Госдума одобрила госрегулирование объема платных мест в вузах

15.05.2025

Правительство России будет определять, сколько платных мест должно быть в российских вузах, а также конкретные специальности. Направленный на это законопроект Госдума приняла в первом чтении. Исправлять ситуацию надо, потому что 56 процентов студентов учатся за деньги, далеко не всегда получая нужное на рынке труда образование, подчеркнул председатель ГД Вячеслав Володин.

Путин: Мы найдем тысячу причин не пускать на наш рынок тех, кто здесь не нужен

 

Законопроект он ранее внес вместе со спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко, коллегами-депутатами и сенаторами. Согласно инициативе, прием на платное обучение по образовательным программам высшего образования будет проводиться в объеме, определяемом кабмином. Что важно, правительство будет устанавливать эти лимиты с учетом потребностей экономики в квалифицированных кадрах и отраслевых особенностей.

 

Замглавы Минобрнауки РФ Дмитрий Афанасьев уточнил, что платный прием в российские вузы будет ежегодно корректироваться, правительство будет действовать гибко. Предполагается исходить из изменений в прогнозе потребности в кадрах, который разрабатывает Минтруд. "Вместе с депутатами Госдумы будем обсуждать эти параметры и закладывать их в план приема в вузы на следующий год", - заявил он. В кабмине обещали народным избранникам, что подзаконные акты будут подготовлены в короткий срок - в течение месяца.

 

Почему реформа назрела? Как пояснил Володин, в настоящее время у министерства высшего образования и науки нет полномочий регулировать объемы платного обучения. Это делают сами вузы, и в итоге 56 процентов от числа всех обучающихся и в государственных, и в частных вузах получают образование на платной основе. Из общего количества платных студентов 42,5 процента учатся на экономических и юридических отделениях, добавил он. У Володина возникли сомнения, есть ли у высшей школы ориентированность на рынок труда. Таким образом, введение госрегулирования в этой сфере поможет повысить качество высшего образования, считает спикер ГД.

 

Замглавы Минобрнауки подтвердил его данные и добавил, что на программах по творческим направлениям платники составляют не более 10%. "Платные студенты по инженерным направлениям - 22%, по гуманитарным направлениям педагогическим - это около 7%. Платные медики - чуть более 6%, - заявил Афанасьев. - Поэтому нам нужно изменить структуру приема. Там, где все же необходим платный прием, поддержать его в том числе методами льготного образовательного кредита. И попридержать платный прием там, где он не поддержан ни потребностями кадров, ни практикой реального качественного трудоустройства". Это коснется в первую очередь тех же экономистов и юристов, уточнил замминистра.

 

Лидер фракции "Справедливая Россия - За правду" Сергей Миронов высказался жестче: по его оценке, ряд ректоров считают платное образование хорошей кормушкой, каждый год увеличивая число коммерческих мест. Он также обратился к студентам, которые поступают за деньги для учебы на экономистов и юристов: "Я вам говорю, будете безработные, будете вынуждены переучиваться, либо таксовать, курьерами работать". Экономике нужны врачи, нужны инженеры, айтишники, привел депутат примеры. Таким образом, новый закон поможет не плодить безработных с высшим образованием, да еще и за их счет, резюмировал Миронов.

 

Отметим, что документ подготовлен по поручению главы государства. 6 февраля на заседании Совета при президенте РФ по науке и образованию Владимир Путин призвал исключить чрезмерный платный набор в вузы по специальностям, на которые отсутствует спрос со стороны экономики и рынка труда.

 

В случае принятия закон вступит в силу с 1 сентября 2026 года. Как ранее пояснила председатель Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, нововведение не коснется вступительной кампании 2025 года.

 

Впрочем, это еще может измениться - Вячеслав Володин предложил начать переходный период уже с 1 сентября нынешнего года.

 

На пленарном заседании Гумерова заявила депутатам, что новый закон вследствие принятия поможет снизить напряженность на рынке труда, повысит качество выпускаемых вузами кадров. "На платные места поступают абитуриенты с баллами в среднем ниже, чем на бюджетные", - отметила сенатор.

 

Глава Комитета по науке и высшему образованию ГД Сергей Кабышев напомнил, что в лихие для нашей страны годы был запущен процесс "товаризации" высшего образования, так что пора признать ошибки и исправить их. "Образование -это получение знаний, а не корочки. Общество деградирует, если университет становится супермаркетом", - сравнил депутат.

 

Комментарии

Никита Чаплин, член комитета по бюджету и налогам (ЕР):

 

"Мы создаем механизм, который позволит более эффективно регулировать структуру подготовки специалистов. Это не значит, что мы ограничиваем право граждан на получение высшего образования. Наоборот, мы стремимся к тому, чтобы образование, полученное в вузе, было востребовано, а выпускники имели реальные перспективы трудоустройства.

 

Регулирование количества платных мест позволит перенаправить ресурсы и сконцентрировать усилия на подготовке специалистов по направлениям, которые действительно необходимы экономике. Особое внимание будет уделено разработке четких критериев и механизмов определения необходимого количества платных мест. Важно, чтобы этот процесс был прозрачным и учитывал мнение экспертов, представителей бизнеса и образовательного сообщества".

 

Владимир Сипягин, первый зампред Комитета по науке и высшему образованию:

 

"Чтобы обеспечить соответствие между образованием и потребностями рынка труда, необходимо начинать со средней школы. Важно заинтересовать молодежь в таких предметах, как физика и химия, необходимых для инженерных специальностей.

 

Важно, чтобы вузы готовили специалистов, востребованных в экономике страны, в таких сферах, как промышленность, медицина и педагогика. Именно поэтому вопрос соответствия начинается в средней школе: интересные уроки, хорошая материально-техническая база и высококвалифицированные педагоги - вот что нужно для привлечения абитуриентов. Сейчас же многие выбирают более простые пути, поступая на юридические или экономические специальности, потому что сдавать ЕГЭ по этим предметам легче.

 

Важно также, чтобы правительство, в лице министерства науки и высшего образования, определило четкие критерии и принципы оценки и распределения квот платного образования. Необходимо учитывать материально-техническую базу вуза, трудоустройство выпускников и уровень их заработной платы".

 

 

 

 

Источник: https://rg.ru/2025/05/14/gosduma-odobrila-gosregulirovanie-obema-platnyh-mest-v-vuzah.html

 

Поделиться

Получайте материалы на почту

Присылаем письма не чаще раза в неделю, вы всегда можете отписаться.