В письме Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2014 гю № АК 26012/05 за подписью Заместителя министра образования А.А. Климова "О федеральных государственных образовательных стандартах" дана официальная информация об особенностях модернизации ФГОС ВО

01.09.2014

В письме Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2014 г № АК 2612/05 за подписью Заместителя министра образования А.А. Климова "О федеральных государственных образовательных стандартах" дана официальная информация об особенностях модернизации ФГОС ВО

Ссылка на на документ на сайте www.fgosvo.ru

http://fgosvo.ru/uploadfiles/MONpisma/62-1462.pdf

 

 
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
ПИСЬМО
от 20 августа 2014 г. N АК-2612/05
 
О ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ
 
В связи с обращениями вузов, поступающими в Министерство образования и науки Российской Федерации, Департамент государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России информирует, что в настоящее время приведенные в соответствие с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (далее - ФГОС ВО) проходят процедуру утверждения и государственной регистрации.
Вместе с тем в связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Федерального закона образовательные организации высшего образования должны были привести в соответствие с требованиями указанного Закона документы, регламентирующие образовательный процесс. В частности, образовательная организация высшего образования должна была предусмотреть условия, обеспечивающие возможность получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (статья 79 Федерального закона), а также, по своему усмотрению, включение в образовательный процесс сетевой формы обучения (статья 13 Федерального закона), электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (статья 16 Федерального закона), базовых кафедр (статья 27 Федерального закона).
При приведении ФГОС ВО в соответствие с Федеральным законом в ФГОС не вносилось изменений, которые могли бы повлечь за собой необходимость существенной переработки основных образовательных программ (далее - ООП), особенно в части общекультурных (универсальных) компетенций. Вместе с тем актуализированные ФГОС предоставляют большую свободу образовательным организациям в части формирования содержания ООП и отбора применяемых образовательных технологий.
 
Заместитель Министра
А.А.КЛИМОВ
 
 
 
 
 
Приложение
 
ТАБЛИЦА СООТВЕТСТВИЯ
 
Действующие ФГОС
Актуализированные ФГОС
1
2
Указана квалификация, соответствующая уровню высшего образования "бакалавр", "магистр", "специалист"
Квалификация не указана
Раздел 1. Область применения
Изменения не вносились
Раздел 2. Используемые сокращения
ВПО - высшее профессиональное образование;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
ВО - высшее образование;
ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования
Исключены: ООП, УЦ ООП
Дополнены: сетевая форма
Раздел 3. Характеристика направления подготовки
Таблица 1 с указанием нормативного срока, квалификации (степени) выпускников, трудоемкости (в зачетных единицах), форм и сроков получения образования
Таблица 1 исключена; текстом указаны формы обучения, объем программы, сроки получения образования в очной и иных формах обучения, сроки и объем программы при обучении по индивидуальному учебному плану;
предусмотрено использование электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, возможность реализации сетевой формы 1 обучения; указан язык обучения
Раздел 4. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
Изменения не вносились
Раздел 5. Требования к результатам освоения основной образовательной программы
Общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК)
Общекультурные компетенции заданы для каждого направления
Общекультурные компетенции заданы для всего образовательного уровня в 80% ФГОС (для ОК ФГОС будет сделан переходник в ПООП)
Профессиональные (ПК), профессионально-дисциплинарные (ПДК), профессионально-специализированные (ПСК) компетенции не изменялись, за исключением редакционной правки
 
Профессиональные компетенции соответствуют видам деятельности; возможность дополнения набора компетенций образовательной организацией с учетом ориентации программы на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности
Требования к результатам обучения по конкретным знаниям, умениям, владениям, отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно
Раздел 6. Требования к структуре программы
Таблица 2 по структуре ООП с указанием учебных циклов и проектируемых результатов их освоения, трудоемкости учебных циклов, закрепленного перечня дисциплин для разработки ПООП и кодов формирования компетенций
Таблица 2 исключена; введена таблица по структуре ООП с указанием наименований учебных блоков и объема программы в зачетных единицах;
сохранены соответствующие базовая и вариативная части;
дана ссылка на то, что программа завершается присвоением квалификации, которая указывается в соответствии с перечнем специальностей и направлений подготовки высшего образования; набор дисциплин (модулей) образовательная организация определяет самостоятельно в объеме, установленном ФГОС ВО, с учетом соответствующей ПООП
 
Вставлен Блок 2 "Практики", включающий описание типов практик
Действующий ФГОС по-разному определяет объемы преддипломной практики и государственной итоговой аттестации; в разных ФГОС преддипломная практика включается либо в раздел "практики", либо в раздел "государственная итоговая аттестация"
В актуализированном ФГОС преддипломная практика включена в раздел "практики"; установлена единая трудоемкость государственной итоговой аттестации - 9 з.е.
Раздел 7. Требования к условиям реализации программ
Раздел 8. Оценка качества освоения ООП
Исключен
Раздел 8. Оценка качества освоения ООП
Исключен
 
 
 
 
 
Приложение
к таблице соответствия
 
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
БАКАЛАВРИАТА/СПЕЦИАЛИТЕТА/МАГИСТРАТУРЫ
 
7.1. Общесистемные требования к реализации программы
бакалавриата/специалитета/магистратуры
 
7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.
7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети "Интернет" и отвечающая техническим требованиям организации, как на территории организации, так и вне ее.
Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:
- доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик и к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
- фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;
- проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
- формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
- взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети "Интернет".
Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.
7.1.3. В случае реализации программы бакалавриата/специалитета/магистратуры в сетевой форме требования к реализации программы бакалавриата/специалитета/магистратуры должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы бакалавриата/специалитета/магистратуры в сетевой форме.
7.1.4. В случае реализации программы бакалавриата/специалитета/магистратуры на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы бакалавриата/специалитета/магистратуры должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), и профессиональным стандартам (при наличии) <1>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, 6963), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683).
 
7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 50 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.
7.1.7. В организации, реализующей программы бакалавриата/специалитета/магистратуры, среднегодовой объем финансирования научных исследований на одного научно-педагогического работника (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должен составлять величину не менее чем величина аналогичного показателя мониторинга системы образования, утверждаемого Министерством образования и науки Российской Федерации.
 
7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы
бакалавриата/специалитета/магистратуры
 
7.2.1. Реализация программы бакалавриата/специалитета/магистратуры обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы бакалавриата/специалитета/магистратуры на условиях гражданско-правового договора.
7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата/специалитета/магистратуры, должна составлять не менее 70 процентов.
7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата/специалитета/магистратуры <2>, должна быть не менее ___ процентов (доля меняется в зависимости от уровня обучения и вида профессиональной деятельности).
--------------------------------
<2> Пункт 4 Правил осуществления мониторинга системы образования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4378).
 
7.2.4. Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы бакалавриата/специалитета/магистратуры (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих программу бакалавриата/специалитета/магистратуры, должна быть не менее ___ процентов (доля меняется в зависимости от уровня обучения и вида профессиональной деятельности).
 
7.3. Требования к материально-техническому
и учебно-методическому обеспечению программы
бакалавриата/специалитета/магистратуры
 
7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.
Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей).
Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы бакалавриата/специалитета/магистратуры, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени сложности. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.
В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.
7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).
7.3.3. Электронно-библиотечные системы (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе бакалавриата/специалитета/магистратуры.
7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.
7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
 
7.4. Требования к финансовым условиям реализации программы
бакалавриата/специалитета/магистратуры
 
7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы бакалавриата/специалитета/магистратуры должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденной Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. N 638 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2013 г., регистрационный N 29967).

Поделиться

Получайте материалы на почту

Присылаем письма не чаще раза в неделю, вы всегда можете отписаться.