На сайте размещены примерные основные образовательные программы (ПООП) подготовки бакалавров по направлению 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Профиль Изобразительное искусство (4 года обучения) Московский педагогический государственный университет Учебно-методическое объединение по образованию в области подготовки педагогических кадров

01.05.2011

На сайте размещены примерные основные образовательные программы (ПООП) подготовки бакалавров по направлению 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Профиль Изобразительное искусство (4 года обучения) Московский педагогический государственный университет Учебно-методическое объединение по образованию в области подготовки педагогических кадров

Файл c текстом ПООП см. раздел ПООП

Учебно-методическое объединение по образованию в области подготовки педагогических кадров

 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»

 

«Утверждено»

Председатель УМО

по образованию в области подготовки педагогических кадров,

ректор МПГУ, академик

 

________________ В.Л. Матросов

 

«____» _________ 2010 г.

 

 

Примерная

основная образовательная программа
высшего профессионального образования

 

Направление подготовки

050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 337  

 

Профиль «Изобразительное искусство»

 

ФГОС ВПО утвержден приказом Минобрнауки России от 22.12.2009г. № 788

 

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

 

Нормативный срок освоения программы – 4 года

 

Форма обучения – очная


Требования к результатам освоения основной образовательной программы

 

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке  цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);

готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

владеет  одним из иностранных языков на  уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10);

готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

 

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

 

общепрофессиональными (ОПК):

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);

способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6).

 

в области педагогической деятельности:

способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7).

 

в области культурно-просветительской деятельности: 

способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8);

способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11);

способен к решению задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).

 

Выпускник должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):

владеет теоретическими основами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайна (СК-1); 

владеет инструментарием, методами, приемами и практическими навыками работы в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве (по видам), дизайне и компьютерной графике (СК-2);

владеет  навыками реалистического изображения с натуры: натюрморта, пейзажа, портрета, фигуры человека (СК-3);

готов реализовывать изобразительные навыки в работе над композицией в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, дизайне (СК-4);

готов к самостоятельной художественно-творческой деятельности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и компьютерной графики (СК-5).


Список разработчиков ПрООП

 

Московский педагогический государственный университет

Проректор по учебно-методической работе

Л.А. Трубина

 

Начальник Учебно-методического управления

 

Е.Б. Егорова

 

Декан художественно-графического факультета

 

В.М. Подгорнев

 

Заместитель декана  художественно-графического факультета

Г.В. Черемных

 

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

по направлению 050100 Педагогическое образование

профиль «Изобразительное искусство»

Квалификация (степень) – бакалавр

Нормативный срок обучения – 4 года

 

№ п/п 

Наименование дисциплин

(в том числе практик)

 

Трудоемкость

Примерное распределение по семестрам

Зачетные единицы

Академические часы

1-й семестр

 2-й семестр

3-й семестр

 4-й семестр

5-й семестр

 6-й семестр

7-й семестр

8-й семестр

Форма  пром. аттестации

(ФПА)

Количество недель

 

18

17

18

17

18

15

18

7

 

Б.1

 

Гуманитарный, социальный и 

экономический цикл

28

1008

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.

Базовая часть

18

648

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.1

История

3

108

х

 

 

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

1.1.2

Философия

4

144

 

х

 

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

1.1.3

Иностранный язык

6

216

х

х

х

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

1.1.4

Педагогическая риторика

3

108

 

 

х

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

1.1.5

Экономика образования

2

72

 

 

 

 

 

 

 

х

ФПА без оценки

1.2.

Вариативная часть, в т.ч.

дисциплины по выбору студента 

10

360

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.1.

Образовательное право

2

72

 

 

х

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

1.2.2.

Культурология

2

72

 

 

 

х

 

 

 

 

ФПА без оценки

1.2.3.

Профессиональная этика

2

72

 

 

х

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 1.2.4

Дисциплины (модули) по выбору студента  

4

144

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б.2

 

Математический и естественно-

научный цикл

10

360

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.

Базовая часть

6

216

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.1

Информационные технологии в образовании

2

72

 

 

х

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

2.1.2

Основы математической обработки информации

2

72

 

х

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

2.1.3

Естественнонаучная картина мира

2

72

 

 

 

 

 

 

 

х

ФПА без оценки

2.2

Вариативная часть, в т.ч.

дисциплины по выбору студента 

4

144

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.1

Основы экологической культуры

2

72

 

 

 

 

 

 

 

х

ФПА без оценки

2.2.2

Дисциплины (модули) по выбору студента

2

72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б.3

Профессиональный цикл

170

6120

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1

Базовая  часть

35

1260

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1.1

Педагогика

9

324

х

х

х

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

3.1.2

Психология

10

360

 

х

х

х

 

 

 

 

ФПА с оценкой

3.1.3

Методика обучения изобразительному искусству

10

360

 

 

х

х

х

х

х

 

ФПА с оценкой

3.1.4

Безопасность жизнедеятельности

2

72

 

 

х

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

3.1.5

Возрастная анатомия, физиология и гигиена 

2

72

х

 

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

3.1.6

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни  

2

72

 

х

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

3.2

Вариативная часть, в т.ч.

дисциплины по выбору студента 

135

4860

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.1

История изобразительного искусства

9

324

х

х

х

х

 

 

 

 

ФПА с оценкой

3.2.2

Основы черчения и начертательной геометрии

6

216

х

х

х

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

3.2.3

Компьютерная графика

2

72

 

 

 

х

 

 

 

 

ФПА без оценки

3.2.4

Рисунок

26

936

х

х

х

х

х

х

х

х

ФПА с оценкой

3.2.5

Живопись

26

936

х

х

х

х

х

х

х

х

ФПА с оценкой

3.2.6

Основы декоративно-прикладного искусства

10

360

х

х

х

х

х

х

х

х

ФПА с оценкой

3.2.7

Композиция

4

144

х

х

х

х

 

 

 

 

ФПА с оценкой

3.2.8

Скульптура

3

108

 

 

 

 

х

х

 

 

ФПА без оценки

3.2.9

Пластическая анатомия

3

108

 

 

х

х

 

 

 

 

ФПА без оценки

3.2.10

Художественное оформление в образовательном учреждении

2

72

 

 

х

х

 

 

 

 

ФПА без оценки

3.2.11

Дисциплины (модули) по выбору студента

44

1584

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б.4

Физическая культура

2

400

х

х

х

х

 

 

 

 

ФПА без оценки

Б.5

Учебная и производственная практики

24

864

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Учебная практика

12

432

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Производственная практика (педагогическая)

12

432

 

 

 

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

Б.6

Итоговая государственная аттестация

6

216

 

 

 

 

 

 

 

 

Защита ВКР, ГЭ

ВСЕГО:

240

 

8640

(+328)* 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

 

* Трудоемкость дисциплины « Физическая культура»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН

 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

 

 

(вариативная часть)

 

 

 

 

 

 

АННОТАЦИИ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Информационные технологии в образовании»

 

  1. 1.         Цель дисциплины: формирование готовности применять современные информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Информационные технологии в образовании» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла дисциплин (Б.2.1.1).

Для освоения дисциплины «Информационные технологии в образовании» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные на предыдущем уровне образования.

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Компьютерная графика».

 

  1. 2.      Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

-     виды программного обеспечения компьютера;

-     особенности мультимедиа, гипертекста и интерактивного режима работы;

-     единицы измерения информации.

уметь:

-     использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационно-коммуникационные технологии;

-     обрабатывать числовую информацию с помощью электронных таблиц MS Excel;

-     создавать реляционные базы данных с использованием MS Access;

-     создавать электронные презентации, содержащие гиперссылки, с помощью программы MS Power Point;

-     оценивать программное обеспечение и перспективы его использования с учетом решаемых профессиональных задач;

владеть:

-     способами выбора и использования современного программного обеспечения для обработки различных видов информации;

-     способами и средствами получения, хранения, передачи и обработки информации.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

 

5. Разработчики:

 

МПГУ, зав. кафедрой начертательной геометрии,

компьютерной графики и дизайна, профессор, д.п.н.                                       Ю.Ф. Катханова.

 

МПГУ, доцент кафедры начертательной геометрии,

компьютерной графики и дизайна, к.п.н.                                                Т.С. Северова

 

«Основы математической обработки информации»

 

1. Цель дисциплины: формирование готовности применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Основы математической обработки информации» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла (Б.2.1.2).

Для освоения дисциплины «Основы математической обработки информации» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные на предыдущем уровне образования.

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Информационные технологии в образовании»

 

  1. 3.                  Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

-     основные математические структуры;

-     элементы комбинаторики, классическое определение вероятности;

-     основные понятия математической статистики;

-     понятие информации и общую характеристику процесса сбора, хранения, обработки, защиты и передачи информации;

-     понятие и свойства алгоритмов.

уметь:

-     использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии;

-     обрабатывать числовую информацию с помощью электронных таблиц MS Excel;

-     создавать реляционные базы данных с использованием систем управления базами данных (СУБД) MS Access.

владеть:

-          способами применения методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в сфере профессиональной деятельности;

-          способами и средствами получения, хранения, переработки информации.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

 

5. Разработчики:

МПГУ, зав. кафедрой начертательной геометрии,

компьютерной графики и дизайна, профессор, д.п.н.                                     Ю.Ф. Катханова

 

МПГУ, доцент кафедры начертательной геометрии,

компьютерной графики и дизайна, к.п.н.                                               Т.С. Северова

 

«Методика обучения изобразительному искусству»

 

1. Цель дисциплины: формирование готовности к применению современных методик и технологий ведения образовательной деятельности по предмету «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях.

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Методика обучения изобразительному искусству» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (Б.3.1.3).

Для освоения дисциплины «Методика обучения изобразительному искусству» студенты используют знания, умения, сформированные в ходе изучения дисциплин «Педагогика», «Психология», «Информационные технологии в образовании», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Педагогическая риторика», а также дисциплин вариативной части профессионального цикла.

Освоение дисциплины «Методика обучения изобразительному искусству» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин по выбору студентов, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

?        осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК-1);

?        способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

?       способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

?        способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

?        готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения  (ПК-2);

?        способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

?        способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

?        готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

?        способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

?        способен к решению задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

-    основы теории и методики преподавания изобразительного искусства;  

-    сущность и структуру образовательных процессов;

-    особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;

-    теории и технологии обучения и воспитания ребенка;

-    способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;

уметь:

-  учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся;

-  проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

-  осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений;

-  проектировать элективные курсы с использованием последних достижений наук;

-  использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов;

-  проводить внеурочные занятия по изобразительному искусству;

владеть:

-    способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);

-    способами проектной, исследовательской и инновационной деятельности в образовании.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц.

 

5. Разработчики:    

МПГУ, заведующий кафедрой теории и методики

преподавания изобразительного искусства                                                        В.И. Козлов

МПГУ, профессор кафедры теории и методики преподавания

изобразительного искусства                                                                                  С.Е. Игнатьев

МПГУ, профессор кафедры декоративно-прикладного искусства                   Г.В. Черемных   

 

«История изобразительного искусства»

 

1.Цель дисциплины: формирование у студентов знаний по истории изобразительного искусства.

 

2.Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «История изобразительного искусства» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.1.).

Для освоения дисциплины «История изобразительного искусства» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные на предыдущем уровне образования.

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Живопись», «Основы декоративно-прикладного искусства», «Пластическая анатомия».

 

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

 

владеет теоретическими основами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайна (СК-1).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- историю развития отечественного и зарубежного искусства;

- теорию видов, жанров и стилей в искусстве;

 

уметь:

- определять автора конкретного произведения (архитектурного, художественного и т.д.);

 

владеть:

- способами ознакомления с достижениями мирового искусства.

 

4.Общая трудоёмкость дисциплины составляет  9 зачетных  единиц.

 

5.Разработчики:

 

МПГУ, зав. кафедрой истории художественной культуры,

профессор                                                                                                                         Черный В.Д. 

 

«Основы черчения и начертательной геометрии»

 

1. Цель дисциплины: формирование у студентов знаний и навыков черчения и начертательной геометрии.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Основы черчения и начертательной геометрии» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.2.).

Для освоения дисциплины «Основы черчения и начертательной геометрии» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные на предыдущем уровне образования.

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Рисунок», «Пластическая анатомия», «Художественное оформление в образовательном учреждении».

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

-               готов планировать, организовывать и осуществлять процесс обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству, дизайну (СК-2);

-               владеет инструментарием, методами, приемами и практическими навыками работы в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве (по видам), дизайне и компьютерной графике (СК-3).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

-               сущность метода проекций;

-               свойство параллельных проекций;

-               признаки взаимного расположения точки и прямой на чертеже;

-               сущность способов вращения и введения дополнительных плоскостей проекций;

-               координатный метод построения аксонометрических проекций;

-               правила построения стандартных изометрической и диметрической проекций;

-               способы нанесения светотени при рисовании предметов.

уметь:

-               строить чертежи параллельных, пересекающихся и скрещивающихся прямых;

-               строить чертежи плоских фигур и плоскостей общего и частного положения;

-               определять натуральную величину плоских фигур и отрезков прямых;

-               строить проекции многогранников и тел вращения;

-               выполнять аксонометрические рисунки геометрических тел;

-               строить проекции линий взаимного пересечения многогранников и тел вращения;

-               строить проекционный чертеж и выполнять рисунок модели произвольного объекта;

-               строить стандартные аксонометрические проекции геометрических тел, моделей, деталей;

-               строить разрезы на аксонометрических изображениях.

владеть:

-               способами определения натуральной величины длины отрезка прямой;

-               способами задания поверхностей на чертеже;

-               способами построения проекций точек, заданных на поверхности геометрических тел;

-               способами построения проекций точек пересечения прямой с поверхностями многогранников и тел вращения;

-               способами построения проекций линий взаимного пересечения поверхностей;

-               способами построения теней точки, прямой, плоских фигур, геометрических тел.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц.

 

5. Разработчики:

 

МПГУ, зав. кафедрой начертательной геометрии,

компьютерной графики и дизайна, профессор, д.п.н.                                                Ю.Ф. Катханова

 

МПГУ, доцент кафедры начертательной геометрии,

компьютерной графики и дизайна, кандидат педагогических наук                         Т.С. Северова

 

МПГУ, доцент кафедры начертательной геометрии,

компьютерной графики и дизайна                                                                                А.В. Константинов

 

 

 

«Компьютерная графика»

 

1. Цель дисциплины: формирование у студентов знаний, умений и навыков в области компьютерной графики.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Компьютерная графика» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.3.).

Для освоения дисциплины «Компьютерная графика» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины «Информационные технологии в образовании».

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Художественное оформление в образовательном учреждении».

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владеет инструментарием, методами, приемами и практическими навыками работы в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве (по видам), дизайне и компьютерной графике (СК-2);

- готов реализовывать изобразительные навыки в работе над композицией в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, дизайне (СК-4).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

-               основные виды компьютерной графики и современные программные средства работы с изображениями;

-               тенденции развития компьютерной графики;

-               способы визуализации информации;

-               области применения трехмерной графики;

-               устройство интерфейса современных графических редакторов;

-               основные приемы обработки растровых и векторных изображений;

-               основные принципы и понятия трехмерной графики.

уметь:

-               создавать и редактировать растровые изображения;

-               создавать анимированные графические изображения;

-               создавать трехмерные сцены;

-               осуществлять предпечатную подготовку графических документов;

-               оптимизировать изображения для размещения в сети Интернет;

владеть:

-               способами использования современного программного обеспечения для обработки различных видов графической информации;

-               способами и средствами создания, хранения, передачи и обработки графической информации.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

 

5. Разработчики:

МПГУ, зав. кафедрой начертательной геометрии,

компьютерной графики и дизайна, профессор, д.п.н.                                                Ю.Ф. Катханова

МПГУ, доцент кафедры начертательной геометрии,

компьютерной графики и дизайна, к.п.н.                                                         Т.С. Северова.

 

«Рисунок»

 

1. Цель дисциплины: формирование у студентов знаний, умений и навыков в области художественной графики с учетом содержательной специфики предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Рисунок» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.4.).

Для освоения дисциплины «Рисунок» студенты используют знания, умения, навыки, полученные на предыдущем уровне образования.

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Живопись», «Скульптура» и «Пластическая анатомия».

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владеет навыками реалистического изображения с натуры: натюрморта, пейзажа, портрета, фигуры человека (СК-3);

- готов реализовывать изобразительные навыки в работе над композицией в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, дизайне (СК-4);

- готов к самостоятельной художественно-творческой деятельности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и компьютерной графики (СК-5).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- процесс формирования художественного образа;

- этапы процесса рисования живых и неживых объектов;

 

уметь:

- рисовать окружающую действительность (с натуры, по памяти, по представлению, по воображению); 

 

владеть:

- навыками работы рисовальными материалами (карандаш, уголь, соус, сепия, сангина).

 

  1. Общая трудоемкость дисциплины составляет 26 зачетных единиц.

 

  1. Разработчики:

 

МПГУ, зав. кафедрой рисунка, профессор                                 В.К. Лебедко   

                                   

МПГУ, доцент кафедры рисунка                                               Т.В. Болычева

 

МПГУ, доцент  кафедры рисунка                                              А.И. Филимонов

 

 

«Живопись»

 

1. Цель дисциплины: формирование у студентов знаний, умений и навыков в области живописи с учетом содержательной специфики предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Живопись» относится к вариативной  части профессионального цикла (Б.3.2.5.).

Для освоения дисциплины «Живопись» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные на предыдущем уровне образования.

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Композиция», «Скульптура» и «Пластическая анатомия».

 

  1. 3.             Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владеет теоретическими основами изобразительного искусства и декоративно-прикладного искусства, дизайна (СК-1);

- владеет навыками реалистического изображения с натуры: натюрморта, пейзажа, портрета, фигуры человека (СК-3);

- готов реализовывать изобразительные навыки в работе над композицией в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, дизайне (СК-4);

- готов к самостоятельной художественно-творческой деятельности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и компьютерной графике (СК-5).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

 

знать:

- историю развития искусства живописи и ее теоретические основы;

- технологию живописи и живописных материалов, техники живописи;

 

уметь:

- писать с натуры, по памяти, по представлению, по воображению объекты реальной действительности акварельными, масляными и другими красками;

 

владеть:

- навыками работы живописными материалами (акварель, масло, гуашь, темпера).

 

  1. 4.             Общая трудоемкость дисциплины составляет  26 зачетных единиц.

 

  1. 5.             Разработчики:

 

МПГУ, доцент кафедры живописи                                             Е.В. Воронина

 

«Основы декоративно-прикладного искусства»

 

1. Цель дисциплины: формирование у студентов знаний по декоративно-прикладному искусству и навыков  художественной обработки материалов.

 

2.  Место  дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина  «Основы декоративно-прикладного искусства» относится к вариативной  части профессионального цикла (Б.3.2.6.).

Для освоения дисциплины «Основы декоративно-прикладного искусства» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе.

Освоение дисциплины «Основы декоративно-прикладного искусства» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин по выбору студентов, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.

 

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

владеет теоретическими основами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайна (СК-1); 

владеет инструментарием, методами, приемами и практическими навыками работы в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве (по видам), дизайне и компьютерной графике (СК-2);

готов реализовывать изобразительные навыки в работе над композицией в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, дизайне (СК-4);

готов к самостоятельной художественно-творческой деятельности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и компьютерной графики (СК-5).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

 

знать:

- виды декоративно-прикладного искусства, художественные традиции;

- технологии художественной обработки материалов (бумага, ткань, древесина, глина, металл); 

- основы проектирования и выполнения изделия декоративно-прикладного искусства;

- закономерности связей предметов декоративно-прикладного искусства со средой;

- художественные ремесла и основные  центры изготовления изделий народного декоративно-прикладного искусства;

 

уметь:

- проектировать и выполнять изделия декоративно-прикладного искусства в разных материалах;

- применять закономерности и приемы декоративной композиции при выполнении учебных и творческих работ;

- использовать традиции декоративно-прикладного искусства и художественный опыт народных мастеров при выполнении работ на практикуме в мастерских;

- использовать современные материалы и технологии их обработки при создании объектов декоративно-прикладного искусства;  

 

владеть:

- инструментами и оборудованием, применяемыми при изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства;

- ручными и механическими способами художественной обработки материалов;

 - профессиональными навыками создания изделия для экспозиции (выставки, презентации) в интерьерной и экстерьерной среде; 

- приемами передачи художественного опыта в образовательном учреждении;

 

  1. 4.      Общая трудоемкость дисциплины составляет  10 зачетных единиц.

 

  1. 5.      Разработчики:

 

МПГУ, профессор кафедры декоративно-прикладного искусства                Г.В. Черемных

МПГУ, профессор кафедры декоративно-прикладного искусства                 П.Г. Демчев

 

«Композиция»

 

1. Цель дисциплины: формирование у студентов знаний, умений и навыков по построению  композиции натюрморта, пейзажа, портрета, фигуры человека. 

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Композиция» относится к вариативной части профессионального цикла(Б.3.2.7.).

Для освоения дисциплины «Композиция» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные на предыдущем уровне образования.

Освоение дисциплины «Композиция»  является необходимой основой для последующего изучения дисциплин по выбору студентов, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации. 

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владеет инструментарием, методами, приемами и практическими навыками работы в изобразительном  и декоративно-прикладном искусстве (по видам), дизайне и компьютерной графике (СК-2);

- владеет навыками реалистического изображения с натуры: натюрморта, пейзажа, портрета, фигуры человека (СК-3);

- готов реализовывать изобразительные навыки в работе над композицией в живописи, графике, декоративно прикладном искусстве, дизайне (СК-4);

- готов к самостоятельной художественно-творческой деятельности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и компьютерной графики (СК-5).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

 

знать:

- последовательность работы над композицией;

- теорию перспективы (линейной, воздушной);

- разновидности композиции;

- закономерности построения изображения;

 

уметь:

 - выразить идею эскиза к станковому графическому произведению посредством применения законов, правил, приемов и средств композиции;

 

владеть:

- навыками грамотного графического изображения сюжетных сцен в станковых произведениях и книжной иллюстрации;

 - культурой грамотного оформления живописных работ и экспонирования их на выставке-просмотре.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.

5. Разработчики:

 

МПГУ, зав. кафедрой рисунка, профессор                                В.К. Лебедко 

МПГУ, доцент кафедры рисунка                                               Т.В. Болычева

МПГУ, доцент  кафедры рисунка                                              А.И. Филимонов

 

«Скульптура»

  1. 1.             Цель дисциплины: теоретическая и практическая подготовка студентов к созданию скульптуры, формирование у студентов образно-пластического мышления и чувства формы. 

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Скульптура» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.8.).

          Для освоения дисциплины «Скульптура» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «История изобразительного искусства», «Пластическая анатомия», «Рисунок», «Живопись».

          Изучение дисциплины «Скульптура» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, прохождения учебной и педагогической практики.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владеет инструментарием, методами, приемами и практическими навыками работы в изобразительном  и декоративно-прикладном искусстве (по видам), дизайне и компьютерной графике (СК-2);

- готов к самостоятельной художественно-творческой деятельности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и компьютерной графики (СК-5).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

 

знать:

выдающиеся произведения скульптуры;

технику лепки и последовательность выполнения учебных заданий;

пластическую анатомию и способы ее применения при освоении скульптуры;

скульптурные материалы и их изобразительно-выразительные возможности;

виды скульптуры и синтез искусств, композиционные закономерности;

 

уметь:

лепить разнообразные объекты действительности;

работать с различными скульптурными материалами (пластилин, глина, дерево, камень, и т.п.);

использовать конструктивные свойства материалов при создании скульптурного произведения;

 

владеть:

навыками работы с различными материалами, оборудованием и инструментами;

техниками обработки скульптурных материалов, способами лепки;

приемами выполнения  фронтальной пластики - рельефа, барельефа, горельефа, а также круглой скульптуры; 

навыками передачи художественного опыта в области скульптуры школьникам.  

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

 

5. Разработчики:

 

 

МПГУ, профессор кафедры декоративно-прикладного искусства                Г.В. Черемных

МПГУ, профессор кафедры декоративно-прикладного искусства                 П.Г. Демчев

МПГУ, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства                       А.А. Ворохоб
«Пластическая анатомия»

 

1. Цель дисциплины: формирование у студентов знаний, умений, навыков по изображению фигуры человека.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Пластическая анатомия» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.9.).

Для освоения дисциплины «Пластическая анатомия» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Композиция» и «Рисунок».

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Скульптура».

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владеет инструментарием, методами, приемами и практическими навыками работы в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве (по видам), дизайне и компьютерной графике (СК-2);

- владеет навыками реалистического изображения с натуры - фигуры человека (СК-3);

- готов реализовывать изобразительные навыки в работе над композицией в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, дизайне (СК-4).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- анатомические термины, иметь представление о пропорциях, строении скелета, форме и функциях мышц, движениях выполняемых в различных суставах фигуры человека;

 

уметь:

- рисовать (с натуры, по памяти, по представлению, по воображению) фигуру человека в различных ракурсах;

 

владеть:

- навыками изображения фигуры человека различными рисовальными материалами (карандаш, уголь, соус, сепия, сангина).

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

5.Разработчики:

 

МПГУ, зав. кафедрой рисунка, профессор                                            В.К. Лебедко 

МПГУ, доцент кафедры рисунка                                                           Т.В. Болычева

МПГУ, доцент  кафедры рисунка                                                          А.И. Филимонов

 

«Художественное оформление в образовательном учреждении»

 

1. Цель дисциплины: формирование у студентов знаний, умений, навыков по проектированию и практическому художественному оформлению образовательного учреждения с учетом его типа и вида.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

          Дисциплина «Художественное оформление в образовательном учреждении» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.10.).

Для освоения дисциплины «Художественное оформление в образовательном учреждении» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин - «Композиция», «Рисунок», «Живопись», «Основы декоративно-прикладного искусства».

Изучение данной дисциплины необходимо для освоения дисциплин вариативной части профессионального цикла, прохождения практики.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

владеет теоретическими основами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайна (СК-1);

владеет инструментарием, методами, приемами и практическими навыками работы в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве (по видам), дизайне и компьютерной графике (СК-2);

готов реализовывать изобразительные навыки в работе над композицией в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, дизайне (СК-4);

готов к самостоятельной художественно-творческой деятельности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и компьютерной графики (СК-5).

          В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основы визуального восприятия и эргономики, цветоведения и колористики;

- приемы ведения художественно-оформительских и декоративно-оформительских работ;

- условия использования художественных материалов, инструментов и оборудования при разработке проекта и практического оформления конкретного образовательного учреждения;

- приемы проведения оформительских работ на основании учета различных типов и видов образовательных учреждений, направленности образовательной программы учреждения;

уметь:

- осуществлять практическую художественно-оформительскую работу;

- использовать современные технологии и материалы оформительского искусства;

- применять комплексный подход к созданию художественно-оформленной среды;

владеть:

- навыками ведения художественно-оформительской работы (объектов оформительского искусства, результатов учебно-проектных работ учащихся, учебно-исследовательских работ учащихся, школьных праздников, портфолио и другого);

- художественно-оформительскими приемами подачи графической информации (эскизное проектирование, графическое и макетное проектирование);

- навыками организации оформительских работ в школе с привлечением учащихся.

 

.4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

5.Разработчики:

МПГУ, профессор кафедры декоративно-прикладного искусства                           Г.В. Черемных

МПГУ, профессор кафедры декоративно-прикладного искусства                            П.Г. Демчев 

Поделиться

Получайте материалы на почту

Присылаем письма не чаще раза в неделю, вы всегда можете отписаться.