На сайте размещены примерные основные образовательные программы (ПООП) подготовки бакалавров по направлению 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Профиль История (4 года обучения) Московский педагогический государственный университет Учебно-методическое объединение по образованию в области подготовки педагогических кадров

01.05.2011

На сайте размещены примерные основные образовательные программы (ПООП) подготовки бакалавров по направлению 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Профиль История (4 года обучения) Московский педагогический государственный университет Учебно-методическое объединение по образованию в области подготовки педагогических кадров

Файл c текстом ПООП см. раздел ПООП

Учебно-методическое объединение по образованию в области подготовки педагогических кадров

 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»

 

«Утверждено»

Председатель УМО

по образованию в области подготовки педагогических кадров,

ректор МПГУ, академик

________________ В.Л.Матросов

 

«____» _________ 2010 г.

 

 

Примерная

основная образовательная программа
высшего профессионального образования

 

Направление подготовки

 

050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 337  

 

Профиль «История»

 

ФГОС ВПО утвержден приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2009 г. № 788

 

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

 

Нормативный срок освоения программы – 4 года

 

Форма обучения – очная

 

Требования к результатам освоения основной

образовательной программы

 

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке  цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);

готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

владеет  одним из иностранных языков на  уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10);

готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

 

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными (ОПК):

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);

способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

в области педагогической деятельности:

способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

в области культурно-просветительской деятельности: 

способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8);

способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11);

способен к решению задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).

 

Выпускник должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):

способен определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях (СК-1);

способен анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике (СК-2);

способен характеризовать модели общественного развития (СК-3);

способен ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке (СК-4);

готов применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов (СК-5);

способен использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем (СК-6);

готов использовать принципы научного анализа при прогнозировании последствий социальных процессов (СК-7);

готов соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира (СК-8);

готов к синтезу знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории (СК-9).

 

 

 

Список разработчиков ПрООП

 

Московский педагогический государственный университет

Проректор по учебно-методической работе

Л.А. Трубина

 

Начальник Учебно-методического управления

Е.Б. Егорова

 

Декан исторического факультета

А.Ю. Кузьмин

 

Заместитель декана исторического факультета

А.В. Клименко

 

 

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

по направлению 050100 Педагогическое образование

профиль «История»

Квалификация (степень) - бакалавр

Нормативный срок обучения – 4 года

 

№ п/п 

Наименование дисциплин

(в том числе практик)

Трудоемкость

Примерное распределение по семестрам

 

 

Зачетные единицы

Академические часы

1-й семестр

2-й семестр

3-й семестр

4-й семестр

5-й семестр

6-й семестр

7-й семестр

8-й семестр

Форма промежут. аттестации

(ФПА)

 
 

Количество недель

(указывается количество недель по семестрам)

 

18

18

18

18

18

18

18

18

 

 

Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл

25

900

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.

Базовая часть

15

540

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.1

Философия

4

144

 

 

 

х

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

1.1.2.

Иностранный язык

6

216

х

х

х

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

1.1.3.

Педагогическая риторика

3

108

х

 

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

1.1.4.

Экономика образования

2

72

 

 

 

 

 

 

 

х

ФПА без оценки

 

1.2.

Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента 

10

360

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.1.

Образовательное право

2

72

 

 

 

 

х

 

 

 

ФПА без оценки

 

1.2.2.

Культурология

2

72

 

х

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

1.2.3.

Профессиональная этика

2

72

 

 

х

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

1.2.4.

Дисциплины (модули) по выбору студента

4

144

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б.2 Математический и естественнонаучный цикл

12

432

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.

Базовая часть

6

216

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.1.

Информационные технологии в образовании

2

72

 

 

 

 

х

 

 

 

ФПА без оценки

 

2.1.2.

Естественнонаучная картина мира

2

72

 

 

 

 

х

 

 

 

ФПА без оценки

 

2.1.3.

Основы математической обработки информации

2

72

 

х

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

2.2.

Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента 

6

216

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.1.

Основы экологической культуры

2

72

 

 

 

 

х

 

 

 

ФПА без оценки

 

2.2.2.

Дисциплины (модули) по выбору студента

4

144

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б.3 Профессиональный цикл

168

6048

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1.

Базовая часть

36

1296

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1.1.

Педагогика

10

360

 

х

х

х

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

3.1.2.

Психология

10

360

х

х

х

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

3.1.3.

Методика обучения истории

10

360

 

 

 

 

х

х

х

 

ФПА с оценкой

 

3.1.4.

Возрастная анатомия, физиология и гигиена

2

72

х

 

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

3.1.5.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

2

72

 

х

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

3.1.6.

Безопасность жизнедеятельности

2

72

 

 

х

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

3.2.

Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента 

132

4752

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.1.

История России (с древнейших времен до конца XVII в.)

10

360

х

х

 

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

3.2.2

История России (XVIII - начало ХХ вв.)

17

612

 

 

х

х

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

3.2.3.

Новейшая отечественная история

11

396

 

 

 

 

х

х

 

 

ФПА с оценкой

 

3.2.4.

История Древнего мира

10

360

х

х

 

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

3.2.5.

История Средних веков

6

216

 

 

х

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

3.2.6.

История Нового времени

12

432

 

 

 

х

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

3.2.7.

История Новейшего времени

10

360

 

 

 

 

х

 

 

 

ФПА с оценкой

 

3.2.8.

Современная история

4

144

 

 

 

 

 

х

 

 

ФПА с оценкой

 

3.2.9.

Специальные исторические дисциплины

6

216

х

 

 

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

3.2.10.

История исторической науки

2

72

 

 

 

 

 

х

 

 

ФПА без оценки

 

3.2.11

Историческое краеведение

2

72

 

 

 

 

х

 

 

 

ФПА без оценки

 

3.2.12

Дисциплины (модули) по выбору студента

42

1512

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б.4 Физическая культура

2

400

х

х

х

х

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

Б.5 Учебная и производственная практики  

27

972

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебная

6

216

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Производственная практика (педагогическая, культурно-просветительская)

21

756

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б.6 Итоговая государственная аттестация

6

216

 

 

 

 

 

 

 

 

Защита ВКР, ГЭ

 

                            Всего:

 

240

 

8640

(+328)*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
                           

 

 

 

*Трудоемкость дисциплины «Физическая культура»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕРНЫЕ  ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

 

(вариативная часть)

 

 

 

 

АННОТАЦИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 


«Методика обучения истории»

 

1. Цель дисциплины: формирование готовности к применению  современных методик и технологий ведения образовательной деятельности по предмету «История» в  учреждениях общего среднего образования и осуществлению культурно-просветительской деятельности.

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Методика обучения истории» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (Б.3.1.3).

Для освоения дисциплины «Методика обучения истории» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Педагогика», «Психология», «Информационные технологии в образовании», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Педагогическая риторика», «Историческое краеведение», а также дисциплин вариативной части профессионального цикла.

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин по выбору студентов, прохождения педагогической практики и практики в области культурно-просветительской деятельности, подготовки к итоговой государственной аттестации.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

?       осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК-1);

?       способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

?       способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

?       реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

?       применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

?       применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

?       использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

?       готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

?       организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

?       разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8);

?       способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

?       способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

?       способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11);

?       способен к решению задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).

 

В результате изучения студент должен:

знать:

?       понятийный аппарат и основные теоретические положения методики обучения истории как науки, методы исследования педагогических наук;

?       специфику «истории» как предмета школьного обучения, цели школьного исторического образования, его вклад в формирование всесторонне развитой личности школьника;

?       практический отечественный и зарубежный опыт преподавания истории в различных образовательных учреждениях и организации культурно-просветительской деятельности;

?       основы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методы, приемы и средства, а также формы организации обучения истории с учетом характера познавательной деятельности учащихся;

?       современные методы и средства оценивания результатов обучения истории в различных образовательных учреждениях и на различных ступенях образования;

?       содержание нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность учителя истории, структуру и содержание школьных курсов истории, специфику базового, углубленного и профильного обучения;

 

уметь:

?       использовать систематизированные исторические знания для реализации учебных программ базовых и элективных курсов на разных образовательных ступенях в образовательных учреждениях различных типов и видов;

?       использовать содержание учебных курсов для формирования нравственной, правовой, экономической, политической и экологической культуры, выявления национальных и общечеловеческих ценностей, воспитания гражданственности, социализации личности учащихся;

?       анализировать программы, учебники и другие компоненты учебно-методического комплекса, отбирая их на урок в соответствии с научными критериями;

?       соотносить содержание обучения с применяемыми методами и приемами; отбирать историческое содержание на урок в соответствии с целями и задачами обучения, познавательными возможностями, уровнями познавательной самостоятельности учащихся и другими факторами;

?       составлять план-конспект урока, определяя взаимосвязь деятельности учителя и учащихся, разрабатывать тесты и познавательные задания, планировать применение и использование современных средств обучения;

?       проектировать и реализовать систему текущего и итогового контроля знаний и умений учащихся;

?       предвидеть и выявлять результаты обучения, внося коррективы в свою педагогическую деятельность;

 

владеть:

?       технологиями, методами, приемами и средствами современного обучения истории на уроках и во внеурочной деятельности на разных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях;

?       методиками разработки и реализации культурно-просветительских программ для школьников;

?       информационной культурой учителя истории, информацией о возможностях информационной образовательной среды для разработки и реализации учебных и культурно-просветительских программ и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

?       современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; понимать необходимость использования их в своей профессиональной дельности;

?       способностью к пониманию личностной и социальной значимости профессии,

?       мотивацией к успешной профессиональной деятельности учителя истории, осознанием ответственности за результаты своей педагогической деятельности и готовностью к профессиональной рефлексии.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц.

 

5. Разработчики:    

МПГУ, доцент кафедры методики преподавания истории, кандидат исторических наук М.Т.Студеникин.

МПГУ, доцент кафедры методики преподавания истории, кандидат педагогических наук Л.С. Бахмутова.

МПГУ, доцент кафедры методики преподавания истории, доктор исторических наук М.В.Короткова.

МПГУ, доцент кафедры методики преподавания истории, кандидат педагогических наук М.Л. Несмелова.

 

 

«История России (с древнейших времен до конца XVII в.)»

 

1. Цель дисциплины: формирование знаний по истории России (с древнейших времен до конца XVII в.) с учетом содержательной специфики курса отечественной истории, междисциплинарных связей в предметной области «История» и задач по духовно-нравственному воспитанию учащихся.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «История России (с древнейших времен до конца XVII в.)» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.1.).

Для освоения дисциплины «История России (с древнейших времен до конца XVII в.)» студенты используют знания, умения, навыки, способы деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «История», «Мировая художественная культура», «Обществознание» на предыдущем уровне образования.

Освоение дисциплины «История России (с древнейших времен до конца XVII в.)» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «История России (XVIII – начало ХХ вв.)», «Новейшая отечественная история», «История исторической науки», дисциплин по выбору студентов, а также прохождения педагогической практики и практики в области культурно-просветительской деятельности, подготовки к итоговой государственной аттестации.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

?       готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

?       способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

?       способен определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях (СК-1);

?       способен анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике (СК-2);

?       способен характеризовать модели общественного развития (СК-3);

?       способен ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке (СК-4);

?       готов применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов (СК-5);

?       способен использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем (СК-6);

?       готов соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира (СК-8);

?       готов к синтезу знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории (СК-9).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

?       сущность основных процессов отечественной истории с древнейших времен до конца XVII в. на основе изучения всей совокупности фактов, событий и явлений прошлого;

?       особенности российского исторического процесса, место России в мировом историческом процессе;

?       содержание основных теоретико-методологических подходов к изучению истории России;

?       основные типы и виды источников по истории России с древнейших времен до конца XVII в.;

?       историографию дискуссионных проблем древней и средневековой истории России; 

 

уметь:

?       анализировать исторические проблемы, устанавливать причинно-следственные связи;

?       выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических процессов и событий;

?       применять различные методологические подходы к изучению истории России;

?       использовать различные приемы и методы критического анализа источников по истории России; 

 

владеть:

?       технологиями научного анализа, использования и обновления знаний по истории России;

?       методами использования знаний по отечественной истории в профессиональной педагогической и культурно-просветительской деятельности.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц.

 

5. Разработчики:    

МПГУ, профессор кафедры истории России, доктор исторических наук М.Ю. Лачаева.

МПГУ, доцент кафедры истории России, кандидат исторических наук А.В. Клименко.


 «История России (XVIII - начало ХХ вв.)»

 

1. Цель дисциплины: формирование знаний по истории России (XVIII – начало ХХ вв.) с учетом содержательной специфики курса отечественной истории, междисциплинарных связей в предметной области «История» и задач по духовно-нравственному воспитанию учащихся.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «История России (XVIII – начало ХХ вв.)» относится к вариативной  части профессионального цикла (Б.3.2.2).

Для освоения дисциплины «История России (XVIII - начало ХХ вв.)» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «История России (с древнейших времён до конца XVII в.), «Специальные исторические дисциплины».

Освоение дисциплины «История России (XVIII – начало ХХ вв.)» является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Новейшая отечественная история, «История исторической науки», дисциплин по выбору студентов, а также прохождения педагогической практики и практики в области культурно-просветительской деятельности, подготовки к итоговой государственной аттестации.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

?       готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

?       способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

?       способен определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях (СК-1);

?       способен анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике (СК-2);

?       способен характеризовать модели общественного развития (СК-3);

?       способен ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке (СК-4);

?       готов применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов (СК-5);

?       способен использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем (СК-6);

?       готов соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира (СК-8);

?       готов к синтезу знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории (СК-9).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

?       содержание основных процессов отечественной истории XVIII – начала XX вв. на основе изучения всей совокупности фактов, событий и явлений прошлого;

?       особенности российского исторического процесса, место России в мировом историческом процессе; 

?       содержание основных теоретико-методологических подходов к изучению истории России;

?       основные типы и виды источников по истории России XVIII – начала ХХ вв.;

?       историографию дискуссионных проблем истории России нового времени; 

 

уметь:

?       анализировать исторические проблемы, устанавливать причинно-следственные связи;

?       выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических процессов и событий;

?       применять различные методологические подходы к изучению истории России;

?       использовать различные приемы и методы критического анализа источников по истории России; 

 

владеть:

?       технологиями научного анализа, использования и обновления знаний по истории России;

?       методами использования знаний по отечественной истории в профессиональной педагогической и культурно-просветительской деятельности.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 17 зачетных единиц.

 

5. Разработчики:    

МПГУ, профессор кафедры истории России, доктор исторических наук М.Ю. Лачаева.

МПГУ, доцент кафедры истории России, кандидат исторических наук А.В. Клименко.

 

«Новейшая отечественная история»

1. Цель дисциплины: формирование знаний по новейшей отечественной истории  (истории СССР—России XX — начала XXI вв.) с учётом логических и содержательно-методических связей в предметной области «История» и задач по духовно-нравственному воспитанию учащихся.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Новейшая отечественная история» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.3).

Для освоения дисциплины «Новейшая отечественная история» студенты используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «История России (с древнейших времен до конца XVII в.)», «История России (XVIII - начало ХХ вв.)», «Специальные исторические дисциплины».

Освоение дисциплины «Новейшая отечественная история» является необходимой  основой для последующего изучения дисциплин по выбору студентов, а также прохождения педагогической практики и практики в области культурно-просветительской деятельности, подготовки к итоговой государственной аттестации.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

?       готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

?       способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

?       способен определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях (СК-1);

?       способен анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике (СК-2);

?       способен характеризовать модели общественного развития (СК-3);

?       способен ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке (СК-4);

?       готов применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов (СК-5);

?       способен использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем (СК-6);

?       готов соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира (СК-8);

?       готов к синтезу знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории (СК-9).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

?       важнейшие события, явления и процессы отечественной истории ХХ – начала XXI вв.;

?       содержание основных теоретико-методологических подходов к изучению новейшей отечественной истории;

?       основные типы и виды источников по новейшей отечественной истории;

?       историографию дискуссионных проблем новейшей отечественной истории; 

 

уметь:

?       раскрывать специфику проявления явления и процессы отечественной истории ХХ – начала XXI вв. на национальном и региональном уровнях;

?       анализировать исторические проблемы, устанавливать  причинно-следственные связи;

?       выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических процессов и событий;

?       характеризовать модели общественного развития, последовательно сменявшиеся в нашей стране; 

?       на основе опыта конфликтов, пережитых нашим обществом в XX веке, и их преодоления толерантного воспринимать социальные и культурные различия, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям;

?       синтезировать знания по новейшей отечественной истории, деятельностные элементы и аксиологические установки в качестве базы профессиональной и культурно-просветительской деятельности учителя истории;

 

владеть:

?       методами анализа основных тенденций развития отечественной истории XX – начала XXI вв.;

?       приемами редактирования текстов профессионального содержания. 

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 11 зачетных единиц.

 

5. Разработчики:    

МПГУ, профессор кафедры новейшей отечественной истории, доктор исторических наук Э.М. Щагин.

МПГУ, профессор кафедры новейшей отечественной истории, доктор исторических наук Д.О. Чураков.

 

«История Древнего мира»

 

1. Цель дисциплины: формирование знаний по истории Древнего мира  с учётом  логических и содержательно-методических связей в предметной области «История» и задач по духовно-нравственному воспитанию учащихся.

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «История Древнего мира» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.4).

Для освоения дисциплины «История Древнего мира» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов «История», «Мировая художественная культура», «Обществознание» на предыдущем уровне образования.

Освоение дисциплины «История Древнего мира» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «История Средних веков», «История Нового времени», «История Новейшего времени», «Современная история», «История исторической науки», дисциплин по выбору студентов, а также прохождения педагогической практики и практики в области культурно-просветительской деятельности, подготовки к итоговой государственной аттестации.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

?       готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

?       способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

?       определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях (СК-1);

?       анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике (СК-2),

?       характеризовать модели общественного развития (СК-3);

?       ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке (СК-4);

?       применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов (СК-5);

?       использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем (СК-6);

?       соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира (СК-8);

?       готов к синтезу знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории (СК-9).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

?       движущие силы и закономерности исторического процесса, иметь представление о месте человека в историческом процессе, в политической организации общества;

?       основные проблемы антропосоциогенеза, а также варианты разложения первобытного общества, основные этапы процесса политогенеза;

?       принципы формационного и цивилизационного подходов к изучению древневосточного и античного обществ;

?       состояние источниковой базы истории древневосточных и античных стран;

?       важнейшие историографические проблемы истории стран Древнего мира;

 

уметь:

?       анализировать исторические проблемы, устанавливать  причинно-следственные связи;

?       выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических процессов и событий;

?       определять соотношение формационного и цивилизационного подходов к изучению стран Древнего Востока и античного мира;

?       выявлять общее и особенное в истории и культуре стран Древнего Востока и античности;

?       структурировать узловые проблемы истории изучения стран древнего мира в отечественной историографии;

 

владеть:

?       технологиями научного анализа, использования и обновления знаний по истории Древнего мира;

?       приемами анализа исторических событий, явлений и процессов в их темпоральной характеристике;

?       способами определения пространственных рамок исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях;

?       методами решения исследовательских задач с различных теоретико-методологических позиций;

?       принципами толерантного восприятия социальных и культурных различий, уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц.

 

5. Разработчики:    

МПГУ, профессор кафедры истории древнего мира и средних веков, доктор исторических наук Н.И. Винокуров.

МПГУ, доцент кафедры истории древнего мира и средних веков, кандидат исторических наук А.В. Горохова.

 

«История Средних веков»

 

1. Цель дисциплины: формирование знаний по истории Средних веков с учётом  логических и содержательно-методических связей в предметной области «История» и задач по духовно-нравственному воспитанию учащихся.

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «История Средних веков» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.5).

Для освоения дисциплины «История Средних веков» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «История Древнего мира», «Специальные исторические дисциплины», «История России (с древнейших времён до конца XVIII в.).

Освоение дисциплины «История Средних веков» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «История Нового времени», «История Новейшего времени», «Современная история», «История исторической науки», дисциплин по выбору студентов, а также прохождения педагогической практики и практики в области культурно-просветительской деятельности, подготовки к итоговой государственной аттестации.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

?       готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

?       способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

?       определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях (СК-1);

?       анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике (СК-2);

?       характеризовать модели общественного развития (СК-3);

?       ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке (СК-4);

?       применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов (СК-5);

?       использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем (СК-6);

?       соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира (СК-8);

?       готов к синтезу знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории (СК-9).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

?                   основные проблемы средневековой истории;

?       принципы формационного и цивилизационного подходов к изучению стран Европы, Азии, Африки и народов доколумбовой Америки;

?       механизм культурно-исторических связей народов мира в средние века;

?       основные комплексы исторических источников по истории отдельных стран и регионов в средние века;

?       важнейшие историографические проблемы отечественной и зарубежной истории средневековья;

 

уметь:

?       анализировать исторические проблемы, устанавливать  причинно-следственные связи;

?       выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических процессов и событий;

?       выяснять соотношения формационного и цивилизационного подходов к изучению средневековых обществ;

 

владеть:

?       технологиями научного анализа, использования и обновления знаний по истории Средних веков;

?       приемами и методами научного анализа и критики источников по истории Средневековья.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц.

 

5. Разработчик:

МПГУ, доцент кафедры истории древнего мира и средних веков, кандидат исторических наук Н.В. Симонова.

 

«История Нового времени»

 

1. Цель дисциплины: формирование знаний по истории Нового времени  с учетом  межпредметных связей, раскрывающих единство всеобщей и отечественной истории в Новое и Новейшее время.

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «История Нового времени» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.6).

Для освоения дисциплины «История Нового времени» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные  в ходе изучения дисциплин «История Древнего мира», «История средних веков», «Специальные исторические дисциплины», «История России (с древнейших времен до конца XVIII в.)», «История России (XVIII – начало XX вв.)».

Освоение дисциплины «История Нового времени» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «История Новейшего времени», «Новейшая отечественная история», «Современная история», «История исторической науки», дисциплин по выбору студентов, а также прохождения педагогической практики и практики в области культурно-просветительской деятельности, подготовки к итоговой государственной аттестации.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

?       готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

?       способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

?       определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях (СК-1);

?       анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике (СК-2);

?       характеризовать модели общественного развития (СК-3);

?       ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке (СК-4);

?       применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов (СК-5);

?       использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем (СК-6);

?       соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира (СК-8);

?       готов к синтезу знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории (СК-9).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

?       содержание основных процессов общественного развития стран Запада и Востока в период Нового времени (ХVI-ХIХ в.);

?       основные факты, характеризующие специфику экономического, социального, политико-правового, культурного развития стран Запада и Востока в Новое время;

?       историческую природу и мировоззренческие основы социальных моделей, сложившихся в странах Запада и Востока в Новое временя;

?       специфику использования современных методов научного познания при изучении исторического развития стран Запада и Востока в Новое время;

 

уметь:

?       выявлять основные факты, характеризующие историческую направленность, динамику и периодизацию развития стран Запада и Востока в ХVI-ХХI вв.;

?       сравнивать модели исторического развития ведущих стран и регионов мира в Новое время, выявлять национальные особенности, региональные и универсальные тенденции этого процесса;

?       объяснять (интерпретировать) конкретные политические, правовые, экономические, социальные, духовные явления и процессы в контексте общих тенденций исторического развития в период Нового времени;

?       определять ключевые факторы и основные этапы развития системы международных отношений в XVI-XIX в.;

?       применять приемы и навыки историографической и источниковедческой критики для освоения основного содержания дисциплины, различать в полученной информации факты, мнения, версии, научные гипотезы и концепции;

?       применять принципы структурно-функционального, каузального, аксиологического, системного анализа при изучении процессов, событий и явлений истории Нового времени;

?       применять навыки комплексного поиска, анализа и систематизации информации по изучаемым проблемам, использовать для получения информации исторические источники, учебную,  научную и справочную литературу;

 

владеть:

?       приемами критического и самостоятельного мышления, мировоззренческой рефлексии при анализе проблем Новой истории;

?       методами самостоятельной организации своей учебной деятельности на основе предъявляемых требований и собственных образовательных потребностей, способностью нести ответственность за достигнутые результаты;

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 12 зачетных единиц.

 

5. Разработчики:

МПГУ, профессор кафедры новой и новейшей истории, доктор исторических наук М.Ю.Золотухин.

МПГУ, доцент кафедры новой и новейшей истории, кандидат исторических наук А.Н.Бурлаков.

МПГУ, доцент кафедры новой и новейшей истории, кандидат исторических наук С.Ю.Рафалюк.

МПГУ, профессор кафедры новой и новейшей истории, доктор исторических наук Н.П.Таньшина.

 

 

 

«История Новейшего времени»

 

1. Цель дисциплины: формирование знаний по истории Новейшего времени с учетом межпредметных связей, раскрывающих единство всеобщей и отечественной истории в Новое и Новейшее время.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «История новейшего времени» относится к вариативной части профессионального цикла  (Б.3.2.7)

Для освоения дисциплины «История новейшего времени» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные  в ходе изучения дисциплин «История России (XVIII – начало XX вв.)», «История Средних веков», «История Нового времени», «Специальные исторические дисциплины».

Освоение дисциплины «История новейшего времени» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Новейшая отечественная история», «Современная история», дисциплин по выбору студентов, а также прохождения педагогической практики и практики в области культурно-просветительской деятельности, подготовки к итоговой государственной аттестации.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

?       готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

?       способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

?       определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях (СК-1);

?       анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике (СК-2);

?       характеризовать модели общественного развития (СК-3);

?       ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке (СК-4);

?       применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов (СК-5);

?       использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем (СК-6);

?       соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира (СК-8);

?       готов к синтезу знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории (СК-9).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

?       содержание основных процессов общественного развития стран Запада и Востока в период Новейшего времени (ХХ в.);

?       основные факты, характеризующие специфику экономического, социального, политико-правового, культурного развития стран Запада и Востока в 1900-х – 1970-х гг.;

?       структурные особенности и идейно-политические основы моделей модернизации, реализованных в странах Запада и Востока в Новейшее временя;

?       специфику использования современных методов научного познания при изучении исторического развития стран Запада и Востока в Новейшее время;

 

 уметь:

?       выявлять основные факты, характеризующие историческую направленность, динамику и периодизацию развития стран Запада и Востока в ХХ в.;

?       сравнивать модели исторического развития ведущих стран и регионов мира в Новейшее время, выявлять национальные особенности, региональные и универсальные тенденции этого процесса;

?       объяснять (интерпретировать) конкретные политические, правовые, экономические, социальные, духовные явления и процессы в контексте общих тенденций исторического развития в период Новейшего времени;

?       определять ключевые факторы и основные этапы развития системы международных отношений в ХХ в.;

?       применять приемы и навыки историографической и источниковедческой критики для освоения основного содержания дисциплины, различать в полученной информации факты, мнения, версии, научные гипотезы и концепции;

?       применять принципы структурно-функционального, каузального, аксиологического, системного анализа при изучении процессов, событий и явлений истории Новейшего времени;

?       применять навыки комплексного поиска, анализа и систематизации информации по изучаемым проблемам, использовать для получения информации исторические источники, учебную,  научную и справочную литературу, материалы Интернета;

      

            владеть:

?       приемами критического и самостоятельного мышления, мировоззренческой рефлексии при анализе проблем Новейшей истории;

?       методами самостоятельной организации своей учебной деятельности на основе предъявляемых требований и собственных образовательных потребностей, способностью нести ответственность за достигнутые результаты;

?       средствами конструктивного диалога, толерантного отношения к иным точкам зрения, способностью формулировать и корректировать свою позицию;

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц.

 

5. Разработчики:    

МПГУ, профессор кафедры новой и новейшей истории, доктор исторических наук Л.А.Макеева.

МПГУ, доцент кафедры новой и новейшей истории, доктор исторических наук К.А.Белоусова.

МПГУ, доцент кафедры новой и новейшей истории, кандидат исторических наук В.Н.Горшков.

МПГУ, доцент кафедры новой и новейшей истории, кандидат исторических наук О.А.Никонов.

МПГУ, доцент кафедры новой и новейшей истории, кандидат исторических наук Л.В.Саплина.

 

 

 

«Современная история»

 

1. Цель дисциплины: формирование знаний по современной истории с учетом межпредметных связей, раскрывающих единство всеобщей и отечественной истории в Новое и Новейшее время.

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Современная история» относится к вариативной части профессионального цикла  (Б.3.2.8).

Для освоения дисциплины «Современная история» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные  в ходе изучения дисциплин «История Нового времени», «История Новейшего времени», «Новейшая отечественная история», «Специальные исторические дисциплины».

Освоение дисциплины «Современная история» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин по выбору студентов, а также прохождения педагогической практики и практики в области культурно-просветительской деятельности, подготовки к итоговой государственной аттестации.

.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

?       готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

?       способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

?       определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях (СК-1);

?       характеризовать модели общественного развития (СК-3);

?       ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке (СК-4);

?       применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов (СК-5);

?       использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем (СК-6);

?       готов использовать принципы научного анализа при прогнозировании последствий социальных процессов (СК-7);

?       соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира (СК-8);

?       готов к синтезу знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории (СК-9).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

?       важнейшие тенденции общественного развития на рубеже XX-XXI вв. и понимать специфику их проявления на национальном, региональном и глобальном уровнях;

?       историческую природу и взаимосвязь современных экономических, социокультурных, политико-правовых явлений и процессов;

?       основные процессы, происходящие в идеологическом пространстве современного общества и динамику его исторического становления;

?       значение инноватики в современном общественном развитии;

?       актуальные концепции постиндустриального и информационного общества;

 

 уметь:

?       объяснять (интерпретировать) актуальные политико-правовые, экономические, социокультурные явления в контексте процессов модернизации, происходивших на протяжении Нового и Новейшего времени, а также процесса становления информационного общества;

?       различать и классифицировать современные идейно-политические доктрины и общественно-политические течения, соотносить их с исторической эволюцией партийно-политического спектра;

?       определять ключевые факторы и основные этапы развития современной системы международных отношений;

?       сравнивать динамику и модели современного развития ведущих стран и регионов мира, выявлять национальные особенности, региональные и глобальные тенденции;

?       прогнозировать социальные последствия и перспективы важнейших процессов и явлений современной общественной жизни, опираясь на представление об их исторической природе;

?       применять принципы структурно-функционального, каузального, аксиологического, системного анализа при изучении процессов, событий и явлений современной истории;

?       применять навыки комплексного поиска, анализа и систематизации информации по изучаемым проблемам, использовать для получения информации исторические источники, учебную, научную и справочную литературу, материалы периодической печати и Интернета;

 

       владеть:

?       приемами критического и самостоятельного мышления, мировоззренческой рефлексии при анализе проблем современной истории;

?       способностью соотносить собственные мировоззренческие установки и гражданскую позицию с поведенческими моделями и ценностными ориентациями, сложившимися в современном обществе.

?       методами самостоятельной организации своей учебной деятельности на основе предъявляемых требований и собственных образовательных потребностей, способностью нести ответственность за достигнутые результаты;

?       средствами конструктивного диалога, толерантного отношения к иным точкам зрения, способностью формулировать и корректировать свою позицию.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.

 

5. Разработчик:      

МПГУ, доцент кафедры новой и новейшей истории, кандидат исторических наук М.В.Пономарев.

 

«Специальные исторические дисциплины»

 

1. Цель  дисциплины: формирование теоретических знаний для обучения и культурно-просветительской работы с учащимися на базе археологических экспедиций, музейных и архивных учреждений.

      

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Специальные исторические дисциплины» относится к вариативной части профессионального цикла  (Б.3.2.9).

Для освоения дисциплины «Специальные исторические дисциплины» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предмета «История», «Мировая художественная культура», «Обществознание» на предыдущем уровне образования.

 Освоение дисциплины «Специальные исторические дисциплины» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «История Средних веков», «История России (XVIII – начало ХХ вв.)», «История Нового времени», «История Новейшего времени», «Современная история», «История исторической науки», а также курсов по выбору студентов профессионального цикла.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

?       способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

?       способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15).

?       способен определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях (СК-1);

?       способен анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике (СК-2);

?       способен характеризовать модели общественного развития (СК-3);

?       способен ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке (СК-4);

?       готов применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов (СК-5);

?       способен использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем (СК-6);

?       готов соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира (СК-8).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

?       особенности дисциплинарной структуры современной исторической науки и место в ней специальных исторических дисциплин;

?       теоретические основы специальных исторических дисциплин (археологии, музееведения и архивоведения);

?       основные закономерности развития человеческого общества от его возникновения до становления древнейших государств, основываясь на археологических источниках;

?       принципы и методы отбора и систематизации архивных документов; систему информации о содержании документов в целях их всестороннего изучения и практического использования;

?       основные принципы теории и практики музейного дела как специфической сферы общественной деятельности, тесно связанной с  исторической наукой, образованием, воспитанием и культурой в целом;

 

уметь:

?       использовать знания о современном состоянии специальных исторических дисциплин в профессиональной педагогической и культурно-просветительской деятельности;

?       использовать современные средства поиска информации в сфере музейного и архивного дела;

?       применять на практике полученные знания об основных направлениях музейной работы, архивного дела, археологических исследований;

 

владеть:

?       методикой и техническими приемами комплексного источниковедения, необходимыми для внешней критики исторических источников и получения более глубоких представлений о политической, социально-экономической, культурной истории;

?       принципами и методами отбора и систематизации архивных документов;

?       необходимыми теоретическими знаниями для прохождения археологической, архивной и музейной практик.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц

 

5. Разработчик:

МПГУ, доцент кафедры истории России, кандидат исторических наук А.В. Клименко

 

«История исторической науки»

1. Цель дисциплины:  формирование способности ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «История исторической науки» относится к вариативной части профессионального цикла  (Б.3.2.10).

Для освоения дисциплины «История исторической науки» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные  в ходе изучения дисциплин «Философия»,  «История России (с древнейших времен до конца XVIII в.)», «История России (XVIII – начало XX вв.)»,  «История Древнего мира», «История средних веков», «История Нового времени», «История Новейшего времени»,  «Специальные исторические дисциплины».

Освоение дисциплины «История исторической науки» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин по выбору студентов, а также подготовки к итоговой государственной аттестации.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

?       способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

?       способен ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке (СК-4);

?       способен использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем (СК-6);

?       готов к синтезу знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории (СК-9).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

?       условия и этапы развития ведущих школ и направлений исторических исследований, причины их дифференциации и интеграции;

?       методологические и мировоззренческие основы концепций исторического процесса, их связь с идейно-политическими течениями общественной мысли;

?       принципы основных методик исторического исследования, которые сложились в мировой исторической науке в разные периоды ее истории;

?       сложившиеся в мировой историографии комплексы дискуссионных и дискурсивных проблем, а также основные проекты их разрешения;

 

уметь:

?       анализировать историографические факты, устанавливать  причинно-следственные связи;

?       выявлять общие черты и различия сравниваемых историографических концепций;

?       определять парадигмальную специфику развития исторического знания в России и зарубежных странах в разные периоды истории;

?       показывать характер развития исторического знания на примере творчества выдающихся представителей российской и зарубежной исторической науки;

 

            владеть:

?       владеть умениями комплексного поиска, анализа, систематизации и обновления информации по изучаемым проблемам историографии;

?       приемами исследовательской культуры и критического мышления при анализе историко-научных проблем;

?       понятийно-категориальным аппаратом историографии, навыками и приемами историографической критики на уровне, достаточном для активного и системного освоения основного содержания дисциплины, а также дальнейшего повышения профессиональной квалификации.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

 

5. Разработчик:      

МПГУ, доцент кафедры истории России, кандидат исторических наук А.В. Клименко.

 

 

«Историческое краеведение»

1. Цель дисциплины: формирование знаний историко-краеведческого содержания для профессиональной деятельности в общеобразовательных учреждениях  и культурно-просветительской деятельности.

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Историческое краеведение» относится к вариативной части профессионального цикла  (Б.3.2.11).

            Для освоения дисциплины «Историческое краеведение» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «История России (с древнейших времён до конца XVII вв.),    «Специальные исторические дисциплины».

Освоение дисциплины «Историческое краеведение» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «История России (XVIII – начало ХХ вв.)», «Новейшая отечественная история», «Методика обучения истории», дисциплин по выбору студентов, а также прохождения архивной, археологической, музейной, педагогической практики и практики в области культурно-просветительской деятельности.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

?       готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

?       умеет разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8);

?       профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

?       способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

?       способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11);

?       определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях (СК-1).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

?       специфику исторического краеведения как комплексной дисциплины исторического цикла и формы общественной деятельности;

?       историю развития родного края;

?       типологию источников исторического краеведения и их функциональное значение;

?       особенности регионального обучения и воспитания учащихся, возможности региональной историко-культурной среды;

?       цели и задачи, принципы освоения исторического краеведения в школе;

 

уметь:

?       выявлять основные направления историко-краеведческой деятельности государственных и общественных, научных, культурно-просветительских организаций;

?       анализировать различные типы источников исторического краеведения;

?       использовать краеведческий материал для организации процесса обучения в различных видах общеобразовательных учреждений и культурно-просветительской деятельности;

владеть:

?       различными видами и формами организации краеведческой работы, используемыми в преподавательской и культурно-просветительской деятельности;

?       основными методическими приемами сбора и обобщения краеведческой информации;

?       необходимыми теоретическими знаниями для прохождения архивной и музейной практики.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

 

5. Разработчики:    

МПГУ, профессор кафедры методики преподавания истории, кандидат исторических наук М.Т. Студеникин.

МПГУ, доцент кафедры истории России, кандидат исторических наук А.В. Клименко

МПГУ, доцент кафедры методики преподавания истории, кандидат педагогических наук М.Л. Несмелова.

 

Поделиться

Получайте материалы на почту

Присылаем письма не чаще раза в неделю, вы всегда можете отписаться.