На сайте размещены примерные основные образовательные программы (ПООП) подготовки бакалавров по направлению 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Профиль Физика (4 года обучения) Московский педагогический государственный университет Учебно-методическое объединение по образованию в области подготовки педагогических кадров

01.05.2011

На сайте размещены примерные основные образовательные программы (ПООП) подготовки бакалавров по направлению 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Профиль Физика (4 года обучения) Московский педагогический государственный университет Учебно-методическое объединение по образованию в области подготовки педагогических кадров

Файл c текстом ПООП см. раздел ПООП

Учебно-методическое объединение по образованию в области подготовки педагогических кадров

 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»

 

«Утверждено»

Председатель УМО

по образованию в области подготовки педагогических кадров,

ректор МПГУ, академик

 

_______________ В.Л. Матросов

 

«____» _________ 2010 г.

 

 

Примерная

основная образовательная программа
высшего профессионального образования

 

Направление подготовки

050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 337  

 

Профиль «Физика»

 

ФГОС ВПО утвержден приказом Минобрнауки России от  22 декабря 2009г. № 788

 

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Нормативный срок освоения программы – 4 года

 

Форма обучения – очная


Требования к результатам освоения основной образовательной программы

 

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке  цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);

готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10);

готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

 

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

 

общепрофессиональными (ОПК):

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);

способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

в области педагогической деятельности:

способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

 

в области культурно-просветительской деятельности: 

способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8);

способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11);

способен к решению задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).

 

Выпускник должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):

 

знает концептуальные и теоретические основы физики, ее место в общей системе наук и ценностей, историю развития и современное состояние (СК-1);

владеет системой знаний о фундаментальных физических законах и теориях, физической сущности явлений и процессов в природе и технике (СК-2);

владеет навыками организации и постановки физического эксперимента (лабораторного, демонстрационного, компьютерного) (СК-3); 
владеет методами теоретического анализа результатов наблюдений и экспериментов, приемами компьютерного моделирования (СК-4).

 

 

Список разработчиков ПрООП

 

Московский педагогический государственный университет

Проректор по учебно-методической работе

Л.А. Трубина

 

Начальник Учебно-методического управления

Е.Б. Егорова

 

Декан физического факультета

Д.А. Исаев

 

Зав. кафедрой теории и методики обучения физике

Н.С. Пурышева


ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

по направлению 050100 Педагогическое образование

профиль «Физика»

Квалификация (степень) - бакалавр

Нормативный срок обучения – 4 года

№ п/п 

Наименование дисциплин

(в том числе практик)

Трудоемкость

Примерное распределение по семестрам

 

 

Зачетные единицы

Академические часы

1-й семестр

2-й семестр

3-й семестр

4-й семестр

5-й семестр

6-й семестр

7-й семестр

8-й семестр

Форма промежут. аттестации

(ФПА)

 
 

Количество недель

 

 

18

18

18

18

18

18

18

18

 

 

Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл

25

900

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б.1.1

Базовая часть

18

648

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.1.

История

3

108

х

 

 

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

1.1.2.

Философия

4

144

 

х

 

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

1.1.3.

Иностранный язык

6

216

х

х

х

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

1.1.4.

Педагогическая риторика

3

108

 

 

 

 

х

 

 

 

ФПА без оценки

 

1.1.5.

Экономика образования

2

72

 

 

х

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

Б.1.2

Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента 

7

252

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.2

Профессиональная этика

2

72 

 

 

х

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

1.2.3

Образовательное право

2

72

 

 

 

 

 

 

 

х

ФПА без оценки

 

1.2.4.

Дисциплины (модули) по выбору студента

3

108

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б.2 Математический и естественнонаучный цикл

14

504

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б.2.1

Базовая часть

8

288

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.1

Информатика

4

144

х

х

 

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

2.1.2

Естественнонаучная картина мира

2

72

 

 

 

 

 

 

 

х

ФПА без оценки

 

2.1.3

Элементарная математика

2

72

х

 

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

Б.2.2

Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента 

6

216

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.1

Основы физики

2

72

х

 

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

2.2.2

История естествознания и техники

2

72

 

 

 

 

 

 

х

 

ФПА без оценки

 

2.2.3.

Дисциплины (модули) по выбору студента

2

72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б.3 Профессиональный цикл

169

6084

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б.3.1

Базовая часть

35

1260

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1.1

Педагогика

9

324

 

 

х

х

х

 

 

 

ФПА с оценкой

 

3.1.2

Психология

10

360

 

х

х

х

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

3.1.3

Методика обучения физике

10

360

 

 

х

х

х

х

х

 

ФПА с оценкой

 

3.1.2

Возрастная анатомия, физиология и гигиена

2

72

х

 

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

3.1.3

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

2

72

 

х

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

3.1.4

Безопасность жизнедеятельности

2

72

 

 

х

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

Б.3.2

Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента

134

4824

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.1

Общая и экспериментальная физика

40

1440

 

х

х

х

х

х

 

 

ФПА с оценкой

 

3.2.2

Высшая математика

20

720

х

х

х

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

3.2.3

Астрофизика

6

216

 

 

 

 

 

 

х

х

ФПА с оценкой

 

3.2.4

Основы теоретической физики

18

648

 

 

 

х

х

х

х

х

ФПА с оценкой

 

3.2.5

Электрорадиотехника

6

216

 

 

 

 

 

х

х

 

ФПА с оценкой

 

3.2.6

Дисциплины (модули) по выбору студента

44

1584

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б.4 Физическая культура

2

400

х

х

х

х

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

Б.5 Учебная и производственная практики  

24

864

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б.5.1.2 Учебная

3

108

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б.5.1.1 Производственная (педагогическая)

21

756

 

 

 

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

Б.6 Итоговая государственная аттестация

6

216

 

 

 

 

 

 

 

 

Защита ВКР, ГЭ

 

                            Всего:

 

240

 

8640

(+328)*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
                                   

 

 

 

*Трудоемкость дисциплины «Физическая культура»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

 

 

(вариативная часть)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АННОТАЦИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Информатика»

 

1. Цель дисциплины: формирование информационной культуры и готовности к использованию информационных и коммуникационных технологий. 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Информатика» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла (Б.2.1.1).

Для освоения дисциплины «Информатика» используются знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предмета  «Информатика» на предыдущем уровне образования.

Освоение данной дисциплины является основой для изучения дисциплин «Общая и экспериментальная физика», «Теоретическая физика», «Электрорадиотехника», «Астрономия».

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

  Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих  компетенций:

- готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- научные основы информатики;

- информационные методы исследования, используемые в естественных науках; 

- способы представления информации;

- языки программирования; 

уметь:

- составлять программы решения физических задач; 

- получать, хранить и перерабатывать информацию в основных программных средах и глобальных компьютерных сетях;

-использовать вычислительные методы для исследования физических процессов и явлений;

владеть:

- языками программирования;

- информационными и коммуникационными технологиями; 

- современной компьютерной и вычислительной техникой. 

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.

 

5. Разработчики:

МПГУ, кафедра математической физики

 

«Естественнонаучная картина мира»

 

1. Цель дисциплины: формирование готовности использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности. 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Естественнонаучная картина мира» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла (Б.2.1.2).

Для освоения дисциплины «Естественнонаучная картина мира» используются знания, умения, виды деятельности и установки, сформированные  в ходе изучения дисциплин «История естествознания и техники», «Информатика», «Общая и экспериментальная физика», «Теоретическая физика», «Высшая математика», «Астрофизика».

Освоение данной дисциплины является основой для подготовки к итоговой государственной аттестации.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

   Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

- способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

-                        основные этапы развития естественнонаучной картины мира;

-                        выдающихся представителей естественных наук, основные достижения их научного творчества и роль в развитии естественнонаучного познания;

-                        ключевые эксперименты, приведшие к изменению представлений об окружающем мире;

-                        основные направления развития современных естественных наук;

уметь:

-                        использовать научную информацию  для описания фрагментов естественнонаучной картины мира;

-                        применять знания физики и других естественных наук для описания естественнонаучной картин мира;

-                        использовать знания о естественнонаучной картине мира для анализа научно-популярных публикаций и сообщений в средствах массовой информации;

владеть:

-                        навыками структурирования естественнонаучной информации, используя представления о современной естественнонаучной картине мира;

-                        навыками анализа природных явлений и процессов с помощью представлений о естественнонаучной картине мира.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

5. Разработчики:

МПГУ, профессор кафедры общей и экспериментальной физики А.Н.Мансуров.

 

«Элементарная математика»

 

1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области элементарной математики как базы для освоения физико-математических дисциплин.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Элементарная математика» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла (Б.2.1.3).

Для освоения дисциплины «Элементарная математика» студенты используют знания, умения, навыки  и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предмета «Математика» на предыдущем уровне образования.

Освоение данной дисциплины является базой для изучения дисциплины: «Высшая математика».

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

   Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

-                        место математики в системе наук;

-                        роль математики в изучении окружающего мира;

уметь:

-                        применять знания элементарной математики к решению математических и физических задач;

-                        использовать математический аппарат при выводе следствий физических законов и теорий;

владеть:

-                        математическими методами исследования теоретических и экспериментальных задач.

-                        важнейшими методами элементарной  математики, уметь применять их для доказательства теорем и решения задач;

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

5. Разработчики:

МПГУ, кафедра математической физики

 

 

«Основы физики»

 

1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области элементарной физики как базы для освоения физико-математических дисциплин.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Основы физики» относится к вариативной части математического и естественнонаучного цикла (Б.2.2.1).

Для освоения дисциплины «Основы физики» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Физика», «Математика», «Информатика» на предыдущем уровне образования,

Освоение данной дисциплины является базой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

   Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

 

знать:

-                        место физики в системе естественных наук;

 

уметь:

-                        применять знания по элементарной физике для решения физических задач;

-                        планировать и выполнять учебное экспериментальное  исследование физических явлений;

 

владеть:

-                        системой теоретических знаний по физике;

-                        навыками решения теоретических задач по физике на уровне, соответствующем требованиям профильного уровня подготовки по физике в общеобразовательной школе;

-                        методологией и методами физического эксперимента.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

 

5. Разработчики:

МПГУ, профессор кафедры общей и экспериментальной физики Мансуров А.Н.

 

 

 

 

 

 

«История естествознания и техники»

 

  1. 1.                      Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний по истории науки и техники, естественнонаучному мировоззрению.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «История естествознания и техники» относится к вариативной части математического и естественнонаучного цикла (Б.2.2.2).

Для освоения дисциплины «История естествознания и техники» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные  в ходе изучения дисциплин «Информатика», «Общая и экспериментальная физика», «Теоретическая физика», «Высшая математика», «Астрофизика».

 Освоение данной дисциплины является основой для изучения дисциплины «Естественнонаучная картина мира».

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

   Процесс изучения дисциплины направлен на формирование  компетенции:

- способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

- знает концептуальные и теоретические основы физики, ее место в общей системе наук и ценностей, историю развития и современное состояние (СК-1);

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- роль науки как формы общественного сознания в развитии человеческой цивилизации;

- связи между физикой и смежными науками: математикой, химией, биологией, а также связи с философией, историей, экономикой, и другими гуманитарными дисциплинами;

- основные направления развития современной физики и техники;

- ключевые эксперименты, приведшие к изменению представлений об окружающем мире;

- выдающихся представителей физической науки, основные достижения их научного творчества;

уметь:

- аргументировать научную позицию при анализе лженаучных, псевдонаучных и антинаучных утверждений;

- использовать знания истории физики для повышения мотивации школьников при изучении физики;

- использовать исторический подход при изучении отдельных тем школьного курса физики;

владеть:

- навыками применения основных методов, которыми оперирует история физики (изучение первоисточников, изучение документов, интервью и др.) в процессе обучения физике;

- навыками использования физического научного языка, научной терминологии.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

 

5. Разработчики:

МПГУ, профессор кафедры общей и экспериментальной физики В.А.Ильин.

 

«Методика обучения физике»

 

1. Цель дисциплины: формирование готовности к применению современных методик и технологий ведения образовательной деятельности по предмету «Физика» в учреждениях       общего среднего образования.

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Методика обучения физике» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (Б.3.1.3).

Для освоения дисциплины «Методика обучения физике» используются знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Педагогика», «Психология», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Педагогическая риторика», а также дисциплин вариативной части профессионального цикла.

Освоение данной дисциплины является основой для последующего прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

   Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК-1);

-  способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения  (ПК-2);

- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

- способен к решению задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;

- сущность и структуру образовательных процессов;

- особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;

- теории и технологии обучения и воспитания ребенка;

- способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;

 

уметь:

- учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся;

- проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

- осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений;

- проектировать элективные курсы с использованием последних достижений наук;

- использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов;

- организовывать внеучебную деятельность обучающихся;

владеть:

- способами ориентации в профессиональных  источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);

- способами проектной и инновационной деятельности в образовании;

- различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;

- способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц.

 

5. Разработчики:      

МПГУ, зав.кафедрой теории и методики обучения физике,  профессор Н.С.Пурышева,

МПГУ, профессор кафедры теории и методики обучения физике Н.В.Шаронова

 

 

«Общая и экспериментальная физика»

 

1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области общей и экспериментальной физики с учетом содержательной специфики предмета «Физика» в общеобразовательном учреждении.  

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Общая и экспериментальная физика» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.1).

Для освоения дисциплины «Общая и экспериментальная физика» используются знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Физика», «Математика» на предыдущем уровне образования, а также студентами в ходе изучения дисциплин: «Элементарная математика», «Основы физики», «Высшая математика».

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для изучения  дисциплин «Основы теоретической физики», «Электрорадиотехника», «Астрофизика».

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

   Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:  

-  знает концептуальные и теоретические основы физики, ее место в общей системе наук и ценностей, историю развития и современное состояние (СК-1);

- владеет системой знаний о фундаментальных физических законах и теориях, физической сущности явлений и процессов в природе и технике (СК-2);
- владеет навыками организации и постановки физического эксперимента (лабораторного, демонстрационного, компьютерного) (СК-3); 
- владеет методами теоретического анализа результатов наблюдений и экспериментов, приемами компьютерного моделирования (СК-4).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные физические явления и эксперименты;

- методы физических исследований и измерений;

- международную систему единиц (СИ);

- физические понятия и величины, основные физические модели;

- физические принципы, законы и теории;

- применение физики в технике;

- связь физики с другими науками, ученых физиков.

уметь:

- планировать и проводить физический эксперимент,  оценивать его результаты, готовить отчетные материалы о проведенной  работе;

- устанавливать характерные закономерности при наблюдении и экспериментальных исследованиях физических явлений и процессов;

- опознавать в природных явлениях известные физические модели;

- строить математические модели для описания простейших физических явлений;

- давать определения основных физических понятий и величин;

- формулировать основные физические законы;

- решить простейшие экспериментальные физические  задачи, используя методы физических исследований;

- применять знание физических теорий для анализа незнакомых физических ситуаций;

владеть навыками:

- измерений основных физических величин;

- определения погрешностей измерений;

- проведения простейших физических исследований с использованием экспериментальных методов;

- использования международной системы единиц измерения физических величин (СИ);

- численных расчетов физических величин при решении физических задач и обработке экспериментальных результатов;

- применения численных значений фундаментальных физических констант для оценки результатов простейших физических экспериментов.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 40 зачетных единиц.

 

5. Разработчики:

МПГУ, профессор кафедры общей и экспериментальной физики А.Н. Мансуров

МПГУ, доцент кафедры общей и экспериментальной физики Н.В. Соина


«Высшая математика»

1. Цель дисциплины: формирование знаний и  понятий  в области высшей математики, ее роли и месте в системе естественных и математических наук.

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Высшая математика» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.2).

Для освоения дисциплины «Высшая математика» используются знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предмета «Математика» на предыдущем уровне образования, а также студентами в ходе изучения дисциплины «Элементарная математика».

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения  дисциплин вариативной части профессиональной цикла.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

   Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- аппарат высшей математики (основные понятия и методы математического анализа и аналитической геометрии, основные теоретические разделы и уравнения математической физики, их классификацию);

- основные математические методы исследования и общие математические методы решения задач, используемые в естественных науках;

- мировоззренческое значение математики, роль и место математики в изучении окружающего мира;

уметь:

- корректно применять математический аппарат при изучении дисциплин естественно-математического и профессионального циклов (вычислять пределы, производные и интегралы функций; решать математические уравнения; применять методы математической физики к изучению различных физических процессов);

- корректно применять математический аппарат при обучении физике в общеобразовательных учреждениях;

- применять математические методы при проведении теоретических и экспериментальных исследований в физике и в профессиональной деятельности;

владеть:

- математическими методами изучения физических явлений;

- основными понятиями и методами математического анализа и аналитической геометрии, а также основными разделами  математической физики.

 

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет   20 зачетных единиц.

5. Разработчики:      

МПГУ, доцент кафедры математической физики  А.Н. Рустанов

 

«Астрофизика»

1. Цель дисциплины: формирование  современной астрономической картины мира; знакомство с основными физическими теориями о природе  небесных тел и Вселенной.

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Астрофизика» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.2.3).

Для освоения дисциплины «Астрофизика» используются знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Общая и экспериментальная физика», «Теоретическая физика», «Высшая математика», «Информатика».

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для подготовки к итоговой государственной аттестации.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

   Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- знает концептуальные и теоретические основы физики, ее место в общей системе наук и ценностей, историю развития и современное состояние (СК-1);

- владеет системой знаний о фундаментальных физических законах и теориях, физической сущности явлений и процессов в природе и технике (СК-2);
- владеет навыками организации и постановки физического эксперимента (лабораторного, демонстрационного, компьютерного) (СК-3); 
- владеет методами теоретического анализа результатов наблюдений и экспериментов, приемами компьютерного моделирования (СК-4).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

-                         данные об основных объектах Вселенной;

-                         современное состояние знаний о природе небесных тел;

-                         результаты  наблюдений и экспериментов в области астрономии;

-                         содержание и формы культурно-просветительской деятельности в области астрономии для различных категорий населения;

уметь:

-                         применять знания для объяснения природы небесных тел и описания астрономических явлений,

-                         аргументировать научную позицию при анализе псевдонаучной и лженаучной информации,

-                         структурировать астрономическую информацию, используя научный метод исследования,

-                         получать, хранить и перерабатывать информацию по астрономии в основных программных средах и глобальных компьютерных сетях;

владеть:

- навыками астрономических наблюдений;

-                         методологией проведения простейших астрономических наблюдений, теоретическими, экспериментальными и компьютерными методами астрономических исследований;

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц.

5. Разработчики:      

МПГУ, профессор кафедры физики твердого тела В.М. Чаругин 

МПГУ, доцент кафедры физики твердого тела И.К. Разгачева

 

«Основы теоретической физики»

  1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области основ теоретической физики с учетом содержательной специфики предмета «Физика» в общеобразовательном учреждении. 

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

  Дисциплина «Основы теоретической физики» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.4).

Для освоения дисциплины «Основы теоретической физики» используются знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Физика»,  «Информатика» на предыдущем уровне образования, а также студентами в ходе изучения дисциплин «Общая и экспериментальная физика», «Высшая математика».

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для подготовки к итоговой государственной аттестации.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

   Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- знает концептуальные и теоретические основы физики, ее место в общей системе наук и ценностей, историю развития и современное состояние (СК-1);

- владеет системой знаний о фундаментальных физических законах и теориях, физической сущности явлений и процессов в природе и технике (СК-2);
- владеет навыками организации и постановки физического эксперимента (лабораторного, демонстрационного, компьютерного) (СК-3); 
- владеет методами теоретического анализа результатов наблюдений и экспериментов, приемами компьютерного моделирования (СК-4).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

-                        основные понятия и методы современной теоретической физики;

-                        общую структуру и базисные элементы конкретных физических теорий;

уметь:

- применять  принципы, законы, теории физики для анализа конкретных физических процессов и явлений;

- аргументировать научную позицию;

владеть навыками:

- использования аппарата теоретической физики для решения задач;

-                         работы с научной литературой с целью непрерывного самообразования.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 18 зачетных единиц.

 

5. Разработчики:      

МПГУ, зав. кафедрой теоретической физики,  профессор О.Н. Коротаев

МПГУ, профессор кафедры теоретической физики О.Н.Попов

МПГУ, доцент кафедры теоретической физики А.Р. Чигирев

 

 

 

 

«Электрорадиотехника»

 

1. Цели дисциплины: формирование систематизированных знаний в области электрорадиотехники. с учетом содержательной специфики предмета «Физика» в общеобразовательном учреждении. 

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Электрорадиотехника» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.2.5).

Для освоения дисциплины используются знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе  изучения дисциплин «Общая и экспериментальная физика», «Теоретическая физика».

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для подготовки к итоговой государственной аттестации.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

   Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- знает концептуальные и теоретические основы физики, ее место в общей системе наук и ценностей, историю развития и современное состояние (СК-1);

- владеет системой знаний о фундаментальных физических законах и теориях, физической сущности явлений и процессов в природе и технике (СК-2);
- владеет навыками организации и постановки физического эксперимента (лабораторного, демонстрационного, компьютерного) (СК-3); 
- владеет методами теоретического анализа результатов наблюдений и экспериментов, приемами компьютерного моделирования (СК-4).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- методы расчета электрических цепей, трансформаторов, выпрямителей, параметров бытовых и внутри кабинетных электросетей;

- особенности сетей трехфазного тока;

- принцип действия электрических машин и бытовых электроприборов и схемы их подключения;

- поражающие факторы электрического тока;

- физические основы радиотехники, радиофизики и электроники;

- методы анализа и расчета радиотехнических цепей;

- принципы действия современных радиотехнических устройств;

уметь:

- анализировать технические характеристики электротехнических приборов и радиотехнических устройств;

- выявлять неисправные элементы и узлы электробытовых устройств,  радиотехнических устройств и элементов узлов;

- обеспечивать необходимую защиту учащихся от поражения электрическим током;

- анализировать прохождение радиосигнала в радиотехнических устройствах по их блок-схемам, используя различные способы представления радиосигналов;

владеть:

- навыками выполнения простейших расчетов электрических цепей;

- навыками выполнения электрических и радиотехнических измерений;

- навыками работы с современной измерительной аппаратурой;

- навыками построения простейших принципиальных, эквивалентных и блок-схем радиотехнических устройств;

- навыками проведения простейших расчетов, необходимых для ремонта (замены) элементов.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет  6 зачетных единиц.

 

5. Разработчики:      

МПГУ, доцент кафедры общей и экспериментальной физики В.Д. Семаш

 

 

Поделиться

Получайте материалы на почту

Присылаем письма не чаще раза в неделю, вы всегда можете отписаться.