О недостатках в ФГОС для техн. напр. (реализация математики)

admin · 16.12.2023 18:02
Настоящая тема публикуется на форуме из личной переписки администратора и зав. кафедрой «Высшая математика» Грозненского государственного нефтяного технического университета, д.т.н., профессора, Саидова Вахаба Ахмедовича[/i:2cisn1au] [i:2cisn1au]Публикуется с согласия Саидова Вахаба Ахмедовича [b:2cisn1au]О недостатках в ФГОСах для технических направлений ВПО (Проблемы реализации математических дисциплин в ФГОС ВПО)[/b:2cisn1au] Нет нужды доказывать, что в техническом ВУЗе базовыми учебными дисциплинами должны быть физика и математика, ибо они определяют успехи обучающихся при освоении других, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Последние 15-20 лет ВУЗам удавалось (не без труда) обеспечивать необходимый уровень подготовки выпускников, по крайней мере, для этого у них была правовая база – ГОСы, где были оговорены конкретные объёмы времени, отводимого для подготовки инженеров по той или иной специальности, а по высшей математике существовали «Примерные типовые программы» для различных групп специальностей, в том числе и для технических. При работе с некоторыми ФГОСами, принятыми взамен ГОСов, возникает много вопросов. \ Возьмём ФГОС (бакалавры) для направления «Технологические машины и оборудование», профили «Оборудование нефтегазопереработки», «Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов». Вот выписка из него: «обучающийся должен знать: основные математические положения, законы и др. сведения, необходимые для применения в конкретной предметной области при изготовлении машиностроительной продукции». Такое «ценное указание» позволяет профилирующим кафедрам составлять учебные планы, сводя значение этой базовой для технических специальностей дисциплины до уровня ниже, чем, скажем, в гуманитарных средних учебных заведениях. Другой пример. Во ФГОСах для бакалавров профилей «Промышленное и гражданское строительство», «Городское строительство и хозяйство» и другие, а также для специалистов профиля «Строительство уникальных зданий и сооружений» направления «Строительство и архитектура»» требования к обучающимся по математической подготовке одни и те же: «обучающийся должен знать: фундаментальные основы высшей математики, включая алгебру, геометрию, математический анализ, теорию вероятностей и основы математической статистики». Для малосведущего в математике это может означать: если у бакалавров срок подготовки стал меньше на 1 год по сравнению с тем, что было раньше, при подготовке инженеров по тем же специальностям, то можно существенно сократить объём часов, отводимых на математику, не обращая внимания на такие учебные дисциплины, как физика, теоретическая механика, техническая механика, сопротивление материалов, основы теплотехники и гидравлики и многие другие, освоение которых невозможно без хорошей математической базы. х ФГОС предписывает вузам диапазоны общего объёма часов и объёма аудиторных часов. Видимо, составители ФГОСов руководствовались благими намерениями – мол, на местах вузы должны сами решать, как поступать с этими диапазонами. Такая позиция, конечно, идёт в унисон с тем, как правительство РФ стремится предоставить больше самостоятельности регионам при решении ряда хозяйственных вопросов. Но в данном вопросе от Министерства образования и науки, на мой взгляд, должны исходить требования, обязательные для всех технических вузов, т. е. должны быть оговорены конкретные объёмы часов на фундаментальные для технических вузов дисциплины - физику и математику: думаю, что не все заведующие профилирующими кафедрами, которые разрабатывают учебные планы, сами имеют достаточную математическую подготовку, а потому вряд ли могут правильно оценить роль физико-математического образования для подготовки специалистов в техническом вузе. Поэтому при составлении учебных планов часто ущемляются фундаментальные дисциплины, принимая левые границы установленных ФГОСом диапазонов, загружая учебные планы общетехническими и другими учебными дисциплинами, не имеющими важного значения для подготовки специалистов. Кроме отмеченного в последнем абзаце, Минобрнауки следовало бы провести всероссийское совещание заведующих кафедрами высшей математики вузов, на котором можно было бы рассмотреть, в частности, проекты Примерных типовых программ математических дисциплин для основных направлений подготовки (технических, экономических и других). Зав. кафедрой «Высшая математика» Грозненского государственного нефтяного технического университета, д.т.н., профессор Саидов Вахаб Ахмедович
GrayDog · 18.12.2023 20:25
Тема поднята давно, но своей актуальности она не утратила. Поэтому позволю себе ответить. ФГОС,как сказал бы музыкант, "задает тему", а уж как она "прозвучит", зависит от исполнителя. Зачастую разработкой ООП занимаются не совсем компетентные люди, и зачастую - одиночки (декан, замдекана, метдист). В то же время процесс создания ООП чрезвычайно сложен, научен и под силу только группе разработчиков - специалистов с разных факультетов, кафедр. циклов. Причем разработчиков этих нужно профессионально готовить. Много ли где реализован такой подход? Если же мы имеем дело с неграмотной, субъективной разработкой программ, разе ФГОС тому виной? Может, стоит "научиться играть"?
admin · 18.12.2023 21:08
Согласен!!!!!!!

Войдите чтобы ответить на сообщение

Отвечать на этом форуме могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, войдите в личный кабинет или зарегистрируйтесь.

Получайте материалы на почту

Присылаем письма не чаще раза в неделю, вы всегда можете отписаться.