На сайте размещены примерные основные образовательные программы (ПООП) подготовки бакалавров по направлению 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Профиль Литература (4 года обучения) Московский педагогический государственный университет Учебно-методическое объединение по образованию в области подготовки педагогических кадров
На сайте размещены примерные основные образовательные программы (ПООП) подготовки бакалавров по направлению 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Профиль Литература (4 года обучения) Московский педагогический государственный университет Учебно-методическое объединение по образованию в области подготовки педагогических кадров
Файл c текстом ПООП см. раздел ПООП
Учебно-методическое объединение по образованию в области подготовки педагогических кадров
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Московский педагогический государственный университет»
«Утверждено»
Председатель УМО
по образованию в области подготовки педагогических кадров,
ректор МПГУ, академик
_____________ В.Л.Матросов
«____» _________ 2010 г.
Примерная
основная образовательная программа
высшего профессионального образования
Направление подготовки
050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 337
Профиль «Литература»
ФГОС ВПО утвержден приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2009 г. № 788
Квалификация (степень) выпускника – бакалавр
Нормативный срок освоения программы – 4 года
Форма обучения – очная
Требования к результатам освоения основной образовательной программы
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);
способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);
готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10);
готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);
готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);
способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными (ОПК):
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);
способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);
способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6).
в области педагогической деятельности:
способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);
способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);
готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);
готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7).
в области культурно-просветительской деятельности:
способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК- 8);
способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);
способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);
способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11);
способен к решению задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).
Выпускник должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):
Способен интерпретировать произведения фольклора как феномен национально-духовной культуры народа (СК-1);
Готов к анализу мирового литературного процесса в контексте истории и культуры и с учетом основных методологических направлений (СК-2);
Готов к филологической интерпретации и анализу литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции художественного сознания и специфики творческого процесса (СК-3);
Владеет знаниями об истории и принципах литературной критики (СК-4);
Владеет приемами текстологического анализа (СК-5);
Готов к лингвистическому анализу текстов с учетом знаний об уровневой системе русского языка и ее единицах в единстве их содержания, формы и функции (СК-6).
Список разработчиков ПрООП
Московский педагогический государственный университет | Проректор по учебно-методической работе | Л.А. Трубина |
| Начальник Учебно-методического управления
| Е.Б. Егорова |
| Декан филологического факультета
| О.Ю. Князева |
| Заместитель декана филологического факультета | О.В. Гордиенко |
Примерный учебный план
по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование
профиль «Литература»
Квалификация – бакалавр
Нормативный срок обучения – 4 года
№ п/п | Наименование дисциплин (в том числе практик) | Зачетные единицы | Академические часы | Примерное распределение по семестрам | |||||||||
Трудоемкость по ФГОС | Трудоемкость | 1-й семестр | 2-й семестр | 3-й семестр | 4-й семестр | 5-й семестр | 6-й семестр | 7-й семестр | 8-й семестр | Форма промеж. аттестации (ФПА) | |||
Количество недель | |||||||||||||
18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 |
| |||||
Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл | 29 | 1044 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
1.1. | Базовая часть | 15 | 540 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
1.1.1. | История | 3 | 108 | х |
|
|
|
|
|
|
| ФПА с оценкой | |
1.1.2. | Философия | 4 | 144 |
| х |
|
|
|
|
|
| ФПА с оценкой | |
1.1.3. | Иностранный язык | 6 | 216 | х | х | х |
|
|
|
|
| ФПА с оценкой | |
1.1.4. | Экономика образования | 2 | 72 |
|
|
|
|
|
| х |
| ФПА без оценки | |
1.2. | Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента | 14 | 504 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
1.2.1. | Образовательное право | 2 | 72 |
|
| х |
|
|
|
|
| ФПА без оценки | |
1.2.2. | Культурология | 2 | 72 | х |
|
|
|
|
|
|
| ФПА без оценки | |
1.2.3. | Политология | 2 | 72 |
|
|
|
|
|
| х | ФПА без оценки | ||
1.2.4. | Профессиональная этика | 2 | 72 |
|
| х |
|
|
|
|
| ФПА без оценки | |
1.2.5. | Дисциплины (модули) по выбору | 6 | 216 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Б.2 Математический и естественнонаучный цикл | 12 | 432 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
2.1. | Базовая часть | 6 | 216 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
2.1.1. | Основы математической обработки информации | 2 | 72 | х |
|
|
|
|
|
|
| ФПА без оценки | |
2.1.2. | Естественнонаучная картина мира | 2 | 72 |
|
|
| х |
|
|
|
| ФПА без оценки | |
2.1.3. | Информационные технологии в образовании | 2 | 72 |
|
|
|
| х |
|
|
| ФПА без оценки | |
2.2. | Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента | 6 | 216 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
2.2.1. | Основы экологической культуры | 2 | 72 |
|
|
| х |
|
|
|
| ФПА без оценки | |
2.2.2. | Дисциплины (модули) по выбору | 4 | 144 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Б.3 Профессиональный цикл | 164 | 5940 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
3.1. | Базовая (общепрофессиональная) часть | 36 | 1296 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
3.1.1. | Психология | 10 | 360 | х | х | х |
|
|
|
|
| ФПА с оценкой | |
3.1.2. | Педагогика | 10 | 360 |
| х | х | х |
|
|
|
| ФПА с оценкой | |
3.1.3. | Методика обучения литературе | 10 | 360 |
|
| х | х | х |
| ФПА с оценкой | |||
3.1.4. | Возрастная анатомия, физиология и гигиена | 2 | 72 | х |
|
|
|
|
|
|
| ФПА без оценки | |
3.1.5. | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 2 | 72 |
| х |
|
|
|
|
|
| ФПА без оценки | |
3.1.6. | Безопасность жизнедеятельности | 2 | 72 |
|
| х |
|
|
|
|
| ФПА без оценки | |
3.2. | Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента | 128 | 4500 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
3.2.1. | Фольклор | 3 | 108 | х |
|
|
|
|
|
|
| ФПА без оценки | |
3.2.2. | История русской литературы | 34 | 1224 | х | х | х | х | х | х | х |
| ФПА с оценкой | |
3.2.3. | Детская литература | 2 | 72 |
|
|
|
|
|
| х |
| ФПА без оценки | |
3.2.4. | История русской литературной критики | 2 | 72 |
|
|
|
|
| х |
|
| ФПА без оценки | |
3.2.5. | Литература народов России | 2 | 72 |
|
|
|
|
|
| х |
| ФПА без оценки | |
3.2.6. | История зарубежной литературы | 26 | 936 | х | х | х | х | х | х | х |
| ФПА без оценки | |
3.2.7. | Введение в литературоведение | 2 | 72 | х |
|
|
|
|
|
|
| ФПА без оценки | |
3.2.8. | Теория литературы | 2 | 72 |
|
|
|
|
| х |
| ФПА без оценки | ||
3.2.9. | Современный русский язык | 8 | 288 |
|
|
|
| х | х |
|
| ФПА с оценкой | |
3.2.10. | Практикум по орфографии и пунктуации | 2 | 72 |
| х |
|
|
|
|
|
| ФПА без оценки | |
3.2.11. | Филологический анализ текста | 2 | 72 |
|
|
|
|
| х |
| ФПА без оценки | ||
3.2.12. | Педагогическая риторика | 4 | 144 | х | х |
|
|
|
|
|
| ФПА без оценки | |
3.2.13. | Дисциплины (модули) по выбору | 39 | 1404 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Б.4 Физическая культура | 2 | 400 | х | х | х | х |
|
|
|
| ФПА без оценки | ||
Б.5 Учебная и производственная практики | 27 | 972 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Учебная практика | 6 | 216 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Производственная практика (педагогическая, культурно-просветительская) | 21 | 756 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Б.6 Итоговая государственная аттестация | 6 | 216 |
|
|
|
|
|
|
|
| Защита ВКР, ГЭ | ||
Всего: | 240 | 8640 (+328)* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* Трудоемкость дисциплины « Физическая культура»
ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА
(вариативная часть)
АННОТАЦИИ
«Методика обучения литературе»
1. Цели дисциплины: формирование готовности к применению современных методик и технологий ведения образовательной деятельности по предмету «Литература» в учреждениях общего среднего образования.
2 Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Методика обучения литературе» входит в базовую часть профессионального цикла (Б.3.1.3.).
Для освоения дисциплины «Методика обучения литературе» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения предмета «Литература» в общеобразовательной школе, дисциплин «Педагогика», «Психология», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Педагогическая риторика», а также дисциплин вариативной части профессионального цикла.
Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);
- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);
- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);
- способен к решению задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
- современные методики и технологии обучения литературе,
- методы, принципы и средства контроля результатов обучения литературе в школе.
уметь:
- применять полученные знания и умения в практической деятельности;
- анализировать программы, учебники и другие компоненты учебно-методического комплекса,
владеть:
- основными методами и приемами анализа литературного материала, методами обучения и контроля.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц.
5. Разработчики:
МПГУ,
И.о. заведующего кафедрой методики преподавания литературы,
д.ф.н., профессор В.Ф. Чертов
«Фольклор»
- 1. Цель дисциплины: формирование у студентов знаний фольклора и умений применять их в практической деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Фольклор» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.2.1.).
Для освоения дисциплины «Фольклор» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные на предыдущем уровне образования.
Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «История русской литературы», дисциплин вариативной части профессионального цикла, прохождения педагогической практики.
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способен интерпретировать произведения фольклора как феномен национально-духовной культуры народа (СК-1);
- готов к анализу мирового литературного процесса в контексте истории и культуры и с учетом основных методологических направлений (СК-2);
- готов к филологической интерпретации и анализу литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции художественного сознания и специфики творческого процесса (СК-3).
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
- общий процесс исторического развития русского фольклора;
- содержание и художественную специфику фольклора, его основные жанры, фольклорные произведения;
уметь:
- анализировать фольклорные произведения;
- записывать современный фольклор;
- использовать элементы народного творчества в устной и письменной речи;
- использовать словари и учебную литературу;
владеть:
- приемами работы с научной литературой;
- навыками литературоведческого анализа фольклорных произведений.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
5. Разработчики
МПГУ,
Заведующий кафедрой русской литературы
д.ф.н., профессор В.И. Коровин
«История русской литературы»
1. Цель дисциплины: сформировать у студентов знание закономерностей литературного процесса; понимание художественного своеобразия и значения литературного произведения в социокультурном контексте; готовность к применению их в профессиональной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «История русской литературы» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.2.2.).
Для освоения дисциплины «История русской литературы» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Теория литературы» и «Фольклор».
Изучение дисциплины «История русской литературы» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикл, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенции:
- готов к анализу мирового литературного процесса в контексте истории и культуры и с учетом основных методологических направлений (СК-2);
- готов к филологической интерпретации и анализу литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции художественного сознания и специфики творческого процесса (СК-3);
- владеет приемами текстологического анализа (СК-5).
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
этапы историко-литературного процесса;
творчество ведущих писателей, его оценку в литературоведении и критике;
содержание и художественные особенности произведений;
уметь:
анализировать эпические, лирические, драматические произведения;
характеризовать художественный мир писателя, своеобразие его мировоззрения, принадлежность к литературному направлению/течению;
пользоваться научной и справочной литературой;
владеть навыками:
литературоведческого анализа художественных текстов;
самостоятельного исследования литературного произведения.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 34 зачетные единицы.
5. Разработчики:
МПГУ, заведующий кафедрой русской литературы В.И. Коровин
МПГУ, заведующая кафедрой русской литературы
и журналистики ХХ-ХХI веков Л.А. Трубина
«Детская литература»
- 1. Цель дисциплины: сформировать у студентов знание основ теории, истории и критики детской литературы; готовность к применению их в образовательной деятельности с учетом содержательной специфики предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Детская литература» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.2.3.).
Для освоения дисциплины «Детская литература» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Теория литературы», «Фольклор», «История русской литературы».
Изучение дисциплины «Детская литература» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикл, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенции:
- владеет приёмами анализа литературных произведений различных видов и жанров на родном и русском языках с учётом закономерностей историко-литературного процесса (СК-7).
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
классификацию жанров детского фольклора;
этапы истории детской литературы и современные тенденции ее развития;
специфику детской литературы;
ключевые теоретические понятия детского фольклора и детской литературы;
содержание художественных произведений детской литературы (родной, русской, мировой);
не менее 20 стихотворений;
основные идеи критических статей;
уметь:
самостоятельно оценивать соответствие произведения ожиданиям разных групп юных читателей;
находить связи детской литературы с устным народным творчеством и мировой литературой;
пользоваться научной и справочной литературой;
анализировать произведения в контексте других искусств и в контексте детского творчества;
владеть навыками:
выразительного чтения произведений детской литературы;
диалогического общения с ребенком о прочитанных произведениях;
составления списков литературы для чтения младших школьников.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
5. Разработчики:
МПГУ, д.ф.н. , профессор И.Н. Арзамасцева
«История русской литературной критики»
1. Цель дисциплины: сформировать у студентов знания о русской литературной критике и готовности к их применению в практической деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «История русской литературной критики» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.4.).
Для освоения дисциплины «История русской литературной критики» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «История русской литературы» и «Введение в литературоведение».
Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплины вариативной части профессионального цикла, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.
3.Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенции:
- готов к филологической интерпретации и анализу литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции художественного сознания и специфики творческого процесса (СК-3);
- владеет знаниями об истории и принципах литературной критики (СК-4);
- владеет приемами текстологического анализа (СК-5).
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
- процесс становления русской критической мысли;
- формы литературной критики;
- специфику функций литературной критики;
- этапы становления и развития журнального дела в России;
- формы отношений литературной критики с различными общественными и государственными институтами;
уметь:
- устанавливать связь между русской критической, русской философской и русской социологической мыслью;
владеть:
- знаниями в области идейного и научного наследия выдающихся критиков и журналистов.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
5. Разработчики
МПГУ,
Заведующая кафедрой русской литературы
и журналистики ХХ-ХХI веков Л.А. Трубина
МПГУ,
Заведующий кафедрой русской литературы В.И. Коровин
«Литература народов России»
- 1. Цели дисциплины: сформировать у студентов понимание общих закономерностей историко-литературного процесса народов России и умения применять их в практической деятельности; готовность к применению их в образовательной деятельности с учетом содержательной специфики предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Литература народов России» входит в вариативную часть профессионального цикла (Б.3.2.5.).
Для освоения дисциплины «Литература народов России» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Введение в литературоведение», «Фольклор».
Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способен интерпретировать произведения фольклора как феномен национально-духовной культуры народа (СК-1);
- готов к анализу мирового литературного процесса в контексте истории и культуры и с учетом основных методологических направлений (СК-2);
- готов к филологической интерпретации и анализу литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции художественного сознания и специфики творческого процесса (СК-3).
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
- закономерности историко-литературного процесса народов России, их взаимосвязь с общественно-политической, культурной и литературной жизнью;
- содержание, художественные и жанровые особенности основных литературных памятников народов России;
- культурно-исторические особенности изучаемых произведений.
уметь:
- анализировать литературное произведение как художественно-эстетическое явление, характерное для определенного народа;
владеть:
- навыками художественного анализа текста;
- навыками подбора критической литературы по изучаемому вопросу.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
5. Разработчики:
МПГУ,
Заведующая кафедрой русской литературы
и журналистики ХХ-ХХI веков Л.А. Трубина
«История зарубежной литературы»
1. Цель дисциплины: сформировать у студентов представление о художественном своеобразии зарубежной литературы и условиях ее формирования и развития; готовность к применению полученных знаний в образовательной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «История зарубежной литературы» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.2.6.).
Для освоения дисциплины «История зарубежной литературы» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины «Теория литературы».
Изучение дисциплины «История зарубежной литературы» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенции:
- готов к анализу мирового литературного процесса в контексте истории и культуры и с учетом основных методологических направлений (СК-2);
- готов к филологической интерпретации и анализу литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции художественного сознания и специфики творческого процесса (СК-3);
- владеет знаниями об истории и принципах литературной критики (СК-4);
- владеет приемами текстологического анализа (СК-5).
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
- содержание и художественные особенности литературных произведений;
- этапы историко-литературного процесса;
- переводы произведений на русский язык;
- крылатые слова и выражения из художественных произведений;
уметь:
- анализировать литературное произведение как художественно-эстетическое явление;
- пользоваться научной и справочной литературой;
владеть:
- навыками анализа художественного текста.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 26 зачетных единиц.
5. Разработчики:
МПГУ,
Заведующая кафедрой всемирной литературы М.И. Никола
«Введение в литературоведение»
- Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области содержания и назначения литературной науки.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Введение в литературоведение» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.7.).
Для освоения дисциплины «Введение в литературоведение» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные на предыдущем уровне образования.
Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «История русской литературы», «Детская литература», «История зарубежной литературы», «История русской литературной критики» и «Литература народов России», дисциплин вариативной части профессионального цикла, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенции:
- готов к филологической интерпретации и анализу литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции художественного сознания и специфики творческого процесса (СК-3);
- готов к лингвистическому анализу текстов с учетом знаний об уровневой системе русского языка и ее единицах в единстве их содержания, формы и функции (СК-6).
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
- предмет и задачи литературоведческой науки;
- базовые литературоведческие понятия и термины;
- родовую и жанровую дифференциацию;
- основные закономерности литературного процесса в их генетическом и функциональном аспектах;
уметь:
- анализировать литературное произведение как художественно-эстетическое явление;
- выделять форму, содержание и функцию художественных образов;
владеть:
- основными методологическими подходами в сфере литературоведения.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
5. Разработчики
МПГУ,
Заведующий кафедрой русской литературы В.И. Коровин
«Теория литературы»
- 1. Цель дисциплины: формирование у студентов знаний теоретических основ литературоведения и навыков лингвистического анализа текстов.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Теория литературы» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.8.).
Для освоения дисциплины «Теория литературы» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины «Введение в литературоведение».
Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «История русской литературы», «История зарубежной литературы», «Детская литература», «История литературной критики», дисциплин вариативной части профессионального цикла, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенции:
- готов к анализу мирового литературного процесса в контексте истории и культуры и с учетом основных методологических направлений (СК-2);
- готов к филологической интерпретации и анализу литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции художественного сознания и специфики творческого процесса (СК-3).
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
- теоретические основы литературоведческой науки;
- основные направления и научные школы в литературоведческой науке;
- отечественные и зарубежные концепции теоретического литературоведения;
- категории и понятия теории литературы;
- родовую и жанровую дифференциацию;
уметь:
- применять полученные знания в профессиональной деятельности;
- анализировать литературное произведение как художественно-эстетическое явление;
владеть:
- научно-исследовательскими подходами в изучаемой области.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
5. Разработчики
МПГУ,
Заведующий кафедрой русской литературы В.И. Коровин
«Современный русский язык»
1. Цель дисциплины: формирование у студентов знаний в области современного русского языка; готовности к применению их в образовательной деятельности с учетом содержательной специфики предметов «Литература» и «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Современный русский язык» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.9.).
Для освоения дисциплины «Современный русский язык» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения предмета «Русский язык» в общеобразовательном учреждении.
Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенции:
- владеет приемами текстологического анализа (СК-5);
- готов к лингвистическому анализу текстов с учетом знаний об уровневой системе русского языка и ее единицах в единстве их содержания, формы и функции (СК-6).
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
– особенности фонетических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических, стилистических единиц русского языка, законы их функционирования.
уметь:
- выполнять фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический анализ;
- - пользоваться словарями;
владеть:
- методикой разбора языковых явлений.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц.
5. Разработчики
МПГУ,
Заведующая кафедрой русского языка Н.А. Николина
«Практикум по орфографии и пунктуации»
1. Цель дисциплины: формирование у студентов знаний орфографических и пунктуационных правил и навыков их применения.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Практикум по орфографии и пунктуации» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.10.).
Для освоения дисциплины «Практикум по орфографии и пунктуации» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные на предыдущем уровне образования.
Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Филологический анализ текста», «Современный русский язык», прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенции:
- владеет приемами текстологического анализа (СК-5);
- готов к лингвистическому анализу текстов с учетом знаний об уровневой системе русского языка и ее единицах в единстве их содержания, формы и функции (СК-6).
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
- разделы и принципы русской орфографии;
- варианты орфограмм, орфографические правила;
- условия выбора орфограмм, их обозначение графическими средствами;
- типы и виды орфограмм;
- орфографические ошибки, нормы оценки орфографической грамотности;
- принципы и правила русской пунктуации;
уметь:
- писать с опорой на орфографические и пунктуационные правила;
- обосновывать выбор орфограммы;
- обосновывать употребление знаков препинания;
владеть:
- навыками русской орфографии и пунктуации;
- навыками нахождения и исправления орфографических и пунктуационных ошибок.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
5. Разработчики
МПГУ,
Заведующая кафедрой русского языка Н.А. Николина
«Филологический анализ текста»
1. Цель дисциплины: формирование навыков филологического анализа текста с учетом содержательной специфики предмета «Литература».
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Филологический анализ текста» (Б.3.2.11.) относится к вариативной части профессионального цикла.
Для освоения дисциплины «Филологический анализ текста студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины «Современный русский язык».
Изучение дисциплины «Филологический анализ текста» является необходимой основой для изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, прохождения практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенции:
- владеет приемами текстологического анализа (СК-5);
- готов к лингвистическому анализу текстов с учетом знаний об уровневой системе русского языка и ее единицах в единстве их содержания, формы и функции (СК-6).
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
– основные аспекты изучения текста;
- текстообразующую роль языковых единиц разных уровней;
- принципы жанрово-стилистической и структурно-семантической организации текста;
- коммуникативную структуру текста и основные коммуникативные регистры;
- важнейшие текстовые категории и их место в филологическом анализе текста;
- особенности филологического анализа художественных текстов разных родов, видов и жанров;
уметь:
- определять методы и приемы анализа текста с учетом его родового и жанрово-видового своеобразия;
- выявлять способы реализации коммуникативной задачи автора с помощью анализа его структурно-семантической и коммуникативной организации, тех или иных текстовых категорий;
- определять роль различных языковых средств в создании жанрово-композиционной и образной системы текста;
владеть навыками:
- лингвистической интерпретации художественных текстов;
- представления текста как структурно-семантического образования;
- комплексного анализа художественного текста с учетом его основных единиц и категорий, семантической, структурной и коммуникативной организации.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
5. Разработчики
МПГУ,
Заведующая кафедрой русского языка Е.Б. Егорова
«Педагогическая риторика»
- 1. Цель дисциплины: формирование у студентов основ речевой профессиональной культуры.
- 2. Место дисциплины в структуре ООП.
Дисциплина «Педагогическая риторика» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.12).
Для освоения дисциплины «Педагогическая риторика» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные на предыдущей ступени обучения.
Изучение дисциплины «Педагогическая риторика» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, прохождения практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способен логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);
- способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);
- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
- способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- жанры, стили, принципы подготовки сообщения;
- выразительные средства языка;
- этические, коммуникативные, речевые и языковые нормы речи;
- коммуникативные качества речи;
- роды и виды публичных выступлений;
- особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;
- основы просветительской деятельности;
уметь:
- использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на родном языке в учебной и профессиональной деятельности;
- учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;
- учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся;
- использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов;
- бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;
- участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях;
- анализировать и оценивать степень эффективности своей и чужой речи;
владеть:
- различными способами вербальной и невербальной коммуникации;
- навыками коммуникации в родной среде;
- различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;
- способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.
5. Разработчики:
МПГУ, заведующий кафедрой
риторики и культуры речи, доцент О.Ю. Князева
МПГУ, профессор кафедры
риторики и культуры речи Н.А. Ипполитова
МПГУ, доцент кафедры
риторики и культуры речи М.Р. Савова
Поделиться
Получайте материалы на почту
Присылаем письма не чаще раза в неделю, вы всегда можете отписаться.