На сайте размещены примерные основные образовательные программы (ПООП) подготовки бакалавров по направлению 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Профиль Русский язык (4 года обучения) Московский педагогический государственный университет Учебно-методическое объединение по образованию в области подготовки педагогических кадров

01.05.2011

На сайте размещены примерные основные образовательные программы (ПООП) подготовки бакалавров по направлению 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Профиль Русский язык (4 года обучения) Московский педагогический государственный университет Учебно-методическое объединение по образованию в области подготовки педагогических кадров

Файл c текстом ПООП см. раздел ПООП

Учебно-методическое объединение по образованию в области подготовки педагогических кадров

 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»

 

«Утверждено»

Председатель УМО

по образованию в области подготовки педагогических кадров,

ректор МПГУ, академик

_____________ В.Л.Матросов

 

«____» _________ 2010 г.

 

 

Примерная

основная образовательная программа
высшего профессионального образования

 

Направление подготовки

050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 337

 

Профиль «Русский язык»

ФГОС ВПО утвержден приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2009 г. № 788

 

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Нормативный срок освоения программы – 4 года

 

 

Форма обучения – очная

 


Требования к результатам освоения основной образовательной программы

 

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владеет культурой мышления, способен к обобщению,  анализу, восприятию информации, постановке  цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);

готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

владеет  одним из иностранных языков на  уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10);

готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе,  соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной  тайны (ОК-12);

готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

 

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

 

общепрофессиональными (ОПК):

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);

способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6).

в  области педагогической деятельности:

способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7).

 

в области культурно-просветительской деятельности:

способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК- 8);

способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11);

способен к решению задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).

 

Выпускник должен обладать следующими специальными компетенциями (СК): 

способен к диахроническому осмыслению и синхронному анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития русского языка (СК-1);

способен выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций (СК-2);

владеет основными понятиями о функциях языка, соотношении языка и мышления, роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка (СК-3);

способен определять связи русского языка и его типологические соотношения с другими языками (СК-4);

способен ориентироваться в дискуссионных вопросах языкознания и этапах его развития (СК-5);

владеет приемами анализа текстов различных видов и жанров (СК-6).

 

 

 

 

 

 

Список разработчиков ПрООП

 

Московский педагогический государственный университет

Проректор по учебно-методической работе

 

Л.А. Трубина

Начальник Учебно-методического управления

 

Е.Б. Егорова

Декан филологического факультета

 

О.Ю. Князева

Заместитель декана филологического факультета

О.В. Гордиенко

 

 

 

Примерный учебный план

по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование

профиль «Русский язык»

 

Квалификация – бакалавр

Нормативный срок обучения – 4 года

 № п/п 

Наименование дисциплин (в том числе практик)

Зачетные единицы

Академические часы

Примерное распределение по семестрам

 

 Трудоемкость по ФГОС

 Трудоемкость 

1-й семестр

 2-й семестр

3-й семестр

 4-й семестр

5-й семестр

 6-й семестр

7-й семестр

8-й семестр

Форма  промеж.

аттестации

(ФПА)

 
 

Количество недель

 

18

18

18

18

18

18

18

18

 

 

Б.1 Гуманитарный, социальный и  экономический цикл

29

1044

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.

Базовая часть

15

540

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.1.

История

3

108

Х

 

 

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

1.1.2.

Философия

4

144

 

Х

 

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

1.1.3.

Иностранный язык

6

216

Х

Х

Х

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

1.1.4.

Экономика образования

2

72

 

 

 

 

 

 

Х

 

ФПА без оценки

 

1.2.

Вариативная часть,  в т.ч. дисциплины по выбору студента 

14

504

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.1.

Образовательное право

2

72

 

 

Х

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

1.2.2.

Культурология

2

72

Х

 

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

1.2.3.

Политология

2

72

 

 

 

 

 

 

Х

 

ФПА без оценки

 

1.2.4.

Профессиональная этика

2

72

 

 

Х

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

1.2.5.

Дисциплины  (модули) по выбору

6

216

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б.2 Математический и естественнонаучный  цикл

12

432

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.

Базовая часть

6

216

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.1.

Основы математической обработки информации

2

72

Х

 

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

2.1.2.

Естественнонаучная картина мира

2

72

 

 

 

Х

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

2.1.3.

Информационные технологии в образовании

2

72

 

 

 

 

Х

 

 

 

ФПА без оценки

 

2.2.

Вариативная часть,  в т.ч. дисциплины по выбору студента 

6

216

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.1.

Основы экологической культуры

2

72

 

 

 

Х

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

2.2.2.

Дисциплины (модули) по выбору

4

144

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б.3 Профессиональный цикл

164

5904

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. 

Базовая (общепрофессиональная) часть

36

1296

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. 1.

Психология

10

360

Х

Х

Х

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

3.1. 2.

Педагогика

10

360

 

Х

Х

Х

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

3.1. 3.

Методика обучения русскому языку

10

360

 

 

 

 

Х

Х

Х

 

ФПА с оценкой

 

3.1.4.

Возрастная анатомия, физиология и гигиена

2

72

Х

 

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

3.1.5.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

2

72

 

Х

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

3.1.6.

Безопасность жизнедеятельности

2

72

 

 

Х

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

3.2.

Вариативная  часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента 

128

4608

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.1.

Введение в языкознание

3

108

Х

 

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

3.2.2.

Общее языкознание

2

72

 

 

 

 

 

 

Х

 

ФПА без оценки

 

3.2.3.

Современный русский язык

38

1368

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

 

ФПА с оценкой

 

3.2.4.

Русская диалектология

2

72

Х

 

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

3.2.5.

Старославянский язык

4

144

 

 

Х

Х

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

3.2.6.

Историческая грамматика

6

216

 

 

 

 

Х

Х

 

 

ФПА с оценкой

 

3.2.7.

История русского литературного языка

3

108

 

 

 

 

 

 

Х

 

ФПА без оценки

 

3.2.8.

Латинский язык

2

72

Х

 

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

3.2.9.

Филологический анализ текста

2

72

 

 

 

 

 

 

Х

 

ФПА без оценки

 

3.2.10.

Практикум по орфографии и пунктуации

2

72

Х

 

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

3.2.11.

Теория литературы

2

72

 

Х

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

3.2.12.

Фольклор

2

72

 

Х

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

3.2.13.

История русской литературы

9

324

 

 

 

Х

Х

 

 

 

ФПА с оценкой

 

3.2.14.

История зарубежной литературы

8

288

 

 

 

 

Х

Х

 

 

ФПА с оценкой

 

3.2.15

Педагогическая риторика

4

144

 

Х

Х

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

3.2.16

Дисциплины (модули) по выбору

39

1404

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б.4 Физическая культура

2

400

Х

Х

Х

Х

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

Б.5 Учебная и производственная практики

27

972

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебная практика

6

216

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Производственная практика (педагогическая, культурно-просветительская)

21

756

 

 

 

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

Б.6 Итоговая государственная аттестация

6

216

 

 

 

 

 

 

 

 

Защита ВКР, ГЭ

 

Всего:

240

8640

(+328)*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Трудоемкость дисциплины « Физическая культура»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

 

(вариативная часть)

 

 

 

 

 

 

АННОТАЦИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 


«Методика обучения русскому языку»

 

1. Цели дисциплины: формирование готовности к применению современных методик и технологий ведения образовательной деятельности по предмету «Русский язык» в  учреждениях общего среднего образования.  

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Методика обучения русскому языку» входит в базовую часть профессионального цикла (Б.3.1.3.).

Для освоения дисциплины «Методика обучения русскому языку» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин: «Педагогика», «Психология», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Современный русский язык», «Практикум по орфографии и пунктуации», «Педагогическая риторика», а также дисциплин вариативной части профессионального цикла.

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин по выбору студентов, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения  (ПК-2);

- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4); -

-готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

- способен к решению задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).

 

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- современные методики и технологии обучения русскому языку;

- современные методы и средства оценивания результатов обучения русскому языку в различных образовательных учреждениях и на различных ступенях образования;

уметь:

- применять современные технологии в процессе обучения русскому языку;

- анализировать программы, учебники и другие компоненты учебно-методического комплекса,

- составлять план-конспект урока, определяя взаимосвязь деятельности учителя и учащихся, разрабатывать тесты и познавательные задания, планировать применение и использование современных средств обучения;

- проектировать и реализовать систему текущего и итогового контроля знаний и умений учащихся;

- предвидеть и выявлять результаты обучения, внося коррективы в свою педагогическую деятельность;

 

владеть:

- основными методами и приемами методического анализа языкового материала, методами обучения и контроля;

- технологиями, методами, приемами и средствами современного обучения русскому языку на уроках и во внеурочной деятельности на разных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях;

 

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц.

5. Разработчики:    

 

МПГУ, и.о. заведующий кафедрой методика преподавания русского языка             А.Д. Дейкина

 


«Введение в языкознание»

 

1. Цель дисциплины: формирование базовых лингвистических понятий в области языкознания.

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Введение в языкознание» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.2.1.).

Для освоения дисциплины «Введение в языкознание» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные на предыдущем уровне образования.

Изучение дисциплины «Введение в языкознание» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Современный русский язык» и «Общее языкознание».

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

-  владеет основными понятиями о функциях языка, соотношении языка и мышления, роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка (СК-3);

-  способен определять связи русского языка и его типологические соотношения с другими языками (СК-4).

 

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- предмет и задачи лингвистической науки, разделы языкознания;

- базовые лингвистические понятия, термины;

- основные сведения о языке;

 

уметь:

- применять полученные знания и умения на практике;

 

владеть:

- основными методами и приемами анализа лингвистического явления.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

 

5. Разработчики:    

 

МПГУ,

Заведующий кафедрой общего языкознания                                          И.Г. Добродомов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Общее языкознание»

 

1. Цель дисциплины: сформировать у студентов знания об основных направлениях, отечественных и зарубежных научных школах в лингвистической науке.

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Общее языкознание» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.2.2.).

Для освоения дисциплины «Общее языкознание» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины «Введение в языкознание».

Изучение дисциплины «Общее языкознание» является необходимой основой для изучения дисциплин по выбору студентов.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

-       способен выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций (СК-2);

-       владеет основными понятиями о функциях языка, соотношении языка и мышления, роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка (СК-3);

-       способен определять связи русского языка и его типологические соотношения с другими языками (СК-4);

-       способен ориентироваться в дискуссионных вопросах языкознания и этапах его развития (СК-5).

 

В результате изучения дисциплины студент должен

 

знать:

- теоретические основы общего языкознания.

 

уметь:

- применять полученные знания в профессиональной деятельности.

 

владеть:

-  методами и приемами анализа языковых явлений.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

 

5. Разработчики:    

 

МПГУ,

Заведующий кафедрой общего языкознания                                          И.Г. Добродомов

 

 

 

 

 

 

 

 

 


«Современный русский язык»

 

1. Цель дисциплины: формирование знаний в области современного русского языка с учетом содержательной специфики предмета «Русский язык» в общеобразовательной школе.

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Современный русский язык» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.2.3.).

Для освоения дисциплины «Современный русский язык» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения предмета «Русский язык» в общеобразовательной школе, дисциплины «Введение в языкознание».

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, для прохождения педагогической практики.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

-  способен к диахроническому осмыслению и синхронному анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития русского языка (СК-1);

-       способен выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций (СК-2);

-       владеет основными понятиями о функциях языка, соотношении языка и мышления, роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка (СК-3);

-       способен определять связи русского языка и его типологические соотношения с другими языками (СК-4);

-       владеет приемами анализа текстов различных видов и жанров (СК-6).

 

В результате изучения дисциплины студент должен

 

знать:

 – особенности фонетических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических, стилистических единиц русского языка, законы их функционирования;

 

 уметь:

-  выполнять фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический анализ;

 

владеть:

-  методикой разбора языковых явлений. 

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 38 зачетных единиц.

 

5. Разработчики:    

 

МПГУ,

Заведующая кафедрой русского языка                                                    Н.А. Николина

 


«Русская диалектология»

 

1. Цель дисциплины: формирование знаний диалектных особенностей русского языка.

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Русская диалектология» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.2.4.).

Для освоения дисциплины «Русская диалектология» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные на предыдущей ступени обучения.

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Современный русский язык», «Общее языкознание», «Историческая грамматика» и «История русского литературного языка».

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

-       способен к диахроническому осмыслению и синхронному анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития русского языка (СК-1);

-       способен выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций (СК-2);

-       владеет основными понятиями о функциях языка, соотношении языка и мышления, роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка (СК-3);

-       способен определять связи русского языка и его типологические соотношения с другими языками (СК-4);

-       владеет приемами интерпретации текстов различных видов и жанров (СК-6).

 

В результате изучения дисциплины студент должен

 

знать:

- основные территориальные диалекты;

- особенности говоров русского языка на разных языковых уровнях (фонетическом, морфологическом, синтаксическом и лексическом);

 

 уметь:

- применять полученные знания в профессиональной деятельности;

- анализировать записи диалектной речи;

- транскрибировать записи;

- анализировать диалектизмы, встречающиеся в произведениях художественной литературы;

 

 владеть:

- методикой анализа диалектов;

- навыком работы с диалектными словарями разных типов.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

 

5. Разработчики:    

 

МПГУ,

Заведующий кафедрой общего языкознания                                          И.Г. Добродомов

 


«Старославянский язык»

 

1. Цель дисциплины: формирование знаний в области фонетики, графики, лексики, морфологии, синтаксиса старославянского языка в практической деятельности.

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Старославянский язык» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.2.5.).

Для освоения дисциплины «Старославянский язык» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Введение в языкознание» и «Русская диалектология».

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

-       способен к диахроническому осмыслению и синхронному анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития русского языка (СК-1);

-       способен определять связи русского языка и его типологические соотношения с другими языками (СК-4);

-       владеет приемами интерпретации текстов различных видов и жанров (СК-6).

 

В результате изучения дисциплины студент должен

 

знать:

-  основные закономерности, тенденции развития фонетического и грамматического строя старославянского языка;

-  хронологию основных эволюционных процессов;

-  основные методы лингвистической реконструкции праславянских форм;

 уметь:

-  читать и переводить старославянские тексты;

-  объяснять происхождение гласных и согласных фонем;

-  проводить морфологический анализ форм слов в текстах старославянского языка;

-  анализировать стилистические особенности текстов старославянского языка;

-  пользоваться этимологическими словарями;

владеть:

-  навыками фонетического анализа текстов старославянского языка; 

-  навыками реконструкции праславянских форм; 

-  навыками диахронического лингвистического анализа фонетических и грамматических единиц. 

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.

 

5. Разработчики:    

МПГУ,

Заведующий кафедрой общего языкознания                                          И.Г. Добродомов


«Историческая грамматика»

 

1. Цели дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области исторической грамматики.

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Историческая грамматика» входит в вариативную часть профессионального цикла (Б.3.2.6.).

Изучение дисциплины «Историческая грамматика» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Введение в языкознание» и «Старославянский язык».

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Современный русский язык» и «Общее языкознание», дисциплин вариативной части профессионального цикла.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

-       способен выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций (СК-2);

-       владеет основными понятиями о функциях языка, соотношении языка и мышления, роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка (СК-3);

-       способен ориентироваться в дискуссионных вопросах языкознания и этапах его развития (СК-5).

 

  1. 4.                   В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- предмет и задачи исторической грамматики;

- основные сведения об истории и развитии языка;

- внешние и внутренние факторы, способствующие развитию русского языка;

- лексические, фонетические и грамматические изменения в строе русского языка на разных этапах его развития;

- закономерности эволюции развития языка;

- основные экстралингвистические факторы, воздействующие на диахронические изменения в системе русского языка;

 

уметь:

- применять полученные знания в процессе анализа современного русского языка.

 

владеть:

- основными методами и приемами исторического анализа лингвистических явлений.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц.

 

5. Разработчики:    

 

МПГУ,

Заведующий кафедрой общего языкознания                                          И.Г. Добродомов


«История русского литературного языка»

 

1. Цель дисциплины: формирование у студентов знаний в области истории русского литературного языка.

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «История русского литературного языка» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.2.7.).

Для освоения дисциплины «История русского литературного языка» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Введение в языкознание», «Старославянский язык» и «Историческая грамматика».

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: 

-       способен к диахроническому осмыслению и синхронному анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития русского языка (СК-1);

-       способен выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций (СК-2);

-       владеет основными понятиями о функциях языка, соотношении языка и мышления, роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка (СК-3);

-       способен определять связи русского языка и его типологические соотношения с другими языками (СК-4);

-       способен ориентироваться в дискуссионных вопросах языкознания и этапах его развития (СК-5);

-       владеет приемами интерпретации текстов различных видов и жанров (СК-6).

 

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

-  основные закономерности, определяющие тенденции развития фонетического и грамматического строя русского языка;

-  хронологию основных эволюционных процессов;

уметь:

-  читать и переводить древнерусские тексты;

-  объяснять происхождение гласных и согласных фонем;

-  делать морфологический анализ форм слов в текстах древнерусского языка;

-  анализировать стилистические особенности текстов древнерусского языка;

-  пользоваться этимологическими словарями.

владеть:

-  навыками фонетического анализа текстов древнерусского языка; 

-  навыками диахронического лингвистического анализа фонетических и грамматических единиц. 

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

5. Разработчики:    

 

МПГУ,

Заведующая кафедрой русского языка                                                    Н.А. Николина

 

«Латинский язык»

 

1. Цель дисциплины: формирование знаний в области латинского языка.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Латинский язык» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.2.8.).

Для освоения дисциплины «Латинский язык» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины «Введение в языкознание».

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Современный русский язык», «Общее языкознание» и «История русского литературного языка», «Историческая грамматика», «Старославянский язык».  

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

-       способен к диахроническому осмыслению и синхронному анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития русского языка (СК-1);

-       способен выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций (СК-2);

-       владеет основными понятиями о функциях языка, соотношении языка и мышления, роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка (СК-3);

-       способен определять связи русского языка и его типологические соотношения с другими языками (СК-4);

-       владеет приемами интерпретации текстов различных видов и жанров (СК-6).

 

В результате изучения дисциплины студент должен

 

знать:

-  грамматическую систему латинского языка в сопоставлении с грамматическими системами современных языков;

-  лексический минимум латинского языка;

-  латинские заимствования в современных языках;

-  античную историю и культуру;

уметь:

-  читать;

-  переводить со словарем оригинальные тексты;

-  определять латинские заимствования и отличать их от индоевропейских параллелей и слов латинского происхождения в романских языках;

-  комментировать оригинальный текст с историко-культурной позиции;

-  применять знания латинского языка при лингвистическом анализе;

владеть:

-  навыками грамматического анализа латинских конструкций; 

-  навыками лексико-этимологического и историко-культурного комментария; 

-  навыками перевода; 

-  навыками работы со словарем. 

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

5. Разработчики:    

МПГУ,

Заведующий кафедрой общего языкознания                                          И.Г. Добродомов

 


«Филологический анализ текста»

 

1. Цель дисциплины: формирование навыков филологического анализа текста.

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Филологический анализ текста» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.2.9.).

Для освоения дисциплины «Филологический анализ текста» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Введение в языкознание», «Родной язык», «Современный русский язык», «Теория литературы и поэтика», «Фольклор родного народа», «История родной литературы»,  «История русской литературы», «История зарубежной литературы».

Изучение дисциплины «Филологический анализ текста» является необходимой основой для прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

-       способен выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы родного и русского языков в единстве их содержания, формы и функций (СК-2);

-       владеет приемами интеграции текстов различных видов и жанров (СК-6).

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

– основные аспекты изучения текста;

- текстообразующую роль языковых единиц разных уровней;

- принципы жанрово-стилистической и структурно-семантической организации текста;

- коммуникативную структуру текста и основные коммуникативные регистры;

- важнейшие текстовые категории и их место в филологическом анализе текста;

- особенности филологического анализа художественных текстов разных родов, видов и жанров;

уметь:

-  определять методы и приемы анализа текста с учетом его родового и жанрово-видового своеобразия;

-  выявлять способы реализации коммуникативной задачи автора с помощью анализа его  структурно-семантической и коммуникативной организации, тех или иных текстовых категорий;

-  определять роль различных языковых средств в создании жанрово-композиционной и образной системы текста;

владеть навыками:

-  лингвистической  интерпретации художественных текстов; 

-  представления текста как структурно-семантического образования; 

-  комплексного анализа художественного текста с учетом его основных единиц и  категорий, семантической, структурной и коммуникативной организации.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

5. Разработчики:    

МПГУ,

доцент кафедры русского языка, к.ф.н.                                                               Е.Б. Егорова

 


«Практикум по орфографии и пунктуации»

 

1. Цель дисциплины: формирование у студентов знаний орфографических и пунктуационных правил и навыков их применения.

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Практикум по орфографии и пунктуации» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.2.10.).

Для освоения дисциплины «Практикум по орфографии и пунктуации» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении предмета «Русский язык» в общеобразовательной школе.

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Современный русский язык», дисциплин по выбору студентов профессионального цикла, прохождения педагогической практики.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

-       способен выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций (СК-2).

 

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

-      разделы и принципы русской орфографии;

-      варианты орфограмм, орфографические правила;

-      условия выбора орфограмм, их обозначение графическими средствами;

-      типы и виды орфограмм;

-      орфографические ошибки, нормы оценки орфографической грамотности;

-      принципы и правила русской пунктуации;

уметь:

-  писать с опорой на орфографические и пунктуационные правила;

-  обосновывать выбор орфограммы;

-  обосновывать употребление знаков препинания;

владеть:

-  навыками русской орфографии и пунктуации;

-  навыками нахождения и исправления орфографических и пунктуационных ошибок.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

5. Разработчики:    

МПГУ,

Заведующая кафедрой русского языка                                                    Н.А. Николина

 


«Теория литературы»

 

  1. Цель дисциплины: формирование у студентов знаний теоретических основ литературоведения и навыков литературоведческого анализа текстов.

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Теория литературы» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.2.11.)

Для освоения дисциплины «Теория литературы» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении предмета «Литература» в общеобразовательной школе.

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «История русской литературы», «История зарубежной литературы» и «Филологический анализ текста».

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

-       владеет приемами интерпретации текстов различных видов и жанров (СК-6).

 

В результате изучения дисциплины студент должен

 

знать:

-  эстетическую, социально-историческую природу литературы и творческого процесса, родовую и жанровую дифференциацию,

-  основные закономерности литературного процесса в их генетическом и функциональном аспектах;

 

 уметь:

-  анализировать литературное произведение как художественно-эстетическое явление;

-  оперировать знаниями о поэтике произведения, жанра, рода.

 

владеть:

- навыками анализа литературных произведений.

 

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

 

5. Разработчики:    

 

МПГУ,

Заведующий кафедрой русской литературы                                           В.И. Коровин

 


«Фольклор»

 

  1. 1.    Цель дисциплины: формирование у студентов знаний фольклора и умений применять их в практической деятельности.

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Фольклор» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.2.12.).

Для освоения дисциплины «Фольклор» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения предмета «Литература» в общеобразовательной школе, а также при изучении дисциплина «Теория литературы».

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «История русской литературы» и «История русского литературного языка, дисциплин вариативной части профессионального цикла, прохождения педагогической практики.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

-       владеет приемами интерпретации текстов различных видов и жанров (СК-6).

 

В результате изучения дисциплины студент должен

 

знать:

-  общий процесс исторического развития русского фольклора;

-  содержание и художественную специфику фольклора, его основные жанры, фольклорные произведения;

 

 уметь:

-  анализировать фольклорные произведения;

-  записывать современный фольклор;

-  использовать элементы народного творчества в устной и письменной речи;

-  использовать словари и учебную литературу;

 

владеть:

-  приемами работы с научной литературой;

-  навыками литературоведческого анализа фольклорных произведений.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

 

5. Разработчики:    

 

МПГУ,

Заведующий кафедрой русской литературы                                           В.И. Коровин

 

«История русской литературы»

 

1.  Цель дисциплины: сформировать у студентов знание закономерностей литературного процесса; понимание художественного своеобразия и значения литературного произведения в социокультурном контексте; готовность к применению их в профессиональной деятельности.

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «История русской литературы» (Б.3.2.13.) относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин.

Для освоения дисциплины «История русской литературы» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Теория литературы» и «Фольклор».

Изучение дисциплины «История русской литературы» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенции:

-       владеет приемами анализа текстов различных видов и жанров (СК-6).

 

В результате изучения дисциплины студент должен

 

знать:

этапы историко-литературного процесса;

творчество ведущих писателей, его оценку в литературоведении и критике;

содержание и художественные особенности произведений;

уметь:

анализировать эпические, лирические, драматические произведения;

характеризовать художественный мир писателя, своеобразие его мировоззрения, принадлежность к литературному направлению/течению;

пользоваться научной и справочной литературой;

владеть навыками:

литературоведческого анализа художественных текстов;

самостоятельного исследования литературного произведения.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц.

 

5. Разработчики:    

 

МПГУ, заведующий кафедрой русской литературы                              В.И. Коровин

 

МПГУ, заведующая кафедрой русской литературы

и журналистики ХХ-ХХI веков                                                                           Л.А. Трубина

 

 

«История зарубежной литературы»

 

1. Цель дисциплины: сформировать у студентов знание закономерностей зарубежного литературного процесса; понимание художественного значения и своеобразия зарубежной литературы.

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «История зарубежной литературы» (Б.3.2.14.) относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин.

Для освоения дисциплины  «История зарубежной литературы» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины «Теория литературы».

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенции:

-       владеет приемами анализа текстов различных видов и жанров (СК-6).

 

В результате изучения дисциплины студент должен

 

знать:

-    содержание, художественные и жанровые особенности зарубежных литературных произведений изучаемого периода;

-    крылатые слова и выражения из известных зарубежных художественных произведений;

-    культурно-исторические особенности изучаемых эпох;

-    основные теоретико-литературные положения;

 уметь:

-    анализировать литературное произведение как художественно-эстетическое явление, оперировать знаниями о поэтике произведения, жанра, рода;

владеть:

-    знаниями в области теории литературы в их системно-структурных связях;

-    навыками филологического анализа текста;

-    навыками работы с  критической литературой.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц.

 

5. Разработчики:

 

МПГУ,

Заведующая кафедрой всемирной литературы                                       М.И. Никола


«Педагогическая риторика»

 

  1. 1.             Цель дисциплины: формирование у студентов основ речевой профессиональной культуры.

 

  1. 2.             Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина «Педагогическая риторика» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.15).

Для освоения дисциплины «Педагогическая риторика» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Русский язык», «Литература» в общеобразовательной школе, а также дисциплины «Теория литературы».

Изучение дисциплины «Педагогическая риторика» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла.

  1. 3.             Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);

- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

- способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- жанры, стили, принципы подготовки сообщения;

- выразительные средства языка;

-       этические, коммуникативные, речевые и языковые нормы речи;

-       коммуникативные качества речи;

-       роды и виды публичных выступлений;

-       особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;

-       основы просветительской деятельности;

уметь:

- использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на родном языке в учебной и профессиональной деятельности;

- учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;

- учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся;

- использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов;

- бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;

- участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях;

-       анализировать и оценивать степень эффективности своей и чужой речи;

владеть:

- различными способами вербальной и невербальной коммуникации;

- навыками коммуникации в родной среде;

- различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;

- способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.

 

5. Разработчики:    

МПГУ, заведующий кафедрой

риторики и культуры речи, доцент                                              О.Ю. Князева

МПГУ, профессор кафедры

риторики и культуры речи                                                                        Н.А. Ипполитова

МПГУ, доцент кафедры

риторики и культуры речи                                                                        М.Р. Савова

 

Поделиться

Получайте материалы на почту

Присылаем письма не чаще раза в неделю, вы всегда можете отписаться.