На сайте размещены примерные основные образовательные программы (ПООП) подготовки бакалавров по направлению 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Профиль Родной язык и литература (4 года обучения) Московский педагогический государственный университет Учебно-методическое объединение по образованию в области подготовки педагогических кадров

01.05.2011

На сайте размещены примерные основные образовательные программы (ПООП) подготовки бакалавров по направлению 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Профиль Родной язык и литература (4 года обучения) Московский педагогический государственный университет Учебно-методическое объединение по образованию в области подготовки педагогических кадров

Файл c текстом ПООП см. раздел ПООП

Учебно-методическое объединение по образованию в области подготовки педагогических кадров

 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»

 

 

 

«Утверждено»

Председатель УМО

по образованию в области подготовки педагогических кадров,

ректор МПГУ, академик

___________ В.Л. Матросов

 

«____» _________ 2010 г.

 

 

Примерная

основная образовательная программа
высшего профессионального образования

 

Направление подготовки

050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 337  

 

Профиль «Родной язык и литература»

 

ФГОС ВПО утвержден приказом Минобрнауки России от  22 декабря 2009г. № 788

 

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Нормативный срок освоения программы – 4 года

 

 

Форма обучения – очная

 


Требования к результатам освоения основной образовательной программы

 

 

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке  цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);

готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

владеет  одним из иностранных языков на  уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10);

готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

 

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

 

общепрофессиональными (ОПК):

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);

способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

 

в области педагогической деятельности:

способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

 

в области культурно-просветительской деятельности: 

способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8);

способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11);

способен к решению задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).

 

Выпускник должен обладать следующими компетенциями:

способен к диахроническому осмыслению и анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития родного и русского языков (СК-1);

способен выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы родного и русского языков в единстве их содержания, формы и функций (СК-2);

владеет основными понятиями о соотношении языка и мышления, роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка (СК-3);

способен определять взаимопроникающие связи родного и русского языка, а также  типологические соотношения с другими языками (СК-4);

способен ориентироваться в дискуссионных вопросах современного языкознания, этапах его развития (СК-5);

владеет знаниями о национальной культуре, традициях и  устно-поэтическом творчестве (СК-6);

владеет приёмами анализа литературных произведений различных видов и жанров на родном и русском языках с учётом закономерностей историко-литературного процесса (СК-7);

владеет знаниями этнопсихологии; способен ориентироваться в этнопедагогических особенностях образования и воспитания (СК-8).

 

 

Список разработчиков ПрООП

 

Разработчики:

Московский педагогический государственный университет

Проректор по УМО, заведующая кафедрой русской литературы и журналистики ХХ – ХХI веков

 

Трубина Л.А.

 

Начальник Учебно-методического управления

 

Егорова Е.А.

 

Декан филологического факультета, заведующая кафедрой риторики и культуры речи

 

Князева О.Ю.

 

Заместитель декана филологического факультета

Латфуллина Л.Г.

 

 

Примерный учебный план

по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование

профиль «Родной язык и литература»

 

Квалификация – бакалавр

Нормативный срок обучения – 4 года

 № п/п 

Наименование дисциплин (в том числе практик)

Зачетные единицы

Академические часы

Примерное распределение по семестрам

 

 Трудоемкость по ФГОС

 Трудоемкость 

1-й семестр

 2-й семестр

3-й семестр

 4-й семестр

5-й семестр

 6-й семестр

7-й семестр

8-й семестр

Форма промежут.

Аттестации

(ФПА)

 
 

Количество недель

 
               

 

 

Б.1 Гуманитарный, социальный и  экономический цикл

27

972

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.

Базовая часть

15

540

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.1.

История

3

108

х

 

 

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

1.1.2.

Философия

4

144

 

х

 

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

1.1.3.

Иностранный язык

6

216

х

х

х

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

1.1.4.

Экономика образования

2

72

 

 

х

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

1.2.

Вариативная часть,  в т.ч. дисциплины по выбору студента 

12

432

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.1

Образовательное право

2

72

 

 

х

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

1.2.2

Культурология

2

72

 

х

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

1.2.3

Политология

2

72

 

 

 

 

 

 

 

х

ФПА без оценки

 

1.2.4

Профессиональная этика

2

72

 

 

х

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

1.2.5.

Дисциплины (модули) по выбору

4

144

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б.2 Математический и естественнонаучный  цикл

12

432

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.

Базовая часть

6

216

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.1.

Основы математической обработки информации

2

72

 

 

х

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

2.1.2.

Естественнонаучная картина мира

2

72

 

 

 

х

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

2.1.3

Информационные технологии в образовании

2

72

 

 

 

 

х

 

 

 

ФПА без оценки

 

2.2.

Вариативная часть,  в т.ч. дисциплины по выбору студента 

6

216

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.1

Основы экологической культуры

2

72

 

 

 

 

х

 

 

 

ФПА без оценки

 

2.2.2

Дисциплины (модули) по выбору

4

144

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б.3 Профессиональный цикл

166

5976

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. 

Базовая часть

36

1296

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1.1.

Психология

10

360

х

х

х

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

3.1.2.

Педагогика

10

360

 

х

х

х

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

3.1.3.

Методика обучения родному  языку и литературе

10

360

 

 

 

 

х

х

х

 

ФПА с оценкой

 

3.1.4.

Возрастная анатомия, физиология и гигиена

2

72

 

х

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

3.1.5.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

2

72

 

 

х

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

3.1.6.

Безопасность жизнедеятельности

2

72

 

 

 

х

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

3.2.

Вариативная часть,  в т.ч. дисциплины по выбору студента

130

4680

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.1.

Введение в языкознание

2

72

х

 

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

3.2.2.

Общее языкознание

3

108

 

 

 

 

 

 

х

 

ФПА без оценки

 

3.2.3.

Сопоставительное языкознание

3

108

 

 

 

 

 

 

х

 

ФПА без оценки

 

3.2.4.

Теория литературы и поэтика

2

72

х

 

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

3.2.5.

Родной язык

12

396

х

х

х

х

х

 

 

 

ФПА с оценкой

 

3.2.6.

История родного языка

4

144

 

 

 

 

х

 

 

 

ФПА с оценкой

 

3.2.7.

Этнопедагогика и этнопсихология

2

72

 

 

 

х

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

3.2.8.

Практикум по родному языку

4

144

х

х

 

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

3.2.9.

Современный русский язык

12

396

 

х

х

х

х

 

 

 

ФПА с оценкой

 

3.2.10.

Филологический анализ  текста

2

72

 

 

 

 

 

 

х

 

ФПА без оценки

 

3.2.11.

Практикум по русской орфографии и пунктуации

2

72

х

 

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

3.2.12.

Фольклор родного народа

2

72

х

 

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

3.2.13.

История родной литературы

12

396

 

х

х

х

х

х

 

 

ФПА с оценкой

 

3.2.14.

Литература родственных народов

2

72

 

 

 

 

 

 

х

 

ФПА без оценки

 

3.2.15.

Литературное краеведение

2

72

 

 

 

 

х

 

 

 

ФПА без оценки

 

3.2.16.

Детская литература

2

72

 

 

 

 

х

 

 

 

ФПА без оценки

 

3.2.17.

История русской литературы

10

360

 

 

х

х

х

х

 

 

ФПА с оценкой

 

3.2.18.

История зарубежной литературы

8

288

 

 

х

х

х

х

 

 

ФПА с оценкой

 

3.2.19

Педагогическая риторика

3

108

 

 

х

х

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

3.2.20

Дисциплины (модули) по выбору

41

1476

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б.4.

Физическая культура

2

400

х

х

х

х

х

х

 

 

ФПА без оценки

 

Б.5. Учебная и производственная практики

27

972

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебная практика

6

216

 

х

 

 

 

 

 

 

   

Производственная практика (педагогическая, культурно-просветительская)

21

756

 

 

 

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

Б.6 Итоговая государственная аттестация

6

216

 

 

 

 

 

 

 

 

Защита ВКР, ГЭ

 

Всего:

240

8640

(+328)*

             

 

 

 

 

* Трудоемкость дисциплины « Физическая культура»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕРНЫЕ  ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

 

(вариативная часть)

 

 

 

 

АННОТАЦИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Методика обучения родному языку и литературе»

 

  1. 1.      Цель дисциплины: формирование готовности к применению  современных методик и технологий ведения образовательной деятельности по предметам «Родной язык» и «Родная литература» в  учреждениях общего среднего образования.
  2. 2.      Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Методика обучения родному языку и литературе» относится к базовой части профессионального цикла (Б.3.1.3.).

Для освоения дисциплины «Методика обучения родному языку и литературе» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Педагогика», «Психология», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Педагогическая риторика», «Родной язык», «История родной литературы», «Литературное краеведение», а также дисциплин вариативной части профессионального цикла.

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин по выбору студентов, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.

  1. 3.      Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих  компетенций:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения  (ПК-2);

- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

- способен к решению задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).

 

В результате изучения дисциплины студент должен

 

знать:

- предмет и задачи методики;

- современные методики и технологии,

- современные методы и средства оценивания результатов обучения в различных образовательных учреждениях и на различных ступенях образования;

 

уметь:

- применять современные технологии в процессе обучения родному языку и литературе;

- анализировать программы, учебники и другие компоненты учебно-методического комплекса;

- составлять план-конспект урока, определяя взаимосвязь деятельности учителя и учащихся, разрабатывать тесты и познавательные задания, планировать применение и использование современных средств обучения;

- проектировать и реализовать систему текущего и итогового контроля знаний и умений учащихся;

- применять современные методы и средства оценивания результатов обучения на уроках родного языка и литературы.

 

владеть:

- основными методами и приемами методического анализа языкового материала, методами обучения и контроля;

- технологиями, методами, приемами и средствами современного обучения родному языку и литературе на уроках и во внеурочной деятельности на разных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях;

 

  1. 4.      Общая  трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц.

 

  1. Разработчики:

 

МПГУ, доцент кафедры общего языкознания                            Латфуллина Л.Г.

МПГУ, профессор кафедры общего языкознания                      Баранникова А.А.

МПГУ, профессор кафедры

           русской литературы и журналистики ХХ-ХХI вв.         Сибгатуллина А.Т.

МПГУ, профессор кафедры

           русской литературы и журналистики ХХ-ХХI вв.         Хайруллин Р.З.

 

 


«Введение в языкознание»

  1. 1.      Цели дисциплины: формирование базовых представлений об устройстве и функционировании языка.

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Введение языкознание» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.1.).

Для освоения дисциплины «Введение в языкознание» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения предметов «Родной язык» и «Русский язык» в общеобразовательной школе.

Освоение дисциплины «Введение в языкознание» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «История родного языка», «Общее языкознание», «Сопоставительное языкознание», дисциплин по выбору студентов вариативной части профессионального цикла, подготовки к итоговой государственной аттестации.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способен к диахроническому осмыслению и анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития родного и русского языков (СК-1);

- способен выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы родного и русского языков в единстве их содержания, формы и функций (СК-2);

- владеет основными понятиями о соотношении языка и мышления, роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка (СК-3);

- способен определять взаимопроникающие связи родного и русского языка, а также  типологические соотношения с другими языками (СК-4);

- способен ориентироваться в дискуссионных вопросах современного языкознания, этапах его развития (СК-5).

  1. 1.                   В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- основные проблемы современного языкознания;

- основные направления и школы в лингвистике;

- лингвистические понятия и термины;

- генеалогическую и типологическую классификацию языков;

- методы и приёмы изучения и описания языков;

 

уметь:

- давать артикуляционную характеристику гласным и согласным звукам;

- выявлять компоненты лексического значения слова;

- определять основные способы словообразования;

- анализировать языковые явления;

- сопоставлять разные концепции и объяснять причины различной интерпретации однотипного языкового материала;

- работать со словарями и справочной литературой; 

владеть навыками:

- работы с учебной, научной и справочной литературой;

- фонетической транскрипции;

- морфемного, словообразовательного, лексического и грамматического анализа.

 

4. Общая  трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц.

 

5. Разработчики:

МПГУ, доцент кафедры общего языкознания                            Латфуллина Л.Г.

МПГУ, профессор кафедры общего языкознания                      Баранникова А.А. 

 

«Общее языкознание»

 

1. Цель дисциплины: формирование у студентов системы научных знаний о языке.

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Общее языкознание» (Б.3.2.2.) относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин.

Для освоения дисциплины «Общее языкознание» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины «Введение в языкознание».

Изучение дисциплины «Общее языкознание» является необходимой основой для дальнейшего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, прохождения педагогической практики.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способен к диахроническому осмыслению и анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития родного и русского языков (СК-1);

- способен выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы родного и русского языков в единстве их содержания, формы и функций (СК-2);

- владеет основными понятиями о соотношении языка и мышления, роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка (СК-3);

- способен определять взаимопроникающие связи родного и русского языка, а также  типологические соотношения с другими языками (СК-4);

- способен ориентироваться в дискуссионных вопросах современного языкознания, этапах его развития (СК-5).

 

В результате изучения дисциплины студент должен

 

знать:

- теоретические основы общего языкознания;

уметь:

- применять полученные знания в практической профессиональной деятельности;

- работать со словарями и справочной литературой;

владеть:

-  методами и приемами анализа языковых явлений.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

 

5.Разработчики:     

 

МПГУ, доцент кафедры общего языкознания                            Латфуллина Л.Г.

 

МПГУ, профессор кафедры общего языкознания                      Баранникова А.А.

 


«Сопоставительное языкознание»

  1. 1.      Цели дисциплины: сформировать у студентов навыки сопоставительного изучения языков и сопоставительного анализа языковых явлений и фактов.

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Сопоставительное языкознание» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.3.).

Для освоения дисциплины «Сопоставительное языкознание» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Введение в языкознание», «Общее языкознание», «Родной язык», «История родного языка», «Практикум по родному языку», «Современный русский язык».

Изучение дисциплины «Сопоставительное языкознание» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, прохождения педагогической практики и подготовки к итоговой государственной аттестации.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способен к диахроническому осмыслению и анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития родного и русского языков (СК-1);

- способен выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы родного и русского языков в единстве их содержания, формы и функций (СК-2);

- владеет основными понятиями о соотношении языка и мышления, роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка (СК-3);

- способен определять взаимопроникающие связи родного и русского языка, а также  типологические соотношения с другими языками (СК-4).

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- межъязыковые сопоставления в звуковом строе, лексике, морфологии, синтаксисе, фразеологизмах и стилях родного и русского языков;

- родственные связи родного языка и его типологические соотношения с другими языками;

- историю родного языка, современное состояние и тенденции развития;

уметь:

- сопоставлять языки на фонетическом, морфологическом, синтаксическом, лексическом уровнях;

- работать со словарями и справочной литературой;

владеть навыками:

- типологического анализа языковых единиц (слов, словосочетаний, предложений), разноструктурных языков по семантическому, формальному, функциональному аспектам;

- сравнительно-исторического анализа языкового материала;

- работы со справочными изданиями.

 

4. Общая  трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

 

5. Разработчики:

 

МПГУ, доцент кафедры общего языкознания                            Латфуллина Л.Г.

 

МПГУ, профессор кафедры общего языкознания                      Баранникова А.А.

 


«Теория литературы и поэтика»

 

  1. 1.    Цель дисциплины: формирование у студентов знаний теоретических основ литературоведения и навыков литературоведческого анализа художественных произведений.

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Теория литературы и поэтика» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.2.4.).

Для освоения дисциплины «Теория литературы и поэтика» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении предметов «Литература», «Родная литература» в общеобразовательной школе.

Изучение дисциплины «Теория литературы и поэтика» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «История родной литературы», «История русской литературы», «История зарубежной литературы», «Литература родственных народов», «Филологический анализ текста».

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

владеет знаниями о национальной культуре, традициях и устно-поэтическом творчестве (СК-6);

владеет приёмами анализа литературных произведений различных видов и жанров на родном и русском языках с учётом закономерностей историко-литературного процесса (СК-7).

 

В результате изучения дисциплины студент должен

 

знать:

- способы построения литературных произведений;

- эстетическую, социально-историческую природу литературы и творческого процесса, родовую и жанровую дифференциацию,

- основные закономерности литературного процесса;

- поэтические формы, техники (средства, приемы) поэтического искусства;

уметь:

- анализировать литературное произведение как художественно-эстетическое явление;

- оперировать знаниями о поэтике произведения, жанра, рода;

- работать со словарями и справочной литературой; 

владеть:

- навыками анализа литературных произведений различных видов и жанров на родном и русском языках с учётом закономерностей историко-литературного процесса

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

 

5. Разработчики:    

 

МПГУ,

Заведующий кафедрой русской литературы, профессор                                  В.И. Коровин

 

«Родной язык»

 

  1. 1.      Цель дисциплины: формирование знаний в области родного языка с учетом содержательной специфики предмета «Родной язык» в общеобразовательной школе. 

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Родной язык» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.5.).

Для освоения дисциплины «Родной язык» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения предмета «Родной язык» в общеобразовательной школе, а также дисциплины «Введение в языкознание».

Изучение дисциплины «Родной язык» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Общее языкознание», «Сопоставительное языкознание», «Практикум по родному языку», прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих  компетенций:

- способен к диахроническому осмыслению и анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития родного и русского языков (СК-1);

- способен выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы родного и русского языков в единстве их содержания, формы и функций (СК-2);

- владеет основными понятиями о соотношении языка и мышления, роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка (СК-3);

- способен определять взаимопроникающие связи родного и русского языка, а также  типологические соотношения с другими языками (СК-4);

- способен ориентироваться в дискуссионных вопросах современного языкознания, этапах его развития (СК-5).

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- родной язык в его литературной форме и диалектном разнообразии;

-систему и структуру родного языка, роль родного языка в современном обществе;

- особенности фонетических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических, стилистических единиц родного языка, законы их функционирования;

- фонетическую и грамматическую систему, словарный состав, стилистические особенности родного языка;

уметь:

- выполнять фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический анализ;

- выполнять анализ единиц и конструкций родного языка;

- работать со словарями и справочной литературой;

владеть:

- литературными нормами родного языка;

- навыками филологического анализа текста;

-  методикой разбора языковых явлений. 

 

  1. 4.      Общая  трудоемкость дисциплины составляет 12 зачетных единиц.
  2. 5.      Разработчики:

МПГУ, доцент кафедры общего языкознания                          Латфуллина Л.Г.

МПГУ, профессор кафедры общего языкознания                    Баранникова А.А.

 

 

«История родного языка»

 

1. Цель дисциплины: формирование у студентов знаний исторических изменений в системе и структуре родного языка.

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «История родного языка» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.6.).

Для освоения дисциплины «История родного языка» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Введение в языкознание», «Родной язык», «Практикум по родному языку».

Изучение дисциплины «История родного языка» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Общее языкознание», «Сопоставительное языкознание», прохождения педагогической практики.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способен к диахроническому осмыслению и анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития родного и русского языков (СК-1);

- способен выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы родного и русского языков в единстве их содержания, формы и функций (СК-2).

 

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- историю развития родного языка: периоды, этапы и тенденции его развития;

- исторические изменения в области фонетики, лексики и морфологии родного языка;

уметь:  

- выявлять причинно-следственные связи различных языковых фактов;

- анализировать современные языковые явления с исторической точки зрения;

- работать со словарями и справочной литературой;

владеть:

- навыками анализа языковых явлений с учетом исторического аспекта.

 

4. Общая  трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц.

5. Разработчики:

 

МПГУ, доцент кафедры общего языкознания                            Латфуллина Л.Г.

 

МПГУ, профессор кафедры общего языкознания                      Баранникова А.А.

 


Этнопедагогика и этнопсихология»

 

  1. 1.    Цель дисциплины: формирование у студентов знаний основ этнопсихологии и этнопедагогики.

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Этнопедагогика и этнопсихология» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.2.7.).

Для освоения дисциплины ««Этнопедагогика и этнопсихология»» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении предметов «Психология», «Педагогика».

Изучение дисциплины «Этнопедагогика и этнопсихология» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин по выбору профессионального цикла.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

владеет знаниями о национальной культуре, этнических и конфессиональных традициях (СК-6);

владеет знаниями этнопсихологии; способен ориентироваться в этнопедагогических особенностях образования и воспитания (СК-8).

 

В результате изучения дисциплины студент должен

 

знать:

- педагогические системы образования и воспитания;

- этническую, этноконфессиональную и социально-педагогическую составляющую процесса обучения и воспитания;

-  основные закономерности  развития этнопсихологии и этнопедагогики;

уметь:

-  применять в практической деятельности знание этнических особенностей;

-  применять знания этнопедагогики и этнопсихологии в профессиональной деятельности;

-  применять в практике национально ориентированные системы  обучения и воспитания;

владеть:

- технологиями обучения и воспитания с учетом национальной специфики;

- навыками самостоятельной работы с педагогической литературой.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

 

5. Разработчики:    

 

МПГУ, д.п.н., профессор кафедры славянских

языков и методики их преподавания                                              Хамраева Е.А.

 

 

 


«Практикум по родному языку»

1. Цель дисциплины: формирование у студентов знаний норм родного языка и навыков их применения.

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Практикум по родному языку» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.8.).

Для освоения дисциплины «Практикум по родному языку» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Введение в языкознание», «Родной язык».

Изучение дисциплины «Практикум по родному языку» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Общее языкознание», «Сопоставительное языкознание».

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способен к диахроническому осмыслению и анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития родного и русского языков (СК-1);

- способен выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы родного и русского языков в единстве их содержания, формы и функций (СК-2);

- владеет основными понятиями о соотношении языка и мышления, роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка (СК-3).

 

В результате изучения дисциплины студент должен

 

знать:

- лексические, грамматические и стилистические нормы родного языка; 

 

уметь:

- работать со словарями и справочной литературой;

- дифференцировать сходные орфограммы, определять способы их проверки;

- определять цель, содержание, последовательность высказывания;

- применять методы филологического анализа текста;

 

владеть:

- орфоэпическими, орфографическими, грамматическими и стилистическими  нормами родного языка.

 

4. Общая  трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц.

 

5.Разработчики:

 

МПГУ, доцент кафедры общего языкознания                            Латфуллина Л.Г.

 

МПГУ, профессор кафедры общего языкознания                      Баранникова А.А.


«Современный русский язык»

 

1. Цель дисциплины: формирование у студентов знаний в области современного русского языка с учетом содержательной специфики предмета «Русский язык» в общеобразовательной школе.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Современный русский язык» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.2.9.).

Для освоения дисциплины «Современный русский язык» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения предмета «Русский язык» на предыдущем уровне обучения, дисциплины «Введение в языкознание».

Изучение дисциплины «Современный русский язык» является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Общее языкознание», «Сопоставительное языкознание», «Филологический анализ художественного текста», дисциплин по выбору студента, прохождения практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способен к диахроническому осмыслению и анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития родного и русского языков (СК-1);

- способен выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы родного и русского языков в единстве их содержания, формы и функций (СК-2);

- владеет основными понятиями о соотношении языка и мышления, роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка (СК-3).

 

В результате изучения дисциплины студент должен

 

знать:

– особенности фонетических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических, стилистических единиц русского языка, законы их функционирования и взаимодействия;

 

уметь:

-  выполнять фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический анализ;

 

владеть:

-  методикой разбора языковых явлений. 

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 12 зачетных единиц.

 

5. Разработчики:    

 

МПГУ,

Заведующая кафедрой русского языка, профессор                                            Н.А. Николина

 


«Филологический анализ текста»

 

1. Цель дисциплины: формирование навыков филологического анализа текста.

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Филологический анализ текста» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.2.10.).

Для освоения дисциплины «Филологический анализ текста» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Введение в языкознание», «Родной язык», «Современный русский язык», «Теория литературы и поэтика», «Фольклор родного народа», «История родной литературы»,  «История русской литературы», «История зарубежной литературы».

Изучение дисциплины «Филологический анализ текста» является необходимой основой для прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

-       способен выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы родного и русского языков в единстве их содержания, формы и функций (СК-2);

-       владеет знаниями о национальной культуре, традициях и устно-поэтическом творчестве (СК-6);

-       владеет приёмами анализа литературных произведений различных видов и жанров на родном и русском языках с учётом закономерностей историко-литературного процесса (СК-7).

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

– основные аспекты изучения текста;

- текстообразующую роль языковых единиц разных уровней;

- принципы жанрово-стилистической и структурно-семантической организации текста;

- коммуникативную структуру текста и основные коммуникативные регистры;

- важнейшие текстовые категории и их место в филологическом анализе текста;

- особенности филологического анализа художественных текстов разных родов, видов и жанров;

уметь:

-  определять методы и приемы анализа текста с учетом его родового и жанрово-видового своеобразия;

-  выявлять способы реализации коммуникативной задачи автора с помощью анализа его  структурно-семантической и коммуникативной организации, тех или иных текстовых категорий;

-  определять роль различных языковых средств в создании жанрово-композиционной и образной системы текста;

владеть навыками:

-  лингвистической  интерпретации художественных текстов; 

-  представления текста как структурно-семантического образования; 

-  комплексного анализа художественного текста с учетом его основных единиц и  категорий, семантической, структурной и коммуникативной организации. 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

5. Разработчики:    

МПГУ,

доцент кафедры русского языка, к.ф.н.                                                               Е.Б. Егорова


«Практикум по русской орфографии и пунктуации»

 

1. Цель дисциплины: формирование у студентов знаний орфографических и пунктуационных правил и навыков их применения.

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Практикум по русской орфографии и пунктуации» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.2.11.).

Для освоения дисциплины «Практикум по русской орфографии и пунктуации» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении предмета «Русский язык» в общеобразовательной школе.

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Современный русский язык», дисциплин по выбору студентов профессионального цикла, прохождения педагогической практики.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

-       способен выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы родного и русского языков в единстве их содержания, формы и функций (СК-2).

 

В результате изучения дисциплины студент должен

 

знать:

-  принципы и правила русской орфографии;

-  условия выбора орфограмм, их обозначение графическими средствами;

-  орфографические ошибки, нормы оценки орфографической грамотности;

-  принципы и правила русской пунктуации;

уметь:

-  находить в словах орфограммы;

-  обосновывать выбор орфограммы;

-  обосновывать употребление знаков препинания;

-   

владеть:

-  навыками русской орфографии и пунктуации;

-  навыками нахождения и исправления орфографических и пунктуационных ошибок. 

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

 

5. Разработчики:    

 

МПГУ,

Заведующая кафедрой русского языка, профессор                                            Н.А. Николина

 


«Фольклор родного народа»

 

  1. 1.    Цель дисциплины: формирование у студентов знаний о фольклоре родного народа.

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Фольклор родного народа» (Б.3.2.12.) относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин.

Для освоения дисциплины «Фольклор родного народа» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении предмета «Родная литература» в общеобразовательной школе, а также при изучении дисциплины «Теория литературы и поэтика».

Изучение дисциплины «Фольклор родного народа» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «История родной литературы» и «Литературное краеведение», прохождения практики и подготовки к итоговой государственной аттестации.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

-       владеет знаниями о национальной культуре, традициях и устно-поэтическом творчестве (СК-6);

-       владеет приёмами анализа литературных произведений различных видов и жанров на родном и русском языках с учётом закономерностей историко-литературного процесса (СК-7).

 

В результате изучения дисциплины студент должен

 

знать:

-  общий процесс исторического развития устного народного творчества;

-  содержание и художественную специфику фольклора родного народа, его основные жанры;

-  произведения устного народного творчества;

-  основные тенденции влияния фольклорных мотивов на литературу;

уметь:

-  анализировать фольклорные произведения;

-  использовать элементы народного творчества в устной и письменной речи;

-  связывать конкретное произведение фольклора с историческим прошлым народа;

-  записывать современный фольклор;

-  использовать словари и учебную литературу;

владеть:

- навыками литературоведческого анализа фольклорных произведений. 

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

 

5. Разработчики:    

МПГУ, профессор кафедры

русской литературы и журналистики ХХ-ХХI вв.                    Хайруллин Р.З.

МПГУ, профессор кафедры

русской литературы и журналистики ХХ-ХХI вв.                    Сибгатуллина А.Т.

МПГУ, доцент кафедры общего языкознания                            Латфуллина Л.Г.

 


«История родной литературы»

 

1.  Цель дисциплины: сформировать у студентов знания в области родной литературы, закономерностей литературного процесса; понимание художественного своеобразия и значения литературного произведения в социокультурном контексте с учетом содержательной специфики предмета «Родная литература».

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «История родной литературы» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.2.13.).

Для освоения дисциплины «История родной литературы» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения предмета «Родная литература» на предыдущей ступени обучения, дисциплины «Теория литературы и поэтика».

Изучение дисциплины «История родной литературы» является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Филологический анализ текста», дисциплин вариативной части профессионального цикла, прохождения педагогической практики и подготовки к итоговой государственной аттестации.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенции:

-       владеет приёмами анализа литературных произведений различных видов и жанров на родном и русском языках с учётом закономерностей историко-литературного процесса (СК-7).

 

В результате изучения дисциплины студент должен

 

знать:

- этапы историко-литературного процесса;

- содержание и художественные особенности произведений родной литературы;

- творчество ведущих писателей, его оценку в литературоведении и критике;

уметь:

- анализировать художественные произведения родной литературы;

- характеризовать художественный мир писателя, своеобразие его мировоззрения,

владеть навыками:

- литературоведческого анализа художественных текстов родной литературы.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 12 зачетных единиц.

 

5. Разработчики:    

МПГУ, профессор кафедры

русской литературы и журналистики ХХ-ХХI вв.                    Хайруллин Р.З.

МПГУ, профессор кафедры

русской литературы и журналистики ХХ-ХХI вв.                    Сибгатуллина А.Т.

МПГУ, доцент кафедры общего языкознания                            Латфуллина Л.Г.

 


«Литература родственных народов»

 

  1. 1.    Цель дисциплины: сформировать у студентов знания в области литературы родственных народов, закономерностей литературного процесса; понимание художественного своеобразия и значения литературного произведения в социокультурном контексте с учетом содержательной специфики предмета «Родная литература».

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Литература родственных народов» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.2.14.).

Для освоения дисциплины «Литература родственных народов» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения предмета «Родная литература», дисциплины «Теория литературы и поэтика».

Изучение дисциплины «Литература родственных народов» является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Филологический анализ текста», дисциплин вариативной части профессионального цикла, прохождения педагогической практики и подготовки к итоговой государственной аттестации.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенции:

-       владеет приёмами анализа литературных произведений различных видов и жанров на родном и русском языках с учётом закономерностей историко-литературного процесса (СК-7).

 

В результате изучения дисциплины студент должен

 

знать:

- этапы историко-литературного процесса;

- содержание и художественные особенности произведений литературы родственных народов;

- творчество ведущих писателей, его оценку в литературоведении и критике;

 

уметь:

- анализировать художественные произведения литературы родственных народов;

- характеризовать художественный мир писателя, своеобразие его мировоззрения,

владеть навыками:

- литературоведческого анализа художественных текстов литературы родственных народов.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

 

5. Разработчики:    

МПГУ, профессор кафедры

русской литературы и журналистики ХХ-ХХI вв.                    Хайруллин Р.З.

 

МПГУ, профессор кафедры

русской литературы и журналистики ХХ-ХХI вв.                    Сибгатуллина А.Т.

 

МПГУ, доцент кафедры общего языкознания                            Латфуллина Л.Г.

 


«Литературное краеведение»

 

  1. 1.    Цель дисциплины: сформировать у студентов знание литературы, истории и культуры родного края; навыки организации литературно-краеведческой работы.

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Литературное краеведение» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.2.15.).

Для освоения дисциплины «Литературное краеведение» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Теория литературы и поэтика», «Фольклор родного народа», «История родной литературы».

Изучение дисциплины «Литературное краеведение» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, прохождения педагогической практики.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенции:

-       владеет приёмами анализа литературных произведений различных видов и жанров на родном и русском языках с учётом закономерностей историко-литературного процесса (СК-7).

 

В результате изучения дисциплины студент должен

 

знать:

- историко-литературные достопримечательности родного края;

- художественные и публицистические произведения, отражающие самобытность родного народа, национальные особенности его жизненного уклада, культуры, психологии

 

уметь:

- организовывать процесс литературно-краеведческой работы;

- организовывать и проводить внеклассные и внешкольные  мероприятия по литературно-краеведческой тематике;

- определять содержание и направление экскурсионно-поисковой деятельности;

- работать с документами в архивах и музеях;

- пользоваться научной и справочной литературой;      

владеть навыками:

- литературоведческого анализа художественных текстов;

- самостоятельного исследования литературного произведения;

- поисково-экспедиционной работы.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

 

5. Разработчики:    

МПГУ, профессор кафедры

русской литературы и журналистики ХХ-ХХI вв.                    Хайруллин Р.З.

 

МПГУ, профессор кафедры

русской литературы и журналистики ХХ-ХХI вв.                    Сибгатуллина А.Т.

 

МПГУ, доцент кафедры общего языкознания                            Латфуллина Л.Г.

 

«Детская литература»

 

  1. 1.    Цель дисциплины: сформировать у студентов знание основ теории, истории и критики детской литературы с учетом содержательной специфики предмета «Литература».

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Детская литература» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.2.16.).

Для освоения дисциплины «Детская литература» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Теория литературы и поэтика», «Фольклор  родного народа», «История родной литературы», «История русской литературы».

Изучение дисциплины «Детская литература» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, прохождения педагогической практики.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенции:

-       владеет приёмами анализа литературных произведений различных видов и жанров на родном и русском языках с учётом закономерностей историко-литературного процесса (СК-7).

 

В результате изучения дисциплины студент должен

 

знать:

- классификацию жанров детского фольклора;

- этапы истории детской литературы и современные тенденции ее развития;

- специфику детской литературы;

- ключевые теоретические понятия детского фольклора и детской литературы;

содержание художественных произведений детской литературы (родной, русской, мировой);

- не менее 20 стихотворений;

- основные идеи критических статей;

 

уметь:

- самостоятельно оценивать соответствие произведения ожиданиям разных групп юных читателей;

- находить связи детской литературы с устным народным творчеством и мировой литературой;

- пользоваться научной и справочной литературой;

- анализировать произведения в контексте других искусств и в контексте детского творчества;

владеть навыками:

- выразительного чтения произведений детской литературы;

- диалогического общения с ребенком о прочитанных произведениях;

- составления списков литературы для чтения младших школьников.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

5. Разработчики:    

МПГУ, д.ф.н.                                                                       И.Н. Арзамасцева

 

 

«История русской литературы»

 

  1. 1.    Цель дисциплины: сформировать у студентов знание закономерностей литературного процесса; понимание художественного своеобразия и значения литературного произведения в социокультурном контексте.

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «История русской литературы» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.2.17.).

Для освоения дисциплины «История русской литературы» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения предмета «Литература» на предыдущем уровне образования, дисциплины «Теория литературы и поэтика».

Изучение дисциплины «История русской литературы» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенции:

-       владеет приёмами анализа литературных произведений различных видов и жанров на родном и русском языках с учётом закономерностей историко-литературного процесса (СК-7).

 

В результате изучения дисциплины студент должен

 

знать:

- этапы историко-литературного процесса в России;

- творчество ведущих русских писателей, его оценку в литературоведении и критике;

- содержание и художественные особенности произведений;

уметь:

- анализировать художественные произведения различных видов и жанров;

- характеризовать художественный мир писателя, своеобразие его мировоззрения, принадлежность к литературному направлению/течению;

- пользоваться справочной литературой;

владеть навыками:

- литературоведческого анализа художественных текстов.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц.

 

5. Разработчики:    

 

МПГУ, заведующий кафедрой русской литературы                              В.И. Коровин

 

МПГУ, заведующая кафедрой русской литературы

и журналистики ХХ-ХХI веков                                                               Л.А. Трубина

 

 

«История зарубежной литературы»

 

1. Цель дисциплины: сформировать у студентов знание закономерностей зарубежного литературного процесса; понимание художественного значения литературного произведения в социокультурном контексте.

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «История зарубежной литературы» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.2.18.).

Для освоения дисциплины  «История зарубежной литературы» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения предмета «Литература» на предыдущем уровне образования, дисциплины «Теория литературы».

Изучение дисциплины «История зарубежной литературы» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенции:

-       владеет приёмами анализа литературных произведений различных видов и жанров на родном и русском языках с учётом закономерностей историко-литературного процесса (СК-7).

 

В результате изучения дисциплины студент должен

 

знать:

-  содержание и художественные особенности зарубежных литературных произведений;

-  этапы зарубежного историко-литературного процесса;

-  переводы зарубежных произведений на русский язык;

 

 уметь:

-  анализировать литературное произведение как художественно-эстетическое явление;

-  пользоваться научной и справочной литературой;

 

владеть:

-  навыками литературоведческого анализа художественного текста. 

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц.

 

5. Разработчики:

 

МПГУ,

Заведующая кафедрой всемирной литературы                                       М.И. Никола

 


«Педагогическая риторика»

  1. 1.        Цель дисциплины: формирование у студентов основ речевой профессиональной культуры.
  2. 2.    Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина «Педагогическая риторика» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.19).

Для освоения дисциплины «Педагогическая риторика» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Русский язык», «Литература» в общеобразовательной школе, а также дисциплины «Теория литературы и поэтика».

Изучение дисциплины «Педагогическая риторика» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.

  1. 3.      Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способен логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);

- способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);

- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

- способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- выразительные средства языка;

- особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;

- основы просветительской деятельности;

уметь:

- использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на родном языке в учебной и профессиональной деятельности;

- учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;

- учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся; 

- использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов;

- бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;

- участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях;

владеть:

- различными способами вербальной и невербальной коммуникации;

- навыками коммуникации в родной среде;

- различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;

- способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

5. Разработчики:    

МПГУ, заведующий кафедрой риторики и культуры речи, доцент О.Ю. Князева

МПГУ, профессор кафедры риторики и культуры речи Н.А. Ипполитова

МПГУ, доцент          кафедры риторики и культуры речи М.Р. Савова

 

Поделиться

Получайте материалы на почту

Присылаем письма не чаще раза в неделю, вы всегда можете отписаться.