На сайте размещены примерные основные образовательные программы (ПООП) подготовки бакалавров по направлению 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Профиль Экология (4 года обучения) Московский педагогический государственный университет Учебно-методическое объединение по образованию в области подготовки педагогических кадров

01.05.2011

На сайте размещены примерные основные образовательные программы (ПООП) подготовки бакалавров по направлению 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Профиль Экология (4 года обучения)

Московский педагогический государственный университет Учебно-методическое объединение по образованию в области подготовки педагогических кадров

Файл c текстом ПООП см. раздел ПООП

Учебно-методическое объединение по образованию в области подготовки педагогических кадров

 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»

 

«Утверждено»

Председатель УМО

по образованию в области подготовки педагогических кадров,

ректор МПГУ, академик

___________ В.Л. Матросов

 

«____» _________ 2010 г.

 

 

Примерная

основная образовательная программа
высшего профессионального образования

 

Направление подготовки

050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 337  

 

Профиль «Экология»

 

ФГОС ВПО утвержден приказом Минобрнауки России от  22 декабря 2009г. № 788

 

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Нормативный срок освоения программы – 4 года

 

 

Форма обучения – очная

           

 


Требования к результатам освоения основной образовательной программы

 

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке  цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);

готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

владеет  одним из иностранных языков на  уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10);

готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

 

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

 

общепрофессиональными (ОПК):

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);

способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

в области педагогической деятельности:

способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

 

в области культурно-просветительской деятельности: 

способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8);

способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11);

способен к решению задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).

 

Выпускник должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):

 

Владеет основными экологическими понятиями, системными представлениями о взаимодействии биологических систем разного уровня организации с окружающей средой, и готов объяснить сущность фундаментальных экологических законов и явлений (СК-1).

Понимает принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на основе знания основных законов экологии (СК -2)

Способен анализировать демографические процессы в обществе, исходя из знания законов популяционной динамики, владеет основами экологического права и следит за развитием международного сотрудничества в области экологического образования и устойчивого развития (СК-3);

Способен к самостоятельной постановке естественнонаучного эксперимента, планированию, анализу и оценке результатов полевых и лабораторных  исследований (СК-4).

 Владеет химическими и биологическими методами мониторинга состояния окружающей среды, способен прогнозировать ее изменения и рекомендовать предупредительные меры (СК-5);

Готов к формированию экологической культуры обучающихся и организации мероприятий по улучшению состояния окружающей  среды, а так же с целью пропаганды экологических знаний и морали. Способен использовать теоретические знания по методике преподавания предметов для практического решения профессиональных задач (СК-6).

Способен соотносить собственные мировоззренческие подходы с общими закономерностями развития природы и человеческого общества (СК-7)

Готов использовать результаты экологических исследований при прогнозировании последствий природных и социально-экономических процессов (СК-8)

Владеет основными биологическими, химическими и географическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений, способен объяснять химические и географические основы экологических процессов (СК-9).

 

 

 

 

Список разработчиков ПрООП

 

Московский педагогический государственный университет

Проректор по учебно-методической работе

Л.А. Трубина

 

Начальник Учебно-методического управления

Е.Б. Егорова

 

Декан биолого-химического факультета

С.К. Пятунина

 

Декан географического факультета

Е.В. Филатова

 

 

 


ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

по направлению 050100 Педагогическое образование

профиль «Экология»

Квалификация (степень) - бакалавр

Нормативный срок обучения – 4 года

 

№ п/п 

Наименование дисциплин

(в том числе практик)

Трудоемкость

Примерное распределение по семестрам

 

 

Зачетные единицы

Академические часы

1-й семестр

2-й семестр

3-й семестр

4-й семестр

5-й семестр

6-й семестр

7-й семестр

8-й семестр

Форма промежут. аттестации

(ФПА)

 
 

Количество недель по семестрам 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл

28

1008

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.

Базовая часть

18

648

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.1

История

3

108

x

 

 

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

1.1.2

Философия

4

144

 

x

 

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

1.1.3

Иностранный язык

6

216

x

x

x

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

1.1.4

Педагогическая риторика

3

144

 

 

x

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

1.1.5

Экономика

2

72

 

 

 

 

 

 

 

х

ФПА без оценки

 

1.2.

Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента 

10

360

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.1

Образовательное право

2

72

 

 

 

х

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

1.2.2

Политология

2

72

 

х

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

1.2.3

Профессиональная этика

2

72

 

 

 

 

 

 

х

 

ФПА без оценки

 

1.2.4

Дисциплины (модули) по выбору студента

4

144

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б.2 Математический и естественнонаучный цикл

12

432

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.

Базовая часть

6

216

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.1

Информационные технологии в образовании

2

72

x

 

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

2.1.2

Естественнонаучная картина мира

2

72

 

 

 

 

х

 

 

 

ФПА без оценки

 

2.1.3

Основы математической обработки информации

2

72

 

x

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

2.2.

Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента 

6

216

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.1

Проблемы устойчивого развития

2

72

 

 

х

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

2.2.2

Дисциплины (модули) по выбору студента

4

144

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б.3

Профессиональный цикл

165

5940

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1.

Базовая часть

36

1296

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1.1

Педагогика

10

360

 

х

х

x

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

3.1.2

Психология 

10

360

x

x

х

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

3.1.3

Методика обучения  экологии

10

360

 

 

 

 

х

x

х

 

ФПА с оценкой

 

3.1.4

Возрастная анатомия, физиология и гигиена

2

72

x

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1.5

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

2

72

 

x

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1.6.

Безопасность жизнедеятельности

2

72

 

 

х

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

3.2.

Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента 

129

4644

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.1

Общая экология

6

216

 

 

 

х

х

 

 

 

ФПА с оценкой

 

3.2.2

Социальная экология

4

144

 

 

 

 

 

х

х

 

ФПА с оценкой

 

3.2.3

Экология человека

2

72

 

 

 

 

 

 

х

 

ФПА без оценки

 

3.2.4

Охрана природы и рациональное природопользование

4

144

 

 

 

 

 

х

х

 

ФПА с оценкой

 

3.2.5

Учение о географической  оболочке

7

252

 

х

х

х

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

3.2.6

Учение о биосфере

3

144

 

 

 

 

 

х

 

 

ФПА без оценки

 

3.2.7

Региональная экология

5

180

 

 

 

 

 

 

х

 

ФПА с оценкой

 

3.2.8

Общая биология (генетика, теория эволюции, учение о клетке, молекулярная биология)

10

360

х

 

 

х

х

х

 

 

ФПА с оценкой

 

3.2.9

Ботаника

8

288

х

х

 

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

3.2.10

Зоология

8

288

 

х

х

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

3.2.11

Биогеография

4

144

 

 

 

 

х

 

 

 

ФПА с оценкой

 

3.2.12

Основы почвоведения

4

144

 

 

 

x

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

3.2.13

Основы геологии

3

108

 

 

х

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

3.2.14

Основы фитоценологии

2

72

 

 

 

 

 

 

х

 

ФПА без оценки

 

3.2.15

Индикация состояния окружающей среды

8

288

 

 

х

х

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

3.2.16

Химия

5

180

х

х

 

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

3.2.17

Экономика природопользования

2

72

 

 

 

 

 

 

 

х

ФПА без оценки

 

3.2.18

История  развития Земли

2

72

 

 

 

 

х

 

 

 

ФПА без оценки

 

3.2.19

Основы физики экологических систем

2

72

 

 

х

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

3.2.20

Дисциплины (модули) по выбору студента

40

1440

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б.4 Физическая культура

2

400

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б.5 Учебная и производственная практики  

27

972

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебная практика

12

432

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Производственная практика

15

540

 

 

 

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

Б.6 Итоговая государственная аттестация

6

216

 

 

 

 

 

 

 

 

Защита ВКР, ГЭ

 

                            Всего:

 

240

 

8640

(+328)*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*- Трудоемкость дисциплины «Физическая культура»

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

 

 

(вариативная часть)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АННОТАЦИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Проблемы устойчивого развития»

 

1. Цель дисциплины: формирование систематизированных  знаний в области проблем устойчивого развития.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

  Дисциплина «Проблемы устойчивого развития» относится к вариативной части математического и естественнонаучного цикла (Б.2.2.1).

  Для освоения дисциплины «Проблемы устойчивого развития» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Химия», «Физика» «Биология», «География» и «Обществоведение» на предыдущем уровне образования.

  Дисциплина «Проблемы устойчивого развития» является основой для изучения дисциплины «Охрана природы и рациональное природопользование».

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

  Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие следующих специальных компетенций:  

- понимает принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на основе знания основных законов экологии (СК -2)

- способен анализировать демографические процессы в обществе, исходя из знания законов популяционной динамики, владеет основами экологического права и следит за развитием международного сотрудничества в области экологического образования и устойчивого развития (СК-3);

- готов к формированию экологической культуры обучающихся и организации мероприятий по улучшению состояния окружающей  среды, а так же с целью пропаганды экологических знаний и морали. Способен использовать теоретические знания по методике преподавания предметов для практического решения профессиональных задач (СК-6).

- способен соотносить собственные мировоззренческие подходы с общими закономерностями развития природы и человеческого общества (СК-7)

- готов использовать результаты экологических исследований при прогнозировании последствий природных и социально-экономических процессов (СК-8)

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- современные концепции устойчивого развития;

- современное состояние природных ресурсов и пути их  использования;

уметь:

- применять научные знания в области устойчивого развития человечества в учебной и профессиональной деятельности;

- осуществлять поиск и анализ научной информации по актуальным вопросам современного естествознания;

владеть:

- методами и приемами эффективного использования современных средств обучения, компьютерных программ, мультимедийных проекторов, интерент-ресурсов. 

 

  1. 4.                      Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

 

  1. 5.                      Разработчики:

МПГУ, зав. кафедрой зоологии и экологии, профессор  И.А. Жигарев

МПГУ, профессор кафедры зоологии и экологии  В.М. Галушин

«Методика обучения  экологии»

 

1.Цель дисциплины: формирование готовности к применению современных методик и             технологий ведения образовательной деятельности по предмету «Экология» в учреждениях             общего среднего образования.

  2.Место дисциплины в структуре ООП:

  Дисциплина «Методика обучения экологии» относится к базовой части профессионального             цикла (Б.3.1.3).

  Для освоения дисциплины «Методика обучения экологии» студенты используют знания,             умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин «Педагогика», «Психология», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Педагогическая риторика», а также дисциплин вариативной части профессионального цикла.

  Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин по выбору студентов, прохождения педагогической практики, подготовки к             итоговой государственной аттестации.

  3.Требования к результатам освоения дисциплины:

  Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие следующих             компетенций: 

  В результате изучения дисциплины студент должен:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

 - готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения  (ПК-2);

- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

- способен к решению задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).

знать:

-систему экологического  образования современной  школы;

-содержание и принципы построения школьных программ и учебников по экологии;

-формы организации учебно-воспитательного процесса  по экологии;

- основы природоохранной деятельности в общеобразовательном учреждении;

уметь:

- определять учебно-воспитательные задачи изучаемого материала по экологии;

- анализировать результаты учебно-воспитательной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации; 

 -адаптировать научное содержание учебных материалов по экологии  с учетом возраста учащихся;

- организовывать проектно-исследовательскую деятельность учащихся по изучению экологического состояния природных объектов;

- формировать экологическое и природоохранное мышление;

владеть:

- способами ориентации в профессиональных  источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);

- различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;

- способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц.

 

5. Разработчики:

МПГУ, зав.кафедрой методики преподавания биологии, профессор А.И.Никишов

МПГУ, доцент кафедры методики преподавания биологии Р.А.Петросова


 «Общая экология»

1.Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области общей экологии с учетом содержательной специфики предмета «Экология» в учреждениях общего среднего образования.

2.Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Общая экология» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.1).

Для освоения дисциплины «Общая экология» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «География», «Химия», «Биология», «Физика» на предыдущем уровне образования, а также в ходе освоения студентами дисциплин «Ботаника», «Зоология», «Учение о географической оболочке», «Химия»

Дисциплина «Общая экология» является основой для изучения дисциплин «Региональная экология», «Социальная экология», Экология человека», «Охрана природы и рациональное природопользование».

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:  

Владеет основными экологическими понятиями, системными представлениями о взаимодействии биологических систем разного уровня организации с окружающей средой, и готов объяснить сущность фундаментальных экологических законов и явлений (СК-1).

Понимает принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на основе знания основных законов экологии (СК -2)

Готов к формированию экологической культуры обучающихся и организации мероприятий по улучшению состояния окружающей  среды, а так же с целью пропаганды экологических знаний и морали. Способен использовать теоретические знания по методике преподавания предметов для практического решения профессиональных задач (СК-6).

Способен соотносить собственные мировоззренческие подходы с общими закономерностями развития природы и человеческого общества (СК-7)

 Готов использовать результаты экологических исследований при прогнозировании последствий природных и социально-экономических процессов (СК-8)

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные экологические законы, определяющие существование и взаимодействие биологических систем разных уровней (организмов, популяций, биоценозов и экосистем);

- теоретические основы для практического решения экологических проблем; современности,

- представления о функционировании  многоуровневых систем  в экологии.

  уметь:

- прогнозировать возможные реакции биосистем на антропогенные воздействия;

  владеть:

- навыками организации проектной деятельности в области экологии;

- основными приемами системного экологического мышления.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетные единицы.

5. Разработчики:

МПГУ, зав.кафедрой зоологии и экологии, профессор И.А.Жигарев

МПГУ, профессор кафедры зоологии и экологии Н.А.Кузнецова

 

«Социальная экология»

 

1. Цель дисциплины:  формирование систематизированных знаний в области экологических основ социальной жизни и демографических процессов человечества, современного состояния окружающей природной среды.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Социальная экология» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.2).

Для освоения дисциплины «Социальная экология» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения  дисциплины  «Общая экология»

Дисциплина «Социальная экология» является основой для изучения дисциплин «Региональная экология», Экология человека».

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:  

Владеет основными экологическими понятиями, системными представлениями о взаимодействии биологических систем разного уровня организации с окружающей средой, и готов объяснить сущность фундаментальных экологических законов и явлений (СК-1).

Понимает принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на основе знания основных законов экологии (СК -2)

Способен анализировать демографические процессы в обществе, исходя из знания законов популяционной динамики, владеет основами экологического права и следит за развитием международного сотрудничества в области экологического образования и устойчивого развития (СК-3);

Способен соотносить собственные мировоззренческие подходы с общими закономерностями развития природы и человеческого общества (СК-7)

 Готов использовать результаты экологических исследований при прогнозировании последствий природных и социально-экономических процессов (СК-8)

 В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- современные концепции социальной и прикладной экологии;

-  суть и значение биосоциальности в жизнедеятельности человека;

- экологические основы социальной жизни человека и их влияние на демографические процессы;

- современное состояние природных ресурсов и пути их  использования;

уметь:

- активно включаться в поиск новых информационных ресурсов, раскрывающих современное содержание социальной и прикладной экологии;

- использовать современные информационные коммуникативные ресурсы, включая интернет;

владеть:

- методами и приемами эффективного использования современных средств обучения, компьютерных программ, мультимедийных проекторов, интерент-ресурсов.

 4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.

5. Разработчики:

МПГУ, зав.кафедрой зоологии и экологии, профессор И.А.Жигарев

МПГУ, профессор кафедры зоологии и экологии              В.М. Галушин

 

«Экология человека»

 

1. Цель дисциплины:  формирование систематизированных знаний в области экологии человека, его социальной жизни и демографических процессов человечества.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Экология человека» относится к  вариативной профильной части профессионального цикла (Б.3.2.3).

Для освоения дисциплины «Экология человека» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения  дисциплины  «Общая экология», «Социальная экология».

Дисциплина  «Экология человека» является основой для изучения дисциплин по выбору студентов, а также подготовки к итоговой государственной аттестации.

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:  

Владеет основными экологическими понятиями, системными представлениями о взаимодействии биологических систем разного уровня организации с окружающей средой, и готов объяснить сущность фундаментальных экологических законов и явлений (СК-1).

Понимает принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на основе знания основных законов экологии (СК -2)

Способен анализировать демографические процессы в обществе, исходя из знания законов популяционной динамики, владеет основами экологического права и следит за развитием международного сотрудничества в области экологического образования и устойчивого развития (СК-3);

 Готов к формированию экологической культуры обучающихся и организации мероприятий по улучшению состояния окружающей  среды, а так же с целью пропаганды экологических знаний и морали. Способен использовать теоретические знания по методике преподавания предметов для практического решения профессиональных задач (СК-6).

Способен соотносить собственные мировоззренческие подходы с общими закономерностями развития природы и человеческого общества (СК-7)

 В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные экологические законы, определяющие существование и взаимодействие человека и биологических систем разных уровней (организмов, популяций, биоценозов и экосистем);

-   значение биосоциальности в жизнедеятельности человека;

-   историю развития экологических связей человечества;

 - экологические основы социальной жизни человека и их влияние на демографические процессы;

уметь:

- активно включаться в поиск новых информационных ресурсов, раскрывающих современное содержание биосоциальной экологии;

- использовать современные информационные коммуникативные ресурсы, включая интернет;

владеть:

- навыками организации проектной деятельности в области экологии человека;

- основными приемами системного экологического мышления.

- методами и приемами эффективного использования современных средств обучения, компьютерных программ, мультимедийных проекторов, интерент-ресурсов.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

 

5. Разработчики:

МПГУ, зав. кафедрой зоологии и экологии, профессор  И.А. Жигарев

МПГУ, профессор кафедры зоологии и экологии  В.М. Галушин

 

 

«Охрана природы и рациональное природопользование»

 

1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области охраны природы и рационального природопользования с учетом содержательной специфики предмета «Экология» в учреждениях общего среднего образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Охрана природы и рациональное природопользование» относится к вариативной  части профессионального цикла (Б.3.2.4).

Для освоения дисциплины «Охрана природы и рациональное природопользование» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения  дисциплины  «Общая экология», «Социальная экология», «учение о географической оболочке».

Дисциплина  «Охрана природы и рациональное природопользование» является основой для изучения дисциплины «Экономика природопользования», а также дисциплин по выбору студентов.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:

Владеет основными экологическими понятиями, системными представлениями о взаимодействии биологических систем разного уровня организации с окружающей средой, и готов объяснить сущность фундаментальных экологических законов и явлений (СК-1).

Понимает принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на основе знания основных законов экологии (СК -2)

Способен к самостоятельной постановке естественнонаучного эксперимента, планированию, анализу и оценке результатов полевых и лабораторных  исследований (СК-4).

Владеет химическими и биологическими методами мониторинга состояния окружающей среды, способен прогнозировать ее изменения и рекомендовать предупредительные меры (СК-5);

Готов к формированию экологической культуры обучающихся и организации мероприятий по улучшению состояния окружающей  среды, а так же с целью пропаганды экологических знаний и морали. Способен использовать теоретические знания по методике преподавания предметов для практического решения профессиональных задач (СК-6).

Способен соотносить собственные мировоззренческие подходы с общими закономерностями развития природы и человеческого общества (СК-7)

 Готов использовать результаты экологических исследований при прогнозировании последствий природных и социально-экономических процессов (СК-8)

3. В результате изучения студент должен:

знать:

- современные концепции охраны природы и рационального природопользования;

- формы и методы рационального природопользования;

- современное состояние природных ресурсов и пути их  использования;

- глобальные закономерности использования природных ресурсов Земли;

- специфику рационального природопользования на территории России.

уметь:

- активно включать учащихся в поиск новых информационных ресурсов, раскрывающих современное содержание охраны природы;

- использовать современные информационно-коммуникативные ресурсы, включая Интернет, в ходе преподавания соответствующих дисциплин в школе и вузе;

владеть:

- инновационными методами преподавания прикладной экологии, основ природопользования  и смежных дисциплин;

- методами и приемами эффективного использования современных средств обучения: компьютерных программ, мультимедийных проекторов, интернет-ресурсов.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.

 

5. Разработчики:

МПГУ, профессор      кафедры зоологии и экологии В.М.Константинов

МПГУ, профессор      кафедры зоологии и экологии В.М.Галушин

 


«Учение о географической оболочке»

 

1. Цель дисциплины - формирование компетентности в области базового курса географии как основы профессиональной подготовки учителя экологии, способного работать в условиях личностно-ориентированного образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Учение о географической оболочке» относится к вариативной  части профессионального цикла (Б.3.2.5).

Для освоения дисциплины «Учение о географической оболочке» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «География», «Экология», «Физика» на предыдущем уровне образования.  

Дисциплина  «Учение о географической оболочке» является основой для изучения дисциплин «Охрана природы и рациональное природопользование», «Региональная экология», «Индикация состояния окружающей среды», «История развития Земли», курсов по выбору студентов.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:

Понимает принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на основе знания основных законов экологии (СК -2)

Способен анализировать демографические процессы в обществе, исходя из знания законов популяционной динамики, владеет основами экологического права и следит за развитием международного сотрудничества в области экологического образования и устойчивого развития (СК-3);

Владеет химическими и биологическими методами мониторинга состояния окружающей среды, способен прогнозировать ее изменения и рекомендовать предупредительные меры (СК-5);

Способен соотносить собственные мировоззренческие подходы с общими закономерностями развития природы и человеческого общества (СК-7)

  Готов использовать результаты экологических исследований при прогнозировании последствий природных и социально-экономических процессов (СК-8)

Владеет основными биологическими, химическими и географическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений, способен объяснять химические и географические основы экологических процессов (СК-9);

В результате изучения студент должен:

знать:

- основные природные явления, события и процессы, происходящие в различных сферах географической оболочки;

- основные физико-географические законы и границы их действия;

- географическую номенклатуру.

уметь:

- выявлять взаимосвязи между компонентами географической оболочки и происходящими с ними процессами;

- определять в природе изученные ранее явления и процессы (идентифицировать погоду, формы рельефа, воды суши, ландшафты различного таксономического уровня);

- составлять элементарные прогнозы развития компонентов географической оболочки;

- оценивать экологическое состояние местности любого ранга.

владеть:

- географическим научным языком и терминологией;

- современными методами физико-географических исследований;

- навыками обработки географической информации.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц.

 

5. Разработчики:

МПГУ, доцент кафедры физической географии и геоэкологии                                      Т.Ю. Притула 

 

 

 

«Учение о биосфере»

 

1.Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области эволюции биосферы.

2.Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Учение о биосфере» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.6).

Для освоения дисциплины «Учение о биосфере» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплины «Учение о географической оболочке», «Общая экология», «Ботаника», «Зоология».

Дисциплина  «Учение о биосфере» является основой для изучения курсов по выбору студентов, подготовки к итоговой государственной аттестации.

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:  

Владеет основными экологическими понятиями, системными представлениями о взаимодействии биологических систем разного уровня организации с окружающей средой, и готов объяснить сущность фундаментальных экологических законов и явлений (СК-1).

Понимает принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на основе знания основных законов экологии (СК -2)

Владеет химическими и биологическими методами мониторинга состояния окружающей среды, способен прогнозировать ее изменения и рекомендовать предупредительные меры (СК-5);

Способен соотносить собственные мировоззренческие подходы с общими закономерностями развития природы и человеческого общества (СК-7)

 Готов использовать результаты экологических исследований при прогнозировании последствий природных и социально-экономических процессов (СК-8)

Владеет основными биологическими, химическими и географическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений, способен объяснять химические и географические основы экологических процессов (СК-9);

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные экологические законы, определяющие существование и взаимодействие биологических систем в биосфере

- этапы развития биосферы

- теоретические основы для практического решения экологических биосферных проблем современности

- представления о функционировании  биосферы, как глобальной экосистемы.

  уметь:

- прогнозировать возможные реакции биосистем на антропогенные воздействия

- анализировать биосферные модели

  владеть:

- навыками организации проектной деятельности в области экологии биосферы;

- основными приемами системного экологического мышления.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

5. Разработчики:

МПГУ, зав. кафедрой зоологии и экологии, профессор И.А.Жигарев

МПГУ, доцент кафедры зоологии и экологии А.И.Бокова

 

«Региональная экология»

 

1.Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области региональной экологии с учетом содержательной специфики предмета «Экология» в учреждениях общего среднего образования.

2.Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Региональная экология» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.7).

Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин «Общая экология»,  «Социальная экология», «Экология человека»

Дисциплина  «Региональная экология» является основой для изучения дисциплин курсов по выбору студентов, подготовки к итоговой государственной аттестации.

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:  

Владеет основными экологическими понятиями, системными представлениями о взаимодействии биологических систем разного уровня организации с окружающей средой, и готов объяснить сущность фундаментальных экологических законов и явлений (СК-1).

Способен соотносить собственные мировоззренческие подходы с общими закономерностями развития природы и человеческого общества (СК-7)

 Готов использовать результаты экологических исследований при прогнозировании последствий природных и социально-экономических процессов (СК-8)

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные экологические законы, определяющие существование и взаимодействие биологических систем разных уровней (организмов, популяций, биоценозов и экосистем);

- особенности экологи разных географических регионов;

- экологическое разнообразие и закономерности распределения организмов, их группировок и сообществ по земному шару;

уметь:

- использовать прикладные аспекты региональной экологии;

владеть:

- навыками организации проектной деятельности в области региональной экологии;

- основными приемами системного экологического мышления.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетные единицы.

 

5. Разработчики:

 

МПГУ, доцент кафедры зоологии и экологии А.О.Шубин

 

«Общая биология

(генетика, теория эволюции, учение о клетке, молекулярная биология)»

 

1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области общей биологии: генетики, теории эволюции, учения о клетке и молекулярной биологии с учетом содержательной специфики предмета «Экология» в учреждениях общего среднего образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Общая биология (генетика, теория эволюции, учение о клетке, молекулярная биология)» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.8).

Для освоения дисциплины «Общая биология (генетика, теория эволюции, учение о клетке, молекулярная биология)» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Биология» и «Экология» на предыдущем уровне образования, а также дисциплин «Ботаника» и «Зоология».

Дисциплина  «Общая  биология (генетика, теория эволюции, учение о клетке, молекулярная биология)» является основой для изучения  курсов по выбору студентов, подготовки к итоговой государственной аттестации.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:

Понимает принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на основе знания основных законов экологии (СК -2)

Способен к самостоятельной постановке естественнонаучного эксперимента, планированию, анализу и оценке результатов полевых и лабораторных  исследований (СК-4).

 Владеет химическими и биологическими методами мониторинга состояния окружающей среды, способен прогнозировать ее изменения и рекомендовать предупредительные меры (СК-5);

Способен соотносить собственные мировоззренческие подходы с общими закономерностями развития природы и человеческого общества (СК-7)

Готов использовать результаты экологических исследований при прогнозировании последствий природных и социально-экономических процессов (СК-8)

Владеет основными биологическими, химическими и географическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений, способен объяснять химические и географические основы экологических процессов (СК-9);

4. В результате изучения студент должен:

знать:

- учение о клетке как об элементарной единице живого;

-типы клеточного деления;

-химическую организацию клеток;

-  современные проблемы молекулярной биологии; состояние и перспективы ее развития;

- закономерности проявления наследственности и изменчивости на разных уровнях организации живого, генетические методы анализа и селекции;

- происхождение и эволюцию генома человека;

- фундаментальные законы эволюции;

- этапы развития органического мира;

- дискуссионные вопросы и новейшие достижения теории эволюции;

- биологические и социальные основы поведения человека;

уметь:

- анализировать препараты на уровне светового микроскопа и электронно-микроскопические фотографии клеток и их структур;

- доказательно обсуждать теоретические и практические проблемы теории эволюции;

- уметь решать генетические задачи, связанные с закономерностями наследственности, изменчивости и законами генетики популяций;

- проводить сравнительный анализ данных по генетическим основам эволюционного процесса;

- ориентироваться в вопросах биохимического единства органического мира,

- использовать теоретические знания для практического решения профессиональных задач;

владеть:

- основными понятиями в области общей биологии,

- системными представлениями об организации живой природы;

- методами популяризации знаний.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц.

 

5. Разработчики:

МПГУ, зав.кафедрой зоологии и экологии, профессор И.А.Жигарев

МПГУ, профессор кафедры зоологии и экологии К.В.Макаров

МПГУ, профессор кафедры органической и биологической химии  Г.А.Севастьянова

МПГУ, доцент кафедры основ сельского хозяйства Т.В.Мазяркина

 

 

«Ботаника»

 

1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области ботаники. 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Ботаника» относится к вариативной  части профессионального цикла (Б.3.2.9).  

Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Биология», «Химия» на предыдущем уровне образования.

 Дисциплина «Ботаника» является основой для изучения дисциплин «Биогеография», «Основы фитоценологии» 

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:  

Владеет основными экологическими понятиями, системными представлениями о взаимодействии биологических систем разного уровня организации с окружающей средой, и готов объяснить сущность фундаментальных экологических законов и явлений (СК-1).

Способен к самостоятельной постановке естественнонаучного эксперимента, планированию, анализу и оценке результатов полевых и лабораторных  исследований (СК-4).

Владеет основными биологическими, химическими и географическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений, способен объяснять химические и географические основы экологических процессов (СК-9);

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные характеристики жизнедеятельности, внешнего и внутреннего строения растений, их онтогенетических и сезонных изменений, способы размножения и расселения, зависимость от условий обитания;

- научные представления о разнообразии растительного мира и других группах организмов, относимых к области ботаники (бактерии, грибы, лишайники), об особенностях их строения, экологии и эволюции;

- научные представления о растительном покрове как сложной интегрированной системе флоры и растительности, современные представления о динамических процессах под влиянием антропогенных воздействий;

- методы исследования в современной ботанике.

уметь:

- определять, делать морфологические описания, зарисовывать и коллекционировать растения и их части; - делать геоботанические описания растительных сообществ;

- проводить наблюдения в природе и в лаборатории

владеть:

- методикой определения растений, методикой морфологического описания растений. 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц.

 

5. Разработчики:

МПГУ, зав.кафедрой ботаники В.П.Викторов

МПГУ, доцент кафедры ботаники, и.о. декана биологического факультета  С.К. Пятунина

МПГУ, доцент кафедры ботаники Н.М. Ключникова


«Зоология»

 

1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области зоологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Зоология» относится к вариативной  части профессионального цикла дисциплин (Б.3.2.10).

Для освоения дисциплины «Зоология» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предмета «Биология» на предыдущем уровне образования.

Дисциплина «Зоология» является основой для изучения дисциплин «Общая экология», «Биогеография», «Учение о биосфере».

3. Требования к результатам освоение дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:  

Владеет основными экологическими понятиями, системными представлениями о взаимодействии биологических систем разного уровня организации с окружающей средой, и готов объяснить сущность фундаментальных экологических законов и явлений (СК-1).

Способен к самостоятельной постановке естественнонаучного эксперимента, планированию, анализу и оценке результатов полевых и лабораторных  исследований (СК-4).

Владеет химическими и биологическими методами мониторинга состояния окружающей среды, способен прогнозировать ее изменения и рекомендовать предупредительные меры (СК-5);

Готов к формированию экологической культуры обучающихся и организации мероприятий по улучшению состояния окружающей  среды, а так же с целью пропаганды экологических знаний и морали. Способен использовать теоретические знания по методике преподавания предметов для практического решения профессиональных задач (СК-6).

Способен соотносить собственные мировоззренческие подходы с общими закономерностями развития природы и человеческого общества (СК-7)

 Готов использовать результаты экологических исследований при прогнозировании последствий природных и социально-экономических процессов (СК-8)

Владеет основными биологическими, химическими и географическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений, способен объяснять химические и географические основы экологических процессов (СК-9);

В результате изучения студент должен:

знать:

- основные характеристики жизнедеятельности, внешнего и внутреннего строения животных, их онтогенетических и сезонных изменений, способы размножения и расселения, зависимость от условий обитания;

- научные представления о разнообразии и систематики животного мира, об особенностях их строения, экологии;

- научные представления и методы исследования в современной зоологии.

- научные представления о животных как системных биологических объектах на трех уровнях организации: организменном, популяционно-видовом и биоценотическом;

- основные закономерности индивидуального и исторического развития животных;

уметь:

- определять, делать морфологические описания, зарисовывать и коллекционировать животных;

- проводить наблюдения в природе и в лаборатории;

владеть:

- методикой определения животных;

- навыками натуралистической работы и природоохранной деятельности;

- основами научного мировоззрения, диалектического и материалистического мышления.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц

5. Разработчики:

МПГУ, профессор кафедры зоологии и экологии К.В.Макаров

МПГУ, профессор кафедры зоологии и экологии В.М.Контантинов

МПГУ, профессор кафедры зоологии и экологии И.Х.Шарова

МПГУ, доцент кафедры зоологии и экологии С.П.Шаталова

 

 

«Биогеография»

 

1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области биогеографии.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Биогеография» относится к вариативной  части профессионального цикла (Б.3.2.11).

Для освоения дисциплины «Биогеография» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе  освоения студентами дисциплин «Ботаника», «Зоология» «Учение о географической оболочке».

Дисциплина «Биогеография» является основой для изучения дисциплины «Охрана природы и рациональное природопользование», а также курсов по выбору студентов.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:

Владеет основными экологическими понятиями, системными представлениями о взаимодействии биологических систем разного уровня организации с окружающей средой, и готов объяснить сущность фундаментальных экологических законов и явлений (СК-1).

Способен соотносить собственные мировоззренческие подходы с общими закономерностями развития природы и человеческого общества (СК-7)

 Готов использовать результаты экологических исследований при прогнозировании последствий природных и социально-экономических процессов (СК-8)

Владеет основными биологическими, химическими и географическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений, способен объяснять химические и географические основы экологических процессов (СК-9);

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- базовые термины и понятия в области биогеографии;

- особенности флоры и фауны разных географических регионов, флористическое и фаунистическое районирование Земли;

- особенности растительного покрова основных биомов России и сопредельных стран; изменения биомов в результате антропогенного воздействия; характеристики ключевых ботанических территорий России.

- особенности животного населения основных биомов России; изменения биомов в результате антропогенного воздействия.

- экологическое разнообразие и закономерности распределения организмов, их группировок и сообществ по земному шару

уметь:

-  использовать прикладные аспекты биогеографии;

владеть:

- современными методами биогеографических исследований и биогеографическим научным языком.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.

 

5. Разработчики:

МПГУ, профессор      кафедры зоологии и экологии В.Г.Бабенко

 

 

«Основы почвоведения»

 

1. Цель дисциплины:  формирование систематизированных знаний в области почвоведения. 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Основы почвоведения» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.12).

Для освоения дисциплины «Основы почвоведения» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе  освоения  дисциплин «учение о географической оболочке», «Основы геологии» «Общая биология», «Химия».

Дисциплина «Основы почвоведения» является основой для изучения дисциплин «Биогеография», «Учение о биосфере», «Индикация состояния окружающей среды», «Региональная экология», «Охрана природы и рациональное природопользование», курсов по выбору студентов.

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:

Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК – 1)

Способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК – 1)

Владеет основными экологическими понятиями, системными представлениями о взаимодействии биологических систем разного уровня организации с окружающей средой, и готов объяснить сущность фундаментальных экологических законов и явлений (СК-1).

Понимает принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на основе знания основных законов экологии (СК -2)

Способен к самостоятельной постановке естественнонаучного эксперимента, планированию, анализу и оценке результатов полевых и лабораторных  исследований (СК-4).

Владеет химическими и биологическими методами мониторинга состояния окружающей среды, способен прогнозировать ее изменения и рекомендовать предупредительные меры (СК-5);

Готов к формированию экологической культуры обучающихся и организации мероприятий по улучшению состояния окружающей  среды, а так же с целью пропаганды экологических знаний и морали. Способен использовать теоретические знания по методике преподавания предметов для практического решения профессиональных задач (СК-6).

Готов использовать результаты экологических исследований при прогнозировании последствий природных и социально-экономических процессов (СК-8)

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

-физические, химические и физико-химические типы почв;

- причины образования разных типов почв;

- основные типы почв, их свойства и особенности географического распространения;

уметь:

- проводить химический анализ почвы; 

- определять разные типы и состав почвы;

владеть:

- навыками работы по исследованию почв;

- научными терминами при описании процессов образования и строения почв.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.

 

5. Разработчики:

МПГУ, доцент кафедры основ сельского хозяйства К.А.Миронычев

МПГУ, доцент кафедры основ сельского хозяйства М.А. Диброва


 «Основы геологии»

 

1. Цель дисциплины: формирование компетентности в области геологии как основы профессиональной подготовки учителя экологии, способного работать в условиях личностно-ориентированного образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Основы геологии» относится к вариативной  части профессионального цикла (Б.3.2.13).

Для освоения дисциплины «Основы геологии» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе  освоения  предметов географии, химии, физики, биологии на предыдущем уровне образования, а также дисциплин «Учение о географической оболочке», «Химия».

Освоение данной дисциплины является базой для последующего изучения дисциплин «Охрана природы и рациональное природопользование», «Основы почвоведения», «Индикация состояния окружающей среды», «История развития Земли», курсов по выбору студентов.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Понимает принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на основе знания основных законов экологии (СК -2)

Способен к самостоятельной постановке естественнонаучного эксперимента, планированию, анализу и оценке результатов полевых и лабораторных  исследований (СК-4).

Владеет химическими и биологическими методами мониторинга состояния окружающей среды, способен прогнозировать ее изменения и рекомендовать предупредительные меры (СК-5);

Готов к формированию экологической культуры обучающихся и организации мероприятий по улучшению состояния окружающей  среды, а так же с целью пропаганды экологических знаний и морали. Способен использовать теоретические знания по методике преподавания предметов для практического решения профессиональных задач (СК-6).

Владеет основными биологическими, химическими и географическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений, способен объяснять химические и географические основы экологических процессов (СК-9);

В результате изучения студент должен:

знать:

- основные классы минералов и типы горных пород;

- экзогенные и эндогенные процессы, их причины и результаты;

- особенности состава и строения Земли;

- важнейшие руды и их образование;

- структурные элементы земной коры.

уметь:

- применять экспериментальные методы изучения геологических объектов (минералов, горных пород и др.);

- анализировать геологические разрезы, геологические и тектонические карты.

владеть:

-  навыками диагностики минералов и горных пород;

-  различными способами представления геологической информации;

-  навыками чтения геологических и тектонических карт;

- навыками построения  и анализа геологических разрезов, профилей и других графических материалов.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

 

5. Разработчики:

МПГУ, доцент кафедры геологии и геохимии ландшафта, декан географического факультета Е.В.Филатова 

МПГУ,ст. преподаватель  кафедры геологии и геохимии ландшафта  Е.А. Фураев

 

«Основы фитоценологии»

 

1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области фитоценологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Основы фитоценологии» относится к вариативной  части профессионального цикла (Б.3.2.14).

Для освоения дисциплины «Основы фитоценологии» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Биология», «Химия» на предыдущем уровне образования,  дисциплин вариативной части профессионального цикла.

Освоение данной дисциплины является базой для последующего изучения дисциплин курсов по выбору студентов.

 3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:

Владеет основными экологическими понятиями, системными представлениями о взаимодействии биологических систем разного уровня организации с окружающей средой, и готов объяснить сущность фундаментальных экологических законов и явлений (СК-1).

Понимает принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на основе знания основных законов экологии (СК -2)

Владеет химическими и биологическими методами мониторинга состояния окружающей среды, способен прогнозировать ее изменения и рекомендовать предупредительные меры (СК-5);

Готов к формированию экологической культуры обучающихся и организации мероприятий по улучшению состояния окружающей  среды, а так же с целью пропаганды экологических знаний и морали. Способен использовать теоретические знания по методике преподавания предметов для практического решения профессиональных задач (СК-6).

Готов использовать результаты экологических исследований при прогнозировании последствий природных и социально-экономических процессов (СК-8)

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- историю возникновения и становления фитоценологии, ее цели и задачи, ее основные понятия;

- методы исследования растительности;

- закономерности состава и структуры лесных и травянистых фитоценозов, а также ценотических популяций (ценопопуляций) растений разных биоморф, типы популяционных стратегий;

- экологию фитоценозов, влияние растительности на среду и влияние физико-географических условий на растительность;

- изменчивость фитоценозов, их классификацию и ординацию;

- практическую значимость фитоценологии для рационального природопользования и охраны природы;

уметь:

- выделять и охарактеризовывать фитоценозы, господствующие в растительности данного региона, оценивать степень их биоразнообразия, нарушенности и устойчивости, устанавливать типичные для данной местности климаксовые фитоценозы и сукцессионные системы;

- прогнозировать динамику растительности на ближайшие десятилетия;

владеть:

- навыком проводить полевые геоботанические описания, коллекционировать (гербаризировать) растения для справочных целей, фотографировать растения и растительность;

- современными методами обработки и анализа полевых материалов;

- методами составления отчетов о проделанных полевых работах и компьютерных презентаций, созданием компьютерных баз данных по разным разделам фитоценологии.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц.

 

5. Разработчики:

МПГУ, профессор кафедры ботаники Н.И.Шорина

МПГУ, доцент кафедры ботаники Барабанщикова Н.С.


 «Индикация состояния окружающей среды»

 

1.Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний у студентов о принципах и методах оценки качества окружающей среды.

2.Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Индикация состояния окружающей среды» относится к вариативной  части профессионального цикла (Б.3.2.15).

Для освоения дисциплины «Индикация состояния окружающей среды» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Химия», «Биология» на предыдущем уровне образования, а также в ходе освоения студентами дисциплин «Общая экология»,  «Охрана природы и рациональное природопользование».

Освоение данной дисциплины является базой для последующего изучения дисциплин курсов по выбору студентов.

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:

Владеет основными экологическими понятиями, системными представлениями о взаимодействии биологических систем разного уровня организации с окружающей средой, и готов объяснить сущность фундаментальных экологических законов и явлений (СК-1).

Способен к самостоятельной постановке естественнонаучного эксперимента, планированию, анализу и оценке результатов полевых и лабораторных  исследований (СК-4).

Владеет химическими и биологическими методами мониторинга состояния окружающей среды, способен прогнозировать ее изменения и рекомендовать предупредительные меры (СК-5);

Готов к формированию экологической культуры обучающихся и организации мероприятий по улучшению состояния окружающей  среды, а так же с целью пропаганды экологических знаний и морали. Способен использовать теоретические знания по методике преподавания предметов для практического решения профессиональных задач (СК-6).

Способен соотносить собственные мировоззренческие подходы с общими закономерностями развития природы и человеческого общества (СК-7)

 Готов использовать результаты экологических исследований при прогнозировании последствий природных и социально-экономических процессов (СК-8)

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- экологические предпосылки  ухудшения качества среды;

– действия различных форм техногенного вмешательства на живые системы;

–  методы биоиндикации на pазных уpовнях оpганизации живого от субклеточного до экосистемного;

– основные способы оценки качества разных природных сpед (почвы, воды, воздуха);

–  способы оценки качества среды в России и зарубежом         

уметь:

- использовать биотестирование;

– организовывать экологический мониторинг;

владеть:

- навыками организации проектной деятельности в области биоиндикации;

- основными приемами системного экологического мышления.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетные единицы.

 

5. Разработчики:

МПГУ, доцент кафедры геологии и геохимии ландшафта, декан географического факультета Е.В.Филатова 

МПГУ, ст. преподаватель  кафедры геологии и геохимии ландшафта  Е.А. Фураев

 


«Химия»

 

1. Цель дисциплины: формирование систематизированных  знаний в области химии.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Химия» относится к вариативной  части профессионального цикла (Б.3.2.16).

Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предмета «Химия» на предыдущем уровне образования.

Дисциплина «Химия» является основой для изучения дисциплин «Охрана природы и рациональное природопользование», «Учение о географической  оболочке», «Учение о биосфере», «Общая биология», «Основы почвоведения», «Основы геологии», «Общая экология», «Индикация состояния окружающей среды».

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие следующих специальных компетенций:

Понимает принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на основе знания основных законов экологии (СК -2)

Способен к самостоятельной постановке естественнонаучного эксперимента, планированию, анализу и оценке результатов полевых и лабораторных  исследований (СК-4).

Владеет химическими и биологическими методами мониторинга состояния окружающей среды, способен прогнозировать ее изменения и рекомендовать предупредительные меры (СК-5);

Способен соотносить собственные мировоззренческие подходы с общими закономерностями развития природы и человеческого общества (СК-7)

Готов использовать результаты экологических исследований при прогнозировании последствий природных и социально-экономических процессов (СК-8)

Владеет основными биологическими, химическими и географическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений, способен объяснять химические и географические основы экологических процессов (СК-9);

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- важнейшие химические законы и закономерности в окружающем мире, их связь с биологическими процессами;

- номенклатуру химических веществ; свойства химических элементов и их соединений;

- основные современные физико-химические методы исследования химических веществ и их превращений,

- фундаментальные принципы строения основных классов органических химических соединений;

- фундаментальные представления о химических основах жизнедеятельности организмов;

уметь:

- применять научные знания в области общей химии в учебной и профессиональной деятельности;

- осуществлять поиск и анализ научной информации по актуальным вопросам современного естествознания;

владеть:

- навыками работы с лабораторным оборудованием и химическими веществами, включающими основные элементы техники безопасности.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетные единицы.

 

5.Разработчики:

МПГУ, зав. кафедрой общей и аналитической химии, профессор В.В.Батраков

МПГУ, зав.кафедрой органической и биологической химии профессор Н.М. Кутузова

 

«Экономика природопользования»

 

1. Цель дисциплины: формирование компетенции в области экономики природопользования как основы профессиональной подготовки учителя экологии, способного работать в условиях личностно-ориентированного образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Экономика природопользования» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.17).

Для освоения дисциплины студенты опираются на знания, умения и навыки полученные в ходе освоения студентами дисциплин «Общая экология», «Охрана природы и рациональное природопользование», «Индикация состояния окружающее среды», «Социальная экология» и «Экология человека».

Освоение данной дисциплины является базой для курсов по выбору студентов, проведения самостоятельных экологических исследований.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Владеет основными экологическими понятиями, системными представлениями о взаимодействии биологических систем разного уровня организации с окружающей средой, и готов объяснить сущность фундаментальных экологических законов и явлений (СК-1).

Понимает принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на основе знания основных законов экологии (СК -2)

Способен анализировать демографические процессы в обществе, исходя из знания законов популяционной динамики, владеет основами экологического права и следит за развитием международного сотрудничества в области экологического образования и устойчивого развития (СК-3);

Готов к формированию экологической культуры обучающихся и организации мероприятий по улучшению состояния окружающей  среды, а так же с целью пропаганды экологических знаний и морали. Способен использовать теоретические знания по методике преподавания предметов для практического решения профессиональных задач (СК-6).

Способен соотносить собственные мировоззренческие подходы с общими закономерностями развития природы и человеческого общества (СК-7)

 Готов использовать результаты экологических исследований при прогнозировании последствий природных и социально-экономических процессов (СК-8)

В результате изучения студент должен:

знать:

–            естественно – научные основы экономики природопользования:

- основные понятия и термины дисциплины;

- экологические основы экономики природопользования;

- экономическую историю общества и природопользования;

- географические основы экономики природопользования;

–            основные понятия и классификации природных ресурсов;

–            концепции экономической оценки природных ресурсов;

–            кадастр природных ресурсов;

–            региональные особенности природопользования в Российской Федерации.

уметь:

–            оценивать природно-ресурсный    потенциал Российской Федерации;

–            пользоваться основными статистическими показателями экономики природопользования и соотносить их между собой;

–            выделять экологические особенности развития регионов Российской Федерации;

–            прогнозировать направления природопользования в различных регионах Российской Федерации.

владеть:

–            навыками работы с различного рода литературой, статистическими данными, ресурсами Интернета для получения необходимых сведений;

–            приемами научного описания географических процессов и явлений, чтения географических карт и статистических данных;

–            навыками грамотного изложения результатов работы;

–            различными способами презентации результатов работы.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы.

 

5. Разработчик:

МПГУ, доцент кафедры физической географии и геоэкологии В.А.Кошевой

                                                                                               


«История  развития Земли»

 

1. Цель дисциплины - формирование систематизированных знаний в области истории  развития Земли.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «История  развития Земли» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.18).

Для освоения дисциплины студенты опираются на знания, умения и навыки, полученные в ходе освоения студентами дисциплин «Ботаника», «Зоология», «Общая экология», «Биогеография», «Химия»  

Дисциплина \"История  развития Земли \" завершает биологическое образование студентов, интегрируя полученные ранее биологические знания в целостную картину развития органического мира.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:

Владеет основными экологическими понятиями, системными представлениями о взаимодействии биологических систем разного уровня организации с окружающей средой, и готов объяснить сущность фундаментальных экологических законов и явлений (СК-1).

Понимает принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на основе знания основных законов экологии (СК -2)

Способен анализировать демографические процессы в обществе, исходя из знания законов популяционной динамики, владеет основами экологического права и следит за развитием международного сотрудничества в области экологического образования и устойчивого развития (СК-3);

Способен соотносить собственные мировоззренческие подходы с общими закономерностями развития природы и человеческого общества (СК-7)

 Готов использовать результаты экологических исследований при прогнозировании последствий природных и социально-экономических процессов (СК-8)

Владеет основными биологическими, химическими и географическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений, способен объяснять химические и географические основы экологических процессов (СК-9);

4. В результате изучения студент должен:

знать:

- фундаментальные законы эволюции;

- этапы развития органического мира;

- дискуссионные вопросы и новейшие достижения палеонтологии;

- молекулярные основы наследственности и изменчивости, генетические методы анализа ;

- химические и молекулярные основы жизни;

уметь:

- доказательно обсуждать теоретические и практические проблемы  развития Земли;

- ориентироваться в вопросах биохимического единства органического мира,

- использовать теоретические знания для практического решения профессиональных задач;

владеть:

- основными понятиями в области истории  развития Земли,

- системными представлениями об организации живой природы;

- методами популяризации знаний.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

 

5. Разработчики:

МПГУ, профессор кафедры зоологии и экологии Н.А.Кузнецова

МПГУ, профессор кафедры зоологии и экологии К.В.Макаров

МПГУ, доцент кафедры зоологии и экологии С.П.Шаталова

 

«Основы физики экологических систем»

 

1.Цель дисциплины: формирование основ физических знаний, относящихся к экологическим системам.

2.Место дисциплины в структуре ООП:

            Дисциплина «Основы физики экологических систем» относится к вариативной  части профессионального цикла (Б.3.2.19).

            Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Физика», «Химия», «Общая биология», «Общая экология» на предыдущем уровне образования.

            Дисциплина «Основы физики экологических систем» является основой для изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла.

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:

Владеет основными экологическими понятиями, системными представлениями о взаимодействии биологических систем разного уровня организации с окружающей средой, и готов объяснить сущность фундаментальных экологических законов и явлений (СК-1).

Способен к самостоятельной постановке естественнонаучного эксперимента, планированию, анализу и оценке результатов полевых и лабораторных  исследований (СК-4).

Владеет химическими и биологическими методами мониторинга состояния окружающей среды, способен прогнозировать ее изменения и рекомендовать предупредительные меры (СК-5);

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные физические законы, определяющие существование и взаимодействие экологических систем разных уровней;

- теоретические основы для практического решения экологических проблем современности.

уметь:

- прогнозировать возможные реакции экосистем на антропогенные воздействия;

владеть:

- навыками организации проектной деятельности в области экологии;

- современными физическими методами исследований экосистем.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

5. Разработчики:

МПГУ, профессор кафедры физики для естественных факультетов Л.В.Королева

МПГУ, доцент кафедры физики для естественных факультетов Е.Б.Петрова

Поделиться

Получайте материалы на почту

Присылаем письма не чаще раза в неделю, вы всегда можете отписаться.