На сайте размещены примерные основные образовательные программы (ПООП) подготовки бакалавров по направлению 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Профиль Начальное образование (4 года обучения) Московский педагогический государственный университет Учебно-методическое объединение по образованию в области подготовки педагогических кадров

01.05.2011

На сайте размещены примерные основные образовательные программы (ПООП) подготовки бакалавров по направлению 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Профиль Начальное образование (4 года обучения) Московский педагогический государственный университет Учебно-методическое объединение по образованию в области подготовки педагогических кадров

Файл c текстом ПООП см. раздел ПООП

Учебно-методическое объединение по образованию в области подготовки педагогических кадров

 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»

 

«Утверждено»

Председатель УМО

по образованию в области подготовки педагогических кадров,

ректор МПГУ, академик

___________ В.Л. Матросов

 

«____» _________ 2010 г.

 

 

Примерная

основная образовательная программа
высшего профессионального образования

 

Направление подготовки

050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 337

 

Профиль «Начальное образование»

 

ФГОС ВПО утвержден приказом Минобрнауки России от  22 декабря 2009г. № 788

 

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Нормативный срок освоения программы – 4 года

 

 

Форма обучения – очная


Требования к результатам освоения основной образовательной программы

 

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке  цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);

готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

владеет  одним из иностранных языков на  уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10);

готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

 

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

 

общепрофессиональными (ОПК):

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);

способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

в области педагогической деятельности:

способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

 

в области культурно-просветительской деятельности: 

способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8);

способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11);

способен к решению задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).

 

Выпускник должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):

осознает специфику начального образования, способен реализовывать преемственность воспитания, обучения, социализации детей дошкольного, младшего школьного и младшего подросткового возрастов, готов к организации досуговой и творческой деятельности обучающихся (СК-1);

способен применять знание теоретических основ и технологий начального языкового образования в обучении русскому языку учащихся начальных классов (СК-2);

способен применять знание теоретических основ и технологий начального литературного образования в формировании у учащихся начальных классов читательской самостоятельности (СК-3);

способен применять знание теоретических основ и технологий начального математического образования, готов использовать методы развития образного и логического мышления, формировать предметные умения и навыки младших школьников, готов к воспитанию у них интереса к математике и стремления использовать математические знания в повседневной жизни (СК-4);

способен применять знание теоретических основ и технологий начального естественнонаучного образования, понимать значение экологии в современном мире, соблюдать и пропагандировать основные принципы защиты окружающей среды, формировать предпосылки научного мировоззрения младших школьников, развивать их умение наблюдать, анализировать, обобщать (СК-5);

способен применять знание теоретических основ и навыки организации практической деятельности начального художественно-эстетического образования, обеспечивающие развитие творчества и самостоятельности детей младшего школьного возраста (СК-6).

 

 

 

 

 

Список разработчиков ПрООП

 

Московский педагогический государственный университет

Проректор по учебно-методической работе

Л.А. Трубина

 

Начальник Учебно-методического управления

Е.Б. Егорова

 

Декан факультета начальных классов

Л.П. Ковригина

 

Заместитель декана факультета начальных классов

М.А. Олейникова

 

 

 

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

по направлению 050100 Педагогическое образование

профиль «Начальное образование»

Квалификация (степень) – бакалавр

Нормативный срок обучения  – __4__ года

 

№ п/п 

Наименование дисциплин

(в том числе практик)

Трудоемкость

Примерное распределение по семестрам

 

 

Зачетные единицы

Академические часы

1-й семестр

2-й семестр

3-й семестр

4-й семестр

5-й семестр

6-й семестр

7-й семестр

8-й семестр

Форма промежут. аттестации

(ФПА)

 
 

Количество недель

(указывается количество недель по семестрам)

 

18

18

18

18

18

18

18

18

 

 

Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл

32

1152

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.

Базовая часть

18

648

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.1

История

3

108

x

 

 

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

1.1.2

Философия

4

144

 

 

x

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

1.1.3

Иностранный язык

6

216

x

x

x

 

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

1.1.4

Педагогическая риторика

3

108

 

х

 

 

 

 

 

 

ФПА c оценкой

 

1.1.5

Экономика образования

2

72

 

 

 

 

 

 

 

х

ФПА без оценки

 

1.2

Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента

14

504

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.1

Образовательное право

2

  72

 

 

 

 

 

 

 

х

ФПА без оценки

 

1.2.2

Культурология

      2

  72

х

 

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

1.2.3

Политология

2

  72

 

 

 

 

 

х

 

 

ФПА без оценки

 

1.2.4

Профессиональная этика

2

  72

 

 

 

 

 

 

х

 

ФПА без оценки

 

1.2.5

Дисциплины (модули) по выбору студента

6

216

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б.2 Математический и естественнонаучный  цикл

12

432

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.

Базовая часть

6

216

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.1

Основы математической обработки информации

2

72

 

х

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

2.1.2

Естественнонаучная картина мира

2

72

 

 

 

 

х

 

 

 

ФПА без оценки

 

2.1.3

Информационные технологии в образовании

2

72

х

 

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

2.2

Вариативная часть,  в т.ч. дисциплины по выбору студента

6

216

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.1

Основы экологической культуры

2

72

 

 

 

 

 

х

 

 

ФПА без оценки

 

2.2.2.

Дисциплины (модули) по выбору студента

4

144

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б.3

Профессиональный цикл

164

5904

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1.

Базовая часть

36

1296

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1.1

Педагогика

10

360

х

х

х

х

 

 

 

 

ФПА с оценкой

 

3.1.2

Психология

10

360

 

х

х

х

х

 

 

 

ФПА с оценкой

 

3.1.3

Методика обучения и воспитания младших школьников

10

360

 

 

х

х

 

х

х

 

ФПА с оценкой

 

3.1.4

Возрастная анатомия, физиология и гигиена

2

72

х

 

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

3.1.5

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

2

72

 

х

 

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

3.1.6

Безопасность жизнедеятельности

2

72

 

 

х

 

 

 

 

 

ФПА без оценки

 

3.2

Вариативная часть,  в т.ч. дисциплины по выбору студента

128

4608

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль «Теоретические основы и технологии начального языкового образования»

28

1008

 

х

х

х

х

х

х

 

 

 

3.2.1

Русский язык

15

540

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.2

Методика обучения русскому языку и литературному чтению

11

396

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.3

Практикум по русскому правописанию

2

72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль «Теоретические основы и технологии начального литературного образования»

8

288

 

х

 

х

 

х

 

 

 

 

3.2.4

Литература с основами литературоведения

3

108

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.5

Теория и практика читательской деятельности

2

72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.6

Детская литература

3

108

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль «Теоретические основы и технологии начального математического образования»

28

1008

х

х

х

х

х

х

х

 

 

 

3.2.7

Математика

17

612

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.8

Методика преподавания математики

9

324

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.9

Методика обучения компьютерной грамотности

2

72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль «Теоретические основы и технологии начального образования по естествознанию»

16

576

х

х

х

х

х

 

 

 

 

 

3.2.10

Естествознание

9

324

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.11

Обществознание

2

72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.12

Методика преподавания предмета «Окружающий мир»

5

180

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль «Теории и технологии художественно-эстетического образования  в начальной школе»

9

324

х

х

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.13

Методика преподавания технологии

3

108

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.14

Методика преподавания изобразительного искусства

3

108

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.15

Теория и методика музыкального воспитания

3

108

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.16

Дисциплины  (модули) по выбору студента

39

1404

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б.4

Физическая культура

 

2

400

х

х

х

х

 

 

 

 

 

 

Б.5

Учебная и производственная практики

 

24

864

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебная

3

108

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Производственная (педагогическая, культурно-просветительская)

21

756

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б.6

Итоговая государственная аттестация

6

216

 

 

 

 

 

 

 

 

Защита ВКР, ГЭ

 

 

ВСЕГО

 

240

8640 (+328)*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
                                           

 

 *Трудоемкость дисциплины «Физическая культуры»

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕРНЫЕ  ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

 

(вариативная часть)

 

 

АННОТАЦИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Педагогика»

 

1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний о закономерностях и содержании образовательного процесса, требованиях к его организации в различных учреждениях системы образования, представление о сущности педагогической деятельности, особенностях педагогической профессии и современных требованиях педагога.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Педагогика» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (Б.3.1.1). 

Для освоения дисциплины «Педагогика» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин «Психология», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».

Освоение дисциплины «Педагогика» является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Методика обучения и воспитания младших школьников», а также дисциплин вариативной части профессионального цикла, прохождения педагогической практики.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

-  готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

- осознает специфику начального образования, способен реализовывать преемственность  воспитания, обучения, социализации детей дошкольного, младшего школьного и младшего подросткового возрастов, готов к организации досуговой и творческой деятельности обучающихся (СК-1).

 

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

- основные этапы развития педагогической теории и практики, особенности развития современного образования;

- основные педагогические категории;

- сущность и структуру образовательных процессов;

- особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;

- методы и логику педагогического исследования, особенности его организации;

- методы диагностики, коррекции и педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями;

уметь:

- осуществлять педагогический процесс в образовательных учреждениях;

- использовать методы педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;

- разрабатывать коррекционно-развивающие программы для детей с особыми образовательными потребностями;

- организовывать внеучебную деятельность обучающихся;

владеть: 

-  навыками осуществления педагогической деятельности;

- методами диагностики и способами коррекции;

- способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц.

 

5. Разработчики:    

МПГУ, профессор кафедры педагогики начального обучения, доктор педагогических наук Л.К.Веретенникова,

МПГУ, профессор кафедры педагогики начального обучения, кандидат педагогических наук Д.И.Латышина,

МПГУ, доцент кафедры педагогики начального обучения, кандидат педагогических наук  Е.В. Борисова,

МПГУ, доцент кафедры педагогики начального обучения, кандидат педагогических наук  М.А. Олейникова,

МПГУ, доцент кафедры педагогики начального обучения, кандидат педагогических наук  М.Я. Ситниченко.

 

«Психология»

 

  1. 1.                  Цели дисциплины: формирование целостного представления о психологических особенностях человека как закономерностях его деятельности и обучения, раскрытие психологического аспекта профессиональной подготовки путем расширения представлений о фундаментальности психологии, ее прикладном характере; об исторически сложившихся и современных подходах к решению психологических проблем жизни и деятельности человека, его развития, образования и воспитания.

 

  1. 2.                  Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Психология» относится к базовой части профессионального цикла (Б.3.1.2).

Освоение дисциплины «Психология» является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Методика обучения и воспитания младших школьников», а также дисциплин вариативной части профессионального цикла, прохождения педагогической практики.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК-1),

- готов применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

- способен организовать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

 - закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды;

- способы психологического изучения обучающихся;

- способы построения межличностных отношений в группах разного возраста;

- способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;

- способы профессионального самопознания  и саморазвития;

уметь:

- развивать и активизировать интеллектуальную деятельность и индивидуальные способности обучающихся, отбирая оптимальные приемы обучения и воспитания, обеспечивающие эффективную учебную деятельность, активность, творческую самостоятельность, познавательный интерес;

- использовать методы психологической диагностики для решения различных профессиональных задач;

- создавать психологически безопасную образовательную среду;

- бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;

- анализировать и оценивать результаты собственной педагогической деятельности и вносить в нее необходимые коррективы;

 

владеть:

- способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения;

- различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности.

  1. Общая  трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц.

 

  1. Разработчики:

МПГУ, доцент кафедры психологии младшего школьника К.В. Макарова,

МПГУ, доцент кафедры психологии младшего школьника Е.Р.Горелова,

МПГУ, доцент кафедры психологии младшего школьника М.Г.Пирожкова,

МПГУ, доцент кафедры психологии младшего школьника О.А.Таллина.

 

 

 

«Методика обучения и воспитания младших школьников»

 

  1. 1.                      Цель дисциплины: формирование готовности к применению современных методик и технологий ведения образовательной деятельности и воспитания в системе начального образования.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Методика обучения и воспитания младших школьников» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (Б.3.1.3).

Для освоения дисциплины «Методика обучения и воспитания младших школьников» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин «Педагогика», «Психология», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Педагогическая риторика», а также дисциплин вариативной части профессионального цикла.

Освоение дисциплины «Методика обучения и воспитания младших школьников» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, педагогической практикой студентов.

 

        3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

- готов применять современные методики и технологии, в том числе информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

- способен к решению задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12);

- осознает специфику начального образования, способен реализовывать преемственность  воспитания, обучения, социализации детей дошкольного, младшего школьного и младшего подросткового возрастов, готов к организации досуговой и творческой деятельности обучающихся (СК-1).

 

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

-   сущность процесса обучения и воспитания в начальной школе;

- психолого-педагогические теории обучения и воспитания детей младшего школьного возраста;

-   основные принципы, методы, формы обучения и воспитания детей;

- структуру и содержание основных педагогических технологий начального образования на современном этапе;

- способы организации взаимодействия с различными участниками учебно-воспитательного процесса: коллегами, родителями, общественными и образовательными организациями, детскими коллективами для совместного решения задач педагогической деятельности;

уметь:

- рационально выбирать оптимальные формы, методы, средства обучения и воспитания младших школьников;

-  строить процесс обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возраста с учетом необходимости формирования у них духовно-нравственных ценностей;

-   использовать педагогические технологии для регулирования, совершенствования и контроля образовательного процесса;

-   оценивать результаты внедрения инновационных технологий;

владеть: 

-  профессиональными навыками для осуществления педагогической деятельности;

-  навыками самообразования в области педагогической деятельности.     

 

     4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц.

 

     5. Разработчики:           

МПГУ, профессор кафедры педагогики начального обучения А.Е. Дмитриев,

МПГУ, профессор кафедры педагогики начального обучения  С.П. Баранов,

МПГУ, профессор кафедры педагогики начального обучения  Е.Н. Землянская,

МПГУ, доцент кафедры педагогики начального обучения  Е.В. Борисова,

МПГУ, доцент кафедры педагогики начального обучения  М.А. Олейникова,

МПГУ, доцент кафедры педагогики начального обучения  М.В. Школьникова.

 

 

«Русский язык»

 

1.Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний об основных закономерностях современного русского языка с учетом содержания специфики преподавания его в начальной школе.

 

2. Место дисциплины  в ООП:

Дисциплина «Русский язык» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.2.1.).

Для освоения дисциплины «Русский язык» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения предмета «Русский язык» в общеобразовательной школе.

Освоение «Русский язык» дисциплины является необходимой базой для изучения дисциплин: «Методика обучения русскому языку и литературному чтению», «Практикум по русскому правописанию», прохождения педагогической практики в школе.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины «Русский язык» направлен на формирование следующей компетенции:

 

-            способен применять знание теоретических основ и технологий начального языкового образования в обучении русскому языку учащихся начальных классов (СК-2).

 

В результате изучения дисциплины студент должен: 

знать:

- теоретические основы русского языка;

- нормы русского литературного произношения, словоупотребления, грамматики;

уметь:

- анализировать лингвистические явления различного типа;

владеть:

- навыками практического разбора единиц всех языковых уровней.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 15 зачетных единиц.

 

5. Разработчики:    

МПГУ, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальной школе С.В. Зотова;

МПГУ, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальной школе И.М. Гольберг

 

 

 

«Методика обучения русскому языку и литературному чтению» 

 

1. Цель  дисциплины:  формирование готовности к применению современных методик и технологий ведения образовательной деятельности  по русскому языку и литературному чтению.

2. Место дисциплины  в ООП:

Дисциплина «Методика обучения русскому языку и литературному чтению» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.2.2.).

Для освоения дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературному чтению» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин  «Педагогика», «Психология», «Возрастная анатомия,  физиология и гигиена», «Методика обучения и воспитания младших школьников», а также дисциплин вариативной части профессионального цикла.

Освоение дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературному чтению» является необходимой базой для изучения дисциплины «Практикум по русскому правописанию», прохождения педагогической практики.

3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

-     способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

-     готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

-          способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

-       способен к решению задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12);

-       способен применять знание теоретических основ и технологий начального языкового образования в обучении русскому языку учащихся начальных классов (СК-2)

-       способен применять знание теоретических основ и технологий начального литературного образования в формировании у учащихся начальных классов читательской самостоятельности (СК-3).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

-основные понятия методики обучения русскому языку и литературному чтению;

основные принципы работы с языковым и литературным материалом;

уметь:

использовать лингвистические понятия;

реализовывать основные этапы работы над художественным произведением в начальной школе;

формировать у учащихся навыки культурного речевого общения;

владеть:

способами формирования орфографического навыка у младших школьников;

способами формирования навыка чтения у младших школьников;

способами формирования читательской самостоятельности у младших школьников.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 11 зачетных единиц.

5. Разработчики:    

МПГУ, профессор кафедры  русского языка и методики его преподавания в начальной школе О.В. Сосновская; 

МПГУ, доцент  кафедры  русского языка и методики его преподавания в начальной школе Г.И. Сниткина;

МПГУ, доцент  кафедры  русского языка и методики его преподавания в начальной школе И.В. Сафонова

 

«Практикум по  русскому правописанию» 

 

1. Цель дисциплины: формирование теоретических основ правописания и стойких орфографических и пунктуационных навыков, необходимых по обучению письму младших школьников.

2. Место дисциплины  в ООП:

Дисциплина «Практикум по русскому правописанию» относится к вариативной части профессионального  цикла дисциплин (Б.3.2.3).

Для освоения дисциплины «Практикум по русскому правописанию» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин: «Русский язык», «Методика обучения русскому языку и  литературному чтению».

Освоение данной дисциплины  является необходимой базой для  прохождения педагогической практики.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины «Практикум по русскому правописанию» направлен на формирование следующей компетенции:

 

-            способен применять знание теоретических основ и технологий начального языкового образования в обучении русскому языку учащихся начальных классов (СК-2).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

теоретические основы русского правописания;

принципы правописания;

основные орфографические и пунктуационные правила;

уметь:

объяснять орфографические и пунктуационные правила и применять их на практике;

анализировать орфографические явления различного типа;

владеть:

навыками грамотного письма;

навыками орфографического разбора;

навыками пунктуационного анализа основных синтаксических единиц.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

 

5.Разработчик:

 

МПГУ, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальной школе С.В.Зотова

 

 

 

«Литература с основами литературоведения»

 

  1. 1.        Цели дисциплины: формирование знаний по истории отечественной литературы с учетом содержательной специфики преподавания  ее в начальной школе.

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Литература с основами литературоведения» относится к вариативной части профессионального  цикла дисциплин (Б.3.2.4).

Для освоения дисциплины «Литература с основами литературоведения» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения предмета «Литература» в общеобразовательной школе.

Освоение дисциплины «Литература с основами литературоведения» является необходимой базой для изучения дисциплины «Методика обучения русскому языку и  литературному чтению», «Теория и практика читательской деятельности», прохождения педагогической практики.

 

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующей компетенции:

- способен применять знание теоретических основ и технологий начального литературного образования в формировании у учащихся начальных классов читательской самостоятельности (СК-3)

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

историю отечественной литературы в её диахронном и синхронном аспектах;

уметь:

формировать навыки осознанно-аналитического прочтения художественного текста;

 

владеть:

принципами анализа художественного произведения на основе современной методологии и методики.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

 

5. Разработчик:      

 

МПГУ, доцент  кафедры русской литературы и журналистики XX-XXI веков А.А.Диарова.

 

 

«Теория и практика читательской деятельности» 

 

  1. Цель дисциплины: формирование  литературоведческих знаний,  необходимых для совершенствования читательской деятельности у студентов и организации самостоятельной читательской деятельности младших школьников.

 

  1. 2.     Место дисциплины в ООП:

Дисциплина «Теория и практика читательской деятельности» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.2.5.) .

Для освоения дисциплины «Теория и практика читательской деятельности» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплины «Литература с основами  литературоведения».

Освоение дисциплины «Теория и практика читательской деятельности» является необходимой базой для изучения дисциплин: «Методика обучения русскому языку и литературному чтению», «Детская литература», прохождения педагогической практики.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующей компетенции:

 

-       способен применять знание теоретических основ и технологий начального литературного образования в формировании у учащихся начальных классов читательской самостоятельности (СК-3).

 

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

основные понятия теории литературы;

основные принципы литературоведческого анализа художественного произведения;

уметь:

анализировать эпические, лирические, драматические художественные произведения;

вести диалог с другими читателями в ходе обсуждения художественного произведения; 

владеть:

навыками анализа художественных текстов разных родов и жанров;

методами обучения детей младшего школьного возраста основам теории литературы.

 

  1. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

5. Разработчик:

 

МПГУ, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания в начальной школе О.В. Сосновская.

 

«Детская литература»

 

1.  Цель дисциплины: формирование  основ знаний  теории, истории и критики детской литературы с учетом содержательной специфики преподавания ее в начальной школе.

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Детская литература» (Б.3.2.6.) относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин.

Для освоения дисциплины «Детская литература» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Теория литературы и практика читательской деятельности», «История отечественной литературы», «Методика обучения русскому языку и литературному чтению».

Изучение дисциплины «Детская литература» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенции:

-        способен применять знание теоретических основ и технологий начального  литературного  образования в формировании у учащихся начальных классов читательской самостоятельности (СК-3).

 

В результате изучения дисциплины студент должен

 

знать:

классификацию жанров детского фольклора;

этапы истории детской литературы и современные тенденции ее развития;

специфику детской литературы;

ключевые теоретические понятия детского фольклора и детской литературы;

содержание художественных произведений детской литературы (родной, русской, мировой);

не менее 20 стихотворений;

основные идеи критических статей;

 

уметь:

самостоятельно оценивать соответствие произведения ожиданиям разных групп юных читателей;

находить связи детской литературы с устным народным творчеством и мировой литературой;

пользоваться научной и справочной литературой;

анализировать произведения в контексте других искусств и в контексте детского творчества;

 

владеть навыками:

выразительного чтения произведений детской литературы;

диалогического общения с ребенком о прочитанных произведениях;

составления списков литературы для чтения младших школьников.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц.

 

5. Разработчики:    

МПГУ, профессор  кафедры русской литературы и журналистики XX-XXI веков И.Н.Арзамасцева

 

 

«Математика»

 

1. Цели дисциплины: формирование систематизированных знаний основ математики с учетом содержательной специфики преподавания ее в начальной школе.

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Математика»  относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.7.).

Для освоения дисциплины «Математика» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения предмета «Математика» в общеобразовательной школе.

Освоение дисциплины «Математика» является необходимой базой для изучения дисциплин «Методика преподавания математики», прохождения педагогической практики.

 

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование  компетенции:

- способен применять знание теоретических основ и технологий начального математического образования, готов использовать методы развития образного и логического мышления, формировать предметные умения и навыки младших школьников, готов к воспитанию у них интереса к математике и стремления использовать математические знания в повседневной жизни (СК-4).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

теоретические основы математики;

уметь:

формировать предметные умения и навыки младших школьников;

решать задачи, выполнять вычисления; распознавать числовые функции;

владеть:

методами развития образного и логического мышления.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 17 зачетных единиц.

 

5. Разработчики:    

МПГУ, зав. кафедрой естественных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе А.С. Добротворский;

МПГУ, профессор кафедры естественных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе Л.П. Ковригина;

МПГУ, профессор кафедры естественных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе, А.Л. Чекин.


«Методика преподавания математики»

 

1. Цели дисциплины: формирование готовности к применению современных методик и технологий ведения образовательной деятельности по предмету «Математика» в начальной школе.

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Методика преподавания математики» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.8.).

Для освоения дисциплины «Методика преподавания математики» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин «Педагогика», «Психология», «Возрастная анатомия,  физиология и гигиена», «Методика обучения и воспитания младших школьников, а также дисциплин вариативной части профессионального цикла

Освоение дисциплины «Методика преподавания математики» является необходимой базой для прохождения педагогической практики.

 

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

-     способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

-     готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

-          способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

-       способен к решению задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12);

- способен применять знание теоретических основ и технологий начального математического образования, готов использовать методы развития образного и логического мышления, формировать предметные умения и навыки младших школьников, готов к воспитанию у них интереса к математике и стремления использовать математические знания в повседневной жизни (СК-4).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

методику преподавания математики;

уметь:

формировать предметные умения и навыки младших школьников;

владеть:

методами развития образного и логического мышления;

методами и  приемами изучения основных разделов начального курса математики;

формами, методами и средствами обучения младших школьников математике. 

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц.

 

5. Разработчик:      

МПГУ, доцент кафедры естественных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе В.Ф. Сибаева.

 

 

 «Методика обучения компьютерной грамотности»

 

  1. Цель дисциплины: формирование у студентов навыков преподавания компьютерной грамотности в начальной школе.

 

  1. 2.      Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Методика обучения компьютерной грамотности» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.9).

Для освоения дисциплины «Методика обучения компьютерной грамотности» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплины «Основы математической обработки информации», «Информационные технологии в образовании».

Освоение дисциплины «Методика обучения компьютерной грамотности» является необходимой базой для прохождения педагогической практики.

 

  1. 3.      Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование  компетенции:

- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в начальной школе (ПК-2);

- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса  (ПК-4);

- способен к решению задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).

 

В результате изучения дисциплины студент должен 

знать:

компьютерные программы;

уметь: 

использовать информационные технологии в процессе изучения других предметов начальной школы;

владеть: 

компьютерной грамотностью;

способами и методами обучения младших школьников основам компьютерной грамотности;

игровыми методиками обучения младших школьников работе с компьютером.

 

 

  1. 4.      Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

 

  1. 5.      Разработчики:

МПГУ, профессор кафедры аудиовизуальных технологий обучения Ю.О. Овакимян

МПГУ, профессор кафедры аудиовизуальных технологий обучения В.П. Пустовойтов

МПГУ, доцент кафедры аудиовизуальных технологий обучения Б.Н. Полозов

 

 

 

«Естествознание»

 

1. Цели дисциплины: формирование теоретических знаний и практических навыков по ботанике, зоологии и землеведению, в соответствии с современными требованиями целостной научной картины мира с учетом содержательной специфики преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе; изучение природоохранной деятельности.

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Естествознание» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.10).

Для освоения дисциплины «Естествознание» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения предметов «Биология», «Ботаника», «Зоология», «География» в общеобразовательной школе.

Освоение дисциплины «Естествознание» является необходимой базой для изучения дисциплины «Методика преподавания предмета «Окружающий мир», прохождения педагогической практики.

 

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование  компетенции:

- способен применять знание теоретических основ и технологий начального естественнонаучного образования, понимать значение экологии в современном мире, соблюдать и пропагандировать основные принципы защиты окружающей среды, формировать предпосылки научного мировоззрения младших школьников, развивать их умение наблюдать, анализировать, обобщать (СК-5).

В результате изучения дисциплины студент должен 

знать:

теоретические основы естествознания (в том числе, ботаники, зоологии, землеведения);

принципы классификации животного мира и преставление о главных систематических категориях;

уметь:

проводить опыты, практические работы по естествознанию;

владеть: 

навыками организации и проведения экскурсий со школьниками.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц.

 

5. Разработчики:    

МПГУ, доцент кафедры естественных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе Е.М. Алексахина;

МПГУ, доцент кафедры естественных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе Е.Н. Степанян;

МПГУ, доцент кафедры естественных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе П.А. Данилов.


«Обществознание»

 

1. Цель дисциплины: подготовка студентов к преподаванию обществоведческих компонентов дисциплины «Окружающий мир» в системе начального образования.

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Обществознание» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.11).

Для освоения дисциплины «Обществознание» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «История», «Философия», «Культурология».

Освоение дисциплины «Обществознание» является необходимой базой для изучения дисциплин «Методика преподавания предмета «Окружающий мир», «Политология», «Экономика образования», прохождения педагогической практики.

 

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

- способен применять знание теоретических основ и технологий начального естественнонаучного образования, понимать значение экологии в современном мире, соблюдать и пропагандировать основные принципы защиты окружающей среды, формировать предпосылки научного мировоззрения младших школьников, развивать их умение наблюдать, анализировать, обобщать (СК-5).

 

В результате изучения дисциплины студент должен 

знать:

?       историческую природу и взаимосвязь современных экономических, социокультурных, политико-правовых явлений и процессов;  

?       основные модели общественного развития;

?       сущность и особенности различных систем нормативного регулирования общественных отношений;

?       специфику социального познания;

 

уметь:

?       характеризовать институциональные, коммуникативные, нормативные и культурно-идеологические структуры общественных систем;

?       выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

?       использовать широкий спектр социально-экономической информации для анализа и оценки конкретных ситуаций, возникающих в ходе общественной практики;

?       выявлять актуальные тенденции общественного развития и прогнозировать их последствия;  

?       применять общенаучные принципы и методы познания при изучении общественных процессов и явлений; 

 

владеть: 

?       базовым понятийным аппаратом социальных наук;

?       основными методами изучения социальных явлений и процессов;

?       приемами критического и самостоятельного мышления, мировоззренческой рефлексии при анализе социальные проблем;

?       способностью соотносить собственные мировоззренческие установки и гражданскую позицию с поведенческими моделями и ценностными ориентациями, сложившимися в современном обществе.

?       средствами конструктивного диалога, толерантного отношения к иным точкам зрения, способностью формулировать и корректировать свою позицию.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц.

 

5. Разработчик:      

МПГУ, доцент кафедры истории России, кандидат исторических наук А.В. Клименко.

 


«Методика преподавания предмета “Окружающий мир”»

 

  1. 1.        Цели дисциплины: формирование готовности к применению современных методик и технологий ведения образовательной деятельности по предмету «Окружающий мир» в начальной школе.

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Дисциплина «Методика преподавания предмета «Окружающий мир» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.12)

Для освоения дисциплины «Методика преподавания предмета «Окружающий мир»  студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин «Педагогика», «Психология», «Возрастная анатомия,  физиология и гигиена», «Методика обучения и воспитания младших школьников, а также дисциплин вариативной части профессионального цикла

Освоение дисциплины «Методика преподавания предмета «Окружающий мир» является необходимой базой для прохождения педагогической практики.

 

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

-     способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

-     готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

-     способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса  (ПК-4);

-     способен к решению задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).

- способен применять знание теоретических основ и технологий начального естественнонаучного образования, понимать значение экологии в современном мире, соблюдать и пропагандировать основные принципы защиты окружающей среды, формировать предпосылки научного мировоззрения младших школьников, развивать их умение наблюдать, анализировать, обобщать (СК-5).

 

В результате изучения дисциплины студент должен 

знать:

содержание, методы, формы работы с младшими школьниками в области естествознания;

методику преподавания;

пути формирования естественнонаучных понятий;

принципы экологического воспитания младших школьников;

уметь:

проводить опыты, практические работы по естествознанию;

организовывать и проводить с младшими школьниками различные виды внеурочной и внеклассной работы;

проводить мероприятия по охране природы;

владеть:

навыками работы с учебниками и учебными пособиями по естествознанию, а также составлению тематических и поурочных планов.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц.

5. Разработчик:      

МПГУ, доцент кафедры естественных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе Е.Ф. Козина.

 

«Методика преподавания технологии»

 

1. Цель дисциплины: формирование готовности к применению современных методик и технологий ведения образовательной деятельности в предметной области «Технология».

2.   Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Методика преподавания технологии» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.13).

Для освоения дисциплины «Методика преподавания технологии» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения предмета «Технология» в общеобразовательной школе, а также дисциплин «Педагогика», «Психология», «Возрастная анатомия,  физиология и гигиена», «Методика обучения и воспитания младших школьников.

Освоение дисциплины «Методика преподавания технологии» является необходимой базой для  прохождения педагогической практики.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

-     способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

-     готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

-     способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса  (ПК-4);

-     способен к решению задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12);

-     способен применять знание теоретических основ и навыки организации практической деятельности начального художественно-эстетического образования, обеспечивающие развитие творчества и самостоятельности детей младшего школьного возраста (СК-6).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

содержание предмета и методику преподавания технологии в начальной школе;

основы технологической культуры, художественного творчества, художественного конструирования и моделирования в начальной школе;

современные требования к урокам технологии в начальной школе;

уметь:

организовывать педагогический процесс по формированию знаний, умений, навыков у детей младшего школьного возраста,

выбирать методы, формы и средства обучения;

составлять планы-конспекты в соответствии со структурой урока технологии; использовать различные материалы и инструменты в творческих работах;

владеть:

различными технологиями и методическими приемами для обучения детей младшего школьного возраста на уроках технологии.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

5. Разработчики:

МПГУ, доцент кафедры эстетического и трудового воспитания младших школьников, кандидат педагогических наук, В.В. Выгонов

МПГУ, доцент кафедры эстетического и трудового воспитания младших школьников, кандидат педагогических наук, Э.М. Галямова

 

«Методика преподавания изобразительного искусства»

  1. 1.    Цель дисциплины: формирование готовности к применению методик и технологий ведения образовательной деятельности по предмету «Изобразительное искусство».

 

2.   Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Методика преподавания изобразительного искусств» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.14).

Для освоения дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусств» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения изобразительного искусства в общеобразовательной школе. а также дисциплин «Педагогика», «Психология», «Возрастная анатомия,  физиология и гигиена», «Методика обучения и воспитания младших школьников».

Освоение дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусств» является необходимой базой для прохождения педагогической практики.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

-        способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

-        готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

-        способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

-        способен к решению задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12);

-        способен применять знание теоретических основ и навыки организации практической деятельности начального художественно-эстетического образования, обеспечивающие развитие творчества и самостоятельности детей младшего школьного возраста (СК-6).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

теоретические основы изобразительного искусства;

терминологию и средства художественной выразительности, применяемые в процессе изобразительной деятельности;

особенности развития изобразительного творчества у детей младшего школьного возраста;

роль и значение уроков изобразительного искусства в системе эстетического воспитания младших школьников;

особенности различных программ по предмету «Изобразительное искусство» для начальной школы;

уметь:

использовать изобразительную деятельность как средство эстетического воспитания и художественного образования младших школьников;

самостоятельно выбирать методы, формы и средства обучения для конкретного урока изобразительного искусства и использовать их для активизации творческих способностей детей;

владеть:

приемами и методами рисования, в том числе реалистического изображения в различных художественных материалах.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

5. Разработчики:

МПГУ, доцент кафедры эстетического и трудового воспитания младших школьников, В.А. Павлов.

 

«Теория и методика музыкального воспитания»

  1. 1.    Цель дисциплины: формирование готовности по применению методик и технологий ведения образовательной деятельности по музыкальному воспитанию младших школьников.

2.   Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Теория и методика музыкального воспитания» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.15).

Для освоения дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения музыкального искусства в общеобразовательной школе, а также дисциплин «Педагогика», «Психология», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Методика обучения и воспитания младших школьников».

Освоение дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания» является необходимой базой для  прохождения педагогической практики.

3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

-        способен реализовывать учебные программы базовых курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

-        готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени  образовательного учреждения (ПК-2);

-        способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса  (ПК-4);

-        способен к решению задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12);

-        способен применять знание теоретических основ и навыки организации практической деятельности начального художественно-эстетического образования, обеспечивающие развитие творчества и самостоятельности детей младшего школьного возраста (СК-6).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

содержание, методы и формы музыкального воспитания учащихся;

виды и жанры музыкального искусства, 

основные элементы теории музыки;

историю развития зарубежной и отечественной музыкальной культуры,

историю детского музыкального воспитания;

методологические и научные основы музыкального образования в начальной школе;

содержание программ, учебников и рабочих тетрадей по музыке;

виды музыкальной деятельности младших школьников на уроках музыки;

уметь:

анализировать музыкальные произведения;

использовать учебники, рабочие тетради, по музыкальному воспитанию школьников, аудио- и видеозаписи,  музыкальные инструменты;

проводить внеклассные музыкальные занятия с учащимися;

владеть:

навыками слухового анализа;

элементарными навыками игры на фортепиано;

навыками пения соло и в вокально-хоровом коллективе;

основными дирижерско-хоровыми навыками.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

5. Разработчик:

МПГУ, профессор кафедры эстетического и трудового воспитания младших школьников, доктор педагогических наук, Л.А. Безбородова.

Поделиться

Получайте материалы на почту

Присылаем письма не чаще раза в неделю, вы всегда можете отписаться.