На сайте размещены примерные основные образовательные программы (ПООП) подготовки бакалавров по направлению 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Профиль Безопасность жизнедеятельности (4 года обучения) Московский педагогический государственный университет Учебно-методическое объединение по образованию в области подготовки педагогических кадров

01.05.2011

На сайте размещены примерные основные образовательные программы (ПООП) подготовки бакалавров по направлению 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Профиль Безопасность жизнедеятельности  (4 года обучения)

Московский педагогический государственный университет Учебно-методическое объединение по образованию в области подготовки педагогических кадров

Файл c текстом ПООП см. раздел ПООП

Учебно-методическое объединение по образованию в области подготовки педагогических кадров

 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»

 

 

«Утверждено»

Председатель УМО

по образованию в области подготовки педагогических кадров,

ректор МПГУ, академик

_______________В.Л. Матросов

«____» _________ 2010 г.

 

 

Примерная

основная образовательная программа
высшего профессионального образования

 

Направление подготовки

050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 337

 

Профиль «Безопасность жизнедеятельности»

 

ФГОС ВПО утвержден приказом Минобрнауки России от 22.12.2009г. № 788

 

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

 

Нормативный срок освоения программы – 4 года

 

Форма обучения - очная

          требования к результатам освоения

основных образовательных программ бакалавриата

 

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владеет культурой мышления, способен к обобщению,  анализу, восприятию информации, постановке  цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);

готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

владеет  одним из иностранных языков на  уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10);

готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе,  соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной  тайны (ОК-12);

готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

 

Выпускник должен обладать следующими профессиональными  компетенциями (ПК):

 

общепрофессиональными (ОПК):

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);

способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

в  области педагогической деятельности:

способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

 

в области культурно-просветительской деятельности:

способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК- 8);

способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11);

способен решать задачи воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).

 

Выпускник должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):

владеет основными положениями теории безопасности жизнедеятельности, стратегии национальной безопасности Российской Федерации и законодательства в области безопасности (СК-1);

способен применять адекватные способы защиты при возникновении различных видов опасностей социального, техногенного и природного характера (СК-2);

способен применять современные методы и средства индивидуальной и коллективной защиты для обеспечения безопасности учащихся и воспитанников (СК-3);

готов к деятельности по обеспечению безопасности образовательного учреждения (СК-4);

способен формировать культуру безопасного поведения и здоровьесбережения (СК-5).

 

 

 

Список разработчиков ПрООП

 

Московский педагогический государственный университет

 

Проректор по

учебно-методической работе

Трубина Л.А.

 

Начальник

Учебно-методического управления

 

Егорова Е.Б.

 

Зав. кафедрой медицины и БЖД

 

Пискунов В.А.

 

Директор информационно-аналитического

центра по проблемам преподавания безопасности жизнедеятельности

 

Петров С.В.

 

 

 

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование

профиль «Безопасность жизнедеятельности»

 

                                                                                                                                                          Квалификация (степень) – бакалавр

                                                                                                                                                             Нормативный срок обучения – 4 года

Шифры дисциплин 

Наименование дисциплин

(в том числе практик)

зачетные единицы

Академические часы

Примерное распределение по семестрам

1-й семестр

 2-й семестр

3-й семестр

 4-й семестр

5-й семестр

 6-й семестр

7-й семестр

8-й семестр

Форма  промежуточной

Аттестации

(ФПА)

Количество недель

18

18

18

18

18

18

18

6

 

Б.1

Гуманитарный, социальный и  экономический цикл

32

1152

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1

Базовая часть

18

648

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.1 

История

3

108

х

 

 

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

1.1.2

Философия

4

144

 

х

 

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

1.1.3 

Иностранный язык

6

216

х

х

х

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

1.1.4 

Педагогическая риторика

3

108

 

 

х

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

1.1.5 

Экономика  образования

2

72

 

 

 

 

 

 

х

 

ФПА без оценки

1.2

Вариативная часть,  в т.ч. дисциплины по выбору студента 

14

504

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.1 

Образовательное право

2

72

 

 

х

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

1.2.2

Культурология

2

72

 

х

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

1.2.3

Политология

2

72

 

 

 

 

 

 

 

х

ФПА без оценки

1.2.4

Профессиональная этика

2

72

 

 

х

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

1.2.5.

Дисциплины (модули) по выбору студента

6

216

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б.2

Математический и естественнонаучный  цикл

12

432

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1

Базовая часть

6

216

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.1

Основы математической обработки информации

2

72

 

 

х

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

2.1.2

Естественнонаучная картина мира

2

72

 

 

 

 

 

х

 

 

ФПА без оценки

2.1.3

Информационные технологии в образовании

2

72

 

х

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

2.2.

Вариативная часть,  в т.ч. дисциплины по выбору студента 

6

216

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.1

Основы экологической культуры

2

72

 

 

 

 

 

 

х

 

ФПА без оценки

2.2.2

Дисциплины (модули) по выбору студента

4

144

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б.3

Профессиональный цикл

164

5904

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1

Базовая  часть

45

1620

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1.1

Педагогика

10

360

 

х

х

х

 

 

 

 

ФПА с оценкой

3.1.2

Психология

10

360

х

х

х

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

3.1.3

Методика обучения безопасности жизнедеятельности

10

360

 

 

 

 

х

х

х

 

ФПА с оценкой

3.1.4.

Возрастная анатомия, физиология и гигиена

5

144

х

 

 

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

3.1.5.

Основы медицинских знаний

6

216

 

х

 

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

3.1.6.

Основы здорового образа жизни

4

144

 

 

х

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

3.2

Вариативная часть,  в т.ч. дисциплины по выбору студента 

119

4284

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.1

Модуль «Теоретические и организационные основы безопасности жизнедеятельности»

28

1008

х

х

х

х

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

Теория безопасности жизнедеятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основы национальной безопасности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основы обороны государства и военной службы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социология безопасности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.2

Модуль «Опасные ситуации и защита от них»

36

1296

х

х

х

х

х

х

х

 

ФПА с оценкой

 

Опасности природного характера и защита от них

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опасности техногенного характера и защита от них

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Криминальные опасности и защита от них

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экологическая и продовольственная безопасность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная безопасность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальные опасности и защита от них

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.3

Модуль «Обеспечение комплексной безопасности учащихся и воспитанников»

18

648

 

 

 

 

 

х

х

х

ФПА с оценкой

 

Безопасность в семье и в быту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Безопасность образовательного учреждения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пожарная безопасность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Безопасность на отдыхе и на транспорте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологические средства обеспечения безопасности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.4.

Дисциплины (модули) по выбору студента

37

1332

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б.4

Физическая культура

2

 400

х

х

х

х

 

 

 

 

ФПА без оценки

Б.5

Учебная и производственная практики 

24

864

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б.5.1

Учебная  

9

324

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б.5.2

Производственная (педагогическая) 

15

540

 

 

 

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

Б.6

Итоговая государственная аттестация

6

 216

 

 

 

 

 

 

 

 

Защита ВКР, ГЭ 

Всего:

240

8640

(+328)*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             

 

*- Трудоемкость дисциплины «Физическая культура»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН

 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

 

 

(вариативная часть)

 

 

 

 

 

 

АННОТАЦИИ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


«Методика обучения безопасности жизнедеятельности»

 

1. Цели дисциплины: формирование готовности к применению современных методик и технологий ведения образовательной деятельности по предмету «Безопасность жизнедеятельности» в учреждениях общего среднего образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Методика обучения безопасности жизнедеятельности» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (Б.3.1.3).

Для освоения дисциплины «Методика обучения безопасности жизнедеятельности» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Педагогика», «Психология», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Основы медицинских знаний» и дисциплин вариативной части профессионального цикла.

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

- способен к решению задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12);

- способен формировать культуру безопасного поведения и здоровьесбережения (СК-5).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные понятия и принципы обучения безопасности жизнедеятельности;

- различные методики обучения безопасности жизнедеятельности в школе;

- формы и средства организации занятий по предмету «Безопасность жизнедеятельности» в образовательном учреждении.

уметь:

- проводить занятия и внеклассные мероприятия по предмету «Безопасность жизнедеятельности» с учащимися;

- применять активные методы обучения и инновационные педагогические технологии;

- использовать современные технические и педагогические средства в процессе обучения;

владеть:

- навыками применения современных технологий обучения;

- навыками оценки усвоения учащимися программы по «Безопасности жизнедеятельности».

 

4. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 10 зачётных единиц

5. Разработчики:       

 

МПГУ, зав. кафедрой медицины и безопасности жизнедеятельности,

д.м.н., профессор                                                                                        В.А. Пискунов

МПГУ, директор информационно-аналитического

центра по проблемам преподавания БЖ, к.ю.н., с.н.с.                          С.В. Петров

МПГУ, доцент кафедры медицины и безопасности жизнедеятельности,                       

 к.эк.н, доцент                                                                                             А.В. Филатов

МПГУ, доцент кафедры медицины и безопасности жизнедеятельности,

к.п.н., доцент                                                                                             М.Р. Максиняева          


«Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

 

1. Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области строения и функционирования организма человека, процессов, протекающих в нем, механизмов деятельности организма на различных возрастных этапах.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (Б.3.1.4).

Для освоения дисциплины  «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные на предыдущем уровне образования.

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Основы здорового образа жизни» и «Основы медицинских знаний».

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

- готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4)

- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

- способен формировать культуру безопасного поведения и здоровьесбережения (СК-5).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- строение и функции организма человека и процессы, протекающие в нём;

- классификацию типов высшей нервной деятельности и особенности развития нервной системы, возрастные особенности высшей нервной деятельности;

- возрастные особенности опорно-двигательного аппарата; 

- физиологические основы режима дня; гигиенические требования к организации учебного процесса;

уметь:

- создать оптимальные условия для организации учебно-воспитательного процесса;

- способствовать развитию речи, памяти, зрения и слуха учащихся;

- учитывать особенности высшей нервной деятельности детей в процессе обучения;

- предупреждать деформацию опорно-двигательного аппарата;

- организовать работу с компьютером, техническими средствами обеспечения учебного процесса согласно гигиеническим требованиям;

- проводить беседы с учащимися и родителями об анатомо-физиологических особенностях детского организма.

владеть:

- навыками формирования здорового образа жизни;

- навыками применения мер профилактики наиболее характерных заболеваний, приобретаемых во время учебного процесса.

 

4. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 5 зачётных единиц

 

5. Разработчик:         

МПГУ, зав. кафедрой медицины

и безопасности жизнедеятельности, д.м.н., профессор                        Пискунов В.А.

МПГУ, доцент кафедры медицины

и безопасности жизнедеятельности, к.м.н., доцент                               Зеновко Е.И.

МПГУ, доцент кафедры медицины

и безопасности жизнедеятельности, к.м.н., доцент                                Тупицына Л.П. 

МПГУ, доцент кафедры медицины

и безопасности жизнедеятельности, к.м.н., доцент                                Фомина Л.П. 

      

 

«Основы медицинских знаний»

1. Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области обеспечения охраны жизни, сохранения и укрепления (воссоздания) здоровья человека.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Основы медицинских знаний» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (Б.3.1.5).

Для освоения дисциплины «Основы медицинских знаний» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные на предыдущем этапе обучения.

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Основы здорового образа жизни».

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

- готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

- готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13)

- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

- способен формировать культуру безопасного поведения и здоровьесбережения (СК-5).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:  

- нормы физиологических показателей здорового организма; 

- основные признаки нарушения здоровья;

- основные виды детского травматизма;

- причины возникновения наиболее распространенных соматических и инфекционных заболеваний;

- методы и способы профилактики инфекционных заболеваний;

- признаки неотложных состояний, причины и факторы, их вызывающие; 

- признаки  поражения органов и систем организма;

- методы оказания первой помощи при неотложных состояниях и травмах.

уметь:  

- оказать первую медицинскую помощь;

- распознать признаки нарушения здоровья, анализировать функциональное состояние и работоспособность;

владеть:  

- навыками определения функционального состояния организма;

- навыками применения методик сохранения и укрепления здоровья учащихся;

- навыками формирования мотивации здорового образа жизни, предупреждения вредных привычек.

4. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 5 зачётных единиц

 

5. Разработчики:       

МПГУ, зав. кафедрой медицины

и безопасности жизнедеятельности, д.м.н., профессор                           Пискунов В.А.

МПГУ, профессор кафедры медицины

и безопасности жизнедеятельности, д.м.н. профессор                             Хватова Н.В.  

 

«Основы здорового образа жизни»

 

1. Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний и умений в области формирования здорового образа жизни человека и обеспечения адаптационных возможностей организма к условиям обитания.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Основы здорового образа жизни» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (Б.3.1.6).

Для освоения дисциплины  «Основы здорового образа жизни» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Основы медицинских знаний» и «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин модуля «Опасные ситуации и защита от них».

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению,  анализу, восприятию информации, постановке  цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

- готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

- готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4)

- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

- способен формировать культуру безопасного поведения и здоровьесбережения (СК-5).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- определение и составляющие компоненты здорового образа жизни, принципы проектирования здорового образа жизни человека;

- средства оздоровительного воздействия на организм.

уметь:

- разрабатывать перспективные (инновационные) медико-педагогические оздоровительные технологии;

- способствовать обеспечению гармоничного развития личности обучающегося.

владеть:

- организационными навыками проведения индивидуального и коллективного оздоровления обучающихся способами оздоровительной рекреации;

- основными навыками проведения подвижных игр.

 

4. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 зачётных единицы

 

5. Разработчики:       

МПГУ, зав. кафедрой медицины

и безопасности жизнедеятельности, д.м.н., профессор                            Пискунов В.А.

 

МПГУ, доцент кафедры медицины

и безопасности жизнедеятельности к.м.н., доцент                                    Зеновко Е.И.

 

«Теория безопасности жизнедеятельности»

 

1. Цель дисциплины: формирование у студентов систематических знаний понятийного аппарата безопасности жизнедеятельности, методов оценки и прогнозирования рисков, проектирования локальных систем безопасности.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Теория безопасности жизнедеятельности» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин. Входит в модуль «Теоретические и организационные основы безопасности жизнедеятельности» (Б.3.2.1).

Для освоения дисциплины «Теория безопасности жизнедеятельности» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные на предыдущем уровне образования.

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Методика обучения безопасности жизнедеятельности», дисциплин модуля «Опасные ситуации и защита от них» и модуля «Обеспечение комплексной безопасности учащихся и воспитанников», прохождения практики.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: 

- готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

- владеет основными положениями теории безопасности жизнедеятельности, стратегии национальной безопасности Российской Федерации и законодательства в области безопасности (СК-1);

- способен применять адекватные способы защиты при возникновении различных видов опасностей социального, техногенного и природного характера (СК-2);

- способен применять современные методы и средства индивидуальной и коллективной защиты для обеспечения безопасности учащихся и воспитанников (СК-3);

- готов к деятельности по обеспечению безопасности образовательного учреждения (СК-4);

- способен формировать культуру безопасного поведения и здоровьесбережения (СК-5).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные понятия и категории теории БЖ;

- основные принципы безопасного взаимодействия человека со средой обитания;

- виды опасностей и причины их возникновения;

- основы анализа и прогнозирования рисков в разных сферах жизнедеятельности;

- системы, методы и принципы обеспечения безопасности;

- основы построения локальных систем безопасности жизнедеятельности;

- основные положения культуры безопасности.

уметь:

- проектировать и внедрять современные элементы безопасности в своей деятельности;

- применять положения теории для выявления признаков и причин различных опасностей в образовательной сфере и в быту;

осуществлять контроль параметров негативных воздействий и оценки их уровня на их соответствие нормативным требованиям;

владеть:

- знаниями о теории и концепциях развития безопасности жизнедеятельности человека;

- методами анализа и оценки угроз жизнедеятельности и выбора средств защиты.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет _ зачетных единиц.

5. Разработчики:       

МПГУ, зав. кафедрой медицины

и безопасности жизнедеятельности, д.м.н., профессор                            В.А. Пискунов

МПГУ, директор информационно-аналитического

центра по проблемам преподавания БЖ, к.ю.н., с.н.с.                             С.В. Петров

МПГУ, доцент кафедры медицины

и безопасности жизнедеятельности, к.эк.н, доцент                                  А.В. Филатов

 

«Основы национальной безопасности»

 

1. Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области организационных и правовых основ обеспечения национальной безопасности государства.

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Основы национальной безопасности» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин. Входит в модуль «Теоретические и организационные  основы безопасности жизнедеятельности» (Б.3.2.1).

Для освоения дисциплины «Основы национальной безопасности» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные на предыдущем уровне образования.

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин модуля «Обеспечение комплексной безопасности учащихся и воспитанников».

3.  Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: 

- владеет основными положениями теории безопасности жизнедеятельности, стратегии национальной безопасности РФ и законодательства в области безопасности (СК-1);

- способен применять адекватные способы защиты при возникновении различных видов опасностей социального, техногенного и природного характера (СК-2);

- готов к деятельности по обеспечению безопасности образовательного учреждения (СК-4);

- способен формировать культуру безопасного поведения и здоровьесбережения (СК-5).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:  

- основные проблемы национальной безопасности Российской Федерации;

- основные термины и положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года;

- источники международных опасностей и геополитические интересы наиболее развитых стран;

уметь:

- формировать у учащихся мотивацию к безопасности, обороне и защите личности;

- создавать оптимальные условия для организации учебно-воспитательного процесса;

владеть:

- навыками формирования безопасного поведения учащихся.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет _ зачетных единиц.

 

5. Разработчики:       

МПГУ, директор информационно-аналитического

центра по проблемам преподавания БЖ, к.ю.н., с.н.с.                 С.В. Петров

 

МПГУ, к.эк.н., доцент кафедры медицины

и безопасности жизнедеятельности                                                А.В. Филатов

 

«Основы обороны государства и военной службы»

 

1. Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний и умений в области организационных и правовых основ обороны государства и военной службы, основ патриотического воспитания в образовательной среде.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Основы обороны государства и военной службы» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин. Входит в модуль «Теоретические и организационные основы безопасности жизнедеятельности» (Б.3.2.1).

Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения, навыки, сформированные на предыдущем уровне образования.

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Социальные опасности и защита от них» и дисциплин модуля «Обеспечение комплексной безопасности учащихся и воспитанников».

3.  Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

- владеет основными положениями теории безопасности жизнедеятельности, стратегии национальной безопасности Российской Федерации и законодательства в области безопасности (СК-1);

- способен формировать культуру безопасного поведения и здоровьесбережения (СК-5).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные нормативные акты по проблематике обороны и военной службы в РФ, основные положения Военной доктрины РФ;

- виды вооруженных сил, их состав, функции и задачи в системе безопасности РФ;

- формы международной миротворческой деятельности Вооруженных сил РФ;

- общие положения Уставов вооруженных сил РФ;

- основы огневой, строевой и тактической подготовки, военную топографию и приемы ориентирования;

- основы патриотического воспитания молодежи;

уметь:

- поддерживать взаимодействие с подразделениями МО, МВД, МЧС и ГО, ФСБ, по вопросам проведения военных сборов и профориентации учащихся;

владеть:

- навыками формирования у учащихся патриотизма и безопасного поведения в период воинской службы;

- навыками поиска необходимой информации.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет _ зачетных единиц.

 

5. Разработчики:       

МПГУ, директор информационно-аналитического

центра по проблемам преподавания БЖ, к.ю.н., с.н.с.                             С.В. Петров

 

 

«Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны»

 

1. Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области организационных и правовых основ обеспечения безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны в образовательной среде.

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин. Входит в модуль «Теоретические и организационные основы безопасности жизнедеятельности» (Б.3.2.1).

Для освоения дисциплины «Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные на предыдущем уровне образования.

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин модулей «Опасные ситуации и защита от них» и «Обеспечение комплексной безопасности учащихся и воспитанников».

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: 

- готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

- владеет основными положениями теории безопасности жизнедеятельности, стратегии национальной безопасности Российской Федерации и законодательства в области безопасности (СК-1);

- способен применять адекватные способы защиты при возникновении различных видов опасностей социального, техногенного и природного характера (СК-2);

- готов к деятельности по обеспечению безопасности образовательного учреждения (СК-4);

- способен формировать культуру безопасного поведения и здоровьесбережения (СК-5).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:  

- основные термины и нормативные акты по безопасности жизнедеятельности и гражданской обороне Российской Федерации;

- структуру и направления деятельности в области национальной безопасности Российской Федерации;

- характеристики оружия массового поражения и средства защиты;

- методы обеспечения национальной, общественной и личной безопасности;

уметь:

- поддерживать взаимодействие с подразделениями МО, МВД, МЧС и ГО, ФСБ, ГИБДД по вопросам защиты интересов личности и обеспечения безопасности образовательного учреждения;

- пользоваться основными средствами индивидуальной и коллективной защиты;

владеть:

- навыками формирования у учащихся патриотизма и безопасного поведения в период воинской службы;

- навыками поиска необходимой информации.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет _ зачетных единиц.

 

5. Разработчик:         

МПГУ, директор информационно-аналитического

центра по проблемам преподавания БЖ, к.ю.н., с.н.с.                 С.В. Петров

 

«Социология безопасности»

 

1. Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний социологии безопасности жизнедеятельности.

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Социология безопасности» относится к вариативной части профессионального цикла. Входит в модуль «Теоретические и организационные основы безопасности жизнедеятельности» (Б.3.2.1).

Для освоения дисциплины «Социология безопасности» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные на предыдущем уровне образования.

Изучение дисциплины «Социология безопасности» является необходимой основой для последующего изучения всех дисциплин модулей «Опасные ситуации и защита от них» и «Обеспечение комплексной безопасности учащихся и воспитанников»

3.  Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: 

- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

- владеет основными положениями теории безопасности жизнедеятельности, стратегии национальной безопасности РФ и законодательства в области безопасности (СК-1).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные понятия социологии безопасности;

- методы социологического исследования;

- современные социологические теории насилия, конфликтов, безопасности;

- виды конфликтов, причины и субъекты социальных конфликтов;

уметь:

- составлять социологические прогнозы и рекомендации по усилению безопасности в образовательном учреждении;

владеть:

- навыками социологического мониторинга различных видов опасностей и подготовленности населения к защите от них;

- навыками анализа и решения локальных проблем безопасности;

- методами социологического анализа и исследования.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет _ зачетных единиц.

 

5. Разработчики:

МПГУ, директор информационно-аналитического

центра по проблемам преподавания БЖ, к.ю.н., с.н.с.                 С.В. Петров 

 

«Опасности природного характера и защита от них»

 

1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний, умений и навыков защиты от опасностей и поражающих факторов природного характера.

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Опасности природного характера и защита от них» относится к вариативной части профессионального цикла. Входит в модуль «Опасные ситуации и защита от них» (Б.3.2.2).

Для освоения дисциплины «Опасности природного характера и защита от них» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные на предыдущем уровне образования, а также при изучении дисциплины «Теория безопасности жизнедеятельности».

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин модуля «Обеспечение комплексной безопасности учащихся и воспитанников», прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.

3.  Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: 

- готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

- способен применять адекватные способы защиты при возникновении различных видов опасностей социального, техногенного и природного характера (СК-2);

- способен применять современные методы и средства индивидуальной и коллективной защиты для обеспечения безопасности учащихся и воспитанников (СК-3);

- готов к деятельности по обеспечению безопасности образовательного учреждения (СК-4); 

- способен формировать культуру безопасного поведения и здоровьесбережения (СК-5).

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- виды опасных ситуаций природного характера, их причины, признаки, возможные последствия;

- нормативно-правовые акты РФ о защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера;

- способы организации и деятельности служб спасения на федеральном и местном уровне по устранению последствий опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера;

- правила, способы и средства защиты от опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера; 

уметь:

- выявлять признаки возникновения и возможные последствия опасных ситуаций природного характера;

- применять алгоритмы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера;

- использовать технические и подручные средства для индивидуальной и коллективной защиты учащихся и воспитанников,

владеть:

- основными способами индивидуальной и коллективной защиты жизни и здоровья от поражающих факторов.

- навыками проведения эвакуации учащихся и воспитанников

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет _ зачетных единиц.

 

5. Разработчики:       

МПГУ, директор информационно-аналитического

центра по проблемам преподавания БЖ, к.ю.н., с.н.с.                 С.В. Петров 

МПГУ, к.эк.н., доцент кафедры медицины

и безопасности жизнедеятельности                                                  А.В. Филатов

 


 «Опасности техногенного характера и защита от них»

 

1. Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний и умений в области защиты от опасностей и поражающих факторов техногенного характера, а также о ликвидации их последствий.

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Опасности техногенного характера и защита от них» относится к вариативной части профессионального цикла. Входит в модуль «Опасные ситуации и защита от них» (Б.3.2.2).

Для освоения дисциплины «Опасности техногенного характера и защита от них» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные на предыдущем уровне образования, а также при изучении дисциплин «Теория безопасности жизнедеятельности», «Опасности природного характера и защита от них».

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин модуля «Обеспечение комплексной безопасности учащихся и воспитанников», прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.

3.  Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: 

- готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

- готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13)

- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

- владеет основными положениями теории безопасности жизнедеятельности, стратегии национальной безопасности РФ и законодательства в области безопасности (СК-1);

- способен применять адекватные способы защиты при возникновении различных видов опасностей социального, техногенного и природного характера (СК-2);

- способен применять современные методы и средства индивидуальной и коллективной защиты для обеспечения безопасности учащихся и воспитанников (СК-3);

- готов к деятельности по обеспечению безопасности образовательного учреждения (СК-4); 

- способен формировать культуру безопасного поведения и здоровьесбережения (СК-5).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- виды опасных ситуаций техногенного характера, их причины, признаки, возможные последствия;

- нормативно-правовые акты РФ о защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера; права и обязанности граждан в области защиты от опасных ситуаций техногенного характера;

- способы организации и деятельности служб спасения на федеральном и местном уровне по устранению последствий опасных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

- правила, способы и средства защиты от опасных ситуаций техногенного характера; 

уметь:

- своевременно выявлять признаки возникновения, прогнозировать возможные последствия опасных ситуаций техногенного характера;

- применять алгоритмы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;

- проводить необходимые эвакуационные и защитные мероприятия в сфере своей ответственности

- использовать технические и подручные средства для индивидуальной и коллективной защиты учащихся и воспитанников,

владеть:

- навыками оптимального поведения и обеспечения безопасности в опасных ситуациях;

- основными способами индивидуальной и коллективной защиты жизни и здоровья от поражающих факторов;

- навыками проведения эвакуации учащихся и воспитанников.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет _ зачетных единиц.

5. Разработчики:       

МПГУ, директор информационно-аналитического

центра по проблемам преподавания БЖ, к.ю.н., с.н.с.                 С.В. Петров 

МПГУ, к.эк.н., доцент кафедры медицины

и безопасности жизнедеятельности                                                А.В. Филатов

МПГУ, доцент кафедры медицины

и безопасности жизнедеятельности, к.п.н., доцент                                  М.Р. Максиняева.

 


«Криминальные опасности и защита от них»

 

1. Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний об опасных ситуациях криминального характера, освоение правил поведения и способов защиты учащихся и воспитанников в опасных ситуациях криминального характера.

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Криминальные опасности и защита от них» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин. Входит в модуль «Опасные ситуации и защита от них» (Б.3.2.2).

Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения, навыки, сформированные на предыдущем уровне образования, в том числе при изучении дисциплины  «Социальные опасности и защита от них».

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин модуля «Обеспечение комплексной безопасности учащихся и воспитанников».

3.  Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13)

- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

- владеет основными положениями теории безопасности жизнедеятельности, стратегии национальной безопасности РФ и законодательства в области безопасности (СК-1);

- способен применять адекватные способы защиты при возникновении различных видов опасностей социального, техногенного и природного характера (СК-2);

- готов к деятельности по обеспечению безопасности образовательного учреждения (СК-4);

- способен формировать культуру безопасного поведения и здоровьесбережения (СК-5).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- виды и характеристики современных опасностей криминального характера, их признаки и закономерности проявления;

- особенности современной преступности и ее причины;

- способы личной безопасности от криминальных угроз;

- принципы и правила безопасного поведения в опасных ситуациях криминального происхождения;

уметь:

- оценивать риск появления опасных ситуаций криминального характера в образовательных учреждениях;

- определять признаки, причины и последствия опасностей криминального характера, применять методы защиты учащихся и воспитанников от них;

- проводить организационно-профилактические мероприятия по предупреждению и пресечению криминальных проявлений в образовательном учреждении;

   владеть:

- навыками использования доступных средств защиты в опасных ситуациях криминального характера;

- навыками взаимодействия с правоохранительными органами.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет _ зачетных единиц.

 

5. Разработчики:       

МПГУ, директор информационно-аналитического

центра по проблемам преподавания БЖ, к.ю.н., с.н.с.                 С.В. Петров


«Экологическая и продовольственная безопасность»

 

1. Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний и умений в области экологической и продовольственной безопасности.

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Экологическая и продовольственная безопасность» относится к вариативной части профессионального цикла. Входит в модуль «Опасные ситуации и защита от них» (Б.3.2.2).

Для освоения дисциплины «Экологическая и продовольственная безопасность» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные на предыдущем уровне образования, а также при изучении дисциплин «Теория безопасности жизнедеятельности», «Опасности природного характера и защита от них», «Опасности техногенного характера и защита от них».

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин модуля «Обеспечение комплексной безопасности учащихся и воспитанников», прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: 

- готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

- готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13)

- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

- владеет основными положениями теории безопасности жизнедеятельности, стратегии национальной безопасности РФ и законодательства в области безопасности (СК-1);

- способен применять адекватные способы защиты при возникновении различных видов опасностей социального, техногенного и природного характера (СК-2);

- способен применять современные методы и средства индивидуальной и коллективной защиты для обеспечения безопасности учащихся и воспитанников (СК-3);

- готов к деятельности по обеспечению безопасности образовательного учреждения (СК-4); 

- способен формировать культуру безопасного поведения и здоровьесбережения (СК-5).

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- виды опасных ситуаций экологического характера, их причины, признаки, возможные последствия, в том числе для урожая и запасов продовольствия;

- нормативно-правовые акты РФ о защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;

- права и обязанности персонала образовательного учреждения в области безопасного питания;

- способы организации и деятельности служб спасения на федеральном и местном уровне по устранению последствий опасных и чрезвычайных ситуаций экологического характера;

- основы государственной политики в сфере экологической безопасности, отечественный и зарубежный опыт;

- федеральные и местные органы обеспечения экологической безопасности; экологическая безопасность в национальной и региональной политике;

- средства предупреждения экологических бедствий и катастроф;

уметь:

- своевременно выявлять признаки возникновения и прогнозировать возможные последствия опасных ситуаций экологического характера и нехватки продовольствия;

- применять необходимый порядок действий в опасных и чрезвычайных ситуациях экологического характера, при возникновении проблем с питанием;

- проводить необходимые эвакуационные и защитные мероприятия;

- применять правила, способы и средства защиты продовольствия и пунктов питания от различных опасных ситуаций; 

- использовать технические и подручные средства для индивидуальной и коллективной защиты учащихся и воспитанников, продуктов питания,

владеть:

- навыками оптимального поведения и обеспечения безопасности в опасных ситуациях экологического характера;

- способами индивидуальной и коллективной защиты жизни, здоровья, продуктов питания от поражающих факторов различной природы;

- навыками проведения эвакуации учащихся и воспитанников, обеспечения их водой и продовольствием

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет _ зачетных единиц.

5. Разработчики:       

МПГУ, директор информационно-аналитического

центра по проблемам преподавания БЖ, к.ю.н., с.н.с.                 С.В. Петров 

 

«Информационная безопасность»

 

1. Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний и умений по обеспечению информационной безопасности учащихся, воспитанников и образовательного учреждения.

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Информационная безопасность» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин. Входит в модуль «Обеспечение комплексной безопасности учащихся и воспитанников» (Б.3.2.3).

Для освоения дисциплины «Информационная безопасность» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Основы здорового образа жизни», «Социальные опасности и защита от них», «Безопасность образовательного учреждения».

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла.

3.  Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: 

- готов использовать основные методы, способы и средства получения хранения, переработки информации и работать с компьютером, как средством управления информацией (ОК-8);

- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе,  соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной  тайны (ОК-12);

- готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13)

- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

- владеет основными положениями теории безопасности жизнедеятельности, стратегии национальной безопасности РФ и законодательства в области безопасности (СК-1);

- готов к деятельности по обеспечению безопасности образовательного учреждения (СК-4).

В результате изучения дисциплины студент должен:

 знать:  

- законы и нормативные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной безопасности;

- требования к обеспечению безопасности оргтехники, баз данных, учебных компьютеров в соответствии с правилами и нормами защиты систем информации;

- виды и характеристики опасностей информационного характера, возникающих в образовательных учреждениях во время учебного процесса и во внеурочное время;

- факторы, обуславливающие возникновение угроз системам информации и их признаки;

- методы защиты образовательного учреждения от угроз в сфере информационных процессов;

уметь:

- определять опасности информационного характера;

- соблюдать требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

- обеспечивать комплексную защиту обучающихся и персонала образовательного учреждения от информационной агрессии;

владеть:

- методами анализа различных угроз информационного характера.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет _  зачетных единиц.

5. Разработчики:       

МПГУ, директор информационно-аналитического

центра по проблемам преподавания БЖ, к.ю.н., с.н.с.                 С.В. Петров 

 

«Социальные опасности и защита от них»

 

1. Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний об опасностях социального характера и мерах защиты от них.

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Социальные опасности и защита от них» относится к вариативной части профессионального цикла. Входит в модуль «Опасные ситуации и защита от них» (Б.3.2.2).

Для освоения дисциплины «Социальные опасности и защита от них» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения модуля «Теоретические и организационные основы безопасности».

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин модуля «Обеспечение комплексной безопасности учащихся и воспитанников».

3.  Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: 

- готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13)

- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

- владеет основными положениями теории безопасности жизнедеятельности, стратегии национальной безопасности РФ и законодательства в области безопасности (СК-1);

- способен применять адекватные способы защиты при возникновении различных видов опасностей социального, техногенного и природного характера (СК-2);

- готов к деятельности по обеспечению безопасности образовательного учреждения (СК-4). 

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- виды и характеристики опасностей социального характера, их признаки и закономерности проявления;

- правила безопасности от террористических воздействий и практические меры по обеспечению защищенности населения от них;

- виды организационно-профилактических мероприятий по предупреждению и пресечению национализма, экстремизма и террористических проявлений;

- принципы, правила безопасного поведения и меры защиты в различных опасных ситуациях социального происхождения;

- формы и методы работы по формированию правил безопасного поведения в условиях военных действий, массовых беспорядков, иных опасных и чрезвычайных ситуаций социального характера;

уметь:

- оценивать возможный риск появления опасных ситуаций социального характера;

- определять признаки, причины и последствия опасностей социального характера, применять методы защиты от проявлений терроризма, насилия, наркомании;

владеть:

- навыками использования средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях социального характера;

- навыками эвакуации, оказания первой помощи и проведения спасательных работ в условиях опасных ситуаций социального характера.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет _ зачетных единиц.

5. Разработчики:       

МПГУ, доцент кафедры медицины

и безопасности жизнедеятельности, к.эк.н, доцент                                Филатов А.В.

МПГУ, доцент кафедры медицины

и безопасности жизнедеятельности, к.м.н., доцент                                 Фомина Л.П.

МПГУ, доцент кафедры медицины

и безопасности жизнедеятельности, к.п.н., доцент                                Максиняева М.Р.

 

«Безопасность в семье и в быту»

 

1. Цель дисциплины: формирование системы знаний и умений для участия в обеспечении защиты обучающихся и воспитанников, их законных прав и интересов в сфере семейно-бытовых отношений.

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Безопасность в семье и в быту» относится к вариативной части профессионального цикла. Входит в модуль «Обеспечение комплексной безопасности учащихся и воспитанников» (Б.3.2.3).

Для освоения дисциплины «Безопасность в семье и в быту» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Основы здорового образа жизни», «Социальные опасности и защита от них», «Безопасность образовательного учреждения».

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин данного модуля.

3.  Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: 

- готов использовать нормативные правовые документы в своей практической деятельности (ОК-13);

- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

- готов к обеспечению защиты жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

- способен применять адекватные способы защиты при возникновении различных видов опасностей социального, техногенного и природного характера (СК-2);

- способен применять современные методы и средства индивидуальной и коллективной защиты для обеспечения безопасности учащихся и воспитанников (СК-3).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- законы Российской Федерации и нормативные акты по защите прав семьи, ребенка и обеспечению его безопасности, «Конвенцию о правах ребенка»;

- основные опасные ситуации, возникающие в семье и в быту и способы защиты от них;

- признаки, причины и последствия опасностей социального характера в быту и в семейной жизни;

- правила поведения ребенка в опасных бытовых ситуациях;

- общие положения семейной политики, социальной поддержки семей и социальной работы с семьями;

- основные способы оказания психологической, социальной, педагогической помощи при негативных явлениях в семье и в быту;

- методики сохранения здоровья учащихся и воспитанников, формирования здорового образа жизни;

уметь:

- предотвращать опасные ситуации, угрожающие здоровью и жизни ребенка и родителей;

- формировать навыки безопасного поведения при возникновении опасных ситуаций в быту;

- взаимодействовать с общественными и ведомственными структурами по вопросам семейной и бытовой безопасности;

владеть:

- навыками безопасного поведения в условиях конфликтных ситуаций в семье;

- навыками оказания первой (доврачебной) помощи при бытовых травмах.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет _ зачетных единиц.

5. Разработчики:

МПГУ, директор информационно-аналитического

центра по проблемам преподавания БЖ, к.ю.н., с.н.с.                 С.В. Петров 

 

«Безопасность образовательного учреждения»

 

1. Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний по обеспечению комплексной безопасности образовательного учреждения.

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Безопасность образовательного учреждения» относится к вариативной части профессионального цикла. Входит в модуль «Обеспечение комплексной безопасности учащихся и воспитанников» (Б.3.2.3).

Для освоения дисциплины «Безопасность образовательного учреждения» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин: «Основы здорового образа жизни», «Опасности природного характера и защита от них», «Опасности техногенного характера и защита от них», «Пожарная безопасность образовательного учреждения», «Экологическая и продовольственная безопасность», «Социальные опасности и защита от них», «Криминальные опасности и защита от них».

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин данного модуля.

3.  Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: 

- готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

- готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

- готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13)

- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

- способен применять адекватные способы защиты при возникновении различных видов опасностей социального, техногенного и природного характера (СК-2);

- способен применять современные методы и средства индивидуальной и коллективной защиты для обеспечения безопасности учащихся и воспитанников (СК-3);

- готов к деятельности по обеспечению безопасности образовательного учреждения (СК-4).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:  

- законы Российской Федерации по вопросам обеспечения  безопасности в образовательном учреждении;

- санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защиты;

- виды и характеристики опасностей социального, природного и техногенного происхождения, возникающих в образовательном учреждении во время учебного процесса и во внеурочное время;

- факторы, обуславливающие возникновение опасных ситуаций, их признаки и меры защиты от опасностей;

уметь:

- применять методы защиты образовательного учреждения от опасных ситуаций;

- применять меры обеспечения комплексной защиты обучающихся и персонала образовательного учреждения в опасных ситуациях;

- организовывать и осуществлять спасательные работы в образовательном учреждении до прибытия спасательных служб;

владеть:

- методами оказания правовой и доврачебной помощи пострадавшим;

- практическими навыками по применению мер защиты учащихся и воспитанников от негативных факторов.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет _ зачетных единиц.

5. Разработчики:       

 

МПГУ, доцент кафедры медицины

и безопасности жизнедеятельности, к.эк.н, доцент                         А.В. Филатов

 

«Пожарная безопасность образовательного учреждения»

 

1. Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний о теоретических, практических и нормативно-правовых основах организации и обеспечения пожарной безопасности.

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Организация и обеспечение пожарной безопасности» относится к вариативной части профессионального цикла. Входит в модуль «Обеспечение комплексной безопасности учащихся и воспитанников» (Б.3.2.2).

Для освоения дисциплины «Организация и обеспечение пожарной безопасности» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин модуля «Опасные ситуации и защита от них».

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин модуля «Обеспечение комплексной безопасности учащихся и воспитанников».

3.  Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: 

- готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

- способен применять современные методы и средства индивидуальной и коллективной защиты для обеспечения безопасности учащихся и воспитанников (СК-3);

- готов к деятельности по обеспечению безопасности образовательного учреждения (СК-4).

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:  

 

- правила безопасного обращения с огнем;

- правила, методы и средства эвакуации людей из зданий;

-основы пожарной безопасности и профилактики в образовательном учреждении;

уметь:

- использовать противодымовую защиту при пожаре;

- проводить тренинги учащихся и воспитанников по пожарной безопасности;

владеть:

- навыками обеспечения безопасности;

- основными способами индивидуальной и коллективной защиты;

- навыками проведения эвакуации учащихся и воспитанников;

- навыками самоспасения при пожарах и возгораниях.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет  _ зачетных единиц

5. Разработчики:       

 

МПГУ, доцент кафедры медицины

и безопасности жизнедеятельности, к.эк.н.                       А.В. Филатов

 

 

«Безопасность на отдыхе и на транспорте»

 

1. Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний и умений по обеспечению комплексной безопасности учащихся и воспитанников на отдыхе и на транспорте.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Безопасность на отдыхе и на транспорте» относится к вариативной части профессионального цикла. Входит в модуль «Обеспечение комплексной безопасности учащихся и воспитанников» (Б.3.2.3).

Для освоения дисциплины «Безопасность на отдыхе и на транспорте» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин: «Основы здорового образа жизни», «Опасности природного характера и защита от них», «Опасности техногенного характера и защита от них», «Пожарная безопасность образовательного учреждения», «Экологическая и продовольственная безопасность», «Социальные опасности и защита от них», «Криминальные опасности и защита от них».

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин данного модуля.

3.  Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: 

- готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

- готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

- способен применять адекватные способы защиты при возникновении различных видов опасностей социального, техногенного и природного характера (СК-2);

- способен применять современные методы и средства индивидуальной и коллективной защиты для обеспечения безопасности учащихся и воспитанников (СК-3);

- способен формировать культуру безопасного поведения и здоровьесбережения (СК-5).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:  

- законы Российской Федерации по вопросам обеспечения  безопасности на отдыхе и на транспорте;

- требования к обеспечению безопасности перевозок и отдыха учащихся и воспитанников в соответствии с санитарными правилами и нормами, правилами техники безопасности и противопожарной защиты;

- виды и характеристики опасностей социального, природного и техногенного происхождения, возникающих во время отдыха и переездов на транспорте;

- факторы, обуславливающие возникновение опасных ситуаций, их признаки и меры защиты от них;

уметь:

- выявлять и анализировать признаки опасностей социального, техногенного и природного характера во время отдыха и переездов на транспорте,

- применять методы защиты учащихся и воспитанников от опасных ситуаций;

- организовывать и применять меры комплексной защиты обучающихся и персонала на отдыхе и на транспорте;

- организовывать и поддерживать взаимодействие с органами правопорядка по вопросам безопасности;

- организовывать спасательные работы до прибытия спасательных служб.

владеть:

- методами оказания доврачебной помощи пострадавшим;

- практическими навыками по применению мер защиты учащихся и воспитанников от негативных факторов и опасных ситуаций.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет _ зачетных единиц.

5. Разработчики:       

 

МПГУ, директор информационно-аналитического

центра по проблемам преподавания БЖ, к.ю.н. с.н.с..                                С.В. Петров 

 

«Психологические средства обеспечения безопасности»

 

1. Цель дисциплины: формирование у студентов знаний психологических основ безопасности жизнедеятельности и навыков по их применению.

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Психологические средства обеспечения безопасности» относится к вариативной части профессионального цикла. Входит в модуль «Обеспечение комплексной безопасности учащихся и воспитанников» (Б.3.2.3).

Для освоения дисциплины «Психологические средства обеспечения безопасности» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплины «Психология» и дисциплин модуля «Опасные ситуации и защита от них».

Изучение дисциплины «Психологические средства обеспечения безопасности» является необходимой основой для прохождения практики и подготовки к итоговой государственной аттестации.

3.  Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: 

- готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

- способен применять современные методы и средства индивидуальной и коллективной защиты для обеспечения безопасности учащихся и воспитанников (СК-3);

- готов к деятельности по обеспечению безопасности образовательного учреждения (СК-4);

- способен формировать культуру безопасного поведения и здоровьесбережения (СК-5).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основы психологии безопасности жизнедеятельности человека;

- психологические особенности поведения человека в опасных и чрезвычайных ситуациях разного типа;

- основные угрозы психологической безопасности в образовательной среде;

- психологические методы изучения и профилактики поведения учащихся в опасных ситуациях;

- способы мониторинга психологической безопасности образовательной среды;

уметь:

- решать психологические проблемы безопасности;

- оказывать психологическую помощь пострадавшим;

- взаимодействовать с психологической службой; 

владеть:

- методами исследования современной психологии безопасности;

- психологическими средствами изучения социальных групп;

- методами психологического анализа и оценки угроз жизнедеятельности и выбора средств защиты учащихся от различных опасностей.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет _ зачетных единиц.

5. Разработчики:

МПГУ, директор информационно-аналитического

центра по проблемам преподавания БЖ, к.ю.н., с.н.с.                 С.В. Петров

 

Поделиться

Получайте материалы на почту

Присылаем письма не чаще раза в неделю, вы всегда можете отписаться.