
240000 |
АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА |
|
24.06.01
|
Авиационная и ракетно-космическая техника |
МАИ |
24.07.01 |
Авиационная техника и технологии |
МАИ |
24.07.02 |
Ракетно-космическая техника и технологии |
МАИ |
250000 |
АЭРОНАВИГАЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ |
|
25.06.01 |
Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники |
МАИ |
260000 |
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ И ВОДНОГО ТРАНСПОРТА |
|
26.06.01
|
Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта |
|
270000 |
УПРАВЛЕНИЕ В ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ |
|
27.06.01
|
Управление в технических системах |
МГТУ им.Н.Э.Баумана |
280000 |
НАНОТЕХНОЛОГИИ И НАНОМАТЕРИАЛЫ |
|
28.06.01 |
Нанотехнологии и наноматериалы |
МГТУ им.Н.Э.Баумана Курчатовский институт |
290000 |
ТЕХНОЛОГИИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ |
|
29.06.01 |
Технологии легкой промышленности |
|
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ
300000 |
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА |
|
30.06.01
|
Фундаментальная медицина |
Минздрав России |
310000 |
КЛИНИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА |
|
31.06.01
|
Клиническая медицина |
Минздрав России |
320000 |
НАУКИ О ЗДОРОВЬЕ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА |
|
32.06.01
|
Физическая культура и спорт |
|
32.06.02
|
Профилактическая медицина |
Минздрав России |
330000 |
Фармация |
|
33.06.01 |
Фармация |
Минздрав России |
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕНЫЕ НАУКИ
350000 |
СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО |
|
35.06.01 |
Сельское, лесное и рыбное хозяйство |
|
35.06.02 |
Технологии воспроизводства и переработки лесных ресурсов |
|
360000 |
ВЕТЕРИНАРИЯ И ЗООТЕХНИЯ |
|
36.06.01 |
Ветеринария |
|
НАУКИ ОБ ОБЩЕСТВЕ
370000 |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ |
|
37.06.01
|
Психологические науки
|
МГУ имени М.В.Ломоносова, СПбГУ |
380000 |
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ |
|
38.06.01
|
Экономика |
ГУ-ВШЭ |
38.07.02 |
Экономическая безопасность |
|
390000 |
СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬАЯ РАБОТА |
|
39.06.01
|
Социологические науки |
ГУ-ВШЭ, МГУ имени М.В.Ломоносова, СПбГУ |
400000 |
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ |
|
40.06.01
|
Юриспруденция |
МГЮА им.Кутафина, СПбГУ, МГУ имени М.В.Ломоносова |
40.07.02 |
Правовое обеспечение государственной безопасности |
ФСБ России |
410000 |
ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ И РЕГИОНОВЕДЕНИЕ |
|
41.06.01
|
Политические науки и регионоведение |
МГУ имени М.В.Ломоносова, СПбГУ |
420000 |
Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело |
|
42.06.01 |
Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело |
МГУ имени М.В.Ломоносова, СПбГУ |
ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
440000 |
ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ |
|
44.06.01
|
Образование и педагогические науки |
МПГУ |
44.07.02 |
Педагогика и психология девиантного поведения |
МВД России |
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
450000 |
ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ |
|
45.06.01
|
Языкознание и литературоведение |
МГУ имени М.В.Ломоносова, МГЛУ, СПбГУ, РГГУ |
460000 |
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ |
|
46.06.01
|
Исторические науки и археология |
МГУ имени М.В.Ломоносова, РГГУ, СПбГУ |
470000 |
ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ |
|
47.06.01
|
Философия, этика и религиоведение |
МГУ имени М.В.Ломоносова, РГГУ, СПбГУ |
ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА
480000 |
ИСКУССТВОЗНАНИЕ |
|
48.06.01 |
Искусствоведение
|
|
490000 |
Культуроведение и социокультурные проекты |
|
49.06.01 |
Культурология |
|
ВОЕННОЕ ДЕЛО И ВОЕННЫЕ НАУКИ
510000 |
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ |
|
51.06.01
|
Военные науки |
МО России |
51.07.02 |
Обеспечение государственной безопасности |
ФСБ России |
ОДОБРЕН
рабочей группой по утверждению порядка формирования перечней профессий, специальностей
и направлений подготовки и утверждению федеральных государственных образовательных стандартов по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)
Протокол от «____»__________2013 г. №____
МАКЕТ
федерального государственного образовательного стандарта высшего
образования по программам подготовки научно-педагогических кадров
в аспирантуре (адъюнктуре)
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от «____»__________2013 г. №____
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Уровень образования: |
Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации |
Образовательные программы: |
Образовательные программы высшего образования – программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (здесь и далее разработчик ФГОС указывает слова «аспирантура (адъюнктура)», либо слово «аспирантура», либо слово «адъюнктура» в соответствующем падеже) |
Направление подготовки: |
|
код: |
(разработчик ФГОС указывает код направления подготовки кадров высшей квалификации) |
наименование: |
(разработчик ФГОС указывает наименование направления подготовки кадров высшей квалификации) |
Квалификация: |
Исследователь. Преподаватель-исследователь |
1. Настоящий Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (далее – ФГОС) устанавливает требования, обязательные при реализации программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) по направлению подготовки кадров высшей квалификации:
ХХ _______________________________________________________________.
(разработчик ФГОС указывает код и наименование направления подготовки кадров высшей квалификации)
2. Соответствующие требованиям настоящего ФГОС программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) по направлению подготовки кадров высшей квалификации, указанному в пункте 1 настоящего ФГОС (далее соответственно – программы аспирантуры (адъюнктуры), направление подготовки), реализуются организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее – организации), в соответствии с лицензией, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в целях создания аспирантам (адъюнктам), осваивающим программы аспирантуры (адъюнктуры) (далее – обучающиеся), условий для достижения установленных настоящим ФГОС результатов освоения программ аспирантуры (адъюнктуры), подготовки и защиты диссертации на соискание ученой степени.
3. Высшее образование по программе аспирантуры (адъюнктуры) может быть получено в следующих формах:
а) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность:
в очной форме;
в заочной форме;
б) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме самообразования.
(разработчик ФГОС указывает допустимые формы получения образования и формы обучения).
4. Объем программы аспирантуры (адъюнктуры) составляет 180* / 240** зачетных единиц, объем указанной программы, реализуемый за один учебный год (далее – годовой объем программы), при очной форме обучения – 60 зачетных единиц.
(разработчик ФГОС указывает объем программы).
(здесь и далее:
* данное значение устанавливается разработчиком ФГОС для программ аспирантуры (адъюнктуры) с объемом 180 зачетных единиц и сроком получения образования по очной форме обучения 3 года;
** данное значение устанавливается разработчиком ФГОС для программ аспирантуры (адъюнктуры) с объемом 240 зачетных единиц и сроком получения образования по очной форме обучения 4 года)
5. Срок получения образования по программе аспирантуры (адъюнктуры) (далее – срок получения образования) по очной форме обучения составляет 3* / 4** года.
(разработчик ФГОС указывает срок получения образования).
6. Годовой объем программы и срок получения образования по заочной форме обучения, при сочетании различных форм обучения, при наличии иных особенностей реализации указанной программы, а также особенностей отдельных категорий обучающихся устанавливаются организацией в соответствии с общими требованиями к трудоемкости программ аспирантуры (адъюнктуры) и срокам получения образования по указанным программам, установленными Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации.
(разработчик ФГОС излагает абзац в редакции, соответствующей разрешенным формам обучения).
7. Профессиональная деятельность выпускников по программе аспирантуры (адъюнктуры) имеет следующие характеристики:
7.1. область профессиональной деятельности выпускников:
________________________________________________________________
(определяется разработчиком ФГОС с учетом международных и российских профессиональных стандартов).
7.2. объекты профессиональной деятельности выпускников:
________________________________________________________________
(определяется разработчиком ФГОС с учетом международных и российских профессиональных стандартов).
7.3. виды профессиональной деятельности выпускников:
научно-исследовательская деятельность в области (в сфере, по вопросам и т.д.) ______________________________________________________________________;
преподавательская деятельность в области (в сфере, по вопросам и т.д.) ____________________________________________________________.
(конкретизируется разработчиком ФГОС)
II. Требования к результатам освоения
программ аспирантуры (адъюнктуры)
8. В результате освоения программ аспирантуры (адъюнктуры) у обучающегося должны быть сформированы:
универсальные компетенции, формируемые в результате освоения программ аспирантуры (адъюнктуры) по всем направлениям подготовки;
общепрофессиональные компетенции, определяемые направлением подготовки либо направлением подготовки и направленностью программы аспирантуры (адъюнктуры) в рамках направления подготовки (далее – направленность программы);
профессиональные компетенции, определяемые направленностью программы.
9. У обучающегося должны быть сформированы следующие универсальные компетенции:
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
(будут предложены разработчикам ФГОС)
10. У обучающегося должны быть сформированы следующие общепрофессиональные компетенции:
а) вне зависимости от направленности программы:
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
(устанавливаются разработчиком ФГОС – не более 8 компетенций)
б) в соответствии с направленностью программы:
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
(устанавливаются разработчиком ФГОС)
11. Организация при формировании программы аспирантуры (адъюнктуры):
включает в полном объеме в состав требований к результатам освоения программы аспирантуры (адъюнктуры) универсальные компетенции, установленные пунктом 9 настоящего ФГОС, и общепрофессиональные компетенции, установленные подпунктом «а» пункта 10 настоящего ФГОС;
в соответствии с направленностью программы выбирает общепрофессиональные компетенции из числа установленных подпунктом «б» пункта 10 настоящего ФГОС;
при необходимости дополняет перечни универсальных и общепрофессиональных компетенций, установленные пунктами 9 и 10 настоящего ФГОС;
формирует перечень профессиональных компетенций в соответствии с направленностью программы.
III. Требования к структуре программ
аспирантуры (адъюнктуры)
12. Программа аспирантуры (адъюнктуры) включает в себя базовую часть, являющуюся обязательной вне зависимости от направленности программы, и вариативную часть, формируемую участниками образовательных отношений в соответствии с направленностью программы.
13. Программа аспирантуры (адъюнктуры) имеет структуру, указанную в таблице.
/Таблица
Структура программы аспирантуры (адъюнктуры)
Структурные элементы программы |
Трудоём-кость (в зачётных единицах) |
|
Индекс |
Наименование |
|
П.1 |
Блок 1 «Образовательные дисциплины (модули)» |
30 |
П.1.Б |
Базовая часть |
9 |
П.1.Б.01 |
Дисциплина (модуль) «Иностранный язык» |
|
П.1.Б.02 |
Дисциплина (модуль) «История и философия науки» |
|
П.1.В |
Вариативная часть |
21 |
П.2 |
Блок 2 «Практика» |
|
П.2.В |
Вариативная часть |
|
П.3 |
Блок 3 «Научно-исследовательская работа» |
|
П.3.В |
Вариативная часть |
|
П.2+3 |
Блок 2 «Практика» и блок 3 «Научно-исследовательская работа» – итого |
141*/201** |
П.4 |
Блок 4 «Государственная итоговая аттестация (итоговая аттестация)» |
9 |
П.4.Б |
Базовая часть |
9 |
П.0.Б |
Базовая часть – итого |
18 |
П.0.В |
Вариативная часть – итого |
162*/222** |
П.0 |
ВСЕГО |
180*/240** |
14. Блок 1 включает в себя базовую и вариативную части, блоки 2 и 3 в полном объеме относятся к вариативной части, блок 4 в полном объеме относится к базовой части программы аспирантуры (адъюнктуры).
15. Трудоёмкость дисциплин (модулей) «Иностранный язык» и «История и философия науки» базовой части блока 1, блоков 2 и 3 программы аспирантуры (адъюнктуры) устанавливается организацией.
IV. Требования к условиям реализации
программ аспирантуры (адъюнктуры)
Требования к кадровому обеспечению
16. Реализация программы аспирантуры (адъюнктуры) должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими ученую степень и занимающимися научной деятельностью. К реализации дисциплины (модуля) «Иностранный язык» базовой части блока 1 программы аспирантуры (адъюнктуры) допускаются преподаватели иностранного языка, не имеющие ученой степени.
17. Не менее 25 % преподавателей, обеспечивающих реализацию программы аспирантуры (адъюнктуры), должны иметь ученую степень доктора наук либо ученую степень кандидата наук и ученое звание профессора.
18. Научный руководитель и консультант, назначенные обучающемуся, должны иметь ученую степень доктора наук или ученую степень кандидата наук, осуществлять самостоятельную научно-исследовательскую (творческую) деятельность (участвовать в осуществлении такой деятельности) по профилю направления подготовки, иметь публикации по результатам указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, а также осуществлять апробацию результатов указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности на национальных и международных конференциях.
Требования к материально-техническому
и учебно-методическому обеспечению
19. Минимально необходимый для реализации программы аспирантуры (адъюнктуры) перечень оборудования включает в себя:
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
(формируется разработчиком ФГОС. Требования должны быть конкретизированы и содержать указание на доступность оборудования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья).
20. Реализация программы аспирантуры (адъюнктуры) должна обеспечиваться наличием в организации учебно-методической документации и комплекта учебных материалов по каждой дисциплине (модулю) и виду практики, соответствующих рабочим программам дисциплин (модулей) и практик и обеспечивающих самостоятельную работу обучающихся.
Учебно-методическая документация должна быть представлена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет») или локальной информационно-телекоммуникационной сети организации (далее – локальная сеть), а в случае применения электронного обучения – в электронной информационно-образовательной среде организации.
21. Реализация программы аспирантуры (адъюнктуры) должна обеспечиваться наличием в организации библиотеки, в том числе электронной, обеспечивающей обучающимся доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован изданиями учебной, учебно-методической, научной и иной литературы, включая периодические издания, соответствующими рабочим программам дисциплин (модулей) и практик.
Указанные издания должны быть представлены в электронно-библиотечной системе организации с обеспечением каждому обучающемуся индивидуального неограниченного доступа к указанной системе посредством сети «Интернет». В случае, если доступ к указанным изданиям не обеспечивается через электронно-библиотечную систему, библиотечный фонд должен быть укомплектован соответствующими печатными изданиями из расчета не менее 25 экземпляров изданий основной учебной литературы и не менее 2 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.
22. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом программного обеспечения с наличием лицензий (при необходимости лицензирования программного обеспечения) в количестве, необходимом для выполнения всех видов учебной деятельности обучающихся.
23. Обучающиеся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены электронными и печатными образовательными ресурсами, указанными в пунктах 20 и 21 настоящего ФГОС, с учетом их индивидуальных возможностей.
Требования к финансовому обеспечению
24. Финансовое обеспечение реализации программ аспирантуры должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки.
25. Нормативные затраты на оказание государственной услуги в сфере образования по реализации программы аспирантуры формируются с учетом следующих параметров.
а) соотношение численности преподавателей и обучающихся:
при очной форме обучения – 1 : 9;
при заочной форме обучения – 1 : 12;
б) содержание оборудования и (или) использование специализированных материальных запасов не требуется;
ИЛИ
б) требуется содержание оборудования и (или) использование специализированных материальных запасов;
ИЛИ
б) требуется содержание сложного оборудования и (или) использование специализированных материальных запасов;
(разработчик ФГОС выбирает необходимый вариант):
в) необходима организация стационарных практик.
ИЛИ
в) необходима организация выездных практик.
ИЛИ
в) необходима организация выездных полевых практик.
(разработчик ФГОС выбирает необходимый вариант):
(при заполнении раздела необходимо максимально учитывать утвержденные Минобрнауки России 29 декабря 2012 года № АП-159/04-вн «Итоговое значение и размеры составляющих базовых нормативных затрат по стоимостным группам направлений специальностей для государственных услуг по реализации основных образовательных программ послевузовского профессионального образования (аспирантура, адъюнктура) на 2013 год, для учреждений подведомственных Минобрнауки России» в части отнесения направлений подготовки к тем или иным стоимостным категориям по первым двум параметрам).
26. Финансовое обеспечение реализации программ адъюнктуры осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Вариант перечней универсальных и
рекомендуемых общепрофессиональных компетенций
для разработчиков ФГОС по программам аспирантуры
Универсальные компетенции:
способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;
способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения;
готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективах по решению научных и научно-образовательных задач;
готовностьиспользовать современные методы и технологии научной коммуникации на родном и иностранном языке;
способность к принятию самостоятельных мотивированных решений в нестандартных ситуациях и готовность нести ответственность за их последствия.
Рекомендуемые общепрофессиональные компетенции:
владение методологией теоретических и экспериментальных исследований в области(в сфере, по проблемам и пр)_________;
владение культурой научного исследованияв области(в сфере, по проблемам и пр)_________; в том числе с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий;
способность к разработке новых методов исследования и их применению в самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области(в сфере, по проблемам и пр)_________;с учетом правил соблюдения авторских прав;
готовность организовать работу исследовательского коллектива в области(в сфере, по проблемам и пр)_________;
способность планировать, осуществлять и оценивать учебно-воспитательный процесс в образовательных организациях высшего образования;
способность обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося;
способность разрабатывать комплексное методическое обеспечение преподаваемых учебных дисциплин (модулей).
|
|
Поделиться
Получайте материалы на почту
Присылаем письма не чаще раза в неделю, вы всегда можете отписаться.